Ќа главную

—ергей ¬ладимирович √ерасимов. ѕсихологи€ зла

¬се книги


—одержание


¬ведение
√Ћј¬ј 1
„≈Ћќ¬≈  » »ƒ≈я
1.1. Ё‘‘≈ “ ћјя“Ќ» ј
1.2. «Ћќ  ј  ЅќЋ≈«Ќ№
1.3. «ј–ј∆≈Ќ»≈ »ƒ≈≈…. Ћ»’ќ–јƒ ј
1.4. —–ј«” ѕќ—Ћ≈ «ј–ј∆≈Ќ»я. Ѕ≈——»ћѕ“ќћЌјя ‘ј«ј
1.5. —“џƒ  ј  ѕ–»¬»¬ ј ќ“ «Ћј
1.6. »ћћ”Ќ»“≈“  ќ «Ћ”
1.7. ¬ќ«ћќ∆Ќќ—“№ «ј–ј∆≈Ќ»я » ќ“¬–јў≈Ќ»≈
√Ћј¬ј 2
«ј–ј∆≈Ќ»≈ «Ћќћ
2.1. ¬»–”—
2.2. »Ќ‘ќ–ћј÷»ќЌЌџ… ¬»–”—
2.3. ћ”“ј÷»я »ƒ≈»
2.4. »Ќ‘ќ–ћј÷»ќЌЌџ≈ Ёѕ»ƒ≈ћ»»
2.5. ћќ–јЋ№Ќјя Ёѕ»ƒ≈ћ»я
2.6. ЅќЋ≈«Ќ№ » «ƒќ–ќ¬№≈
2.7. јЌјЋќ√»я — »«¬≈—“Ќџћ» «јЅќЋ≈¬јЌ»яћ»
2.8. ¬ќ«ћќ∆Ќќ—“» Ћ≈„≈Ќ»я
√Ћј¬ј 3
Ќ≈ ќ“ќ–џ≈ ¬ј–»јЌ“џ «Ћј
3.1. Ќ≈ ќ“ќ–џ≈  ¬јЌ“ќ¬џ≈ Ё‘‘≈ “џ
3.2. ѕќƒ √»ѕЌќ«ќћ »ƒ≈»
3.3 »Ќ“≈–≈—
3.4. ѕќ»— ќ¬џ… » »—ѕџ“ј“≈Ћ№Ќџ… »Ќ“≈–≈—
3.5. ’”Ћ»√јЌ—“¬ќ
3.6. —“–≈ћЋ≈Ќ»≈   ќѕј—Ќќ—“»
3.7. ƒ≈ƒќ¬ў»Ќј
3.8. Ѕ≈—ѕќЋ≈«Ќјя ЅќЋ“ќ¬Ќя
3.9. ÷≈ѕЌјя –≈ј ÷»я »Ќ“≈–≈—ј
√Ћј¬ј 4
‘ќ–ћџ «Ћј. ѕ–»ћ»“»¬»«ћ
4.1. ”—Ћќ¬Ќќ≈ –ј¬≈Ќ—“¬ќ
4.2. ћј——ј » ЁЋ»“ј
4.3. ѕќ–“–≈“ ѕ–»ћ»“»¬ј
4.4. ѕќЋ≈«Ќќ—“№ Ќ–ј¬—“¬≈ЌЌќ… “”ѕќ—“»
4.5. Ќ≈ ќ“ќ–џ≈ „≈–“џ ѕ–»ћ»“»¬ј
4.6. ÷≈ЌЌќ—“№ ∆»«Ќ»
4.7. Ћ≈„≈Ќ»≈
4.8.  ј„≈—“¬ќ „≈Ћќ¬≈ ј
4.9. Ќј–ќƒЌќ—“№ » ј–»—“ќ –ј“»«ћ ƒ”’ј
