Ќа главную

—ергей ¬ладимирович √ерасимов. ѕсихологи€ зла

¬се книги


—одержание


¬ведение
√Ћј¬ј 1
„≈Ћќ¬≈  » »ƒ≈я
1.1. Ё‘‘≈ “ ћјя“Ќ» ј
1.2. «Ћќ  ј  ЅќЋ≈«Ќ№
1.3. «ј–ј∆≈Ќ»≈ »ƒ≈≈…. Ћ»’ќ–јƒ ј
1.4. —–ј«” ѕќ—Ћ≈ «ј–ј∆≈Ќ»я. Ѕ≈——»ћѕ“ќћЌјя ‘ј«ј
1.5. —“џƒ  ј  ѕ–»¬»¬ ј ќ“ «Ћј
1.6. »ћћ”Ќ»“≈“  ќ «Ћ”
1.7. ¬ќ«ћќ∆Ќќ—“№ «ј–ј∆≈Ќ»я » ќ“¬–јў≈Ќ»≈
√Ћј¬ј 2
«ј–ј∆≈Ќ»≈ «Ћќћ
2.1. ¬»–”—
2.2. »Ќ‘ќ–ћј÷»ќЌЌџ… ¬»–”—
2.3. ћ”“ј÷»я »ƒ≈»
2.4. »Ќ‘ќ–ћј÷»ќЌЌџ≈ Ёѕ»ƒ≈ћ»»
2.5. ћќ–јЋ№Ќјя Ёѕ»ƒ≈ћ»я
2.6. ЅќЋ≈«Ќ№ » «ƒќ–ќ¬№≈
2.7. јЌјЋќ√»я — »«¬≈—“Ќџћ» «јЅќЋ≈¬јЌ»яћ»
2.8. ¬ќ«ћќ∆Ќќ—“» Ћ≈„≈Ќ»я
√Ћј¬ј 3
Ќ≈ ќ“ќ–џ≈ ¬ј–»јЌ“џ «Ћј
3.1. Ќ≈ ќ“ќ–џ≈  ¬јЌ“ќ¬џ≈ Ё‘‘≈ “џ
3.2. ѕќƒ √»ѕЌќ«ќћ »ƒ≈»
3.3 »Ќ“≈–≈—
3.4. ѕќ»— ќ¬џ… » »—ѕџ“ј“≈Ћ№Ќџ… »Ќ“≈–≈—
3.5. ’”Ћ»√јЌ—“¬ќ
3.6. —“–≈ћЋ≈Ќ»≈   ќѕј—Ќќ—“»
3.7. ƒ≈ƒќ¬ў»Ќј
3.8. Ѕ≈—ѕќЋ≈«Ќјя ЅќЋ“ќ¬Ќя
3.9. ÷≈ѕЌјя –≈ј ÷»я »Ќ“≈–≈—ј
√Ћј¬ј 4
‘ќ–ћџ «Ћј. ѕ–»ћ»“»¬»«ћ
4.1. ”—Ћќ¬Ќќ≈ –ј¬≈Ќ—“¬ќ
4.2. ћј——ј » ЁЋ»“ј
4.3. ѕќ–“–≈“ ѕ–»ћ»“»¬ј
4.4. ѕќЋ≈«Ќќ—“№ Ќ–ј¬—“¬≈ЌЌќ… “”ѕќ—“»
4.5. Ќ≈ ќ“ќ–џ≈ „≈–“џ ѕ–»ћ»“»¬ј
4.6. ÷≈ЌЌќ—“№ ∆»«Ќ»
4.7. Ћ≈„≈Ќ»≈
4.8.  ј„≈—“¬ќ „≈Ћќ¬≈ ј
4.9. Ќј–ќƒЌќ—“№ » ј–»—“ќ –ј“»«ћ ƒ”’ј
√Ћј¬ј 5
‘ќ–ћџ «Ћј. ‘јЌј“»«ћ » ‘јЌј“ќ»ƒ: ѕќ–јЅќў≈Ќ»≈ »ƒ≈≈…
5.1. —»Ќƒ–ќћ „ј–“ ќ¬ј
5.2. ƒј–
5.3. ‘јЌј“ќ»ƒ
5.4. Ћќ√» ј ‘јЌј“»«ћј
5.5. ѕќƒћ≈Ќј ѕ–ј¬ƒџ ѕ–ј¬ƒќѕќƒќЅ»≈ћ
