Ќа главную

—ергей ¬ладимирович √ерасимов. ѕсихологи€ зла

¬се книги


—одержание


¬ведение
√Ћј¬ј 1
„≈Ћќ¬≈  » »ƒ≈я
1.1. Ё‘‘≈ “ ћјя“Ќ» ј
1.2. «Ћќ  ј  ЅќЋ≈«Ќ№
1.3. «ј–ј∆≈Ќ»≈ »ƒ≈≈…. Ћ»’ќ–јƒ ј
1.4. —–ј«” ѕќ—Ћ≈ «ј–ј∆≈Ќ»я. Ѕ≈——»ћѕ“ќћЌјя ‘ј«ј
1.5. —“џƒ  ј  ѕ–»¬»¬ ј ќ“ «Ћј
1.6. »ћћ”Ќ»“≈“  ќ «Ћ”
1.7. ¬ќ«ћќ∆Ќќ—“№ «ј–ј∆≈Ќ»я » ќ“¬–јў≈Ќ»≈
√Ћј¬ј 2
«ј–ј∆≈Ќ»≈ «Ћќћ
2.1. ¬»–”—
2.2. »Ќ‘ќ–ћј÷»ќЌЌџ… ¬»–”—
2.3. ћ”“ј÷»я »ƒ≈»
2.4. »Ќ‘ќ–ћј÷»ќЌЌџ≈ Ёѕ»ƒ≈ћ»»
2.5. ћќ–јЋ№Ќјя Ёѕ»ƒ≈ћ»я
2.6. ЅќЋ≈«Ќ№ » «ƒќ–ќ¬№≈
2.7. јЌјЋќ√»я — »«¬≈—“Ќџћ» «јЅќЋ≈¬јЌ»яћ»
2.8. ¬ќ«ћќ∆Ќќ—“» Ћ≈„≈Ќ»я
√Ћј¬ј 3
Ќ≈ ќ“ќ–џ≈ ¬ј–»јЌ“џ «Ћј
3.1. Ќ≈ ќ“ќ–џ≈  ¬јЌ“ќ¬џ≈ Ё‘‘≈ “џ
3.2. ѕќƒ √»ѕЌќ«ќћ »ƒ≈»
3.3 »Ќ“≈–≈—
3.4. ѕќ»— ќ¬џ… » »—ѕџ“ј“≈Ћ№Ќџ… »Ќ“≈–≈—
3.5. ’”Ћ»√јЌ—“¬ќ
3.6. —“–≈ћЋ≈Ќ»≈   ќѕј—Ќќ—“»
3.7. ƒ≈ƒќ¬ў»Ќј
3.8. Ѕ≈—ѕќЋ≈«Ќјя ЅќЋ“ќ¬Ќя
3.9. ÷≈ѕЌјя –≈ј ÷»я »Ќ“≈–≈—ј
√Ћј¬ј 4
‘ќ–ћџ «Ћј. ѕ–»ћ»“»¬»«ћ
4.1. ”—Ћќ¬Ќќ≈ –ј¬≈Ќ—“¬ќ
4.2. ћј——ј » ЁЋ»“ј
4.3. ѕќ–“–≈“ ѕ–»ћ»“»¬ј
4.4. ѕќЋ≈«Ќќ—“№ Ќ–ј¬—“¬≈ЌЌќ… “”ѕќ—“»
4.5. Ќ≈ ќ“ќ–џ≈ „≈–“џ ѕ–»ћ»“»¬ј
4.6. ÷≈ЌЌќ—“№ ∆»«Ќ»
4.7. Ћ≈„≈Ќ»≈
4.8.  ј„≈—“¬ќ „≈Ћќ¬≈ ј
4.9. Ќј–ќƒЌќ—“№ » ј–»—“ќ –ј“»«ћ ƒ”’ј
√Ћј¬ј 5
‘ќ–ћџ «Ћј. ‘јЌј“»«ћ » ‘јЌј“ќ»ƒ: ѕќ–јЅќў≈Ќ»≈ »ƒ≈≈…
5.1. —»Ќƒ–ќћ „ј–“ ќ¬ј
5.2. ƒј–
5.3. ‘јЌј“ќ»ƒ
5.4. Ћќ√» ј ‘јЌј“»«ћј
5.5. ѕќƒћ≈Ќј ѕ–ј¬ƒџ ѕ–ј¬ƒќѕќƒќЅ»≈ћ
5.6. ÷≈ѕќ„ ј Ќј–ј—“јёў»’ ∆≈–“¬.  ј  »ƒ“» ¬ѕ≈–≈ƒ, ”Ќ»„“ќ∆јя —≈Ѕя
5.7. ‘јЌј“» 
5.8. »ƒ≈я  ј  Ѕќ√
√Ћј¬ј 6
‘ќ–ћџ «Ћј. ЋјЅ»–»Ќ“Ќќ—“№
6.1. Ћќ√» ј ѕ–ќ“»¬ –ј«”ћј
6.2. ЋјЅ»–»Ќ“. ѕ–»ѕ»—џ¬јЌ»≈ —ќЅ—“¬≈ЌЌџ’ ÷≈ЌЌќ—“≈…
6.3. јЅ—“–ј√»–ќ¬јЌ»≈
6.4. «јѕ–≈“  ј  ѕ–ќ—“≈…Ў≈≈ –≈Ў≈Ќ»≈
6.5. “≈’Ќ»„≈— »≈ ƒ≈“јЋ»
6.6. ‘”Ќ ÷»я ЋјЅ»–»Ќ“ј
6.7. Ў≈—“№ Ќ≈ќЅ’ќƒ»ћќ—“≈…
6.8. ј¬“ќЋјЅ»–»Ќ“Ќќ—“№
6.9. ѕ—»’ќЋќ√»я «јѕ–≈“ќ¬ Ќј —≈ —
6.10. «ƒќ–ќ¬№≈
√Ћј¬ј 7
ѕ–ќЅЋ≈ћџ «ƒќ–ќ¬№я
7.1 –ј«ћЌќ∆≈Ќ»≈ »ƒ≈…
7.2 ЋёЅќ¬№
7.3 “¬ќ–„≈—“¬ќ
7.4 Ћ»„Ќќ—“№ » «ƒќ–ќ¬№≈
√Ћј¬ј 8
ƒ–”√»≈ ‘ќ–ћџ «Ћј
8.1. —ѕ–ј¬≈ƒЋ»¬ќ—“№
8.2. Ќ≈√ќƒя»
8.3.  –»ћ»ЌјЋ№Ќќ—“№
8.4. ∆≈—“ќ ќ—“№
8.5. ќЅ»ƒ„»¬ќ—“№ » ќЅ»ƒј
8.6. √Ќ≈¬
8.7. ¬ќ»Ќ—“¬≈ЌЌќ—“№
8.8. Ѕ≈—“ќЋ ќ¬ќ—“№
8.9. Ќ≈„≈—“Ќќ—“№
8.10. ќ—Ћќ∆Ќ≈Ќ»я ќ—Ќќ¬Ќџ’ ЅќЋ≈«Ќ≈…
√Ћј¬ј 9
Ё ќЋќ√»я «Ћј
9.1 –≈ ЋјћЌјя  ”Ћ№“”–ј. —ќ“¬ќ–≈Ќ»≈ „”Ќƒ–» ј
9.2. ”Ќ»„“ќ∆≈Ќ»≈ —“џƒј. — јЌƒјЋџ
9.3. ѕќƒј¬Ћ≈Ќ»≈ —¬ќЅќƒџ
9.4. »—“ќ„Ќ» » «ј–ј∆≈Ќ»я

