Ќа главную

—ергей ¬ладимирович √ерасимов. ѕсихологи€ зла

¬се книги


—одержание


¬ведение
√Ћј¬ј 1
„≈Ћќ¬≈  » »ƒ≈я
1.1. Ё‘‘≈ “ ћјя“Ќ» ј
1.2. «Ћќ  ј  ЅќЋ≈«Ќ№
1.3. «ј–ј∆≈Ќ»≈ »ƒ≈≈…. Ћ»’ќ–јƒ ј
1.4. —–ј«” ѕќ—Ћ≈ «ј–ј∆≈Ќ»я. Ѕ≈——»ћѕ“ќћЌјя ‘ј«ј
1.5. —“џƒ  ј  ѕ–»¬»¬ ј ќ“ «Ћј
1.6. »ћћ”Ќ»“≈“  ќ «Ћ”
1.7. ¬ќ«ћќ∆Ќќ—“№ «ј–ј∆≈Ќ»я » ќ“¬–јў≈Ќ»≈
√Ћј¬ј 2
«ј–ј∆≈Ќ»≈ «Ћќћ
2.1. ¬»–”—
2.2. »Ќ‘ќ–ћј÷»ќЌЌџ… ¬»–”—
2.3. ћ”“ј÷»я »ƒ≈»
2.4. »Ќ‘ќ–ћј÷»ќЌЌџ≈ Ёѕ»ƒ≈ћ»»
2.5. ћќ–јЋ№Ќјя Ёѕ»ƒ≈ћ»я
2.6. ЅќЋ≈«Ќ№ » «ƒќ–ќ¬№≈
2.7. јЌјЋќ√»я — »«¬≈—“Ќџћ» «јЅќЋ≈¬јЌ»яћ»
2.8. ¬ќ«ћќ∆Ќќ—“» Ћ≈„≈Ќ»я
√Ћј¬ј 3
Ќ≈ ќ“ќ–џ≈ ¬ј–»јЌ“џ «Ћј
3.1. Ќ≈ ќ“ќ–џ≈  ¬јЌ“ќ¬џ≈ Ё‘‘≈ “џ
3.2. ѕќƒ √»ѕЌќ«ќћ »ƒ≈»
3.3 »Ќ“≈–≈—
3.4. ѕќ»— ќ¬џ… » »—ѕџ“ј“≈Ћ№Ќџ… »Ќ“≈–≈—
3.5. ’”Ћ»√јЌ—“¬ќ
3.6. —“–≈ћЋ≈Ќ»≈   ќѕј—Ќќ—“»
3.7. ƒ≈ƒќ¬ў»Ќј
3.8. Ѕ≈—ѕќЋ≈«Ќјя ЅќЋ“ќ¬Ќя
3.9. ÷≈ѕЌјя –≈ј ÷»я »Ќ“≈–≈—ј
√Ћј¬ј 4
‘ќ–ћџ «Ћј. ѕ–»ћ»“»¬»«ћ
4.1. ”—Ћќ¬Ќќ≈ –ј¬≈Ќ—“¬ќ
4.2. ћј——ј » ЁЋ»“ј
4.3. ѕќ–“–≈“ ѕ–»ћ»“»¬ј
4.4. ѕќЋ≈«Ќќ—“№ Ќ–ј¬—“¬≈ЌЌќ… “”ѕќ—“»
4.5. Ќ≈ ќ“ќ–џ≈ „≈–“џ ѕ–»ћ»“»¬ј
4.6. ÷≈ЌЌќ—“№ ∆»«Ќ»
4.7. Ћ≈„≈Ќ»≈
4.8.  ј„≈—“¬ќ „≈Ћќ¬≈ ј
4.9. Ќј–ќƒЌќ—“№ » ј–»—“ќ –ј“»«ћ ƒ”’ј
√Ћј¬ј 5
‘ќ–ћџ «Ћј. ‘јЌј“»«ћ » ‘јЌј“ќ»ƒ: ѕќ–јЅќў≈Ќ»≈ »ƒ≈≈…
5.1. —»Ќƒ–ќћ „ј–“ ќ¬ј
5.2. ƒј–
5.3. ‘јЌј“ќ»ƒ
5.4. Ћќ√» ј ‘јЌј“»«ћј
5.5. ѕќƒћ≈Ќј ѕ–ј¬ƒџ ѕ–ј¬ƒќѕќƒќЅ»≈ћ
5.6. ÷≈ѕќ„ ј Ќј–ј—“јёў»’ ∆≈–“¬.  ј  »ƒ“» ¬ѕ≈–≈ƒ, ”Ќ»„“ќ∆јя —≈Ѕя
5.7. ‘јЌј“» 
5.8. »ƒ≈я  ј  Ѕќ√
√Ћј¬ј 6
‘ќ–ћџ «Ћј. ЋјЅ»–»Ќ“Ќќ—“№
6.1. Ћќ√» ј ѕ–ќ“»¬ –ј«”ћј
6.2. ЋјЅ»–»Ќ“. ѕ–»ѕ»—џ¬јЌ»≈ —ќЅ—“¬≈ЌЌџ’ ÷≈ЌЌќ—“≈…
6.3. јЅ—“–ј√»–ќ¬јЌ»≈
6.4. «јѕ–≈“  ј  ѕ–ќ—“≈…Ў≈≈ –≈Ў≈Ќ»≈
6.5. “≈’Ќ»„≈— »≈ ƒ≈“јЋ»
6.6. ‘”Ќ ÷»я ЋјЅ»–»Ќ“ј
6.7. Ў≈—“№ Ќ≈ќЅ’ќƒ»ћќ—“≈…
6.8. ј¬“ќЋјЅ»–»Ќ“Ќќ—“№
6.9. ѕ—»’ќЋќ√»я «јѕ–≈“ќ¬ Ќј —≈ —
6.10. «ƒќ–ќ¬№≈
√Ћј¬ј 7
ѕ–ќЅЋ≈ћџ «ƒќ–ќ¬№я
7.1 –ј«ћЌќ∆≈Ќ»≈ »ƒ≈…
7.2 ЋёЅќ¬№
7.3 “¬ќ–„≈—“¬ќ
7.4 Ћ»„Ќќ—“№ » «ƒќ–ќ¬№≈
√Ћј¬ј 8
ƒ–”√»≈ ‘ќ–ћџ «Ћј
8.1. —ѕ–ј¬≈ƒЋ»¬ќ—“№
8.2. Ќ≈√ќƒя»
8.3.  –»ћ»ЌјЋ№Ќќ—“№
8.4. ∆≈—“ќ ќ—“№
8.5. ќЅ»ƒ„»¬ќ—“№ » ќЅ»ƒј
8.6. √Ќ≈¬
8.7. ¬ќ»Ќ—“¬≈ЌЌќ—“№
8.8. Ѕ≈—“ќЋ ќ¬ќ—“№
8.9. Ќ≈„≈—“Ќќ—“№
8.10. ќ—Ћќ∆Ќ≈Ќ»я ќ—Ќќ¬Ќџ’ ЅќЋ≈«Ќ≈…
√Ћј¬ј 9
Ё ќЋќ√»я «Ћј
9.1 –≈ ЋјћЌјя  ”Ћ№“”–ј. —ќ“¬ќ–≈Ќ»≈ „”Ќƒ–» ј
9.2. ”Ќ»„“ќ∆≈Ќ»≈ —“џƒј. — јЌƒјЋџ
9.3. ѕќƒј¬Ћ≈Ќ»≈ —¬ќЅќƒџ
9.4. »—“ќ„Ќ» » «ј–ј∆≈Ќ»я

