Ќа главную

—ергей ¬ладимирович √ерасимов. ѕсихологи€ зла

¬се книги


—одержание


¬ведение
√Ћј¬ј 1
„≈Ћќ¬≈  » »ƒ≈я
1.1. Ё‘‘≈ “ ћјя“Ќ» ј
1.2. «Ћќ  ј  ЅќЋ≈«Ќ№
1.3. «ј–ј∆≈Ќ»≈ »ƒ≈≈…. Ћ»’ќ–јƒ ј
1.4. —–ј«” ѕќ—Ћ≈ «ј–ј∆≈Ќ»я. Ѕ≈——»ћѕ“ќћЌјя ‘ј«ј
1.5. —“џƒ  ј  ѕ–»¬»¬ ј ќ“ «Ћј
1.6. »ћћ”Ќ»“≈“  ќ «Ћ”
1.7. ¬ќ«ћќ∆Ќќ—“№ «ј–ј∆≈Ќ»я » ќ“¬–јў≈Ќ»≈
√Ћј¬ј 2
«ј–ј∆≈Ќ»≈ «Ћќћ
2.1. ¬»–”—
2.2. »Ќ‘ќ–ћј÷»ќЌЌџ… ¬»–”—
2.3. ћ”“ј÷»я »ƒ≈»
2.4. »Ќ‘ќ–ћј÷»ќЌЌџ≈ Ёѕ»ƒ≈ћ»»
2.5. ћќ–јЋ№Ќјя Ёѕ»ƒ≈ћ»я
2.6. ЅќЋ≈«Ќ№ » «ƒќ–ќ¬№≈
2.7. јЌјЋќ√»я — »«¬≈—“Ќџћ» «јЅќЋ≈¬јЌ»яћ»
2.8. ¬ќ«ћќ∆Ќќ—“» Ћ≈„≈Ќ»я
√Ћј¬ј 3
Ќ≈ ќ“ќ–џ≈ ¬ј–»јЌ“џ «Ћј
3.1. Ќ≈ ќ“ќ–џ≈  ¬јЌ“ќ¬џ≈ Ё‘‘≈ “џ
3.2. ѕќƒ √»ѕЌќ«ќћ »ƒ≈»
3.3 »Ќ“≈–≈—
3.4. ѕќ»— ќ¬џ… » »—ѕџ“ј“≈Ћ№Ќџ… »Ќ“≈–≈—
3.5. ’”Ћ»√јЌ—“¬ќ
3.6. —“–≈ћЋ≈Ќ»≈   ќѕј—Ќќ—“»
3.7. ƒ≈ƒќ¬ў»Ќј
3.8. Ѕ≈—ѕќЋ≈«Ќјя ЅќЋ“ќ¬Ќя
3.9. ÷≈ѕЌјя –≈ј ÷»я »Ќ“≈–≈—ј
√Ћј¬ј 4
‘ќ–ћџ «Ћј. ѕ–»ћ»“»¬»«ћ
4.1. ”—Ћќ¬Ќќ≈ –ј¬≈Ќ—“¬ќ
4.2. ћј——ј » ЁЋ»“ј
4.3. ѕќ–“–≈“ ѕ–»ћ»“»¬ј
4.4. ѕќЋ≈«Ќќ—“№ Ќ–ј¬—“¬≈ЌЌќ… “”ѕќ—“»
4.5. Ќ≈ ќ“ќ–џ≈ „≈–“џ ѕ–»ћ»“»¬ј
4.6. ÷≈ЌЌќ—“№ ∆»«Ќ»
4.7. Ћ≈„≈Ќ»≈
4.8.  ј„≈—“¬ќ „≈Ћќ¬≈ ј
4.9. Ќј–ќƒЌќ—“№ » ј–»—“ќ –ј“»«ћ ƒ”’ј
