Ќа главную

—ергей ¬ладимирович √ерасимов. ѕсихологи€ зла

¬се книги


—одержание


¬ведение
√Ћј¬ј 1
„≈Ћќ¬≈  » »ƒ≈я
1.1. Ё‘‘≈ “ ћјя“Ќ» ј
1.2. «Ћќ  ј  ЅќЋ≈«Ќ№
1.3. «ј–ј∆≈Ќ»≈ »ƒ≈≈…. Ћ»’ќ–јƒ ј
1.4. —–ј«” ѕќ—Ћ≈ «ј–ј∆≈Ќ»я. Ѕ≈——»ћѕ“ќћЌјя ‘ј«ј
1.5. —“џƒ  ј  ѕ–»¬»¬ ј ќ“ «Ћј
1.6. »ћћ”Ќ»“≈“  ќ «Ћ”
1.7. ¬ќ«ћќ∆Ќќ—“№ «ј–ј∆≈Ќ»я » ќ“¬–јў≈Ќ»≈
√Ћј¬ј 2
«ј–ј∆≈Ќ»≈ «Ћќћ
2.1. ¬»–”—
2.2. »Ќ‘ќ–ћј÷»ќЌЌџ… ¬»–”—
2.3. ћ”“ј÷»я »ƒ≈»
2.4. »Ќ‘ќ–ћј÷»ќЌЌџ≈ Ёѕ»ƒ≈ћ»»
2.5. ћќ–јЋ№Ќјя Ёѕ»ƒ≈ћ»я
2.6. ЅќЋ≈«Ќ№ » «ƒќ–ќ¬№≈
2.7. јЌјЋќ√»я — »«¬≈—“Ќџћ» «јЅќЋ≈¬јЌ»яћ»
2.8. ¬ќ«ћќ∆Ќќ—“» Ћ≈„≈Ќ»я
√Ћј¬ј 3
Ќ≈ ќ“ќ–џ≈ ¬ј–»јЌ“џ «Ћј
3.1. Ќ≈ ќ“ќ–џ≈  ¬јЌ“ќ¬џ≈ Ё‘‘≈ “џ
3.2. ѕќƒ √»ѕЌќ«ќћ »ƒ≈»
3.3 »Ќ“≈–≈—
3.4. ѕќ»— ќ¬џ… » »—ѕџ“ј“≈Ћ№Ќџ… »Ќ“≈–≈—
3.5. ’”Ћ»√јЌ—“¬ќ
3.6. —“–≈ћЋ≈Ќ»≈   ќѕј—Ќќ—“»
3.7. ƒ≈ƒќ¬ў»Ќј
3.8. Ѕ≈—ѕќЋ≈«Ќјя ЅќЋ“ќ¬Ќя
3.9. ÷≈ѕЌјя –≈ј ÷»я »Ќ“≈–≈—ј
√Ћј¬ј 4
‘ќ–ћџ «Ћј. ѕ–»ћ»“»¬»«ћ
4.1. ”—Ћќ¬Ќќ≈ –ј¬≈Ќ—“¬ќ
4.2. ћј——ј » ЁЋ»“ј
4.3. ѕќ–“–≈“ ѕ–»ћ»“»¬ј
4.4. ѕќЋ≈«Ќќ—“№ Ќ–ј¬—“¬≈ЌЌќ… “”ѕќ—“»
4.5. Ќ≈ ќ“ќ–џ≈ „≈–“џ ѕ–»ћ»“»¬ј
4.6. ÷≈ЌЌќ—“№ ∆»«Ќ»
4.7. Ћ≈„≈Ќ»≈
4.8.  ј„≈—“¬ќ „≈Ћќ¬≈ ј
4.9. Ќј–ќƒЌќ—“№ » ј–»—“ќ –ј“»«ћ ƒ”’ј
√Ћј¬ј 5
‘ќ–ћџ «Ћј. ‘јЌј“»«ћ » ‘јЌј“ќ»ƒ: ѕќ–јЅќў≈Ќ»≈ »ƒ≈≈…
5.1. —»Ќƒ–ќћ „ј–“ ќ¬ј
5.2. ƒј–
5.3. ‘јЌј“ќ»ƒ
5.4. Ћќ√» ј ‘јЌј“»«ћј
5.5. ѕќƒћ≈Ќј ѕ–ј¬ƒџ ѕ–ј¬ƒќѕќƒќЅ»≈ћ
5.6. ÷≈ѕќ„ ј Ќј–ј—“јёў»’ ∆≈–“¬.  ј  »ƒ“» ¬ѕ≈–≈ƒ, ”Ќ»„“ќ∆јя —≈Ѕя
5.7. ‘јЌј“» 
5.8. »ƒ≈я  ј  Ѕќ√
√Ћј¬ј 6
‘ќ–ћџ «Ћј. ЋјЅ»–»Ќ“Ќќ—“№
6.1. Ћќ√» ј ѕ–ќ“»¬ –ј«”ћј
6.2. ЋјЅ»–»Ќ“. ѕ–»ѕ»—џ¬јЌ»≈ —ќЅ—“¬≈ЌЌџ’ ÷≈ЌЌќ—“≈…
6.3. јЅ—“–ј√»–ќ¬јЌ»≈
6.4. «јѕ–≈“  ј  ѕ–ќ—“≈…Ў≈≈ –≈Ў≈Ќ»≈
6.5. “≈’Ќ»„≈— »≈ ƒ≈“јЋ»
6.6. ‘”Ќ ÷»я ЋјЅ»–»Ќ“ј
6.7. Ў≈—“№ Ќ≈ќЅ’ќƒ»ћќ—“≈…
