Ќа главную

—ергей ¬ладимирович √ерасимов. ѕсихологи€ зла

¬се книги


—одержание


¬ведение
√Ћј¬ј 1
„≈Ћќ¬≈  » »ƒ≈я
1.1. Ё‘‘≈ “ ћјя“Ќ» ј
1.2. «Ћќ  ј  ЅќЋ≈«Ќ№
1.3. «ј–ј∆≈Ќ»≈ »ƒ≈≈…. Ћ»’ќ–јƒ ј
1.4. —–ј«” ѕќ—Ћ≈ «ј–ј∆≈Ќ»я. Ѕ≈——»ћѕ“ќћЌјя ‘ј«ј
1.5. —“џƒ  ј  ѕ–»¬»¬ ј ќ“ «Ћј
1.6. »ћћ”Ќ»“≈“  ќ «Ћ”
1.7. ¬ќ«ћќ∆Ќќ—“№ «ј–ј∆≈Ќ»я » ќ“¬–јў≈Ќ»≈
√Ћј¬ј 2
«ј–ј∆≈Ќ»≈ «Ћќћ
2.1. ¬»–”—
2.2. »Ќ‘ќ–ћј÷»ќЌЌџ… ¬»–”—
2.3. ћ”“ј÷»я »ƒ≈»
2.4. »Ќ‘ќ–ћј÷»ќЌЌџ≈ Ёѕ»ƒ≈ћ»»
2.5. ћќ–јЋ№Ќјя Ёѕ»ƒ≈ћ»я
2.6. ЅќЋ≈«Ќ№ » «ƒќ–ќ¬№≈
2.7. јЌјЋќ√»я — »«¬≈—“Ќџћ» «јЅќЋ≈¬јЌ»яћ»
2.8. ¬ќ«ћќ∆Ќќ—“» Ћ≈„≈Ќ»я
√Ћј¬ј 3
Ќ≈ ќ“ќ–џ≈ ¬ј–»јЌ“џ «Ћј
3.1. Ќ≈ ќ“ќ–џ≈  ¬јЌ“ќ¬џ≈ Ё‘‘≈ “џ
3.2. ѕќƒ √»ѕЌќ«ќћ »ƒ≈»
3.3 »Ќ“≈–≈—
3.4. ѕќ»— ќ¬џ… » »—ѕџ“ј“≈Ћ№Ќџ… »Ќ“≈–≈—
3.5. ’”Ћ»√јЌ—“¬ќ
3.6. —“–≈ћЋ≈Ќ»≈   ќѕј—Ќќ—“»
3.7. ƒ≈ƒќ¬ў»Ќј
3.8. Ѕ≈—ѕќЋ≈«Ќјя ЅќЋ“ќ¬Ќя
3.9. ÷≈ѕЌјя –≈ј ÷»я »Ќ“≈–≈—ј
√Ћј¬ј 4
‘ќ–ћџ «Ћј. ѕ–»ћ»“»¬»«ћ
4.1. ”—Ћќ¬Ќќ≈ –ј¬≈Ќ—“¬ќ
4.2. ћј——ј » ЁЋ»“ј
4.3. ѕќ–“–≈“ ѕ–»ћ»“»¬ј
4.4. ѕќЋ≈«Ќќ—“№ Ќ–ј¬—“¬≈ЌЌќ… “”ѕќ—“»
4.5. Ќ≈ ќ“ќ–џ≈ „≈–“џ ѕ–»ћ»“»¬ј
4.6. ÷≈ЌЌќ—“№ ∆»«Ќ»
4.7. Ћ≈„≈Ќ»≈
4.8.  ј„≈—“¬ќ „≈Ћќ¬≈ ј
4.9. Ќј–ќƒЌќ—“№ » ј–»—“ќ –ј“»«ћ ƒ”’ј
