Ќа главную

—ергей ¬ладимирович √ерасимов. ѕсихологи€ зла

¬се книги


—одержание


¬ведение
√Ћј¬ј 1
„≈Ћќ¬≈  » »ƒ≈я
1.1. Ё‘‘≈ “ ћјя“Ќ» ј
1.2. «Ћќ  ј  ЅќЋ≈«Ќ№
1.3. «ј–ј∆≈Ќ»≈ »ƒ≈≈…. Ћ»’ќ–јƒ ј
1.4. —–ј«” ѕќ—Ћ≈ «ј–ј∆≈Ќ»я. Ѕ≈——»ћѕ“ќћЌјя ‘ј«ј
1.5. —“џƒ  ј  ѕ–»¬»¬ ј ќ“ «Ћј
1.6. »ћћ”Ќ»“≈“  ќ «Ћ”
1.7. ¬ќ«ћќ∆Ќќ—“№ «ј–ј∆≈Ќ»я » ќ“¬–јў≈Ќ»≈
√Ћј¬ј 2
«ј–ј∆≈Ќ»≈ «Ћќћ
2.1. ¬»–”—
2.2. »Ќ‘ќ–ћј÷»ќЌЌџ… ¬»–”—
2.3. ћ”“ј÷»я »ƒ≈»
2.4. »Ќ‘ќ–ћј÷»ќЌЌџ≈ Ёѕ»ƒ≈ћ»»
2.5. ћќ–јЋ№Ќјя Ёѕ»ƒ≈ћ»я
2.6. ЅќЋ≈«Ќ№ » «ƒќ–ќ¬№≈
2.7. јЌјЋќ√»я — »«¬≈—“Ќџћ» «јЅќЋ≈¬јЌ»яћ»
2.8. ¬ќ«ћќ∆Ќќ—“» Ћ≈„≈Ќ»я
√Ћј¬ј 3
Ќ≈ ќ“ќ–џ≈ ¬ј–»јЌ“џ «Ћј
3.1. Ќ≈ ќ“ќ–џ≈  ¬јЌ“ќ¬џ≈ Ё‘‘≈ “џ
3.2. ѕќƒ √»ѕЌќ«ќћ »ƒ≈»
3.3 »Ќ“≈–≈—
3.4. ѕќ»— ќ¬џ… » »—ѕџ“ј“≈Ћ№Ќџ… »Ќ“≈–≈—
3.5. ’”Ћ»√јЌ—“¬ќ
3.6. —“–≈ћЋ≈Ќ»≈   ќѕј—Ќќ—“»
3.7. ƒ≈ƒќ¬ў»Ќј
3.8. Ѕ≈—ѕќЋ≈«Ќјя ЅќЋ“ќ¬Ќя
3.9. ÷≈ѕЌјя –≈ј ÷»я »Ќ“≈–≈—ј
√Ћј¬ј 4
‘ќ–ћџ «Ћј. ѕ–»ћ»“»¬»«ћ
4.1. ”—Ћќ¬Ќќ≈ –ј¬≈Ќ—“¬ќ
4.2. ћј——ј » ЁЋ»“ј
4.3. ѕќ–“–≈“ ѕ–»ћ»“»¬ј
4.4. ѕќЋ≈«Ќќ—“№ Ќ–ј¬—“¬≈ЌЌќ… “”ѕќ—“»
4.5. Ќ≈ ќ“ќ–џ≈ „≈–“џ ѕ–»ћ»“»¬ј
4.6. ÷≈ЌЌќ—“№ ∆»«Ќ»
4.7. Ћ≈„≈Ќ»≈
4.8.  ј„≈—“¬ќ „≈Ћќ¬≈ ј
4.9. Ќј–ќƒЌќ—“№ » ј–»—“ќ –ј“»«ћ ƒ”’ј
√Ћј¬ј 5
‘ќ–ћџ «Ћј. ‘јЌј“»«ћ » ‘јЌј“ќ»ƒ: ѕќ–јЅќў≈Ќ»≈ »ƒ≈≈…
5.1. —»Ќƒ–ќћ „ј–“ ќ¬ј
5.2. ƒј–
5.3. ‘јЌј“ќ»ƒ
5.4. Ћќ√» ј ‘јЌј“»«ћј
5.5. ѕќƒћ≈Ќј ѕ–ј¬ƒџ ѕ–ј¬ƒќѕќƒќЅ»≈ћ
5.6. ÷≈ѕќ„ ј Ќј–ј—“јёў»’ ∆≈–“¬.  ј  »ƒ“» ¬ѕ≈–≈ƒ, ”Ќ»„“ќ∆јя —≈Ѕя
5.7. ‘јЌј“» 