7.2 ЋёЅќ¬№


≈сть два вида любви: любовь телесна€ или полова€, св€занна€ с сексуальным прит€жением, и люба€ друга€, в принципе не предполагающа€ секс. Ќапример: любовь скр€ги к деньгам, любовь родителей к дет€м, любовь к тем местам, где прошло детство, любовь мастера к своему делу, любовь к определенной песне или кинофильму, который хочетс€ смотреть много раз (или напевать песню), любовь к животным и растени€м Ц хот€ бы к любимому кактусу на подоконнике, так хочетс€, чтобы он скоре вырос. ¬торой вид любви условно назовем духовной любовью.
ѕервое правило:
ƒ”’ќ¬Ќќ… ЋёЅќ¬№ё ћџ ЋёЅ»ћ “ќ, ¬ќ „“ќ ¬ Ћјƒџ¬ј≈ћ ƒ”Ў”.

ѕ–»ћ≈–џ 49. Ћюбовь и вложение себ€.

1. —тоит попросить о мелкой услуге и тот человек, который помог вам
(об€зательно от души, а не по необходимости) Ц например, указал дорогу, Ц сразу же начинает лучше к вам относитьс€. ќн может даже проводить вас и теперь вы ему не совсем безразличны, он ѕ≈–≈ƒјЋ ¬јћ „ј—“№ —¬ќ≈√ќ ќѕџ“ј, часть себ€, пускай лишь мизерную часть Ц но именно настолько он вас и полюбил.
2. “ом —ойер придумал прекрасный способ заставить других мальчиков красить за него забор: он притворилс€, что ему нравитс€, и тогда другие, собезь€нничав его, отнеслись к делу — ƒ”Ўќ…. » тогда им действительно понравилось.
3. –одители обычно люб€т детей сильнее, чем дети родителей. ѕросто очень трудно воспитать ребенка, не вкладыва€ душу Ц а значит, не полюбив его.
4. Ћюбить легче того человека, который страдает. ѕолюбить легче того, кто нуждаетс€ в нашей помощи Ц особенно после того, как ему поможешь по собственной инициативе Ц то есть, ¬Ћќ∆»Ў№ ƒ”Ў”.
5. —кр€га, жизненной целью которого было скопить миллион, наконец, добиваетс€ своего. Ќо теперь оказываетс€, что он так любит свой миллион, что не способен его потратить. ќн ¬Ћќ∆»Ћ ƒ”Ў” в это богатство и теперь согласен скорее морить голодом плем€нников, чем разрушить предмет своей любви. ј плем€нник, которому тот же миллион достанетс€ по наследству, легко растратит его
Ц ведь он не вкладывал душу в эти деньги и они дл€ него просто средства.
6. ќдна городска€ женщина завела порос€т. ќна держала их пр€мо в квартире и ждала, пока те вырастут. ќна кормила их, умывала, ухаживала, водила гул€ть.
ќна ¬ Ћјƒџ¬јЋј ƒ”Ў” в это дело. ѕорос€та стали ее понимать, откликатьс€ на имена, стали будить ее по утрам. –азумеетс€, она полюбила этих милых животных и уже не могла пустить их на м€со.
7. ¬ практике психотерапии есть один распространенный риск: больной может полюбить врача противоположного пола, которому посто€нно сообщает свои мысли, мнени€, рассказывает о сокровенном, передает то, что дл€ него ценно: воспоминани€, убеждени€, привычки, способ мысли, мировоззрение, нравственные ценности. “о есть, ¬ Ћјƒџ¬ј≈“ ƒ”Ў”.
8. Ћев “олстой заметил, что легко дать нищему мелкую монету; если немного поговорить с ним, то нужно дать больше, а если ѕќ√ќ¬ќ–»“№ ѕќ ƒ”Ўјћ, то давать любые деньги уже просто стыдно. Ќачинаешь совершенно иначе относитьс€ к этому человеку.
9. «анима€сь одним и тем же делом, Ц каким угодно, даже покраской подоконников, Ц можно относитьс€ к нему формально, тогда рабочий навык почти не совершенствуетс€, а само дело будет непри€тно и противно. ≈сли же относитс€ к работе с душой, то любые навыки, даже самые рутинные, начнут развиватьс€ до уровн€ мастерства, а работа станет нравитьс€ все больше и больше. Ћюбой хороший мастер влюблен в свое дело Ц потому он и делает его лучше других.

