На главную

Сергей Владимирович Герасимов. Психология зла

Все книги


Содержание


Введение
ГЛАВА 1
ЧЕЛОВЕК И ИДЕЯ
1.1. ЭФФЕКТ МАЯТНИКА
1.2. ЗЛО КАК БОЛЕЗНЬ
1.3. ЗАРАЖЕНИЕ ИДЕЕЙ. ЛИХОРАДКА
1.4. СРАЗУ ПОСЛЕ ЗАРАЖЕНИЯ. БЕССИМПТОМНАЯ ФАЗА
1.5. СТЫД КАК ПРИВИВКА ОТ ЗЛА
1.6. ИММУНИТЕТ КО ЗЛУ
1.7. ВОЗМОЖНОСТЬ ЗАРАЖЕНИЯ И ОТВРАЩЕНИЕ
ГЛАВА 2
ЗАРАЖЕНИЕ ЗЛОМ
2.1. ВИРУС
2.2. ИНФОРМАЦИОННЫЙ ВИРУС
2.3. МУТАЦИЯ ИДЕИ
2.4. ИНФОРМАЦИОННЫЕ ЭПИДЕМИИ
2.5. МОРАЛЬНАЯ ЭПИДЕМИЯ
2.6. БОЛЕЗНЬ И ЗДОРОВЬЕ
2.7. АНАЛОГИЯ С ИЗВЕСТНЫМИ ЗАБОЛЕВАНИЯМИ
2.8. ВОЗМОЖНОСТИ ЛЕЧЕНИЯ
ГЛАВА 3
НЕКОТОРЫЕ ВАРИАНТЫ ЗЛА
3.1. НЕКОТОРЫЕ КВАНТОВЫЕ ЭФФЕКТЫ
3.2. ПОД ГИПНОЗОМ ИДЕИ
3.3 ИНТЕРЕС
3.4. ПОИСКОВЫЙ И ИСПЫТАТЕЛЬНЫЙ ИНТЕРЕС
3.5. ХУЛИГАНСТВО
3.6. СТРЕМЛЕНИЕ К ОПАСНОСТИ
3.7. ДЕДОВЩИНА
3.8. БЕСПОЛЕЗНАЯ БОЛТОВНЯ
3.9. ЦЕПНАЯ РЕАКЦИЯ ИНТЕРЕСА
ГЛАВА 4
ФОРМЫ ЗЛА. ПРИМИТИВИЗМ
4.1. УСЛОВНОЕ РАВЕНСТВО
4.2. МАССА И ЭЛИТА
4.3. ПОРТРЕТ ПРИМИТИВА
4.4. ПОЛЕЗНОСТЬ НРАВСТВЕННОЙ ТУПОСТИ
4.5. НЕКОТОРЫЕ ЧЕРТЫ ПРИМИТИВА
4.6. ЦЕННОСТЬ ЖИЗНИ
4.7. ЛЕЧЕНИЕ
4.8. КАЧЕСТВО ЧЕЛОВЕКА
4.9. НАРОДНОСТЬ И АРИСТОКРАТИЗМ ДУХА
