Ќа главную

—ергей ¬ладимирович √ерасимов. ѕсихологи€ зла

¬се книги


—одержание


¬ведение
√Ћј¬ј 1
„≈Ћќ¬≈  » »ƒ≈я
1.1. Ё‘‘≈ “ ћјя“Ќ» ј
1.2. «Ћќ  ј  ЅќЋ≈«Ќ№
1.3. «ј–ј∆≈Ќ»≈ »ƒ≈≈…. Ћ»’ќ–јƒ ј
1.4. —–ј«” ѕќ—Ћ≈ «ј–ј∆≈Ќ»я. Ѕ≈——»ћѕ“ќћЌјя ‘ј«ј
1.5. —“џƒ  ј  ѕ–»¬»¬ ј ќ“ «Ћј
1.6. »ћћ”Ќ»“≈“  ќ «Ћ”
1.7. ¬ќ«ћќ∆Ќќ—“№ «ј–ј∆≈Ќ»я » ќ“¬–јў≈Ќ»≈
√Ћј¬ј 2
«ј–ј∆≈Ќ»≈ «Ћќћ
2.1. ¬»–”—
2.2. »Ќ‘ќ–ћј÷»ќЌЌџ… ¬»–”—
2.3. ћ”“ј÷»я »ƒ≈»
2.4. »Ќ‘ќ–ћј÷»ќЌЌџ≈ Ёѕ»ƒ≈ћ»»
2.5. ћќ–јЋ№Ќјя Ёѕ»ƒ≈ћ»я
2.6. ЅќЋ≈«Ќ№ » «ƒќ–ќ¬№≈
2.7. јЌјЋќ√»я — »«¬≈—“Ќџћ» «јЅќЋ≈¬јЌ»яћ»
2.8. ¬ќ«ћќ∆Ќќ—“» Ћ≈„≈Ќ»я
√Ћј¬ј 3
Ќ≈ ќ“ќ–џ≈ ¬ј–»јЌ“џ «Ћј
3.1. Ќ≈ ќ“ќ–џ≈  ¬јЌ“ќ¬џ≈ Ё‘‘≈ “џ
3.2. ѕќƒ √»ѕЌќ«ќћ »ƒ≈»
3.3 »Ќ“≈–≈—
3.4. ѕќ»— ќ¬џ… » »—ѕџ“ј“≈Ћ№Ќџ… »Ќ“≈–≈—
3.5. ’”Ћ»√јЌ—“¬ќ
3.6. —“–≈ћЋ≈Ќ»≈   ќѕј—Ќќ—“»
3.7. ƒ≈ƒќ¬ў»Ќј
3.8. Ѕ≈—ѕќЋ≈«Ќјя ЅќЋ“ќ¬Ќя
3.9. ÷≈ѕЌјя –≈ј ÷»я »Ќ“≈–≈—ј
√Ћј¬ј 4
‘ќ–ћџ «Ћј. ѕ–»ћ»“»¬»«ћ
4.1. ”—Ћќ¬Ќќ≈ –ј¬≈Ќ—“¬ќ
4.2. ћј——ј » ЁЋ»“ј
4.3. ѕќ–“–≈“ ѕ–»ћ»“»¬ј
4.4. ѕќЋ≈«Ќќ—“№ Ќ–ј¬—“¬≈ЌЌќ… “”ѕќ—“»
4.5. Ќ≈ ќ“ќ–џ≈ „≈–“џ ѕ–»ћ»“»¬ј
4.6. ÷≈ЌЌќ—“№ ∆»«Ќ»
4.7. Ћ≈„≈Ќ»≈
4.8.  ј„≈—“¬ќ „≈Ћќ¬≈ ј
4.9. Ќј–ќƒЌќ—“№ » ј–»—“ќ –ј“»«ћ ƒ”’ј
√Ћј¬ј 5
‘ќ–ћџ «Ћј. ‘јЌј“»«ћ » ‘јЌј“ќ»ƒ: ѕќ–јЅќў≈Ќ»≈ »ƒ≈≈…
5.1. —»Ќƒ–ќћ „ј–“ ќ¬ј
5.2. ƒј–
5.3. ‘јЌј“ќ»ƒ
5.4. Ћќ√» ј ‘јЌј“»«ћј
5.5. ѕќƒћ≈Ќј ѕ–ј¬ƒџ ѕ–ј¬ƒќѕќƒќЅ»≈ћ
5.6. ÷≈ѕќ„ ј Ќј–ј—“јёў»’ ∆≈–“¬.  ј  »ƒ“» ¬ѕ≈–≈ƒ, ”Ќ»„“ќ∆јя —≈Ѕя
5.7. ‘јЌј“» 
5.8. »ƒ≈я  ј  Ѕќ√
√Ћј¬ј 6
‘ќ–ћџ «Ћј. ЋјЅ»–»Ќ“Ќќ—“№
6.1. Ћќ√» ј ѕ–ќ“»¬ –ј«”ћј
6.2. ЋјЅ»–»Ќ“. ѕ–»ѕ»—џ¬јЌ»≈ —ќЅ—“¬≈ЌЌџ’ ÷≈ЌЌќ—“≈…
6.3. јЅ—“–ј√»–ќ¬јЌ»≈
6.4. «јѕ–≈“  ј  ѕ–ќ—“≈…Ў≈≈ –≈Ў≈Ќ»≈
6.5. “≈’Ќ»„≈— »≈ ƒ≈“јЋ»
6.6. ‘”Ќ ÷»я ЋјЅ»–»Ќ“ј
6.7. Ў≈—“№ Ќ≈ќЅ’ќƒ»ћќ—“≈…
6.8. ј¬“ќЋјЅ»–»Ќ“Ќќ—“№
6.9. ѕ—»’ќЋќ√»я «јѕ–≈“ќ¬ Ќј —≈ —
6.10. «ƒќ–ќ¬№≈
√Ћј¬ј 7
ѕ–ќЅЋ≈ћџ «ƒќ–ќ¬№я
7.1 –ј«ћЌќ∆≈Ќ»≈ »ƒ≈…
7.2 ЋёЅќ¬№
7.3 “¬ќ–„≈—“¬ќ
7.4 Ћ»„Ќќ—“№ » «ƒќ–ќ¬№≈
√Ћј¬ј 8
ƒ–”√»≈ ‘ќ–ћџ «Ћј
8.1. —ѕ–ј¬≈ƒЋ»¬ќ—“№
8.2. Ќ≈√ќƒя»
8.3.  –»ћ»ЌјЋ№Ќќ—“№
8.4. ∆≈—“ќ ќ—“№
8.5. ќЅ»ƒ„»¬ќ—“№ » ќЅ»ƒј
8.6. √Ќ≈¬
8.7. ¬ќ»Ќ—“¬≈ЌЌќ—“№
8.8. Ѕ≈—“ќЋ ќ¬ќ—“№
8.9. Ќ≈„≈—“Ќќ—“№
8.10. ќ—Ћќ∆Ќ≈Ќ»я ќ—Ќќ¬Ќџ’ ЅќЋ≈«Ќ≈…
√Ћј¬ј 9
Ё ќЋќ√»я «Ћј
9.1 –≈ ЋјћЌјя  ”Ћ№“”–ј. —ќ“¬ќ–≈Ќ»≈ „”Ќƒ–» ј
9.2. ”Ќ»„“ќ∆≈Ќ»≈ —“џƒј. — јЌƒјЋџ
9.3. ѕќƒј¬Ћ≈Ќ»≈ —¬ќЅќƒџ
9.4. »—“ќ„Ќ» » «ј–ј∆≈Ќ»я

