Ќа главную

—ергей ¬ладимирович √ерасимов. ѕсихологи€ зла

¬се книги


—одержание


¬ведение
√Ћј¬ј 1
„≈Ћќ¬≈  » »ƒ≈я
1.1. Ё‘‘≈ “ ћјя“Ќ» ј
1.2. «Ћќ  ј  ЅќЋ≈«Ќ№
1.3. «ј–ј∆≈Ќ»≈ »ƒ≈≈…. Ћ»’ќ–јƒ ј
1.4. —–ј«” ѕќ—Ћ≈ «ј–ј∆≈Ќ»я. Ѕ≈——»ћѕ“ќћЌјя ‘ј«ј
1.5. —“џƒ  ј  ѕ–»¬»¬ ј ќ“ «Ћј
1.6. »ћћ”Ќ»“≈“  ќ «Ћ”
1.7. ¬ќ«ћќ∆Ќќ—“№ «ј–ј∆≈Ќ»я » ќ“¬–јў≈Ќ»≈
√Ћј¬ј 2
«ј–ј∆≈Ќ»≈ «Ћќћ
2.1. ¬»–”—
2.2. »Ќ‘ќ–ћј÷»ќЌЌџ… ¬»–”—
2.3. ћ”“ј÷»я »ƒ≈»
2.4. »Ќ‘ќ–ћј÷»ќЌЌџ≈ Ёѕ»ƒ≈ћ»»
2.5. ћќ–јЋ№Ќјя Ёѕ»ƒ≈ћ»я
2.6. ЅќЋ≈«Ќ№ » «ƒќ–ќ¬№≈
2.7. јЌјЋќ√»я — »«¬≈—“Ќџћ» «јЅќЋ≈¬јЌ»яћ»
2.8. ¬ќ«ћќ∆Ќќ—“» Ћ≈„≈Ќ»я
√Ћј¬ј 3
Ќ≈ ќ“ќ–џ≈ ¬ј–»јЌ“џ «Ћј
3.1. Ќ≈ ќ“ќ–џ≈  ¬јЌ“ќ¬џ≈ Ё‘‘≈ “џ
3.2. ѕќƒ √»ѕЌќ«ќћ »ƒ≈»
3.3 »Ќ“≈–≈—
3.4. ѕќ»— ќ¬џ… » »—ѕџ“ј“≈Ћ№Ќџ… »Ќ“≈–≈—
3.5. ’”Ћ»√јЌ—“¬ќ
3.6. —“–≈ћЋ≈Ќ»≈   ќѕј—Ќќ—“»
3.7. ƒ≈ƒќ¬ў»Ќј
3.8. Ѕ≈—ѕќЋ≈«Ќјя ЅќЋ“ќ¬Ќя
3.9. ÷≈ѕЌјя –≈ј ÷»я »Ќ“≈–≈—ј
√Ћј¬ј 4
‘ќ–ћџ «Ћј. ѕ–»ћ»“»¬»«ћ
4.1. ”—Ћќ¬Ќќ≈ –ј¬≈Ќ—“¬ќ
4.2. ћј——ј » ЁЋ»“ј
4.3. ѕќ–“–≈“ ѕ–»ћ»“»¬ј
4.4. ѕќЋ≈«Ќќ—“№ Ќ–ј¬—“¬≈ЌЌќ… “”ѕќ—“»
4.5. Ќ≈ ќ“ќ–џ≈ „≈–“џ ѕ–»ћ»“»¬ј
4.6. ÷≈ЌЌќ—“№ ∆»«Ќ»
4.7. Ћ≈„≈Ќ»≈
4.8.  ј„≈—“¬ќ „≈Ћќ¬≈ ј
4.9. Ќј–ќƒЌќ—“№ » ј–»—“ќ –ј“»«ћ ƒ”’ј
