Ќа главную

—ергей ¬ладимирович √ерасимов. ѕсихологи€ зла

¬се книги


—одержание


¬ведение
√Ћј¬ј 1
„≈Ћќ¬≈  » »ƒ≈я
1.1. Ё‘‘≈ “ ћјя“Ќ» ј
1.2. «Ћќ  ј  ЅќЋ≈«Ќ№
1.3. «ј–ј∆≈Ќ»≈ »ƒ≈≈…. Ћ»’ќ–јƒ ј
1.4. —–ј«” ѕќ—Ћ≈ «ј–ј∆≈Ќ»я. Ѕ≈——»ћѕ“ќћЌјя ‘ј«ј
1.5. —“џƒ  ј  ѕ–»¬»¬ ј ќ“ «Ћј
1.6. »ћћ”Ќ»“≈“  ќ «Ћ”
1.7. ¬ќ«ћќ∆Ќќ—“№ «ј–ј∆≈Ќ»я » ќ“¬–јў≈Ќ»≈
√Ћј¬ј 2
«ј–ј∆≈Ќ»≈ «Ћќћ
2.1. ¬»–”—
2.2. »Ќ‘ќ–ћј÷»ќЌЌџ… ¬»–”—
2.3. ћ”“ј÷»я »ƒ≈»
2.4. »Ќ‘ќ–ћј÷»ќЌЌџ≈ Ёѕ»ƒ≈ћ»»
2.5. ћќ–јЋ№Ќјя Ёѕ»ƒ≈ћ»я
2.6. ЅќЋ≈«Ќ№ » «ƒќ–ќ¬№≈
2.7. јЌјЋќ√»я — »«¬≈—“Ќџћ» «јЅќЋ≈¬јЌ»яћ»
2.8. ¬ќ«ћќ∆Ќќ—“» Ћ≈„≈Ќ»я
√Ћј¬ј 3
Ќ≈ ќ“ќ–џ≈ ¬ј–»јЌ“џ «Ћј
3.1. Ќ≈ ќ“ќ–џ≈  ¬јЌ“ќ¬џ≈ Ё‘‘≈ “џ
3.2. ѕќƒ √»ѕЌќ«ќћ »ƒ≈»
3.3 »Ќ“≈–≈—
3.4. ѕќ»— ќ¬џ… » »—ѕџ“ј“≈Ћ№Ќџ… »Ќ“≈–≈—
3.5. ’”Ћ»√јЌ—“¬ќ
3.6. —“–≈ћЋ≈Ќ»≈   ќѕј—Ќќ—“»
3.7. ƒ≈ƒќ¬ў»Ќј
3.8. Ѕ≈—ѕќЋ≈«Ќјя ЅќЋ“ќ¬Ќя
3.9. ÷≈ѕЌјя –≈ј ÷»я »Ќ“≈–≈—ј
√Ћј¬ј 4
‘ќ–ћџ «Ћј. ѕ–»ћ»“»¬»«ћ
4.1. ”—Ћќ¬Ќќ≈ –ј¬≈Ќ—“¬ќ
4.2. ћј——ј » ЁЋ»“ј
4.3. ѕќ–“–≈“ ѕ–»ћ»“»¬ј
4.4. ѕќЋ≈«Ќќ—“№ Ќ–ј¬—“¬≈ЌЌќ… “”ѕќ—“»
4.5. Ќ≈ ќ“ќ–џ≈ „≈–“џ ѕ–»ћ»“»¬ј
4.6. ÷≈ЌЌќ—“№ ∆»«Ќ»
4.7. Ћ≈„≈Ќ»≈
4.8.  ј„≈—“¬ќ „≈Ћќ¬≈ ј
4.9. Ќј–ќƒЌќ—“№ » ј–»—“ќ –ј“»«ћ ƒ”’ј