√Ћј¬ј 5
‘ќ–ћџ «Ћј. ‘јЌј“»«ћ » ‘јЌј“ќ»ƒ: ѕќ–јЅќў≈Ќ»≈ »ƒ≈≈…
5.1. —»Ќƒ–ќћ „ј–“ ќ¬ј
5.2. ƒј–
5.3. ‘јЌј“ќ»ƒ
5.4. Ћќ√» ј ‘јЌј“»«ћј
5.5. ѕќƒћ≈Ќј ѕ–ј¬ƒџ ѕ–ј¬ƒќѕќƒќЅ»≈ћ
5.6. ÷≈ѕќ„ ј Ќј–ј—“јёў»’ ∆≈–“¬.  ј  »ƒ“» ¬ѕ≈–≈ƒ, ”Ќ»„“ќ∆јя —≈Ѕя
5.7. ‘јЌј“» 
5.8. »ƒ≈я  ј  Ѕќ√
√Ћј¬ј 6
‘ќ–ћџ «Ћј. ЋјЅ»–»Ќ“Ќќ—“№
6.1. Ћќ√» ј ѕ–ќ“»¬ –ј«”ћј
6.2. ЋјЅ»–»Ќ“. ѕ–»ѕ»—џ¬јЌ»≈ —ќЅ—“¬≈ЌЌџ’ ÷≈ЌЌќ—“≈…
6.3. јЅ—“–ј√»–ќ¬јЌ»≈
6.4. «јѕ–≈“  ј  ѕ–ќ—“≈…Ў≈≈ –≈Ў≈Ќ»≈
6.5. “≈’Ќ»„≈— »≈ ƒ≈“јЋ»
6.6. ‘”Ќ ÷»я ЋјЅ»–»Ќ“ј
6.7. Ў≈—“№ Ќ≈ќЅ’ќƒ»ћќ—“≈…
6.8. ј¬“ќЋјЅ»–»Ќ“Ќќ—“№
6.9. ѕ—»’ќЋќ√»я «јѕ–≈“ќ¬ Ќј —≈ —
6.10. «ƒќ–ќ¬№≈
√Ћј¬ј 7
ѕ–ќЅЋ≈ћџ «ƒќ–ќ¬№я
7.1 –ј«ћЌќ∆≈Ќ»≈ »ƒ≈…
7.2 ЋёЅќ¬№
7.3 “¬ќ–„≈—“¬ќ
7.4 Ћ»„Ќќ—“№ » «ƒќ–ќ¬№≈
√Ћј¬ј 8
ƒ–”√»≈ ‘ќ–ћџ «Ћј
8.1. —ѕ–ј¬≈ƒЋ»¬ќ—“№
8.2. Ќ≈√ќƒя»
8.3.  –»ћ»ЌјЋ№Ќќ—“№
8.4. ∆≈—“ќ ќ—“№
8.5. ќЅ»ƒ„»¬ќ—“№ » ќЅ»ƒј
8.6. √Ќ≈¬
8.7. ¬ќ»Ќ—“¬≈ЌЌќ—“№
8.8. Ѕ≈—“ќЋ ќ¬ќ—“№
8.9. Ќ≈„≈—“Ќќ—“№
8.10. ќ—Ћќ∆Ќ≈Ќ»я ќ—Ќќ¬Ќџ’ ЅќЋ≈«Ќ≈…
√Ћј¬ј 9
Ё ќЋќ√»я «Ћј
9.1 –≈ ЋјћЌјя  ”Ћ№“”–ј. —ќ“¬ќ–≈Ќ»≈ „”Ќƒ–» ј
9.2. ”Ќ»„“ќ∆≈Ќ»≈ —“џƒј. — јЌƒјЋџ
9.3. ѕќƒј¬Ћ≈Ќ»≈ —¬ќЅќƒџ
9.4. »—“ќ„Ќ» » «ј–ј∆≈Ќ»я