8.3.  –»ћ»ЌјЋ№Ќќ—“№


 риминальность, или склонность к уголовно наказуемому поведению изучалась многими исследовател€ми и рассматривалась под разными углами. Ќельз€ однозначно ответить на вопрос, почему люди совершают преступлени€, но можно выделить несколько основных причин.

3.1 «аражение
Ќесколько теорий могут быть сведены к моральному заражению.
 риминальность передаетс€ от одного человека к другому и больной заражает здорового. Ѕолезнь распростран€етс€ по каналам общени€.
“еори€ дифференциальной ассоциации утверждает, что все криминальное поведение есть выученное поведение и чем больше человек общаетс€ с преступниками, тем более преступным становитс€ сам, тем более он принимает преступные ценности и отклон€ющиес€ стандарты.
ѕо другим сведени€м преступному поведению учатс€ и обучают; то есть, больной человек многократно и целенаправленно заражает здорового, чтобы сделать его подобным себе. —уществует така€ вещь, как преступна€ карьера. ќна начинаетс€ с периода обучени€, которых сходен с периодом обучени€ другим професси€м.
—уществуют районы с повышенной криминальностью, причем эта криминальность сохран€етс€ и тогда, когда все люди там смен€ютс€. Ёто районы, например, где собираютс€ иммигранты из разных мест, имеющие различные нормы и потому не понимающие друг друга, Ц там слаб неформальный социальный контроль и люд€м трудно договоритьс€ о поведении, которое бы устраивало всех. Ёти районы можно трактовать, как экологически неблагополучные, в криминальном плане.
—ледующа€ теори€ утверждает, что преступник есть продукт отношени€ общества к нему, "навешивани€ этикеток". ќн вовлечен уже в криминальный процесс, его судили и относ€тс€ к нему, как к преступнику Ц то есть, ожидают от него криминального поведени€. ¬ этом случае мы наблюдаем Ђклассическоеї отраженное заражение злом, но суть та же: иде€ преступлени€ передаетс€ от одного к другому и побуждает к действию. ќжидани€ общества заставл€ют отверженного вести себ€ преступно. ¬ результате все больше и больше законопослушных людей отвергают того, кто был осужден, и все больше преступников считают его своим, поэтому он усваивает их ценности и начинает считать себ€ одним из них. ќн действует преступно, оправдыва€ социальные ожидани€.  аждый раз, когда его наказывают, его преступные склонности усиливаютс€, потому что он все больше идентифицирует себ€ с преступным миром.

