Ќа главную

—ергей ¬ладимирович √ерасимов. ѕсихологи€ зла

¬се книги


—одержание


¬ведение
√Ћј¬ј 1
„≈Ћќ¬≈  » »ƒ≈я
1.1. Ё‘‘≈ “ ћјя“Ќ» ј
1.2. «Ћќ  ј  ЅќЋ≈«Ќ№
1.3. «ј–ј∆≈Ќ»≈ »ƒ≈≈…. Ћ»’ќ–јƒ ј
1.4. —–ј«” ѕќ—Ћ≈ «ј–ј∆≈Ќ»я. Ѕ≈——»ћѕ“ќћЌјя ‘ј«ј
1.5. —“џƒ  ј  ѕ–»¬»¬ ј ќ“ «Ћј
1.6. »ћћ”Ќ»“≈“  ќ «Ћ”
1.7. ¬ќ«ћќ∆Ќќ—“№ «ј–ј∆≈Ќ»я » ќ“¬–јў≈Ќ»≈
√Ћј¬ј 2
«ј–ј∆≈Ќ»≈ «Ћќћ
2.1. ¬»–”—
2.2. »Ќ‘ќ–ћј÷»ќЌЌџ… ¬»–”—
2.3. ћ”“ј÷»я »ƒ≈»
2.4. »Ќ‘ќ–ћј÷»ќЌЌџ≈ Ёѕ»ƒ≈ћ»»
2.5. ћќ–јЋ№Ќјя Ёѕ»ƒ≈ћ»я
2.6. ЅќЋ≈«Ќ№ » «ƒќ–ќ¬№≈
2.7. јЌјЋќ√»я — »«¬≈—“Ќџћ» «јЅќЋ≈¬јЌ»яћ»
2.8. ¬ќ«ћќ∆Ќќ—“» Ћ≈„≈Ќ»я
√Ћј¬ј 3
Ќ≈ ќ“ќ–џ≈ ¬ј–»јЌ“џ «Ћј
3.1. Ќ≈ ќ“ќ–џ≈  ¬јЌ“ќ¬џ≈ Ё‘‘≈ “џ
3.2. ѕќƒ √»ѕЌќ«ќћ »ƒ≈»
3.3 »Ќ“≈–≈—
3.4. ѕќ»— ќ¬џ… » »—ѕџ“ј“≈Ћ№Ќџ… »Ќ“≈–≈—
3.5. ’”Ћ»√јЌ—“¬ќ
3.6. —“–≈ћЋ≈Ќ»≈   ќѕј—Ќќ—“»
3.7. ƒ≈ƒќ¬ў»Ќј
3.8. Ѕ≈—ѕќЋ≈«Ќјя ЅќЋ“ќ¬Ќя
3.9. ÷≈ѕЌјя –≈ј ÷»я »Ќ“≈–≈—ј
√Ћј¬ј 4
‘ќ–ћџ «Ћј. ѕ–»ћ»“»¬»«ћ
4.1. ”—Ћќ¬Ќќ≈ –ј¬≈Ќ—“¬ќ
4.2. ћј——ј » ЁЋ»“ј
4.3. ѕќ–“–≈“ ѕ–»ћ»“»¬ј
4.4. ѕќЋ≈«Ќќ—“№ Ќ–ј¬—“¬≈ЌЌќ… “”ѕќ—“»
4.5. Ќ≈ ќ“ќ–џ≈ „≈–“џ ѕ–»ћ»“»¬ј
4.6. ÷≈ЌЌќ—“№ ∆»«Ќ»
4.7. Ћ≈„≈Ќ»≈
4.8.  ј„≈—“¬ќ „≈Ћќ¬≈ ј
4.9. Ќј–ќƒЌќ—“№ » ј–»—“ќ –ј“»«ћ ƒ”’ј
√Ћј¬ј 5
‘ќ–ћџ «Ћј. ‘јЌј“»«ћ » ‘јЌј“ќ»ƒ: ѕќ–јЅќў≈Ќ»≈ »ƒ≈≈…
5.1. —»Ќƒ–ќћ „ј–“ ќ¬ј
5.2. ƒј–
5.3. ‘јЌј“ќ»ƒ
5.4. Ћќ√» ј ‘јЌј“»«ћј
5.5. ѕќƒћ≈Ќј ѕ–ј¬ƒџ ѕ–ј¬ƒќѕќƒќЅ»≈ћ