√Ћј¬ј 5
‘ќ–ћџ «Ћј. ‘јЌј“»«ћ » ‘јЌј“ќ»ƒ: ѕќ–јЅќў≈Ќ»≈ »ƒ≈≈…
5.1. —»Ќƒ–ќћ „ј–“ ќ¬ј
5.2. ƒј–
5.3. ‘јЌј“ќ»ƒ
5.4. Ћќ√» ј ‘јЌј“»«ћј
5.5. ѕќƒћ≈Ќј ѕ–ј¬ƒџ ѕ–ј¬ƒќѕќƒќЅ»≈ћ
5.6. ÷≈ѕќ„ ј Ќј–ј—“јёў»’ ∆≈–“¬.  ј  »ƒ“» ¬ѕ≈–≈ƒ, ”Ќ»„“ќ∆јя —≈Ѕя
5.7. ‘јЌј“» 
5.8. »ƒ≈я  ј  Ѕќ√
√Ћј¬ј 6
‘ќ–ћџ «Ћј. ЋјЅ»–»Ќ“Ќќ—“№
6.1. Ћќ√» ј ѕ–ќ“»¬ –ј«”ћј
6.2. ЋјЅ»–»Ќ“. ѕ–»ѕ»—џ¬јЌ»≈ —ќЅ—“¬≈ЌЌџ’ ÷≈ЌЌќ—“≈…
6.3. јЅ—“–ј√»–ќ¬јЌ»≈
6.4. «јѕ–≈“  ј  ѕ–ќ—“≈…Ў≈≈ –≈Ў≈Ќ»≈
6.5. “≈’Ќ»„≈— »≈ ƒ≈“јЋ»
6.6. ‘”Ќ ÷»я ЋјЅ»–»Ќ“ј
6.7. Ў≈—“№ Ќ≈ќЅ’ќƒ»ћќ—“≈…
6.8. ј¬“ќЋјЅ»–»Ќ“Ќќ—“№
6.9. ѕ—»’ќЋќ√»я «јѕ–≈“ќ¬ Ќј —≈ —
6.10. «ƒќ–ќ¬№≈
√Ћј¬ј 7
ѕ–ќЅЋ≈ћџ «ƒќ–ќ¬№я
7.1 –ј«ћЌќ∆≈Ќ»≈ »ƒ≈…
7.2 ЋёЅќ¬№
7.3 “¬ќ–„≈—“¬ќ
7.4 Ћ»„Ќќ—“№ » «ƒќ–ќ¬№≈
√Ћј¬ј 8
ƒ–”√»≈ ‘ќ–ћџ «Ћј
8.1. —ѕ–ј¬≈ƒЋ»¬ќ—“№
8.2. Ќ≈√ќƒя»
8.3.  –»ћ»ЌјЋ№Ќќ—“№
8.4. ∆≈—“ќ ќ—“№
8.5. ќЅ»ƒ„»¬ќ—“№ » ќЅ»ƒј
8.6. √Ќ≈¬
8.7. ¬ќ»Ќ—“¬≈ЌЌќ—“№
8.8. Ѕ≈—“ќЋ ќ¬ќ—“№
8.9. Ќ≈„≈—“Ќќ—“№
8.10. ќ—Ћќ∆Ќ≈Ќ»я ќ—Ќќ¬Ќџ’ ЅќЋ≈«Ќ≈…
√Ћј¬ј 9
Ё ќЋќ√»я «Ћј
9.1 –≈ ЋјћЌјя  ”Ћ№“”–ј. —ќ“¬ќ–≈Ќ»≈ „”Ќƒ–» ј
9.2. ”Ќ»„“ќ∆≈Ќ»≈ —“џƒј. — јЌƒјЋџ
9.3. ѕќƒј¬Ћ≈Ќ»≈ —¬ќЅќƒџ
9.4. »—“ќ„Ќ» » «ј–ј∆≈Ќ»я

