Ќа главную

—ергей ¬ладимирович √ерасимов. ѕсихологи€ зла

¬се книги


—одержание


¬ведение
√Ћј¬ј 1
„≈Ћќ¬≈  » »ƒ≈я
1.1. Ё‘‘≈ “ ћјя“Ќ» ј
1.2. «Ћќ  ј  ЅќЋ≈«Ќ№
1.3. «ј–ј∆≈Ќ»≈ »ƒ≈≈…. Ћ»’ќ–јƒ ј
1.4. —–ј«” ѕќ—Ћ≈ «ј–ј∆≈Ќ»я. Ѕ≈——»ћѕ“ќћЌјя ‘ј«ј
1.5. —“џƒ  ј  ѕ–»¬»¬ ј ќ“ «Ћј
1.6. »ћћ”Ќ»“≈“  ќ «Ћ”
1.7. ¬ќ«ћќ∆Ќќ—“№ «ј–ј∆≈Ќ»я » ќ“¬–јў≈Ќ»≈
√Ћј¬ј 2
«ј–ј∆≈Ќ»≈ «Ћќћ
2.1. ¬»–”—
2.2. »Ќ‘ќ–ћј÷»ќЌЌџ… ¬»–”—
2.3. ћ”“ј÷»я »ƒ≈»
2.4. »Ќ‘ќ–ћј÷»ќЌЌџ≈ Ёѕ»ƒ≈ћ»»
2.5. ћќ–јЋ№Ќјя Ёѕ»ƒ≈ћ»я
2.6. ЅќЋ≈«Ќ№ » «ƒќ–ќ¬№≈
2.7. јЌјЋќ√»я — »«¬≈—“Ќџћ» «јЅќЋ≈¬јЌ»яћ»
2.8. ¬ќ«ћќ∆Ќќ—“» Ћ≈„≈Ќ»я
√Ћј¬ј 3
Ќ≈ ќ“ќ–џ≈ ¬ј–»јЌ“џ «Ћј
3.1. Ќ≈ ќ“ќ–џ≈  ¬јЌ“ќ¬џ≈ Ё‘‘≈ “џ
3.2. ѕќƒ √»ѕЌќ«ќћ »ƒ≈»
3.3 »Ќ“≈–≈—
3.4. ѕќ»— ќ¬џ… » »—ѕџ“ј“≈Ћ№Ќџ… »Ќ“≈–≈—
3.5. ’”Ћ»√јЌ—“¬ќ
3.6. —“–≈ћЋ≈Ќ»≈   ќѕј—Ќќ—“»
3.7. ƒ≈ƒќ¬ў»Ќј
3.8. Ѕ≈—ѕќЋ≈«Ќјя ЅќЋ“ќ¬Ќя
3.9. ÷≈ѕЌјя –≈ј ÷»я »Ќ“≈–≈—ј
√Ћј¬ј 4
‘ќ–ћџ «Ћј. ѕ–»ћ»“»¬»«ћ
4.1. ”—Ћќ¬Ќќ≈ –ј¬≈Ќ—“¬ќ
4.2. ћј——ј » ЁЋ»“ј
4.3. ѕќ–“–≈“ ѕ–»ћ»“»¬ј
4.4. ѕќЋ≈«Ќќ—“№ Ќ–ј¬—“¬≈ЌЌќ… “”ѕќ—“»
4.5. Ќ≈ ќ“ќ–џ≈ „≈–“џ ѕ–»ћ»“»¬ј
4.6. ÷≈ЌЌќ—“№ ∆»«Ќ»
4.7. Ћ≈„≈Ќ»≈
4.8.  ј„≈—“¬ќ „≈Ћќ¬≈ ј
4.9. Ќј–ќƒЌќ—“№ » ј–»—“ќ –ј“»«ћ ƒ”’ј