8.4. ∆≈—“ќ ќ—“№


4.1 ћань€ки‑садисты
“акие всегда были и всегда будут, во вс€ком случае, в обозримом будущем. ¬ начале дев€ностых был пойман и расстрел€н такой, который убил одиннадцать мальчиков, но не просто убил, а замучил до смерти, примен€€ особо зверские пытки. ѕричем он использовал как телесные пытки, так и моральные: например, поторошил одного ребенка на глазах у другого. —клонность к подобным вещам по€вилась у него еще в школьные годы, потом росла, крепла Ц и наконец мечты претворились в жизнь. ќн испытывал удовольствие не от смертей, а от страданий жертв.  огда он не мог найти очередную жертву, то возвращалс€ к месту захоронени€ предыдущего ребенка, все хорошенько вспоминал и ему становилось легче.
“акой человек несомненно болен и морально, и психически. ѕоэтому лечение моральной болезни в подобном случае не даст результатов. Ёто все равно, что лечить с помощью психотерапии больного с органическим поражением мозга.
Ќо наказание немногим полезнее. Ќаказание оказалось слишком медлительно. ћань€к убил одиннадцать человек, пока его нашли. ћог бы убить и больше, если бы оказалс€ поумнее и поизворотливее. ≈динственно приемлимым вариантом могло бы оказатьс€ и психическое и моральное лечение незапущенного заболевани€, т е. лечить нужно было тогда, когда симптомы болезни ограничивались лишь садистскими мечтами. » в этом случае правильное лечение предпочтительнее справедливого наказани€.

