Ќа главную

—ергей ¬ладимирович √ерасимов. ѕсихологи€ зла

¬се книги


—одержание


¬ведение
√Ћј¬ј 1
„≈Ћќ¬≈  » »ƒ≈я
1.1. Ё‘‘≈ “ ћјя“Ќ» ј
1.2. «Ћќ  ј  ЅќЋ≈«Ќ№
1.3. «ј–ј∆≈Ќ»≈ »ƒ≈≈…. Ћ»’ќ–јƒ ј
1.4. —–ј«” ѕќ—Ћ≈ «ј–ј∆≈Ќ»я. Ѕ≈——»ћѕ“ќћЌјя ‘ј«ј
1.5. —“џƒ  ј  ѕ–»¬»¬ ј ќ“ «Ћј
1.6. »ћћ”Ќ»“≈“  ќ «Ћ”
1.7. ¬ќ«ћќ∆Ќќ—“№ «ј–ј∆≈Ќ»я » ќ“¬–јў≈Ќ»≈
√Ћј¬ј 2
«ј–ј∆≈Ќ»≈ «Ћќћ
2.1. ¬»–”—
2.2. »Ќ‘ќ–ћј÷»ќЌЌџ… ¬»–”—
2.3. ћ”“ј÷»я »ƒ≈»
2.4. »Ќ‘ќ–ћј÷»ќЌЌџ≈ Ёѕ»ƒ≈ћ»»
2.5. ћќ–јЋ№Ќјя Ёѕ»ƒ≈ћ»я
2.6. ЅќЋ≈«Ќ№ » «ƒќ–ќ¬№≈
2.7. јЌјЋќ√»я — »«¬≈—“Ќџћ» «јЅќЋ≈¬јЌ»яћ»
2.8. ¬ќ«ћќ∆Ќќ—“» Ћ≈„≈Ќ»я
√Ћј¬ј 3
Ќ≈ ќ“ќ–џ≈ ¬ј–»јЌ“џ «Ћј
3.1. Ќ≈ ќ“ќ–џ≈  ¬јЌ“ќ¬џ≈ Ё‘‘≈ “џ
3.2. ѕќƒ √»ѕЌќ«ќћ »ƒ≈»
3.3 »Ќ“≈–≈—
3.4. ѕќ»— ќ¬џ… » »—ѕџ“ј“≈Ћ№Ќџ… »Ќ“≈–≈—
3.5. ’”Ћ»√јЌ—“¬ќ
3.6. —“–≈ћЋ≈Ќ»≈   ќѕј—Ќќ—“»
3.7. ƒ≈ƒќ¬ў»Ќј
3.8. Ѕ≈—ѕќЋ≈«Ќјя ЅќЋ“ќ¬Ќя
3.9. ÷≈ѕЌјя –≈ј ÷»я »Ќ“≈–≈—ј
√Ћј¬ј 4
‘ќ–ћџ «Ћј. ѕ–»ћ»“»¬»«ћ
4.1. ”—Ћќ¬Ќќ≈ –ј¬≈Ќ—“¬ќ
4.2. ћј——ј » ЁЋ»“ј
4.3. ѕќ–“–≈“ ѕ–»ћ»“»¬ј
4.4. ѕќЋ≈«Ќќ—“№ Ќ–ј¬—“¬≈ЌЌќ… “”ѕќ—“»
4.5. Ќ≈ ќ“ќ–џ≈ „≈–“џ ѕ–»ћ»“»¬ј
4.6. ÷≈ЌЌќ—“№ ∆»«Ќ»
4.7. Ћ≈„≈Ќ»≈
4.8.  ј„≈—“¬ќ „≈Ћќ¬≈ ј
4.9. Ќј–ќƒЌќ—“№ » ј–»—“ќ –ј“»«ћ ƒ”’ј
