Сергей Владимирович Герасимов. Психология зла |
|
ГЛАВА 1 ЧЕЛОВЕК И ИДЕЯ 1.1. ЭФФЕКТ МАЯТНИКА 1.2. ЗЛО КАК БОЛЕЗНЬ 1.3. ЗАРАЖЕНИЕ ИДЕЕЙ. ЛИХОРАДКА 1.4. СРАЗУ ПОСЛЕ ЗАРАЖЕНИЯ. БЕССИМПТОМНАЯ ФАЗА 1.5. СТЫД КАК ПРИВИВКА ОТ ЗЛА 1.6. ИММУНИТЕТ КО ЗЛУ 1.7. ВОЗМОЖНОСТЬ ЗАРАЖЕНИЯ И ОТВРАЩЕНИЕ ГЛАВА 2 ЗАРАЖЕНИЕ ЗЛОМ 2.1. ВИРУС 2.2. ИНФОРМАЦИОННЫЙ ВИРУС 2.3. МУТАЦИЯ ИДЕИ 2.4. ИНФОРМАЦИОННЫЕ ЭПИДЕМИИ 2.5. МОРАЛЬНАЯ ЭПИДЕМИЯ 2.6. БОЛЕЗНЬ И ЗДОРОВЬЕ 2.7. АНАЛОГИЯ С ИЗВЕСТНЫМИ ЗАБОЛЕВАНИЯМИ 2.8. ВОЗМОЖНОСТИ ЛЕЧЕНИЯ ГЛАВА 3 НЕКОТОРЫЕ ВАРИАНТЫ ЗЛА 3.1. НЕКОТОРЫЕ КВАНТОВЫЕ ЭФФЕКТЫ 3.2. ПОД ГИПНОЗОМ ИДЕИ 3.3 ИНТЕРЕС 3.4. ПОИСКОВЫЙ И ИСПЫТАТЕЛЬНЫЙ ИНТЕРЕС 3.5. ХУЛИГАНСТВО 3.6. СТРЕМЛЕНИЕ К ОПАСНОСТИ 3.7. ДЕДОВЩИНА 3.8. БЕСПОЛЕЗНАЯ БОЛТОВНЯ 3.9. ЦЕПНАЯ РЕАКЦИЯ ИНТЕРЕСА ГЛАВА 4 ФОРМЫ ЗЛА. ПРИМИТИВИЗМ 4.1. УСЛОВНОЕ РАВЕНСТВО 4.2. МАССА И ЭЛИТА 4.3. ПОРТРЕТ ПРИМИТИВА 4.4. ПОЛЕЗНОСТЬ НРАВСТВЕННОЙ ТУПОСТИ 4.5. НЕКОТОРЫЕ ЧЕРТЫ ПРИМИТИВА 4.6. ЦЕННОСТЬ ЖИЗНИ 4.7. ЛЕЧЕНИЕ 4.8. КАЧЕСТВО ЧЕЛОВЕКА 4.9. НАРОДНОСТЬ И АРИСТОКРАТИЗМ ДУХА ГЛАВА 5 ФОРМЫ ЗЛА. ФАНАТИЗМ И ФАНАТОИД: ПОРАБОЩЕНИЕ ИДЕЕЙ 5.1. СИНДРОМ ЧАРТКОВА 5.2. ДАР 5.3. ФАНАТОИД 5.4. ЛОГИКА ФАНАТИЗМА 5.5. ПОДМЕНА ПРАВДЫ ПРАВДОПОДОБИЕМ 5.6. ЦЕПОЧКА НАРАСТАЮЩИХ ЖЕРТВ. КАК ИДТИ ВПЕРЕД, УНИЧТОЖАЯ СЕБЯ 5.7. ФАНАТИК 5.8. ИДЕЯ КАК БОГ ГЛАВА 6 ФОРМЫ ЗЛА. ЛАБИРИНТНОСТЬ 6.1. ЛОГИКА ПРОТИВ РАЗУМА 6.2. ЛАБИРИНТ. ПРИПИСЫВАНИЕ СОБСТВЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ 6.3. АБСТРАГИРОВАНИЕ 6.4. ЗАПРЕТ КАК ПРОСТЕЙШЕЕ РЕШЕНИЕ 6.5. ТЕХНИЧЕСКИЕ ДЕТАЛИ 6.6. ФУНКЦИЯ ЛАБИРИНТА 6.7. ШЕСТЬ НЕОБХОДИМОСТЕЙ 6.8. АВТОЛАБИРИНТНОСТЬ 6.9. ПСИХОЛОГИЯ ЗАПРЕТОВ НА СЕКС 6.10. ЗДОРОВЬЕ ГЛАВА 7 ПРОБЛЕМЫ ЗДОРОВЬЯ 7.1 РАЗМНОЖЕНИЕ ИДЕЙ 7.2 ЛЮБОВЬ 7.3 ТВОРЧЕСТВО 7.4 ЛИЧНОСТЬ И ЗДОРОВЬЕ ГЛАВА 8 ДРУГИЕ ФОРМЫ ЗЛА 8.1. СПРАВЕДЛИВОСТЬ 8.2. НЕГОДЯИ 8.3. КРИМИНАЛЬНОСТЬ 8.4. ЖЕСТОКОСТЬ 8.5. ОБИДЧИВОСТЬ И ОБИДА 8.6. ГНЕВ 8.7. ВОИНСТВЕННОСТЬ 8.8. БЕСТОЛКОВОСТЬ 8.9. НЕЧЕСТНОСТЬ 8.10. ОСЛОЖНЕНИЯ ОСНОВНЫХ БОЛЕЗНЕЙ ГЛАВА 9 ЭКОЛОГИЯ ЗЛА 9.1 РЕКЛАМНАЯ КУЛЬТУРА. СОТВОРЕНИЕ ЧУНДРИКА 9.2. УНИЧТОЖЕНИЕ СТЫДА. СКАНДАЛЫ 9.3. ПОДАВЛЕНИЕ СВОБОДЫ 9.4. ИСТОЧНИКИ ЗАРАЖЕНИЯ |
3.5. ХУЛИГАНСТВОВам никогда не казалось странным, что кто‑то способен действовать из хулиганских побуждений? Хулиганские побуждения – это такие странные побуждения, которых вроде бы и нет, а гадости все‑таки делаются. Делаются просто так, но с настойчивостью и постоянством. Кажется, что здесь мы сталкиваемся со стремлением ко злу в чистом виде. Если негодяй твоит зло ради какой‑либо выгоды, а садист ради удовольствия мучить, то хулиган – просто ради самого зла. Хулиган часто действует даже в ущерб собственным интересам. Может быть, он стремиться обратить на себя внимание? – далеко не всегда. ПРИМЕР 24. Лезвие и игла
