Ќа главную

—ергей ¬ладимирович √ерасимов. ѕсихологи€ зла

¬се книги


—одержание


¬ведение
√Ћј¬ј 1
„≈Ћќ¬≈  » »ƒ≈я
1.1. Ё‘‘≈ “ ћјя“Ќ» ј
1.2. «Ћќ  ј  ЅќЋ≈«Ќ№
1.3. «ј–ј∆≈Ќ»≈ »ƒ≈≈…. Ћ»’ќ–јƒ ј
1.4. —–ј«” ѕќ—Ћ≈ «ј–ј∆≈Ќ»я. Ѕ≈——»ћѕ“ќћЌјя ‘ј«ј
1.5. —“џƒ  ј  ѕ–»¬»¬ ј ќ“ «Ћј
1.6. »ћћ”Ќ»“≈“  ќ «Ћ”
1.7. ¬ќ«ћќ∆Ќќ—“№ «ј–ј∆≈Ќ»я » ќ“¬–јў≈Ќ»≈
√Ћј¬ј 2
«ј–ј∆≈Ќ»≈ «Ћќћ
2.1. ¬»–”—
2.2. »Ќ‘ќ–ћј÷»ќЌЌџ… ¬»–”—
2.3. ћ”“ј÷»я »ƒ≈»
2.4. »Ќ‘ќ–ћј÷»ќЌЌџ≈ Ёѕ»ƒ≈ћ»»
2.5. ћќ–јЋ№Ќјя Ёѕ»ƒ≈ћ»я
2.6. ЅќЋ≈«Ќ№ » «ƒќ–ќ¬№≈
2.7. јЌјЋќ√»я — »«¬≈—“Ќџћ» «јЅќЋ≈¬јЌ»яћ»
2.8. ¬ќ«ћќ∆Ќќ—“» Ћ≈„≈Ќ»я
√Ћј¬ј 3
Ќ≈ ќ“ќ–џ≈ ¬ј–»јЌ“џ «Ћј
3.1. Ќ≈ ќ“ќ–џ≈  ¬јЌ“ќ¬џ≈ Ё‘‘≈ “џ
3.2. ѕќƒ √»ѕЌќ«ќћ »ƒ≈»
3.3 »Ќ“≈–≈—
3.4. ѕќ»— ќ¬џ… » »—ѕџ“ј“≈Ћ№Ќџ… »Ќ“≈–≈—
3.5. ’”Ћ»√јЌ—“¬ќ
3.6. —“–≈ћЋ≈Ќ»≈   ќѕј—Ќќ—“»
3.7. ƒ≈ƒќ¬ў»Ќј
3.8. Ѕ≈—ѕќЋ≈«Ќјя ЅќЋ“ќ¬Ќя
3.9. ÷≈ѕЌјя –≈ј ÷»я »Ќ“≈–≈—ј
√Ћј¬ј 4
‘ќ–ћџ «Ћј. ѕ–»ћ»“»¬»«ћ
4.1. ”—Ћќ¬Ќќ≈ –ј¬≈Ќ—“¬ќ
4.2. ћј——ј » ЁЋ»“ј
4.3. ѕќ–“–≈“ ѕ–»ћ»“»¬ј
4.4. ѕќЋ≈«Ќќ—“№ Ќ–ј¬—“¬≈ЌЌќ… “”ѕќ—“»
4.5. Ќ≈ ќ“ќ–џ≈ „≈–“џ ѕ–»ћ»“»¬ј
4.6. ÷≈ЌЌќ—“№ ∆»«Ќ»
4.7. Ћ≈„≈Ќ»≈
4.8.  ј„≈—“¬ќ „≈Ћќ¬≈ ј
4.9. Ќј–ќƒЌќ—“№ » ј–»—“ќ –ј“»«ћ ƒ”’ј