3.2 Ќарушение развити€
ѕо другой теории, преступление есть приспособление к ограничени€м, которые наложены на личность. Ќапример, преступниками станов€тс€ люди, которые неспособны к созиданию. я уже писал о том, что человек не может делать ни одной, самой простой вещи, не развива€сь и не совершенству€сь при этом.
ќтсутствие развити€ невыносимо и, если поставить человека в искусственные услови€ невозможности развити€, он заболеет и, возможно, умрет. –азвитие так же необходимо нам, как пища и воздух.
≈сли человек не имеет возможности развиватьс€ в социально приемлемом направлении, он будет или совершать преступлени€, или саморазрушатьс€ Ц например, принимать наркотики Ц или и то и другое.
“еори€ аномии состоит в том, что человек, неспособный достичь социально приемлимой цели социально приемлимыми способами, будет вести себ€ неприемлимо.

3.3. ћоральное недоразвитие
ƒовольно очевидно то, что большинство преступников Ц примитивы (см. главу
4). ѕроцент больных примитивизмом среди преступников гораздо больше, чем среди других общественных слоев. Ќекоторые формы преступности, такие как хулиганство или нецеленаправленна€ криминальность (увидел и украл, украл не потому что надо, а потому что увидел), встречаютс€ только среди примитивов. ≈сли бы человечество излечилось от примитивизма, то процент преступности снизилс€ бы в дес€тки, если не в сотни раз.
„ем ничтожнее человек, тем более серьезные средства воздействи€ он примен€ет. —ила используемых средств возрастает вместе с уменьшением уверенности в себе. “о же самое справедливо по отношению к €зыку Ц именно ничтожества предпочитают ругатьс€ матом. »менно ничтожества решают вопросы кулаками. »менно они, не найд€ нормального пути к цели, идут на преступление.
“еории морального развити€ утверждают, что человек проходит несколько стадий в развити морали. ≈сли этот процесс задерживаетс€ или останавливаетс€, то человек остаетс€ на одной из ранних стадий, что мешает ему правильно оценивать добро и зло и таким образом может вести к преступлени€м.
ћоральное сознание может существовать на разных уровн€х. Ќа низшем уровне человек подчин€етс€ правилам, чтобы избежать наказани€ Ц и это характерно дл€ маленьких детей. ƒаже дл€ очень маленьких. Ђћоральї животных большей частью тоже на этом уровне. Ќо, в этом случае, наказыва€ взрослых преступников и дела€ наказание важнейшим стимулом избежать преступлени€, мы либо совершаем большую ошибку, либо заранее предполагаем, что по моральному сознанию преступник находитс€ на уровне малого ребенка Ц но тогда проблема состоит не столько в наказании, сколько ¬ –ј«¬»“»» ћќ–јЋ№Ќќ√ќ —ќ«ЌјЌ»я.
 стати, церковь обещает вознаграждение и наказание за грехи в следующей жизни, то есть, эта мораль тоже не на высоком уровне Ц или специально рассчитана на примитивов.