√Ћј¬ј 5
‘ќ–ћџ «Ћј. ‘јЌј“»«ћ » ‘јЌј“ќ»ƒ: ѕќ–јЅќў≈Ќ»≈ »ƒ≈≈…
5.1. —»Ќƒ–ќћ „ј–“ ќ¬ј
5.2. ƒј–
5.3. ‘јЌј“ќ»ƒ
5.4. Ћќ√» ј ‘јЌј“»«ћј
5.5. ѕќƒћ≈Ќј ѕ–ј¬ƒџ ѕ–ј¬ƒќѕќƒќЅ»≈ћ
5.6. ÷≈ѕќ„ ј Ќј–ј—“јёў»’ ∆≈–“¬.  ј  »ƒ“» ¬ѕ≈–≈ƒ, ”Ќ»„“ќ∆јя —≈Ѕя
5.7. ‘јЌј“» 
5.8. »ƒ≈я  ј  Ѕќ√
√Ћј¬ј 6
‘ќ–ћџ «Ћј. ЋјЅ»–»Ќ“Ќќ—“№
6.1. Ћќ√» ј ѕ–ќ“»¬ –ј«”ћј
6.2. ЋјЅ»–»Ќ“. ѕ–»ѕ»—џ¬јЌ»≈ —ќЅ—“¬≈ЌЌџ’ ÷≈ЌЌќ—“≈…
6.3. јЅ—“–ј√»–ќ¬јЌ»≈
6.4. «јѕ–≈“  ј  ѕ–ќ—“≈…Ў≈≈ –≈Ў≈Ќ»≈
6.5. “≈’Ќ»„≈— »≈ ƒ≈“јЋ»
6.6. ‘”Ќ ÷»я ЋјЅ»–»Ќ“ј
6.7. Ў≈—“№ Ќ≈ќЅ’ќƒ»ћќ—“≈…
6.8. ј¬“ќЋјЅ»–»Ќ“Ќќ—“№
6.9. ѕ—»’ќЋќ√»я «јѕ–≈“ќ¬ Ќј —≈ —
6.10. «ƒќ–ќ¬№≈
√Ћј¬ј 7
ѕ–ќЅЋ≈ћџ «ƒќ–ќ¬№я
7.1 –ј«ћЌќ∆≈Ќ»≈ »ƒ≈…
7.2 ЋёЅќ¬№
7.3 “¬ќ–„≈—“¬ќ
7.4 Ћ»„Ќќ—“№ » «ƒќ–ќ¬№≈
√Ћј¬ј 8
ƒ–”√»≈ ‘ќ–ћџ «Ћј
8.1. —ѕ–ј¬≈ƒЋ»¬ќ—“№
8.2. Ќ≈√ќƒя»
8.3.  –»ћ»ЌјЋ№Ќќ—“№
8.4. ∆≈—“ќ ќ—“№
8.5. ќЅ»ƒ„»¬ќ—“№ » ќЅ»ƒј
8.6. √Ќ≈¬
8.7. ¬ќ»Ќ—“¬≈ЌЌќ—“№
8.8. Ѕ≈—“ќЋ ќ¬ќ—“№
8.9. Ќ≈„≈—“Ќќ—“№
8.10. ќ—Ћќ∆Ќ≈Ќ»я ќ—Ќќ¬Ќџ’ ЅќЋ≈«Ќ≈…
√Ћј¬ј 9
Ё ќЋќ√»я «Ћј
9.1 –≈ ЋјћЌјя  ”Ћ№“”–ј. —ќ“¬ќ–≈Ќ»≈ „”Ќƒ–» ј
9.2. ”Ќ»„“ќ∆≈Ќ»≈ —“џƒј. — јЌƒјЋџ
9.3. ѕќƒј¬Ћ≈Ќ»≈ —¬ќЅќƒџ
9.4. »—“ќ„Ќ» » «ј–ј∆≈Ќ»я

