Ќа главную

—ергей ¬ладимирович √ерасимов. ѕсихологи€ зла

¬се книги


—одержание


¬ведение
√Ћј¬ј 1
„≈Ћќ¬≈  » »ƒ≈я
1.1. Ё‘‘≈ “ ћјя“Ќ» ј
1.2. «Ћќ  ј  ЅќЋ≈«Ќ№
1.3. «ј–ј∆≈Ќ»≈ »ƒ≈≈…. Ћ»’ќ–јƒ ј
1.4. —–ј«” ѕќ—Ћ≈ «ј–ј∆≈Ќ»я. Ѕ≈——»ћѕ“ќћЌјя ‘ј«ј
1.5. —“џƒ  ј  ѕ–»¬»¬ ј ќ“ «Ћј
1.6. »ћћ”Ќ»“≈“  ќ «Ћ”
1.7. ¬ќ«ћќ∆Ќќ—“№ «ј–ј∆≈Ќ»я » ќ“¬–јў≈Ќ»≈
√Ћј¬ј 2
«ј–ј∆≈Ќ»≈ «Ћќћ
2.1. ¬»–”—
2.2. »Ќ‘ќ–ћј÷»ќЌЌџ… ¬»–”—
2.3. ћ”“ј÷»я »ƒ≈»
2.4. »Ќ‘ќ–ћј÷»ќЌЌџ≈ Ёѕ»ƒ≈ћ»»
2.5. ћќ–јЋ№Ќјя Ёѕ»ƒ≈ћ»я
2.6. ЅќЋ≈«Ќ№ » «ƒќ–ќ¬№≈
2.7. јЌјЋќ√»я — »«¬≈—“Ќџћ» «јЅќЋ≈¬јЌ»яћ»
2.8. ¬ќ«ћќ∆Ќќ—“» Ћ≈„≈Ќ»я
√Ћј¬ј 3
Ќ≈ ќ“ќ–џ≈ ¬ј–»јЌ“џ «Ћј
3.1. Ќ≈ ќ“ќ–џ≈  ¬јЌ“ќ¬џ≈ Ё‘‘≈ “џ
3.2. ѕќƒ √»ѕЌќ«ќћ »ƒ≈»
3.3 »Ќ“≈–≈—
3.4. ѕќ»— ќ¬џ… » »—ѕџ“ј“≈Ћ№Ќџ… »Ќ“≈–≈—
3.5. ’”Ћ»√јЌ—“¬ќ
3.6. —“–≈ћЋ≈Ќ»≈   ќѕј—Ќќ—“»
3.7. ƒ≈ƒќ¬ў»Ќј
3.8. Ѕ≈—ѕќЋ≈«Ќјя ЅќЋ“ќ¬Ќя
3.9. ÷≈ѕЌјя –≈ј ÷»я »Ќ“≈–≈—ј
√Ћј¬ј 4
‘ќ–ћџ «Ћј. ѕ–»ћ»“»¬»«ћ
4.1. ”—Ћќ¬Ќќ≈ –ј¬≈Ќ—“¬ќ
4.2. ћј——ј » ЁЋ»“ј
4.3. ѕќ–“–≈“ ѕ–»ћ»“»¬ј
4.4. ѕќЋ≈«Ќќ—“№ Ќ–ј¬—“¬≈ЌЌќ… “”ѕќ—“»
4.5. Ќ≈ ќ“ќ–џ≈ „≈–“џ ѕ–»ћ»“»¬ј
4.6. ÷≈ЌЌќ—“№ ∆»«Ќ»
4.7. Ћ≈„≈Ќ»≈
4.8.  ј„≈—“¬ќ „≈Ћќ¬≈ ј
4.9. Ќј–ќƒЌќ—“№ » ј–»—“ќ –ј“»«ћ ƒ”’ј