6.8. ј¬“ќЋјЅ»–»Ќ“Ќќ—“№
6.9. ѕ—»’ќЋќ√»я «јѕ–≈“ќ¬ Ќј —≈ —
6.10. «ƒќ–ќ¬№≈
√Ћј¬ј 7
ѕ–ќЅЋ≈ћџ «ƒќ–ќ¬№я
7.1 –ј«ћЌќ∆≈Ќ»≈ »ƒ≈…
7.2 ЋёЅќ¬№
7.3 “¬ќ–„≈—“¬ќ
7.4 Ћ»„Ќќ—“№ » «ƒќ–ќ¬№≈
√Ћј¬ј 8
ƒ–”√»≈ ‘ќ–ћџ «Ћј
8.1. —ѕ–ј¬≈ƒЋ»¬ќ—“№
8.2. Ќ≈√ќƒя»
8.3.  –»ћ»ЌјЋ№Ќќ—“№
8.4. ∆≈—“ќ ќ—“№
8.5. ќЅ»ƒ„»¬ќ—“№ » ќЅ»ƒј
8.6. √Ќ≈¬
8.7. ¬ќ»Ќ—“¬≈ЌЌќ—“№
8.8. Ѕ≈—“ќЋ ќ¬ќ—“№
8.9. Ќ≈„≈—“Ќќ—“№
8.10. ќ—Ћќ∆Ќ≈Ќ»я ќ—Ќќ¬Ќџ’ ЅќЋ≈«Ќ≈…
√Ћј¬ј 9
Ё ќЋќ√»я «Ћј
9.1 –≈ ЋјћЌјя  ”Ћ№“”–ј. —ќ“¬ќ–≈Ќ»≈ „”Ќƒ–» ј
9.2. ”Ќ»„“ќ∆≈Ќ»≈ —“џƒј. — јЌƒјЋџ
9.3. ѕќƒј¬Ћ≈Ќ»≈ —¬ќЅќƒџ
9.4. »—“ќ„Ќ» » «ј–ј∆≈Ќ»я

1.5. —“џƒ  ј  ѕ–»¬»¬ ј ќ“ «Ћј


а) „то такое стыд
—тыд Ц чувство замешательства или унижени€ когда недостатки или проступки, скрытые раньше, станов€тс€ известными другим или себе. “о есть, любой стыд Ц это стыд перед кем‑то, в частности, перед самим собой.
—тыд может быть очень сильным.
¬ 307 году до нашей эры философ ƒиодор умер от стыда во врем€ философского спора, не сумев решить логическую проблему, предложенную —тилпоном. Ќо это не единственный случай смерти от стыда: стыд Ц причина огромного множества самоубийств.
„тобы избежать стыда быть плененными, €понцы совершали харакири. “очно также они поступали и тогда, когда считали себ€ виновными в чем‑то. Ќаши очень далекие предки, еще не вполне разумные, имели удивительный, по нашим меркам, способ казни Ц они изгон€ли из своего стада провинившегос€ и он умирал. »менно из‑за общественного отвержени€, то есть от стыда. Ќе в когт€х хищников, не от голода и жажды Ц он просто не мог жить. ≈му даже не приходилось делать харакири, как €понцам.