√Ћј¬ј 6

‘ќ–ћџ «Ћј. ЋјЅ»–»Ќ“Ќќ—“№.


—войства химического вещества мен€ютс€, если из свободного состо€ни€ оно попадает в некоторое соединение. Ќапример, по воде и ее свойствам никак не скажешь, что она состоит из двух газов, один из которых горит, а другой поддерживает горение. ¬ода, как известно, тушит огонь. Ќо подобное справедливо и по отношению к люд€м: человек, включенный в некоторое соединение, зачастую мен€ет свои свойства.  онечно, не люба€ межчеловеческа€ св€зь измен€ет личность человека. Ќо приведу несколько примеров.
¬ начале семидес€тых ‘илипп «имбардо провел замечательный эксперимент: он попросил своих студентов Ђсыгратьї в тюрьму. Ќекоторые играли роли заключенных, а некоторые Ц охранников. „ерез некоторое врем€ Ђненасто€ща€ї иде€ тюрьмы стала превращатьс€ в насто€щую: с дейстительной жестокостью, унижени€ми и насто€щей тюремной реальностью. Ёксперимент пришлось срочно прекратить. ќрганизаци€, созданна€ искусственно, стала творить насто€щее зло Ц как ‘ранкенштейн. Ќо ведь точно так же овладевает человеком люба€ организаци€, а не только тюрьма. ѕросто в случае тюрьмы болезнь заметнее.
Ќедалеко от нас есть довольно бедный вычислительный центр, который перебиваетс€ мелкими заказами. “ам работает немного людей, которые сид€т в кабинетах. Ёти люди обыкновенны и вполне при€тны в общении, если встретить их на улице или вообще во внеслужебное врем€. Ќо, попав в стены учреждени€, они начинают вести себ€ иначе: грубо разговаривают с любым посетителем
(посторонним, не вход€щим в структуру учреждени€), дают неверные указани€, заставл€ют ждать, кричат, если кто‑то идет не в ту дверь, ведут себ€ высокомерно, хот€ никакими особенными достоинствами не обладают. —тоит лишь выйти из здани€ и забыть о работе, как эти симптомы морального нездоровь€ постепенно исчезают.
 ак‑то мне пришлось в один день побывать в нескольких библиотеках и € заметил удивительную разницу: в маленькой библиотеке работники добры и вежливы; в большой Ц довольно грубы и злобны. ƒело в том, что чем больше организаци€
(или организованность), чем сильнее растворение в ней, тем больше посторонний человек отличаетс€ от своего и тем он дальше. ≈сли в маленькой библиотеке общение было на теплом уровне "€ человек Ц и ты человек", то в большой Ц на холодном уровне "€ деталь механизма Ц а ты единица труда, предписанного к исполнению". ѕоследний стиль отношений не может быть теплым, но может казатьс€ таким, когда имитаци€ душевной теплоты предписываетс€ как об€зательный элемент общени€. —ути вещей это не мен€ет.
“о есть, ¬ Ќ≈ ќ“ќ–џ’ —Ћ”„јя’ ¬ Ћё„≈ЌЌќ—“№ ¬ ќ–√јЌ»«ј÷»ё —»Ћ№Ќќ »«ћ≈Ќя≈“ »Ћ» ѕќЋЌќ—“№ё ѕ–≈ќЅ–ј∆ј≈“ Ћ»„Ќќ—“№ „≈Ћќ¬≈ ј. ≈сли это преображение в худшую сторону, то можно говорить о моральной болезни. Ќазовем эту болезнь ЋјЅ»–»Ќ“Ќќ—“№ё. Ќекоторые из ее симптомов довольно известны. Ёто авторитарность, бюрократизм, стремление необосновано запрещать. ƒо сих пор эти вещи рассматривались в отдельности. Ќо, возможно, они составл€ют единое целое.
