Ќа главную

—ергей ¬ладимирович √ерасимов. ѕсихологи€ зла

¬се книги


—одержание


¬ведение
√Ћј¬ј 1
„≈Ћќ¬≈  » »ƒ≈я
1.1. Ё‘‘≈ “ ћјя“Ќ» ј
1.2. «Ћќ  ј  ЅќЋ≈«Ќ№
1.3. «ј–ј∆≈Ќ»≈ »ƒ≈≈…. Ћ»’ќ–јƒ ј
1.4. —–ј«” ѕќ—Ћ≈ «ј–ј∆≈Ќ»я. Ѕ≈——»ћѕ“ќћЌјя ‘ј«ј
1.5. —“џƒ  ј  ѕ–»¬»¬ ј ќ“ «Ћј
1.6. »ћћ”Ќ»“≈“  ќ «Ћ”
1.7. ¬ќ«ћќ∆Ќќ—“№ «ј–ј∆≈Ќ»я » ќ“¬–јў≈Ќ»≈
√Ћј¬ј 2
«ј–ј∆≈Ќ»≈ «Ћќћ
2.1. ¬»–”—
2.2. »Ќ‘ќ–ћј÷»ќЌЌџ… ¬»–”—
2.3. ћ”“ј÷»я »ƒ≈»
2.4. »Ќ‘ќ–ћј÷»ќЌЌџ≈ Ёѕ»ƒ≈ћ»»
2.5. ћќ–јЋ№Ќјя Ёѕ»ƒ≈ћ»я
2.6. ЅќЋ≈«Ќ№ » «ƒќ–ќ¬№≈
2.7. јЌјЋќ√»я — »«¬≈—“Ќџћ» «јЅќЋ≈¬јЌ»яћ»
2.8. ¬ќ«ћќ∆Ќќ—“» Ћ≈„≈Ќ»я
√Ћј¬ј 3
Ќ≈ ќ“ќ–џ≈ ¬ј–»јЌ“џ «Ћј
3.1. Ќ≈ ќ“ќ–џ≈  ¬јЌ“ќ¬џ≈ Ё‘‘≈ “џ
3.2. ѕќƒ √»ѕЌќ«ќћ »ƒ≈»
3.3 »Ќ“≈–≈—
3.4. ѕќ»— ќ¬џ… » »—ѕџ“ј“≈Ћ№Ќџ… »Ќ“≈–≈—
3.5. ’”Ћ»√јЌ—“¬ќ
3.6. —“–≈ћЋ≈Ќ»≈   ќѕј—Ќќ—“»
3.7. ƒ≈ƒќ¬ў»Ќј
3.8. Ѕ≈—ѕќЋ≈«Ќјя ЅќЋ“ќ¬Ќя
3.9. ÷≈ѕЌјя –≈ј ÷»я »Ќ“≈–≈—ј
√Ћј¬ј 4
‘ќ–ћџ «Ћј. ѕ–»ћ»“»¬»«ћ
4.1. ”—Ћќ¬Ќќ≈ –ј¬≈Ќ—“¬ќ
4.2. ћј——ј » ЁЋ»“ј
4.3. ѕќ–“–≈“ ѕ–»ћ»“»¬ј
4.4. ѕќЋ≈«Ќќ—“№ Ќ–ј¬—“¬≈ЌЌќ… “”ѕќ—“»
4.5. Ќ≈ ќ“ќ–џ≈ „≈–“џ ѕ–»ћ»“»¬ј
4.6. ÷≈ЌЌќ—“№ ∆»«Ќ»
4.7. Ћ≈„≈Ќ»≈
4.8.  ј„≈—“¬ќ „≈Ћќ¬≈ ј
4.9. Ќј–ќƒЌќ—“№ » ј–»—“ќ –ј“»«ћ ƒ”’ј
√Ћј¬ј 5
‘ќ–ћџ «Ћј. ‘јЌј“»«ћ » ‘јЌј“ќ»ƒ: ѕќ–јЅќў≈Ќ»≈ »ƒ≈≈…
5.1. —»Ќƒ–ќћ „ј–“ ќ¬ј
5.2. ƒј–
5.3. ‘јЌј“ќ»ƒ
5.4. Ћќ√» ј ‘јЌј“»«ћј
5.5. ѕќƒћ≈Ќј ѕ–ј¬ƒџ ѕ–ј¬ƒќѕќƒќЅ»≈ћ
5.6. ÷≈ѕќ„ ј Ќј–ј—“јёў»’ ∆≈–“¬.  ј  »ƒ“» ¬ѕ≈–≈ƒ, ”Ќ»„“ќ∆јя —≈Ѕя
5.7. ‘јЌј“» 
5.8. »ƒ≈я  ј  Ѕќ√
√Ћј¬ј 6
‘ќ–ћџ «Ћј. ЋјЅ»–»Ќ“Ќќ—“№
6.1. Ћќ√» ј ѕ–ќ“»¬ –ј«”ћј
6.2. ЋјЅ»–»Ќ“. ѕ–»ѕ»—џ¬јЌ»≈ —ќЅ—“¬≈ЌЌџ’ ÷≈ЌЌќ—“≈…
6.3. јЅ—“–ј√»–ќ¬јЌ»≈
6.4. «јѕ–≈“  ј  ѕ–ќ—“≈…Ў≈≈ –≈Ў≈Ќ»≈
6.5. “≈’Ќ»„≈— »≈ ƒ≈“јЋ»
6.6. ‘”Ќ ÷»я ЋјЅ»–»Ќ“ј
6.7. Ў≈—“№ Ќ≈ќЅ’ќƒ»ћќ—“≈…
6.8. ј¬“ќЋјЅ»–»Ќ“Ќќ—“№
6.9. ѕ—»’ќЋќ√»я «јѕ–≈“ќ¬ Ќј —≈ —
6.10. «ƒќ–ќ¬№≈
√Ћј¬ј 7
ѕ–ќЅЋ≈ћџ «ƒќ–ќ¬№я
7.1 –ј«ћЌќ∆≈Ќ»≈ »ƒ≈…
7.2 ЋёЅќ¬№
7.3 “¬ќ–„≈—“¬ќ
7.4 Ћ»„Ќќ—“№ » «ƒќ–ќ¬№≈
√Ћј¬ј 8
ƒ–”√»≈ ‘ќ–ћџ «Ћј
8.1. —ѕ–ј¬≈ƒЋ»¬ќ—“№
8.2. Ќ≈√ќƒя»
8.3.  –»ћ»ЌјЋ№Ќќ—“№
8.4. ∆≈—“ќ ќ—“№
8.5. ќЅ»ƒ„»¬ќ—“№ » ќЅ»ƒј
8.6. √Ќ≈¬
8.7. ¬ќ»Ќ—“¬≈ЌЌќ—“№
8.8. Ѕ≈—“ќЋ ќ¬ќ—“№
8.9. Ќ≈„≈—“Ќќ—“№
8.10. ќ—Ћќ∆Ќ≈Ќ»я ќ—Ќќ¬Ќџ’ ЅќЋ≈«Ќ≈…
√Ћј¬ј 9
Ё ќЋќ√»я «Ћј
9.1 –≈ ЋјћЌјя  ”Ћ№“”–ј. —ќ“¬ќ–≈Ќ»≈ „”Ќƒ–» ј
9.2. ”Ќ»„“ќ∆≈Ќ»≈ —“џƒј. — јЌƒјЋџ
9.3. ѕќƒј¬Ћ≈Ќ»≈ —¬ќЅќƒџ
9.4. »—“ќ„Ќ» » «ј–ј∆≈Ќ»я