6.4. «јѕ–≈“  ј  ѕ–ќ—“≈…Ў≈≈ –≈Ў≈Ќ»≈

ѕ–»ћ≈– 46. ¬ойна пожарников против города

Ќа окраине города стоит большой спортивный комплекс, который подчин€етс€ пожарной части. ѕочти половину площади занимает полногабаритное футбольное поле, на котором много лет вообще никто не играл, а сейчас играют раз или два в году. ѕоле подстригают, поливают и став€т на нем флажки Ц вот и все, дл€ чего оно нужно. Ќа территории комплекса гул€ют женщины с кол€сками, езд€т велосипедисты, тренируютс€ бегуны, отдыхают дети. ¬общем, это единственное место отдыха дл€ всей окрестности. Ќо однажды кто‑то из детей сломал скамейку.
» начальник прин€л мудрое решение: изгнать всех людей с территории.
Ќа входе поставили вертушку, посадили дежурного, который сообщал, что отныне вход воспрещен. “огда дети полезли через стену. ¬ ответ на это была организована охрана с собаками, с милицией и газовыми балончиками. ѕервую боевую стычку город проиграл и стадионы вымерли на несколько недель.
ѕотом снова начали по€вл€тьс€ спортсмены. ќни перелазили через стены и, првильно рассудив, что не делают ничего плохого, проникали на спортплощадки.
ѕодходил охранник с собакой и говорил: "€ все понимаю, но мне приказано". —обака громко гавкала и споры были бесполезны.
Ќо как раз через спорткомплекс проходила дорога, по которой многие огородники добирались до своих огородов. Ќикто из них не хотел идти в обход.
¬начале люди просачивались через щель в заборе. “огда пожарное начальство распор€дилось щель закрыть. ¬ечером на одну из женщин, котора€ шла в обход, напали. ¬озмущенное население разломало бетонную стену и таким образом утвердило свое право ходить по родной улице. ¬ ответ на это пожарные установили высокую плату за пользование площадками. —портсмены выкручивались кто как может, но платили совсем чуть‑чуть. —разу же объ€вились такие пожарники, которые клали деньги себе в карман, такие, кто испугалс€ угроз (футболисты просто пообещали набить морду), но оказались и честные, которые приходили регул€рно и выдавали квитанции. ќбъ€вились и такие, которые напивались и дебоширили. » все, приход€, говорили: "не нужны нам ваши деньги, лучше вы сами сюда не ходите". ¬ результате этой бессмысленной войны не стало лучше ни начальству комплекса, ни пожарникам, ни, тем более, жител€м города.  огда в ближнем парке горел корпус самолета, собравшеес€ население радостными возгласами встречало каждую ошибку и оплошность пожарников, а пожарники орали на зрителей и обещали облить их пеной.  орпус самолета сгорел до тла.