√Ћј¬ј 5
‘ќ–ћџ «Ћј. ‘јЌј“»«ћ » ‘јЌј“ќ»ƒ: ѕќ–јЅќў≈Ќ»≈ »ƒ≈≈…
5.1. —»Ќƒ–ќћ „ј–“ ќ¬ј
5.2. ƒј–
5.3. ‘јЌј“ќ»ƒ
5.4. Ћќ√» ј ‘јЌј“»«ћј
5.5. ѕќƒћ≈Ќј ѕ–ј¬ƒџ ѕ–ј¬ƒќѕќƒќЅ»≈ћ
5.6. ÷≈ѕќ„ ј Ќј–ј—“јёў»’ ∆≈–“¬.  ј  »ƒ“» ¬ѕ≈–≈ƒ, ”Ќ»„“ќ∆јя —≈Ѕя
5.7. ‘јЌј“» 
5.8. »ƒ≈я  ј  Ѕќ√
√Ћј¬ј 6
‘ќ–ћџ «Ћј. ЋјЅ»–»Ќ“Ќќ—“№
6.1. Ћќ√» ј ѕ–ќ“»¬ –ј«”ћј
6.2. ЋјЅ»–»Ќ“. ѕ–»ѕ»—џ¬јЌ»≈ —ќЅ—“¬≈ЌЌџ’ ÷≈ЌЌќ—“≈…
6.3. јЅ—“–ј√»–ќ¬јЌ»≈
6.4. «јѕ–≈“  ј  ѕ–ќ—“≈…Ў≈≈ –≈Ў≈Ќ»≈
6.5. “≈’Ќ»„≈— »≈ ƒ≈“јЋ»
6.6. ‘”Ќ ÷»я ЋјЅ»–»Ќ“ј
6.7. Ў≈—“№ Ќ≈ќЅ’ќƒ»ћќ—“≈…
6.8. ј¬“ќЋјЅ»–»Ќ“Ќќ—“№
6.9. ѕ—»’ќЋќ√»я «јѕ–≈“ќ¬ Ќј —≈ —
6.10. «ƒќ–ќ¬№≈
√Ћј¬ј 7
ѕ–ќЅЋ≈ћџ «ƒќ–ќ¬№я
7.1 –ј«ћЌќ∆≈Ќ»≈ »ƒ≈…
7.2 ЋёЅќ¬№
7.3 “¬ќ–„≈—“¬ќ
7.4 Ћ»„Ќќ—“№ » «ƒќ–ќ¬№≈
√Ћј¬ј 8
ƒ–”√»≈ ‘ќ–ћџ «Ћј
8.1. —ѕ–ј¬≈ƒЋ»¬ќ—“№
8.2. Ќ≈√ќƒя»
8.3.  –»ћ»ЌјЋ№Ќќ—“№
8.4. ∆≈—“ќ ќ—“№
8.5. ќЅ»ƒ„»¬ќ—“№ » ќЅ»ƒј
8.6. √Ќ≈¬
8.7. ¬ќ»Ќ—“¬≈ЌЌќ—“№
8.8. Ѕ≈—“ќЋ ќ¬ќ—“№
8.9. Ќ≈„≈—“Ќќ—“№
8.10. ќ—Ћќ∆Ќ≈Ќ»я ќ—Ќќ¬Ќџ’ ЅќЋ≈«Ќ≈…
√Ћј¬ј 9
Ё ќЋќ√»я «Ћј
9.1 –≈ ЋјћЌјя  ”Ћ№“”–ј. —ќ“¬ќ–≈Ќ»≈ „”Ќƒ–» ј
9.2. ”Ќ»„“ќ∆≈Ќ»≈ —“џƒј. — јЌƒјЋџ
9.3. ѕќƒј¬Ћ≈Ќ»≈ —¬ќЅќƒџ
9.4. »—“ќ„Ќ» » «ј–ј∆≈Ќ»я