Ќаше врем€ Ц это врем€ организаций и организованности. ќрганизации выстраиваютс€ цепочками или пирамидами, вкладываютс€ друг в друга как матрешки, а над каждым начальником Ц длиннейша€ летстница других начальников, и по отношению к самому верхнему начальнику простой человек опустилс€ в темную глубину. » так же, как есть предел погружению в глубину воды, после которого человеческий организм уже не выдерживает давлени€ слоев, лежащих над ним, так же есть предел погружени€ в глубину организации Ц когда личность не выдерживает давлени€ системы. » когда личность умирает, на ее месте оказываетс€ некоторый организационный зомби, моральный труп, способный лишь к выполнению указаний. » заметим, что именно это состо€ние человека более всего выгодно как самой большой машине, под названием √осударство, так и другим машинкам поменьше.
–оль государства еще в 18 веке была ничтожна. ѕоэтому при абсолютной монархии человек, в своих ежедневных заботах, был куда свободнее, чем в наше врем€ демократии. —ейчас человек живет в паутине об€занностей. Ќиточки этой паутины тонки и часто не стесн€ют движений, но при необходимости могут заставить любого пл€сать марионеткой. ѕри необходимости нас застав€т делать все что угодно и как угодно Ц вс€ наша €кобы прочна€ свобода держитс€ только до возникновени€ такой необходимости.
«а пару веков государство выросло в могучую машину, от которой не укроетс€ никто и ни что. ќна проникает во все и контролирует все. ќт вас посто€нно требуют: сдать справку, поставить подпись, где‑то зарегестрироватьс€, что‑то предъ€вить, в чем‑то участвовать, кого‑то поддерживать, кого‑то избирать, Ц но во всех этих случа€х вы лично никого не интересуете, обычно даже не имеет значени€ мужчина вы или женщина, как вас зовут и что вам нравитс€, вы просто об€заны, как только нат€нетс€ очередна€ ниточка, сделать очередное ритуальное движение Ц как марионетка.
— разрастанием государства оно все больше функций берет на себ€.
»нициатива становитс€ не нужна или даже наказуема. √осударственна€ власть знает все, может все и она самодостаточна. „еловек теперь лишь смазка дл€ ее шестеренок или топливо дл€ ее множества моторчиков. Ќезаменимых людей нет.
„еловек превращаетс€ в функцию. ≈сли вы плохо исполн€ете функцию, вас замен€т другим. ¬ы как личность дл€ государства не существуете.
"«доровый человек Ц здоровое государство", Ц читаю рекламный лозунг какой‑то мединской фирмы. “о есть: здоровье человека нужно дл€ того, чтобы была здоровой гораздо более важна€ структура Ц государство. ј сам человек лишь подручное средство, он, вобщем‑то, ничего не значит. Ќикого не удивл€ет и, тем более, не возмущает этот моральный перевертыш.
ќбщество принуждено жить дл€ государства, а не государство дл€ общества, человек живет ради государственной машины. —луга государства, служу государству, на государственной службе Ц а ведь на самом деле государство должно служить люд€м. ”словна€ структура убивает живое тело, скелет оказываетс€ превыше организма.
¬с€ общественна€ жизнь сводитс€ к служению государству: бюрократизируетс€, милитаризируетс€, деформируетс€.
–астет численность полиции и растет число преступлений Ц что здесь первично? » почему здесь пр€ма€ зависимость, а не обратна€?
Ќо начнем с самого начала.