√Ћј¬ј 5
‘ќ–ћџ «Ћј. ‘јЌј“»«ћ » ‘јЌј“ќ»ƒ: ѕќ–јЅќў≈Ќ»≈ »ƒ≈≈…
5.1. —»Ќƒ–ќћ „ј–“ ќ¬ј
5.2. ƒј–
5.3. ‘јЌј“ќ»ƒ
5.4. Ћќ√» ј ‘јЌј“»«ћј
5.5. ѕќƒћ≈Ќј ѕ–ј¬ƒџ ѕ–ј¬ƒќѕќƒќЅ»≈ћ
5.6. ÷≈ѕќ„ ј Ќј–ј—“јёў»’ ∆≈–“¬.  ј  »ƒ“» ¬ѕ≈–≈ƒ, ”Ќ»„“ќ∆јя —≈Ѕя
5.7. ‘јЌј“» 
5.8. »ƒ≈я  ј  Ѕќ√
√Ћј¬ј 6
‘ќ–ћџ «Ћј. ЋјЅ»–»Ќ“Ќќ—“№
6.1. Ћќ√» ј ѕ–ќ“»¬ –ј«”ћј
6.2. ЋјЅ»–»Ќ“. ѕ–»ѕ»—џ¬јЌ»≈ —ќЅ—“¬≈ЌЌџ’ ÷≈ЌЌќ—“≈…
6.3. јЅ—“–ј√»–ќ¬јЌ»≈
6.4. «јѕ–≈“  ј  ѕ–ќ—“≈…Ў≈≈ –≈Ў≈Ќ»≈
6.5. “≈’Ќ»„≈— »≈ ƒ≈“јЋ»
6.6. ‘”Ќ ÷»я ЋјЅ»–»Ќ“ј
6.7. Ў≈—“№ Ќ≈ќЅ’ќƒ»ћќ—“≈…
6.8. ј¬“ќЋјЅ»–»Ќ“Ќќ—“№
6.9. ѕ—»’ќЋќ√»я «јѕ–≈“ќ¬ Ќј —≈ —
6.10. «ƒќ–ќ¬№≈
√Ћј¬ј 7
ѕ–ќЅЋ≈ћџ «ƒќ–ќ¬№я
7.1 –ј«ћЌќ∆≈Ќ»≈ »ƒ≈…
7.2 ЋёЅќ¬№
7.3 “¬ќ–„≈—“¬ќ
7.4 Ћ»„Ќќ—“№ » «ƒќ–ќ¬№≈
√Ћј¬ј 8
ƒ–”√»≈ ‘ќ–ћџ «Ћј
8.1. —ѕ–ј¬≈ƒЋ»¬ќ—“№
8.2. Ќ≈√ќƒя»
8.3.  –»ћ»ЌјЋ№Ќќ—“№
8.4. ∆≈—“ќ ќ—“№
8.5. ќЅ»ƒ„»¬ќ—“№ » ќЅ»ƒј
8.6. √Ќ≈¬
8.7. ¬ќ»Ќ—“¬≈ЌЌќ—“№
8.8. Ѕ≈—“ќЋ ќ¬ќ—“№
8.9. Ќ≈„≈—“Ќќ—“№
8.10. ќ—Ћќ∆Ќ≈Ќ»я ќ—Ќќ¬Ќџ’ ЅќЋ≈«Ќ≈…
√Ћј¬ј 9
Ё ќЋќ√»я «Ћј
9.1 –≈ ЋјћЌјя  ”Ћ№“”–ј. —ќ“¬ќ–≈Ќ»≈ „”Ќƒ–» ј
9.2. ”Ќ»„“ќ∆≈Ќ»≈ —“џƒј. — јЌƒјЋџ
9.3. ѕќƒј¬Ћ≈Ќ»≈ —¬ќЅќƒџ
9.4. »—“ќ„Ќ» » «ј–ј∆≈Ќ»я

