Ќа главную

—ергей ¬ладимирович √ерасимов. ѕсихологи€ зла

¬се книги


—одержание


¬ведение
√Ћј¬ј 1
„≈Ћќ¬≈  » »ƒ≈я
1.1. Ё‘‘≈ “ ћјя“Ќ» ј
1.2. «Ћќ  ј  ЅќЋ≈«Ќ№
1.3. «ј–ј∆≈Ќ»≈ »ƒ≈≈…. Ћ»’ќ–јƒ ј
1.4. —–ј«” ѕќ—Ћ≈ «ј–ј∆≈Ќ»я. Ѕ≈——»ћѕ“ќћЌјя ‘ј«ј
1.5. —“џƒ  ј  ѕ–»¬»¬ ј ќ“ «Ћј
1.6. »ћћ”Ќ»“≈“  ќ «Ћ”
1.7. ¬ќ«ћќ∆Ќќ—“№ «ј–ј∆≈Ќ»я » ќ“¬–јў≈Ќ»≈
√Ћј¬ј 2
«ј–ј∆≈Ќ»≈ «Ћќћ
2.1. ¬»–”—
2.2. »Ќ‘ќ–ћј÷»ќЌЌџ… ¬»–”—
2.3. ћ”“ј÷»я »ƒ≈»
2.4. »Ќ‘ќ–ћј÷»ќЌЌџ≈ Ёѕ»ƒ≈ћ»»
2.5. ћќ–јЋ№Ќјя Ёѕ»ƒ≈ћ»я
2.6. ЅќЋ≈«Ќ№ » «ƒќ–ќ¬№≈
2.7. јЌјЋќ√»я — »«¬≈—“Ќџћ» «јЅќЋ≈¬јЌ»яћ»
2.8. ¬ќ«ћќ∆Ќќ—“» Ћ≈„≈Ќ»я
√Ћј¬ј 3
Ќ≈ ќ“ќ–џ≈ ¬ј–»јЌ“џ «Ћј
3.1. Ќ≈ ќ“ќ–џ≈  ¬јЌ“ќ¬џ≈ Ё‘‘≈ “џ
3.2. ѕќƒ √»ѕЌќ«ќћ »ƒ≈»
3.3 »Ќ“≈–≈—
3.4. ѕќ»— ќ¬џ… » »—ѕџ“ј“≈Ћ№Ќџ… »Ќ“≈–≈—
3.5. ’”Ћ»√јЌ—“¬ќ
3.6. —“–≈ћЋ≈Ќ»≈   ќѕј—Ќќ—“»
3.7. ƒ≈ƒќ¬ў»Ќј
3.8. Ѕ≈—ѕќЋ≈«Ќјя ЅќЋ“ќ¬Ќя
3.9. ÷≈ѕЌјя –≈ј ÷»я »Ќ“≈–≈—ј
√Ћј¬ј 4
‘ќ–ћџ «Ћј. ѕ–»ћ»“»¬»«ћ
4.1. ”—Ћќ¬Ќќ≈ –ј¬≈Ќ—“¬ќ
4.2. ћј——ј » ЁЋ»“ј
4.3. ѕќ–“–≈“ ѕ–»ћ»“»¬ј
4.4. ѕќЋ≈«Ќќ—“№ Ќ–ј¬—“¬≈ЌЌќ… “”ѕќ—“»
4.5. Ќ≈ ќ“ќ–џ≈ „≈–“џ ѕ–»ћ»“»¬ј
4.6. ÷≈ЌЌќ—“№ ∆»«Ќ»
4.7. Ћ≈„≈Ќ»≈
4.8.  ј„≈—“¬ќ „≈Ћќ¬≈ ј
4.9. Ќј–ќƒЌќ—“№ » ј–»—“ќ –ј“»«ћ ƒ”’ј
