На главную

Сергей Владимирович Герасимов. Психология зла

Все книги


Содержание


Введение
ГЛАВА 1
ЧЕЛОВЕК И ИДЕЯ
1.1. ЭФФЕКТ МАЯТНИКА
1.2. ЗЛО КАК БОЛЕЗНЬ
1.3. ЗАРАЖЕНИЕ ИДЕЕЙ. ЛИХОРАДКА
1.4. СРАЗУ ПОСЛЕ ЗАРАЖЕНИЯ. БЕССИМПТОМНАЯ ФАЗА
1.5. СТЫД КАК ПРИВИВКА ОТ ЗЛА
1.6. ИММУНИТЕТ КО ЗЛУ
1.7. ВОЗМОЖНОСТЬ ЗАРАЖЕНИЯ И ОТВРАЩЕНИЕ
ГЛАВА 2
ЗАРАЖЕНИЕ ЗЛОМ
2.1. ВИРУС
2.2. ИНФОРМАЦИОННЫЙ ВИРУС
2.3. МУТАЦИЯ ИДЕИ
2.4. ИНФОРМАЦИОННЫЕ ЭПИДЕМИИ
2.5. МОРАЛЬНАЯ ЭПИДЕМИЯ
2.6. БОЛЕЗНЬ И ЗДОРОВЬЕ
2.7. АНАЛОГИЯ С ИЗВЕСТНЫМИ ЗАБОЛЕВАНИЯМИ
2.8. ВОЗМОЖНОСТИ ЛЕЧЕНИЯ
ГЛАВА 3
НЕКОТОРЫЕ ВАРИАНТЫ ЗЛА
3.1. НЕКОТОРЫЕ КВАНТОВЫЕ ЭФФЕКТЫ
3.2. ПОД ГИПНОЗОМ ИДЕИ
3.3 ИНТЕРЕС
3.4. ПОИСКОВЫЙ И ИСПЫТАТЕЛЬНЫЙ ИНТЕРЕС
3.5. ХУЛИГАНСТВО
3.6. СТРЕМЛЕНИЕ К ОПАСНОСТИ
3.7. ДЕДОВЩИНА
3.8. БЕСПОЛЕЗНАЯ БОЛТОВНЯ
3.9. ЦЕПНАЯ РЕАКЦИЯ ИНТЕРЕСА
ГЛАВА 4
ФОРМЫ ЗЛА. ПРИМИТИВИЗМ
4.1. УСЛОВНОЕ РАВЕНСТВО
4.2. МАССА И ЭЛИТА
4.3. ПОРТРЕТ ПРИМИТИВА
4.4. ПОЛЕЗНОСТЬ НРАВСТВЕННОЙ ТУПОСТИ
4.5. НЕКОТОРЫЕ ЧЕРТЫ ПРИМИТИВА
4.6. ЦЕННОСТЬ ЖИЗНИ
4.7. ЛЕЧЕНИЕ
4.8. КАЧЕСТВО ЧЕЛОВЕКА
4.9. НАРОДНОСТЬ И АРИСТОКРАТИЗМ ДУХА
ГЛАВА 5
ФОРМЫ ЗЛА. ФАНАТИЗМ И ФАНАТОИД: ПОРАБОЩЕНИЕ ИДЕЕЙ
5.1. СИНДРОМ ЧАРТКОВА
5.2. ДАР
5.3. ФАНАТОИД
5.4. ЛОГИКА ФАНАТИЗМА
5.5. ПОДМЕНА ПРАВДЫ ПРАВДОПОДОБИЕМ
5.6. ЦЕПОЧКА НАРАСТАЮЩИХ ЖЕРТВ. КАК ИДТИ ВПЕРЕД, УНИЧТОЖАЯ СЕБЯ
5.7. ФАНАТИК
5.8. ИДЕЯ КАК БОГ
ГЛАВА 6
ФОРМЫ ЗЛА. ЛАБИРИНТНОСТЬ
6.1. ЛОГИКА ПРОТИВ РАЗУМА
6.2. ЛАБИРИНТ. ПРИПИСЫВАНИЕ СОБСТВЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ
6.3. АБСТРАГИРОВАНИЕ
6.4. ЗАПРЕТ КАК ПРОСТЕЙШЕЕ РЕШЕНИЕ
6.5. ТЕХНИЧЕСКИЕ ДЕТАЛИ
6.6. ФУНКЦИЯ ЛАБИРИНТА
6.7. ШЕСТЬ НЕОБХОДИМОСТЕЙ
6.8. АВТОЛАБИРИНТНОСТЬ
6.9. ПСИХОЛОГИЯ ЗАПРЕТОВ НА СЕКС
6.10. ЗДОРОВЬЕ
ГЛАВА 7
ПРОБЛЕМЫ ЗДОРОВЬЯ
7.1 РАЗМНОЖЕНИЕ ИДЕЙ
7.2 ЛЮБОВЬ
7.3 ТВОРЧЕСТВО
7.4 ЛИЧНОСТЬ И ЗДОРОВЬЕ
ГЛАВА 8
ДРУГИЕ ФОРМЫ ЗЛА
8.1. СПРАВЕДЛИВОСТЬ
8.2. НЕГОДЯИ
8.3. КРИМИНАЛЬНОСТЬ
8.4. ЖЕСТОКОСТЬ
8.5. ОБИДЧИВОСТЬ И ОБИДА
8.6. ГНЕВ
8.7. ВОИНСТВЕННОСТЬ
8.8. БЕСТОЛКОВОСТЬ
8.9. НЕЧЕСТНОСТЬ
8.10. ОСЛОЖНЕНИЯ ОСНОВНЫХ БОЛЕЗНЕЙ
ГЛАВА 9
ЭКОЛОГИЯ ЗЛА
9.1 РЕКЛАМНАЯ КУЛЬТУРА. СОТВОРЕНИЕ ЧУНДРИКА
9.2. УНИЧТОЖЕНИЕ СТЫДА. СКАНДАЛЫ
9.3. ПОДАВЛЕНИЕ СВОБОДЫ
9.4. ИСТОЧНИКИ ЗАРАЖЕНИЯ