√Ћј¬ј 5
‘ќ–ћџ «Ћј. ‘јЌј“»«ћ » ‘јЌј“ќ»ƒ: ѕќ–јЅќў≈Ќ»≈ »ƒ≈≈…
5.1. —»Ќƒ–ќћ „ј–“ ќ¬ј
5.2. ƒј–
5.3. ‘јЌј“ќ»ƒ
5.4. Ћќ√» ј ‘јЌј“»«ћј
5.5. ѕќƒћ≈Ќј ѕ–ј¬ƒџ ѕ–ј¬ƒќѕќƒќЅ»≈ћ
5.6. ÷≈ѕќ„ ј Ќј–ј—“јёў»’ ∆≈–“¬.  ј  »ƒ“» ¬ѕ≈–≈ƒ, ”Ќ»„“ќ∆јя —≈Ѕя
5.7. ‘јЌј“» 
5.8. »ƒ≈я  ј  Ѕќ√
√Ћј¬ј 6
‘ќ–ћџ «Ћј. ЋјЅ»–»Ќ“Ќќ—“№
6.1. Ћќ√» ј ѕ–ќ“»¬ –ј«”ћј
6.2. ЋјЅ»–»Ќ“. ѕ–»ѕ»—џ¬јЌ»≈ —ќЅ—“¬≈ЌЌџ’ ÷≈ЌЌќ—“≈…
6.3. јЅ—“–ј√»–ќ¬јЌ»≈
6.4. «јѕ–≈“  ј  ѕ–ќ—“≈…Ў≈≈ –≈Ў≈Ќ»≈
6.5. “≈’Ќ»„≈— »≈ ƒ≈“јЋ»
6.6. ‘”Ќ ÷»я ЋјЅ»–»Ќ“ј
6.7. Ў≈—“№ Ќ≈ќЅ’ќƒ»ћќ—“≈…
6.8. ј¬“ќЋјЅ»–»Ќ“Ќќ—“№
6.9. ѕ—»’ќЋќ√»я «јѕ–≈“ќ¬ Ќј —≈ —
6.10. «ƒќ–ќ¬№≈
√Ћј¬ј 7
ѕ–ќЅЋ≈ћџ «ƒќ–ќ¬№я
7.1 –ј«ћЌќ∆≈Ќ»≈ »ƒ≈…
7.2 ЋёЅќ¬№
7.3 “¬ќ–„≈—“¬ќ
7.4 Ћ»„Ќќ—“№ » «ƒќ–ќ¬№≈
√Ћј¬ј 8
ƒ–”√»≈ ‘ќ–ћџ «Ћј
8.1. —ѕ–ј¬≈ƒЋ»¬ќ—“№
8.2. Ќ≈√ќƒя»
8.3.  –»ћ»ЌјЋ№Ќќ—“№
8.4. ∆≈—“ќ ќ—“№
8.5. ќЅ»ƒ„»¬ќ—“№ » ќЅ»ƒј
8.6. √Ќ≈¬
8.7. ¬ќ»Ќ—“¬≈ЌЌќ—“№
8.8. Ѕ≈—“ќЋ ќ¬ќ—“№
8.9. Ќ≈„≈—“Ќќ—“№
8.10. ќ—Ћќ∆Ќ≈Ќ»я ќ—Ќќ¬Ќџ’ ЅќЋ≈«Ќ≈…
√Ћј¬ј 9
Ё ќЋќ√»я «Ћј
9.1 –≈ ЋјћЌјя  ”Ћ№“”–ј. —ќ“¬ќ–≈Ќ»≈ „”Ќƒ–» ј
9.2. ”Ќ»„“ќ∆≈Ќ»≈ —“џƒј. — јЌƒјЋџ
9.3. ѕќƒј¬Ћ≈Ќ»≈ —¬ќЅќƒџ
9.4. »—“ќ„Ќ» » «ј–ј∆≈Ќ»я