5.6. ÷≈ѕќ„ ј Ќј–ј—“јёў»’ ∆≈–“¬.  ј  »ƒ“» ¬ѕ≈–≈ƒ, ”Ќ»„“ќ∆јя —≈Ѕя
5.7. ‘јЌј“» 
5.8. »ƒ≈я  ј  Ѕќ√
√Ћј¬ј 6
‘ќ–ћџ «Ћј. ЋјЅ»–»Ќ“Ќќ—“№
6.1. Ћќ√» ј ѕ–ќ“»¬ –ј«”ћј
6.2. ЋјЅ»–»Ќ“. ѕ–»ѕ»—џ¬јЌ»≈ —ќЅ—“¬≈ЌЌџ’ ÷≈ЌЌќ—“≈…
6.3. јЅ—“–ј√»–ќ¬јЌ»≈
6.4. «јѕ–≈“  ј  ѕ–ќ—“≈…Ў≈≈ –≈Ў≈Ќ»≈
6.5. “≈’Ќ»„≈— »≈ ƒ≈“јЋ»
6.6. ‘”Ќ ÷»я ЋјЅ»–»Ќ“ј
6.7. Ў≈—“№ Ќ≈ќЅ’ќƒ»ћќ—“≈…
6.8. ј¬“ќЋјЅ»–»Ќ“Ќќ—“№
6.9. ѕ—»’ќЋќ√»я «јѕ–≈“ќ¬ Ќј —≈ —
6.10. «ƒќ–ќ¬№≈
√Ћј¬ј 7
ѕ–ќЅЋ≈ћџ «ƒќ–ќ¬№я
7.1 –ј«ћЌќ∆≈Ќ»≈ »ƒ≈…
7.2 ЋёЅќ¬№
7.3 “¬ќ–„≈—“¬ќ
7.4 Ћ»„Ќќ—“№ » «ƒќ–ќ¬№≈
√Ћј¬ј 8
ƒ–”√»≈ ‘ќ–ћџ «Ћј
8.1. —ѕ–ј¬≈ƒЋ»¬ќ—“№
8.2. Ќ≈√ќƒя»
8.3.  –»ћ»ЌјЋ№Ќќ—“№
8.4. ∆≈—“ќ ќ—“№
8.5. ќЅ»ƒ„»¬ќ—“№ » ќЅ»ƒј
8.6. √Ќ≈¬
8.7. ¬ќ»Ќ—“¬≈ЌЌќ—“№
8.8. Ѕ≈—“ќЋ ќ¬ќ—“№
8.9. Ќ≈„≈—“Ќќ—“№
8.10. ќ—Ћќ∆Ќ≈Ќ»я ќ—Ќќ¬Ќџ’ ЅќЋ≈«Ќ≈…
√Ћј¬ј 9
Ё ќЋќ√»я «Ћј
9.1 –≈ ЋјћЌјя  ”Ћ№“”–ј. —ќ“¬ќ–≈Ќ»≈ „”Ќƒ–» ј
9.2. ”Ќ»„“ќ∆≈Ќ»≈ —“џƒј. — јЌƒјЋџ
9.3. ѕќƒј¬Ћ≈Ќ»≈ —¬ќЅќƒџ
9.4. »—“ќ„Ќ» » «ј–ј∆≈Ќ»я

2.8. ¬ќ«ћќ∆Ќќ—“» Ћ≈„≈Ќ»я


”же достигнуты определенные успехи в лечении телесных болезней, гораздо меньше определенности с лечением психических и практически ничего нельз€ сказать о лечении моральных Ц ибо их пока не лечат. ѕервый шаг, который нужно сделать сейчас Ц осознать необходимость лечени€, и не замен€ть лечение наказанием Ц там, где это возможно.
