Сергей Владимирович Герасимов. Психология зла |
|
ГЛАВА 1 ЧЕЛОВЕК И ИДЕЯ 1.1. ЭФФЕКТ МАЯТНИКА 1.2. ЗЛО КАК БОЛЕЗНЬ 1.3. ЗАРАЖЕНИЕ ИДЕЕЙ. ЛИХОРАДКА 1.4. СРАЗУ ПОСЛЕ ЗАРАЖЕНИЯ. БЕССИМПТОМНАЯ ФАЗА 1.5. СТЫД КАК ПРИВИВКА ОТ ЗЛА 1.6. ИММУНИТЕТ КО ЗЛУ 1.7. ВОЗМОЖНОСТЬ ЗАРАЖЕНИЯ И ОТВРАЩЕНИЕ ГЛАВА 2 ЗАРАЖЕНИЕ ЗЛОМ 2.1. ВИРУС 2.2. ИНФОРМАЦИОННЫЙ ВИРУС 2.3. МУТАЦИЯ ИДЕИ 2.4. ИНФОРМАЦИОННЫЕ ЭПИДЕМИИ 2.5. МОРАЛЬНАЯ ЭПИДЕМИЯ 2.6. БОЛЕЗНЬ И ЗДОРОВЬЕ 2.7. АНАЛОГИЯ С ИЗВЕСТНЫМИ ЗАБОЛЕВАНИЯМИ 2.8. ВОЗМОЖНОСТИ ЛЕЧЕНИЯ ГЛАВА 3 НЕКОТОРЫЕ ВАРИАНТЫ ЗЛА 3.1. НЕКОТОРЫЕ КВАНТОВЫЕ ЭФФЕКТЫ 3.2. ПОД ГИПНОЗОМ ИДЕИ 3.3 ИНТЕРЕС 3.4. ПОИСКОВЫЙ И ИСПЫТАТЕЛЬНЫЙ ИНТЕРЕС 3.5. ХУЛИГАНСТВО 3.6. СТРЕМЛЕНИЕ К ОПАСНОСТИ 3.7. ДЕДОВЩИНА 3.8. БЕСПОЛЕЗНАЯ БОЛТОВНЯ 3.9. ЦЕПНАЯ РЕАКЦИЯ ИНТЕРЕСА ГЛАВА 4 ФОРМЫ ЗЛА. ПРИМИТИВИЗМ 4.1. УСЛОВНОЕ РАВЕНСТВО 4.2. МАССА И ЭЛИТА 4.3. ПОРТРЕТ ПРИМИТИВА 4.4. ПОЛЕЗНОСТЬ НРАВСТВЕННОЙ ТУПОСТИ 4.5. НЕКОТОРЫЕ ЧЕРТЫ ПРИМИТИВА 4.6. ЦЕННОСТЬ ЖИЗНИ 4.7. ЛЕЧЕНИЕ 4.8. КАЧЕСТВО ЧЕЛОВЕКА 4.9. НАРОДНОСТЬ И АРИСТОКРАТИЗМ ДУХА ГЛАВА 5 ФОРМЫ ЗЛА. ФАНАТИЗМ И ФАНАТОИД: ПОРАБОЩЕНИЕ ИДЕЕЙ 5.1. СИНДРОМ ЧАРТКОВА 5.2. ДАР 5.3. ФАНАТОИД 5.4. ЛОГИКА ФАНАТИЗМА 5.5. ПОДМЕНА ПРАВДЫ ПРАВДОПОДОБИЕМ 5.6. ЦЕПОЧКА НАРАСТАЮЩИХ ЖЕРТВ. КАК ИДТИ ВПЕРЕД, УНИЧТОЖАЯ СЕБЯ 5.7. ФАНАТИК 5.8. ИДЕЯ КАК БОГ ГЛАВА 6 ФОРМЫ ЗЛА. ЛАБИРИНТНОСТЬ 6.1. ЛОГИКА ПРОТИВ РАЗУМА 6.2. ЛАБИРИНТ. ПРИПИСЫВАНИЕ СОБСТВЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ 6.3. АБСТРАГИРОВАНИЕ 6.4. ЗАПРЕТ КАК ПРОСТЕЙШЕЕ РЕШЕНИЕ 6.5. ТЕХНИЧЕСКИЕ ДЕТАЛИ 6.6. ФУНКЦИЯ ЛАБИРИНТА 6.7. ШЕСТЬ НЕОБХОДИМОСТЕЙ 6.8. АВТОЛАБИРИНТНОСТЬ 6.9. ПСИХОЛОГИЯ ЗАПРЕТОВ НА СЕКС 6.10. ЗДОРОВЬЕ ГЛАВА 7 ПРОБЛЕМЫ ЗДОРОВЬЯ 7.1 РАЗМНОЖЕНИЕ ИДЕЙ 7.2 ЛЮБОВЬ 7.3 ТВОРЧЕСТВО 7.4 ЛИЧНОСТЬ И ЗДОРОВЬЕ ГЛАВА 8 ДРУГИЕ ФОРМЫ ЗЛА 8.1. СПРАВЕДЛИВОСТЬ 8.2. НЕГОДЯИ 8.3. КРИМИНАЛЬНОСТЬ 8.4. ЖЕСТОКОСТЬ 8.5. ОБИДЧИВОСТЬ И ОБИДА 8.6. ГНЕВ 8.7. ВОИНСТВЕННОСТЬ 8.8. БЕСТОЛКОВОСТЬ 8.9. НЕЧЕСТНОСТЬ 8.10. ОСЛОЖНЕНИЯ ОСНОВНЫХ БОЛЕЗНЕЙ ГЛАВА 9 ЭКОЛОГИЯ ЗЛА 9.1 РЕКЛАМНАЯ КУЛЬТУРА. СОТВОРЕНИЕ ЧУНДРИКА 9.2. УНИЧТОЖЕНИЕ СТЫДА. СКАНДАЛЫ 9.3. ПОДАВЛЕНИЕ СВОБОДЫ 9.4. ИСТОЧНИКИ ЗАРАЖЕНИЯ |
8.2. НЕГОДЯИНегодяй это негодный человек, то есть такой, на которого нельзя рассчитывать, который может подвести в любую минуту. Не любой преступник это негодяй, и не любой негодяй преступник. Напротив, очень большое число негодяев прекрасно расположилось во властных структурах и в милиции (полиции). Многие негодяи вполне уважаемы и занимают высокие посты. Как много негодяев у власти становится видно, например, после воцарения диктатуры. Негодяями оказались большинство руководителей времен Сталина и других диктаторов. Многие из негодяев остаются у власти и после падения диктатуры, они просто становятся не так заметны. Некоторые виды деятельности хорошо подходят как для негодяев, так и для чеснейших принципиальных людей. Это, например, политика, охрана закона и журналистика. Негодяй, в отличие от примитива, отнюдь не склонен к бескорыстному злу. Его интересует лишь зло полезное. Негодяй способен даже к добрым поступкам, но лишь в той мере, в какой они ему выгодны. Негодяй это человек, прежде всего, не имеющий совести. 