5.8. »ƒ≈я  ј  Ѕќ√
√Ћј¬ј 6
‘ќ–ћџ «Ћј. ЋјЅ»–»Ќ“Ќќ—“№
6.1. Ћќ√» ј ѕ–ќ“»¬ –ј«”ћј
6.2. ЋјЅ»–»Ќ“. ѕ–»ѕ»—џ¬јЌ»≈ —ќЅ—“¬≈ЌЌџ’ ÷≈ЌЌќ—“≈…
6.3. јЅ—“–ј√»–ќ¬јЌ»≈
6.4. «јѕ–≈“  ј  ѕ–ќ—“≈…Ў≈≈ –≈Ў≈Ќ»≈
6.5. “≈’Ќ»„≈— »≈ ƒ≈“јЋ»
6.6. ‘”Ќ ÷»я ЋјЅ»–»Ќ“ј
6.7. Ў≈—“№ Ќ≈ќЅ’ќƒ»ћќ—“≈…
6.8. ј¬“ќЋјЅ»–»Ќ“Ќќ—“№
6.9. ѕ—»’ќЋќ√»я «јѕ–≈“ќ¬ Ќј —≈ —
6.10. «ƒќ–ќ¬№≈
√Ћј¬ј 7
ѕ–ќЅЋ≈ћџ «ƒќ–ќ¬№я
7.1 –ј«ћЌќ∆≈Ќ»≈ »ƒ≈…
7.2 ЋёЅќ¬№
7.3 “¬ќ–„≈—“¬ќ
7.4 Ћ»„Ќќ—“№ » «ƒќ–ќ¬№≈
√Ћј¬ј 8
ƒ–”√»≈ ‘ќ–ћџ «Ћј
8.1. —ѕ–ј¬≈ƒЋ»¬ќ—“№
8.2. Ќ≈√ќƒя»
8.3.  –»ћ»ЌјЋ№Ќќ—“№
8.4. ∆≈—“ќ ќ—“№
8.5. ќЅ»ƒ„»¬ќ—“№ » ќЅ»ƒј
8.6. √Ќ≈¬
8.7. ¬ќ»Ќ—“¬≈ЌЌќ—“№
8.8. Ѕ≈—“ќЋ ќ¬ќ—“№
8.9. Ќ≈„≈—“Ќќ—“№
8.10. ќ—Ћќ∆Ќ≈Ќ»я ќ—Ќќ¬Ќџ’ ЅќЋ≈«Ќ≈…
√Ћј¬ј 9
Ё ќЋќ√»я «Ћј
9.1 –≈ ЋјћЌјя  ”Ћ№“”–ј. —ќ“¬ќ–≈Ќ»≈ „”Ќƒ–» ј
9.2. ”Ќ»„“ќ∆≈Ќ»≈ —“џƒј. — јЌƒјЋџ
9.3. ѕќƒј¬Ћ≈Ќ»≈ —¬ќЅќƒџ
9.4. »—“ќ„Ќ» » «ј–ј∆≈Ќ»я

√Ћј¬ј 7

ѕ–ќЅЋ≈ћџ «ƒќ–ќ¬№я

»з шести перечисленных выше компонетов морального здоровь€ мы рассмотрим в этой главе только два: любовь и творчество.
Ёти компоненты наиболее противоречивы. ƒело в том, что творчество св€зано с созданием новых идей, а любовь Ц с их передачей другому человеку, как будет показано ниже. » то и другое означает Ђразмножениеї идеи, если продолжать аналогию с живыми организмами. ѕоэтому как любовь, так и творчество, как ни странно, порой могут оказатьс€ формами зла, а не блага.

