Ќа главную

—ергей ¬ладимирович √ерасимов. ѕсихологи€ зла

¬се книги


—одержание


¬ведение
√Ћј¬ј 1
„≈Ћќ¬≈  » »ƒ≈я
1.1. Ё‘‘≈ “ ћјя“Ќ» ј
1.2. «Ћќ  ј  ЅќЋ≈«Ќ№
1.3. «ј–ј∆≈Ќ»≈ »ƒ≈≈…. Ћ»’ќ–јƒ ј
1.4. —–ј«” ѕќ—Ћ≈ «ј–ј∆≈Ќ»я. Ѕ≈——»ћѕ“ќћЌјя ‘ј«ј
1.5. —“џƒ  ј  ѕ–»¬»¬ ј ќ“ «Ћј
1.6. »ћћ”Ќ»“≈“  ќ «Ћ”
1.7. ¬ќ«ћќ∆Ќќ—“№ «ј–ј∆≈Ќ»я » ќ“¬–јў≈Ќ»≈
√Ћј¬ј 2
«ј–ј∆≈Ќ»≈ «Ћќћ
2.1. ¬»–”—
2.2. »Ќ‘ќ–ћј÷»ќЌЌџ… ¬»–”—
2.3. ћ”“ј÷»я »ƒ≈»
2.4. »Ќ‘ќ–ћј÷»ќЌЌџ≈ Ёѕ»ƒ≈ћ»»
2.5. ћќ–јЋ№Ќјя Ёѕ»ƒ≈ћ»я
2.6. ЅќЋ≈«Ќ№ » «ƒќ–ќ¬№≈
2.7. јЌјЋќ√»я — »«¬≈—“Ќџћ» «јЅќЋ≈¬јЌ»яћ»
2.8. ¬ќ«ћќ∆Ќќ—“» Ћ≈„≈Ќ»я
√Ћј¬ј 3
Ќ≈ ќ“ќ–џ≈ ¬ј–»јЌ“џ «Ћј
3.1. Ќ≈ ќ“ќ–џ≈  ¬јЌ“ќ¬џ≈ Ё‘‘≈ “џ
3.2. ѕќƒ √»ѕЌќ«ќћ »ƒ≈»
3.3 »Ќ“≈–≈—
3.4. ѕќ»— ќ¬џ… » »—ѕџ“ј“≈Ћ№Ќџ… »Ќ“≈–≈—
3.5. ’”Ћ»√јЌ—“¬ќ
3.6. —“–≈ћЋ≈Ќ»≈   ќѕј—Ќќ—“»
3.7. ƒ≈ƒќ¬ў»Ќј
3.8. Ѕ≈—ѕќЋ≈«Ќјя ЅќЋ“ќ¬Ќя
3.9. ÷≈ѕЌјя –≈ј ÷»я »Ќ“≈–≈—ј
√Ћј¬ј 4
‘ќ–ћџ «Ћј. ѕ–»ћ»“»¬»«ћ
4.1. ”—Ћќ¬Ќќ≈ –ј¬≈Ќ—“¬ќ
4.2. ћј——ј » ЁЋ»“ј
4.3. ѕќ–“–≈“ ѕ–»ћ»“»¬ј
4.4. ѕќЋ≈«Ќќ—“№ Ќ–ј¬—“¬≈ЌЌќ… “”ѕќ—“»
4.5. Ќ≈ ќ“ќ–џ≈ „≈–“џ ѕ–»ћ»“»¬ј
4.6. ÷≈ЌЌќ—“№ ∆»«Ќ»
4.7. Ћ≈„≈Ќ»≈
4.8.  ј„≈—“¬ќ „≈Ћќ¬≈ ј
4.9. Ќј–ќƒЌќ—“№ » ј–»—“ќ –ј“»«ћ ƒ”’ј
