Ќа главную

—ергей ¬ладимирович √ерасимов. ѕсихологи€ зла

¬се книги


—одержание


¬ведение
√Ћј¬ј 1
„≈Ћќ¬≈  » »ƒ≈я
1.1. Ё‘‘≈ “ ћјя“Ќ» ј
1.2. «Ћќ  ј  ЅќЋ≈«Ќ№
1.3. «ј–ј∆≈Ќ»≈ »ƒ≈≈…. Ћ»’ќ–јƒ ј
1.4. —–ј«” ѕќ—Ћ≈ «ј–ј∆≈Ќ»я. Ѕ≈——»ћѕ“ќћЌјя ‘ј«ј
1.5. —“џƒ  ј  ѕ–»¬»¬ ј ќ“ «Ћј
1.6. »ћћ”Ќ»“≈“  ќ «Ћ”
1.7. ¬ќ«ћќ∆Ќќ—“№ «ј–ј∆≈Ќ»я » ќ“¬–јў≈Ќ»≈
√Ћј¬ј 2
«ј–ј∆≈Ќ»≈ «Ћќћ
2.1. ¬»–”—
2.2. »Ќ‘ќ–ћј÷»ќЌЌџ… ¬»–”—
2.3. ћ”“ј÷»я »ƒ≈»
2.4. »Ќ‘ќ–ћј÷»ќЌЌџ≈ Ёѕ»ƒ≈ћ»»
2.5. ћќ–јЋ№Ќјя Ёѕ»ƒ≈ћ»я
2.6. ЅќЋ≈«Ќ№ » «ƒќ–ќ¬№≈
2.7. јЌјЋќ√»я — »«¬≈—“Ќџћ» «јЅќЋ≈¬јЌ»яћ»
2.8. ¬ќ«ћќ∆Ќќ—“» Ћ≈„≈Ќ»я
√Ћј¬ј 3
Ќ≈ ќ“ќ–џ≈ ¬ј–»јЌ“џ «Ћј
3.1. Ќ≈ ќ“ќ–џ≈  ¬јЌ“ќ¬џ≈ Ё‘‘≈ “џ
3.2. ѕќƒ √»ѕЌќ«ќћ »ƒ≈»
3.3 »Ќ“≈–≈—
3.4. ѕќ»— ќ¬џ… » »—ѕџ“ј“≈Ћ№Ќџ… »Ќ“≈–≈—
3.5. ’”Ћ»√јЌ—“¬ќ
3.6. —“–≈ћЋ≈Ќ»≈   ќѕј—Ќќ—“»
3.7. ƒ≈ƒќ¬ў»Ќј
3.8. Ѕ≈—ѕќЋ≈«Ќјя ЅќЋ“ќ¬Ќя
3.9. ÷≈ѕЌјя –≈ј ÷»я »Ќ“≈–≈—ј
√Ћј¬ј 4
‘ќ–ћџ «Ћј. ѕ–»ћ»“»¬»«ћ
4.1. ”—Ћќ¬Ќќ≈ –ј¬≈Ќ—“¬ќ
4.2. ћј——ј » ЁЋ»“ј
4.3. ѕќ–“–≈“ ѕ–»ћ»“»¬ј
4.4. ѕќЋ≈«Ќќ—“№ Ќ–ј¬—“¬≈ЌЌќ… “”ѕќ—“»
4.5. Ќ≈ ќ“ќ–џ≈ „≈–“џ ѕ–»ћ»“»¬ј
4.6. ÷≈ЌЌќ—“№ ∆»«Ќ»
4.7. Ћ≈„≈Ќ»≈
4.8.  ј„≈—“¬ќ „≈Ћќ¬≈ ј
4.9. Ќј–ќƒЌќ—“№ » ј–»—“ќ –ј“»«ћ ƒ”’ј