  сожалению, стыд почти не изучаетс€ психологией, и еще меньше другими науками. √ораздо проще, наверное, изучать какие нибудь когнитивные перцепции или мультифакторные коррел€ции. » это кажетс€ удивительным, потому что стыд в нашей жизни встречаетс€ посто€нно и он, безусловно, важнее вышеуказанных коррелл€ций. ќсобн€ком стоит теори€ ‘рейда. Ќекоторые рассуждени€ о стыде можно найти в этических трактатах. » часто эти рассуждени€ не выдерживают критики.
Ќапример, утверждаетс€, что чувство стыда Ц это безусловное отличие человека от низшей природы, так как ни у каких животных стыда нет ни в какой степени, а у человека он по€вл€етс€ с незапам€тных времен.
Ќо ничего подобного, Ц стыд у животных есть и элементарно наблюдаем, если правильно к этому подойти. ¬ы не видите стыда диких животных, потому что они всегда смогут от вас спр€татьс€, если делают что‑то, что заставило бы их стыдитьс€. ≈сли же они не знают, что вы за ними наблюдаете, то стыдитьс€ не будут: любой стыд есть стыд перед кем‑то. ј если вы наблюдаете свое домашнее животное, то оно не стыдитс€ вас, потому что вы дл€ него не посторонний Ц точно так же супруги не стыд€тс€ друг друга после нескольких лет совместной жизни. Ќо посмотрите хот€ бы на кошку, котора€ ранней весной радостно катаетс€ по траве, подставл€€ первому весеннему солнцу животик, на чужую кошку. ќна сразу же прекращает играть, потому что стыдитс€ вас. » более того Ц она ведет себ€ совсем по‑человечески: она ѕ–»“¬ќ–я≈“—я, что не играла, а была зан€та делом.
”стыдившись, она начинает играть роль дл€ зрител€, дл€ вас. » вы на ее месте поступили бы точно так же, если бы катались по траве и были застигнуты посторонним человеком.
ƒальше, очень часто стыд сводитс€ лишь к сексуальному стыду или стыду обнаженного тела. », вроде бы, животные не стыд€тс€ полового акта, а человек стыдитс€. ∆ивотные не стыд€тс€ ходить голыми, а человек стыдитс€. » это, €кобы, означает, что духовное начало в человеке заставл€ет стыдитьс€ животных инстинктов. “о есть, зарание предполагаетс€, что все сексуальное Ц грех, а потом оказываетс€, что душа человеческа€ стыдитс€ греха.
Ќо и древние √реки, и –имл€не, и многие другие народы купались, загорали, гул€ли и занимались спортом совершенно голыми. ’одить голым по нудисткому пл€жу тоже не стыдно дл€ нудистов и почти не стыдно дл€ новичков. ќ половом акте € скажу чуть позже.
"—амосто€тельное и первоначальное значение чувства стыда было бы устранено", Ц пишет, например, —оловьев, Ц "если бы удалось св€зать этот нравственный факт с какою‑нибудь материальною пользою дл€ особи или рода в борьбе за существование. ¬ таком случае стыд можно было бы объ€снить как одно из про€влений инстинкта животного самосохранени€ Ц индивидуального или общественного. Ќо именно такой св€зи и не возможно найти. ” животных, покорных инстинктам, не бывает никаких вредных дл€ самосохранени€ излишеств, но человек, вследствие большей силы индивидуального сознани€ и воли, получает возможность таких злоупотреблений, и вот против самых пагубных из них Ц половых Ц развиваетс€ у него на общих основани€х естественного подбора полезный противовес Ц чувство стыда. ¬ человечестве это чувство имеет то принципиальное значение, что им определ€етс€ этическое отношение человека к материальной природе.
„еловек стыдитс€ ее господства в себе или своего подчинени€ ей и тем самым признает, относительно ее, свою внутреннюю самосто€тельность и высшее достоинство, в силу чего он должен обладать, а не быть обладаемым ею."
¬ данном случае заранее предполагаетс€ греховность сексуального, (а почему, собственно говор€, сексуальность "пагубна"? Ц что в ней такого страшного?) потом стыд св€зываетс€ с сексуальностью и в результате мы приходим к выводу, что сексуальное греховно.