1.6. »ћћ”Ќ»“≈“  ќ «Ћ”


≈сть такие формы поведени€, к которым конкретный человек неспособен (или практически неспособен). Ќапример, большинство людей в обычных жизненных обсто€тельствах неспособны убить, причем не только человека, но и животное.
ƒругие же смогут сделать это без труда.  то‑то не может ударить женщину или вообще любого человека по лицу. ¬ то же врем€ генерал, неспособный ударить женщину по лицу, может оказатьс€ способным убить женщину, если дл€ этого достаточно просто отдать приказ. я знал женщину, котора€ была абсолютно неподкупна, встречал людей, которые не ругались, не употребл€ли спиртного или не могли не сделать ежедневную часовую пробежку Ц в любое врем€ года и при любой погоде. ≈сть люди, органически неспособные присвоить чужое. ” мен€ например, есть привычка всегда придерживать дверь в метро и смотреть, не идет ли кто сзади. Ёта привычка настолько естественна, что € удивилс€, когда кто‑то мен€ за это поблагодарил. я просто не понимал, что можно вести себ€ иначе. я стал присматриватьс€ и обнаружил, что, действительно, не каждый придерживает дверь, а только некоторые. я не знаю, откуда вз€лась эта привычка и почему она по€вилась. я не могу не обернутьс€ и не придержать дверь.
ќсновной факт состоит в том, что существуют такие поступки, против которых человек имеет иммунитет, то есть не может их выполнить практически ни при каких обсто€тельствах.