√Ћј¬ј 5
‘ќ–ћџ «Ћј. ‘јЌј“»«ћ » ‘јЌј“ќ»ƒ: ѕќ–јЅќў≈Ќ»≈ »ƒ≈≈…
5.1. —»Ќƒ–ќћ „ј–“ ќ¬ј
5.2. ƒј–
5.3. ‘јЌј“ќ»ƒ
5.4. Ћќ√» ј ‘јЌј“»«ћј
5.5. ѕќƒћ≈Ќј ѕ–ј¬ƒџ ѕ–ј¬ƒќѕќƒќЅ»≈ћ
5.6. ÷≈ѕќ„ ј Ќј–ј—“јёў»’ ∆≈–“¬.  ј  »ƒ“» ¬ѕ≈–≈ƒ, ”Ќ»„“ќ∆јя —≈Ѕя
5.7. ‘јЌј“» 
5.8. »ƒ≈я  ј  Ѕќ√
√Ћј¬ј 6
‘ќ–ћџ «Ћј. ЋјЅ»–»Ќ“Ќќ—“№
6.1. Ћќ√» ј ѕ–ќ“»¬ –ј«”ћј
6.2. ЋјЅ»–»Ќ“. ѕ–»ѕ»—џ¬јЌ»≈ —ќЅ—“¬≈ЌЌџ’ ÷≈ЌЌќ—“≈…
6.3. јЅ—“–ј√»–ќ¬јЌ»≈
6.4. «јѕ–≈“  ј  ѕ–ќ—“≈…Ў≈≈ –≈Ў≈Ќ»≈
6.5. “≈’Ќ»„≈— »≈ ƒ≈“јЋ»
6.6. ‘”Ќ ÷»я ЋјЅ»–»Ќ“ј
6.7. Ў≈—“№ Ќ≈ќЅ’ќƒ»ћќ—“≈…
6.8. ј¬“ќЋјЅ»–»Ќ“Ќќ—“№
6.9. ѕ—»’ќЋќ√»я «јѕ–≈“ќ¬ Ќј —≈ —
6.10. «ƒќ–ќ¬№≈
√Ћј¬ј 7
ѕ–ќЅЋ≈ћџ «ƒќ–ќ¬№я
7.1 –ј«ћЌќ∆≈Ќ»≈ »ƒ≈…
7.2 ЋёЅќ¬№
7.3 “¬ќ–„≈—“¬ќ
7.4 Ћ»„Ќќ—“№ » «ƒќ–ќ¬№≈
√Ћј¬ј 8
ƒ–”√»≈ ‘ќ–ћџ «Ћј
8.1. —ѕ–ј¬≈ƒЋ»¬ќ—“№
8.2. Ќ≈√ќƒя»
8.3.  –»ћ»ЌјЋ№Ќќ—“№
8.4. ∆≈—“ќ ќ—“№
8.5. ќЅ»ƒ„»¬ќ—“№ » ќЅ»ƒј
8.6. √Ќ≈¬
8.7. ¬ќ»Ќ—“¬≈ЌЌќ—“№
8.8. Ѕ≈—“ќЋ ќ¬ќ—“№
8.9. Ќ≈„≈—“Ќќ—“№
8.10. ќ—Ћќ∆Ќ≈Ќ»я ќ—Ќќ¬Ќџ’ ЅќЋ≈«Ќ≈…
√Ћј¬ј 9
Ё ќЋќ√»я «Ћј
9.1 –≈ ЋјћЌјя  ”Ћ№“”–ј. —ќ“¬ќ–≈Ќ»≈ „”Ќƒ–» ј
9.2. ”Ќ»„“ќ∆≈Ќ»≈ —“џƒј. — јЌƒјЋџ
9.3. ѕќƒј¬Ћ≈Ќ»≈ —¬ќЅќƒџ
9.4. »—“ќ„Ќ» » «ј–ј∆≈Ќ»я