5.6. ÷≈ѕќ„ ј Ќј–ј—“јёў»’ ∆≈–“¬.  ј  »ƒ“» ¬ѕ≈–≈ƒ, ”Ќ»„“ќ∆јя —≈Ѕя
5.7. ‘јЌј“» 
5.8. »ƒ≈я  ј  Ѕќ√
√Ћј¬ј 6
‘ќ–ћџ «Ћј. ЋјЅ»–»Ќ“Ќќ—“№
6.1. Ћќ√» ј ѕ–ќ“»¬ –ј«”ћј
6.2. ЋјЅ»–»Ќ“. ѕ–»ѕ»—џ¬јЌ»≈ —ќЅ—“¬≈ЌЌџ’ ÷≈ЌЌќ—“≈…
6.3. јЅ—“–ј√»–ќ¬јЌ»≈
6.4. «јѕ–≈“  ј  ѕ–ќ—“≈…Ў≈≈ –≈Ў≈Ќ»≈
6.5. “≈’Ќ»„≈— »≈ ƒ≈“јЋ»
6.6. ‘”Ќ ÷»я ЋјЅ»–»Ќ“ј
6.7. Ў≈—“№ Ќ≈ќЅ’ќƒ»ћќ—“≈…
6.8. ј¬“ќЋјЅ»–»Ќ“Ќќ—“№
6.9. ѕ—»’ќЋќ√»я «јѕ–≈“ќ¬ Ќј —≈ —
6.10. «ƒќ–ќ¬№≈
√Ћј¬ј 7
ѕ–ќЅЋ≈ћџ «ƒќ–ќ¬№я
7.1 –ј«ћЌќ∆≈Ќ»≈ »ƒ≈…
7.2 ЋёЅќ¬№
7.3 “¬ќ–„≈—“¬ќ
7.4 Ћ»„Ќќ—“№ » «ƒќ–ќ¬№≈
√Ћј¬ј 8
ƒ–”√»≈ ‘ќ–ћџ «Ћј
8.1. —ѕ–ј¬≈ƒЋ»¬ќ—“№
8.2. Ќ≈√ќƒя»
8.3.  –»ћ»ЌјЋ№Ќќ—“№
8.4. ∆≈—“ќ ќ—“№
8.5. ќЅ»ƒ„»¬ќ—“№ » ќЅ»ƒј
8.6. √Ќ≈¬
8.7. ¬ќ»Ќ—“¬≈ЌЌќ—“№
8.8. Ѕ≈—“ќЋ ќ¬ќ—“№
8.9. Ќ≈„≈—“Ќќ—“№
8.10. ќ—Ћќ∆Ќ≈Ќ»я ќ—Ќќ¬Ќџ’ ЅќЋ≈«Ќ≈…
√Ћј¬ј 9
Ё ќЋќ√»я «Ћј
9.1 –≈ ЋјћЌјя  ”Ћ№“”–ј. —ќ“¬ќ–≈Ќ»≈ „”Ќƒ–» ј
9.2. ”Ќ»„“ќ∆≈Ќ»≈ —“џƒј. — јЌƒјЋџ
9.3. ѕќƒј¬Ћ≈Ќ»≈ —¬ќЅќƒџ
9.4. »—“ќ„Ќ» » «ј–ј∆≈Ќ»я

4.2. ћј——ј » ЁЋ»“ј


≈сли бы из истории вычесть дес€ток точно выбранных личностей, то мы бы не имели нашего общества и уровн€ жизни Ц мы бы до сих пор выкапывали палками съедобные корни, ютились в пещерах, освещенных кострами, и собирали мед диких пчел. ј сколько Ц не дес€тков Ц миллионов людей было вырвано из истории военными подвигами?