9.4. ИСТОЧНИКИ ЗАРАЖЕНИЯ


Некоторые вещи на виду. Нездоровы многие люди, с которыми нам приходится каждый день встречаться: соседи, прохожие, случайные попутчики. Это один источник заражения. Тюрьмы и другие «исправительные» учреждения являются постоянными очагами заразы, как огромные гниющие фурункулы или гнойные раны – это второй источник. Фильмы, да и ежедневные новости тоже, приучают к мысли, что ценность человеческой жизни РАВНА НУЛЮ – это третий. Нездоровы и многие люди, облеченные властью. Над каждым обыкновенным человеком надстроена пирамида таких – это как цирковая пирамида, когда один стоит на плечах у другого и понятно, кому тяжелей всего. Хуже всего то, что эти люди могут решать за тебя твою собственную судьбу, хотя в многие из них глупы, морально больны и недостойны даже твоего расположения – это четвертый источник.
Не всегда здоровы воспитатели и учителя – пятый источник. Но это далеко не все.
Виновато время. Наше время просто и понятно, как теорема Пифагора – для успеха тебе нужны три качества: наглость, ограниченность и умение вовремя повернуть туда, куда дует ветер – флюгерность. Порядочность, как и культура, выглядят заболеваниями, не особенно заразными, впрочем. У порядочности и культуры есть принципиальный недостаток: без них живется легче.
Другие вещи не столь очевидны. Государство, в принципе, считает каждого человека своей собственностью и обращается с ним, как с собственностью: что‑то заставляет, что‑то запрещает, во все лезет, и лишь по техническим причинам и из‑за принципиального сопротивления индивидуумов, не все может и не везде достает. Но мы всегда в долгу перед ним, мы обязаны любить его и почитать, даже если оно того не стоит.
И последняя могучая сила, которая не дает нам быть здоровыми: средства массовой информации, от которых почти невозможно укрыться.
По этому поводу приведу лишь один пример, все остальное ясно без слов.

ПРИМЕР 82. (Цитата) Р. Чалдини, «Психология влияния»

Филипс также провел серию широкомасштабных исследований причин убийств (1983). Результаты этих исследований не могут на вызывать тревогу. Было выяснено, что число совершенных убийств резко увеличивается после широкого освещения средствами массовой информации актов насилия. Сообщения в вечерних новостях о боях боксеров‑тяжеловесов вызывают, по всей видимости, заметное увеличение числа убийств в Соединенных Штатах. Анализ выявленной закономерности, проводившийся в период с 1973 по 1978 год, убедительно показал, что агрессивные действия в данном случае имеют подражательный характер. Так, в течение десяти дней после того, как на ринге терпел поражение черный боксер, значительно увеличивалось число убийств, жертвами которых были молодые черные мужчины, но не молодые белые. Если же проигрывал белый боец, именно молодых белых мужчин, а не молодых черных убивали чаще в последующие десять дней.