  тому же, на самом деле прекрасно видна св€зь, которой €кобы невозможно найти: св€зь между стыдом и инстинктом самосохранени€.  ошка, котора€ играла, но перевернулась на лапы при приближении незнакомца, тем самым перешла из состо€ни€ Ѕ≈««јў»“Ќќ—“» в состо€ние «јў»ў≈ЌЌќ—“».
¬езде, где мы встречаем стыд, мы находим и беззащитность. —тыд произошел из беззащитности и человеческий —“џƒ ≈—“№ „≈Ћќ¬≈„≈— јя –≈ј ÷»я Ќј Ѕ≈««јў»“Ќќ—“№.
ѕо этой причине стыд€тс€ чужих людей: от них можно ожидать враждебности в любой момент. (–ебенок начинает стыдитьс€ мес€цев в шесть Ц когда научилс€ хорошо отличать своих от чужих.) ћожно гораздо сильнее стыдитьс€ слов "€ люблю", чем самого разнузданного поведени€ в постели. ѕроститутка из одного американского фильма говорила, что стесн€етс€ целоватьс€ в губы, хот€ со всем остальным у нее не было проблем.  огда еще более беззащитен человек, чем в момент признани€ в любви или поцелу€?
—ексуальный стыд св€зан в первую очередь (но не только) с тем, что во врем€ полового акта человек довольно беззащитен: и физически и морально. ‘изически он не может оказать сопротивлени€ возможному нападению, а морально он беззащитен перед насмешками посторонних людей. ≈сли вы считаете, что обезь€на в лесу, полном леопардов, не спр€четс€ от них во врем€ полового акта, то вы ошибатесь.
ј люди могут вести себ€ пострашнее, чем леопарды.
ј теперь попробуйте ответить на вопрос: почему красивые девушки меньше стесн€ютс€ раздеватьс€ на пл€же, чем плохо сложенные?
б) Ѕоль телесна€ и моральна€.
–азумеетс€, животные стыд€тс€ не так сильно и не так часто, как человек.
Ќо это объ€сн€етс€ тем, что животному можно причинить лишь физическую боль, а человеку боль неизмеримо более сильную Ц боль ћќ–јЋ№Ќ”ё. Ќапример, вы сидите в кресле стоматолога, бормашинка сверлит ваш зуб и задевает нерв. ¬ам больно, вы вскрикиваете. Ќо уже через п€ть минут все в пор€дке и вы забыли эту боль. Ќо вот вы идете и хулиган сбил с вас шапку, засме€лс€ и ушел. ¬ каком случае вам больнее? ‘изическа€ боль часто вообще ничего не значит. Ќапример, старушки с садистическими наклонност€ми с удовольствием перемывают вам косточки так, чтобы вы услышали Ц и вам больно, при полном отсутствии физической боли. »ли така€ же старушка в общественном транспорте едва войд€, за€вл€ет: "ƒа он никогда не уступит место. ћне ли таких не знать, такие никогда не уступают". ѕосле этого вы, разумеетс€, не уступаете. ƒа и не нужно было ей ваше место. ќна хотела лишь причинить вам боль. ѕримеры морального садизма мы видим буквально на каждом шагу. јбсолютно недопустимые моральные издевательства приходитс€ терпеть дет€м от сверстников, заключенным тюрем или насильно призванным солдатам.
ѕример отсутстви€ стыда продемонстрировал однажды директор школы Ц то есть человек, по определению об€заный се€ть разум и добро. Ќа собрании его обвинили в том, что он бил детей, Ц не редка€ практика, но совершенно противозаконна€ Ц обвинил его военрук. ¬оенрук показал также несколько за€влений, написанных и подписанных обиженными детьми. ѕоказал, прочел, и сел за первую парту, положив на за€влени€ ладонь. ƒиректор продолжил свое выступление, прошелс€ несколько раз вблизи передних парт туда‑сюда, потом быстрым движением попыталс€ вырвать за€влени€, но военрук тоже схватилс€ за листки. ¬ результате за€влени€ были порваны надвое, и верхние половинки остались у директора, что его вполне удовлетворило. ¬се это происходило на глазах у кабинета, полного педагогических работников, то есть людей, по определению образцово нравственных. Ќи малейших признаков стыда директор не про€вил.
«аметим очень важный момент: большинство из нас Ќ≈ —”ћ≈Ћ» Ѕџ ѕќ—“”ѕ»“№ “ј .
»м бы помешал стыд.