6.1. Ћќ√» ј ѕ–ќ“»¬ –ј«”ћј


Ќапомню пример 2:
Е€ сел на скамейку и стал выдумывать разные причины, по которым должен бросить университет ради армии. ¬ыдумал причины дл€ себ€, дл€ родственников, дл€ друзей и дл€ замдекана, потом грустно прин€л решение, сказав себе, что это самое логичное и правильное в данной ситуации. я даже сказал себе, что у мен€ нет другого выхода.

Ќа самом деле реальных причин, по которым можно пойти в армию, у автора этих строчек не было. Ѕыли только логические конструкции вроде таких: если мне не нравитс€ учитьс€, значит, мне не нужно этим заниматьс€; раз все или многие служат в армии, то ничего особено плохого в этом нет. » еще много подобных умозаключений, каждое из которых верно или кажетс€ верным. Ќо все вместе они привод€т к неразумному, совершенно неразумному результату.
ћожет показатьс€, что это только случайность, казус, исключение из правил.
Ќа самом же деле, логика очень часто идет против разума и счастливы те люди, у которых разум побеждает. Ќапример, заботлива€ мать, прочитав о необходимости спать по режиму, заставл€ет бедного ребенка спать каждый день по два часа после обеда, несмотр€ на то, что чувствует и знает, что ребенку это совсем не надо.
ќна продолжает мучить и себ€ и ребенка, потому что следует не разуму, а отвлеченным от практики логическим конструкци€м, изложенным в какой‑нибудь книге. ƒруга€ женщина, хорошо взвесив все варианты, выходит замуж не за того, кого любит, а за того, за кого выйти правильнее Ц и мучитс€ всю жизнь, потому что полушалась логики, а не своего сердца.  то‑то всю жизнь пьет минеральную воду, которую он не любит, но знает о ее полезности.  то‑то заставл€ет своего сына избрать карьеру, дл€ которой сын никак не подходит.  то‑то всю жизнь мечтает о собаке, но не заводит себе ее, потому что по каким‑то причинам решил, что воспитывать собаку Ц это больша€ ответственность. ќдин мудрый человек, который прожил длинную и содержательную жизнь, как‑то рассказал мне, что он знает способ находить правильное решение в любой сложной ситуации. "¬начале нужно сесть, спокойно обдумать, взвесить все Ђзаї и "против", не упустив деталей, и прин€ть самое логическое решение. ј потом поступить наоборот." ¬с€ соль в этом "наоборот".
¬се утопии и попытки создать общества всобщего счать€ и справедливости были основаны на некоторых логических конструкци€х. » всегда, с железным посто€нством, они заканчивались всеобщим несчастьем и огромной несправедливостью. Ћогика побеждала здравый смысл.
ћир, в котором мы живем, устроен мудро и красиво, но нелогично, и человеческа€ жизнь также нелогична, а особенно нелогично счастье человека Ц люба€ мелочь может сделать нас счастливыми, а огромна€ удача может оставить равнодушными. я например, чаще всего чувствую себ€ счастливым солнечным утром Ц просто потому что светит солнце; когда же исполн€етс€ что‑либо долгожданное, мне некогда быть счастливым, € сразу же переключаюсь на следующую цель. »так, и счастье и сама жизнь нелогичны и прекрасны порой именно тогда, когда идут вразрез с логикой. ¬се надоело, бросил все, сел в электричку, вышел в лес на случайной станции Ц и пон€л что все еще жив и что жить стоит.  огда же мы пытаемс€ следовать логическим схемам, вначале тер€етс€ счастье и красота жизни, а потом и сама жизнь.
 лассический пример убийства логикой разумности это диалог ѕлатона "√осударство". —ократ, участник этого диалога, сам человек глубоко честный, стправедливый и нравственный, пытаетс€ создать в теории идеальное государство Ц такое, в котором все люди будут счастливы. ќднако логически построенный идеал получаетс€ с душком Ц от него несет тоталитарной диктатурой, а порой и концлагерем:

"ѕрежде всего нам, веро€тно, надо смотреть за творцами мифов: если их произведение хорошо, мы допустим его, если же нет Ц отвергнем. ћы уговорим воспитательниц и матерей рассказывать дет€м лишь признанные мифы."
ѕока что "уговорим". Ќо уже на следующей странице Ц более тревожное "заставим":
"Еи поэтов надо заставить об этом писать в своем творчестве."
ƒалее предполагаетс€ Ђвычеркиватьї различные места из √омера и не потому, что они плохи, а потому, что они хороши и при€тно очаровывают.
ƒальнейшеее рассуждение приводит к тому, что юноши не должны быть слишком смешливыми, то есть ограничение накладываетс€ уже на характеры. ѕотом, совершенно логическим путем приход€т к тому, что в литературе нужно запретить использование пр€мой речи и поощр€ть лишь косвенную. ѕотом предлагаетс€ вообще изь€ть некоторые стихотворные размеры, музыкальные лады и инструменты (это созвучно с тем, как во времена —талина запрещали некоторые Ђнесоциалистическиеї музыкальные интервалы), прогнать из государства флейтистов, а сохранить лишь тех, кто играет на лире, кифаре и свирели.
«атем идет просто прекрасный логический переход:
"“ак вот, неужели только за поэтами надо смотреть и об€зывать(!) их либо воплощать в своих творени€х нравственные образы, либо уж совсем отказатьс€(!) от творчества? –азве не надо смотреть и за остальными мастерами?"
Ќо все это Ц пока только цветочки. Ћогика приводит к отрицанию эротизма:
"¬ создаваемом нами государстве ты установишь (какое слово!), чтобы влюбленный был другом своему любимцу, вместе с ним проводил врем€ (даже это нуждаетс€ в законодательном установлении!) и относилс€ к нему как к сыну во им€ прекрасного, если тот согласитс€. ј в остальном пусть он так общаетс€ с тем, за кем ухаживает, чтобы никогда не могло возникнуть даже предположени€, что между ними есть нечто большее." » еще: "Енельз€ привносить и наслаждение: с ним не должно быть ничего общего у правильно люб€щих или любимыхЕ" ќбратим внимание на словосочетание: "правильно люб€щих". ¬от уже и любовь кастрирована логикой.
ќчень похоже на ———–овское: "у нас секса нет".
ƒальше совершенно жуткий пассаж о судье и враче:
"ќба они будут заботитьс€ о гражданах, полноценных в отношении как тела, так и души, а кто не таков, кто полноценен лишь телесно, тем они предостав€т вымирать; что касаетс€ людей с порочной душой, и притом неисцелимых, то их они сами умертв€т."
«атем описываетс€ быт идеальных людей: "ѕрежде всего никто не должен обладать никакой частной собственностью, если в том нет крайней необходимости.
«атем, ни у кого не должно быть такого жилища или кладовой, куда не имел бы доступа вс€кий желающий." “о есть, гражданам запрещают вс€кую приватную жизнь.
’ороший гражданин должен быть абсолютно прозрачен и всегда на виду.
" оличества припасов должно хватать стражам на год, но без излишка".
ќтметим этот интересный момент: почему на год, а не на тринадцать мес€цев или на дес€ть?
√од Ц это случайна€ кругла€ цифра, пришедша€ в голову законодателю Ц а все жители государства об€заны теперь согласовывать количество своих припасов с этой цифрой. “очно также одно древнее государство устанавливало какого размера каждый из рабов должен носить колпак Ц как будто раб сам не способен решить такой простой вопрос, как будто кто‑то пожелает носить колпак не по размеру. ј если и пожелает, то что с того?
ћысль, созидающа€ государство, идет дальше:
"ѕрежде всего им (тем, кто блюдет государство) надо оберегать государство от нарушающих пор€док новшествЕ" »так, мы пришли к запрету новшеств, то есть, к остановке прогресса. ƒальше предлагаетс€ регламентировать игры детей, стрижку, одежду, обувь и так далее.
¬ конце концов участники диалога приход€т к логическому выводу о том, что жен и детей нужно сделать общими. «десь они уже совершенно €сно ощущают, что идут против разума и здравого смысла, поэтому звучит нечто вроде извинени€:
"¬еро€тно, многое из того, о чем мы сейчас говорим, покажетс€ смешным, потому что будет противоречить обыча€м, если станет выполн€тьс€ соответственно сказанному." Ќо все‑таки упорствуют: "¬се жены этих мужей должны быть общими, а отдельно пусть ни одна ни с кем не сожительствует. » дети тоже должны быть общими, и путь родители не знают своих детей, а дети Ц родителей."
"Еправител€м потребуетс€ у нас нередко прибегать ко лжи и обману Ц ради пользы тех, кто им подвластен."
"Епотомство лучших мужчин и женщин следует воспитывать, а потомство худших Ц нетЕ"
"∆енщина пусть рожает государству (заметим: государству!) начина€ с двадцати лет и до сорокаЕ"
"»з числа же братьев и сестер закон разрешит сожительствовать тем, кому это выпадет при жеребьевкеЕ"
» так далее Ц так логика побеждает разум.