5.3. ‘јЌј“ќ»ƒ


Ќазовем фанатоидом такую идею, котора€, найденна€ или восприн€та€ человеком, наход€щимс€ в состо€нии плато, кажетс€ разрешающей все его проблемы.
ѕервое ее свойство: ќЌј ¬џ¬ќƒ»“ »« “”ѕ» ј, —ƒ¬»√ј≈“ — ћ≈–“¬ќ… “ќ„ ». »ной вопрос, в какую сторону сдвигает.
¬торое свойство: фанатоид Ц это »ƒ≈я, ќ√–јЌ»„»¬јёўјя „≈Ћќ¬≈ ј Ц иде€ воинствующа€, иде€ нетерпима€, иде€ не только "за", но и об€зательно против чего‑то.
ѕриведу три сравнени€: на месте заброшенного сада может вырасти лес, но заброшенный сад могут и выкорчевать чтобы посе€ть на его месте пшеницу. ѕам€ть о прошлом вожде может быть стерта заслугами нового, а может быть уничтожена как ересь. ћожно забыть женщину, а можно оттолкнуть ее и разорвать с ней отношени€.
“ак поступает фанатоид: он выкорчевывает, уничтожает, рвет св€зи с прошлым.
‘анатоид не вытесн€ет иные идеи, он с ними боретс€, чтобы зан€ть их место.
 огда “олстой закончил свой последний великий роман, он перестал быть великим писателем. Ќо теперь он выдумывает новую религию. Ёта религи€ выступает против секса, против гнева и против сопротивлени€ злу насилием.
ѕротив, против, против Ц уже с самого начала. „то же будет дальше? ј дальше Ц он выступает против музыки, литературы и вообще искусства. ѕротив ¬агнера, против Ѕетховена, против Ўекспира и против самого себ€. »скусство, в соответствии с его новой теорией, должно существовать лишь на примитивном уровне, вроде хоровых песен и некоторых жанров религиозной живописи. Ќо самое главное Ц он прекратил хорошо писать, то есть прекратил делать то единственное, что умел лучше всего и лучше всех. ќн выкорчевал свой сад.
“ретье свойство: фанатоид есть ¬—≈ќЅЏя—Ќяёўјя »ƒ≈я. ќдно из фундаментальных свойств идей состоит в том, что могут существовать две или больше объ€сн€ющих идеи, которые противоречат друг другу, но кажда€ из них верна.  ажда€ из них имеет свою точку нибольшей правильности и чем дальше от нее отходит, тем более становитс€ расплывчата и неточна.
–азные и противоположные идеи об одном и том же имеют разные фокусы правильности Ц поэтому возможны бесконечные споры, в которых кажда€ сторона будет считать себ€ лишь все более и более правой. Ѕить детей, воспитыва€, или уговаривать? —троить €дерные электростанции или не строить? ѕить или не пить?
ѕротивитьс€ злу или не противитьс€? Ц верно и то, и другое. Ќо верно вблизи точки применимости.  ак только мы отходим от этой точки, иде€ расползаетс€ как чернильное п€тно и начинает объ€сн€ть ¬—≈. ќна превращаетс€ в фанатоид.

ѕ–»ћ≈– 38. Ќеглубокое дыхание

(ѕо материалам брошуры, пропагандирующей метод. ƒаже если брошура была фальшивкой, намеренно порочащей автора метода, все равно логическа€ схема, приведенна€ в ней достойна внимани€ Ц это стандартный скелет идеи‑фанатоида)

Ћет двадцать назад в моде была система Ѕутейко, пропагандирующа€ неглубокое
(иначе Ц поверхностное) дыхание, как средство лечени€ ЋёЅџ’ заболеваний. јвтор этой системы в свое врем€ Ќј“ Ќ”Ћ—я Ќј »ƒ≈ё,  ќ“ќ–јя Ќј’ќƒ»Ћј—№ ¬ЅЋ»«» “ќ„ » Ќј»ЅќЋ№Ў≈… ѕ–ј¬»Ћ№Ќќ—“». ј именно: поверхностное дыхание в самом деле может снимать приступы астмы. »де€ еще не была фанатоидом, потому что не стремилась объ€снить все. Ќо, окрыленный действительным результатом, автор попыталс€ применить идею в новой области. »зобретаетс€ процедура: перед тем, как получить лечение, пациент должен поверить в метод неглубокого дыхани€ Ц поверить в то, что все его болезни от избыточного потреблени€ кислорода. ƒл€ этого пациента заставл€ют глубоко дышать Ц так, чтобы кружилась голова и наступали другие непри€тные ощущени€. ¬озможны обмороки, кровотечени€, обострени€ болезней. ѕотом предлагают ему неглубокое дыхание и ¬—≈ его непри€тные симптомы исчезают. ≈сли пациент искренне поверил в метод (заразилс€ идеей‑фанатоидом), его начинают лечить. ≈сли же нет, то мучительство повтор€ют. ≈сли же пациент, доведенный до предела, все равно не верит в метод, то его объ€вл€ют идиотом, а идиотизм Ц единственна€ болезнь, котора€ не лечтс€ поверхностным дыханием.
–астет количество зараженных фанатоидом, иде€ все дальше отходит от точки своей правильности. ѕоверхностное дыхание уже лечит рак и даже вс€кие болезни цивилизаций (не знаю что это такое, но так было написано в брошуре).
Ќесколько цитат из брошуры: "¬ свете открыти€ болезни глубокого дыхани€, как главной причины преждевременной старости, инвалидности и смертности населени€ от аллергии, склероза, психоза, рака и др. дегенеративных симптомов болезни и смерти западных цивилизаций." "”меньшению дыхани€ способствуют: сыроедение, подъем глаз вверх, глубокий массаж костей." "ѕротивопоказани€: умственные дефекты, не позвол€ющие больному освоить и пон€ть суть открыти€ и метода лечени€."