√Ћј¬ј 5
‘ќ–ћџ «Ћј. ‘јЌј“»«ћ » ‘јЌј“ќ»ƒ: ѕќ–јЅќў≈Ќ»≈ »ƒ≈≈…
5.1. —»Ќƒ–ќћ „ј–“ ќ¬ј
5.2. ƒј–
5.3. ‘јЌј“ќ»ƒ
5.4. Ћќ√» ј ‘јЌј“»«ћј
5.5. ѕќƒћ≈Ќј ѕ–ј¬ƒџ ѕ–ј¬ƒќѕќƒќЅ»≈ћ
5.6. ÷≈ѕќ„ ј Ќј–ј—“јёў»’ ∆≈–“¬.  ј  »ƒ“» ¬ѕ≈–≈ƒ, ”Ќ»„“ќ∆јя —≈Ѕя
5.7. ‘јЌј“» 
5.8. »ƒ≈я  ј  Ѕќ√
√Ћј¬ј 6
‘ќ–ћџ «Ћј. ЋјЅ»–»Ќ“Ќќ—“№
6.1. Ћќ√» ј ѕ–ќ“»¬ –ј«”ћј
6.2. ЋјЅ»–»Ќ“. ѕ–»ѕ»—џ¬јЌ»≈ —ќЅ—“¬≈ЌЌџ’ ÷≈ЌЌќ—“≈…
6.3. јЅ—“–ј√»–ќ¬јЌ»≈
6.4. «јѕ–≈“  ј  ѕ–ќ—“≈…Ў≈≈ –≈Ў≈Ќ»≈
6.5. “≈’Ќ»„≈— »≈ ƒ≈“јЋ»
6.6. ‘”Ќ ÷»я ЋјЅ»–»Ќ“ј
6.7. Ў≈—“№ Ќ≈ќЅ’ќƒ»ћќ—“≈…
6.8. ј¬“ќЋјЅ»–»Ќ“Ќќ—“№
6.9. ѕ—»’ќЋќ√»я «јѕ–≈“ќ¬ Ќј —≈ —
6.10. «ƒќ–ќ¬№≈
√Ћј¬ј 7
ѕ–ќЅЋ≈ћџ «ƒќ–ќ¬№я
7.1 –ј«ћЌќ∆≈Ќ»≈ »ƒ≈…
7.2 ЋёЅќ¬№
7.3 “¬ќ–„≈—“¬ќ
7.4 Ћ»„Ќќ—“№ » «ƒќ–ќ¬№≈
√Ћј¬ј 8
ƒ–”√»≈ ‘ќ–ћџ «Ћј
8.1. —ѕ–ј¬≈ƒЋ»¬ќ—“№
8.2. Ќ≈√ќƒя»
8.3.  –»ћ»ЌјЋ№Ќќ—“№
8.4. ∆≈—“ќ ќ—“№
8.5. ќЅ»ƒ„»¬ќ—“№ » ќЅ»ƒј
8.6. √Ќ≈¬
8.7. ¬ќ»Ќ—“¬≈ЌЌќ—“№
8.8. Ѕ≈—“ќЋ ќ¬ќ—“№
8.9. Ќ≈„≈—“Ќќ—“№
8.10. ќ—Ћќ∆Ќ≈Ќ»я ќ—Ќќ¬Ќџ’ ЅќЋ≈«Ќ≈…
√Ћј¬ј 9
Ё ќЋќ√»я «Ћј
9.1 –≈ ЋјћЌјя  ”Ћ№“”–ј. —ќ“¬ќ–≈Ќ»≈ „”Ќƒ–» ј
9.2. ”Ќ»„“ќ∆≈Ќ»≈ —“џƒј. — јЌƒјЋџ
9.3. ѕќƒј¬Ћ≈Ќ»≈ —¬ќЅќƒџ
9.4. »—“ќ„Ќ» » «ј–ј∆≈Ќ»я

