На главную

Сергей Владимирович Герасимов. Психология зла

Все книги


Содержание


Введение
ГЛАВА 1
ЧЕЛОВЕК И ИДЕЯ
1.1. ЭФФЕКТ МАЯТНИКА
1.2. ЗЛО КАК БОЛЕЗНЬ
1.3. ЗАРАЖЕНИЕ ИДЕЕЙ. ЛИХОРАДКА
1.4. СРАЗУ ПОСЛЕ ЗАРАЖЕНИЯ. БЕССИМПТОМНАЯ ФАЗА
1.5. СТЫД КАК ПРИВИВКА ОТ ЗЛА
1.6. ИММУНИТЕТ КО ЗЛУ
1.7. ВОЗМОЖНОСТЬ ЗАРАЖЕНИЯ И ОТВРАЩЕНИЕ
ГЛАВА 2
ЗАРАЖЕНИЕ ЗЛОМ
2.1. ВИРУС
2.2. ИНФОРМАЦИОННЫЙ ВИРУС
2.3. МУТАЦИЯ ИДЕИ
2.4. ИНФОРМАЦИОННЫЕ ЭПИДЕМИИ
2.5. МОРАЛЬНАЯ ЭПИДЕМИЯ
2.6. БОЛЕЗНЬ И ЗДОРОВЬЕ
2.7. АНАЛОГИЯ С ИЗВЕСТНЫМИ ЗАБОЛЕВАНИЯМИ
2.8. ВОЗМОЖНОСТИ ЛЕЧЕНИЯ
ГЛАВА 3
НЕКОТОРЫЕ ВАРИАНТЫ ЗЛА
3.1. НЕКОТОРЫЕ КВАНТОВЫЕ ЭФФЕКТЫ
3.2. ПОД ГИПНОЗОМ ИДЕИ
3.3 ИНТЕРЕС
3.4. ПОИСКОВЫЙ И ИСПЫТАТЕЛЬНЫЙ ИНТЕРЕС
3.5. ХУЛИГАНСТВО
3.6. СТРЕМЛЕНИЕ К ОПАСНОСТИ
3.7. ДЕДОВЩИНА
3.8. БЕСПОЛЕЗНАЯ БОЛТОВНЯ
3.9. ЦЕПНАЯ РЕАКЦИЯ ИНТЕРЕСА
ГЛАВА 4
ФОРМЫ ЗЛА. ПРИМИТИВИЗМ
4.1. УСЛОВНОЕ РАВЕНСТВО
4.2. МАССА И ЭЛИТА
4.3. ПОРТРЕТ ПРИМИТИВА
4.4. ПОЛЕЗНОСТЬ НРАВСТВЕННОЙ ТУПОСТИ
4.5. НЕКОТОРЫЕ ЧЕРТЫ ПРИМИТИВА
4.6. ЦЕННОСТЬ ЖИЗНИ
4.7. ЛЕЧЕНИЕ
4.8. КАЧЕСТВО ЧЕЛОВЕКА
4.9. НАРОДНОСТЬ И АРИСТОКРАТИЗМ ДУХА
ГЛАВА 5
ФОРМЫ ЗЛА. ФАНАТИЗМ И ФАНАТОИД: ПОРАБОЩЕНИЕ ИДЕЕЙ
5.1. СИНДРОМ ЧАРТКОВА
5.2. ДАР
5.3. ФАНАТОИД
5.4. ЛОГИКА ФАНАТИЗМА
5.5. ПОДМЕНА ПРАВДЫ ПРАВДОПОДОБИЕМ
5.6. ЦЕПОЧКА НАРАСТАЮЩИХ ЖЕРТВ. КАК ИДТИ ВПЕРЕД, УНИЧТОЖАЯ СЕБЯ
5.7. ФАНАТИК
5.8. ИДЕЯ КАК БОГ
ГЛАВА 6
ФОРМЫ ЗЛА. ЛАБИРИНТНОСТЬ
6.1. ЛОГИКА ПРОТИВ РАЗУМА
6.2. ЛАБИРИНТ. ПРИПИСЫВАНИЕ СОБСТВЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ
6.3. АБСТРАГИРОВАНИЕ
6.4. ЗАПРЕТ КАК ПРОСТЕЙШЕЕ РЕШЕНИЕ
6.5. ТЕХНИЧЕСКИЕ ДЕТАЛИ
6.6. ФУНКЦИЯ ЛАБИРИНТА
6.7. ШЕСТЬ НЕОБХОДИМОСТЕЙ
6.8. АВТОЛАБИРИНТНОСТЬ
6.9. ПСИХОЛОГИЯ ЗАПРЕТОВ НА СЕКС
6.10. ЗДОРОВЬЕ
ГЛАВА 7
ПРОБЛЕМЫ ЗДОРОВЬЯ
7.1 РАЗМНОЖЕНИЕ ИДЕЙ
7.2 ЛЮБОВЬ
7.3 ТВОРЧЕСТВО
7.4 ЛИЧНОСТЬ И ЗДОРОВЬЕ
ГЛАВА 8
ДРУГИЕ ФОРМЫ ЗЛА
8.1. СПРАВЕДЛИВОСТЬ
8.2. НЕГОДЯИ
8.3. КРИМИНАЛЬНОСТЬ
8.4. ЖЕСТОКОСТЬ
8.5. ОБИДЧИВОСТЬ И ОБИДА
8.6. ГНЕВ
8.7. ВОИНСТВЕННОСТЬ
8.8. БЕСТОЛКОВОСТЬ
8.9. НЕЧЕСТНОСТЬ
8.10. ОСЛОЖНЕНИЯ ОСНОВНЫХ БОЛЕЗНЕЙ
ГЛАВА 9
ЭКОЛОГИЯ ЗЛА
9.1 РЕКЛАМНАЯ КУЛЬТУРА. СОТВОРЕНИЕ ЧУНДРИКА
9.2. УНИЧТОЖЕНИЕ СТЫДА. СКАНДАЛЫ
9.3. ПОДАВЛЕНИЕ СВОБОДЫ
9.4. ИСТОЧНИКИ ЗАРАЖЕНИЯ