ѕ–»ћ≈– 60. —мертна€ казнь

Ѕибли€ предписывает смертную казнь за более чем тридцать различных преступлений Ц начина€ убийством и заканчива€ прелюбоде€нием. ƒраконовские законы в древней √реции предполагали смертную казнь вообще за все. ¬ 11 веке смертна€ казнь не использовалась в јнглии, но результаты допросов и пыток довольно часто приводили к смерти. ¬ —Ўј публичные казни прекратились лишь в 1936 году. —мертна€ казнь страшна не только сама по себе, но страшно и то, каким образом она исполн€етс€. Ѕыли чрезвычайно жестокие ее виды, раст€гивавшие агонию жертвы на недели Ц простое упомнание о них заставл€ет стынуть кровь, поэтому не стоит уточн€ть, Ц по отношению к ним смерть на кресте это просто пикник на лужайке.   счастью, они требовали особой подготовки и больших затрат, специально хорошо обученных людей, а потому не примен€лись в широких масшабах.
–асп€тие же было обыкновенной формой казни в свое врем€: рабу, который плохо работал, руки прибивали гвозд€ми Ц подразумевалось, что от таких рук нет пользы.
—уществует в стране смертна€ казнь или нет, это не вли€ет на уровень убийств. Ёто известно совершенно точно: ее отмен€ли, вводили вновь, вводили в одном месте и отмен€ли в другом Ц и так множество раз во множестве стран.
”ровень убийств не измен€лс€. “о есть, смертна€ казнь бесполезна или почти бесполезна.
—мертна€ казнь может быть интерпретирована, как убийство в цел€х самозащиты. “ак же как индивид может убить, защища€ свою жизнь, так же может сделать это и общество (но индивид может сделать это лишь тогда, когда у него нет другого варианта действий, а общество может применить, например, пожизненное заключение). ¬ смертной казни есть сво€ €кобы‑справедливость: равное возда€ние за соде€нное Ц убивший должен быть убит. ќдним из капитальных недостатков смертной казни есть риск казнить невиновного Ц то есть, абсолютна€ непоправимость последствий. ≈ще один ее недостаток Ц несправедливость судебных решений. Ќа приговор вли€ют половые, расовые и имущественные моменты, а так же различные идеологические обсто€тельства.
Ќо смерть за смерть всегда несправедлива€ расплата, потому что определенна лишь субъективна€ ценность жизни, а объективно ценность любой жизни равна бесконечности и потому в некотором смысле, только в некотором, ценности жизней совпадают. Ќо субъективна€ ценность жизни одного человека мен€етс€ от отрицательных величин до бесконечности. „ем более тонко организован внутренний мир человека, тем сильнее любит он жизнь, но такой человек не может убить Ц убивает простой, тупой, недоразвитый или отча€вшийс€ (который не может поступить иначе) еще и поэтому смертна€ казнь не устанавливает справедливость. „ем тоньше организован человек, тем сильнее он чувствует боль и тем больше он прив€зан к жизни.  огда тупого убивают за убийство умного Ц это несправедливо. — точки зрени€ справедливости это наказание недостаточно.
≈сли же рассматривать зло, как моральную болезнь, то смертна€ казнь равн€етс€ умервщлению врачом того пациента, которого он не может вылечить. — этой точки зрени€ она преступна.

—мертна€ казнь бесполезна, потому что на уровень преступности вли€ет Ќ≈»«Ѕ≈∆Ќќ—“№ наказани€, а не его т€жесть. Ќо, даже если бы каждое преступление наказывалось, причем наказывалось справедливо, это бы не искоренило преступность.
≈сть тип людей, полностью или частично равнодушных к своему будущему.
Ќекоторые из них могут Ђзагл€дыватьї в будущее всего на несколько дней, другие Ц всего на несколько минут. Ќи угрозы ни посулы на них не действуют; они воспринимают лишь сиюминутное благо или боль. —овершив жестокое преступление и зна€, что будут пойманы, они уже через несколько минут весел€тс€, смеютс€ не дума€ о расплате и не чувству€ вины. “акие люди всегда глупы и не знают элементарнейших вещей, например, в т€желых случа€х, они могут не знать значени€ слова Ђметрї или в каком веке они живут. Ёто не врожденна€ слабость интеллекта
Ц просто школьна€ система обучени€, котора€ повсеместно строитс€ на принуждении, полностью проходит мимо них. »х невозможно принудить угрозами, потому что угроза это обещание некоторой беды в будущем, а они неспособны быть внимательными к своему будущему. ∆енщины такого типа часто станов€тс€ проститутками, а мужчины избирают другие криминальные зан€ти€ Ц в том случае, если нет кого‑то, кто посто€нно над ними надзирает и направл€ет на непреступный путь. »х поведение (невнимание к угрозам) часто воспринимаетс€ как издевательство, поэтому, попав в преступный мир, они долго не живут.
≈сть и другой распространенный случай, при котором неизбежность наказани€ не останавливает преступника. »ногда человек, неспособный навредить своему врагу, вредит самому себе. “очнее, он не может навредить достаточно сильно и тогда излишек чувств направл€етс€ на самого себ€. ƒл€ этого человеком должно овладеть одно из трех чувств: отча€ние, обида или гнев. “ак герой, проиграв сражение, бросаетс€ в гущу врагов и деретс€, пока его не изруб€т, хот€ мог бы спастись. “ак капитан отказываетс€ покинуть тонущий корабль. “ак разорившийс€ отец семейства стрел€ет на улице в случайных людей, потом убивает жену и детей и напоследок себ€. ќтча€ние, обида и гнев имеют одно общее свойство: при определенной, критической силе чувства мораль Ђпереворачиваетс€ї Ц ƒќЅ–ќ » «Ћќ ћ≈Ќяё“—я ћ≈—“јћ». „ем хуже Ц тем лучше, так думает человек и, естественно поступает наихудшим образом. “ак, пройд€ критическую точку, причин€ют боль любимому человеку (чем дороже человек, тем большую боль), так обидевшись рвут отношени€ навсегда и порт€т себе жизнь. ≈сли человеком владеет достаточно сильное отча€ние, обида или гнев, то неизбежность и т€жесть наказани€ будет ”—»Ћ»¬ј“№ стремление к преступлению.
Ёто опасное душевное состо€ние, переворачивающее базовые моральные пон€ти€ можно назвать моральным бредом. Ёто нелинейный ответ психики на запредельное воздействие. ѕричем сила такого воздействи€, которое ощущаетс€ как запредельное, у разных людей разна€. ≈сть такие, у кого этот моральный порог низкий или почти нулевой; их часто определ€ют как психопатов. ѕсихопат может прийти в бешенство от самых, с нашей точки зрени€, невинных вещей. ѕричем состо€ние морального бреда в некоторых случа€х может частично контролироватьс€ разумом, то есть иметь еще и свой верхний предел, дальше которого не развиваетс€. ќно может быть частичным, то есть про€вл€тьс€ лишь одной области жизни, например, в семейной ссоре, а может быть и всеобщим. ƒает чувство освобождени€ и в некотором отношении при€тно Ц особождает, как прорыв плотины и так же точно может уносить жизни. ћногие героические военные подвиги совершались в этом состо€нии. ј так же и спортивные победы, добытые с опасностью дл€ жизни.