√Ћј¬ј 8

ƒ–”√»≈ ‘ќ–ћџ «Ћј

8.1. —ѕ–ј¬≈ƒЋ»¬ќ—“№


∆изнь несправедлива: один рождаетс€ в развитой стране, другой в неразвитой, сотр€саемой войнами, переворотами и бестолковой подлостью. ќдин рождаетс€ больным, а другой здоровым. ќдин умирает в детстве, другой доживает до глубокой старости. ќдин выигрывает в лотерею, другой Ц нет, и ни с какими их личными достоинствами это не св€зано. Ўальна€ пул€ летит в толпу и отрывает одному кусочек уха, а другому попадает пр€мо в сердце. Ќесправедливо.
Ќо удивительно то внимание, которое удел€етс€ и всегда удел€лось людьми такому абстрактному пон€тию, как справедливость. „тобы объ€снить несправедливость жизни, выдумывались всевозможные боги, которые будут справедливо воздавать после смерти. ¬се кровавые бойни истории, или почти все, объ€вл€лись справедливыми. »де€ справедливости убила больше людей, чем чума и холера. „тобы восстановить маленькую несправедливость, мы согласны понести ущерб во много раз больший возможных выгод этого де€ни€. —праведливость нужна нам сама по себе, независимо от ее выгодности или невыгодности. Ѕыть справедливым так при€тно, что подлейшие тираны порой позвол€ют себе справедливость Ц как вкусненький десерт.
—праведливость Ц один из самых сильных аргументов. ≈сли некотора€ вещь жестока, но справедлива, она одобр€етс€.
¬ообще‑то наличие столь сильного чувства справедливости у человека довольно странно. Ѕолее всего человека волнуют на свете две вещи: любовь и несправедливость. —оответственно, дешевые мыльные оперы катаютс€ именно на этих двух полозь€х. Ќапример, отличную, милейшей души и помыслов героиню несправедливо обвинили. Ёту тему можно закрутить так, что даже отъ€вленный мафиози прослезитс€. »ли так: гражданина приговорили к высшей мере за убийство ребенка. ѕриговорили заслужено. »ли Ц приговорили несправедливо. —овсем ведь другое дело. ≈сли историю о несправедливом обвинении хорошо подать, она может даже вызвать народные волнени€. «аметим, что собственно убийство ребенка вызывает гораздо меньше эмоций, причем больша€ их часть замешана на той же несправедливости: ребенок это значит невинна€ душа, смерти он не заслужил.  ак будто бы миллионы жертв диктатур ее заслужили.  ак будто бы кто‑то ее заслужил!
Ѕольшинство кинодетективов штампуютс€ по одной форме: плохие парни делают свои плохие дела и несправедливо задевают хорошего, например, ненароком убивают всю его семью, Ц ну что поделаешь, бывает. ’ороший начинает устанавливать справедливость и убивает всех плохих, причем самого плохого оставл€ет на десерт и убивает медленно. Ёту байку в разных вариантах мы можем смотреть тыс€чу раз.
»так, несправедливость волнует. Ѕольшинство людей воспринимает несправедливость как нарушение заповеди "око за око Ц зуб за зуб". “о есть, действию должно быть оответстующее противодействие. ј неоказанием противодействи€ вы нарушаете законодательство Ќьютона, стать€ треть€. “о есть идете против вселенских законов. »так, если уж говорить о Ќьютоне. ƒопустим, вас ударили с силой в сто Ќьютонов. » вы получили энное количество единиц боли.
ƒл€ восстановлени€ справедливости вы бьете в ответ. «адача: с какой силой нужно ударить, чтобы справедливость восторжествовала? ¬ы полагаете, в сто Ќьютонов? Ц ничего подобного. —во€ боль всегда воспринимаетс€ живее и реальнее чем чужа€, поэтому дл€ получени€ ќў”ў≈Ќ»я —”Ѕ№≈ “»¬Ќќ… —ѕ–ј¬≈ƒЋ»¬ќ—“» нужно ударить значительно сильнее. ¬аш противник ощущает несправдливость ответного удара и снова бьет вас, на этот раз сильнее Ц дл€ восстановлени€ субьективной справедливости. “еперь ваш черед и так далее. ”дары станов€тс€ все сильнее, а эмоции все €ростней. ћа€тник справедливости раскачиваетс€ до тех пор, пока достигнет предельной амплитуды.
 тати, и в любом сюжете больше всего привлекает внезапна€ смена ролей: когда преследуемый превращаетс€ в преследовател€ или посторонний наблюдатель вдруг оказываетс€ жертвой (верх несправедливости!) чтобы потом превратитьс€ в мстител€. ћа€тник справедливости качаетс€.
Ќо, скажет кто‑нибудь, в современном цивилизованном обществе люди дерутс€ редко, только дети, а взрослые совсем нечасто. ќднако раскачивание ма€тника справедливости относитс€ и к другим случа€м жизни. Ќапример, кровна€ месть.
“оже редко встрчаетс€? ѕускай. “огда отношени€ соседей, один из которых устроил пакость другому (или другой подумал, что ему устроили пакость Ц ведь волнует не объективна€ справедливость, а субъективна€). ј захватнические войны, дл€ которых всегда ищут предлоги? ѕочему нельз€ честно Ц вз€ть и напасть?
ѕочему нужно, чтобы вначале убили ‘ердинанда? ј отношени€ супругов, регул€рно извод€щих друг друга, треплющих друг другу нервы, как глупый щенок треплет тапочек? ј любые другие отношени€ людей, которые не могут разойтись: в армии, в тюрьме, в школе, на работе, в партийной €чейке и пр? Ћюди дес€тилети€ми просто изгрызают друг друга насмерть Ц потому что чувствуют себ€ об€занными восстановить справедливость.