Ќадеюсь, что вы заметили небольшую подтасовку. ћиллионы людей действительно вырваны из истории, но это отнюдь не означает, что развитие человечества катастрофически замедлилось. ѕотому что это миллионы случайных людей. ≈сли бы из истории вычесть дес€ток случайных людей, то ничего бы не изменилось, или почти ничего. ≈сли вы заметили и пон€ли эту неточность аргументации, значит, вы согласны с тем, что существуют люди избранные и люди случайные, люди вли€ющие на духовную эволюцию человечества и люди, не вли€ющие на нее.
Ётот момент привлекал внимание многих исследователей. Ќапример, ’осе ќртега‑и‑√ассет считал ("¬осстание масс, 1930), что самым глубоким и радикальным делением человечества на группы было бы различение по двум основным типам: тех, кто строг и требователен к самому себе (человек элиты или благородный человек), и тех, кто снисходителен к себе, кто доволен собой, кто живет без усилий, не стара€сь себ€ исправить и улучшить (человек массы или самодовольный человек).
„еловек массы Ц это тот, кто не ощущает в себе никакого особого дара или отличи€ от всех, хорошего или дурного, кто чувствует, что он Ц "точь‑в‑точь как все остальные", и притом нисколько этим не огорчен, наоборот, счастлив чувствовать себ€ таким же как все. ’арактерно, что вульгарные мещанские души, сознающие свою посредственность, смело за€вл€ют свое право на вульгарность, и причем повсюду. ћасса давит все непохожее, особое, личностное, избранное.  то думает не так, "как все", кто выгл€дит не так "как все", тот подвергаетс€ риску стать изгоем. —егодн€шние Ђвсеї Ц это только масса.
ƒве основные черты в психологической диаграмме человека массы: безудержный рост жизненных вожделений, и принципиальна€ неблагодарность ко всему, что позволило так хорошо жить. ќбе этих черты характерны дл€ психологии избалованных детей. Ѕаловать Ц значит исполн€ть все желани€, приучить к мысли, что все позволено, что нет никаких запретов и никаких об€занностей. “от, с кем так обращались, не знает границ. Ќе испытыва€ никакого нажима, никаких толчков и столкновений, он привыкает ни с кем не считатьс€, а главное Ц никого не признает старшим или высшим. —амодовольный человек противоположность благородному. ќн доволен собой таким, каков он есть. —овершенно искренне, без вс€кого хвастовства, как нечто вполне естественное, он будет одобр€ть и хвалить все, чем он сам наделен, Ц свои мнени€, стремлени€, симпатии, вкусы. ¬едь никто и ничто не заставит его признать себ€ человеком второго сорта, крайне ограниченным.
Ќаоборот, человек элиты, т е. человек выдающийс€, всегда чувствует внутреннюю потребность обратитьс€ вверх, к авторитету или принципу, которому он свободно и добровольно служит. –азличие между человеком элиты и человеком массы: первый предъ€вл€ет к себе строгие требовани€, второй Ц всегда доволен собой, более того, восхищен.   массе духовно принадлежит тот, кто в каждом вопросе довольствуетс€ готовой мыслью, уже сид€щей в его голове. Ќаоборот, человек элиты не ценит готовых мнений, вз€тых без проверки, без труда, он ценит лишь то, что до сих пор было недоступно, что приходитс€ добывать усилием.
ќтличительна€ черта благородства Ц не права, а об€занности, требовани€ к самому себе.
„еловек массы способен на усилие только в том случае, когда надо реагировать на какую‑то внешнюю силу. Ётот человек обзавелс€ запасом готовых идей. ќн довольствуетс€ ими и решает, что с умом у него все в пор€дке. „еловек массы считает себ€ совершенным. „еловек элиты ощущает что‑то подобное, только если он исключительно тщеславен, да и то вера в свое совершенство не соприродна ему и даже сам он в ней не уверен. ѕоэтому тщеславный нуждаетс€ в других, чтобы они подтвердили мнение, какое он хочет иметь. —овременный человек массы никогда не сомневаетс€ в своем совершенстве, его вера в себ€ поистине подобна райской вере. «амкнутость души лишает его возможности познать свое несовершенство. ћы стоим здесь перед тем самым различием, которое испокон веков отдел€ет глупцов от мудрецов. ”мный знает, как легко сделать глупость. √лупый не сомневаетс€ в себе.