‘ундаментальным принципом лабиринтного мышлени€ €вл€етс€ запрет. «апрет как решение аналогичен гильйотине как средству от перхоти. “ам руб€т голову, чтобы избавитьс€ от маленькой детали этой головы, а тут, чтобы наказать одного провинившегос€, наказывают целый район города.
Ќ≈ »ћ≈я ¬ќ«ћќ∆Ќќ—“» «јѕ–≈“»“№ ћјЋќ≈, ЋјЅ»–»Ќ“Ќџ… „≈Ћќ¬≈  «јѕ–≈ўј≈“ ЅќЋ№Ўќ≈, на вс€кий случай, чтоб уж не ошибитьс€. “ак, нар€ду с наркотиками, запрещены различные психотропные вещества, совершенно необходимые больным люд€м Ц теперь больным приходитс€ преодолевать вдес€теро больше преп€тствий, как будто им своих бед мало. »з‑за того, что стало жарко и возрасла веро€тность лесного пожара ¬—≈ћ” населению запрещают вход и въезд в хвойные леса. ћногие лишаютс€ единственной возможности отдохнуть на природе.
¬ любом случае запрет это лишь одно из возможных решений Ц часто наихудшее и наименее логичное, как с гильйотиной. Ќет хороших запретов, но одни запреты хуже других. ћожно ввести коэффициент несправедливости запрета: количество людей, несправедливо обиженных или ограниченных в правах поделить на количество людей, которых действительно следовало бы ограничить. ¬ случае закрыти€ спорткомплекса этот коэффициент Ц около тыс€чи. ¬ том случае, когда запрещают доступ в леса, еще больше Ц дес€тки или сотни тыс€ч.
ћожно было бы назвать этот коэффициент еще и коэффициентом гнусности, ибо лабиринтный запрещатель, ограничива€ и унижа€ в правах тыс€чи людей, поступает гнусно.
¬место запрета проникать в леса можно было бы установить достаточно высокий штраф за разведение огн€ в этих лесах Ц такой, чтобы суммы штрафов покрывали убытки возможных пожаров, ведь дым от костра заметен за многие километры Ц не скроешьс€. ¬ этом случае коэффициент несправедливости был бы не больше сотни.
ћожно бы придумать и более правильную систему наказаний Ц лишь за незатушенные костры, достаточно просто поломать голову. Ќо лабиринтный человек не утруждает себ€ анализом ситуации Ц он выбирает запрет Ц как простейшее из решений.
«апрет никогда не решает проблему полностью Ц так же как стена, построенна€ в чистом поле, не предградит доступ всем. ќднажды € видел запертые ворота, сто€щие посреди степи, ворота без вс€кой стены; стена, видимо, давно разрушилась Ц бывает и такой запрет, запрет‑видимость.
«апрет‑видимость служит запрещающему не только дл€ "спасени€ лица", на самом деле это одна из самых подлых и коварных разновидностей запрета: если запрет свободно нарушаетс€ каждым, то, при необходимости, любого можно законно покарать за нарушение. ƒл€ этих же целей служит запрет‑невозможность: вам запрещают то, что невозможно запретить, а потом карают, чтобы заставить вас быть послушнее. —уществует и запрет‑противоречие: вам запрещают две противоположные вещи Ц и в любом случае вы оказываетесь виновны. — помощью таких методов лабиринтный руководитель может держать в посто€нном страхе и подчинении целые коллективы.
ѕриведу несколько правил поведени€, полезных в том случае, если вы попали под начало к лабиринтному руководителю. »так, правила техники безопасности.
ѕравило 1. ¬ы посто€нно подвергаетесь беспричинным унижени€м, обычно мелким, но иногда вас унижают "напоказ". ќставайтесь спокойны и не принимайте близко к сердцу.
ѕравило 2. —тарайтесь пореже возмущатьс€, это совершенно бесполезно. “от, кто возмущаетс€, в случае любых неудач в общей работе становитс€ козлом отпущени€.
ѕравило 3. Ќе идите на поводу у бунтарей, действуйте только самосто€тельно.
Ѕунты часто провоцируютс€, чтобы вы€вить недовольных.
ѕравило 4. ≈сли ваши способности в любой области выше, чем способности вашего руководител€, не демонстрируйте их, это будет восприн€то как оскорбление.
ѕравило 5. ≈сли успех вызван вашими собственными усили€ми, то он воспринимаетс€ не как ваша заслуга, а как ваша вина.
ѕримечание: здоровые люди, попав под начало к лабиринтному руководителю, могут просто сойти с ума, отыскива€ причины бессмысленных придирок. “ак и не найд€ этих причин, они пробуют подн€ть свой авторитет своим качественным трудом, дисциплинированностью, своими новыми иде€ми и пр. Ќо это лишь усугубл€ет ситуацию. ¬ыход в другом: если вы не тщеславны, попробуйте сделать вашего руководител€ соавтором ваших успехов.
ѕравило 6. ќб€зательно давайте отпор вс€кой демонстрации превосходства, даже самой ничтожной и вздорной, даже не задевающей вас Ц иначе вас никогда не остав€т в покое. (см. следующее правило)
ѕравило 7. ≈сли вы отступаете от правила 6, то вы будете подвергнуты более существенным унижени€м.
ѕравило 8. Ќе хвалите своего руководител€, иначе отношение к вам окружающих ухудшитс€ Ц коллектив его не любит. (см. следующее правило)
ѕравило 9. ≈сли вы хвалите своего руководител€, то он вас накажет, но не за похвалу, а в угоду коллективу.
ѕравило 10. ѕосто€нно демонстрируйте свое превосходство перед теми, кто не умеет этого делать. Ќо не делайте это в обидной форме Ц проще всего помогать им в работе. (см. следующее правило)
ѕравило 11. ≈сли вы не умеете продемонстрировать свое превосходство ни перед кем, то агресси€ сверху будет направл€тьс€ на вас.
ѕравило 12. Ќе участвуйте в предлагаемых вам сомнительных операци€х Ц это способ св€зать вам руки.
ѕравило 13. Ќе показывайте своего интереса ни к чему и своей увлеченности ни чем. Ћюбовь, интерес и заинтересованность Ц это три точки, которые остаютс€ беззащитными при любой обороне. ≈сли вы не следуете этому правилу, то в критический момент ждите удара ниже по€са.
ѕравило 14. ќбъ€сн€йте свои действи€ просто Ц тогда они будут пон€тны вашему руководителю. Ћабиринтный человек не терпит непон€тностей.
ѕравило 15. ѕомните эти правила и почаще прощайте.  огда не можешь помочь, нужно простить.