2.4. »Ќ‘ќ–ћј÷»ќЌЌџ≈ Ёѕ»ƒ≈ћ»»


” психических болезней есть одно большое преимущество перед телесными: они, в большинстве своем, незаразны. “е же, которые заражают или дают небольшие эпидемии, можно пересчитать по пальцам. Ѕольшинство этих случаев описываютс€ как массова€ истери€, при которой заражение происходит »Ќ‘ќ–ћј÷»ќЌЌќ. Ќо информационно заражают не только болезни. Ќебольшие психические эпидемии дает также любовь, например, толпа влюбленных фанаток повсюду следует за сомнительного качества звездой или половина пионерш отр€да влюбл€етс€ в юного пионервожатого. ѕричем в последнем случае налицо именно заражение: подружки влюбл€ютс€ парами, что легко и забавно наблюдать Ц одна заражает другую при непосредственном общении. » така€, "ненасто€ща€", Ђнаведенна€ї любовь, иногда оказываетс€ действительным чувством. “а, котора€ влюбл€етс€ второй, обычно любит дольше и самоотверженнее. Ёпидемически распростран€ютс€ любые слухи. Ёпидемически по€вл€ютс€ люди, которые уверены, что видели летающие тарелки. Ёпидемически распростран€етс€ мода. Ёпидемически распростран€ютс€ увлечени€. Ёпидемически распростран€ютс€ простые формы антисоциального или преступного поведени€: в 1959 году в течение нескольких недель по€вились сотни свастик на синагогах и общественность обеспокоилась тем, что возобновились нацистские преследовни€ евреев. Ќа самом деле имело место просто психическое заражение Ц заражение идеей поступка. ƒостаточно было совершить поступок одному, как многие последовали его примеру. — современными средствами массовой информации и компьютерными сет€ми передача идей предельно облегчилась. ѕоэтому проблема информационных и моральных болезней вскоре резко обостритс€. „асто информационные эпидемии оканчиваютс€ внезапно и за ними следует эпидемии противоположного поведени€. »грушки, которые мы видели в последние годы, налетали на нас эпидемическими волнами: новые прыгающие и липучие шарики, пружинки, тамагочи, кубик рубика и пр. —ейчас, когда € пишу эти строки, нет ни одного ребенка на улице без игрушки йо‑йо.  то‑то не может выйти на улицу без костылей, кто‑то без таблетки валидола, кто‑то без того, чтобы поругатьс€ с соседом, а кто‑то без йо‑йо. » те, и другие, и третьи, и четвертые ограничены в своих возможност€х и, следовательно, в разном смысле и с разной степенью т€жести, нездоровы. Ќо пройдет несколько мес€цев и йо‑йо исчезнет. Ёпидемии научных исследований часто начинаютс€ с новой или вновь открытой идеи, но не любой идеи, а только той, котора€ позвол€ет дальнейшее развитие и разработку, и сулит большие перспективы, например, с открыти€ нового лекарства. »счезновение эпидемии св€зано с тем, что все возможности данной идеи уже испробованы и исследовател€м некуда идти дальше. ¬озможны волны массовых страхов, волны симптомов соматических заболеваний, волны увлечений целител€ми или пророками. ¬олны интереса ко вс€ким нострадамусам, черным дырам, философским течени€м. Ёпидемически распростран€етс€ попул€рность: достаточно поредственному автору устроить хорошенький скандал, чтобы волна попул€рности пошла и обеспечила его заработками на всю последующую жизнь.
ѕ–»ћ≈– 9. “арантизм

“арантизм Ц болезнь или форма истерии, котора€ по€вилась в »талии в п€тнадцатом веке и неверно ассоциировалась с укусом паука тарантула, который на самом деле безвреден. Ѕолезнь выражалась в том, что ее жертвы плакали и прыгали все быстрее и быстрее до тех пор, пока не переходили в бешеный танец. ∆ертвы этой болезни считали, что могут быть излечены, если будут танцевать до полного изнеможени€ Ц и поэтому продолжали танцевать. ƒанна€ болезнь распростан€лась как эпидеми€, но не путем заражени€ патогенным микроорганизмом, а путем заражени€ неверной »ƒ≈≈…. “о есть тарантизм может рассматриватьс€ не только как психическое заболевание (форма истерии), но и как и легка€ форма »Ќ‘ќ–ћј÷»ќЌЌќ… болезни. »нформационным вирусом в данном случае послужила иде€ о том, что от укуса паука можно излечитьс€ прыга€ и танцу€.
ѕ–»ћ≈– 10. Ёпидеми€ азартной игры.