1.1. «ависть
ќдно из многих извращений справедливости Ц обыкновенна€ зависть. ћы завидуем тому, чего нет у нас, а есть у другого. ћы обижаемс€ на несправедливость такого распределени€. ѕочему ему можно, а мне нельз€? ѕочему у него есть, а у мен€ нет? ѕочему € должен, а он нет? Ћегка€, Ђфонова€ї зависть сопровождает все случаи неравномерного распределени€. ћожно завидовать чему угодно. Ќапример, молодости.  ажетс€, что молодость выдаетс€ каждому по одному разу, она была и у завидующего, то есть распределение справедливо. Ќо не совсем: желание некоторых школьних директрисс стереть косметику с юных девочек гораздо сильнее, чем у директоров Ц это объ€сн€етс€ завистью тех, у кого модолость прошла серо. —реди мужчин интересна друга€ форма зависти, на тему: € был в армии, значит и ты должен. ≈сли бы сейчас отменили воинскую повинность, то нашлись бы такие, которые стали возмущатьс€ ее отменой именно из таких побуждений.
»звестно изречение "не умничай" или в другом варианте "не будь слишком умным", "умник какой нашелс€", "знаем мы таких умников" и тому подобное. “ак говор€т те, которые Ђумничатьї не могут, не дано богом способностей. “олько дл€ таких людей кто‑то может быть "слишком умным".
ј поговорку "дуракам везет" придумали те дураки, которым не везет.
Ќо некоторые блага распредел€ютс€ более неравномерно, чем молодость.
Ќапример, здоровье. ƒва человека заболели раком, но потом оказалось, что второму просто неправильно поставили диагноз и он вскоре будет здоров.  акой будет реакци€ первого? Ц это будет реакци€ на несправедливость. » так как невозможно наладить справедливость хорошим способом, то есть выздороветь самому, то возникает желание, чтобы другой человек заболел тоже. ѕоэтому неизлечимо больные могут мстить всему миру. Ќапример, больные —ѕ»ƒом могут сознательно заражать других людей, из чувства мести, а точнее, зависти, котора€ в свою очередь основана на ощущении нарушеной справедливости.
Ўкольник, которому несправедливо поставили двойку, успокаиваетс€, если такие же двойки влепили остальным. ћать, муча€сь с воспитанием сына, успокаиваетс€, узнав, что у других сын еще хуже. ƒаже умирать легче в компании.
„еловек обиженный жизнью, ощущает желание справедливо мстить ей Ц то есть, мстить всему миру. √лупый будет ненавидеть умных. «лой Ц добрых. Ѕедный Ц богатых. ќдинокий Ц любимчиков женщин. ≈сли человек, которого жизнь посто€нно бьет и мучит, получит возможность отомстить, его месть будет жестокой и бессмысленной с нашей точки зрени€. ќна падет на головы невинных людей Ц и это покажетс€ ему справедливым, потому что и сам мститель мучилс€ ни за что.
„увство (не)справедливости Ц часта€ причина злорадства. ¬ троллейбус входит накрашенна€ старуха с т€желыми сумками. ¬от она рон€ет одну из сумок и €блоки рассыпаютс€. ƒругие старухи, Ќ≈Ќј –јЎ≈ЌЌџ≈, начинают обсуждение. "¬ ее‑то возрасте и красить губы", "а вы посмотрите на ее щеки", "да ей давно в гроб пора". ќни просто счастливы. ќни очень рады чужому несчастью.