√Ћј¬ј 5
‘ќ–ћџ «Ћј. ‘јЌј“»«ћ » ‘јЌј“ќ»ƒ: ѕќ–јЅќў≈Ќ»≈ »ƒ≈≈…
5.1. —»Ќƒ–ќћ „ј–“ ќ¬ј
5.2. ƒј–
5.3. ‘јЌј“ќ»ƒ
5.4. Ћќ√» ј ‘јЌј“»«ћј
5.5. ѕќƒћ≈Ќј ѕ–ј¬ƒџ ѕ–ј¬ƒќѕќƒќЅ»≈ћ
5.6. ÷≈ѕќ„ ј Ќј–ј—“јёў»’ ∆≈–“¬.  ј  »ƒ“» ¬ѕ≈–≈ƒ, ”Ќ»„“ќ∆јя —≈Ѕя
5.7. ‘јЌј“» 
5.8. »ƒ≈я  ј  Ѕќ√
√Ћј¬ј 6
‘ќ–ћџ «Ћј. ЋјЅ»–»Ќ“Ќќ—“№
6.1. Ћќ√» ј ѕ–ќ“»¬ –ј«”ћј
6.2. ЋјЅ»–»Ќ“. ѕ–»ѕ»—џ¬јЌ»≈ —ќЅ—“¬≈ЌЌџ’ ÷≈ЌЌќ—“≈…
6.3. јЅ—“–ј√»–ќ¬јЌ»≈
6.4. «јѕ–≈“  ј  ѕ–ќ—“≈…Ў≈≈ –≈Ў≈Ќ»≈
6.5. “≈’Ќ»„≈— »≈ ƒ≈“јЋ»
6.6. ‘”Ќ ÷»я ЋјЅ»–»Ќ“ј
6.7. Ў≈—“№ Ќ≈ќЅ’ќƒ»ћќ—“≈…
6.8. ј¬“ќЋјЅ»–»Ќ“Ќќ—“№
6.9. ѕ—»’ќЋќ√»я «јѕ–≈“ќ¬ Ќј —≈ —
6.10. «ƒќ–ќ¬№≈
√Ћј¬ј 7
ѕ–ќЅЋ≈ћџ «ƒќ–ќ¬№я
7.1 –ј«ћЌќ∆≈Ќ»≈ »ƒ≈…
7.2 ЋёЅќ¬№
7.3 “¬ќ–„≈—“¬ќ
7.4 Ћ»„Ќќ—“№ » «ƒќ–ќ¬№≈
√Ћј¬ј 8
ƒ–”√»≈ ‘ќ–ћџ «Ћј
8.1. —ѕ–ј¬≈ƒЋ»¬ќ—“№
8.2. Ќ≈√ќƒя»
8.3.  –»ћ»ЌјЋ№Ќќ—“№
8.4. ∆≈—“ќ ќ—“№
8.5. ќЅ»ƒ„»¬ќ—“№ » ќЅ»ƒј
8.6. √Ќ≈¬
8.7. ¬ќ»Ќ—“¬≈ЌЌќ—“№
8.8. Ѕ≈—“ќЋ ќ¬ќ—“№
8.9. Ќ≈„≈—“Ќќ—“№
8.10. ќ—Ћќ∆Ќ≈Ќ»я ќ—Ќќ¬Ќџ’ ЅќЋ≈«Ќ≈…
√Ћј¬ј 9
Ё ќЋќ√»я «Ћј
9.1 –≈ ЋјћЌјя  ”Ћ№“”–ј. —ќ“¬ќ–≈Ќ»≈ „”Ќƒ–» ј
9.2. ”Ќ»„“ќ∆≈Ќ»≈ —“џƒј. — јЌƒјЋџ
9.3. ѕќƒј¬Ћ≈Ќ»≈ —¬ќЅќƒџ
9.4. »—“ќ„Ќ» » «ј–ј∆≈Ќ»я