2.1. Совесть Совесть это внутреннее чувство того, что правильно и что неправильно в отношении морального выбора. Чувство удовлетворения в том случае, если ты поступил правильно, или неудовлетворения (угрызения совести), если ты поступил неправильно. Согласно Цицерону совесть есть внутренний голос, который более авторитетен, чем любая форма общественного одобрения. По Цицерону, совесть КУСАЕТ, что хорошо согласуется с нашим словом "угрызения", от глагола "грызть". Негодяй не имеет угрызений совести. Совесть – это внутренний свидетель, который присутствует при любом поступке – для человека, который совесть имеет. Однако, у негодяя такого свидетеля нет – он или еще не родился, или уже умер. Фома Аквинский полагал, что даже ошибочные веления совести обязывают и им нужно следовать, даже если они противоречат воле вышестоящего. Совесть есть непогрешимый орган души. В этом смысле душа негодяя – инвалид, она не имеет такого непогрешимого органа. Итак, такое распространенное заболевание как негодяйство – это, в первую очередь, недоразвитие или полное отстутствие совести. Пример 59. Отсутствие совести
1. Двое малолетних нищих негодяев в метрополитене весело подбегают к старшей нищей, полупарализованной, и толкают ее. Та падает на спину и теряет сознание. Малыши продолжают веселую возню, их конкурентка устранена, и жизнь прекрасна. Они подходят к старушке, выбрав победнее и понесчастнее (богатые уже не покупаются) и, скорчив жалобные физиономи, начинают очередное мошейничество. В результате старушка отдает последние деньги. Забрав ее гроши, снова начинают веселиться – сразу же, не стесняясь обобранной старушки. 2. Большой милицейский чин решил играть в теннис по утрам, перед работой. Он знал, что на площадке играют много людей, но не утром, а по вечерам. То есть, эти люди ему никак не мешали. Но теперь площадку закрыли со всех сторон и пустили внутрь сторожевую собаку – чтобы никому и никогда не было повадно там играть – кроме самого большого чина, когда он изьявит желание. Множество людей, лишенных привычного отдыха, его ничуть не волновало. Не волновало его и то, что эти люди думают и говорят о нем. Он просто захотел и устроил себе еще одну вотчину. Можно догадаться чем этот человек руководствуется в своей профессиональной деятельности – чем угодно, но только не совестью. Создается впечатление, что отсутствие совести означает одновременно и отсутствие стыда. Во всяком случае, такое предположение достаточно правдоподобно. Синонимы слова "негодяй": наглый, беззастенчивый, бесстыдный и бессовестный человек. Не имеющий ни стыда, ни совести. Более того, в случаях недоразвития или явного отсутствия совести можно наблюдать еще и антистыд: если стыдящийся человек, поступив плохо, избегает привлекать к себе внимание, то человек "антистыдящийся", в таком случае внимание привлекает намеренно. Например, негодяй‑подросток, высморкавшись на сиденье в трамвае, обводит всех взглядом, чтобы убедиться, что поступок замечен и правильно оценен – как преднамеренное зло. А его друзья или подружки в этот момент начинают преувеличенно громко смеяться, чтобы вернее привлечь внимание к поступку. Случаи «антистыда» не так уж редки, как может показаться на первый взгляд. В нашем веке возникла целая культура скандального поведения. |