ГЛАВА 5
ФОРМЫ ЗЛА. ФАНАТИЗМ И ФАНАТОИД: ПОРАБОЩЕНИЕ ИДЕЕЙ
5.1. СИНДРОМ ЧАРТКОВА
5.2. ДАР
5.3. ФАНАТОИД
5.4. ЛОГИКА ФАНАТИЗМА
5.5. ПОДМЕНА ПРАВДЫ ПРАВДОПОДОБИЕМ
5.6. ЦЕПОЧКА НАРАСТАЮЩИХ ЖЕРТВ. КАК ИДТИ ВПЕРЕД, УНИЧТОЖАЯ СЕБЯ
5.7. ФАНАТИК
5.8. ИДЕЯ КАК БОГ
ГЛАВА 6
ФОРМЫ ЗЛА. ЛАБИРИНТНОСТЬ
6.1. ЛОГИКА ПРОТИВ РАЗУМА
6.2. ЛАБИРИНТ. ПРИПИСЫВАНИЕ СОБСТВЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ
6.3. АБСТРАГИРОВАНИЕ
6.4. ЗАПРЕТ КАК ПРОСТЕЙШЕЕ РЕШЕНИЕ
6.5. ТЕХНИЧЕСКИЕ ДЕТАЛИ
6.6. ФУНКЦИЯ ЛАБИРИНТА
6.7. ШЕСТЬ НЕОБХОДИМОСТЕЙ
6.8. АВТОЛАБИРИНТНОСТЬ
6.9. ПСИХОЛОГИЯ ЗАПРЕТОВ НА СЕКС
6.10. ЗДОРОВЬЕ
ГЛАВА 7
ПРОБЛЕМЫ ЗДОРОВЬЯ
7.1 РАЗМНОЖЕНИЕ ИДЕЙ
7.2 ЛЮБОВЬ
7.3 ТВОРЧЕСТВО
7.4 ЛИЧНОСТЬ И ЗДОРОВЬЕ
ГЛАВА 8
ДРУГИЕ ФОРМЫ ЗЛА
8.1. СПРАВЕДЛИВОСТЬ
8.2. НЕГОДЯИ
8.3. КРИМИНАЛЬНОСТЬ
8.4. ЖЕСТОКОСТЬ
8.5. ОБИДЧИВОСТЬ И ОБИДА
8.6. ГНЕВ
8.7. ВОИНСТВЕННОСТЬ
8.8. БЕСТОЛКОВОСТЬ
8.9. НЕЧЕСТНОСТЬ
8.10. ОСЛОЖНЕНИЯ ОСНОВНЫХ БОЛЕЗНЕЙ
ГЛАВА 9
ЭКОЛОГИЯ ЗЛА
9.1 РЕКЛАМНАЯ КУЛЬТУРА. СОТВОРЕНИЕ ЧУНДРИКА
9.2. УНИЧТОЖЕНИЕ СТЫДА. СКАНДАЛЫ
9.3. ПОДАВЛЕНИЕ СВОБОДЫ
9.4. ИСТОЧНИКИ ЗАРАЖЕНИЯ