√Ћј¬ј 5
‘ќ–ћџ «Ћј. ‘јЌј“»«ћ » ‘јЌј“ќ»ƒ: ѕќ–јЅќў≈Ќ»≈ »ƒ≈≈…
5.1. —»Ќƒ–ќћ „ј–“ ќ¬ј
5.2. ƒј–
5.3. ‘јЌј“ќ»ƒ
5.4. Ћќ√» ј ‘јЌј“»«ћј
5.5. ѕќƒћ≈Ќј ѕ–ј¬ƒџ ѕ–ј¬ƒќѕќƒќЅ»≈ћ
5.6. ÷≈ѕќ„ ј Ќј–ј—“јёў»’ ∆≈–“¬.  ј  »ƒ“» ¬ѕ≈–≈ƒ, ”Ќ»„“ќ∆јя —≈Ѕя
5.7. ‘јЌј“» 
5.8. »ƒ≈я  ј  Ѕќ√
√Ћј¬ј 6
‘ќ–ћџ «Ћј. ЋјЅ»–»Ќ“Ќќ—“№
6.1. Ћќ√» ј ѕ–ќ“»¬ –ј«”ћј
6.2. ЋјЅ»–»Ќ“. ѕ–»ѕ»—џ¬јЌ»≈ —ќЅ—“¬≈ЌЌџ’ ÷≈ЌЌќ—“≈…
6.3. јЅ—“–ј√»–ќ¬јЌ»≈
6.4. «јѕ–≈“  ј  ѕ–ќ—“≈…Ў≈≈ –≈Ў≈Ќ»≈
6.5. “≈’Ќ»„≈— »≈ ƒ≈“јЋ»
6.6. ‘”Ќ ÷»я ЋјЅ»–»Ќ“ј
6.7. Ў≈—“№ Ќ≈ќЅ’ќƒ»ћќ—“≈…
6.8. ј¬“ќЋјЅ»–»Ќ“Ќќ—“№
6.9. ѕ—»’ќЋќ√»я «јѕ–≈“ќ¬ Ќј —≈ —
6.10. «ƒќ–ќ¬№≈
√Ћј¬ј 7
ѕ–ќЅЋ≈ћџ «ƒќ–ќ¬№я
7.1 –ј«ћЌќ∆≈Ќ»≈ »ƒ≈…
7.2 ЋёЅќ¬№
7.3 “¬ќ–„≈—“¬ќ
7.4 Ћ»„Ќќ—“№ » «ƒќ–ќ¬№≈
√Ћј¬ј 8
ƒ–”√»≈ ‘ќ–ћџ «Ћј
8.1. —ѕ–ј¬≈ƒЋ»¬ќ—“№
8.2. Ќ≈√ќƒя»
8.3.  –»ћ»ЌјЋ№Ќќ—“№
8.4. ∆≈—“ќ ќ—“№
8.5. ќЅ»ƒ„»¬ќ—“№ » ќЅ»ƒј
8.6. √Ќ≈¬
8.7. ¬ќ»Ќ—“¬≈ЌЌќ—“№
8.8. Ѕ≈—“ќЋ ќ¬ќ—“№
8.9. Ќ≈„≈—“Ќќ—“№
8.10. ќ—Ћќ∆Ќ≈Ќ»я ќ—Ќќ¬Ќџ’ ЅќЋ≈«Ќ≈…
√Ћј¬ј 9
Ё ќЋќ√»я «Ћј
9.1 –≈ ЋјћЌјя  ”Ћ№“”–ј. —ќ“¬ќ–≈Ќ»≈ „”Ќƒ–» ј
9.2. ”Ќ»„“ќ∆≈Ќ»≈ —“џƒј. — јЌƒјЋџ
9.3. ѕќƒј¬Ћ≈Ќ»≈ —¬ќЅќƒџ
9.4. »—“ќ„Ќ» » «ј–ј∆≈Ќ»я