Ћюба€ система, котора€ лечит ¬—≈, объ€сн€ет ¬—≈, обещает ¬—≈ или объедин€ет ¬—≈ Ц есть фанатоид.
»де€ книги, которую вы читаете, приложима, хот€ и не ко всему, но ко многому. Ќеверно пон€та€, она тоже может стать фанатоидом. ѕоэтому € хочу предостеречь читател€:

»стина Ц это сама€ неподвластна€ энерги€ в мире.
≈сли ты говоришь что владеешь ею, то ты враль или фанатик.
(ƒ. Ѕлизнюк, »з неопубликованных афоризмов)

я не владею истиной. я пытаюсь описать словами одно из ее отражений.
Ќе существует медали с одной стороной и люба€ сторона правильна. Ќо если говорить о вещах сложных, то есть не только две стороны медали; медаль имеет бесконечное число сторон и лишь взгл€ду недалекого человека кажда€ сторона кажетс€ единственно возможной. ѕоэтому бессмысленны сами попытки дать единственное определение Ц сущность как рыбка ускользнет сквозь логический невод. я приветствую любую хорошую теорию, противоположную теории этой книги Ц потому что она тоже правильна. ѕросто у нее друга€ точка наибольшей правильности.
ѕропробую сконструировать свою идею о лечении ЋёЅџ’ болезней. ѕостараюсь сделать ее поабсурднее, чтобы, не дай бог, никто не поверил. ѕредлагаю: ¬—≈ болезни в мире, включа€ рак, спид и переломы конечностей, включа€ даже все дегенеративные симптомы западных и прочих цивилизаций Ц происход€т от сто€ни€ на голове. ≈сли больной не верит в теорию, поставим его на голову и подержим в таком положении, а как только симптомы обостр€тс€ Ц перевернем. ≈му сразу станет легче. ≈сли не поверит после этого, то он идиот, а идиотизм Ц единственна€ болезнь, котора€ не лечитс€ переворачиванием с головы на ноги.
¬ последнем примере нетрудно разгл€деть еще одно, четвертое свойство идеи‑фанатоида: это »ƒ≈я, «јћ Ќ”“јя Ќј —јћќ… —≈Ѕ≈, ќЅЏя—Ќяёўјя » ƒќ ј«џ¬јёўјя —≈Ѕя „≈–≈« —≈Ѕя ∆≈. ѕоэтому ее невозможно опровергнуть. Ќазвание той брошуры:
"»нструкци€ ћетода волевой ликвидации глубокого дыхани€ дл€ лечени€, страдающих болезнью глубокого дыхани€" Ц фраза, похожа€ на змею, проглотившую свой хвост.

ѕ–»ћ≈– 39. Ѕольшевизм как фанатоид. «амкнутость идеи на себ€.

≈сли ты веришь в большевизм, то ты безоговорочно следуешь за лидером и уничтожаешь врагов. ≈сли не веришь Ц ты сам враг и, как любой враг, врешь и вводишь в заблуждение. ѕоэтому любой невер€щий говорит неправду. ѕоэтому прав лишь вер€щий в большевизм. «начит, большевизм есть единственно верна€ теори€.

ѕ€тое свойство: фанатоид есть »ƒ≈я,  ќ“ќ–”ё ћќ∆Ќќ Ќ≈ќ√–јЌ»„≈ЌЌќ ”√Ћ”ЅЋя“№.
“ак, фанатик может толковать единственное слово вожд€ или св€щенного текста Ѕ≈— ќЌ≈„Ќќ. ѕричем, чем глубже толкование, тем оно интереснее дл€ постигающего.
¬с€ средневекова€ схоластика была толкованием св€щенных текстов.
»з нескольких аксиом можно построить практически бесконечную геометрию Ёвклида, а из нескольких иных аксиом бесконечную неэвклидову геометрию. Ћюба€ из этих геометрий есть прекрасное сооружение человеческой мысли Ц но оно не содержалось в первичных аксиомах. ‘анатоид тоже допускает толкование в глубину.
—ама возможность беспредельного углублени€ есть одно из прит€гательнейших свойств фанатоида.
Ўестое свойство: ‘јЌј“ќ»ƒ ќЅя«ј“≈Ћ№Ќќ ѕ–ќ—“. ќн прост в том смысле, что сущность его всегда может быть выражена одной или двум€ пон€тными фразами: "—во€ наци€ лучше всех", "Ѕей богатых", "¬се болезни от глубокого дыхани€", "≈динственное, что нужно делать Ц следовать заповед€м", "—коро конец света, спасутс€ лишь праведники", "Ќельз€ есть м€со" Ц и еще множество подобных фраз.
ѕростота прит€гивает к фанатоиду людей простых или примитивных; потенциальна€ глубина Ц интеллектуалов. —очетание простоты и глубины прит€гивает эстетов и любителей парадоксов. ѕоэтому мало кто застрахован от фанатизма.