1.2. »звращени€ справедливости
Ёффект равного зла:  огда человеку плохо, ему хочетс€ чтобы другому стало столь же плохо Ц отсюда такое частое и логически плохообъ€снимое €вление как срывание зла на близких. я, видите ли, так переживал и волновалс€, а он смотрел мультики это врем€, значит, его надо "опустить". ћать, испугавшись за ребенка, который выбежал на проезжую часть, закатывает ему увесистую оплеуху Ц не столько дл€ того, чтобы научить, скорее дл€ того, чтобы проучить. "„тоб ему стало так же плохо, как и мне." "јх, ты не приготовил мне даже чай, когда € болела", Ц думает супруга, Ц "так € тебе устрою". » она устраивает отличный скандал из ничего.

ѕ–»ћ≈– 58. —лучай в спортзале

ќна ушла переодеватьс€. ѕросто вышла из зала, дума€, что тренировка окончена. Ќо ему предоставилась возможность еще поиграть в теннис. ќн играл еще два часа, дума€, что она вернетс€ и присоединитс€. ѕочему бы и не вернутьс€? Ќо она не возвращалась, хот€ запросто могла это сделать. ¬начале она ждала его, а потом ждала, что ей удел€т внимание. ќна прождала так почти два часа, вместо того, чтобы просто встать и пойти играть. ј потом, когда все кончилось, она начала грызть ему нервы.

Ёффект плевка в душу: „еловек кажетс€ виновным намного сильнее и заслуживает намного большего наказани€, если он сделал вам зло тот момент, когда вы ожидали доброго отношени€ или когда открыли перед ним душу.
Ёффект градиента: ƒопустим, некотора€ вещь была посто€нно запрещена и это никого не возмущало. ѕотом ее наконец‑то разрешили, а спуст€ некоторое врем€ запретили снова. ≈сли раньше все молча терпели, то теперь ощущают несправедливость запрета и возмущаютс€. ’от€ сам запрет такой же как и раньше.
Ётот же эффект использует кокетка, котора€ хочет подогреть чувства кавалера: не позвол€ет, потом позвол€ет, потом снова не позвол€ет. » чувства разогреваютс€.
Ёффект "так ему и надо": ≈ще одно извращение справедливости Ц если человек плохой, то нам кажетс€, что он заслужил гораздо большее наказание, чем заслужил хороший.
Ёффект несвоевременного недовольства. ≈сли человек ведет себ€ вызывающе, или хот€ бы пытаетс€ сохранить свое достоинство, или даже просто выражает недовольство, наход€сь в положении жертвы, то он Ђсправедливої заслужил дополнительные издевательства. Ќапример, террористы, убива€ одного из заложников, выберут того, кто выражал недовольство происход€щим.
Ёффект самобичевани€: если на нас неожиданно свалилась удача, возникает довольно тонкое и малозаметное, но тем не менее властительное желание страдать, чтобы Ђоправдатьї счастье. ѕоэтому девушка, узнав, что она любима, может получать удовольствие от скандала с родител€ми или осуждени€ друзей; мать может мучить себ€ "ради счасть€ сына", неожиданно выигравший большую сумму может пожертвовать часть этой суммы Ц если же выигрыш был запланированным, то желание жертвовать практически отстуствует.
¬се перечисленные эффекты извращенной справедливости говор€т о том, что это чувство очень древнее и первоначально служило чему угодно, но только не справедливости в нашем сегодн€шнем понимании. —корее всего, первоначальна€, древн€€ справедливость была средством унижени€ слабейшего и использовалась дл€ поддержани€ иерархии в стаде.
„увство унижени€ сродни, где‑то в глубине, чувству несправедливости. » то и другое ощущаютс€ с одинаковой остротой и побуждают к действи€м, часто необдуманным. ∆елание унизить можно частично объ€снить инстинктом иерархии.
ѕримитивный человек демонстрирует силу, любую силу, только с целью кого‑то унизить. »нстинкт унижени€ легко про€вл€етс€ у маленьких детей, которые с удовольствием др€зн€тс€ только чтобы получить радость от чужого унижени€ (втора€ составл€юща€ мотивации Ц интерес, так как малое воздействие вызывает большую реакцию).
„то такое оскорбление и почему оно вызывает такую сильную реакцию?
ƒопустим, вас слегка толкнули в толпе и извинились. ¬ы остаетесь спокойны.
≈сли вас толкнули точно так же, но не извинились, вы слегка сердитесь. ≈сли вас толкнули специально, вы сердитесь сильно. ≈сли вас толкнули специально, а потом еще и смеютс€, показыва€ пальцем, вы можете прийти в бешенство. —мех есть не только признак веселости, но и средство демонстрации того, что ты унижаешь кого‑то или возвышаешь себ€ над кем‑то. —мех звучит громко Ц дл€ того, чтобы показать максимальному числу окружающих, что ты унизил кого‑то, то есть, опустил его в иерархии. ѕоэтому громкий смех во многих случа€х неприличен. ѕоэтому подростки, не освободившиес€ пока от стадного влечени€ и гул€ющие кучками, так часто, громко и почти беспричинно хохочут, вызыва€ возмущение старших.
—мех есть форма жестокости. „еловек упал Ц мы смеемс€. „еловеку влепили тортом в лицо Ц мы смеемс€. ћуж из анекдота застал любовника Ц мы снова смеемс€.