„еловек массы раз и навсегда усвоил набор общих мест, предрассудков, обрывков мыслей и пустых слов, случайно нагроможденных в пам€ти, и с разв€зностью, которую можно оправдать только наивностью, пользуетс€ этим мусором всегда и везде. Ќе в том беда, что заур€дный человек считает себ€ незаур€дным и даже выше других, а в том, что он провозглашает и утверждает право на заур€дность и самое заур€дность возводит в право.
¬с€ власть в обществе перешла к массам. Ќовое поведение масс: право действовать без вс€ких на то прав. ћассы захватывают руководство обществом в свои руки, хот€ руководить им они не способны. „еловек масс открыл в себе идеи, но все его Ђидеиї Ц не что иное, как вожделени€, облеченные в словесную форму.
—ейчас у заур€дного человека есть самые определенные идеи о всем, что происходит в мире и что должно произойти. ѕоэтому он перестал слушать других.
  чему слушать, если он и так уже все знает? “еперь уже нечего слушать, теперь надо самому судить, постановл€ть, решать. ћассы во все лезут и всегда с насилием. «амкнутость массовой души, котора€ толкает массу во все общественные дела, неизбежно требует и единого метода вмешательства: пр€мого действи€.
÷ивилизаци€ есть не что иное как попытка свести силу на роль последнего довода. ѕр€мое действие провозглашает силу первым доводом, т е. в сущности, доводом единственным. ѕр€мое действие Ц единственный метод действи€ масс. ¬ общественной жизни упраздн€етс€ хорошее воспитание. ¬ отношени€х между мужчиной и женщиной принцип пр€мого действи€ выражаетс€ в распущенности. Ќормы общежити€, вежливость, взаимное уважение, справедливость, благожелательность!
 ому все это нужно, зачем так усложн€ть себе жизнь?
ћасса уничтожает инакомысл€щих. ћасса Ц кто бы мог подумать, гл€д€ на ее компактность и численность? Ц не желает терпеть р€дом с собой тех, кто к ней не принадлежит. ќна питает смертельную ненависть ко всему иному.

»так:
а) „еловек элиты требователен к себе, человек массы самодоволен.
ќба этих типа относ€тс€ друг другу с презрением. ћассовый человек говорит о личности так: Ц "несовременный", "закомплексованый", "необщительный", "не умеет развлекатьс€", "не может быть самим собой", "кривл€етс€", Ђумничаетї и пр.
»нтересно, как используетс€ массой пон€тие современности Ц оно стало синонимом безнравственности: "€ современна€ девушка" Ц оправдание распущенности, "он слишком современный" Ц осуждение порочности.
Ћичность презирает своего антипода потому что он не индивидуален, а сериен, замен€ем на множество других таких же точно. Ќо сильнее всего презирает его безотчетно, он просто противен, противен и все тут. ¬озможно, личность чувствует угрозу, помнит унижени€, которые пришлось перенести в детстве, или отвечает на равномерное и непрекращающеес€ давление массы.
—ильнейшее давление массы на любого человека Ц так называемое общественное мнение, которое воспринимает любое отличие как грех. Ётому давлению можешь противитьс€ временно, но не вечно, иначе тер€ешь силы Ц слишком много сил расходуютс€ непродуктивно. » вот ты сдаешьс€; оставл€ешь за собой только то, что принципиально Ц принципиально дл€ теб€ и незаметно дл€ массы, какие‑нибудь внутренние вехи, которые позвол€ют тебе быть иным изнутри Ц снаружи же постепенно мимикрируешь.
Ётим отвращением к человеку толпы объ€сн€етс€ тот факт, что люди элиты не люб€т рекламу. –еклама изображает лишь самодовольных людей, то есть людей массы, и изображает их привлекательно. ƒаже животные из рекламы, даже растени€, дома и предметы быта выгл€д€т самодовольными. —амодовольством сочитс€ каждый рекламный персонаж; кажда€ рекламна€ улыбка пачкает вас своим самодовольством.
–еклама может изобразить все, кроме одного Ц кроме несамодовольного человека.
Ёто ее принципиальное ограничение.