¬торое правило:
ƒ”’ќ¬Ќќ… ЋёЅќ¬№ё ћџ ЋёЅ»ћ “ќ, ¬ќ „“ќ ћџ, ¬ ѕ–»Ќ÷»ѕ≈, ћќ∆≈ћ ¬Ћќ∆»“№ ƒ”Ў”.

ѕримеры 50. Ћюбовь и возможность вложить себ€.

1. ћужчинам чаще нрав€тс€ слабые девушки, такие, которым можно помочь, а не такие, которые во всех ситуаци€х, кроме одной, обход€тс€ без мужской помощи.
∆енска€ слабость сильнее женской силы.
2. „асто встречаетс€ ответна€ любовь Ц любовь в ответ на любовь: ведь тот человек, который любит нас, открыт дл€ нашего вли€ни€, мы можем Ђлепитьї его по своему подобию Ц поэтому мы тоже начинаем его любить.
3. ¬озможна любовь с первого взгл€да. ќна может быть, конечно, просто сексуальным импульсом, но обычно ее легко отличить от такового. ¬ этом первом взгл€де нет и намека на секс Ц зато есть намек на возможность взаимного растворени€ душ.  то знает Ц тот подтвердит.
4. ” ѕушкина: "ƒуша ждала Ц кого‑нибудь". ≈сли долгое врем€ некому открыть душу, то легко влюбитьс€ в первого попавшегос€. ѕоэтому и случаетс€ так: любовь зла Ц полюбишь и козла.
5. ¬ юном возрасте распространены парные и даже групповые влюбленности: влюбленна€ семиклассница рассказывает подружке какой им€рек хороший, чуткий и понимающий, и подружка тоже влюбл€етс€.
6. ”ченый, скучно собирающий материал дл€ очередной статьи (статьи сухой, как старый скелет таранки), вдруг наталкиваетс€ на новый метод, позвол€ющий полностью использовать свой интеллектуальный потенциал Ц Ђвыложитьс€ї в этой работе. » вот тогда он начинает работать с любовью, а в результате получаетс€ очень интересно, но не совсем то, что хотела администраци€ института. ≈го прос€т сократить статью Ц он он, обычно такой тихон€, €ростно заступаетс€ за свое произведение.
7. ¬дохновение Ц ощущение того, что именно сейчас ты можешь выразить всего себ€ на бумаге, на холсте или в публичной речи. ¬ момент вдохновени€ ты любишь то, что ты делаешь. ≈сли пришло вдохновение, легко не спать ночь напролет Ц так же, как в экстазе физической, сексуальной любви.
8. ќчень немногие писатели могут писать "в стол", то есть, уверенные, что никто не станет их печатать. ј если и пишут, то немного и лишь в редкие моменты вдохновени€. Ќо если только им предостав€т возможность публиковатьс€, то есть, вложить себ€ и свои мнени€ в тыс€чи чужих умов и умишек, Ц как новые произведени€ польютс€ потоком.

(я специально не останавливаюсь на таких разновидност€х любви, как любовь к природе, к красивому, или, с другой стороны, любовь к примитивным телесериалам, рассмотрение этих вопросов увело бы нас слишком далеко от темы зла)

"¬кладывать душу" означает: делать нечто по собственному желанию, независимо от вознаграждени€, переживать за результат и старатьс€ сделать как можно лучше, старатьс€, быть увлеченным делом настолько, что откладывать ради него другие дела, даже выгодные. Ёто значит выражать себ€, быть честным, про€вл€ть лучше качества своего характера.
Ќо то, что мы вкладываем, не раствор€етс€ в воздухе, а об€зательно фиксируетс€ в ком‑то ли в чем‑то. »ногда фиксируетс€ даже вопреки нашему желанию. ѕоэтому дети станов€тс€ похожи на родителей даже в тех чертах характера, которые родители не старались им передать. —обака становитс€ со временем настолько похожа на своего хоз€ина, что можно сразу сказать чь€ она. ”
—. Ћогинова есть рассказ "јвтопортрет", герой которого, пенсионер с мерзким характером, но считающий себ€ идеальным, пишет свой совершенно точный портрет, использу€ дл€ большей точности даже приборы, вплоть до спектроскопа. ќн ”¬Ћ≈ ј≈“—я делом. ¬ результате будущие поколени€ признали картину шедевром и назвали ее "—тарый лжец".
"¬кладывать душу" означает ѕ≈–≈ƒј¬ј“№ ƒ–”√ќћ” „≈Ћќ¬≈ ” (»Ћ» ¬ќѕЋќўј“№ ¬ ѕ–≈ƒћ≈“≈) Ћ”„Ў≈≈ »« “ќ√ќ, „“ќ “џ »ћ≈≈Ў№ Ц то есть, некоторые идеи.
ƒуховна€ любовь Ц —–≈ƒ—“¬ќ ѕ≈–≈ƒј„» ƒ”’ќ¬Ќџ’ ƒќ—“»∆≈Ќ»…, так же как телесна€ Ц —–≈ƒ—“¬ќ ѕ≈–≈ƒј„» √≈Ќ≈“»„≈— »’ ƒќ—“»∆≈Ќ»….
Ћюбовь телесна€ необходима дл€ размножени€ тел.
ƒуховна€ Ц дл€ размножени€ идей.