√Ћј¬ј 5
‘ќ–ћџ «Ћј. ‘јЌј“»«ћ » ‘јЌј“ќ»ƒ: ѕќ–јЅќў≈Ќ»≈ »ƒ≈≈…
5.1. —»Ќƒ–ќћ „ј–“ ќ¬ј
5.2. ƒј–
5.3. ‘јЌј“ќ»ƒ
5.4. Ћќ√» ј ‘јЌј“»«ћј
5.5. ѕќƒћ≈Ќј ѕ–ј¬ƒџ ѕ–ј¬ƒќѕќƒќЅ»≈ћ
5.6. ÷≈ѕќ„ ј Ќј–ј—“јёў»’ ∆≈–“¬.  ј  »ƒ“» ¬ѕ≈–≈ƒ, ”Ќ»„“ќ∆јя —≈Ѕя
5.7. ‘јЌј“» 
5.8. »ƒ≈я  ј  Ѕќ√
√Ћј¬ј 6
‘ќ–ћџ «Ћј. ЋјЅ»–»Ќ“Ќќ—“№
6.1. Ћќ√» ј ѕ–ќ“»¬ –ј«”ћј
6.2. ЋјЅ»–»Ќ“. ѕ–»ѕ»—џ¬јЌ»≈ —ќЅ—“¬≈ЌЌџ’ ÷≈ЌЌќ—“≈…
6.3. јЅ—“–ј√»–ќ¬јЌ»≈
6.4. «јѕ–≈“  ј  ѕ–ќ—“≈…Ў≈≈ –≈Ў≈Ќ»≈
6.5. “≈’Ќ»„≈— »≈ ƒ≈“јЋ»
6.6. ‘”Ќ ÷»я ЋјЅ»–»Ќ“ј
6.7. Ў≈—“№ Ќ≈ќЅ’ќƒ»ћќ—“≈…
6.8. ј¬“ќЋјЅ»–»Ќ“Ќќ—“№
6.9. ѕ—»’ќЋќ√»я «јѕ–≈“ќ¬ Ќј —≈ —
6.10. «ƒќ–ќ¬№≈
√Ћј¬ј 7
ѕ–ќЅЋ≈ћџ «ƒќ–ќ¬№я
7.1 –ј«ћЌќ∆≈Ќ»≈ »ƒ≈…
7.2 ЋёЅќ¬№
7.3 “¬ќ–„≈—“¬ќ
7.4 Ћ»„Ќќ—“№ » «ƒќ–ќ¬№≈
√Ћј¬ј 8
ƒ–”√»≈ ‘ќ–ћџ «Ћј
8.1. —ѕ–ј¬≈ƒЋ»¬ќ—“№
8.2. Ќ≈√ќƒя»
8.3.  –»ћ»ЌјЋ№Ќќ—“№
8.4. ∆≈—“ќ ќ—“№
8.5. ќЅ»ƒ„»¬ќ—“№ » ќЅ»ƒј
8.6. √Ќ≈¬
8.7. ¬ќ»Ќ—“¬≈ЌЌќ—“№
8.8. Ѕ≈—“ќЋ ќ¬ќ—“№
8.9. Ќ≈„≈—“Ќќ—“№
8.10. ќ—Ћќ∆Ќ≈Ќ»я ќ—Ќќ¬Ќџ’ ЅќЋ≈«Ќ≈…
√Ћј¬ј 9
Ё ќЋќ√»я «Ћј
9.1 –≈ ЋјћЌјя  ”Ћ№“”–ј. —ќ“¬ќ–≈Ќ»≈ „”Ќƒ–» ј
9.2. ”Ќ»„“ќ∆≈Ќ»≈ —“џƒј. — јЌƒјЋџ
9.3. ѕќƒј¬Ћ≈Ќ»≈ —¬ќЅќƒџ
9.4. »—“ќ„Ќ» » «ј–ј∆≈Ќ»я