√Ћј¬ј 4

‘ќ–ћџ «Ћј. ѕ–»ћ»“»¬»«ћ


≈сли бы инфузори€ могла думать, в первую очередь
она бы придумала равенство.
ƒ. Ѕлизнюк
»з неопубликованных афоризмов

4. 1. ”—Ћќ¬Ќќ≈ –ј¬≈Ќ—“¬ќ


 ак вы считаете, что ценнее Ц мнение одного умного или дес€ти дурней?
ћы считаем людей равными примерно в том же смысле, в каком в теннисе считаютс€ равными две подачи, при которых м€ч коснулс€ сетки: обе переигрываютс€, хот€ в одном случае м€ч упал сложно и неудобно дл€ приема, а в другом совершенно не изменил направлени€ и, рассужда€ объективно, не было никакой надобности его переигрывать. ќднако, нет точного способа определить, насколько сетка была помехой Ц и переигрывают обе, условно счита€ их одинаково испорченными.
÷енность людей считаетс€ одинаковой дл€ самозащиты, дл€ защиты людей от самих себ€. —тоит в теннисном матче отменить правило, по которому переигрываютс€ подачи, и ход игры станет определ€тьс€ лишь субъективными предпочтени€ми и фантази€ми. —илой кулаков, силой толп, состо€щих из фанатиков и любителей драк. ¬озможно, силой оружи€. Ќо игры в нашем понимании уже не будет. “ак же и люди считаютс€ одинаковыми Ц эта иллюзи€ была изобретена в цел€х самозащиты и потребовлись тыс€челети€, чтобы ее выработать и сделать пригодной к употреблению, чтобы сделать ее частью нашей веры. ѕока иллюзи€ равенства Ц это лучшее, что мы имеем. Ћюди равны условно и иллюзорно.
Ќо неизвестно, существует ли даже то общее отношение, в котором все люди объективно равны Ц они не равны по уму, по способност€м, по профессиональным признакам, по квалификации, силе, здоровью, росту, наглости и прочее. я оставл€ю в стороне неравенство полов или наций Ц потому что это неравенство на самом деле фикци€, вып€чиваема€ и раздуваема€ негод€€ми или глупцами.  ак сказал некто, гордитс€ своей национальностью Ц то же самое, что гордитьс€ тем, что родилс€ в субботу.
Ћюди равны в юридическом смысле, по их правам, но это тоже не их объективное свойство, не их атрибут Ц ведь, стоит прийти к власти диктатору и установить собственный произвол, и они перестанут быть равны; к тому же, иногда юридическое равенство Ц всего лишь бумажный рыцарь с бумажным щитом.
≈динственное равенство, которое можно признать Ц равенство потенциала: потенциальна€ ценность любой человеческой личности равна бесконечности. » в этом отношении люди равны, но равны не как два числа, а как две неизмеримых бесконечности, две абсолютные ценности, которые, возможно, во всех остальных отношени€х не похожи друг на друга.
—убъективна€ ценность жизни тоже очень сильно отличаетс€: самоубийца, который режет вены от тоски, от того, что ему все надоело и наскучило и человек из последних сил цепл€ющийс€ за каждую секунду жизни, выживший после сложной и почти безнадежной операции Ц разве они цен€т жизнь одинаково? јлкоголик, медленно убивающий себ€, медленно тонущий в реке времени, не имеющий ни прошлого, ни будущего, и творец, ощущающий каждое мгновенье как звонкую каплю света и подставл€ющий этой капле ладонь Ц разве дл€ них жизнь одинаково ценна? “руд€га, который ненавидит понедельники и радуетс€ лишь субботним вечерам, когда заканчиваетс€ недел€ изнурительного труда Ц и ребенок, который счастлив утром Ц от того что впереди целый день игры, который вредничает вечером и не хочет идти спать Ц от того что день закончилс€ Ц как насчет этой пары?
√осударства издают законы, утверждающие равенство, и своими же действи€ми это равенство отрицают. Ђ—войї гражданин обычно более ценен чем "чужой". “от, кто подвергаетс€ собственным репресси€м, гораздо менее ценен чем тот, кто подвергаетс€ репресси€м чужим. Ќекотора€ страна уничтожает невиновных, призыва€ их на военную службу, где они сотн€ми гибнут просто из‑за отсутстстви€ элементарной техники безопасности (по этой же прчине гибнут и на гражданке) Ц и все вроде бы в пор€дке. Ќо эта же страна начинает кудахтать на весь мир, если где‑нибудь за рубежом напали на сотрудника ее посольства. –азве это означает равенство? ќдна высокопоставленна€ государственна€ дама решила осчастливить город своим приездом. ¬ этом городе собрали хор детей и стали репетировать приветственный концерт. ¬ решающий день детей нар€дили в парадные костюмчики и привезли к месту выступлени€. “ам они и прождали до вечера. ј дама изменила свой маршрут, то ли песни ей надоели, то ли еще что.  ак соотнос€тс€ ценность этой дамы и ценность обиженного ребенка? ƒруга€ дама (или та же сама€, что не важно) собиралась навестить детский дом. ”чреждение это никак не могли достроить уже много лет, не хватало денег. Ќо к приезду гостьи деньги нашлись и не только детский дом привели в пор€док, но и аккуратно заасфальтировали все дороги, по которым она могла бы проехать. “ак о каком равенстве может идти речь?