—ейчас существует довольно больша€ группа методов коррекции поведени€.
Ќапример, биологическа€ обратна€ св€зь. „еловеку показывают на экране монитора его собственные альфа или тэта волны (электрические колебани€, происход€щие в мозге) и обучают его вли€ть на эти колебани€. «а счет обратной св€зи, то есть, за счет того, что он мгновенно видит результат своих усилий, человек может научитьс€ управл€ть своим вниманием, настроением или вообще научитьс€ управл€ть собой в стрессовых ситуаци€х.
ƒругие методы это электрическа€ и химическа€ терапи€: человек получает легкий удар током вс€кий раз, когда он ведет себ€ неправильно. ѕостепенно неправильное поведение перестает его привлекать. Ћибо он испытывает непри€тные ощущени€ типа тошноты или головокружени€, если делает что‑то не так, например, употребл€ет алкоголь.
Ѕолее действенные методики, такие как промывание мозгов или хирургическое вмешательство, в большинстве своем сами €вл€ютс€ аморальными, хот€ и принос€т результат. ѕромывание мозгов состоит в том, что предварительно психику человека довод€т до грани срыва, до того состо€ни€, когда она начинает разрушатьс€, а потом восстанавливают ее в измененной форме. ѕерва€ часть такой процедуры обычно очень болезнена, она может заключатьс€ в длительном лишении сна, причинении непереносимой боли, лекарственном шоке и так далее. Ќаиболее гуманной в этом плане €вл€етс€ полна€ сенсорна€ изол€ци€: человека содержат в таких услови€х, когда его органы чувств получают минимальное количество информации, что приводит к галлюцинаци€м и прочим расстройствам психики. ¬ этом состо€нии люба€ посторонн€€ информаци€ будет восприниматьс€ как благо и легко усваиватьс€.
ѕромывание мозгов широко использовалось во второй половине двадцатого века в политических тюрьмах и в некоторорых религиозных сектах. ќб€зательным элементом этого метода было лишение индивида психологической поддержки, вырывание его из привычного окружени€.
ќб древней и жестокой методике превращени€ свободного человека в хорошего раба писал „ингиз јйтматов. ¬ јзии пленному надевали на лоб свежую полоску шкуры с шеи верблюда Ц и оставл€ли его на несколько дней под пал€щим солнцем.
Ўкура постепенно высыхала и сжималась, доставл€€ человеку невыносимые мучени€.
ѕодавл€ющее большинство пленных не выдерживали такой процедуры и умирали. «ато остальные тер€ли пам€ть и св€зи со своим прошлым и затем становились послушными рабами новому господину. “акой раб был неспособен на предательство или побег, поэтому очень ценилс€. ¬озможно, в древности существовало много методов промывани€ мозгов.
 роме всего вышеперечисленного, существует просто громадное количество психотерапевтических теорий и методик, кажда€ из которых базируетс€ на своих собственных принципах и кажда€ дает определенный, не очень надежный результат.
Ётих методик так много, что просто не хватит места, чтобы их назвать.
Ќо методы, существующие до сих пор, это методы лечени€ телесных или психических заболеваний. «адачи лечени€ моральных болезней до сих пор не ставилось. » поэтому еще не выработаны нужные меры и способы. Ќеобходимы принципиально новые подходы, а не механическое перенесение на новую область представлений психиатрии. Ћечить моральную недостаточность сенсорной изол€цией или электроударами так же сложно и неверно, как лечить сумасшествие кровопусканием. Ќужна нова€ группа методов. —овершенно недостаточно то, что было описано, например, в известном романе "ћеханический апельсин": с помощью методик коррекции поведени€ преступника довод€т до такого состо€ни€, когда он не может совершать преступлени€ Ц при каждой попытке ему становитс€ плохо.