6.3. АБСТРАГИРОВАНИЕ


Вторая особенность – это абстрагирование от конкретного человека, дела, процесса, места, времени и от конкретных обстоятельств.
Лабиринтный человек иногда не обладает ничем реальным, ни деньгами, ни имуществом (я не имею ввиду его личное имущество), ни даже собственной должностью, которую он всегда может потерять или сменить – он занимается только игрой символов, живет в собственной, в виртуальной реальности и жизненная конкретика для него не более реальна, чем компьютерная игра. Но сегодня он имеет всю власть в обществе, и трагедия случается там, где его виртуальная реальность начинает подавлять реальность здорового человека.
"Мы люди маленькие", – говорит лабиринтный человек, или наоборот, "мы люди большие, – думает он, – потому что мы сидим в большом кабинете." Ценность человека определяется для него регалиями и должностями, а не фактическими способностями и заслугами.
Отсюда и лабиринтный карьеризм, странный и чуждый свободному человеку.
Главная цель лабиринтного человека – сделать карьеру, то есть пересесть из одного кабинета в другой. Есть американский фильм, где женщина‑секретарь проявляет головокружительную сноровку и изобретательность, чтобы заинтересовать большого босса своим проектом и в результате сесть в такой же кабинет, как у ее прежней начальницы. Она все же садится в новый кабинет, этим подразумевается классический хеппи‑энд; камера показывает громадное здание, полное сотен точно таких же кабинетов и никто не замечает иронии – а ведь наша героиня навсегда растворилась как личность в этом муравейнке офисов.
Нельзя сказать, что лабиринтный человек не имеет своего мнения, однако он не вырабатывает мнение сам, а усваивает и присваивает мнение, спущенное свыше.
Поэтому он способен легко сменить мнение на противоположное, без тени сомнения и без колебаний – потому что мнение определяется приказом или циркуляром, а циркуляры выпускаются все новые.

ПРИМЕР 45. Цитата. Дж. Оруэлл, «1984»

Именно в этот самый момент объявили, что Океания не воюет с Евразией.
Океания воюет с Востазией, а Евразия – союзник…
Оратор говорил уже минут двадцать, когда на трибуну поспешно поднялся посыльный и сунул ему в руку листок. Карлик развернул и прочел его, не прерывая речи. Ни голос, ни манера говорить не изменилась, не изменилось и содержание речи, но все имена и названия неожиданно стали другими… Оратор, по прежнему сжимая одной рукой микрофон и чуть наклонившись вперед, рвал воздух свободной рукой и как ни в чем не бывало продолжал свою речь. Еще через минуту возобновились дикие крики толпы. Ненависть кипела, как и раньше, просто изменилась мишень.