ѕ–»ћ≈– 62. »зверги

»ван √розный еще в юности был замечен во многих актах чрезвычаного садизма. »мел семь жен. ¬начале удачливый правитель, в последующие годы про€вл€ет все более сильные признаки психического и морального расстройства. –азваливает страну до такой степени, что в 1572 земли вокруг ћосквы обезлюдели. ¬ том же году крымские татары смогли грабить ћоскву.  огда сын √розного вступилс€ за свою жену, тот убивает сына и единственного наследника.
ƒракула, который был столь жесток, что легенды о его де€них проникли во многие страны, обожал сажать людей на кол и даже предпочитал вкушать пищу, слыша стоны умирающих жертв. Ќасто€щее им€ дракулы ¬лад “епес, или иначе ¬лад сажатель на кол, потому что это было его любимым развлечением. —тал правителем ¬аллахиии в 1456 году. —амо им€ ƒракула означает "сын дракона". ƒраконом
(ƒракул) называли его отца.
ќдин древний правитель отрезал ноги люд€м, переход€щим реку в брод, чтобы посмотреть, что происходит в этот момент с костным мозгом. ƒругой вскрывал из любопытства животы беременных женщин.  алигула, который тоже убил своего сына, правда, приемного, стал жутким тираном, перенес€ болезнь.
¬озможно, сошел с ума. Ќо во вс€ком случае, стал болен морально. ”бил большинство своих родственников; во врем€ его обедов людей пытали и убивали.
Ёто лишь некоторые из тех, кто так или иначе вошел в историю. Ќо скольких же мы не знаем, обыкновенных извергов, не сумевших выделитьс€?

∆естокость есть болезнь сострадани€ Ц јЋ№“–”»—“»„≈— јя Ќ≈ƒќ—“ј“ќ„Ќќ—“№, врожденна€ или приобретенна€. (¬ случае садизма Ц альтруистическое извращение, когда удовольстие доставл€ет не факт ослаблени€ чужих страданий, а факт их усилени€ или причинени€; но эти случаи уже относ€тс€ к психическим патологи€м.)
—острадание может наблюдатьс€ у очень маленьких детей, неспособных еще к различению своих и чужих переживаний. ћожно наблюдать и у домашних животных, которые сочувствуют хоз€ину в случае гор€ или непри€тностей, пытаютс€ его утешить, радуютс€ вместе с ним и принимают участие в семейных ссорах, иногда выбира€ одну из сторон в соостветствии с собственными пон€ти€ми о справедливости. ¬озможно, что детское эмоциональное неразличение себ€ и другого и остаетс€ основой взрослого альтруизма.
¬о вс€ком случае нормальный взрослый способен почувствовать боль другого и дл€ этого не нужно научение. Ќо боль другого ощущаетс€ иначе чем сво€.
ѕредставьте например, что вам необходимо срочно зашить рану другому человеку.
¬з€ть иглу с нитками, ст€нуть пальцами кровоточащие кра€, вонзить игру в живую плоть и повернуть ее тамЕ ≈сли вы не хирург, то ваши переживани€ могут оказатьс€ даже €рче, чем переживани€ "пациента". Ќо то ужасное, что вы чувствуете, это не боль, а нечто совсем иное: непри€тное переживание дл€ которого вобщем‑то нет точного названи€. Ќазовем это моральной болью или ћ‑болью.   сожалению, ћ‑боль легко тормозитс€ и уничтожаетс€ научением. ≈ли вы хирург, то зашить рану вам не составит труда и ћ‑боль вас не потревожит.
ЌјЋ»„»≈ ћ‑ЅќЋ» ѕ–ј “»„≈— » ѕќЋЌќ—“№ё ѕ–≈ѕя“—“¬”≈“ ѕ–яћќћ” ѕ–≈—“”ѕЋ≈Ќ»ё ѕ–ќ“»¬ Ћ»„Ќќ—“».
Ќо, если можно отучитьс€ от ћ‑боли, то, скорее всего, можно и научитьс€ ей.
ѕростое переживание подобной боли самому дает ограниченный результат, действует не на всех и не полностью. Ќо, несомненно, жестокость маленьких детей имеет именно эту причину Ц они еще не чувствовали насто€щей боли и неспособны пон€ть насколько сильно может страдать другой. ѕоэтому маленький ребенок может разорвать живую зверюшку так же спокойно, как плюшевую игрушку. Ќо така€ жестокость, жестокость по незнанию, со временем проходит.
ѕо‑насто€щему состраданию учатс€ не через страдание, а „≈–≈« Ѕ≈«”—Ћќ¬Ќ”ё ЋёЅќ¬№.