4.5. Ќ≈ ќ“ќ–џ≈ „≈–“џ ѕ–»ћ»“»¬ј


¬се примитивы люди имеют несколько почти об€зательных общих черт. Ёто невысокий интеллект (но не об€зательно очень низкий), отсутствие выраженных специальных способностей, посто€нное использование ругательств, скандальность в отношени€х, употребление алкогольных напитков и иногда склонность к их чрезмерному употреблению, специфическое чувство юмора.
а) ругательства.
ѕримитив не имеет в своем арсенале негрубых средств воздействи€ на людей; он не умеет быть вежливым, неспособен убедить, разумно обсудить проблему, предложить компромисс, изменить свою точку зрени€, найти неожиданное решение. ѕоэтому у него остаетс€ лишь два средства вли€ни€ на собеседника: непосредственное насилие и грубость.  ак уже говорилось, приминение физического насили€ повсеместно ограничено, зато грубость (ругань, выплескивание злости, речева€ агресси€, угрозы) можно использовать в большенстве ситуаций. ѕоэтому грубый стиль отношений оказываетс€ единственно возможным дл€ примитива.
»з‑за неиспользовани€ "слабых", маломощных, но умных и тонких стратегий примитив приобретает привычку к единственному Ђсильномуї способу поведени€.
Ётот способ состоит, главным образом, в унижении кого‑либо. ќн не ищет других вариантов, потому что с помощью единственного справл€етс€ с любыми жизненными ситуаци€ми. √овор€ метафорически, в результете привычки работать ломом, а не па€льником, ему приходитс€ чинить ломом телевизор; хот€ телевизор и перестает работать, но зато хорошо подходит в виде тумбочки. ѕоэтому люди, которым посто€нно приходитс€ общатьс€ с примитивным человеком, станов€тс€ примитивными сами. “о есть, √–”Ѕџ… —“»Ћ№ ќ“ЌќЎ≈Ќ»… «ј–ј«≈Ќ. ( ак и вообще заразен примитивный стиль отношений Ц еще и поэтому € отношу примитивизм к болезн€м, а не, скажем, к недостаткам)
»спользование ругательств упрощает мышление, так как упрощает оценки.
„еловек, привыкающий к ругательствам, перестает различать оттенки добра и зла.
¬се вокруг дл€ него оцениваетс€ по двубальной шкале: худшее это (подставьте любой мат), а лучшее это класс!!! great idea!!! плюс матерные выражени€ с положительный значением.
√овор€ ругательствами, можно вообще не мыслить, поэтому попугаи прекрасно могут употребл€ть ругательства. ѕредпочтение ругательств Ц тенденци€ к выключению интеллекта. ѕоэтому чаще других ругаютс€ группы людей с относительно низким интеллектом, как то: низшие социальные слои, дети, пь€ные и привычные алкоголики, солдаты, заключенные тюрем, сумасшедшие. ѕравда, во многих случа€х, этому причиной не только низкий интеллект, но и моральное заражение.
–угательства направлены против чувства чести. Ћюбое матерное высказывание, адресованное другому человеку, имеет целью разрушить его чувство чести.
—обеседника называют (привожу в буквальном переводе): сыном животного, сексуальным извращенцем, некоторыми органами тела, занимающимс€ любовью за деньги и так далее. ≈сли человек не возражает против такого обращени€, его честь либо разрушена, либо очень сильно недоразвита.
“о есть, ругань ведет к разрушению или недоразвитию нравственного чувства Ц во‑первых, своего; во‑вторых, чужого. ќно уменьшаетс€: через привычку к тому, что теб€ унижают Ц из‑за молчаливого согласи€, что ты такой‑то и такой‑то.
»з‑за того, что приходитс€ отвечать в том же духе, то есть посто€нно уменьшать свой стыд и боротьс€ против него. ѕривычка ругатьс€ пр€мо св€зана с отсутствием стыда, то есть со слабостью морального иммунитета. » поэтому к человеку, который ругаетс€, липнет все плохое; человек, который легко ругаетс€, легко совершает и подлость и низость; он не только заразен, но и легко заражаетс€ сам.
–угательство очень многозначно, поэтому оно равн€етс€ смысловому пробелу. ¬ том случае, если человек хочет выразить свое чувство, но не имеет ни слов, ни мыслей дл€ этого, он может выругатьс€ или использовать другой заменитель, например междометие, упоминание бога или черта. „ем меньше у человека слов и мыслей, тем чаще он ругаетс€. ≈сли бы можно было перевести на человеческий €зык лай двух случайно встретившихс€ агрессивных кобелей, перевод бы состо€л из ругательств. –угательства Ц способ выразить себ€, не пользу€сь ни мыслью, ни словом.
ѕравда, высокопарные или банальные фразы Ц такие же заменители осмысленных слов, как и ругательства. ќни кажутс€ более приемлемыми лишь потому, что не оскорбл€ют собеседника.
¬от обычный стиль отношений (подросткам примерно по четырнадцать лет, посиделки вечером; все, что в квадратных скобках, приведено в переводе).
ћальчик Ц девочке, неагрессивно: "ј ты, [проститутка], [самка собаки], отодвиньс€ [непереводимо] отсюда, а то € своим [половым органом] тебе до глаза достану." ќтвет аналогичен. ѕодобный разговор не имеющий ни темы, ни направлени€, поддерживаетс€ долго. ≈динственна€ его цель Ц не сидеть молча.
ѕроблема не стоит так: ругатьс€ Ц это хорошо или плохо, нужно ругатьс€ или нужно не ругатьс€? Ётот вопрос аналогичен вопросу о том, чесатьс€ или не чесатьс€, если у теб€ экзема. ‘акт состоит в том, что если ты ощущаешь потребность ругатьс€, то ты морально нездоров.
б) агрессивность
ƒл€ того, чтобы примитив начал издеватьс€ над невиновным, не нужна причина
Ц он просто так устроен, это его естественный стиль поведени€. Ќапример, истори€ сталинских репрессий это это истори€ борьбы массы против элиты и против самой себ€. ¬роде бы есть причина каждому отдельному убийству, хот€ бы кака€‑то причина, хот€ бы повод, но стоит отвлечьс€ от мелочей и посмотреть на все вобщем, как видишь: нет никаких причин этой громадной резне невиновных и нет никаких причин той жестокости, с которой эти действи€ производились, как нет причин, по которым ракова€ опухоль начинает разрушать здоровую ткань. “ак случилось, что человек заболел. “ак случилось, что заболела страна.
„еловек интеллигентный, подверга€сь агрессивному давлению массы, обычно задает себе вопрос: за что? ƒл€ него естественно, что никто не станет никого унижать без причины. ƒл€ примитива естественно обратное: унижение без причины.
—ѕќ—ќЅ ∆»«Ќ» ѕ–»ћ»“»¬Ќќ√ќ „≈Ћќ¬≈ ј Ц Ё“ќ ”Ќ»∆≈Ќ»≈. ”нижение всех окружающих и всего окружающего. Ёто основна€ его черта, котора€ про€вл€етс€ во всем.