"»злечив" таким образов, его выпускают на свободу. Ќо болезнь не излечена Ц всего лишь заблокированы ее симптомы. Ќасто€щее излечение должно было бы сделать преступника пор€дочным, честным, сострадательным, следующим велени€м совести. » только в этом случае его можно будет считать морально здоровым.

ѕ–»ћ≈– 16.  рысы‑садисты

ќпыт организуют таким образом, что крыса, получающа€ пищу, при этом наносит своему собрату электрический удар. Ѕольшинство крыс мало озабочены этим и продолжают принимать пищу. ѕосле этого Ђсчастливуюї и Ђнесчастнуюї крысу мен€ют местами. “а, котора€ преспокойно ела под крики "несчастной", теперь пробует электрический ток на собственной шкуре. «атем их снова мен€ют местами.
Ѕольшинство крыс, испытавших боль, теперь отказываютс€ эту боль причин€ть. Ќо примерно кажда€ п€та€ из "испытуемых", продолжает мучить своего товарища после любого количества повторений, а возможно, ей даже нравитс€ это зан€тие.

»так, больша€ часть крыс, испытавших боль на своей шкуре, перестают причин€ть такую же боль другим. “о есть, Ћ”„Ў≈≈ ѕќЌ»ћјЌ»≈ ƒ–”√ќ√ќ ћ≈Ўј≈“ ѕ–»„»Ќ»“№ ≈ћ” «Ћќ.  онечно, нет необходимости мучить человека, дл€ того, чтобы он стал добрее. ≈го нужно научить пониманию чувств ближнего. »зучение психологии в большинстве случаев снижает агрессивность человека, во‑первых, потому, что дает ему лучшее понимание чужих чувств; во‑вторых, потому что вооружает его методами вли€ни€ на других и на самого себ€, Ц а к жестокости прибегают обычно тогда, когда не имеют в своем арсенале других средств воздействи€. ѕоэтому читайте книги по психологии.
јгрессивность заметно снижают домашние животные, но не злобные сторожевые кобели, конечно, а те животные, чье главное назначение Ц служить предметом любви и ласки.
јгрессивность снижает обыкновенное зеркало. ≈сли человек видит свое отражение в зеркале, то ведет себ€ более сдержано. Ёто не относитс€ к случаю сильного гнева: в гневе зеркало лишь распал€ет человека, так как он Ђзаражаетї этой эмоцией сам себ€.
—ледующа€ очевидна€ вещь: способность стыдитьс€ гарантирует защиту от многих моральных болезней, Ц при определенных услови€х. ј так же может быстро и радикально излечить. ƒл€ развити€ этой способности нужно: ‘ќ–ћ»–ќ¬јЌ»≈ „”¬—“¬ј —јћќ”¬ј∆≈Ќ»я » ”ћ≈Ќ№Ў≈Ќ»≈ —јћќƒќ¬ќЋ№—“ј. ќ полезной функции стыда знали еще давным‑давно. ќдин древний правитель набирал себе охрану из тех людей, которые умели краснеть Ц счита€, что такие неспособны на предательство.
ѕоразительна беспечность, с которой Ђнеисправимыеї преступники относ€тс€ к чужой жизни. Ќапример, зарезав человека, они преспокойно сп€т и не ощущают ни малейших угрызений совести. ќдин узник лагер€ поведал о следующем случае.
ћальчишки‑заключенные достали небольшое взрывательное устройство и, ради интереса, засунули его в карман впереди идущего. “очно так, как школьники вешают впреди идущему на спину листок бумаги с надписью.  огда человека разорвало на клочки, они весело сме€лись. «десь налицо абсолютное безразличие к чужой жизни. Ќо дело в том, что такие люди безразличны и к жизни собственной.
ќни подвергают себ€ бессмысленному риску, трав€т себ€ наркотиками и химикатами и в конце концов гибнут в какой‑нибудь поножовщине. “о есть, к себе они относ€тс€ немногим лучше, чем к другим. ¬ их собственной жизни нет ничего ценного, нет такого, ради чего стоило бы жить, что бы оправдывало т€жесть и жестокость жизни.