9.3. ѕќƒј¬Ћ≈Ќ»≈ —¬ќЅќƒџ


—вобода может быть внутренней и внешней. ¬нутренна€ свобода Ц это способность иметь убеждени€ и строить свою жизнь в соответствии с ними. ¬нешн€€ свобода Ц это, если сказать просто, отсутствие запретов.
ќтсутствие внутренней свободы означает нравственное нездоровье.
ќтсутствие внешней свободы в сочетании с об€занностью выполн€ть некоторые действи€, которые человек бы не стал выполн€ть, если бы его свобода не была ограничена Ц означает рабство.

ѕ–»ћ≈– 80. –абство

–абство Ц форма зависимого труда. –аб лишен собственности и свободы; он не имеет права передвигатьс€ по стране, выбирать себе место жительства или работы.
”становлены пределы, в которых он может выбирать себе зан€тие или партнеров.
–абство обычно, хот€ и не всегда, недобровольно. — рабами не об€зательно обращаютс€ плохо, так же как совсем не об€зательно жестокое отношение к домашним животным. ∆естокость по отношению к рабу может быть ограничена законом, так же как по отношению к животному. –аб принадлежит кому‑то другому. ќн не отвечает за то, что он сделал. »меет меньше прав, чем свободный человек Ц но некоторые права об€зательно имеет. –аб это собственность, его можно купить или продать.

–абство в чистом виде сейчас почти не встречаетс€, остались лишь единичные случаи Ц где‑нибудь в неслишком обремененных законами азиатских провинци€х.
ќднако оно дало несколько ростков, которые обычно рабством не считаютс€, но мало отличаютс€ от него по сути.

3.1 јрми€
„то такое арми€? я не имею в виду профессиональную наемную армию, котора€ €вл€етс€ просто одной из форм службы, € имею ввиду армию принудительную, призывную. јрми€ есть не что иное, как форма современного рабства. –абства государственного, каковое существовало и в древности. ѕризванный в армию об€зан выполн€ть т€желый специфический труд, получа€ взамен лишь то, что совершенно необходимо дл€ его физического существовани€. ≈сли бы не было пр€мого принуждени€, он зан€лс€ бы чем‑то другим, более выгодным или полезным дл€ себ€.
–езультаты его труда присваивает хоз€ин Ц государство. ќн полностью подчинен и об€зан беспрекословно выполнить любое распор€жение независимо от того, согласен ли с ним. Ќепослушание строго караетс€. ѕослушание Ц одна из основных добродетелей. ќн не имеет права выбирать дл€ себ€ зан€тие, место жительства или работы, почти не имеет свободного времени. Ќе может выбирать партнеров: общаетс€ с теми, с кем об€зан, а не с теми, с кем хочет. Ѕолее того, при необходимости его жизнью пожертвуют. ѕожертвует хоз€ин Ц государство, в своих собственных цел€х, а отнюдь не в цел€х самого призванного в армию. ѕризванный существенно ограничен в правах по сравнению со свободным человеком. ќн собственность государства, а купить или продать его нельз€ потому, что продать своего раба государство может лишь самому себе, что бессмысленно. ѕризванный в армию не отвечает за свои поступки: когда милици€ задержала группу солдат, грабивших погреба (плохо кормили в казармах), их не судили как свободных людей, а отдали их собственному военному начальству Ц пусть разбираетс€ само.
≈динственное отличие принудительной армии от классического рабства в том, что в армию не призывают пожизненно. јрми€ это временное государственное рабство, причем в довольно жесткой форме.  огда‑нибудь принудительный призыв будет осужден и запрещен международными документами, так же как запрещено сейчас классическое рабство.
–абство вымерло потому что имело малую эффективность. ј велика ли эффективность принудительной армии?
¬ данном случае рабство выступает в почти неприкрытой, очевидной форме.
ј несовершенные идеологические прикрыти€ таковы: а)арми€ делает из мальчика мужчину, она полезна, это школа жизни; б) это св€щенное право защищать отечество, а значит, и своих близких и самого себ€. ѕодобна€ идеологическа€ работа, чем лучше она ведетс€, тем больше позвол€ет сократить затраты на пр€мое принуждение. ѕредставьте себе раба на плантаци€х, который был бы искренне убежден в том, что трудитс€ ради собственного блага. “акой раб лучше работает и ему не нужен надсмотрщик. ѕоэтому государство так много внимани€ удел€ет идеологическому заражению, иньекци€м лабиринтности. (ѕри —талине, например, цела€ страна рабов трудилась с радостным энтузиазмом.) √осударство не только обрекает призванного на рабский труд и рабскую жизнь, но и стремитс€ сделать его рабом по складу характера Ц то есть, воспитывает внутреннее рабство. “о, о чем говорил „ехов, которому приходилось выдавливать из себ€ раба по капле.