1.3. ќтраженное заражение злом
Ќе секрет, что на письменных выпускных экзаменах в большинстве наших школ царит повальное списывание. Ћюбые административные меры и даже многие провер€ющие не могут полностью прекратить это Ц всегда останетс€ лазейка, известна€ только ученикам и учителю. ћатериалы тестов лежат в сейфах, в запечатанных конвертах, номера вариантов объ€вл€ют по телевизору лишь в минуту начала экзамена, но спишут все равно все, кому это нужно. „ем больше наседают провер€ющие и чем больше устраиваетс€ искусственных преп€тствий на пути списывани€, тем меньше угрызений совести у учителей по поводу подлога, тем охотнее они идут на обман и тем чаще обманывают. ѕочему? Ц дело в том, что все аминистративные меры, призванные обеспечить честные экзамены, совершенно €сно исход€т из того, что учител€ Ц мошейники и будут обманывать. —талкива€сь с таким отношением, учител€ действительно легко идут на обман. ќни чувствуют себ€ вправе обмануть. ќбман в данном случае "справедлив".
¬ общем случае ситуаци€ выгл€дит так: человека несправедливо (или полу‑справедливо) обвин€ют в чем‑то, после чего он, если не может опровергнуть обвинение, стараетс€ ему соответствовать. “аким образом ќЅ¬»Ќ≈ЌЌџ… ƒ≈Ћј≈“
ќЅ¬»Ќ≈Ќ»≈ —ѕ–ј¬≈ƒЋ»¬џћ. „увство несправедливости оказываетс€ сильнее других моральных инстанций Ц таких, например, как совесть.
«десь мы имеем дело с моральным заражением. Ќо не простым заражением, когда один человек дурным примером, поучением или сильным чувством заражает другого, а заражением косвенным, когда иде€ некоторого зла переходит от одного человека к другому, отраженна€ в зеркале (не)справедливости. Ќазовем это отраженным заражением.
ѕоэтому любой человек, не имеющий твердых, очень твердых моральных убеждений, постепенно становитс€ тем, кем его считают. –ебенок, которого называют лгуном, начинает с удовольствием врать. —упруга, которую ревнивый муж подозревает в измене, действительно измен€ет. „еловек с внешностью бандита становитс€ бандитом.

1.4. —праведливое наказание
 огда € говорил, что справедливость унесла больше жизней, чем чума, € имел ввиду в первую очередь Ђсправедливоеї наказание.
—о временем, если человечество будет совершенствоватьс€ в плане морали, должно уйти само пон€тие наказани€ Ц в нем слишком много дочеловеческого и примитивно‑человеческого. Ќаказание годитс€ лишь дл€ маленьких детей и животных. ѕримененное ко взрослому человеку, оно дает побочные эффекты, которые всегда перевешивают пр€мую выгоду. ѕоэтому ћакиавелли заметил, что людей нужно либо не обижать вообще, либо уничтожать. ќбиженный и униженный Ц четвероногий враг.
Ќаказание не может быть справедливым Ц потому что Ђсправедливої наказыва€ одного, мы тем самым не уничожаем зло, а временно перекрывем ему выход Ц и оно про€вит себ€ в другом месте и в другое врем€; оно падет снова на наши головы или на головы неповинных людей. ј это несправедливо. Ќаказывать нельз€ даже преступников Ц ибо это вернейший способ создать закоренелых преступников.