√Ћј¬ј 5
‘ќ–ћџ «Ћј. ‘јЌј“»«ћ » ‘јЌј“ќ»ƒ: ѕќ–јЅќў≈Ќ»≈ »ƒ≈≈…
5.1. —»Ќƒ–ќћ „ј–“ ќ¬ј
5.2. ƒј–
5.3. ‘јЌј“ќ»ƒ
5.4. Ћќ√» ј ‘јЌј“»«ћј
5.5. ѕќƒћ≈Ќј ѕ–ј¬ƒџ ѕ–ј¬ƒќѕќƒќЅ»≈ћ
5.6. ÷≈ѕќ„ ј Ќј–ј—“јёў»’ ∆≈–“¬.  ј  »ƒ“» ¬ѕ≈–≈ƒ, ”Ќ»„“ќ∆јя —≈Ѕя
5.7. ‘јЌј“» 
5.8. »ƒ≈я  ј  Ѕќ√
√Ћј¬ј 6
‘ќ–ћџ «Ћј. ЋјЅ»–»Ќ“Ќќ—“№
6.1. Ћќ√» ј ѕ–ќ“»¬ –ј«”ћј
6.2. ЋјЅ»–»Ќ“. ѕ–»ѕ»—џ¬јЌ»≈ —ќЅ—“¬≈ЌЌџ’ ÷≈ЌЌќ—“≈…
6.3. јЅ—“–ј√»–ќ¬јЌ»≈
6.4. «јѕ–≈“  ј  ѕ–ќ—“≈…Ў≈≈ –≈Ў≈Ќ»≈
6.5. “≈’Ќ»„≈— »≈ ƒ≈“јЋ»
6.6. ‘”Ќ ÷»я ЋјЅ»–»Ќ“ј
6.7. Ў≈—“№ Ќ≈ќЅ’ќƒ»ћќ—“≈…
6.8. ј¬“ќЋјЅ»–»Ќ“Ќќ—“№
6.9. ѕ—»’ќЋќ√»я «јѕ–≈“ќ¬ Ќј —≈ —
6.10. «ƒќ–ќ¬№≈
√Ћј¬ј 7
ѕ–ќЅЋ≈ћџ «ƒќ–ќ¬№я
7.1 –ј«ћЌќ∆≈Ќ»≈ »ƒ≈…
7.2 ЋёЅќ¬№
7.3 “¬ќ–„≈—“¬ќ
7.4 Ћ»„Ќќ—“№ » «ƒќ–ќ¬№≈
√Ћј¬ј 8
ƒ–”√»≈ ‘ќ–ћџ «Ћј
8.1. —ѕ–ј¬≈ƒЋ»¬ќ—“№
8.2. Ќ≈√ќƒя»
8.3.  –»ћ»ЌјЋ№Ќќ—“№
8.4. ∆≈—“ќ ќ—“№
8.5. ќЅ»ƒ„»¬ќ—“№ » ќЅ»ƒј
8.6. √Ќ≈¬
8.7. ¬ќ»Ќ—“¬≈ЌЌќ—“№
8.8. Ѕ≈—“ќЋ ќ¬ќ—“№
8.9. Ќ≈„≈—“Ќќ—“№
8.10. ќ—Ћќ∆Ќ≈Ќ»я ќ—Ќќ¬Ќџ’ ЅќЋ≈«Ќ≈…
√Ћј¬ј 9
Ё ќЋќ√»я «Ћј
9.1 –≈ ЋјћЌјя  ”Ћ№“”–ј. —ќ“¬ќ–≈Ќ»≈ „”Ќƒ–» ј
9.2. ”Ќ»„“ќ∆≈Ќ»≈ —“џƒј. — јЌƒјЋџ
9.3. ѕќƒј¬Ћ≈Ќ»≈ —¬ќЅќƒџ
9.4. »—“ќ„Ќ» » «ј–ј∆≈Ќ»я