ѕ–»ћ≈– 6. ј €‑то думал.

” мен€ есть странное свойство характера, которым иногда люди пользуютс€.
ƒостаточно кому‑нибудь произнести: "ј €‑то думалЕ", как € чувствую, что не могу отказать этому человеку. ћожет быть, если будет идти дело о чем‑то страшно важном, например о жизни и смерти, или о большом состо€нии, или о предательстве –одины, € смогу пересилить себ€. Ќо при этих словах во мне про€вл€етс€ кака€‑то особенна€ жалость, так что € готов помочь человеку чем угодно. я просто весь раскисаю. я совершенно точно знаю, откуда вз€лась эта странна€ привычка, или не привычка, не знаю как ее назвать.
ћне было примерно четыре года и € ехал на трехколесном велосипеде. Ѕыла весна, потому что пахло теплым асфальтом и травой. –€дом шли женщины и € слушал их разговор. “ак вот, они рассказали жуткую историю, как мать по неосторожности убила своего маленького мальчика. ѕоследние слова ребенка были: "а €‑то думалЕ", то есть он думал, что его наказывают за плохое поведение. Ќа самом деле виновата была мать, в чем она напоследок ребенку и призналась.  огда € услышал эту историю, то стал неудержимо реветь, и с тех пор не могу спокойно слышать этих слов. "ј €‑то думала, ты сходишь в магазин вместо мен€", Ц говор€т мне и € иду.