7.1 –ј«ћЌќ∆≈Ќ»≈ »ƒ≈…


а) ∆изнь и не‑жизнь
»де€ может жить только внутри человеческого разума.
ќна также может существовать (как и вирус вне организма‑носител€) в состо€нии, промежуточном между жизнью и смертью. Ёто состо€ние Ђполужизниї Ц не жизни, но и не смерти. Ѕиологический вирус может сохран€тс€ так в кусочке какой‑нибудь высохшей ткани. ќн сохранитс€ даже в ткани, котора€ рассыпалась в пыль за тыс€челети€. ≈му не знакома така€ вещь, как смерть от старости Ц он слишком прост, чтобы стареть.  омпьютерный вирус может годами Ђлежатьї в какой‑нибудь запылившейс€ дискете. ј иде€ может быть законсервирована в предмете или в человеке. » так же как вирус, встретив подход€щую клетку, пробуждаетс€ к жизни, так же как оживает вирус, попада€ в компьютер, так и иде€ оживает, ¬—“–≈“»¬ ѕќƒ’ќƒяў»… ”ћ.
Ќапример, в состо€нии не‑жизни идеи существуют в книгах. ≈сли весь тираж этой книги пролежит тыс€чу лет в какой‑нибудь пещере или засыпанный песком, идеи заложенные в ней, не проникнут ни в чей ум. Ќо если, по прошествии этой тыс€чи лет, книгу откопают и сумеют прочесть, то некоторые из идей начнут вполне здоровую и самосто€тельную жизнь в умах наших далеких потомков. ѕримерно так мог бы ожить какой‑нибудь древний вирус, сохранившийс€ в доисторических пещерах; ожить и заразить археологов.
ѕримерно так случилось с античной скульптурой, о которой человечество надолго забыло, а затем раскопало и вспомнило в период –енессанса. ћножество статуй были найдены и пон€ты, а потом родились новые творцы, которые пошли в новых направлени€х. Ќо первичный импульс развитию дали именно древние статуи.
¬ состо€нии не‑жизни иде€ может находитьс€ в предмете. ¬ернусь к примеру, который € уже приводил: ребенок специально вставл€ет в перила школьной лестницы куски бритвенного лезви€, чтобы другие школьники разрезали себе ладони. »де€ распоротой ладони уже содержитс€ в этих перилах с кусками лезви€, но она не проникнет ни в чей разум до тех пор, пока кто‑то не положит руку на лезвие или просто увидит эти кусочки металла.  ак только иде€ будет пон€та кем‑то, она начнет свою жизнь в умах других людей, а не только в умишке малолетнего негод€€.
»де€ может существовать и в подсознании, но она не живет, если она не пон€та. Ќапример, посмотрев на движени€ очень техничного спортсмена, новичок начинает двигатьс€ сам более правильно, но он не понимает, как он это делает и через некоторое врем€ его движени€ возвращаютс€ на прежний уровень. »де€ не подн€лась до уровн€ сознани€, Ќ≈ ѕ–ќ»«ќЎЋќ ѕќЌ»ћјЌ»я и, значит, иде€ не родилась.
ѕонимание Ц момент рождени€ идеи.
б) ѕочкование и мутации
≈сть несколько вариантов размножени€ идеи. ¬ элементарном случае оно напоминает почкование бактерии. Ќапример, € хочу объ€снить человеку, где можно купить дешевый и вкусный мед (предположим, что € это знаю). я объ€сн€ю, как проехать к нужному месту, даю ориентиры, описываю внешность продавца.
Ќаконец, мой собеседник говорит: "јга, € пон€л". “еперь и он знает как и где купить дешевый и вкусный мед. »де€, существовавша€ до сих пор в моем сознании, удвоилась, создав копию в сознании другого.
ѕричем копи€ эта никогда не бывает точной, а иногда оказываетс€ совсем не точной.