Этот мальчик учился в седьмом классе. Он доставлял немало неприятностей учителям. Например, если в классе наступала тишина, он сразу же падал со своего стула, вызывая всеобщий смех. Когда остальные склоняли спины, пыхтя над самостоятельной работой, он начинал запускать самолетики. После того, как в классе сделали ремонт, он отрывал проводки, царапал обои и откручивал болтики. Для этого он специально приносил из дому инструменты. Его поведение не было демонстративным, он не стремился привлечь внимание к себе. Наоборот, совершив очередную пакость, он старался, насколько возможно, прикинуться невиновным. Однажды я заметил совершенно жуткую вещь. Выйдя из класса во время урока, он вставил кусочки бритвенного лезвия в перила, по которым дети будут скользить руками. Нечто подобное я видел несколько лет спустя, когда отдыхал на курорте. На дорожке, прикрытая листиком, торчала специально установленная игла, острием вверх. Кто‑то специально сделал так, чтобы некто, ВСЕ РАВНО КТО, на эту иглу наступил. ЛЮБАЯ новая идея, в том числе и идея‑мутант, побуждает к действию. Такое действие может быть блокировано во‑первых, предвидением неприятных последствий поступка и, во‑вторых, собственными моральными убеждениями. Но человек, который живет сиюминутно, не заглядывая в будущее и не интересуясь им, который умеет избежать наказания и, самое главное, не имеющий принципов и моральных убеждений, будет склонен действовать ПОД ВЛИЯНИЕМ СЛУЧАЙНОЙ ИДЕИ – то есть, будет склонен к хулиганскому поведению. Он будет творить случайное зло – зло, не объяснимое разумными причинами. Итак, хулиган это человек, творящий зло не из мести, не ради выгоды, не по убеждению, а из интереса, «бескорыстно» (вспомним, что интерес бескорыстен) – человек, который действует, побуждаемый случайной идеей, идеей‑мутантом. Но почему идеи, приходящие в его голову, это идеи зла? Почему хулигана не тянет построить скворечник или посадить дерево? Хорошо известно, что любой объект тем интереснее, чем большую реакцию он дает в ответ на малое усилие. То есть, простейшие интересные идеи – это те, которые с помощью небольшого усилия могут вызвать большую реакцию. Это: а) идеи разрушения (разрушить легче, чем создать) или б) идеи воздействия на человека – так как небольшое (хотя бы словесное) воздействие на человека может дать очень сильную реакцию. И самую сильную и заметную реакцию дает причинение боли – и физической, и моральной. Значит, основными действиями хулигана будет: разрушение и причинение боли. Обычно идеи разрушения и причинения боли блокируются нормами, принятыми в обществе, в том числе и юридическими. Эти нормы либо аппелируют к морали, либо грозят наказанием. Поэтому хулигана характеризуют две обязательные черты: а) моральная недоразвитость и б) тупая беззаботность, позволяющая воообще не думать о возможности наказания. Последняя черта в редких случах заменяется особенным хитроумием и способностью к изощренной лжи и мошейничеству, что позволяет длительное время избегать наказания. Возможны два пути борьбы с хулиганским поведением (так же, как с любым видом преступности). Первый: создание объективных препятствий к преступлению. Второй: создание субьективных препятствий – то есть, внутренних барьеров, делающих преступление невозможным. Такие барьеры, в отличие от объективных трудностей, блокируют преступление всегда и везде, в любой ситуации, независимо от внешнего контроля. Поэтому они предпочтительнее. Но пока что основные усилия сосредоточены на первом пути. И даже предполагаемое фантастическое лечение преступника в знаменитом "Механическом апельсине" тоже создает объективные препятствия и иногрирует субъективные. |