3.4 Ќеправильное воспитане
„етыре вида неправильного воспитани€ дают относительно большой процент преступников:
а) воспитание без любви;
б) воспитание в услови€х слишком строгой дисциплины и физических наказаний;
в) воспитание без достаточной дисциплины и контрол€, попустительство;
г) воспитание специально направленное на то, чтобы вырастить преступника Ц например, в преступных кланах.

ѕричем первые два вида воспитани€ создают не столько преступные наклонности, сколько склонность к жестокости или садиму, а уже эта склонность может находить себе выход в преступном поведении.

3.5. ¬ли€ние обстановки
ќдних только криминальных наклонностей недостаточно дл€ совершени€ преступлени€. Ќужны еще и криминальные возможности, то есть, возможности следовать этим наклонност€м. ѕоэтому в одной обстановке преступлени€ будут совершатьс€ чаще, чем в другой.
ќпасность конкретной обстановки зависит от: достижимости цели или жертвы, близости и количества потенциальных нарушителей, отсутстви€ достаточной охраны.
Ќапример, человек, идущий ночью, чаще становитс€ жертвой преступного действи€, чем человек, идущий днем. ¬ битком набитом транспорте с большей веро€тностью выт€нут ваш кошелек.

3.6. ¬ли€ние социальных св€зей.
—пособность человека противосто€ть искушению совершить преступление зависит от прочности его социальных св€зей Ц св€зей с родител€ми, друзь€ми, обществом вообще Ц если такие св€зи недостаточно сильны, они его не удерживают и он выбирает простейший путь чтобы удовлетворить свое желание. Ќо тюрьма Ц это, в чистом виде, нарушение социальных св€зей, поэтому тюрьмы Ц генератор преступности.

3.7. Ѕиологические теории преступности
¬ свое врем€ „езаре Ћомброзо утверждал, что преступника можно определить по его облику. „еловек преступный имеет определенный тип тела: большую нижнюю челюсть, ассиметричный череп, и так далее. Ёти особенности не ведут необходимо к преступлению, но доказывают преступные склонности. Ёти особенности у человека €вл€ютс€ атавизмом, то есть возвратом к более примитивным эпохам.
—ейчас существуют две биологические теории преступности: одна из них подчеркивает генетический фактор, то есть, то, что генетически записанные черты характера передаютс€ от родителей к дет€м. ¬тора€ подчеркивает неправильности развити€ нервной системы, которые затрудн€ют самоконтроль и индуцируют криминальное поведение. √енетический фактор очень веро€тен, но пока достоверно не доказан. ¬ любом случае дети родителей, совершивших преступление, больше склонны к преступлению, чем дети законопослушных родителей, но пока не удаетс€ выделить роль социальных условий и тем более найти определенный ген, отвечающий за преступное поведение.
¬тора€ теори€ подчеркивает роль неврологических факторов. »зучаютс€ ненормальности в строении нервной системы, которые ведут к агрессивному поведению. ”же установлена св€зь между агрессивным поведением, включа€ насильственные преступлени€, и определенными аномали€ми мозга, например, нарушени€ми лобных долей. ƒалее, слишком низкий уровень нейротрансмитеров может быть причиной агрессивного поведени€ и отсутсви€ сопереживани€ другому человеку.
Ќайдена св€зь между низким уровнем серотонина и антисоциальными насильственными действи€ми. Ќо и здесь возможны неопределенности. Ќапример, неглубокие повреждени€ лобных долей могут быть не причиной агрессивного поведени€, а его результатом Ц то есть, результатом драк и столкновений.