ѕ–»ћ≈– 48. ќ бездонности человека. (÷итата) ё. Ѕорген, Ђћаленький лордї

Е» вдруг, как заведенна€ машина, јндреас начал:
я помню, когда € ребенком был,
  нам пишел нищий бездонныйЕ
¬ группе у окна вспыхнул смех. –одители сдержанно усмехнулись. —игне ¬оллквартс, решительно выпр€мившись, отрезала:
Ц “ихо!
Ќо это больше подействовало на взрослых, чем на учеников.
Ц “ы сказал "бездонный", јндреас. —ме€тьс€ тут нечего, это бывает! Ц
√розный взгл€д обежал собравшихс€. “ы оговорилс€, надо было сказатьЕ ¬прочем, продолжай. »ли вот что Ц начни сначала.
я помню, когда € ребенком был,
  нам пришел нищий бездонныйЕ
Ќа этот раз уже никто не сдерживал смеха. —ама фрекен јннета улыбнулась. Ќо общее веселье нарушил резкий голос ее сестры:
Ц “ы, конечно, хотел сказать "бездомный". ѕоэт вспоминает здесь грустную историю о том, как легкомысленные дети прибили гвозд€ми к лестнице дерев€нные башмаки нищего ”ле и он упал и разбилс€ насмерть. “ак ведь?
 раска волной залила щеки јндреаса. ќн сто€л, то стискива€, то разжима€ кулаки.
Ц “ак ведь, јндреас? Ц в ласковом голосе затаилась угроза.
Ц ј € всегда думал, что "бездонный", Ц тихо сказал јндреас. Ц ћне потому так и нравилось.

¬ данном случае иде€ была Ђскопированаї не точно, с разницей всего лишь в "один ген", но нова€ иде€ оказалась не копией старой, а новым, хот€ и в чем‑то уродливым организмом. Ќеточность прочтени€ оказалась таким же мутагенным фактором, каким может быть радиаци€ дл€ биологического организма.
“аким образом рождаетс€ порой интересный уродец‑мутант, но может родитьс€ и совершенно ина€, вполне жизнеспособна€ иде€. ¬ свое врем€ газета Ђћастерї напечатала несколько моих ранних рассказов и также отрывок из книги афоризмов "–осток мудрости". √азета набиралась неаккуратно, с большим количеством опечаток. ќдин из афоризмов звучал довольно грустно:

1: ¬озвращение Ц это игла, прокалывающа€ темные пласты прошлого.
»гла, которой ничего нельз€ сшить.

—очетание букв "ас ы" набираетс€ указательным, средним и безым€нным пальцами левой руки. ѕричем при быстром, но непрофессиональном наборе средний палец не успевает опуститьс€ и нажать букву "с". ѕоэтому из Ђпластыї получилось "платы". “еперь афоризм изменилс€:

2: ¬озвращение Ц это игла, прокалывающа€ темные платы прошлого.
»гла, которой ничего нельз€ сшить.