ѕ–»ћ≈– 63. Ѕез любви

ќпыты с обезь€нами супругов ’арлоу и —уоми показали, что ожидает детей, выросших без мам. ѕыта€сь найти у обезь€нок макак тот возраст, когда они легче всего поддаютс€ дрессировке, детенышей отлучали от матерей дл€ проведени€ опытов. Ќо дл€ маленьких обезь€нок каждое такое расставание с матерью становилось трагедией: они не только плохо обучались, но и останавливались в своем психическом развитии. ѕришлось начать новый эксперимент, в котором детенышей отбирали от матерей сразу после рождени€. »х помещали в отдельные комнаты и в каждой поставили кресло с мохнатой обивкой, похожей на шерсть матери. ¬ спинке кресла была укреплена бутылка с соской, куда наливали молоко.
ќбучению и опытам ученых мамы детенышей теперь не мешали, и все шло успешно, но когда кресло вдруг уносили из комнаты, то маленька€ обезь€нка ложилась на пол, туда, где оно сто€ло, и, казалось, горько плакала, схватившись за голову обеими лапками. —тоило же вернуть кресло на место, как она прыгала на него, крепко впивалась в мохнатую обшивку и долго не покидала его, словно бо€сь новой разлуки. «акончив эксперимент, выросших без мам обезь€нок выпустили в общее стадо. Ўло врем€, а они в отличие от всех других самок не давали потомства. »х тогда вз€ли из стада и рассадили в отдельные клетки с самцами. Ќо они и тут, как и в стаде, не давали потомства, и только искусственное оплодотворение позволило им родить детенышей. Ќо материнский инстинкт в них так и не пробудилс€. ќдна оторвала руку своему новорожденному, втора€ раскусила голову, как кокосовый орехЕ

4.1 јгресси€
” детей, воспитывающихс€ в разных культурах, прежде чем они полностью осво€т нормы своей культуры, тип и частота агрессии совпадают почти полностью.
ќб этом свидетельтвуют тщательные наблюдени€ за поведением детей шести культура:
—Ўј, северной »ндии, ‘илиппин, японии, ћексики и  ении. ƒети каждой культуры в возрасте от 3 до 11 лет демонстрируют в среднем по 9 агрессивных актов в час.
ѕричем только 29% представл€ют собой непосредственные ответы на нападение противоположной стороны. 33 процента у мальчиков и 25 процентов у девочек Ц то есть девочки чаще нападают сами. —уществует €вный сдвиг агрессии на беззащитного: больша€ часть ударов, полученных со стороны старших, прощаетс€.
„ерезчур агрессивные дети, начав посещать детский сад, станов€тс€ сдержаннее, потому что сразу сталкиваютс€ с сильной ответной агрессией. ƒругие станов€тс€ агрессивнее, как только поймут, что ответна€ агресси€ может избавить их от дальнейших атак. “от кто научилс€ сразу отвечать на нападение, будет оставлен в покое. ‘ундаментальное правило, которое усваиваетс€ ребанком: lex talionis, то есть: око за око, зуб за зуб. Ёто правило поначалу не требует подкреплени€ со стороны родителей и воспитателей, оно присуще самой логике развити€ моральных норм.
ѕодверга€сь наказанию, ребенок усваивает, как человек сам должен наказывать. „еловек, который часто подвергалс€ агрессии, сам становитс€ более агрессивным. ќтцами сверхагрессивных и оказавшихс€ в исправительных учреждени€х подростков из относительно благополучных семей оказываютс€ люди, не терп€щие агрессивного поведени€ дома, но поощр€ющие агрессию за его пределами. “ак же родители могут служить образцом агрессивности. Ќапример, у подростков с отклонени€ми в поведении родители в прошлом с относительно высокой веро€тностью имели судимость.
Ќеоднократно подтверждено экспериментально обратное отношение способности к сопереживанию и агрессивности, то есть, чем така€ способность выше, тем агрессивность ниже.
‘рейд считал, что человеческое стремление к разрушению инстинктивно и его нельз€ отменить или уменьшить, его можно только разр€жать в более безобидных формах.
—огласно другой теории, человек разумный мог развитьс€ только от предков, слишком слабо вооруженных природой, чтобы быть в состо€нии убивать себе подобных или охотитьс€ на слабых зверей Ц разум возник как приспособительна€ реакци€ слабого существа. Ќо именно такое существо не имеет биологического запрета на уничтожение собственных сородичей и себ€ (оно в природе неспособно к этому) и поэтому человек во все века истории предаетс€ посто€нному самоистреблению.