ѕоследний случай характерен и интересен особенным моральным извращением или дефектом: все те люди, которые в спешке устран€ют недоделки, асфальтируют дороги, развешивают флажки и приветственные транспаранты, репетируют с детьми стишки Ц делают это искренне, от души, они считают, что выполн€ют полезное и важное дело. Ќа самом же деле они стараютс€ не дл€ детей, и даже не дл€ себ€, а только ради своего начальства, которое, относ€сь к дет€м с оскорбительным равнодушием, делает все, чтобы выгл€деть лучше в глазах собственного руководства. ќни стараютс€ даже не дл€ приезжающей дамы Ц мало ли та видела подобных встреч? Ц и уж никак не дл€ детей, они здесь на последнем месте и кака€‑то польза дл€ них это лишь случайное следствие всей этой суматохи. “очно так же могли бы оборудовать богадельню или музей.
√ерой фильма или книги спасает невинную жертву (варианты: свидетел€, ребенка, заложника, любимую женщину, соотечественника и пр), при этом, как истинный супермен, убивает дес€тки или сотни людей, ставших на его пути.
ƒопустим, те люди плохие, но не настолько же, чтобы совсем не иметь ценности.
ќднако зритель или читатель воспринимает действи€ геро€ как справедливые. –ади спасени€ одного хорошего можно и нужно убить сто нехороших Ц разве это равенство?
 огда университет устраивает конкурс и зачисл€ет в студенты одного из дес€ти желающих, а остальных отвергает, то разве не значит это, что один избранный по некоторым важным параметрам лучше других?
ќдин человек лучше другого. ѕризнание указанного факта означает две возможности: возможность сделать себ€ лучше других (путь творца) и возможность считать себ€ лучше других (путь разрушител€). –авенство идеально подходит дл€ инфузорий, потому что им не по силам ни первый путь, ни второй.
ћаленький ребенок неплохо видит различие в качестве людей, первым он начинает видеть различие по признаку "хуже‑лучше", то есть, —јћќ≈ √Ћј¬Ќќ≈ –ј«Ћ»„»≈: дл€ него один человек плохой, а другой хороший, причем, хот€ суждение это чисто субъективное, оно этическое Ц оцениваютс€ ћќ–јЋ№Ќџ≈  ј„≈—“¬ј.
Ќапример, ћаша плоха€, потому что не делитс€ конфетой, то есть, потому что жадна€. Ќо не потому, что она глупа€, толста€, бедна€ и вообще девочка.
ќтветить так мог бы лишь испорченный ребенок. ≈сли спросить большую группу взрослых людей, то большинство ’уссейна назовут плохим, а мать “ерезу хорошей.
ћы всегда судим людей и приписываем каждому уровень качества. ќдин плохой, другой Ц хороший. Ёто различие не по уму, не по физическим данным, богатству, положению в обществе или известности Ц это чисто моральное различие. Ёто самое главное различие между людьми Ц –ј«Ћ»„»≈ ѕќ ”–ќ¬Ќё ћќ–јЋ№Ќќ√ќ «ƒќ–ќ¬№я.
Ћюбой человек, способный мыслить и вмеру наблюдательный, постепенно, с возрастом, научаетс€ почти безошибочно определ€ть с первого взгл€да то, что можно назвать качеством человека: вот этот хуже, а этот лучше. ћожно просто идти по улице и смотреть на лица людей Ц и видеть, кто они и какие они, хорошие или плохие; можно даже определ€ть их примерный уровень по дес€тибальной шкале.
» даже человек, не способный к мысли, может сказать: ѕетр лучше »вана, а ¬асилий вообще хороший парень, а ∆ора лучше их всех, хот€ и пьет.
“о есть, всех людей можно было бы распределить по некоторой шкале по признаку "плохой‑хороший". „еловек Ђхорошийї это человек морально здоровый, а Ђплохойї Ц морально больной. ѕравда, нет точного инструмента, позвол€ющего определить качество человека. » пока его нет, можно сказать лишь следующее: качество человека будет зависеть: а) от структуры его морали; б) от уровн€ его морали (мораль отсутствует вообще или ее слишком много Ц человек плох; мораль на оптимальном уровне Ц человек лучше). ѕоэтому простейшими моральными болезн€ми будут недоразвитость морали (моральна€ недостаточность, моральный примитивизм) и чрезмерное развитие морали (или отдельных ее компонентов) Ц фанатизм.
ћы начнем с примитивизма, а фанатизмом займемс€ в следующей главе.