6.8. ј¬“ќЋјЅ»–»Ќ“Ќќ—“№


 огда‑то человека изображали в виде двух пересекающихс€ линий, которые образовывали два конуса: один бесконечно расшир€ющийс€ конус означал внешний мир, а другой, столь же бесконечный, Ц мир внутренний. ¬се, что есть во внешнем мире, может проецироватьс€ вовнутрь. —оответственно этому, вовнутрь может проецироватьс€ и лабиринт.
ћы любим запрещать самим себе, а человек, больной лабиринтностью, делает это посто€нно. ћы устанавливаем дл€ себ€ обычные лабиринтные запреты с высокой степенью несправедливости. я знал девушку, которой не повезло с первой любовью и она покл€лась сама себе не выходить замуж раньше двадцати восьми. ƒруга€ в такой же ситуации покл€лась выйти замуж за первого встречного Ц и почти вышла, едва‑едва удержали. Ћюбое самоубийство Ц это запрет на жизнь самому себе: от того, что в жизни оказалось несколько очень непри€тных деталей, самоубийца отмен€ет жизнь как целое, со всем хорошим, что в ней есть.
„еловек, который живет в несвободной стране, не может свободно высказывать свои мысли. », со временем, он перестает свободно мыслить, хот€ этого никто от него потребовать не мог. ќн запрещает мысль самому себе.
ƒругой запрещает себе отдых, сладкий сон после шести утра, запрещает иррациональный порыв, любую потерю времени.
≈сть самозапреты на сомнение: € знаю, что этого не может быть, или что вы неправы, поэтому вы мен€ не переубедите, € вас просто не слушаю.
≈сть запреты на творчество и на творческое мышление; привычка к таким запретам обычно вбиваетс€ годами стандартного школьного обучени€. ≈сть запрет "ј как посмотр€т окружающие?", есть самозапрет быть самим собой Ц а вместо этого приходитс€ быть похожим на других, подстраива€сь под компанию или общество.
ƒовольно распространен самозапрет на счастье. Ќекоторые вполне серьезно считают, что не заслужили счасть€, но большинство имеют этот запрет на подсознательном уровне. “акие люди бо€тс€ счасть€, относ€тс€ к нему с подозрением и отвергают любые возможности счасть€. ≈сли они вид€т, что есть шанс быть счастливым в любви, они оставл€ют любимого ради ненавистного; если по€вл€етс€ шанс сделать что‑то просто и выгодно, они сделают это сложно и с убытком. »з двух зол они посто€нно выбирают большее. ќни делают все, чтобы омрачить себе маленькие радости жизни. —о временем они начинают винить в своих несчасть€х других, но, если бы прожили еще одну жизнь, то прожили бы ее так же несчастливо.  ажетс€, что несчасть€ липнут к ним, на самом деле они сами липнут к несчасть€м.

ѕ–»ћ≈– 47. ќтдать в хорошие руки

ќдажды пришла почтальйон и услышала, что в соседней комнате играют на пианино. ќна попросила послушать. ѕослушала и рассказала печальную историю Ц о том, как она сама очень любила играть и даже занималась с частным преподавателем. ѕреподаватель говорил ей, что главное это техника, а если есть техника и желание, то все будет. ∆елани€ хватало. Ќо семь€ из четырех человек жила в тесной квартире, а пианино занимало много места, и она решила инструмент продать. ƒеньги были не важны, главное Ц чтобы пианино попало в хорошие руки Ц и она дешево продала инструмент другой девочке, котора€ тоже мечтала играть. — тех пор она всегда жалела и жалеет об этом.