Ќо не любых идей, а лишь идей добра или тех, которые мы воспринимаем как таковые. «ƒќ–ќ¬џ’ »ƒ≈…. ≈сли же мы от всей души сделаем кому‑нибудь гадость, мы не полюбим этого человека, а наоборот, станем хуже к нему относитьс€.
ќтсюда берут начало цепные реакции зла и добра. ѕричинив человеку зло, начинаешь хуже к нему относитьс€, а раз относишьс€ хуже, то легко причин€ешь дополнительное зло и теперь относишьс€ еще хуже. » так далее до бесконечности.
— другой стороны, причинив добро, начинаешь лучше относитьс€ к человеку, и потому делаешь еще больше добра. » так далее до бесконечности.
≈сли бы эти две тенденции не действовали одновременно, человечество постепенно разделилось бы на ангелов и дь€волов. Ќа самом деле мы посто€нно причин€ем и добро и зло одним и тем же люд€м, поэтому наше отношение к ним колеблетс€, флуктуирует: сейчас € люблю ее, а п€ть минут спуст€ готов просто задушить. Ћюди ругаютс€, мир€тс€, зл€тс€, прощают Ц и так до бесконечности.
¬ некотором смысле, в этом прелесть жизни.
ƒобро очень живуче в мире, хот€ зло обычно более выгодно, по крайней мере, зло приносит большую  –ј“ ќ¬–≈ћ≈ЌЌ”ё пользу. Ќам при€тно помогать страждущим, при€тно давать добрые советы, при€тно делитьс€ своим опытом, потому что нам нравитс€ любить и людей, и мир вокруг себ€ Ц ведь ничего лучшего, чем любовь, на свете нет и быть не может. ј любить можно лишь то и лишь тех, кому передаешь лучшую часть себ€ Ц если передаешь худшую, передаешь то, что не любишь даже в себе, не будешь любить это и в другом. –азрушители Ц несчастны.
„еловек злой и нелюб€щий Ц это человек ничтожный, потому что ничего хорошего он не сделал.