3.4. ѕќ»— ќ¬џ… » »—ѕџ“ј“≈Ћ№Ќџ… »Ќ“≈–≈—


»нтерес Ц это далеко не безобидна€ вещь, это "присоска", которой иде€ прочно прикрепл€етс€ к человеку. »нтерес может причин€ть как вред, так и пользу. —ейчас нас интересуют вредные свойства интереса.
≈сть две формы интереса: испытательный (хочетс€ попробовать) и поисковый (хочетс€ узнать).  огда подросток впервые пробует наркотик, ему интересно ѕќѕ–ќЅќ¬ј“№.  огда старуха всю ночь не спит, подслушива€ о чем говор€т соседи за тонкой стенкой, Ц ей интересно ”«Ќј“№. »спытательный и поисковый интерес так сильно отличаютс€ друг от друга, что даже непон€тно, почему во всех €зыках они называютс€ одним и тем же словом.
–ешать кроссворды, искать ответы на бесполезные вопросы или совать нос не с свое дело нас заставл€ет поисковый интерес Ц этим его Ђвредностьї практически исчерпываетс€.
ѕќ»— ќ¬џ… »Ќ“≈–≈— Ц Ё“ќ „”¬—“¬ќ,  ќ“ќ–ќ≈ »—ѕџ“џ¬ј≈“ „≈Ћќ¬≈ , ѕ–»ЅЋ»«»¬Ў»—№   »ƒ≈≈.
»де€ не заразила его, но уже привлекает, заставл€ет стремитьс€ к себе, заставл€ет искать. ћы не знаем ничего подобного этому в области телесных или психических болезней. »де€ мен€ет психику человека не только заража€ его, но уже просто приблизившись. ћы ощущаем близость ответа (т е. новой идеи) также легко и отчетливо, как кошка ощущает близость стакана с молоком.  ошка ощущает запах, мы Ц поисковый интерес. Ћюбой более или менее умный человек знает чувство близости решени€. «нает и смутное ощущение того, что "здесь что‑то не так" Ц чувство того, что в стене есть дверь, пока что невидима€, но способна€ открытьс€ и повести в завораживающую неизвестность. Ёто чувство при€тно; дл€ того, чтобы переживать его, человечество изобрело загадки, детективы и брейн‑ринг.
ѕоисковый интерес начинаетс€ с проблемы заканчиваетс€ решением проблемы Ц то есть, по€влением новой »ƒ≈». »спытательный не имеет отношени€ к проблемам: он заставл€ет проверить или испытать новую идею.
»—ѕџ“ј“≈Ћ№Ќџ… »Ќ“≈–≈— Ц Ё“ќ —ќ—“ќяЌ»≈ „≈Ћќ¬≈ ј, ”∆≈ «ј–ј∆≈ЌЌќ√ќ »ƒ≈≈….
»спытательный интерес заставл€ет испробовать новую идею во всех вариантах и ситуаци€х. Ќо эти пробы не всегда безвредны. ќни могут быть неэтичны, опасны, антисоциальны или преступны. ѕриведу пример неэтичного поведени€.

ѕ–»ћ≈– 21. „тобы перепробовать страсть

ќна была у мен€ первой женщиной, а € был у нее первым мужчиной. ќна часто повтор€ла, как она сильно мен€ любит и € тоже самое повтор€л, но не любил ее ни капельки. я относилс€ к ней так же, как к любой встречной Ц не было ни малейших чувств.  ак вы€снилось позже, у нее были. я изо всех сил старалс€ разжечь ее страсть, но с единственной целью: чтобы перепробовать страсть во всех ее разновидност€х и хорошенько всему научитьс€. Ёто было захватывающе. я специально придумывал, к чему бы ее еще склонить и потом склон€л. ≈сли описать, что мы тогда пережили, получилс€ бы насто€щий роман.  ино тоже можно сн€ть.
ѕеред тем, как она стала моей, € ее долго и очень неумело добивалс€, мне казалось, что € влюблен, но потом вс€ любовь прошла, как отрезало. √оворю, € просто хотел испробовать все варианты страсти. Ёто было так интересно, как играть в казино. »де€ была совершенно сознательна и ни капли мен€ не смущала.
ј даже если бы и смущала, € бы не мог иначе. ѕомнитс€, € даже рассуждал, что если она немножко за мной побегает и помучитс€, то ее не убудет, а вот если € в свои шестнадцать, или то‑то вроде этого, лет не буду уметь хорошо обращатьс€ с девушками, то это может сделать несчастной всю мою последующую судьбу. ѕоэтому из двух зол € должен выбирать меньшее. я так и делал, обманыва€ ее изо всех сил.  огда € научилс€ вроде бы всему, мне стало скучно, € сделал так, чтобы она мен€ оставила и еще осталась при этом виноватой.
ј еще, чуть не забыл, € помню, с чего все это началось.  огда она мен€ поцеловала в первый раз, € был просто ошарашен тем, что все это так просто. я еще пару дней ходил и повтор€л про себ€ "так просто, так просто". ћне казалось, что € пон€л гигантскую истину. — того и началось. ≈й нельз€ было делать это так просто.