3.9. ÷≈ѕЌјя –≈ј ÷»я »Ќ“≈–≈—ј


¬ыше € говорил о том, что спортсмен, улучшающий свои результаты на каждой тренировке, может ощущать восторг интереса. ј тот спортсмен, чьи результаты не улучшаютс€, постепенно тер€ет интерес. »нтерес св€зан с совершенствованием.
—овершенствование Ц это цепна€ реакци€ интереса: каждое новое достижение позвол€ет решать новые микропроблемы, а значит, усиливает познавательный интерес, оно же дает новые идеи, а значит, усиливает испытытельный интерес. ѕод вли€нием интереса мы продолжаем активно действовать и приходим к новому достижению. » цикл повтор€етс€.
Ќо важный факт состоит в том, что мы совершенствуем себ€ не только на тренировках, а всегда и везде, в любых мелочах. Ѕез совершенствовани€ мы бы погибли как без пищи и воды, или даже как без кислорода.
 огда человек занимаетс€ чем‑то, не требующим работы всего тела, например, читает лекцию, незадействованные части тела (в случае лекции Ц руки и ноги) зан€ты чем‑то посторонним. ѕохоже, что освободившись от центрального контрол€, они зан€лись своими собственными делами. ƒавайте посмотрим чем именно. Ћектор может постукивать пальцами по кафедре, может даже слегка задирать ногу и вертеть в воздухе туфлем Ц если думает, что никто этого не видит. ј когда ученик или студент пересказывает некоторый сложный материал, то ему будет легче, если он возьмет в руку карандаш (или любой другой маленький предмет) и станет вертеть его. ѕоследнее вы можете проверить сами. ѕопытайтесь выучить наизусть длинное стихотворение.  ак только вы начнете вертеть что‑нибудь в пальцах, работа пойдет легче и быстрее.
Ќа первый взгл€д может показатьс€, что эти фоновые движени€, постукивани€, пощипывани€, накручивани€ ниток или волос случайны. Ќо все они подчин€ютс€ простым и красивым закономерност€м.
ѕроведем экперимент. «аставим человека ждать и положим около него рулетку.
„ерез некоторое врем€ он берет рулетку в руки и начинает ее вертеть. –улетка Ц гибка€ метеллическа€ лента с кольцом на конце, скурченна€ в спираль внутри коробочки. ¬начале он (мужчнина около сорока лет, не знающий о наблюдении) выт€гивает линейку и отпускает. ѕотом выт€гивает и прижимает к одной стороне коробочки. ѕотом к двум сторонам. ѕотом к трем. ѕотом к четырем (получилась петл€). ѕотом делает петлю р€дом с коробочкой. ƒвойна€ петл€. “ройна€ петл€.
ѕетл€ с одним переворотом. — двум€ переворотами. — трем€. “о же, но больша€ петл€.
“о есть,  ј∆ƒќ≈ —Ћ≈ƒ”ёў≈≈ ƒ≈…—“¬»≈ Ё“ќ ”—Ћќ∆Ќ≈Ќ»≈ ѕ–≈ƒџƒ”ў≈√ќ.
ѕотом, когда действи€ станов€тс€ слишком сложными, мужчина делает ѕј”«” и снова беретс€ за кольцо. » начинает строить из ленты волну. » снова: каждое следующее действие усложн€ет предыдущее. ƒвижени€ продолжают оставатьс€ фоновыми, мужчина не думает о них и кажетс€, что его пальцы действуют сами по себе. ƒл€ чего это нужно? » кака€ в этом польза?
¬ 1928 году в работе ј.  арстен впервые по€вилс€ термин "психическое нсыщение". ќна заставл€ла школьников выполн€ть как можно дольше одни и те же небольшие задани€ типа рисовани€ черточек. „ерез некоторое врем€ выполнение задани€ нарушалось и отвращение к нему становилось Ќ≈ѕ–≈ќƒќЋ»ћџћ. ѕри переключении на другое задание эффективность работы сразу восстанавливалась.
ѕсихическое насыщение обычно св€зывают с "информационной недостаточностью". ƒл€ хорошего самочувстви€ и эффективной работы требуетс€ некоторое разнообразие поступающией информации. Ѕез такого разнобрази€ мы легко выдерживаем несколько минут, а потом сами его создаем. »наче невозможно.
¬ эсприменте по психическому насыщению ребенок вначале рисует черточки или буквы подр€д, затем не выдерживает и начинаютс€ вариации. ќн пишет строчками, столбиками, по краю листа, через одну, выстраивает разные узоры и рисунки. ¬се это помогает продержатьс€ дольше. » снова, как в опыте с рулеткой, каждое следующее действие вытекает из предыдуего и совершенствует его.
“аким образом средство избежать насыщени€ Ц не изменение действий, а —ќ¬≈–Ў≈Ќ—“¬ќ¬јЌ»≈.
“о же самое совершенствование заметно и при Ђбескорыстномї общении. ƒва человека говор€т о чем попало. —лучайно возникает нова€ тема и начинает развиватьс€, совершенствоватьс€. ќна совершенствуетс€ до тех пор, пока разговор не станет сложным или пока не вклинитс€ случайным образом нова€ тема. » нова€ тема начинает совершенствоватьс€ тоже.
“а же тенденци€ легко обнаруживаетс€ при анализе рисунков, которые человек создает "от нечего делать", без цели. ¬озьмите в руки карандаш и позвольте ему двигатьс€ по листку без вс€кого контрол€ разума. ” мен€ только что получилась лини€, котора€ выросла в крест, крест превратилс€ в квадрат, а из сторон квадрата выросли кружки.  аждый следующий вариант совершенствовал предыдущий.
“ак же мы выбираем свои увлечени€. —лучайно находим что‑нибудь, что покажетс€ интересным, и занимаемс€ этим до тех пор, пока можем совершенствоватьс€. «атем находим что‑нибудь другое и начинаем снова. »ногда, если повезет, встречаем вещи, которые позвол€ют совершенствоватьс€ бесконечно Ц и тогда у нас по€вл€етс€ увлечение на всю жизнь.
“ак же мы совершенствуем свой характер. » людей, которых будем любить, мы либо встречаем случайно и неожиданно, либо выбираем как усовершенствованный вариант прошедшей любви.
ћы всегда везде и во всем совершенствуем себ€, иначе мы не можем существовать. ћы не можем сто€ть на месте, мы должны посто€нно двигатьс€ куда‑то. ѕроходит год или два и мы вспоминаем, удивл€€сь, себ€ Ц какими мы были раньше. ћы не можем не мен€тьс€. ∆изнь никогда не останавливает движени€; неподвижность есть свойство смерти или мраморных статуй. ћы движемс€ в сторону добра, в сторону зла или параллельно границе между ними. ј если большинство путей к совершенствованию отрезаны, то приходитс€ выбирать из оставшихс€.
»ногда все эти варианты Ц варианты зла. » совершенству€сь во зле, человек может ощущать такой же восторг интереса, как и перспективный спортсмен на тренировках.
ѕоэтому зло может привлекать само по себе, поэтому можно стремитьс€ ко злу бескорыстно и даже в ущерб собственным интересам.
∆изненные дороги не неподвижны. ќни подобны движущимс€ эскалаторам, которые все врем€ разгон€ютс€. —тупив на какой‑либо путь, мы начинаем двигатьс€ по нему, ускор€€сь, даже если намеревались просто посто€ть и осмотретьс€. ѕоэтому любой шаг может быть решающим. Ћюбой шаг может оказатьс€ непоправимым.