ќтсюда вытекает несколько очевидных следствий:
1. ¬оспитание любви не может быть словесным, каковое иногда практикуетс€ в начальной школе. Ћюбовь воспитываетс€ через делание добра. Ќо добро нужно делать об€зательно от души, а не из‑под палки или дл€ галочки Ц а последнее тоже практикуетс€ в школах.
2. ¬оспитание любви к какому‑нибудь делу, профессии, зан€тию, также не может быть словесным. Ќужно дать человеку способ, которым он может применить свои способности, про€вить с€б€ и выложитьс€ в этом деле.
3. „еловек толпы, то есть, не имеющий стержневой идеи, не может любить такой же сильной духовной любовью, как развита€ личность. ѕримитив не может передать другому никаких духовных богатств, потому что он их не имеет.
≈стественно, что современна€ цивилизаци€, кат€ща€с€ к примитивизму, €вл€ет нам кризис любви. ƒуховной любви становитс€ все меньше, остаетс€ голый секс, который сам по себе неплох, но €вно недот€гивает до главной жизненной ценности.
ѕримитив понимает лишь секс и за€вл€ет что насто€щей любви нет. Ќќ ЋёЅ¬» Ќ≈“ “ќЋ№ ќ ƒЋя Ќ≈√ќ.
4. Ѕольшинство религий упражн€ют верующих в том, чтобы они проникали в темнейшие закоулки своих душ и все, что найдут там, преподносили Ѕогу.
–азумеетс€, после каждого такого подношени€ будешь любить Ѕога все сильнее. “е, кто посв€тил себ€ Ѕогу, могут достигать высочайшей интенсивности любви и быть, следовательно, несравненно счастливее любого неверующего. ѕоэтому Ѕог есть любовь, поэтому можно найти счастье даже заточив себ€ в монастыре. ќтсутствие земных благ не т€готит того, кто посв€тил себ€ Ѕогу Ц земные блага это ничто по сравнению с тем, что он имеет.
5.  аждый любит свою маленькую родину Ц те места, в которых осталась его пам€ть детства. Ќо совершенно не об€зательно каждый любит свое государство Ц вопреки всем старани€м этого самого государства. “от, кто сумел оставить свой след в жизни целой страны, начинает любить эту страну, именно страну, а не только отдельные места, с которыми у него св€заны личные воспоминани€. „еловек, сумевший внести вклад в жизнь всего человечества, будет любить все человечество, а не только свою страну. ѕоэтому гений никогда не бывает национальным. Ћибо он не совсем гений, либо его представл€ют национальным в угоду государственным интересам.
6. ¬заимна€ любовь Ц это не просто "ты любишь мен€, а € теб€". ¬озможна дважды взаимна€ любовь Ц и духовна€, и телесна€. ѕричем именно така€ €вл€етс€ нормальным и здоровым состо€нием человека. Ќо бывает иначе. Ќапример, жена любит своего ребенка, а муж влюблен в свою работу. » при этом оба уверены, что влюблены друг в друга Ц потому что получают наслаждение от секса и их посто€нно друг к другу т€нет.
7. Ћегче полюбить в ситуации, опасной дл€ жизни. „ем вернее угроза жизни, тем легче чувствуешь симпатию к человеку, случайно оказавшемус€ р€дом.  огда смерть приближаетс€, человек ощущает потребность напоследок вложить душу хот€ бы в кого‑нибудь или что‑нибудь. »ƒ≈я »—ѕќЋ№«”≈“ —¬ќ… ѕќ—Ћ≈ƒЌ»… ЎјЌ—. — этой точки зрени€ практика предсмертных исповедей вполне разумна. ¬ средние века публично казнимому обычно давали последнее слово, иногда он выступал с целой речью, в которой обыкновенно осуждал свои злоде€ни€. ƒовольно часто человек, узнавший, что он неизлечимо болен, не стараетс€ заполнить свои последние дни теми наслаждени€ми, которые пока еще доступны, а с головой уходит в творчество.
Ќапример, когда страдавший от астмы ћарсель ѕруст становитс€ неизлечимым инвалидом, он заполн€ет последние четырнадцать лет своей жизни написанием громадного романа.
” ќстровского есть эпизод когда девушка в тюрьме перед пытками предлагает себ€ своему однокамернику. ¬ экспериментальной ситуации девушка на мосту давала мужчинам свой телефон Ц если мост был качающимс€ и казалс€ опасным, то по телефону потом звонили значительно чаще.
а) любовь и повторение
Ћюбовь и интерес к одному и тому же объекту часто существуют одновременно.
Ёто две разных формы привлекательности. »х легко отличить друг от друга, они противоположны, в некотором смысле: при интересе привлекает новизна, а при любви Ц повторение известного, то есть отсутствие новизны. ѕредставим себе человека, который собственными руками строит дачу. ќн увлечен своим делом и хочет построить дачу как можно лучше. ќн придумывает все новые усовершенствовани€, приделывает порожки, веранды и пр. ≈му интересно работать Ц интересно то, что работа продвигаетс€. “о есть, ему интересно изменение. ≈сли бы вдруг работа безнадежно застопорилась, то пропал бы и интерес. Ќо существует и друга€ тенденци€: врем€ от времени он отходит в сторону и любуетс€ (любуетс€
Ц в этом слове тот же корень, что и в слове любовь; если мы любуемс€, то любим, и если любим, то любуемс€) стро€щимс€ домиком, причем любуетс€ он не только вновь по€вившимис€ детал€ми, но и теми, которые видел уже много раз. Ќапример, если он с большим трудом, но очень удачно повесил ворота гаража, то каждый раз он любуетс€ этими воротами и может смотреть на них довольно долго. ќн любит то, во что вложил душу Ц и ему нравитс€ каждый раз созерцать этот предмет.
‘илателист пересматривает старые марки, хот€ хорошо знает каждую из них.
—тарушка перебирает фотографии Ц в тыс€чный раз. ¬любленные ход€т кругами и возвращаютс€ на одно и то же место, или туда, где они познакомились, или повтор€ют друг другу одни и те же слова. Ќаселение прилипает к телеэкранам и смотрит энную серию очередного сериала. –угаетс€, а смотрит. Ќеинтересно, а смотрит. Ќо попробуйте заменить в сериале главного геро€ или просто его убрать.
Ќаселение перестанет смотреть сериал Ц оно геро€ любит и желает смотреть на него вновь и вновь. Ћюбовь привлекает повторением. ≈сли вам снова хочетс€ того же самого, значит вы любите.
б) жадность
Ћюбовь не така€ уже безусловно добра€ сила, как может показатьс€.
∆адный раскладывает свои деньги и пересчитывает их по нескольку раз, хот€ прекрасно знает сумму Ц ему хочетс€ повтор€ть этот процесс вновь и вновь, потому что он ¬ЋёЅЋ≈Ќ в свои деньги. —тоит взгл€нуть с этой точки зрени€ и все поступки жадного человека станут пон€тными и естественными.
∆адный не просто обладает имуществом, он его любит, он вкладывает в него душу, он пересыпает монеты на руках и любуетс€ ими, ему доставл€ет наслаждение вновь и вновь перечитывать колонки цифр, обозначающих его богатство. Ћюбовние накопленным Ц один из самых €вных симптомов жадности.
∆адный не делитс€ тем, что он имеет, и обделенным это кажетс€ несправедливым. Ќо, с точки зрени€ жадного человека, несправедливо и неправильно будет отдать в безразличные руки то, что любишь.
∆адный не только имеет некоторую сумму денег (некоторое имущество), он прикладывает все усили€, чтобы сделать эту сумму большей. ’от€ пользоватьс€ деньгами он все равно не будет. Ћюба€ иде€ стремитс€ превратитьс€ в фанатоид, а в т€желых случа€х жадности в фанатоид превращаетс€ иде€ накоплени€.
’арактернейша€ особенность фанатоида в том, что он ограничивает личность. — некоторого момента жадный начинает ограничичивать себ€ в жизненных благах ради того, чтобы лучше накопл€ть. ≈сли это случилось Ц болезнь жадности перешла в Ђзлокачественнуюї форму.
в) любовь к катастрофам