2.6. ЅќЋ≈«Ќ№ » «ƒќ–ќ¬№≈


Ќе существует универсального определени€ болезни. ќбобща€, можно сказать, что болезнь это любое вредное изменение, которое нарушает нормальный внешний вид, структуру и функцию тела или его частей.
¬ случае болезни человек:
1) »спытывает страдание.
ƒавно пора пон€ть, что морально больной человек так же страдает, как любой другой больной. ќн не только подлец, негод€й и так далее, он так же жертва, Ц жертва своей болезни. ¬ отчетливо выраженных случа€х, например, при жестоких преступлени€х, обычно можно определить что толкнуло человека Ц не на этот шаг (на этот шаг его толкнула болезнь), а на этот путь. ќн мог воспитыватьс€ в таких услови€х, которые сделали любой другой путь дл€ него невозможным. ћожет быть, он имел врожденный деффект психики, который в соответствующих услови€х просто лишил человека выбора. —вой выбор: преступление Ц он совершил сам, но вопрос в том, почему он оказалс€ вообще способен на такое решение, почему он вообще оказалс€ способен к сознательному причинению зла. » здесь он может оказатьс€ невиновным. ќн так же мало отвечает за то что с ним случилось, как и заболевший, например, раком или рожденный уродом. ѕреступление отвратительно и непростительно Ц но отвратительна болезнь, а не больной, который €вл€етс€ ее жертвой и страдает от нее больше всех нас.
ќбщество вправе защитить себ€ от такого человека, но не более того.
2) ѕри болезни уменьшаетс€ способность к выполнению тех или иных задач, вначале в частност€х, затем организм просто не может поддерживать свою жизнеде€тельность. Ѕолезнь может приводить к смерти. ћожет нарушать или полностью разрушать ту или иную функцию организма.
¬ случае моральной болезни: больной постепенно тер€ет друзей и замен€ет их другими людьми, также больными. ≈сли он слишком зол, жесток или несправедлив, его способность к общению может практически разрушитьс€. ≈сли он оказываетс€ в тюрьме, то рвутс€ очень многие социальные св€зи. ≈сли он совершает преступлени€, то очень велика веро€тность его насильственной, то есть преждевременной смерти. » чем глубже он погружаетс€ в зло и порок, тем така€ веро€тность больше. «акоренелые преступники долго не живут. ќни убивают друг друга или их убивает закон Ц то есть, они гибнут в результате своей болезни.
ћорально больные люди, т€жело больные, практически всегда тупы: уже потому, что их болезнь мешает им получить полноценное образование или потому, что она резко сужает круг интересов. “о есть, моральна€ болезнь нарушает, частности, такую функцию, как интеллект.
3) —нижаетс€ субьективное качество жизни.  ачество жизни Ц это не четкое, но интуитивно вполне €сное пон€тие. Ќапример, человек, который болеет астмой или подагрой, ощущает свою жизнь менее качественной, чем человек, равный ему во всех отношени€х, но здоровый. јналогичным образом, жизнь садиста или карманного вора хуже жизни здорового человека.
4) ƒругой признак, по которому можно определить, что человек болен: проблемы в повседневной жизни; проблемы там, где у здоровых людей все в пор€дке. ћорально больной может испытывать трудности в семейной жизни, в общении, при приеме на работу или в обучении.
5) Ѕолезни принос€т убытки обществу и люд€м.
ќдна из причин убытков Ц преждевременные смерти людей Ц и вследствии морально неверного поведени€ и вследствии морально неверного способа жизни, который ведет к заболевани€м и смерти. ¬ то же врем€ долгоживущие морально больные наход€т жизненное счастье в том, чтобы мучить окружающих. Ётим они сокращают жизнь многим люд€м вокруг себ€ и значительно снижают качество этой жизни, иногда до нул€ (когда уже жить не хочетс€) или до отрицательных величин (когда хочетс€ умереть). ќни могут заражать других людей ненавистью и делать их морально больными: могут доводить их до такого состо€ни€, когда хочетс€ убить или по крайней мере причить вред.

ѕ–»ћ≈– 14. ћолот

¬ школе набирались три первых класса. ¬ первый класс Ђјї попали лучшие дети, класс дали лучшему учителю и поначалу по всем показател€м он был впереди других. Ќо уже вскоре два мальчика из этого класса начали про€вл€ть признаки морального наблагополучи€. ќба они стали ист€зать своих одноклассников. ќдин из них, тот, что посильнее, предпочитал физические ист€зани€, а другой психологические. ¬ течение нескольких лет практики они довели свое искусство до совершенства. ”спеваемость в классе становилась все хуже и хуже.  лассные руководители мен€лись каждый год, каждый старалс€ подсунуть непри€тный класс другому. Ќаконец класс попал слабой и психически у€звимой женщине N.   этому времени все мальчики класса, кроме одного, приобрели устойчивые садистические наклонности и регул€рно издевались друг над другом и над девочками. ѕоследний незаболевший через некоторое врем€ был госпитализирован с сотр€сением мозга, после которого оказалс€ неспособен к учебе. ƒевочки, вначале запуганные, потепенно приспособились к ситуации и стали чувствовать себ€ в классе нормально.
ќднако в здоровых услови€х они просто не знали как себ€ вести и не понимали доброго отношени€ к себе. — ними было почти невозможно найти общий €зык.
 аждое доброе слово они вполне серьезно воспринимали как начало нового хитрого издевательства.  лассный руководитель теперь уже седьмого класса ненавидела большинство своих учеников и часто срывала на них зло. “еперь и она начала получать удовольствие от издевательств над слабыми.