ѕ–»ћ≈– 33.  вадратные глаза

¬одитель пытаетс€ исправить дверь автобуса. ¬друг оборачиваетс€ и начинает орать на пассажира, спокойно сто€щего поблизости: "“ы че смотришь квадратными глазами? “ебе шо, очки купить? “ак € куплю." » так далее Ц он разр€жаетс€, унижа€ другого. ƒл€ него это естественна€ форма поведени€.

Ќегод€й рвет конверты с письмами после того, как раскурочит почтовый €щик Ц зло в чисто виде, бескорыстное зло ради самого зла. Ќо предположим, что он увидит среди писем открытку с матерным посланием, написанную другим негод€ем, Ц он не станет ее рвать, а даже демонстративно положит на место. ”нижение кого‑либо есть его способ жить.  стати, и большинство заборных надписей направленны на унижение либо конкретного лица, либо просто всех окружающих.
в) специфическое чувство юмора:
—пецифика его именно в том, что оно направлено на унижение кого‑то. ѕримитив неспособен к доброму смеху. ѕример Ђвеселогої поступка: двое подростков испражнились в умывальник в раздевалке спортзала, хот€ туалет был р€дом. Ёто показалось им веселым. »з тех же соображений примитив в кинозале плюет на свободное сиденье, рассчитыва€, что кто‑то с€дет и измажетс€. ѕримитив обычно смеетс€ громко и именно тогда, когда налицо унижение. ƒаже анекдот, в котором никого не унижают, не вызовет у него улыбки. —ам факт его смеха направлен на унижение окружающих Ц он может хохотать преувеличенно громко, привлека€ внимание Ц особенно тогда и там, где люди обычно молчат: во врем€ фильма, в вагоне метро или перебива€ кого‑либо.