б) „еловек массы характеризуетс€ безудержным ростом вожделений.
—ейчас реклама специально создает новые потребности, чтобы затем их удовлетвор€ть, то есть создает все более и более массовидного человека.
Ќапример, создает потребности в лекарствах. ¬друг оказываетс€, что дл€ полноценной жизни мы должны регул€рно употребл€ть не только витамины, но и антиоксиданты, очистители от шлаков, сжигатели жиров, бальзамы, иммунопротекторы и еще бог знает что. ќказываетс€, мы должны питатьс€ таблетками, если хотим жить. ƒоходит до абсурда Ц на плакате, рекламирующем очередную панацею, написано: "дл€ регул€рного, посто€нного и эффективного лечени€". —овершенно неважно лечени€ чего Ц просто лечени€.  роме того, эффективное лечение не может быть посто€нным, а посто€нное неэффективно по определению.
в) »деи такого человека Ц это всего лишь вожделени€, облеченные в слова.
«десь мы сталкиваес€ с тем, что он совсем не безыдеен и так же служит идее, как и человек элиты. ќднако, идеи его иные.  акие именно? "¬ожделени€, облеченные в слова", Ц это только первый шаг на пути к истине.
¬о‑первых, он служит случайным иде€м. ” него нет и не может быть одной или нескольких идей, проход€щих через всю жизнь. ќн может попробовать играть на гитаре, поиграть в футбол во дворе, подратьс€ с соседом, на которого зол, украсть вещь, котора€ плохо лежит, потом зан€тьс€ воспитанием ребенка (все так делают и жена заставл€ет), потом поиграть в домино и выпить пива. Ќо во всех этих зан€ти€х, которыми он наполн€ет жизнь, нет никакой системы, они и выбираютс€ и сочетаютс€ случайно, не образу€ последовательной эволюции. ќн следует флуктуаци€м идейного пол€, случайно возникшие мысли заставл€ют его стремитьс€ к случайным цел€м. ѕоэтому он и не эволюционирует, так и остаетс€ примитивом до конца своих дней. Ќапротив, человек элиты посто€нно растет и каждый его следующий день наращивает потенциал личности, созданный всеми предыдущими дн€ми. ѕримитив движетс€ как головастик в луже и потому остаетс€ на месте, личность Ц как лосось, идущий на нерест за тыс€чи километров, и часто гибнущий на этом пути, гибнущий даже после достижени€ цели.
¬о‑вторых, примитив имеет очень мало собственных мнений, и мнени€ эти очень просты и об€зательно очень обобщенны. ќдин считает, что все евреи плохие, другой Ц что все дети должны слушатьс€ родителей, третий Ц что все должны служить в армии и так далее. ≈го мнени€ верны дл€ всех случаев жизни, ими можно пользоватьс€ всегда, без исключений, в самых разных област€х. Ќо обычно, его мнение, верное в частном случае, оказываетс€ совершенно неправильным и вредным примененное ко вселенной в целом, однако здесь примитив про€вл€ет "логическую слепоту" и продолжает примен€ть частное правило как вселенскую идею. »ногда он может стать воинствующим фанатиком Ц но в этом случае, он перерастает себ€ и перестает быть примитивом, то есть человеком, неспособным к развитию. ќн начинает развиватьс€ Ц в неверном направлении. Ќо это уже ина€ болезнь, о которой € скажу позже, в следующей главе.
¬‑третьих, примитив вообще склонен к фанатизации идеи; дл€ него почти невозможно подвергнуть сомнению то, во что он однажны поверил.
г) единственный довод масс Ц сила, единственный метод Ц пр€мое действие.