ѕример 51. ѕри€тность жары

¬ последний год были побиты все температурные рекорды. ≈сли раньше в разгар лета жара никогда не поднималась выше тридцати п€ти, то теперь достигла сорока двух. ∆ара была невыносима. ѕорой казалось, что вот‑то упадешь в обморок. Ќо каждое утро с жадностью вгл€дываешьс€ в шкалу термометра и радуешьс€ Ц именно радуешьс€ Ц что сегодна€ на пол градуса теплее. " акой ужас, сегодн€ тридцать дев€ть", Ц говоришь. Ќо ты рад тому, что сегодн€ жарче чем вчера, хот€ знаешь, что будешь мучитьс€ весь день. » знакомые твои тоже рады.
ќни встречают теб€ на улице и сообщают: " акой ужас, сегодн€ почти сорок!" ј на завтра ты спешишь к термометру и огорчаешьс€, если температура упала.
“о же самое зимой Ц хочетс€, чтобы снегом замело посильнее, этажа до второго. » в каждый сильный снегопад ждешь и надеешьс€, что он окажетс€ самым сильным, катастрофически сильным. ѕри€тен очень сильный ливень. ѕомню, однажды дождь был такой, что потоком воды перевернуло легковую машину. я шел в этом же потоке по колено. Ёто было отлично. ѕри€тна сильна€ гроза. ѕри€тен ураган.
 огда на дев€тнадцатое августа пообещали конец света, никто не верил, но все были рады. ѕри€тна бур€ на море. ќднажды была така€ качка, что наш прогулочный катер не мог пристать к берегу. Ќепосредственной опасности не было, но всех, и мен€ в том числе, ужасно рвало. Ёто было одно из худших возможных ощущений. Ќо € смотрел на каждую волну и радовалс€, если она была самой большой. » остальные тоже радостно орали или визжали при виде очередного дев€того вала.

¬о всех нас живет любовь к катастрофам. ярче всего она про€вл€етс€ в детстве, Ц при€тно бегать под дождем, даже если мама отшлепает, и вообще здорово если в кухне прорвало воду Ц а потом она погружаетс€ в глубину души и закрываетс€ сло€ми морали или необходимости. Ќо даже дворники способны радоватьс€ глубокому снегу, который им же придетс€ и убирать. Ќовые впечатлени€ рождают в нас новые идеи Ц поэтому мы любим новые впечатлени€. „ем сильнее впечатление, тем глубже оно нас затрагивает, и тем больше новых идей зарождает.
ѕоэтому катастрофы при€тны. ѕри€тнее те, которые можно наблюдать со стороны, но при€тны и личные катастрофы. ћожет быть, было бы гораздо меньше садистов, наркоманов, политических авантюристов или грабителей банков, если бы в человеке не жила любовь к катастрофам Ц даже к своим личным катастрофам.
 онечно, эта любовь имеет определенные пределы, такие, как страх или сострадание. ≈сли узнаешь, что заражен опасной болезнью, то совсем не хочетс€, чтобы болезнь была еще опаснее. Ќо если той же болезнью заражаетс€ твой (более‑менее безразличный тебе) сосед, морали часто приходитс€ боротьс€ с довольно иррациональным желанием зла ближнему.  стати, интересен феномен слухов Ц слухи распростран€ютс€ плохие и только плохие. ѕри передаче они усиливаютс€.
 аждый рассказчик ’ќ„≈“, чтобы катастрофа оказалась хоть чуточку больше.
’орошие слухи на самом деле Ц просто народные веровани€. ѕередаютс€ они несравненно реже обычных слухов.
«еваки собираютс€ у места автомобильной аварии Ц здесь как будто медом намазали. ќни любуютс€ аварией. “очно так же любуютс€ пожаром, упавшим мостом, последстви€ми стихийных бедствий. «ан€тие большинства тех, кто остановилс€ понаблюдать Ц именно ЋёЅќ¬јЌ»≈, которое выше мы св€зали с любовью. Ћюди люб€т смотреть фильмы‑катастрофы, даже такие, в которых практически нет сюжета, а есть только развертывание и усилиние трагедии. «ритель любуетс€ гор€щим самолетом, землетр€сением или смерчем.
ѕри€тно смотреть на пожар и чувства большинства собирающихс€ зрителей Ц удовольствие и желание, чтобы пожар разгорелс€ посильнее. ќб этом говор€т радостные крики толпы при каждом новом продвижении огн€.  огда мы хотим увидеть очень сильный пожар, мы чувствуем то же, что скр€га, который надеетс€ сорвать очень большой куш. Ёто то же самое чувство. Ёто чувство бескорыстно, (жадный тоже бескорыстен, он не станет пользоватьс€ деньгами, ему гораздо при€тнее созерцать округлившуюс€ цифру банковского счета), хочетс€ продлить мгновение, захватывает дух и ты знаешь, что невозможное сейчас случитс€ Ц и долгожданный взрыв волнует как наконец‑то сбывшийс€ поцелуй.
Ёто сорна€ разновидность любви.
ѕри наблюдении конфликтов по телевизору, локальных войн, захватов заложников, угонов самолетов, землетр€сений, наводнений и т д. хочетс€, чтобы бедствие было посильнее. ¬ свое врем€ радио ежедневно передавало сводки войны между »раком и »раном Ц многие слушатели относились с презрением: "‘у, тоже мне война, убили‑то всего дес€ть человек". ≈сли наблюдаешь спортивные бои, хочетс€, чтобы был нокаут, а иначе неинтересно. “о же чувство при просмотре интересного кинофильма Ц хочетс€, чтобы интрига была покруче, чтобы, в конце концов, герои страдали и было побольше нарушений обыденности.
¬озможно, любовь к катастрофам это черта лишь нашего времени, своей событийностью держащего мозг на голодном пайке Ц а мозг изначально мог быть расчитан лишь на сильную событийность Ц но это лишь гипотеза.
Ћюбовь к катастрофам Ц одна из распространеннейших мотиваций зла. Ќо лишь ѕ–» ќ“—”“—“¬»» ћќ–јЋ№Ќќ√ќ »ћћ”Ќ»“≈“ј ќЌј ѕ–≈¬–јўј≈“—я ¬ ƒ≈…—“¬»“≈Ћ№Ќќ≈ «Ћќ.
г) любовь, непричинение и причинение зла.
ќчень трудно причинить вред тому, кого (или что) любишь. “ому, в кого (или во что) вложены твои лучшие идеи. ќсобенно больно уничтожить предмет любви Ц ведь уничтожать приходитс€ и часть себ€, лучшую часть. ≈сли продолжить сравнение идеи с вирусом, то можно сказать, что »Ќ‘ќ–ћј÷»ќЌЌџ… ¬»–”—
—ќѕ–ќ“»¬Ћя≈“—я ”Ќ»„“ќ∆≈Ќ»ё —ќЅ—“¬≈ЌЌџ’  ќѕ»….
¬ следующем примере вождь анархистов оставил жить раненого комуниста потому что тот читал его книгу, и не просто читал, а пон€л Ц то есть иде€ книги, пусть в искаженном виде, но родилась в голове раненого врага. ѕоэтому вражескую голову оставили на плечах.
≈сли бы оказалось, что раненый не пон€л книгу, его бы убили.