¬ те годы компьютеры еще были в диковинку и потому Ђплатыї читались скорее как опечатка. “еперь же это случайное слово создало новый, более современный афоризм о микросхемах времени.
ќбратите внимание на следующий принципиальный момент: ј¬“ќ–ќћ »ƒ≈» ј‘ќ–»«ћј N 2 Ќ≈ я¬Ћя≈“—я Ќ» ќƒ»Ќ „≈Ћќ¬≈ . Ётот афоризм не создан человеческим разумом.
»де€ возникла так, как возникают новые биологические виды: »«‑«ј ћ”“ј÷»».
Ѕолее того, можно изобрести машину, генерирующую идеи. Ётой машиной может быть компьютерна€ сеть, врем€ от времени делающа€ ошибки. ≈сли, к примеру, поэт наберет следующую строку:
Ћежал осел средь мусорных куч, а машина, ошиба€сь, создаст множество ее случайных вариантов, то среди них будет и такой:
Ћетал орел средь горных круч.
јвтором этой строки не будет человек. »де€ может возникнуть вне человеческого разума. Ќо живет только в нем.
в) «ачатие и вынашивание
„асто рождение идеи предвар€ет зачатие и вынашивание. ѕричем сам вынашивающий иногда не знает, что у него родитс€: мышонок, л€гушка или неведома зверушка.
ƒаже тогда, когда проста€ иде€ размножаетс€ копированием, есть некоторый эмбриональный период, который можно наблюдать как паузу перед пониманием.
¬ более сложных случа€х этот период разворачиваетс€ в многолетний творческий поиск, который заканчиваетс€ криком ЂЁврикаї Ц то есть, пониманием, рождением идеи. ЂЁврикаї или хот€ бы Ђагаї Ц первый крик идеи‑младенца.
Ѕольшинство творцов в нашем мире Ц мужчины. »менно мужчины вынашивают и рождают новые идеи. Ѕывает и наоборот, но значительно реже: € знаю многих женщин увлекающихс€ рисованием, но не знаю ни одной женщины‑великого художника.
Ћучше всего женщинам удаетс€ литература, но и здесь (количественно, а не качественно) они уступают мужчинам. »так, вынашивает идею чаще всего мужчина.
«ато дл€ зачати€ идеи нужна женщина. Ћучшие стихи мужчин начинались с женщины, лучшие песни мужчин написаны ради них. » на подвиги шли ради женщин. „тобы завоевать благосклонность женщины, мужчины создавали из самих себ€ героев, мудрецов, подвижников. ‘рейд называл это сублимацией сексуальной энергии.
√лубокие пон€ти€ философии: матери€, свобода, справедливость, истина, совесть, необходимость, красота Ц обдумывались и уточн€лись великими мужчинами, и все эти слова женского рода. »ƒ≈я Ќј„»Ќј≈“—я — ∆≈Ќў»Ќџ, Ќќ –ќ∆ƒј≈“ ≈≈ ћ”∆„»Ќј. ” каждого сво€ роль. ћужчина рождает идеи, а женщина тела, которые будут, превраща€сь в людей, эти идеи усваивать. ћужчина оплодотвор€ет телесно, женщина
Ц духовно. ≈сли великий мужчина построил дворец, то не менее велика женщина, которо€ его вдохновила на этот подвиг. ” большинства творческих достижений есть два родител€: мужчина и женщина. » у каждого из них сво€ родь.
Ћегко заметить, что эта схема не вполне симметрична. ≈сть несколько исключений из нее. ѕервое: женщина довольно часто берет на себ€ мужскую роль и сама вынашивает и рождает новую идею. ¬ этом случае дл€ духовного зачати€ нужен мужчина. ¬торое: иногда дл€ зачати€ идеи не нужен ни мужчина, ни женщина. ќдна поэтесса увидела п€ть берез, растущих к небу из единого корн€; отдаленно эти березы напоминали пальцы руки. » родилась фраза: "«емл€ указывала небу". ‘раза стала первой строкой будущего стихотворени€. ‘ункцию оплодотворени€ здесь выполнила береза.
ƒело не в разделении на мужчин и женщин, а в том, что и люди, и идеи рождаютс€ одинаково: вначале зачатие, потом вынашивание, потом первый крик новорожденного и суматоха вокруг новой жизни.
”местно поставить вопрос: а еще раньше, до зачати€? ¬едь еще раньше была любовь и с нее все начиналось?