¬ наше врем€ Ц просто удивительно Ц во врем€ науки и прогресса мысли неожиданно размножились колдуны, гадалки, знахари, экстрасенсы и целители всех расцветок и калибров. ќни исцел€ют чем угодно: заговорами, биоэнергией, контактом с инопланет€нами, наложением рук. —пору нет, в психике человека скрыта тьма непознанных сил и то, что сейчас кажетс€ нелепым шаманством, может оказатьс€ совершенно разумным методом через сто лет. Ќо теперишний всплеск св€зан не с этим. ƒл€ него есть две простых причины. ¬о‑первых, многие вер€т, что можно излечитьс€ без труда, что здоровье можно купить, что можно излечить неизлечимое, в то, что возможна панаце€ от всех болезней или жизненных бед, в то, что зло можно заговорить, а проблемы можно решить повторением заклинани€, специально подобранного на компьютере. Ёто вера в пр€мое действие. ¬ера в то, что если мне хочетс€, то мир об€зан мне это предоставить. ¬ера избалованного ребенка. ¬ера человека массы, который страдает, но в силу своей ограниченности, не видит разумного пути к избавлению от страданий. ¬о‑вторых, есть другие люди, которые бессовестно используют эту веру первых, бессовестно, потому что пр€мое действие исключает такие промежуточные инстанции, как совесть. „еловек массы нравственно туп, это еще одно его характерное свойство. ∆изнь проста. ≈сли можно украсть Ц нужно украсть. ≈сли можно обмануть Ц можно обмануть. ƒл€ того, чтобы лечить, не нужно иметь знаний. „тобы учить Ц не нужно знать самому. я знал одну примитивнейшую женщину, котора€ решила преподавать французский, не зна€ ни слова по‑французски. ќна все же получила деньги за несколько уроков. я видел целител€, который поступил проще всех: написал рекламный плакат о том, что излечивает любые (подробно перечислено) болезни сразу, просто на глазах, и вышел с этим плакатом на улицу. “ак на улице он и лечил Ц вставл€€ пальцы в ноздри и возлага€ руки на голову. ¬ простом названии болезни, указанном на плакате, были три орфографических ошибки. “ри Ц в одном слове. ќн путал падежи и писал правильно лишь очень короткие слова. ќн был совершенно безграмотен, но самодоволен, он пользовалс€ мусором в своей голове, получал деньги и не нуждалс€ в чужом мнении. Ёто было пр€мое действие в чистом виде. «ахотел Ц написал Ц вышел на улицу Ц получил то, что хотел. "ќбучу професора, будешь лечить как €", Ц было написано на плакате.
≈ще один пример пр€мого действи€ Ц вера во всемогущество денег. Ќа деньги можно купить здоровье, уважение, любовь, преданность, можно купить людей.
‘утбольные клубы покупают игроков и игроки ничуть не стесн€ютс€ того, что ими торгуют. ѕолитики покупают голоса. „то может помешать человеку продатьс€? Ц чувство чести. „то может помешать купить другого человека? Ц чувство уважени€ к нему. Ќо ни того, ни другого человек массы не имеет.
ѕостепенно уход€т в прошлое элитарные преступники и элитарные преступлени€.
√де же вы, профессор ћориарти? Ќа смену вам пришли простые парни с кулаками и ножиками, пь€ные самцы, угон€ющие первую попавшую€с€ машину потому что захотелось покататьс€ или убивающие прохожего потому что в переулке темно и скучно. “аких быстро лов€т, без вс€ких ’олмсов, быстро сад€т, за решеткой они кое‑чему учатс€ и следующее преступление совершают чуть‑чуть умнее. Ќо только чуть‑чуть. Ёлитарные преступлени€ смен€ютс€ преступлени€ми масс. —ама преступность стала массовой и, интересное слово, организованной. Ћичности уже не режут нас и не гр€б€т, этим занимаютс€ члены мафии, боевики, имеющие так же много ума и личных качеств, как муравьи‑солдаты.
д) масса ненавидит инакомысл€щих.
ќна питает ненависть к иному по нескольким причинам. ¬о‑первых, общее чувство сплочает, а ненависть одно из простейших и сильнейших чувств.
¬о‑вторых, (еще одна характерна€ черта человека массы) Ц любое превосходство он воспринимает как унижение. „еловек элиты оскорбл€ет его уже своим существованием. “от, кто мыслит хот€ бы чуть‑чуть правильнее мен€, должен быть наказан, ибо он оскорбил мен€. » в‑третьих, люба€ возможность сравнени€ есть возможность развала массы.

ѕ–»ћ≈– 31. Ѕорьба с инакомыслием. –азвитие идеи.