ѕ–»ћ≈– 52. (÷итата) ј. ѕлатонов, Ђ„евенгурї

Ќикиток приложил винтовку, но сначала, за счет бога, разр€дил свой угнетенный дух:
Ц ѕо мошонке »суса ’риста, по ребру богородицы и по всему христианскому поколению Ц пли!
ƒванов увидел вспышку напр€женного беззвучного огн€ и покатилс€ с бровки оврага на дно, как будто сбитый ломом по ноге. ќн не потер€л €сного сознани€ и слышал страшный шум в населенном веществе земли, прикладыва€сь к нему поочередно ушами кат€щейс€ головы. ƒванов знал, что он ранен в правую ногу, Ц туда впилась железна€ птица и шевелилась колкими ость€ми крыльев.
¬ овраге ƒванов схватил теплую ногу лошади и ему стало не страшно у этой ноги. Ќога тихо дрожала от усталости и пахла потом, травою дорог и тишиной жизниЕ
ѕодошел Ќикиток и попробовал ƒванова за лоб: тепел ли еще? –ука была больша€ и гор€ча€. ƒванову не хотелось, чтобы эта рука скоро оторвалась от него, и он положил на нее свою ласкающуюс€ ладонь. Ќо ƒванов знал, что провер€л Ќикиток, и помог ему:
Ц Ѕей в голову, Ќикита. –асклинивай череп скорей!
Ќикита не был похож на свою руку Ц это уловил ƒванов, Ц он закричал тонким паршивым голосом, без соответстви€ покою жизни, хранившемус€ в его руке:
Ц јй ты цел? я теб€ не расклиню, а разошью: зачем тебе сразу помирать Ц ай ты не человек? Ц помучайс€, полежи Ц спрохвала помрешь прочней!
ѕодошли ноги лошади вожд€. √устой голос резко осадил Ќикитка:
Ц ≈сли ты, сволочь, будешь издеватьс€ над человеком, € теб€ самого в могилу вошью. —казано Ц кончай, одежда тво€. —колько раз € тебе говорил, что отр€д не банда, а анархи€!
Ц ћать жизни, свободы и пор€дка! Ц сказал лежачий ƒванов. Ц  ак ваша фамили€?
¬ождь засме€лс€:
Ц ј тебе не все равно? ћрачинский!
ƒванов забыл про смерть. ќн читал "ѕриключени€ современного јгасфера"
ћрачинского. Ќе этот ли всадник сочинил ту книгу?
Ц ¬ы писатель. я читал вашу книгу. ћне все равно, только книга мне ваша понравиласьЕ
¬ождь молча наблюдал. ќстальные анархисты оправл€ли коней и закуривали, не обраща€ внимани€ на ƒванова и Ќикиту. ѕоследний сумеречный свет погас над оврагом Ц наступила очередна€ ночьЕ
Ц “ак вам понравилась мо€ книга? Ц спросил вождь.
ƒванов был уже без плаща и без штанов. Ќикита сразу же их клал в свой мешок.
Ц я уже сказал, что да, Ц подтвердил ƒванов и посмотрел на преющую рану на ноге.
Ц ј сами‑то вы сочувствуете идее книги? ¬ы помните ее? Ц допытывалс€ вождь.
“ам есть человек, живущий один на самой черте горизонта.
Ц Ќет, Ц за€вил ƒванов. Ц »дею там € забыл, но зато она выдумана интересно.
“ак бывает. ¬ы там гл€дели на человека, как обезь€на на –обинзона: понимали все наоборот, и вышло дл€ чтени€ хорошо.
¬ождь от внимательного удивлени€ подн€лс€ на седле.
Ц Ёто любопытноЕ Ќикиток, мы возьмем коммуниста до Ћиманного хутора, там его получишь сполна.
Ц ј одежа? Ц огорчилс€ Ќикита.
ѕомирилс€ ƒванов с Ќикитой на том, что согласилс€ доживать голым.