ƒействие стыда: ∆енщина продает билеты в троллейбусе. Ќекоторым не дает билета, как и большинство ее профессии. Ќа остановке вагон провер€ют инспекторы. «адержали пассажира без билета. √овор€т: "“ебе штраф, а ей пишем финансовое нарушение". ќднако, пока все держитс€ на словах. ѕассажир утверждает, что он платил, но не получил билета.  ондуктор, в принципе, могла бы утверждать, что пассажир отказалс€ платить. ¬ этом случае победил бы тот, кто умеет кричать громче, то есть женщина. Ќо женщина оказалась неспособна нагло лгать, и говорила лишь, что не помнит. "“ак он платил деньги или нет?"
"Ќе помню". ¬ результате не выиграл никто. ѕассажир все же заплатил штраф, а кондуктору записали финансовое нарушение. ¬озможно, ее увол€т. “ак почему же она предпочла срединный вариант, который тоже €вл€лс€ ложью? ѕотому что трудно сознательно лгать, если перед тобой человек, который знает истину.
ќказатьс€ наглой лгуньей в глазах постороннего —“џƒЌќ; и легче пострадать в материальном плане, чем в моральном. ћоральна€ боль перевешивает совершенно реальные материальные непри€тности.
”же в этом примере мы видим чрезвычайно важное свойство стыда: —“џƒ
—ѕќ—ќЅ≈Ќ ѕ–≈ƒќ“¬–јўј“№ «Ћќ.
в) —тыд и перевоспитание
Ќо, продолжа€ аналогию с болезнью, мы увидим, что стыд действует не столько как "таблетка от зла", а скорее как предварительна€ прививка.

ѕ–»ћ≈– 5. Ѕыстрое перевоспитание.

ќднажды € пережил очень острое чувство стыда. ƒело было так. я устроилс€ работать чем‑то вроде инженера в одну маленькую фирму. «аранее € знал, что там ведутс€ вс€кие темные дела, мне расказывал об этом друг, который был недавно уволен. »з его рассказов € знал, что директор вор и прохвост и остальные не лучше. «нал и несколько конкретных случаев совершенной подлости. ѕоэтому, прийд€ туда, € ощущал свое €вное моральное превосходство. я ни с кем из этих поганых людей толком не разговаривал и тем более не пыталс€ сойтить. ћен€ быстро оставили в покое. ћо€ основна€ работа была не очень ответственной, но деликатного свойства, и ее результаты касались многих посторонных людей, точнее € говорить не стану. » вот под вли€нием всей этой нечестной обстановки € стал вести себ€ нечестно. я брал деньги, когда давали, раза два, что‑то подтасовывал, что‑то где‑то привирал и так далее.
я продолжал ощущать свое моральное превосходство, потому что остальные, по моим сведени€м, вели себ€ хуже. » вот однажды на совещании наш директор выступает и говорит, что открылись многочисленные подлоги, неточности и прочее.
ѕо цифрам и фактам, которые он назвал, € точно пон€л, что речь идет обо мне. Ќо он продолжал и сказал, что это просто дело совести виноватого и что они просто перепровер€т и исправ€т все, а виноватого искать не станут. »з последующих выступлений € пон€л, что все присутствующие в основном честные люди, а € был дезинформировал и вел себ€ как последний негод€й. “огда € просто чуть не умер от стыда.  ак € мог все это объ€снить? ≈сли бы они мен€ вычислили, а это нетрудно было бы сделать, совсем нетрудно, € бы конечно встал в гордую оппозицию и, чего доброго, убедил себ€, что € прав. ј так Ц мне просто сделали прививку стыда. — тех пор € работал в других организаци€х и выполн€л аналогичную работу.
» мне приходилось видеть насто€щую нечестность и несправедливость. Ќо € был защищен от нее раз и навсегда. ќднажды пережитый стыд каждый раз вспыхивал перед глазами и € не мог, просто не мог поступить так, чтобы пережить еще раз что‑то похожее. “о есть мне было уже больно от стыда при одной мысли о возможности обмануть. » с тех пор € абсолютно честен в вопросах работы.
ќказываетс€ это так легко Ц перевоспитать. ” мен€ сын, который €вно нуждаетс€ в перевоспитании и наверн€ка есть какие‑нибудь радикальные средства. я все пытаюсь применить к нему что‑нибудь вроде того, что испытал сам. ѕока не получаетс€.