»спытательный интерес гораздо опаснее поискового Ц он заставл€ет не искать, а действовать Ц и действи€ эти часто совершенно нелогичны, странны, и бесполезны. »ногда они преступны или разрушительны. ћы понимаем новую (или подзабытую старую) идею и она заставл€ет нас испытать ее. ќна должна врасти, встроитьс€ в наш опыт, и одного понимани€ дл€ этого мало. ѕон€ть Ц не значит познать. Ќужны испытательные действи€. ƒействи€ эти этически неопределены, то есть, нова€ иде€ может толкать как к хорошему, так и к плохому.
≈сть три основных пути, по которым к нам приход€т идеи:
а) мы понимаем что‑то новое, решив проблему;
б) мы можем неожиданно наткнутьс€ на идею;
в) иде€ может возникнуть случайно, в результате мутации.
–ассмотрим в отдельности каждый из этих случаев.
а) «ло, как результат решени€ проблемы.
Ќаука уже давно стала силой, способной вызвать процессы глобального масштаба. ¬незапное теоретическое подтверждение безумной гипотезы вызывает непреодолимое желание ее проверить. Ёто желание может оказатьс€ даже сильнее потребности самосохранени€.
ѕочему были сброшены первые атомные бомбы? Ц есть еще одна причина, кроме тех, которые обычно перечисл€ют энциклопедии и учебники истории Ц это испытательный интерес. ‘изики и политики, создавшие бомбу, дес€тилети€ми шли к этому супероружию, и наконец, добились результатов. Ќужно иметь нечеловечески твердые моральные принципы, чтобы в такой ситуации не испробовать созданное.
 огда человек взрывал первый €дерный зар€д, он имел теорию процесса, но ведь теори€ могла оказатьс€ и неверной. ядерный взрыв мог оказатьс€ каким угодно: он мог бы уничтожить половину планеты, а своих создателей Ц тем более.
» все‑таки люди пошли на это, движимые потребностью воплотить идею. ј сколько новых великих открытий будет дарить нам наука? » всегда ли удача будет сопутствовать нам?
≈—Ћ» ќ—”ў≈—“¬Ћ≈Ќ»≈ »ƒ≈» ќ ј«џ¬ј≈“—я ѕ–»Ќ÷»ѕ»јЋ№Ќќ ¬ќ«ћќ∆Ќџћ, “ќ ќЌј –јЌќ »Ћ» ѕќ«ƒЌќ Ѕ”ƒ≈“ ќ—”ў≈—“¬Ћ≈Ќј,  ј »ћ» Ѕџ  ј“ј—“–ќ‘»„≈— »ћ» ѕќ—Ћ≈ƒ—“¬»яћ» Ё“ќ Ќ» √–ќ«»Ћќ.
Ќо проблемы существуют не только в науке. ¬сем нам приходитс€ сталкиватьс€ с бытовыми или семейными проблемами. Ќаше решение таких проблем не всегда правильно, но найд€ "решение", мы сразу же попадаем под вли€ние новой идеи и действуем в соответствии с ней. ќсобенно драматической будет ситуаци€, если человек находитс€ в безвыходном положении или считает свое положение безвыходным. Ќапример, женщина живет с нелюбимым супругом и не может его бросить. »ли кто‑либо получил возможность вас шантажировать и стал регул€рно пользоватьс€ этой возможностью. »ли в течение года вам нужно отдать большой долг, а денег нет и не будет. »ли сосед по лестничной клетке ради развлечени€ натравливает на вас собаку. ќбобща€, скажем: происходит что‑то такое, чего вы уже не можете терпеть, но от чего не можете избавитьс€.
∆изнь человека, попавшего в безвыходное состо€ние, продолжает катитьс€ по инерции, постепенно замедл€€сь. ќн выполн€ет привычные об€занности, но уже не как человек, а как автомат. ≈му становитс€ все т€желее и т€желее. ≈сли он €сно осознает безвыходность, то врем€ от времени с ним случаютс€ приступы тихого, буйного или Ђсвинцовогої отча€ни€. Ќаконец, он может найти "решение", которое на самом деле решением не €вл€етс€. “аким решением может оказатьс€ преступление, например, убийство или самоубийство.
¬начале решение €вл€етс€ в виде условной гипотезы: как хорошо было бы, если б он умерЕ ѕотом оно оформл€етс€ в смутные мечты: его собьет автомобиль или он заболеет и умретЕ », наконец, решающа€ стади€: а почему бы и нет? — этого момента несчастный попадает под гипноз собственной идеи и часто живет в этом состо€нии очень долго. »де€ гл€дит на него как удав. “акие преступлени€ могут планироватьс€ годами и подумыватьс€ до мельчайших деталей. ѕохожа€ ситуаци€ описана в романе Ќабокова " ороль, дама, валет". ћногие сочинители детективов паразитируют на этом сюжете.
б) «ло, как результат встречи с идеей
Ќовый мат, услышанный по телевизору, мгновенно заражает детей определеного возраста. Ќова€ форма агрессии, особенно успешной агрессии, увиденна€ на улице или в фильме быстро поражает наблагополучного подростка и путем заражени€ передаетс€ его друзь€м и знакомым. ¬се новое, что творит идол, герой или любима€ поп‑звезда становитс€ объектом подражани€.