3.8. Ћечение на сегодн€шний день
¬ большинстве случаев несовершеннолетний, совершивший преступление, освобождаетс€ условно. ≈сли считаетс€, что он не опасен дл€ окружающих, он остаетс€ под надзором офицера и должен соблюдать определенные правила. ќн может возмещать ущерб пострадавшему или в какой‑либо форме служить обществу. — несовершеннолетним работают по месту жительства. ќн обеспечиваетс€ психологическим и профориентирующим консультированием. ќн может быть привлечен в специальные воспитательные лагер€ или работать на фермах Ц вдали от города.
ћожет получать лечение психиатра. Ћибо он заключаетс€ в исправительное учреждение, то есть лишаетс€ свободы и изолируетс€ от общества. “ам он получает образование, работает, отдыхает и пр. Ќо во всех случа€х процент рецидивов примерно одинаков. »злечени€ обычно не происходит.
’орошо уже то, что такие преступники содержатс€ отдельно от взрослых.
’орошо и то, что действи€, предпринимаемые здесь, уже в некоторой степени напоминают лечение, а не наказане. Ќо насколько же беспомощны эти действи€ Ц они напоминают попытки лечить рак аспирином.

3.9. Ќаказание и лечение
»зучение преступников показывает, что очень немногие, в первую очередь те, которые совершают сексуальные преступлени€ или чрезвычайно жестокие преступлени€, оказываютс€ психически больными. Ќо лечени€ требуют не только они, но и остальные. ƒругое дело, что методы лечени€ должны быть совершенно иными.
ѕеречислю принципиальные недостаки системы наказаний.
а) «аражение
ѕрактически любое уголовное наказание приводит в действие все механизмы заражени€ криминальностью, перечисленные выше, в первом пункте этого раздела.
≈сли бы нам требовалась специально создавать преступников, то лучшую систему, чем мы имеем сейчас, трудно было бы придумать.
б) ”нижение как разрушение иммунитета.
ѕреступником не может быть человек, достаточно сильно уважающий себ€.
ѕреступником не может быть человек с развитым чувством чести. ѕреступником не может быть человек, способный стыдитьс€ и испытывать угрызени€ совести.
ѕреступником не станет тот, кто имеет в жизни достаточно большие непреступные ценности. „увство собственного достоинства или уважени€ к себе, честь, совесть, стыд и наличие непреступных жизненных ценностей Ц это п€ть компонентов, которые образуют иммунитет к криминальности.
 огда человека приговаривают к "лишению свободы на четыре года", на самом деле его приговаривают к иному, более т€желому наказанию: к неперывному четырехлетнему ”Ќ»∆≈Ќ»ё. ≈го лишают тех жизненных ценностей, которые он имел Ќекоторые, Ђвнешниеї ценности, такие как общение с друзь€ми, работа, уважение окружающих, увлечени€, зан€ти€ спортом, отдых, участие в различных организаци€х, воспитание детей Ц отпадают автоматически; другие, Ђвнутренниеї ценности, такие как независимость характера, скромность, вера в справедливость, собственные мелкие чудачества и склонности Ц будут целенаправленно и методично уничтожатьс€ вс€кими любител€ми издевательств: собрать€ми по несчастью и персоналом "исправительного" заведени€. “очно так же целенаправленно и методично будут уничтожатьс€ честь, совесть, стыд и чувство собственного достоинства. ѕоэтому, даже если, отбыв наказание, человек не станет преступником, он будет иметь ослабленный или вообще разрушенный иммунитет к криминальности. »ммунитет сохранитс€ лишь в исключительных случа€х, например, если осужденный будет уверен, что его жизненные ценности останутс€ неприкосновенными в течение всего срока отбыти€ наказани€, или если он имеет несгибаемое чувство чести и собственного достоинства и может посто€ть за себ€.
в) ѕотер€ времени
ќставить больного на еще на несколько лет без лечени€ означает запустить болезнь, котора€, возможно, перейдет в неизлечимую форму.
г) Ќебезопасность отбывшего наказание
»зол€ци€ преступника от общества должна быть не наказанием, а предотвращением преступлени€. «адам простой вопрос. ѕочему тигров держут за решеткой зоопарка и не выпускают на улицы, даже если эти тигры пока никого не сьели? ќтвет очевиден: тигров не выпускают ради предотвращени€ трагедии. Ќо если мы имеем убийцу‑рецидивиста, который нисколько не раска€лс€, а даже кичитс€ своим поведением и за€вл€ет, что снова убьет, как только выйдет на свободу, мы его отпускаем, после отбыти€ наказани€. ќн может быть не менее опасен, чем тигр на улицах. ¬о множестве случаев отпускают отбывшего наказание, определенно зна€, что он совершит преступление снова. “ак, как будто тигров специально выпускают из клеток и ждут, чтобы они слопали побольше народу. Ќо "справедливость" сразу же вмешиваетс€ и требует, чтобы тот, кто уже понес наказание, был свободен. ј как же те невинные, которых он зарежет на следующей неделе? „то говорит справедливость по этому поводу?
д) ќжидание нового зла
Ќаказать можно лишь провинившегос€. »золировать убийцу можно лишь после того, как он кого‑то убьет. ƒаже если совершенно €сно, что он убьет, мы должны ждать первой его жертвы.