» поэтому они не могут пон€ть, что в жизни других людей такие ценности есть.
ƒл€ того, чтобы научитьс€ ценить чужие жизни, человек должен, как минимум, ценить свою собственную. ≈сли он этого не может, этому нужно учить. ≈сли же никаких ценностей в жизни нет вообще, их нужно дать. Ќужно научить человека пользоватьс€ своей жизнью так, чтобы она стала бесценна.
»так:
1) Ќужно научить пониманию другого;
2) усиливать самоуважение;
3) уменьшать самодовольство;
4) дать жизненные ценности, такие, ради которых стоит жить и которые оправдывают т€жесть жизни.
(ѕункты третий и четвертый использует религи€, поэтому искренне верующие менее склонны причин€ть зло)
Ќо пока видны только некоторые (далеко не все) направлени€. ћы уже видим, что нужно, но не знаем, как этого достичь. ѕока рано говорить о конкретных методиках. Ќо самое врем€ сказать о том, чего делать нельз€.
ѕервое, что совершенно очевидно, так как моральнные заболевани€ чрезвычайно заразны и поддерживают себ€ с помощью многократного заражени€ и перезаражени€: больной должен содержатьс€ отдельно от других больных и не вступать с ними в информационный контакт. —ледующее: он должен содержатьс€ и отдельно от здоровых, которых может заразить. “о есть, общатьс€ он может лишь с людьми обладающими устойчивым иммунитетом, морально здоровыми или, в крайнем случае, с заместител€ми людей Ц книгами, видеозапис€ми и прочими носител€ми информации.
Ёто требование может показатьс€ на первым взгл€д слишком суровым или нарушающим некие права. Ќо никого ведь не удивл€ет и не возмущает, что изолируют инфекционного больного.
Ёто делаетс€ не только дл€ блага здоровых, но и дл€ его собственного блага. Ќикого не удивл€ет, что больной чумой не пьет из одной чашки со здоровым, ведь инфекци€ может быть передана через чашку. «ато больные коричневой чумой разнесли заразу по всей планете, потому что имели большие возможности дл€ распространени€ инфекции.
Ќа первый взгл€д, основным источником, поддерживающим низкий уровень морального здоровь€ в государстве, €вл€ютс€ тюрьмы. ѕопав в тюрьму однажды Ц по глупости, неосторожности, случайно, некоторые (м€гко сказано) выход€т отуда насто€щими преступниками. » многие выход€т более больными, чем попадают.
√лавное давление на заключенного, как уже признано всеми, исходит не от персонала тюрьмы, а от других заключенных. ќсобенно т€жело это про€вл€етс€ в переполненных тюрьмах. “ам образуетс€ особа€ субкультура, правилам которой каждый заключенный об€зан следовать. »ерархи€ и выполнение неформальных правил поддерживаетс€ жестокостью. ƒаже самые закаленные обитатели тюрем испытывают посто€нный и сильный стресс из‑за близких контактов с подобными себе.
—одержание в одной клетке с преступниками есть не что иное, как ѕџ“ ј. Ёто единственна€ пытка, повсеместно разрешенна€ законом. √ерои фильма, выбива€ признание, гроз€т подозреваемому тем, что посад€т в одну камеру с уголовниками, которые будут его избивать Ц так уж сильно ли это отличаетс€ от собственноручного избиени€? ƒо сих пор пыткой считаетс€ причинение физической боли, хот€ ѕ—»’ќЋќ√»„≈— јя ЅќЋ№ √ќ–ј«ƒќ ЅќЋ≈≈ ƒ≈…—“¬≈ЌЌј.
ќтсидев, человек становитс€ преступником или, по крайней мере, более преступным, чем раньше. Ќо здесь дело не только в заражении Ц а еще и в том, что давление на заключенного со всех сторон направлено на то, чтобы снизить ценность его жизни, что аналогично снижению морального иммунитета. ƒалеко не каждый ведь становитс€ уголовником, провед€ среди уголовников несколько лет, не каждого унесет течение Ц а только того, кто не имеет достаточно веского внутреннего €кор€.