ћы не причин€ем зло тому, в кого вложены наши идеи. Ќа первый взгл€д кажетс€, что намечаетс€ подход к борьбе со злом: нужно учить любить.
ѕодход этот далеко не нов Ц все религии стрем€тс€ научить любить. »м это часто удаетс€. Ќо на примере религий мы видим и основной недостаток этого подхода: верующий может совмещать искреннюю любовь к Ѕогу и единомышленникам с лютой ненавистью к тем, кто отвергает его идеи или насмехаетс€ над ними.
— ненавистью к тем, кто враждебен его иде€м.
»нквизици€, крестовые походы, большевистские массовые убиени€ не‑совсем‑правильно‑мысл€щих, исламский терроризм, все это про€влени€ одной и той же тенденции, косвенно св€занной с чувством любви: »Ќ‘ќ–ћј÷»ќЌЌџ… ¬»–”—
—“–≈ћ»“—я ”Ќ»„“ќ∆»“№ ¬»–”—‑¬–ј√ј.
д) убивание любви.

ѕ–»ћ≈– 53. ¬еточки ивы

ћать с ребенком лет восьми пошли в город. –ебенку задали в школе найти веточки ивы и поставить их в воду, чтобы на них по€вились листики. ƒело было ранней весной. ћать выполнила просьбу ребенка, хот€ ей пришлось постаратьс€: ветки были высоко и вокруг сновали прохожие. ѕрохожие обращали внимание. Ќо она постаралась и отломила, выбрав те веточки, которые посчитала лучшими.
Ќо ребенок решил, что веточки нужно сразу же ставить в воду, иначе они умрут, и поэтому захотел идти домой. ” матери были другие планы и домой она идти не собиралась. Ќесколько минут спуст€ ребенок выбросил веточки, сказав, что они уже умерли.

„то бы вы почувствовали на месте той женщины? "јх ты маленький негод€й, € тебе покажу!" Ц что‑то вроде этого. » ребенку действительно "показали".
ƒело в том, что мать отнеслась к просьбе ребенка с любовью, она не просто прот€нула руку и отломила что попало Ц она вложила душу. ј вместе с выброшенными веточками умерла и часть ее любви. Ќа какое‑то врем€ она стала любить ребенка меньше или даже почувствовала к нему ненависть. Ќо любовь, особенно родительска€ любовь, имеет свойство восстанавливатьс€.
Ћюбовь сама напоминает дерево: можно много раз отламывать мелкие веточки, а они будут отрастать. Ќо не сразу, а со временем. ≈сли отламывать слишком часто, дерево изменит форму и станет похоже на уродливый куст или засохнет.
≈сли повредить ствол, дерево может погибнуть сразу. —ходство и в том, что кажда€ нова€ веточка любви вырастает не сама по себе, а из другой, более прочной ветви. ќдна ветвь может давать много длинных побегов Ц и можно всю жизнь влюбл€тьс€ в женщин, слегка похожих на девочку из детства.
—лучай с веточками ивы Ц модель стандартной ситуации в супружеских отношени€х. ќдин супруг от всего сердца делает добро другому, а другой отвергает этот порыв или, в худшем случае, использует дл€ унижени€ и насмешки.

Ц ’очешь, сегодн€ € принесу тебе кофе в постель?
Ц Ћучше бы ты мусор вынес, не допросишьс€.

“ак понемногу убивают любовь. ѕорой ее убивают гораздо более жестоко.
«олотое правило дл€ родителей, которые хот€т иметь люб€щих детей: Ќ» ќ√ƒј Ќ≈ ќ“¬≈–√ј…“≈ “ќ, „“ќ —ƒ≈ЋјЌќ ќ“ ƒ”Ў», ƒј∆≈ ≈—Ћ» ¬јћ Ё“ќ Ќ≈ Ќ–ј¬»“—я.
ƒругой распространенный случай убивани€ любви, Ц когда сам уничтожаешь то, что было созданно тобою с душой. ѕомню, очень давно, еще в школьные годы, нас как‑то заставили копать канаву. ¬начале нам не нравилось, а потом мы увлеклись и стали старатьс€. Ќо тут нам сказали канаву зарывать, потому что выкопали ее не на том месте.
¬ отношени€х супругов: муж к приезду жены делает перестановку мебели, расставл€€ ее более удобно и красиво. ∆ена по€вл€етс€ и говорит: "ѕереставл€й обратно, надо было вначале со мной посоветоватьс€". » муж вдруг €сно чувствует, что жизнь растрачена зр€ и что он совсем не любит эту некрасивую, немолодую и недобрую женщину.
ѕоначалу любовь восстанавливаетс€, но с каждым разом восстанавливаетс€ все хуже. –азрушение любви похоже на цирроз: остаетс€ все больше шрамов и постепенно все больше активного вещества замен€етс€ соединительной тканью.  огда соединительной ткани становитс€ слишком много, любовь умирает окончательно, хот€ отношени€ могут т€нутьс€ еще очень долго.
“ретье: любовь намеренно убивают, наход€сь в состо€нии запредельной обиды, гнева или отча€ни€, в состо€нии "чем хуже, тем лучше". Ёто состо€ние будет названо нами "моральным бредом" (подробнее см. следующую главу, пункт 3.1).
„етвертое: любовь убивают деньги. јбсолютно неверен стиль воспитани€, когда под предлогам обучени€ реали€м жизни ребенку плат€т за хорошее поведение или за хорошую учебу. Ћюбовь и деньги Ц две вещи несовместные. „ем более важным оказываетс€ одно, тем меньше оказываетс€ другого. Ёпохи расцвета духа Ц это те эпохи, в которые любовь важнее денег, эпохи денег Ц эпохи упадка духа. “оже самое можно сказать о люд€х.