ѕ–»ћ≈– 61. ¬начале нужно подождать

ћужчину осудили за то, что он вступилс€ за женщину, которую насиловали.
≈го осудили, потому что он вмешалс€ раньше времени и нанес насильнику телесные повреждени€ средней т€жести. Ќо женщину‑то пока не изнасиловали, просто не успели. Ќужно было подождать, а потом уже вмешиватьс€.

е) Ќаказание уже излеченного
«адам еще один простой вопрос. ѕочему автомобиль, который наехал на пешехода, не списывают на лом, в наказание? јвтомобили не списывают потому, что это никак не вли€ет на предотвращение будущих трагедий. ƒавайте вспомним пример из первой главы. ѕример о мгновенном перевоспитании стыдом. „еловек устраиваетс€ в небольшую фирму и, под вли€нием предубежденного отношени€ к работниками фирмы, как к мошейникам, начинает совершать мелкие правонарушени€: брать вз€тки, подтасовывать цифры и документы.  огда о его де€тельности говор€т на собрании, не называ€ фамилии, он понимает, что на самом деле все окружающие были честны, а мошейник лишь он. ѕри этом он ощущает такой сильный стыд, что излечиваетс€ раз и навсегда Ц на все последующие годы.
–азумеетс€, совершив преступление по неопытности, незнанию, заблужда€сь, или просто случайно, и осознав свой поступок провинившийс€ может быть вполне излечен (перевоспитан) собственным чувством стыда. “еперь он так же безопасен, как и автомобиль, сбивший пешехода. Ќо закон требует, чтобы мы его еще и наказали. ј наказав, мы толкнем его на новые преступлени€.
"Ќакажи его!" Ц кричит не только закон, но и чувство справедливости.
Ёмоци€ давит на разум. ћы хотим наказать. ћы хотим сделать плохо тому, кто сделал плохо нам. ≈сли он заставил нас страдать, то будет несправедливо, если не будет страдать он сам. ќко за око или что‑то вроде этого. »менно примитивна€ справедливость требует, чтобы применили равное по боли наказание Ц и таким способом справедливость тоже убивает миллоны людей или калечит их.

ж) Ћишение свободы
Ћишают свободы не только заключа€ в тюрьму. „аще всего нас заставл€ют делать то, чего мы не хотим делать, или нагло вмешиваютс€ в наши личные дела, запреща€ нам то, что нам хочетс€. Ѕольше всего сексуальных запретов. Ќо с кем мы спим и как мы это делаем Ц это только наше лично дело; нечего сюда лезть.
ѕринудительно среднее образование. ¬о многих странах принудительна военна€ служба. √осударство и другие системы, поменьше, провод€т каждого из нас через многолетнее и ежедневное лишение свободы. »ногда видимые результаты такого принуждени€ нужны и выгодны нам, Ц но на самом деле они нужны и выгодны государству. ј есть и результаты, видимые не сразу. ћы отвыкаем от свободы, мы начинаем понимать свободу как разнузданность или как набор прав, данных конституцией. Ќо свободу нельз€ дать или вз€ть. ≈е нужно взрастить в себе, нужно леле€ть ее ростки и охран€ть их от смертоносных ветров алчности, ненависти и самодовольсвта.
—вобода Ц главное, видовое свойство человека Ц свобода мысли, суждени€, поступка Ц поэтому, подавл€€ свободу, общество воспитывает не людей, а потом стонет под игом расплодившихс€ нелюдей.
„еловек, которого лишают —¬ќЅќƒџ Ц ≈√ќ „≈Ћќ¬≈„≈— ќ… —”ўЌќ—“», ведет себ€ как животное, а не как человек. ¬от здесь один из корней из года в год растущей преступности, один из самых глубоких ее корней.