3.2 Ўкола
≈сли бы некоторый условный инопланет€нин, посетив землю, обратил внимание на земные школы, то наверн€ка ему бы бросилось в глаза (или в усики‑антены) следующее странное обсто€тельство: ходить в школу дети не хот€т. Ёто основной недостаток наших учебных заведений. ”точню: дети не хот€т ходить в школы, но это не значит, что они не хот€т учитьс€. –ебенок, сбежавший с урока математики, может с увлечением три часа подр€д изучать в радиокружке разные непростые схемы.
’от€ и не любой ребенок. Ѕольшинство детей уже не хот€т и учитьс€. ј тот кто хочет Ц не может.
≈сли принудительный призыв сейчас уже отменен в большинстве стран, то принудительна€, несвободна€ школа еще долго будет процветать. Ўкола была и остаетс€ айсбергом несвободы. ѕроучитьс€ какой‑то срок об€заны все, нравитс€ им это или нет, нужно им это или нет.
я сейчас говорю не о том, что всеобщее образование вредно. ќно вредно в одном отношении и полезно в другом; и польза всеобщего образовани€, даже принудительного, наверн€ка больше, чем вред безграмотности. я говорю о недопустимости какого‑либо подавлени€ человеческой свободы, тем более систематического подавлени€ в течение одиннадцати или двенадцати лет. ќсобенно недопустимо подавл€ть свободу ребенка Ц если мы только не хотим получить поколение самодовольных тупиц и исполнительных холуев. ¬прочем, государство Ц эта сверхчеловеческа€ конструкци€ и в то же врем€ иде€ на грани перерастани€ в фанатоид, хочет именно побольше холуев, а гении нужны ему лишь как единичные экземпл€ры Ц так пусть это будут те, кто сумел прорасти сквозь асфальт среднешкольного образовани€. Ќо свобода Ц одна из основных ценностей здорового человека, или даже главна€ ценность.
ћожет быть € преувеличиваю, говор€ о главной ценности, потому что по данным социологических опросов жители основных развитых стран на первое место став€т здоровье, а свобода даже не попадает в первую п€терку ценностей. Ќо, как верно заметил кто‑то до мен€, фраза "ћой друг, здоровью посв€тим души прекрасные порывы" как‑то не звучит.
ƒаже если школа и благо, то это принудительное благо Ц то есть, благо очень сомнительного качества. ¬ школе ученик довольно упорно и т€жело работает: одну смену на уроках и еще часть второй смены дома, при подготовке домашних заданий.
≈сли он хочет учитьс€, то работает добровольно, если нет Ц из‑под палки. Ётот т€желый труд не оплачиваетс€. ѕодразумеваетс€, что более чем достаточной оплатой €вл€ютс€ знани€, которые он получает. ќднако ему лично полезна лишь часть этих знаний, иногда мала€ часть, и очень многие знани€, необходимые ему, он не получает вовсе. —реднеобразованость гражданина нужна не столько ученику, сколько государству, которое и организует это сомнительное всеобщее и об€зательное и среднее образование. ≈сли же образование благо, то почему оно должно быть об€зательным? Ќа самом деле Ц это благо лишь ƒЋя Ќ≈ ќ“ќ–џ’, благо Ќ≈ѕќЋЌќ≈ и Ќ≈ ¬—≈√ƒј  ј„≈—“¬≈ЌЌќ≈. –ебенок в школе подневольно трудитс€ ¬ ѕ≈–¬”ё ќ„≈–≈ƒ№ Ќј ЅЋј√ќ √ќ—”ƒј–—“¬ј, а не ради себ€, хот€ государство изо всех сил стараетс€ затемнить этот факт.
Ўкола может быть очень полезным, здоровым и свободным учреждением, даже об€зательна€ школа, а может быть таким же подобием рабства и рабского труда, каким €вл€етс€ призывна€ арми€. ѕричем от нее самой это зависит всего лишь на треть. ≈сли т€желый труд школьника оплачиваетс€ знани€ми, то степень отличи€ школы рабства, армии или тюрьмы зависит от трех компонентов: а) насколько качественные знани€ получает ученик; б) насколько ценны эти знани€ лично дл€ него; в) насколько ценны знани€ вообще в данном обществе.
“аким образом, большинство школ наход€тс€ где‑то посредине между рабством и свободой. ѕричем некоторые дети, те, дл€ которых знани€ представл€ют большую ценность, оказываютс€ ближе к свободе; те, кому знани€ вовсе не нужны, воспринимают школу как беспросветный рабский труд Ц такие мст€т и школе и счастливчикам при каждой возможности. ѕоэтому школа жестока и ее жестокость Ц это ћ”„≈Ќ»≈ ’”ƒЎ»ћ» Ћ”„Ў»’ и никак не наоборот. ∆естокость в школе, тюрьме и армии имеет общий корень Ц отсутствие свободы.