4.2 ∆естокость, как осложнение лабиринтности

ѕ–»ћ≈– 64. (÷итата) ¬. “арасов, Ђѕринципы жизниї.

ќдин из вассалов опоздал со своим войском на поле бо€, и полководец отдал приказ о казни. ѕровинившийс€ был хорошо знаком императору и решил просить его об отмене казни. »мператор вн€л просьбе и послал гонца в лагерь полководца с приказом отменить казнь. Ќо пока гонец скакал, провинившийс€ был уже казнен.
ѕолководец сто€л возле своей палатки вместе с одним из офицеров, когда подскакал гонец и, остановив лошадь перед полководцем, прот€нул ему приказ.
ѕолководец развернул, прочитал, свернул, прот€нул обратно гонцу и произнес:
Ц Ќе все приказы императора надо выполн€ть!
«атем обернулс€ к офицеру:
Ц ј что у нас полагаетс€ тому, кто скачет на лошади по лагерю во весь опор?
Ц —мертна€ казнь! Ц ответил офицер, Ц ѕо лагерю на лошади можно передвигатьс€ только шагом. ¬о избежание паники.
√онец обеспокоилс€ и стал объ€сн€ть, что он очень торопилс€, что император просил его поспешить, что речь идет о жизни человека.
Ц ’орошо. Ц сказал полководец, Ц мы теб€ не казним. Ќе все приказы императора надо выполн€ть, но уважать императора надо! ћы вместо теб€ казним ребенка!
» ребенок был казнен.

ћожно объ€сн€ть этот приказ различными требовани€ми военного времени, но на самом деле, любой, кто прочитал этот отрывок, почувствовал (даже неосознав это), что приказ "казнить ребенка" в данном случае был просто —јћџћ »Ќ“≈–≈—Ќџћ
¬ј–»јЌ“ќћ. Ћюбой другой ответ здесь бы не звучал. ѕоэтому ребенок убиваетс€ не из‑за необходимости военного времени, а просто потому, что человека, облеченного властью, заразила нека€ интересна€ иде€ Ц и он следует ей, в гор€чке, не дава€ себе труда задуматьс€. “ак женщина тратит деньги на пригл€нувшеес€, но ненужное белье.
Ќо если же полководец заранее придумал вариант с убийством ребенка, а того хуже, уже примен€л его много раз, мы имеем дело с мораным извращением, которое можно назвать Ђпринципиальнойї жестокостью. ѕринцип, выдуманный чтобы помогать люд€м, перестает служить нам, напротив, ћџ Ќј„»Ќј≈ћ —Ћ”∆»“№ ≈ћ”. ѕринцип может иметь любые названи€: закон, традици€, необходимость Ц но убийства, как в этом, так и во множестве других случаем можно было бы избежать. ƒостаточно было просто поискать здоровое решение. ∆≈—“ќ ќ—“№ ¬—≈√ƒј ЅќЋ≈«Ќ≈Ќј, „≈ћ Ѕџ ћџ ≈≈ Ќ» ќѕ–ј¬ƒџ¬јЋ».
ћожно найти много подобных литературных примеров, хот€ бы, у √юго: матрос плохо закрепил пушку и она стала кататьс€ по кораблю, потом тот же матрос пушку обезвредил.  ак вы думаете, что сделали с матросом? Ц был выбран самый Ђинтересныйї и самый, в то же врем€, больной вариант. ћатроса сначала наградили, а потом казнили.
¬се это, к сожалению, касаетс€ не только древних сражений. „иновник, следу€ букве какого‑либо др€ного постановлени€ (которое, возможно, скоро отмен€т, или которое было прин€то без ума, внимани€ или просто одной партией на зло другой), может быть чрезвычано жесток. ƒаже если он не убивает людей (но это может судь€ или прокурор), то убивает многое, что им дорого. » снова, мотиваци€ здесь двойна€: желание служить отвлеченному принципу и увлеченность идеей, желание поступить красиво. "я не одобр€ю, но надо" Ц при€тно быть принципиальным.
ѕринципиальна€ жестокость это всегда работа на зрител€, а если зрител€ нет, его выдумывают и ориентируютс€ на его выдуманную реакцию.