ГЛАВА 7

ПРОБЛЕМЫ ЗДОРОВЬЯ

Из шести перечисленных выше компонетов морального здоровья мы рассмотрим в этой главе только два: любовь и творчество.
Эти компоненты наиболее противоречивы. Дело в том, что творчество связано с созданием новых идей, а любовь – с их передачей другому человеку, как будет показано ниже. И то и другое означает «размножение» идеи, если продолжать аналогию с живыми организмами. Поэтому как любовь, так и творчество, как ни странно, порой могут оказаться формами зла, а не блага.

7.1 РАЗМНОЖЕНИЕ ИДЕЙ


а) Жизнь и не‑жизнь
Идея может жить только внутри человеческого разума.
Она также может существовать (как и вирус вне организма‑носителя) в состоянии, промежуточном между жизнью и смертью. Это состояние «полужизни» – не жизни, но и не смерти. Биологический вирус может сохранятся так в кусочке какой‑нибудь высохшей ткани. Он сохранится даже в ткани, которая рассыпалась в пыль за тысячелетия. Ему не знакома такая вещь, как смерть от старости – он слишком прост, чтобы стареть. Компьютерный вирус может годами «лежать» в какой‑нибудь запылившейся дискете. А идея может быть законсервирована в предмете или в человеке. И так же как вирус, встретив подходящую клетку, пробуждается к жизни, так же как оживает вирус, попадая в компьютер, так и идея оживает, ВСТРЕТИВ ПОДХОДЯЩИЙ УМ.
Например, в состоянии не‑жизни идеи существуют в книгах. Если весь тираж этой книги пролежит тысячу лет в какой‑нибудь пещере или засыпанный песком, идеи заложенные в ней, не проникнут ни в чей ум. Но если, по прошествии этой тысячи лет, книгу откопают и сумеют прочесть, то некоторые из идей начнут вполне здоровую и самостоятельную жизнь в умах наших далеких потомков. Примерно так мог бы ожить какой‑нибудь древний вирус, сохранившийся в доисторических пещерах; ожить и заразить археологов.
Примерно так случилось с античной скульптурой, о которой человечество надолго забыло, а затем раскопало и вспомнило в период Ренессанса. Множество статуй были найдены и поняты, а потом родились новые творцы, которые пошли в новых направлениях. Но первичный импульс развитию дали именно древние статуи.
В состоянии не‑жизни идея может находиться в предмете. Вернусь к примеру, который я уже приводил: ребенок специально вставляет в перила школьной лестницы куски бритвенного лезвия, чтобы другие школьники разрезали себе ладони. Идея распоротой ладони уже содержится в этих перилах с кусками лезвия, но она не проникнет ни в чей разум до тех пор, пока кто‑то не положит руку на лезвие или просто увидит эти кусочки металла. Как только идея будет понята кем‑то, она начнет свою жизнь в умах других людей, а не только в умишке малолетнего негодяя.
Идея может существовать и в подсознании, но она не живет, если она не понята. Например, посмотрев на движения очень техничного спортсмена, новичок начинает двигаться сам более правильно, но он не понимает, как он это делает и через некоторое время его движения возвращаются на прежний уровень. Идея не поднялась до уровня сознания, НЕ ПРОИЗОШЛО ПОНИМАНИЯ и, значит, идея не родилась.
Понимание – момент рождения идеи.
б) Почкование и мутации
Есть несколько вариантов размножения идеи. В элементарном случае оно напоминает почкование бактерии. Например, я хочу объяснить человеку, где можно купить дешевый и вкусный мед (предположим, что я это знаю). Я объясняю, как проехать к нужному месту, даю ориентиры, описываю внешность продавца.
Наконец, мой собеседник говорит: "Ага, я понял". Теперь и он знает как и где купить дешевый и вкусный мед. Идея, существовавшая до сих пор в моем сознании, удвоилась, создав копию в сознании другого.
Причем копия эта никогда не бывает точной, а иногда оказывается совсем не точной.

ПРИМЕР 48. О бездонности человека. (Цитата) Ю. Борген, «Маленький лорд»

…И вдруг, как заведенная машина, Андреас начал:
Я помню, когда я ребенком был,
К нам пишел нищий бездонный…
В группе у окна вспыхнул смех. Родители сдержанно усмехнулись. Сигне Воллквартс, решительно выпрямившись, отрезала:
– Тихо!
Но это больше подействовало на взрослых, чем на учеников.
– Ты сказал "бездонный", Андреас. Смеяться тут нечего, это бывает! –
Грозный взгляд обежал собравшихся. Ты оговорился, надо было сказать… Впрочем, продолжай. Или вот что – начни сначала.
Я помню, когда я ребенком был,
К нам пришел нищий бездонный…
На этот раз уже никто не сдерживал смеха. Сама фрекен Аннета улыбнулась. Но общее веселье нарушил резкий голос ее сестры:
– Ты, конечно, хотел сказать "бездомный". Поэт вспоминает здесь грустную историю о том, как легкомысленные дети прибили гвоздями к лестнице деревянные башмаки нищего Уле и он упал и разбился насмерть. Так ведь?
Краска волной залила щеки Андреаса. Он стоял, то стискивая, то разжимая кулаки.
– Так ведь, Андреас? – в ласковом голосе затаилась угроза.
– А я всегда думал, что "бездонный", – тихо сказал Андреас. – Мне потому так и нравилось.

В данном случае идея была «скопирована» не точно, с разницей всего лишь в "один ген", но новая идея оказалась не копией старой, а новым, хотя и в чем‑то уродливым организмом. Неточность прочтения оказалась таким же мутагенным фактором, каким может быть радиация для биологического организма.
Таким образом рождается порой интересный уродец‑мутант, но может родиться и совершенно иная, вполне жизнеспособная идея. В свое время газета «Мастер» напечатала несколько моих ранних рассказов и также отрывок из книги афоризмов "Росток мудрости". Газета набиралась неаккуратно, с большим количеством опечаток. Один из афоризмов звучал довольно грустно:

1: Возвращение – это игла, прокалывающая темные пласты прошлого.
Игла, которой ничего нельзя сшить.