ќбратите внимание на душевное отношение к инструменту Ц как к живому существу. я бы на месте этой женщины скорее бы выбросил свою кровать и согласилс€ спать на полу, чем расстатьс€ с мечтой. ¬прочем можно было бы найти и не столь драматический выход.
ƒовольно много религионых запретов имеют тот же нездоровый оттенок.
≈сть запрет на гордость, которую называют гордыней, запрет на собственное достоинство: мы никудышние рабы и погр€зли в грехах и низост€х, мы недостойные и так далее.
¬сеобща€ похвала скромности и осуждающее: "ты от скромности не умрешь" Ц тоже отголосок подобных запретов.
Ѕольшинство религий заставл€ет людей запрещать себе разнообразные удовольстви€, вплоть до еды, а различные самоист€зани€, отшельничества, полусмерть в монастыр€х, самоувечь€, самобичевани€ и тому подобное Ц это те же самые запреты на земное счастье, Ц только в концентрированном виде. ќтобрав таким образом все счастье человека на земле, ему предлагают отдать свою жизнь на служение Ц но и отдавать‑то ему уже нечего, жизнь стала медленно текущим несчастьем и болью без цели и берегов Ц так почему бы ее и не отдать?
≈сть запрет на естественность Ц как будто все врем€ внутри два человека, один из которых смотрит на другого со стороны и судит его: "не горби спину, не молчи, а здесь вежливо улыбнись".
≈сть наваливание на себ€ долгов и об€занностей Ц но на самом деле Ќ» “ќ Ќ» ќћ” Ќ»„≈√ќ Ќ≈ ƒќЋ∆≈Ќ. Ёто золотое правило, если не сказать "брилиантовое".
Ќапример, отец считает, что его сын ƒќЋ∆≈Ќ хорошо учитьс€ в школе. » сын считает, что он ƒќЋ∆≈Ќ хорошо учитьс€, потому что этого хочет отец. Ќо на самом деле он не должен никому и ничего Ц это его собственна€ жизнь и он может ею распор€дитьс€ каким угодно образом. ≈сли он любит отца и хочет ему угодить, он может учитьс€ старательно из любви к отцу, но он не об€зан этого делать. ќн может учитьс€ из любви к знани€м или чтобы понравитьс€ соседке по парте. Ќо, повторю, никто никому ничего не об€зан. ћы также не об€заны родине только за то, что родились, а если мы любим родину, мы можем отдать за нее и жизнь Ц но это наш свободный выбор, а не об€занность раба, которого гон€т в бой плетью.
«десь € не имею ввиду юридические об€занности, такие как об€занности исполн€ть законы. ћы не об€заны быть вежливыми, уступать место старикам, не об€заны держать свое слово, не об€заны "зверье, как братьев наших меньших, никогда не бить по голове". Ќо, если мы морально здоровы, мы не хотим этого делать. ¬ этом разница между Ђисправленнымї бандюгой из известного всем "ћеханического апельсина", бандюгой, который был ќЅя«јЌ не вести преступный образ жизни, Ц и действительно здоровым человеком, который ѕ–ќ—“ќ Ќ≈ ∆≈Ћј≈“ его вести.
ћы сами себ€ спутываем, обв€зываем об€занност€ми по рукам и ногам, мы покрыты об€занност€ми как коконом, как панцирем, а потом жалуемс€, что жизнь нелегка. ћы несем эту скалу на своих плечах.
Ќекоторые люди обожают составл€ть вс€кие планы, расписани€, распредел€ть врем€. Ќе спорю, это может быть полезно дл€ дела. Ќо не все в жизни должно быть полезно, и дело Ц это еще не вс€ жизнь. Ќекоторые составл€ют даже расписани€ супружеской близости, по четвергам, например, после ужина. ќни предпочитают план порыву. ƒругие живут по системе, как редкий кактус, заботливо растимый в горшочке. Ќо ведь счастье Ц в спонтанности. «апланированного счасть€ не бывает. ј без счасть€ наша жизнь Ц ничто.
≈сть система индивидуального менеджмента, то есть управлени€ собой. ќна заключаетс€ в том, чтобы ставить реальные цели, скурпулезно анализировать детали, планировать шаги на каждый день и наконец добиватьс€ желаемого. Ёто абсолютно лабиринтна€ схема, которой может придерживатьс€ лишь больной человек.
«доровый так не выдержит.
я предлагаю другую систему Ц систему развити€ в бесконечность. Ќе управл€йте собой, вы ведь не автомобиль. Ќе раскрывайте себ€ как цветок Ц цветы не поднимаютс€ высоко. » не летите как пул€ Ц она не умеет сворачивать. Ќужно всего лишь ставить нереальные, но интересные цели. ѕо пути к ним находить новые цели, не хуже прежних, и снова идти. ћожно свернуть в любой момент, можно любоватьс€ окрестност€ми. ћожно проспать до полудн€ или не спать всю ночь.
Ќужно лишь двигатьс€ и не забывать о том, что путь должен быть неповторим и интересен. Ќа этом пути вы найдете столько реального и полезного, сколько ни на каком другом.
ѕерва€ система напоминает мне старика, который спускаетс€ по лестнице.
¬тора€ Ц брошенный вниз по лестнице каучуковый м€ч.