Конечно, мгновенное изменение мнения, подобное описанному, в жизни не встречается. Для того, чтобы изменить мнение на противоположное, лабиринтному человеку требуется несколько часов, дней или даже недель. Это время уходит на то, чтобы переубедить себя, чтобы в свете нового приказа или постановления проанализировать свой опыт, найти в нем ошибки и эти ошибки исправить – и тем вернее убедиться в безошибочности "высшего разума".
Когда я вхожу в любое помпезное здание: будь то здание института, госучреждения или театра, я всегда прохожу сквозь лабиринт. Дело в том, что из множества дверей, обычно стеклянных или полупрозрачных, стоящих в два ряда, открыты только две. Обычно эти двери не стоят друг напротив друга, поэтому любой посетитель должен, проходя, сделать двойной зигзаг. Это вариант средней тяжести. Но чем более помпезно учреждение, тем лабиринт сложнее. Простой прием
– это поставить через весь просторный холл полосу передвижных металлических заграждений, оставив единственное отверстие, а возле него посадить вахтера, обожающего "не пущать". Топология такова, что любому входящему приходится делать еще один зигзаг. Я еще ни разу не видел, чтобы кому‑то пришло в голову просто взять и открыть все двери. Может быть, они не открываются никогда.
Тогда для чего же они служат? ЕСЛИ БЫ ЭТОТ ЛАБИРИНТ БЫЛ ПРОСТО БЕСПОЛЕЗЕН, ЕГО БЫ НЕ ПОВТОРЯЛИ с такой тупой настойчивостью везде, где только можно.
Одна из особенностей лабиринтного мышления в том, что человек воспринимается и должен восприниматься абстрактно, как элемент списка, как единица отчетности. Для этого человек должен быть отодвинут как можно дальше.
Именно для этого создаются всякие запреты, заграждения и заборы – чтобы не подпускать людей близко, чтобы они оставались бюрократическими единицами, а не людьми – ведь с живым человеком невозможен чисто прагматический стиль отношений.
Отношения между людьми всегда этичны – в ущерб прагматичности – то есть, в ущерб интересам Организации. Если школьный учитель во время выставления оценок впустит детей в класс, то оценки будут выше – учитель будет видеть глаза детей, их лица, будет лучше чувствовать их нужды. Если поговорить с нищим на улице, то дашь ему больше. Любая теплота и человечность в отношениях искажает реальное положение вещей и приносит Организации вред. Исключением является условная вежливость, выученная доброжелательность и отрепетированная улыбка, необходимые для привлечения клиентов. Но это фиктивная теплота, эту маску надевают с целью обмануть вас; ваша личность по‑прежнему никого не интересует. Попробуйте войти в душевный контакт с представителем Организации – вы сразу же натолкнетесь на стену. Возможно, вас примут за душевнобольного.
Так же как для человека верующего причина всего и источник всего есть Бог, то для лабиринтного человека причина и источник всего – управление. Но РАЗ УПРАВЛЕНИЕ ЕСТЬ ПРИЧИНА ВСЕГО, ТО ЛЮБЫЕ ДЕЙСТВИЯ ПО УЛУЧШЕНИЮ РЕАЛЬНОСТИ
ЗАМЕНЯЮТСЯ РЕОРГАНИЗАЦИЯМИ УПРАВЛЕНИЯ ИЛИ ИЗДАНИЕМ ЦИРКУЛЯРОВ (большая часть шестеренок лабиринта вращается, сцепляясь лишь друг с другом, но не с реальностью – реальность не существует, есть показатели, которые как‑то отражают реальность: во‑первых, искаженно, во‑вторых, намеренно искаженно). Любые исправления заменяются наказанием виновных, причем наказание, в свою очередь, заключается в издании некоторых обвиняющих документов, например, в вынесении выговора.
ЛАБИРИНТНЫЙ ЧЕЛОВЕК ВРАЖДЕБЕН ВСЕМУ, ЧТО МОЖЕТ СУЩЕСТВОВАТЬ БЕЗ УПРАВЛЕНИЯ И КОНТРОЛЯ а потому враждебен любым человеческим чувствам и иррациональности поведения. Методика Дейла Карнеги – методика лабиринтного манипулятора, попытка расширить область управления и контроля, перенеся их на сферу человеческих чувств. Друзей, говорят нам, нужно приобретать, как приобретают машины или яхты. Все люди любят собственное имя – поэтому называйте их по именам.
Улыбайтесь – и клиент почувствует к вам расположение.
К счастью для нас, такие простые закономерности выполняются лишь в недрах лабиринта.
Управление человеком переходит в управление всем остальным, живой и неживой природой. Меня всегда удивляло, почему на городских газонах скашивают траву, если высокая трава гораздо красивее? Что может быть прекраснее густой травы высотой по колено? Но лабиринтный человек никогда не забирается в горы, в глубину леса, он не знает что такое настоящая высокая трава. Ему милее подстриженный бобрик. Бобрик – это идея травы, это трава в наиболее абстрактной форме. Впрочем, при тяжелой форме лабиринтности предпочтительней окажется пластиковая трава или просто пластик, покрашенный в травяной цвет. Вера во всемогущество управления превосходит и власть законов природы: и вот бригада рабочих кладет асфальт в дождь, а месяц спустя новая дорога покрывается дырами.
В недалеком прошлом урожаи у нас собирали раньше срока (!), столовые работали на сэкономленных (!) продуктах, а еще раньше «успешно» перевоспитывались сорта растений.