“еперь несколько возражений.
≈ще пару столетий назад тюрьмы ни коим образом не использовались как места отбыти€ наказани€. ¬ тюрьмах сидели должники, преступники, ожидающие казни или высылки, да еще неугодные лица, которых требовалось на врем€ спр€тать.
Ќо преступность от этого не уменьшалась.
¬ свое врем€ существовала многообещающа€ ѕеньсильванска€ система, при которой каждый преступник сидел в отдельной камере, занималс€ каким‑нибудь ремеслом и не видел никого, кроме офицера и редких посетителей. ќсобого выздоравлени€ в этом случае тоже не наблюдалось.
“о есть, ни уменьшение количества тюрем, ни введение одиночного заключени€ не решит проблемы Ц хот€, вроде бы, и уменьшит (устранит) моральное заражение.
“ак в чем же дело?
ќтвет прост. ≈сли оставить уже заболевшего чумой в отдельной палате, он не заразит других, но и сам не выздоровеет. „тобы человек стал здоров, его нужно лечить, а не оставл€ть наедине со своей болезнью.
»зол€ци€ преступника в тюрьме имеет три основные цели: защита общества от преступника; наказание преступника, реабилитаци€ преступника. ѕричем реабилитаци€ оказываетс€ на последнем месте. Ќа самом же деле первой целью должно быть излечение или реабилитаци€, второй Ц защита, а наказани€ не должно быть вовсе, потому что излечившийс€ будет в достаточной степени наказан собственными муками совести и нет на свете другого справедливого наказани€. Ќо только излечившийс€, а не просто отсидевший срок.
¬о многих странах несовершеннолетние преступники содержутс€ в отдельных учреждени€х и предполагаетс€, что они не столько наказываютс€, сколько получают лечение, перевоспитание, социальную реабилитацию и необходимые навыки дл€ законопослушной жизни. –езультат таких меропри€тий отнюдь не обнадеживает: нельз€ сказать, что происходит действительное излечение.  роме того, коммунистические и прочие психушки, где раньше Ђлечилиї несогласных Ц действовали, вообщем‑то, теми же методами, какими действуют сейчас заведени€ по перевоспитанию малолетних преступников.
Ќо если пока не существует действенных лекарств, это не значит, что не существует болезни.
–аздаютс€ даже голоса, утверждающие, что человек имеет право быть "морально иным", то есть не подчин€тьс€ общеприн€тым нормам морали и закона. Ќо почему‑то никто не отстаивает права быть Ђинымї и умирать от воспалени€ легких, которое запросто лечитс€ антибиотиками.
ѕроблема не только в тюрьмах.
ѕопавший в принудительную армию свободным человеком, выходит оттуда отчасти рабом. —частливый отличник в первом классе превращаетс€ в злобного и тупого хулигана в восьмом. ∆ивущий среди скандальных соседей становитс€ скандалистом сам. ∆изнерадостный младенец, воспитанный бестолковыми родител€ми, превращаетс€ в несовершеннолетнего деликвента. —траны продолжают воевать, то есть Ц убивают множество людей Ц вслушайтесь в звучание этих слов и осознайте их смысл. ќн не умещаетс€ в здоровом рассудке: убивают Ц множество Ц людей.
ƒело в экологии.