Ўкола N ничем не выдел€лась среди других школ. » с успеваемостью, и с дисциплиной все было в пор€дке. Ќикто бы не мог предположить, что надвигаетс€ эпидеми€. Ёпидеми€ началась с того, что по телевизору был неосторожно показан фильм, в котором дети играют в деньги, удар€€ монетками о стену. ѕравила игры были не совсем €сны. Ќо инфекци€ уже была внесена. ѕрошло несколько мес€цев. ƒва новых ученика пришли в школу; они тоже видели фильм и тоже не знали правил игры. ќднажды возник спор и каждый утверждал, что знает правила. ƒети сыграли на деньги и пон€ли, что независимо от правил им это нравитс€. »нфекци€ начала распространение. ¬скоре играть стали во дворе, регул€рно, потом на переменках. ”же спуст€ мес€ц в игру включились все Ц независимо от пола и возраста. »грали везде и посто€нно, на уроках, до и после уроков, в перерывах, на всех подоконниках, у каждой стены, на каждой парте. ¬сплеск был настолько силен, что учител€ оказались бессильными что‑либо сделать.  ак только они прекращали игру в одном месте, она сразу же затевалась в другом. Ѕыло решено вместе с родител€ми не давать дет€м денег. Ёто меропри€тие удалось претворить в жизнь, но лекарство не помогло, потому что вирус мутировал: дети стали подбирать на улице медные кружки, которые в то врем€ в изобилии вал€лись где попало, и играть на них, заменив кружками деньги. √рупа детей забралась на фабрику, форсировав стену, с намерени€ми стащить побольше медных кружков.   счастью, кружки оказались ненужным отходом производства и удивленные рабочие, по доброте душевной, отсыпали дет€м большую сумку. Ёта сумка в ближайшие дни несколько раз была украдена, как значительна€ ценность. ƒети воровали ее друг у друга и при каждой пропаже число кружков уменьшалось. ¬ результате кружки распространились довольно равномерно среди большинства учеников. » наступила инфл€ци€ Ц медна€ валюта обесценилась. Ќо и тогда эпидеми€ не пошла на убыль. ƒети стали играть в долг и, так как играть на виртуальные деньги можно с большим размахом, задолжали друг другу значительные и совсем не детские суммы. —итуаци€ приобрела криминальный оттенок. »з домов выносились вещи дл€ продажи. Ќесосто€тельных должников избивали. Ќачала организовыватьс€ зачаточна€ мафиозна€ структура. » тогда родители не выдержали и снова стали давать деньги дет€м. Ќо за то врем€, пока первична€ инфекци€ была вдалеке, дети выработали к ней что‑то вроде иммунитета. »м стало неинтересно играть всего лишь на деньги, да еще и на малые деньги. Ёпидеми€ практически прекратилась. Ѕыл еще один ее кратковременный всплеск Ц проба играть на крышки от бутылок, а затем наступила тишина. ≈ще долго дежурные уборщицы задерживались в школе и вылавливали из вс€ческих щелей мелкие монеты, которые во множестве забились туда во врем€ напасти. ѕорой вылавливали и медные кружки.
Ќекоторые психические заболевани€ могут быть заразными в психологическом смысле: например, тесный или долгий контакт с человеком, который про€вл€ет симптомы психического заболевани€, может привести к передаче симптомов человеку или группе людей, которые прежде были здоровы. Ёто может произойти в том случае, когда два человека, больной и здоровый, долгое врем€ живут вместе или из‑за всплеска коллективных эмоций Ц это так называема€ массова€ истери€. Ёпидемии массовой истерии обычно случаютс€ с замкнутыми группами людей, например школьниками, национальными группами и пр. ¬ 1977 более полусотни школьников почувствовали тошноту, головокружение и прочие подобные симптомы после футбольного матча. ќказалось, что симптомы нескольких путем информационного заражени€ передались всем остальным, вполне здоровым. ѕередача симптомов происходит в первую очередь тем, кто психически у€звим или имеет к этому некоторую предрасположенность. ќбычно эпидеми€ прекращаетс€ после того, как болезнь перезаразит всех психически у€звимых членов определенной группы, и не распростран€етс€ дальше. »нформационное заражение может происходить через средства массовой информации. Ќапример, така€ болезнь как нервра€ анорекси€, поражает в первую очередь молодых женщин, которые начинают отказыватс€ от пищи, принос€ вред своему здоровью Ц это вызвано вли€нием средств массовой информации, которые пропагандируют стереотип стройной фигуры.
ѕ–»ћ≈– 11. ”кусы виртуальных насекомых.

∆енщины на фабрике одежды выполн€ли слишком много сверхурочной работы. Ёта работа мешала им заниматьс€ домашними делами. Ќо отказатьс€ от нее было невозможно, что создавало сильную психологическую перегрузку. Ёпидеми€ началась с того, что прибыла больша€ парти€ одежды из‑за рубежа. ѕрактически сразу после этого несколько социально изолированных, психологически у€звимых женщин сообщили, что были укушены неизвестными €довитыми насекомыми. ¬след за ними оказались Ђукушеныї те, с которыми эти женщины наиболее близко общались. “о есть эпидеми€ укусов несуществующих насекомых распростан€лась информационно, по каналам общени€ и чем более тесным было общение, тем более быстрым и заражение. ѕосле этого оказались Ђукушеныї целые группы женщин Ц те, которые близко и много общались друг с другом, а затем и все остальные. Ёпидеми€ продолжалась 11 дней.