ѕ–»ћ≈– 22. (÷итата) ’екхаузен. Ђћотиваци€ и де€тельностьї

ƒет€м показывали фильм, герой которого про€вл€л вербальную агрессию необычным дл€ них образом. ƒалее он в одном случае наказывалс€, в другом Ц вознаграждалс€, в третьем Ц его поведение не вызывало никакой реакции. ѕосле этого детей ставили в ситуацию, предоставл€ющую возможность воспроизвести наблюдавшеес€ ими поведение. ¬ тех случа€х, когда кинообразец поощр€лс€, подражание имело место чаще, чем тогда, когда он наказывалс€. «атем увиденное в фильме поведение дет€м предложили воспроизвести возможно более точно и обещали наградить их за это. » дети, которые перед этим воздерживались от повторени€ агрессивного поведени€ образца по собственному почину (по‑видимому, в силу преобладающего торможени€ агрессивности), на этот раз получили максимальные показатели, что может служить признаком достаточной усвоенности и включенности в репертуар потенциальных действий данной формы поведени€.

“о есть, новую форму агрессии ќ—¬ј»¬ј≈“  ј∆ƒџ…. ¬ирус поражает нас сразу, после первого же информационного контакта.
» немного статистики:
—амоубийство Ц чисто человеческое действие, распространено у всех народов и во все времена. ¬ —Ўј Ц 1,5 процента от общего чиста смертей Ц самоубийства: ежегодно 30000 человек. Ёто превышает количество убийств. ћужчины совершают 80 процентов самоубийств, зато женщины пытаютс€ покончить собой в несколько раз чаще, чем мужчины. ¬опреки распространенному мнению, только от 15 до 25 процентов тех, кто покончил с собой, оставл€ют записки. ј теперь еще одна цифра: в —Ўј, например, каждое сообщение о самоубийствах в средствах массовой информации вызывает в среднем 58 новых самоубийств, что объ€сн€етс€ заражением идеей поступка. “о есть, каждое такое сообщение убивает 58 человек (–. „алдини). —колько из этих тридцати тыс€ч могли бы выжить? » сколько других »ƒ≈… ћј——ќ¬ќ√ќ ѕќ–ј∆≈Ќ»я подбрасывают нам газеты и экраны?
в) »деи‑мутанты
—квозь нас посто€нно струитс€ поток странных и нежизнеспособных идей, выживает из которых лишь мала€ дол€ процента. ѕрислушайтесь к себе и вы ощутите движение этого потока. ¬ы ощутите, как абсурдные идеи и желани€ ста€ми проплывают сквозь вас. ¬се это сумасшедшие, нелогичные случайные уродцы, которые сразу же умирают, чуть‑чуть прикоснувшись к нижнему порогу сознани€.
ќни создают посто€нный идейный шум, к которому мы так привыкли, что уже не замечаем. „тобы этот шум стал слышнее, нужно отвлечьс€ от вс€ких целей и мыслей и просто смотреть. ј после совсем небольшой тренировки можно замечать эти идеи даже не прекраща€ заниматьс€ каким‑либо делом.