ѕ–»ћ≈– 30. ѕризнани€ убийцы‑садиста.

Ёти строки написал будущий убийца. Ќаписал их тогда, когда был ребенком тринадцати лет. √ода четыре спуст€ он зарежет соседского мальчика, зарежет его очень жестоко, нанес€ множество ножевых ран. ¬ данном Ђсочиненииї он говорит о том, что ему хочетс€. ќрфографи€ сохранена.
»мена пропущены.

Ќаписать на кавонибуть на доске. «акрыть кому‑нибуть рот. ѕобить малых.
–азбить стекло. ѕоставить подножку какому‑нибуть хорьку. »збить Е ”красть бутылку сетра. ѕокопирывать директора. ”красть банку сока в столовой. ”давить всех учителей кроме некоторых. »збить сестру. Ќе зделать уроки. —пр€тать дневник.  ого‑нибуть послать куда‑нибуть. ¬ешать кошек. ќбворовывать алкашей.
”дарить јлкаша.  инуть Е в его голову п€ть копек. »збить Е  инуть в Е палку. ”бить Е ѕоиграть в карты на деньги. –астоптать мел. –азломать компьютер в школе.  рупно похамить учителю и ударить его. ѕообзывать Е
¬зломать сейф. –азбить Е. пачку. ѕорвать Е тетрадку.

¬ следующие годы стиль поведени€ этого ребенка совершенствовалс€. ќн становилс€ все более наглым, несдержанным и вызывающе неприличным.   счастью, после первого убийства он был быстро пойман и изолирован. »наче его совершенствование могло бы продолжитьс€.
ѕо школьным характеристикам семилеток можно довольно точно предсказать, что из них вырастет потом. ѕроцент ошибок, к сожалению, невелик.
я читал много школьных характеристик детей Ц от шести до шестнадцати лет.
—овершенстование определенных черт характера бросаетс€ в глаза. ¬озникает слегка жуткое чувство, что сквозь судьбу человека пробиваетс€, прорастает и разрастаетс€ некое темное растение, распуска€ ветви и дава€ метастазы здесь и там. ¬ первом классе мальчик плохой друг, во втором дергает за косички девочек, в четвертом Ц совершил мелкую кражу, а по окончании школы попал в тюрьму за угон мотоцикла. ј в шестом он просто сказал тебе Ђспасибої за то, что ты купил ему, голодному, булочку. Ќо ты не помнишь, какие у него были глаза.