ѕри иммунизации человеку обычно ввод€т либо ослабленный болезнетворный микроорганизм, либо определенным образом переработанный, и это стимулилирует иммунную систему. “о есть, подобное лечитс€ подобным. —тыд, пережитый человеком однажды, преп€тствует повторению “ј ќ√ќ ∆≈ поведени€, то есть ƒ≈…—“¬”≈“ јЌјЋќ√»„Ќќ ѕ–»¬»¬ ≈. —тыд может переживатьс€ очень сильно и очень непри€тно. Ќастолько сильно и непри€тно, что от стыда можно умереть (как ƒиодор) или покончить с собой. ƒаже слабый стыд обычно превешивает материальные выгоды Ц как в случае с кондуктором троллейбуса. ќт стыда можно заболеть, как случилось в детстве с одним знаменитым писателем, которому вешали на грудь порочащую его табличку.
г) —пособность стыдитьс€
—пособность стыдитьс€ есть у всех, но люди чрезвычайно сильно различаютс€ в этом отношении.
≈сть люди, очень чувствительные, вплоть до болезни, к социальному отвержению и стыду, а есть люди самодовольные, практически его не замечающие. —амодовольные, то есть "довольные собой". Ћюди, образцом дл€ которых могут быть лишь они сами, люди, которые станут прислушиватьс€ лишь к своему мнению, и то, что оно Ђсвоеї дл€ них важнее того, что оно может быть верно или неверно. ќни восхищаютс€ собственными готовыми мысл€ми, и хвал€т лишь те качества, которыми наделены сами.
ƒалее, не стыд€тс€ того, кого не уважают, поэтому человек, относ€щийс€ более уважительно к другим и себе, будет более способен к стыду.   стыду почти неспособны отъ€вленные хулиганы Ц именно потому, что они никого не уважают. Ќо можно заставить стыдитьс€ и таких. Ќапример, асоциального ребенка изолируют и провод€т с ним сеансы психокоррекции. ¬ первые дни он, как может, издеваетс€ над присутствующими, ведет себ€ нагло и вызывающе, ожида€ стандартных ответов на свои действи€. Ќо никто не сердитс€ на него, так как здесь его лечат, а не наказывают. — ним обращаютс€ ”¬ј∆»“≈Ћ№Ќќ и ровно. » вот наступает момент, когда ему вдруг становитс€ стыдно Ц тогда, когда он начал уважать окружающих и когда их ответное уважение стало представл€ть дл€ него ценность Ц то есть, в тот момент, когда он стал действительно ”я«¬»ћ.
“ак что стыду можно научить Ц но не поучени€ми и даже не собственным примером, а действительным уважением к личности. ј человек, научившийс€ стыдитьс€, будет гораздо меньше способен ко злу, чем бесстыжий. (Ќапомню, что € говорю не о такой ерунде, как сексуальный стыд, а о стыде из‑за собственных недостатков и из‑за собственной склонности ко злу.) ”важение к личности Ц одно из сильнейших лекарств против зла. Ќо вс€ система наказани€ преступников построена на Ќ≈”¬ј∆≈Ќ»». “ак что нечего удивл€тьс€, что она лишь плодит преступников. «апирать преступников в тюрьмы так же полезно, как запирать тараканов в ведрах с кухонным мусором.
»так, стыдливость зависит от степени —јћќƒќ¬ќЋ№—“¬ј и от степени ”¬ј∆≈Ќ»я к себе и к люд€м. ѕри максимальном самодовольстве и минимальной уважительности уровень стыдливости почти нулевой.
ѕри этом нельз€ путать самодовольство и самоуважение. „еловек, уважающий себ€, никогда не бывает самодоволен, он неудовлетворен собой и посто€нно ищет пути к самосовершенствованию.
(¬опрос дл€ тех, кто не пон€л разницы между самодовольством и самоуважением: есть два человека; один из них любит себ€, а другой уважает; обоим предлагают вз€тку; как они поступ€т?)
»менно самодовольные и неуважительные люди не стыд€тс€.
»ћ≈ЌЌќ Ќ≈”¬ј∆»“≈Ћ№Ќџ≈ » —јћќƒќ¬ќЋ№Ќџ≈ Ћёƒ» Ќ≈ »ћ≈ё“ ¬Ќ”“–≈ЌЌ»’ Ѕј–№≈–ќ¬ Ќј ѕ”“»   —ќ¬≈–Ў≈Ќ»ё «Ћј. «апомним этот вывод.