ѕ–»ћ≈– 23. ѕо неизвестной причине.

1) ћысль топнуть по луже, чтобы обрызгать р€дом идущего, так как он очень берег чистые светлые брюки.
2) ѕисала ручкой, потекла ампула. «ахотелось вымазать кого‑нибудь ей.
3) ≈хал в метро. ”видел гр€зного, замызганного хиппи с изрезанными джинсами и гр€зными волосами. «ахотелось по€звить по этому поводу. Ќо смолчал.
4) √отовил ужин.  огда приготовил и поел сам, захотелось как‑нибудь его испортить.
5) ƒома. Ѕыли на кухне €, сестра и мама. ћама сказала что‑то смешное.
—естра засме€лась. ¬ это врем€ мы пили компот и мне захотелось вылить компот ей в лицо.
6) ƒва года назад. ƒнем мы сидели у подруги. ќна живет на восьмом этаже и € предложила вз€ть и кинуть кому‑нибудь на голову куриное €йцо. » мы кинули.
7) ѕришел ко мне знакомый. —тали мы с ним и болтали в подъезде. ѕопросили мен€ вынести воды. я пошла, набрала воды и выхожу с чашкой и мне захотелось вз€ть и вылить воду на него.
8) —идели в комнате на диване. ” моей сестры длинные волосы, она как раз их распустила, а € как раз вымыла руки и мне захотелось вз€ть и намочить их.
9) ѕришла ко мне подружка. ћы с ней посидели, поговорили. ѕотом она собралась уходить. ѕроходила мимо мен€ к зеркалу и мне захотелось поставить ей подножку. Ќо € не поставила.
10) ”видела банку с помидорами, сто€щую на балконе, и захотелось один из них бросить в прохожего.
11) ѕотому что шел первый в этом году дождь, захотелось свистнуть на всю улицу. „то и произошло в последующие п€ть минут.
12) «ахотелось облить своего брата водой из вод€ного пистолета (по неизвестной причине).
13) ”видел табличку: "главный врач". «ахотелось ее оторвать. «адумалс€: почему захотелось. » вспомнил: вчера, когда делал ремонт, выкручивал много шурупов, а табличка "главный врач" прикручена такими же.  ак только представил поворачивающийс€ шуруп, так и захотелось оторвать.
14) ƒавным‑давно, не помню когда. «ахотелось бросить банкой с испорченной сметаной в проход€щую мимо противную бабульку. —амое интересное, как она на это отреагирует.

¬ тринадцати из четырнадцати случаев, приведенных выше, возникало желание причинить зло. ∆елание это вызывалось по€влением »ƒ≈», зародившейс€, чаще всего, по случайной ассоциации. “акие идеи не об€зательно должны быть разумными, серьезными, или хот€ бы чуть‑чуть логичными. ќни могут быть просто мутировавшими уродцами Ц как в примере тринадцатом, когда захотелось оторвать табличку "главный врач". (ј ведь какой‑нибудь малолетний деликвент действительно бы оторвал Ц и только потому что вчера выкручивал шуруп; поди‑ка угадай причину поступка!) Ќазовем эти идеи, по анологии с живыми существами »ƒ≈яћ»‑ћ”“јЌ“јћ». ќбычно они сразу же отвергаютс€, как неприемлемые, но иногда воплощаютс€, как в примерах 6 и 11.
»ногда воплощаютс€ Ц ведь люба€ нова€ иде€ побуждает к действию.

ƒействовать под вли€нием новой идеи можно двум€ способами:
а) можно попытатьс€ воплотить ее и увидеть результат;
б) можно передать ее другому человеку и увидеть его реакцию.
ѕервый случай объ€сн€ет такие соврешенно иррациональные формы человеческого поведени€, как хулиганство и стремление к опасности, возможно, к смертельной опасности.
¬торой Ц не менее иррациональнуе дедовщину, бестолковую болтовню, котора€ может длитьс€ часами, и болезненное Ђмиссионерствої Ц стремление внедр€ть в окружающих свои вздорные идейки.