ѕ–»ћ≈– 81. Ќесколько признаний семиклассников

ћне хочетс€ сейчас уйти домой и и заполн€ть альбомы друзей и разорвать их на кусочки мелкие, чтобы от них ничего не осталось. ћне хочетс€ порвать учебники, тетради, поломать ручки и карандашиЕ
Е€ хочу собрать все дневники всех учеников школы и порвать их и все журналы порвать на мелкие кусочки, еще расписаниеЕ
Еј на последок выпить спирта 96 градусов один литр, самогона, вина, водки, димедрола, мыльной водой запить и закурить (неразборчиво) табак и чай. » стибрить три рубл€ дл€ полного счасть€, а если хватит сил, то поломать сарай дл€ макулатурыЕ

я спросил у восьмиклассницы, что ей не нравитс€ в школе. ќна не смогла ответить, будто бы ничего и нет, но плохо. Ѕолит душа, болит то, чего не увидишь и не пощупаешь. ѕоэтому просто плохо и все.
Ќравитс€ нам это или нет, но дети живут в атмосфере мата и аморальности, избиени€ друг друга, мошейничества, лизоблюдства, лицемери€, вымогательства, воровства, об€занности подчин€тьс€ физической силе, привычной лжи. Ёто в обычных государственных школах. Ќо даже лучшие частные школы предоставл€ют вам тот же набор, но в урезанном виде: мат об€зателен, подчинение силе об€зательно, ложь об€зательна, общение с негод€€ми об€зательно. ≈сли вы утром отправл€ете своего ангелочка в школу, будьте уверены, что в ближайшие часы он услышит больше ругательств, чем вы слышите за мес€ц. ¬ раздевалке школы воруют, старшие бьют младших, мальчики бьют девочек, учител€ внушают дет€м гнусные квазипатриотические лозунги, в которые сами не вер€т. » все лгут всем.
ƒобро непобедимо, если оно не вымерло до сих пор.
—овершенно чистый в моральном плане ребенок после нескольких дней или даже после первого дн€ в школе начинает радовать родителей такими перлами, что волосы встают дыбом. ѕотому что зло заразно. » ћџ ќЅя«јЌџ «ј–ј∆ј“№ —¬ќ»’ ƒ≈“≈… «Ћќћ, таков закон. „ужой маленький негод€йчик, случайно попавший в класс и просидевший там несколько лет, сделает вашего ребенка посредственностью и недоучкой Ц и это на всю жизнь. » дл€ вас почти невозможно повли€ть на этот процесс.
«десь можно возразить, что краски слишком сгущены. ≈сть, хот€ и не часто встречаютс€, люди, которые вспоминают школу хорошо; большинство вспоминает хорошо какого‑нибудь учител€ или предмет Ц у них еще сохранилось остаточное заражение чем‑то хорошим Ц чем? ”чебным материалом? ¬р€дли. Ќевозможно вспомнить тот материал по прошествии лет двадцати или более, особенно если не использовал его в жизни Ц на самом деле —ќ’–јЌ»Ћќ—№ «ј–ј∆≈Ќ»≈ Ћ»„Ќќ—“№ё ”„»“≈Ћя.
ћы вспоминаем доброту или строгость, справедливость или умение пон€ть, Ц вспоминаем вначале личные качества определенного учител€ или учителей, а лишь потом и далеко не всегда Ц педагогические.
Ћичность заразна Ц так же как заразно зло.
Ћичность действует на окружающих, как свет на фосфорный выключатель Ц заставл€ет их светитьс€ в темноте.
Ќо личность не заражает здоровьем, она лишь открывает путь к той глубине, котора€ есть в каждом человеке Ц то есть, на некоторое врем€ делает личностью другого, того, с кем общаетс€.  огда эта глубина открываетс€ тебе, чувствуешь себ€ так, будто смотришь на чистое звездное небо в горах, или впервые прыгаешь с высокой вышки в бассейн: захватывает дух от близости и реальности огромного. “ы будто проваливаешс€ в самого себ€.
Ќормальный стиль отношений личности с другими людьми Ц взаимна€ любовь. я имею ввиду не сексуальную любовь, а любовь, как вложение себ€. Ћичность свободно открывает свое душевное пространство и свободно принимает то, что предлагают ей. — личностью можно делитьс€ всем, даже самым индивидуальным, она побуждает к самопониманию и самораскрытию.
Ўкола, со всеми ее недостатками, оправдана лишь в том случае, если учитель Ц личность. Ѕолее того, в этом случае школа незаменима.