* * *

Удивительное свойство творчества – с помощью неправильных или вообще любых посылок приходить к верным и новым результатам. Когда человек начинает творчески работать, он уже предчувствует ответ, на него набегает тень истины, как тень большого облака, он знает в какую сторону нужно смотреть и, если он правильными доводами докажет что‑то неверное, то это почувствует. Нам дано ощутить истину. Мы чувствуем ее так, как вода, выпускаемая из ванны, чувствует вращение земли и закручивается всегда в одну и ту же сторону. Но, в сущности, мы так же слабо понимаем истину, как струйка воды не понимает законов астродинамики. Мы не можем понять, но можем передать свое впечатление. Именно это я и пытался сделать.
Материалы, которые использовались в этой книге, более или менее случайны.
Все сказанное можно было бы доказывать с помощью других доводов или иллюстрировать другими примерами. Так разные атомы могут строить одинаковые кристаллы. Книга, которую вы прочли, могла бы оказаться намного толще. Я отбросил большую часть доводов и доказательств. Когда аргументов слишком много, они становятся сомнительны. Вначале идея служит истине, а потом истина прислуживает идее, а идея подделывает и притягивает факты за уши, чтобы они хоть как‑то соответствовали ей. Такова единственная форма отношений между этой парой абстракций.
Любая проблема требует для своего решения только двух вещей: смещения точки зрения, новой системы умственных координат, нового взгляда и, второе, времени – тогда она будет решена, а вслед за ней встанут новые проблемы, пока неведомые нам. Они как дальние снеговые шапки, едва‑едва наметившиеся и почти слитые с небом за контурами близких темных гор. Гряда проблем идет в бесконечность, как и гряда идей, которые разрешат эти проблемы. Так человечество расчищает себе жизненное пространство.
Целью этой книги было только смещение точки зрения на зло. Я старался не предлагать решений даже там, где они почти напрашивались. Правильные решения – дело практиков. Самое большее, что может сделать теория – показать одно из множества возможных направлений.
Каждая проблема, в том числе проблема зла, это маленькая вселенная, бесконечная внутри и ограниченная снаружи. Находясь внутри, нельзя ничего принципиально решить и почти ничего нельзя сделать. Как бы подробно мы ни рассматривали детали, они остаются всего лишь мелкими деталями механизма зла.
Для овладения проблемой нужно посмотреть на зло как на целое, как на единый организм, в котором каждый орган неотделим и работает совместно с остальными.
Нужно увидеть зло в лицо или хотя бы со спины и при плохом освещении, но во весь рост.
Напоследок можно указать три пути борьбы со злом, по которым идти НЕЛЬЗЯ – три болезненные пути:
1) Путь запретов, или лабиринтный путь – запреты книг, кинофильмов или просто мнений, которые кто‑то определил как вредные или безнравственные.
2) Путь войны, или путь фанатика – любой, кто воюет за благородные идеи, постепенно теряет собственное благородство, а со временем оказывается хуже того, с чем воюет.
3) Путь насилия, или путь примитива.
Но что же тогда остается?
Давайте будем смотреть и видеть, замечать зло вокруг себя и внутри себя – во всех его формах, явных и скрытых, и не допускать его к себе. Давайте, как минимум, соблюдать правила личной гигиены. Это не такое уж безнадежное занятие, как может показаться. В какую бы грязь ни окунали человека, невозможно испачкать его внутри, если он сам этого не хочет. Негодяя можно купить или запугать, бюрократу приказать, фанатика можно увлечь новым вариантом лжи. Но личность непобедима и поэтому добро – самая сильная вещь на свете. Каждая личность – как блестящая спица, вдвинутая в будущее, и на этих опорах будущее сможет удержаться.
Заканчивается век. Заканчивается тысячелетие. Заканчивается год.
Заканчивается день. На моих часах без тридцати секунд двенадцать ночи. За окном снег и одинокий освещенный ларек за деревьями. На улице ни одного фонаря – тьма и пустота. И где‑то там, на сломе времени, рождается будущее.