Ќо на самом деле запрет еще более несправедлив. ≈сли мы установим большой забор в качестве средства от воров, то честные люди не смогут свободно ходить, а воры просто перелезут через него. “о же самое происходит и с любым запретом Ц в действительности он портит жизнь лишь "невиновным", а Ђвиновныеї наход€т способ его обойти. ¬ результате оказываетс€ необходимым добавить следующий запрет, потом еще один и так далее. “ак выстраиваетс€ лабиринт.
≈ще один недостаток запретов в том, что их выполнение нужно как‑то контролировать. –асходы на тотальный контроль обычно превышают потенциальные выгоды от самого запрета. ѕоэтому контролировать невыгодно. ј раз невыгодно контролировать, то ѕ–ќў≈ ¬—≈√ќ ”Ќ»„“ќ∆»“№ —јћ ќЅЏ≈ “  ќЌ“–ќЋя. ћногие полезные начинани€ погибли из‑за того, что какие‑то службы не могли гарантировать стопроцентный контроль.
≈ще несколько разновидностей запретов:
1. «апрет в "воспитательных цел€х" Ц чтоб им неповадно было; а то они совсем обнаглеют; пусть понимает субординацию; чтоб много о себе не мнил, и так далее.
2. «апрет "ах так, так € вам покажу!" «а деньги, истраченные на войну пожарников с городом, можно было бы несколько раз заменить все скамейки на стадионе. » в любом случае затраты на всю подн€тую кутерьму не сравнимы со стоимостью скамейки. Ќо Ђпоказатьї очень хочетс€.
3. «апрет "чтоб жизнь медом не казалась". ќбычна€ практика в армии, тюрьме, школе и других морально нездоровых местах. »з таких соображений директор заставл€ет школьниц носить некрасивую форму. Ќа самом деле сама эта директор сама страдала из‑за некрасивой формы в детстве, а теперь считает справедливым, чтобы так же страдали и другие.
4. «апрет как предварительна€ месть. ƒопустим, что лабиринтный чиновник видит и знает, что другой человек прав и все равно возьмет свое; тогда именно по этой причине он ставит ему палки в колеса. "≈сли другой сможет то, чего не могу €, он мен€ этим обидит и унизит", Ц такова подоплека. »нтересно, что девушка, муча€ и терза€ влюбленного, за которого все равно решила выйти, так же предварительно мстит ему за будущие семейные неур€дицы.
5. «апреты на вс€кий случай Ц как бы чего не вышло. ≈сли нет времени, желани€ или ума, чтобы разобратьс€ в ситуации, то лучше просто запретить.
6. «апрет как сн€тие стресса: начальник в гневе успокаиваетс€, запреща€ что‑нибудь совершенно невинное. “ак же поступает и родитель в плохом настроении.
7. «апрет "св€тее папы римского" Ц так запрещают, если есть веро€тность того, что начальство не одобрит. ј начальство теперь не вынуждено запрещать само и остаетс€ "чистым", а потому ценит таких Ђсв€тыхї подчиненных.