Ќеобходимо:
а) Ќе допускать заражени€ злом и заражать добром. ≈сли человек уже прин€л преступные ценности, то нужно во‑первых, разубедить его, во‑вторых, дать ему иные ценности. “еоретически это возможно. –азличные религиозные секты могут похвастатьс€ тем, что их члены, уверовав, уже не совершают преступлений, не воруют не убивают, чтут законы и пр.
б) ≈сли человек умеет только совершать преступлени€, нужно научить его делать что‑то еще. Ќо эта вещь должна быть привлекательна сильнее, чем зло.
ѕоэтому вс€кое обучение примитивным професси€м здесь не проходит. Ќужно создавать идентификацию с чем‑то другим, а не только с преступным миром Ц так, чтобы преступна€ идентификаци€ была разрушена. ≈сли мы рвем старые социальные св€зи, то мы должны давать новые, более приемлимые. ќбобща€, скажу: нужно ”¬Ћ≈„№ добром.
¬се это т€жело и долго, но ведь и сроки заключени€ велики, а предотвращение возможного зла Ц неоценимо важна€ задача.
в) »зол€ци€ от других больных сама по себе излечить не может, может лишь предотвратить дополнительное заражение и развитие болезни, перерастание ее в новые формы. ≈сли преступный характер уже вполне сформировалс€, то изол€ци€ не излечит самого преступника, но облегчит болезнь другим, которые могли бы с ним контактировать. ≈сли же преступление было совершено как случайное отклонение, то в самом начале заболевни€, на легких его стади€х индивидуальна€ изол€ци€ позволит блокировать развитие болезни и может, в редких случа€х, привести к самоизлечению. Ќо изол€ци€ должна быть не наказанием, а предотвращением. —амо пон€тие наказани€ должно постепенно уйти.
г) ќдно из важнейших условий излечени€: во всех случа€х обращени€ с преступником нужно јЅ—ќЋё“Ќќ »— Ћё„»“№ ”Ќ»∆≈Ќ»≈.
д) ћногие случаи криминальности все равно окажутс€ неизлечимыми, потому что, во‑первых, болезнь зашла слишком далеко; и, во‑вторых, из‑за экологии.
ѕоэтому основной акцент должен быть сделан на оздоровлении социальной среды и на раннем вы€влении болезни.
е) “ак как криминальность очень часто св€зана с примитивизмом а иногда просто €вл€етс€ осложнением примитивизма, то нужно лечить примитивизм. (см. главу 4)
ж) ћораль первого, нижнего уровн€: избегание наказани€; можно все то, за что не накажут.
Ќа втором уровне моральные стандарты завис€т от авторитетов. ћожно то, что авторитет (бог, закон, шеф, государство) считает хорошим, а нельз€ все то, что он считает плохим. ∆елание "не нарушать закон" Ц находитс€ как раз на втором, среднем уровне морального развити€.
Ќа третьем, высоком уровне, моральные стандарты определ€ютс€ внутренними убеждени€ми человека и не завис€т ни от чего внешнего, ни от каких внешних факторов: ни от общественного мнени€, ни от формы правлени€ в стране, ни от давлени€ непосредственного окружени€ Ц то есть, на третьем уровне развити€ морали человек становитс€ свободным Ц значит, надо воспитывать —¬ќЅќƒЌџ’ Ћёƒ≈….
  сожалению, государство на это не пойдет, потому что свободный человек неподконтролен даже государству. » если государство станет вести себ€ безнравственно, аморально, если оно начнет подавл€ть свободу или слишком заботитьс€ о себе самом, то свободный человек пойдет против него. » только в этом смысле свободный человек способен на "преступление".

¬се человечество, так же как и отдельный человек, морально развиваетс€.
Ёто хорошо заметно, если сравнить жизнь, например, в средние века с нашей жизнью. ” нас нет публичных казней, головы врагов не сажают на коль€, а содержимое ночных горшков не выплескивают на улицы. ≈сли сравнивать человечество с отдельным человеком, то оно находитс€ сейчас на переходе с первого уровн€ морали на второй. ¬ нас все еще сильно стремление наказывать и своевольничать, но мы уже понимаем, что нужно подчин€тьс€ закону и даже находим своеобразное удовольствие в этом подчинении. ѕоэтому переход на третий уровень, уровень свободы, пока невозможен. » все, что сказано на последних страницах, еще долго будет оставатьс€ чистой теорией. ’от€, в сущности, ничего нового в этом нет. ¬се вышесказанное есть лишь частное приложение известного тезиса:
"любите врагов ваших". “езис этот был сформулирован еще до ’риста, в 108 году до нашей эры в "«авещани€х двенадцати патриархов".  стати, в том же тексте есть слова: "Ќе возгневайс€ против него, не то, подцепив заразу от теб€, он ответит богохульствами и тем согрешит вдвойне.". ќбратите внимание на слово "зараза".
ќ заразности моральных болезней было известно еще тогда.