Сочетание букв "ас ы" набирается указательным, средним и безымянным пальцами левой руки. Причем при быстром, но непрофессиональном наборе средний палец не успевает опуститься и нажать букву "с". Поэтому из «пласты» получилось "платы". Теперь афоризм изменился:

2: Возвращение – это игла, прокалывающая темные платы прошлого.
Игла, которой ничего нельзя сшить.

В те годы компьютеры еще были в диковинку и потому «платы» читались скорее как опечатка. Теперь же это случайное слово создало новый, более современный афоризм о микросхемах времени.
Обратите внимание на следующий принципиальный момент: АВТОРОМ ИДЕИ АФОРИЗМА N 2 НЕ ЯВЛЯЕТСЯ НИ ОДИН ЧЕЛОВЕК. Этот афоризм не создан человеческим разумом.
Идея возникла так, как возникают новые биологические виды: ИЗ‑ЗА МУТАЦИИ.
Более того, можно изобрести машину, генерирующую идеи. Этой машиной может быть компьютерная сеть, время от времени делающая ошибки. Если, к примеру, поэт наберет следующую строку:
Лежал осел средь мусорных куч, а машина, ошибаясь, создаст множество ее случайных вариантов, то среди них будет и такой:
Летал орел средь горных круч.
Автором этой строки не будет человек. Идея может возникнуть вне человеческого разума. Но живет только в нем.
в) Зачатие и вынашивание
Часто рождение идеи предваряет зачатие и вынашивание. Причем сам вынашивающий иногда не знает, что у него родится: мышонок, лягушка или неведома зверушка.
Даже тогда, когда простая идея размножается копированием, есть некоторый эмбриональный период, который можно наблюдать как паузу перед пониманием.
В более сложных случаях этот период разворачивается в многолетний творческий поиск, который заканчивается криком «Эврика» – то есть, пониманием, рождением идеи. «Эврика» или хотя бы «ага» – первый крик идеи‑младенца.
Большинство творцов в нашем мире – мужчины. Именно мужчины вынашивают и рождают новые идеи. Бывает и наоборот, но значительно реже: я знаю многих женщин увлекающихся рисованием, но не знаю ни одной женщины‑великого художника.
Лучше всего женщинам удается литература, но и здесь (количественно, а не качественно) они уступают мужчинам. Итак, вынашивает идею чаще всего мужчина.
Зато для зачатия идеи нужна женщина. Лучшие стихи мужчин начинались с женщины, лучшие песни мужчин написаны ради них. И на подвиги шли ради женщин. Чтобы завоевать благосклонность женщины, мужчины создавали из самих себя героев, мудрецов, подвижников. Фрейд называл это сублимацией сексуальной энергии.
Глубокие понятия философии: материя, свобода, справедливость, истина, совесть, необходимость, красота – обдумывались и уточнялись великими мужчинами, и все эти слова женского рода. ИДЕЯ НАЧИНАЕТСЯ С ЖЕНЩИНЫ, НО РОЖДАЕТ ЕЕ МУЖЧИНА. У каждого своя роль. Мужчина рождает идеи, а женщина тела, которые будут, превращаясь в людей, эти идеи усваивать. Мужчина оплодотворяет телесно, женщина
– духовно. Если великий мужчина построил дворец, то не менее велика женщина, котороя его вдохновила на этот подвиг. У большинства творческих достижений есть два родителя: мужчина и женщина. И у каждого из них своя родь.
Легко заметить, что эта схема не вполне симметрична. Есть несколько исключений из нее. Первое: женщина довольно часто берет на себя мужскую роль и сама вынашивает и рождает новую идею. В этом случае для духовного зачатия нужен мужчина. Второе: иногда для зачатия идеи не нужен ни мужчина, ни женщина. Одна поэтесса увидела пять берез, растущих к небу из единого корня; отдаленно эти березы напоминали пальцы руки. И родилась фраза: "Земля указывала небу". Фраза стала первой строкой будущего стихотворения. Функцию оплодотворения здесь выполнила береза.
Дело не в разделении на мужчин и женщин, а в том, что и люди, и идеи рождаются одинаково: вначале зачатие, потом вынашивание, потом первый крик новорожденного и суматоха вокруг новой жизни.
Уместно поставить вопрос: а еще раньше, до зачатия? Ведь еще раньше была любовь и с нее все начиналось?