ѕоведение человека может изменитьс€ раз и навсегда от различных причин.
¬спомните Ђќтверженныхї ¬иктора √юго. ѕреступник ворует серебр€нные подсвечники в доме св€щенника, который приютил его на ночь, то есть совершает вопиющую неблагодарность. Ќа следующее утро его лов€т и привод€т к св€щеннику, но тот отвечает, что подсвечники он этому человеку подарил. ¬ора отпускают. —в€щенник сообщает вору, что не просто отдает ему подствечники, а покупает за это серебро его душу. » действительно, после это случа€ вор становитс€ честным человеком.
“о есть, с этого дн€ он имеет »ћћ”Ќ»“≈“ к некоторым формам криминального поведени€. «десь подмечен один реальный факт: неожиданное возда€ние добром за зло €вл€етс€ мощным приемом психокоррекции Ц но только в том случае, если добро не может быть расценено, как признак слабости.
ѕостепенно, но навсегда, измен€ют свое поведение супруги, притирающиес€ друг к другу за годы семейной жизни. „то бы ни случилось, они уже не станут прежними. »змен€ют свое поведение и люди, зараженные фанатоидом Ц мощной идеей, провоцирующей фанатичное поведение. ќ свойствах такой идеи мы поговорим позже.
Ѕольшинство людей имеют иммунитет ко лжи, но не к любой, а ко лжи определенного уровн€.
¬ыделим три уровн€ лжи:
а) Ћожь первого уровн€: неосознанна€ ложь, при которой человек лжет, но не понимает, что лжет. Ќапример, так лжет ребенок, рассказыва€ о том, что у него в бассейне вод€тс€ дельфины. “ак лжет хороший актер, полностью войд€ в роль и ощутив себ€, например, ћакбетом. “ак лжет параноик, утверждающий, что за ним гон€тс€ террористы, и так далее. Ќазовем этом уровень: "слепа€ ложь".
б) Ћожь второго уровн€: человек лжет, полностью отдава€ себе отчет в том, что он лжет, и знает, ради чего он это делает. Ќапример, так лжет жена, изменивша€ мужу, рассказыва€, почему задержалась. “ак лжет мошенник, рекомендующий вам купить лотерейный билетик. Ќазовем этот уровень: "тайна€ ложь".
в) Ћожь третьего уровн€: человек лжет и знает, что лжет, и знает, что его собеседник или слушатель также знает, что он лжет. “ак лжет политик, утвержда€ перед толпой, что NN предатель, хот€ все присутствующие (и он первый) прекрасно зн€ют, что это не так (читай "—котный двор" и Ђ1984ї ќруэлла) Ќазовем этот уровень: "гнусна€ ложь".
—делав эту простую классификацию, мы сразу видим чрезвычайно интересное €вление: люди четко подраздел€ютс€ на тех, кто способен или к слепой лжи, или к тайной, или к гнусной. Ќапример, человек, способный лишь к слепой лжи, не сможет солгать в ответ на пр€мой вопрос типа: "ходил ли ты сегодн€ к врачу?".
ќднако, часто жизнь требует от него лжи более высокого уровн€. ѕросто замечателен способ, которым он выкручиватс€ из этой ситуации. Ћегче всего это наблюдать на примере детей.
ѕослушный ребенок знает, что он должен чистить зубы перед сном. ћать знает, что ребенок никогда не солжет на пр€мой вопрос. –ебенок же чистить зубы не хочет. ќн идет в ванную комнату, смачивает зубную щетку, подносит ее ко рту и снова откладывает. ѕосле этого он с легкой душой отвечает на вопрос матери:
"чистил". — помощью оправдательного действи€ тайна€ ложь превратилась в слепую, то есть, в ложь более низкого уровн€. –ебенок, который не хочет учить уроки, открывает книгу и снова закрывает. ћать говорит ему: "“ы сегодн€ даже книгу не открывал." ќткрывал!", Ц отвечает он и бежит гул€ть. –ебенка отправл€ют куда‑то с непри€тным поручением. ќн приходит, слегка толкает дверь и, Ц о, радость! Ц дверь вроде бы не открываетс€. ќн, ради самооправдавни€, еле‑еле толкает ее еще раз и радостно спешит домой, и там за€вл€ет: "я стучал, мне не открыли, никого не было дома". ’от€ достаточно было громко постучать.
јналогично ведет себ€ и взрослый человек, который беретс€ за дело, которое считает заведомо безнадежным Ц беретс€ лишь дл€ того, чтобы потом сказать, себе и другим: "я сделал все, что мог. я старалс€."
—тремление перейти на более низкий уровень лжи характерно не только дл€ отдельных людей, но и дл€ организаций и даже дл€ целых государств. Ќапример, ни при каких услови€х невозможно обеспечить ¬—≈ќЅў≈≈ среднее образование Ц всегда найдутс€ люди, абсолютно неспособные к одиннадцатилетнему (теперь 12‑летнему) обучению. ќднако уровень всеобщего среднего образовани€ обь€вл€етс€ достигнутым, несмотр€ на то, что определенный процент подростков в школах занимаетс€ чем угодно, но только не учебой и ћ≈Ўј≈“ (еще как мешает!) учитьс€ всем остальным. ƒл€ лучшего сокрыти€ этого факта существует система вечерних школ, в которых те же неблагополучные подростки тупеют еще больше и уж никак не учатс€. ќднако, они получают документ о среднем образовании Ц так государство переходит на уровень слепой лжи: теперь подросток, который не училс€ и ничего не знает по программе, будет уверен, что действительно получил среднее образование. ¬ер€т этому и окружающие.
Ќа низший уровень можно перейти и с уровн€ гнусной лжи. Ќапример, политик, во им€ некоторой, предположительно "высшей", цели объ€вл€ет реальный факт несуществующим. ¬ процессе длительных публичных заклинаний он постепенно внушает себе самому, что факт действительно не существовал и с этого момента начинает заклинать еще более рь€но, поверив собственной выдумке. “еперь даже детектор лжи не смог бы уличить его.
—оответственно этому возможны три уровн€ причинени€ зла: слепое, тайное, и гнусное зло. » снова мы находим людей, способных лишь к одному из них.
√енерал, отдающий приказ убить женщину, но неспособный ее ударить, легко совершает тайное зло, но боитс€ гнусного. Ќевыдуманный случай: ¬о врем€ несложной операции хирург несколько раз пыталс€ применить общий наркоз, но пациент не засыпал. — каждым разом хирург сердилс€ все сильнее. "“ы сам виноват", Ц сказал он пациенту и начал резать без наркоза. "“ы сам виноват", Ц таким образом гнусное зло становитс€ слепым.
Ћюди бы не устраивали все эти хитроумные фокусы с собственным поведением, если были бы способны ко всем формам зла или лжи. ј значит, есть такие разновидности зла, Ц не об€зательно жуткие, мерзкие или чрезмерно жестокие, Ц к которым мы имеем хороший »ћћ”Ќ»“≈“; мы не можем совершить это зло даже когда хотим. ѕоэтому приходитс€ выкручиватьс€ и искать окольные пути.
Ќо ведь это отлично!
Ёто значит, что «Ћќ »«Ћ≈„»ћќ. ј не только наказуемо, как повсеместно считаетс€ сейчас.