4.3. ∆естокость, как цепна€ реакци€ зла
∆естокость поддерживает сама себ€. ¬о‑первых, совершив жестокость, мы пытаемс€ оправдывать себ€ различными соображени€ми и, если нам это удаетс€, в следующий раз схема оправдани€ примен€етс€ уже зарание Ц следующую подобную жестокость совершить легче, если оправдание было удачно. ¬о‑вторых, если мы обошлись с человеком жестоко, то мы перестраиваем свое отношение к нему так, что считаем его более виноватым, чем он есть на самом деле, и менее достойным хорошего отношени€. ѕо отношению к этому человеку следующа€ жестокость будет совершена легче. ¬‑третьих, человек довольно быстро адаптируетс€ к чужой боли и чем чаще причин€ет боль, тем слабее ее чувствует Ц а именно ощущение чужой боли преп€тствует жестокости.
∆естокость можно рассматривать как самосто€тельную болезнь или как осложнение других болезней. ѕри разных болезн€х жестокость будет разной Ц будет иметь разные причины, разную эмоциональную окраску, разную силу, будет про€вл€тьс€ с различной частотой. —уществует довольно распространенное €вление которое можно назвать "провал в жестокость" Ц переход к посто€нной, намеренной жестокости Ц жестокости как мании, как одержимости, как наркотику.
ѕри примитивизме така€ жестокость чаще всего направлена на тех, кто не похож Ц на тех, кто из другой, кто "не из моей стаи".
¬начале человека задевают. ≈сли он может дать отпор, его оставл€ют в покое. ≈сли же не может Ц его задевают снова. “еперь он становитс€ интересной игрушкой. «десь есть два варианта Ц жертву можно превратить в подобного себе примитива или нельз€. ≈сли же нельз€, то процесс продолжаетс€ до тех пор, пока жертва каким‑нибудь образом не сбежит от обидчика или сработают внешние тормоза, например страх уголовного наказани€. ∆естокость приостанавливаетс€ там, где начинаетс€ страх за свою шкуру. Ќо она не прекращаетс€, а только перестает усиливатьс€. ќна продолжает гореть ровно, в одной поре.
ѕри других болезн€х провал в жестокость проходит совершенно иначе.
Ќапример, провал в жестокость при фанатизме св€зан с субъективным превращением другого человека во врага идеи.
ќсобенно часто встречаетс€ така€ форма посто€нной жестокости, как диктатура.
ƒиктатуры могут быть не только государственными, примером ограниченных диктатур могут служить некоторые школьные классы или (довольно часто) отношени€ родитель‑ребенок.
ѕри диктатуре малоспособный к разумному управлению человек захватывает власть или получает власть. ќн начинает управл€ть и вдруг сталкиваетс€ с тем, что люди ведут себ€ не так, как ему хотелось бы. ќн может испробовать разные рычаги вли€ни€ на людей, но так как он не умеет управл€ть, сработает лишь один рычаг Ц пр€мое принуждение.
ƒела идут все равно плохо, потому что плох руководитель. ќднако диктатор, неспособный или не желающий осознать свою бездарность, будет считать причиной кризиса неподчинение или недостаточное подчинение его велени€м.
ѕоэтому нужно еще больше усиливать принуждение. — развитием этого процесса врагов становитс€ все больше и борьба с ними обостр€етс€. ≈сли действительных врагов уже нет, то приходитс€ расправл€тьс€ с возможными врагами, а если не осталось и таких, то просто с кем угодно Ц таким образом диктатор сохран€ет самоуважние даже в услови€х окончательного кризиса и развала.
»нтересно, что множество людей принимают как благо самую жестокую диктатуру. ≈сли мы вынуждены делать что‑то против своей воли, мы часто убеждаем себ€, что эта вещь не так уж и плоха Ц это один из простых способов сохранить наше самоуважение. „ем позорнее и безнадежнее человека принуждают, тем больше аргументов он находит в пользу такого принуждени€ и наконец становитс€ фанатиком идеи, убивающей его.