‘анатоид заставл€ет человека ограничивать про€влени€ собственной личности.
 ак в случае болезни, поражающей суставы, гениальный пианист вначале будет хуже играть, потом перестанет играть вообще, потом не сможет делать более простые движени€, не сможет вставать, ходить и ложитьс€ Ц в самом т€желом случае он станет полным инвалидом. ‘анатоид, начина€ с самых простых запретов, усиливаетс€, расшир€етс€ и его запреты все более расход€тс€ с общеприн€тым мнением. ‘анатика это не волнует Ц ведь общее мнение это мнение неверных, а неверные по определению ошибаютс€. "–аз они ошибаютс€, порица€ мен€, значит, € еще раз прав". “ак фанатик превращаетс€ в нравственного инвалида.
‘анатоид создает человека, которому чуждо все человеческое. –обота.
”лыбающегос€, гневающегос€, самодовольного, поучающего или любого другого робота. Ќо не человека.
‘анатоид может лишить человека любых человеческих качеств, даже самых глубоких, даже таких фундаментальных, как способность испытывать боль. ќдин философ лечил подагрические боли увлеченным зан€тием философией. √ерой увлеченный битвой, не замечает, что ему отрубили кисть руки и подхватывает знам€ другой рукой. я сам когда‑то снимал зубную боль интересной партией в теннис.
ѕричем это было не отвлечение: € помнил, что мои зубы бол€т и наблюдал как боль уходит, чтобы восстановитьс€ п€ть минут спуст€ после игры. Ћюба€ увлеченность уменьшает боль. ‘анатик Ц человек предельно увлеченный своей идеей, поэтому он, в критические моменты, способен не почувствовать даже предельно сильную боль.
ѕоэтому фанатик сможет стерпеть любую пытку, не дрогнув и не проронив слезинки. ѕоэтому он может стремитьс€ к цели, физически уничтожа€ при этом собственный организм (например, спортсмен, который знает, что его сердце не выдержит нагрузки, все равно участвует в соревновании). ќн может стерпеть любое искушение. ћожет всю жизнь отказывать себе в самых естественных вещах, например, в любви, отдыхе или вкусной пище. » даже мучить себ€ Ц самомучительство может быть удовольствием дл€ него.

ѕ–»ћ≈– 40. ÷итата. Ѕорхес, Ђ’аким из ћерва, красильщик в маскеї.

» они увидели, как из умопомрачительных недр пустыни (чье солнце вызывает лихорадку, а луна судороги) по€вились три фигуры, показавшиес€ им необычайно высокого роста. ¬се три были фигурами человеческими, но у шедшей посредине была голова быка.  огда фигуры приблизились, те, кто остановилс€ в караван‑сарае, разгл€дели, что на лице у среднего маска, а двое других Ц слепыеЕ
’ронист јббасидов сообщает, что человек, по€вившийс€ в пустыне (голос которого был необычайно нежен или показалс€ таким по контрасту с грубой маской скота), сказал Ц они здесь ждут, мол, знака дл€ начала одного мес€ца пока€ни€, но он принес им лучшую весть: вс€ их жизнь будет пока€нием, и умрут они позорной смертью.

Ёто совершенно невозможна€ логика с точки зрени€ здорового человека: Ћ”„Ўјя весть о том, что "умрут они позорной смертью". » соврешенно естественна€ логика дл€ фанатика.
¬ определенном смысле фанатоид лечит Ц потому что ослабл€ет боль. Ёто объ€сн€ет как широкую растпространенность фанатоидных доктрин лечебной направленности, так и излечение хронических болезней фанатичной верой.
Ќо фанатизм снижает не только физическую боль, но и боль нравственную.
ѕоэтому фанатик может убить собственную мать, невинного ребенка или тыс€чу людей. Ќо не просто убить, а убить ради овладевшей им »ƒ≈». »де€‑фанатоид использует фанатика так, как поступают некоторые насекомые: они откладывают €йца пр€мо в тела своих жертв и вылупившиес€ личинки пожирают насекомое изнутри Ц чтобы жить и размножатьс€ дальше. —мерть насекомого‑хоз€ина дл€ них не существенна.