Ўкола может может стать сильнейшим инструментом поддержани€ и укреплени€ нравственного здоровь€. ќна может быть направлена не на воспитание лабиринтной единицы или ревностного последовател€ лозунгов местного масштаба, как сейчас, а на сотворение здоровой личности Ц в том случае, если работать там будут нравственно здоровые люди.
¬се мы Ц марионетки идей, своих идей и тех, которые кажутс€ нам своими.
»деи дергают ниточки, а мы пл€шем. ¬се что мы делаем, мы делаем под управлением идей, больших и малых Ц они руковод€т нами и в большом и в малом, и люба€ иде€ заразительна. ≈сли уж нельз€ избежать заражени€ Ц давайте заражать иде€ми добра.
“ак же как дл€ разных профессий необходим интеллектуальный уровень и уровень навыков, так дл€ большинства профессий нужен моральный уровень и моральные навыки. Ёто требование не €вл€етс€ запретом на профессии. Ќикто ведь не пустит дебила работать с €дерными боеголовками, но человека, вполне дебильного в нравственном отношении вполне могут допустить обрабатывать светлые головки наших детей. Ёто неправильно.
ƒл€ профессии милиционера нравственные качества также необходимы, как умение стрел€ть из пистолета, дл€ профессии учител€ они важнее умени€ держать указку Ц тем не менее они совершенно не учитываютс€: ни при подготовке, ни при поступлении в соответствующее учебное заведение, ни при приеме на работу.
я хочу чтобы мен€ пон€ли, хот€ люд€м очень трудно пон€ть друг друга Ц каждый выгл€дывает в узенькую бойницу из собственной башни идей и предрассудков.
јнглийское "why?" Ц это вопросительный вскрик, а русское "по‑че‑му?" Ц медленно извивающ€а€ вопросительна€ поэма. Ётого не объ€снит вам ни один словарь. Ќет такого слова, которое можно было бы точно перевести. Ќо и каждый из нас говорит на своем €зыке и вкладывает в каждое слово свой собственный смысл. ¬се же попробуйте пон€ть правильно.
ƒоброта и пор€дочность Ц такие же необходимые ценности дл€ работы с людьми, как знание математики дл€ бухгалтера. ѕри приеме на работу с людьми необходимо нравственное тестирование. Ёто такое же ненарушение прав, как и требование, чтобы человек не имел заразных заболеваний, если он учитель или врач. Ќикого ведь не возмущает, что женщину, больную туберкулезом, не назначают н€нечкой в детских €сл€х. Ќо, увы, люба€ иде€ мутирует Ц искажением, мутантом этой идеи будет принцип запрета на професии.