¬ этом случае два негод€€ испортили целое дес€тилетие жизни тридцати нормальным дет€м и, возможно, исковеркали будущую судьбу многих из них. Ќе тридцать вли€ют на двоих, а наоборот. Ќе здоровые заражают больных своим здоровьем, а больные здоровых. ќдин человек может погубить дес€тки и сотни ни в чем не повинных других. —лучай, приведенный в качестве примера, отнюдь не единичный. ѕодобные вещи Ц скорее нормальна€ практика, чем исключени€. ѕодобное творитс€ Ц где‑то сильнее, где‑то слабее Ц во всех шлолах или других коллективах, где детей принуждают находитьс€ р€дом друг с другом. » если любое законодательство считает преступлением небольшую карманную кражу, то почему не считаетс€ преступлением Ц это? ј если это преступление Ц то кто виноват? » до каких пор мы еще будем подставл€ть невинных детей под этот молот?

ѕопробуем сформулировать основную идею.
„еловек, специально причин€ющий зло, морально болен. ѕричем сюда же относитс€ и случай слепого зла, когда человек не понимает, что творит, но действует намеренно.
÷еленаправленное причинение зла есть моральна€ болезнь. „еловек, способный к такому поведению морально болен.
√ораздо более сложна€ проблема состоит в том, чтобы сформулировать, что такое моральное здоровье. »нтуитивно это €сно, но на самом деле это пон€тие зависит от социальных норм общества. —читаетс€, что если субьект нарушает определенные социальные нормы, то он болен, либо морально, либо психически Ц и его нужно наказывать или лечить. Ќо многие нормы устанавливались морально (а порой и психически) больными людьми. —обственно, так же обстоит дело и с пон€тием психического здоровь€ Ц разные страны имеют разные нормы. ¬ гораздо меньшей степени, однако все‑таки можно сказать это же и о здоровье телесном: страны с более эффективной системой здравоохранени€ будут устанавливать более высокие нормы.
 ого считать морально здоровым? — точки зрени€ сектанта Ц это тот, кто верен принципам секты. — точки зрени€ националиста Ц это тот, кто верен нации, причем, сколько наций, столько и вариантов "истины". — точки зрени€ приверженца диктатора Ц это тот, кто считает добром и истиной любое слово вожд€, а все остальное злом и подлежащей истреблению ересью. ѕредпринимались уже не раз попытки выработать моральный кодекс, объ€снить, что такое хорошо и что такое плохо, но € не знаю ни одной достаточно успешной. јвторы такого кодекса должны быть абсолютно здоровы сами, в моральном плане, что практически недостижимо.
Ќо, даже если бы такой автор нашелс€, ему бы пришлось убедить остальных, не вполне здоровых, в том что он прав. —омнительно, чтобы ему удалось это сделать.
ƒело еще и в том, что невозможно определить, что такое зло. ≈сли математик не может определить, что такое точка или плоскость, но тем не менее свободно пользуетс€ этими пон€ти€ми, его действи€ признаютс€ законными и верными.  огда же речь заходит о зле, сразу прос€т сказать, что это такое. Ќо этого невозможно сделать, можно лишь пользоватьс€ пон€тием зла, как математик пользуетс€ пон€тием точки. ѕо этому поводу существует огромное количество софизмов, домыслов, спекул€ций и теорий "дл€ личного пользовани€", но мы не будем углубл€тьс€ в это болото, потому что твердой почвы здесь просто нет и оперетьс€ нам будет не на что. Ќо важный факт состоит в том, что некоторые наши представлени€ о зле настолько извращены, что сами €вл€ютс€ злом. Ёто зло предаетс€ из поколени€ в поколение, как чудовищна€ моральна€ слепота,  ј  Ќј—Ћ≈ƒ—“¬≈ЌЌјя ЅќЋ≈«Ќ№ и мешает нам видеть вещи такими, какие они есть. ќсобенно много таких болезненных измышлений в области половой морали.
ќднако ситуаци€ не вполне тупикова€.   эталону морального здоровь€ можно приближатьс€ постепенно. —уществуют (и врем€ от времени по€вл€ютс€ новые) морально здоровые документы (или более здоровые, чем предыдущие аналоги).
ѕримером может служить хот€ бы ƒеклараци€ прав человека.