ѕредставьте себе мост, состо€щий из гнилых досок. ¬ы согласны проехать по такому мосту? ѕредставьте корабль, склепанный из ржавых листов. ¬ы согласны отправитьс€ на нем в путешествие? ј теперь представьте общество, состо€щее из непор€дочных людей. ¬ы согласны в нем жить? √ромадные неповоротливые системы проверок, контрол€, наблюдени€, предписани€, издани€ директив, разнюхивани€, слежки, проверки подозрений, удостоверени€ честности, обвинени€, защиты от несправедливого обвинени€, проверки провер€ющих, контрол€ за контролерами, наблюдени€ за наблюдающими и так далее в бесконечность нужны только потому, что Ќ» ќћ” Ќ≈Ћ№«я ¬≈–»“№ Ќј —Ћќ¬ќ. ѕовышение среднего уровн€ пор€дочности хот€ бы на несколько процентов дал бы стране или человечеству сильнейший экономический скачок. Ќо мост остаетс€ гнилым, а корабль продолжает ржаветь. ќн уже дает течь здесь и там, хот€ еще держитс€ на плаву.
¬ той или иной степени болен каждый, больно все человечество и это делает проблему особенной. ƒаже вернувшись из тюрьмы выздоровевшым, человек снова заболеет Ц в том случае, если у него нет иммунитета. ¬ качестве составл€ющих иммунитета € назвал бы четыре давно известных вещи: совесть, честь, пор€дочность, уважение к человеку.
ћожет быть, сейчас, при слишком большой распространенности болезней, главное не лечить отдельных людей, а создавать здоровые услови€, предотвращающие моральные болезни. “о есть заботитьс€ об экологии.
ѕривычные преступники ведут себ€ отлично от нормальных людей. Ќапример, если жертва про€вл€ет признаки сильного страдани€, нормальный человек прекращает ее мучить, а привычный к жестокости преступник начинает ее мучить еще сильнее.
ƒл€ него крики жертвы Ц это не сигнал к прекращению зла, а признак того, что он действует успешно. “очно так же хирург, приобрета€ опыт, постепенно перестает волноватьс€, услышав, как воет от боли человек. “очно так же на опытного учител€ уже не действуют детские слезы. Ёто привычка к чужой боли, она лишает чужую боль ее главной функции: служить дл€ всех сигналом "стоп!" или заставл€€ помогать. ¬ этом плане жестокость, льюща€с€ с экранов, представл€ет собой всепланетное зло. ћы учимс€ видеть чужие страдани€, не сострада€. ќсобенно опасно то, что это вли€ние распредел€етс€ равномерно на всех. ѕредставьте себе, что все в мире уменьшитс€ ровно в два раза. —можете ли вы это заметить? Ц не сможете: вы точно так же будете проходить в двери и та же метрова€ линейка будет отмер€ть такой же кусок ткани. ƒл€ того, чтобы заметить изменение, его нужно с чем‑либо сравнить. ≈сли весь мир, включа€ вас, за одну ночь вдруг станет в два раза хуже, вы этого не сможете заметить, потому что будете так же соответствовать этому миру, как и сейчас. ѕоэтому страшнее всего равномерное сползание к злу.
ќстрота проблемы морального здоровь€ сейчас возрастает и, возможно, возрастет катастрофически. Ёто св€зано с освобожнением и доступностью информационного пространства. ¬ы заметили, как пошла в рост порнографи€ с по€влением компьютерных сетей? ј как быстро размножаютс€ худшие образцы анекдотов? «аметили, как быстро падает средний уровень качества литературного текста? «аметили, что »ƒ≈јЋ “”ѕ≈≈“ Ц и даже все рекламные мульт€шки имеют ћ» –ќ— ќѕ»„≈— »≈ „≈–≈ѕЌџ≈  ќ–ќЅ », при более‑менее верной передаче остальных деталей?  ому и зачем это нужно?
Ёто современные тенденции, но остаютс€ и "классические". ¬се так же практикуетс€ совместное принудительное содержание детей, не имеющих еще достаточного морального иммунитета. —реди них легко распростран€ютс€ т€желые моральные болезни и оставл€ют многих на всю жизнь моральными инвалидами. “ак же в свое врем€ обошлись и со мной, и с вами. ѕоэтому и мо€, и ваша мораль хромает на обе ноги Ц и это навсегда. ј трехлетние мальчики, обща€сь друг с другом, — ”ƒќ¬ќЋ№—“¬»≈ћ повтор€ют мат: они уже заражены вульгарностью, как лишаем.