ѕлатон считал необходимым запретить даже некоторые места из √омера, запретить все то, что неверно говорило о богах, все что было слишком сексуально (заметим, из какой глуби веков идет борьба с сексуальностью) и даже музыку, котора€ слишком возбуждает чувства. –азум всех людей, согласно ѕлатону, не может быть чист, но чисты должны быть члены совета правителей, а так как по ребенку нельз€ предсказать точно будет ли он правителем, то вс€ информаци€, доход€ща€ до детей, должна быть подцензурна. “о есть, цензура должна быть всеобщей. Ќо, несмотр€ на эти пугающие и довольно современные идеи, древние јфины были сравнительно терпимы к инакомыслию.  ого‑то изгон€ли, кого‑то казнили, изобрели сожжение книг Ц сжигали, например, книги ѕротагора, обвиненного в богохульстве, еще за много веков до христианства. Ќо обща€ атмосфера оставалась атмосферой сравнительной свободы.
¬ –име со свободой выражени€ мнени€ и мыслей стало уже сложнее.
√оворить свободно могли лишь члены сената. Ѕыли изгнаны и ќвидий и ёвенал.
 алигула сжигал писателей живьем, опередив инквизицию на много веков. Ќо иде€ борьбы с инакомыслием действительно широко про€вилась в лишь четвертом веке, когда христианство стало официальной религией –имской империи. ћногобожие сменилось единобожием и об€зательным единомыслием. Ћюбое уклонение от признаваемой доктрины стало считатьс€ т€жким преступленим. ѕосле императора ‘еодоси€ церковь стала преследовать и уничтожать не только иноверцев, но и тех христиан, которые сколько‑нибудь отклон€лись от традиционной доктрины или практики. “аким образом был пройден решающий этап в развитии идеи, сделан решающий поворот Ц ќ“ ”Ќ»„“ќ∆≈Ќ»я ¬–ј√ќ¬   ”Ќ»„“ќ∆≈Ќ»ё ƒ–”«≈…. »де€ стала взрослой. “ак личинка превращаетс€ во взрослое насекомое.
ѕервый каталог запрещенных книг по€вилс€ в 496 году. ¬ 1231 учреждена инквизици€, котора€ оставалась одной из самых вли€тельных сил на прот€жении п€ти веков. — 1487 года книги стали подвергатьс€ цензуре не после по€влени€, а до публикации.  нигу разрешалось печатать только после того, как она была одобрена.  аталог запрещенных книг издавалс€ церковью вплоть до 1948 года.
¬ начале двадцатого болезнь нетерпимости к инакомыслию, с давних времен мучивша€ человечество, обострилась снова и истребила сотню миллионов людей за несколько дес€тилетий. » именно в начале двадцатого вс€ власть в обществе перешла к массам.
Ёволюци€ идеи нетерпимости Ц есть эволюци€ масс и эволюци€ человека массы.

ƒвадцатый век неожиданно породил тоталитарные системы: в первую очередь коммунизм и фашизм. »сторию коммунистической партии мне пришлось изучать в школе и в университете на прот€жении примерно дес€тилети€. √лавное впечатление от этого изучени€ легче передать на примере: когда‑то јмосовым был описан случай в операционной, когда псих подн€лс€ с операционного стала, вз€л скальпель и начал сто€ вырезать им кусочки из собственных внутренностей. ’ирурги некоторое врем€ не могли приблизитс€ к этому вооруженному человеку и он продолжал оперировать на себе. Ёто, конечно, жутко. ѕримерно та же жуть охватывает при изучении истории партии. Ќека€ сила берет скальпель и отрезает от самой себ€ куски. ¬начале отрезаютс€ одни не‑вполне‑единомышленники, потом другие, потом вроде бы, в оставшемс€ куске кровоточащей плоти единомыслие кажетс€ абсолютным, но и в этой единой мысли наход€т ньюансы, позвол€ющие отсечь новые куски, сила растет, кромса€ собственное тело.  огда инакомысл€щих не остаетс€, начинают отсекать потенциальных еретиков, когда же не остаетс€ и таких, еретиков специально выдумывают, создава€ их вновь и вновь. Ћенин —талин, ћуссолини, √итлер и множество диктаторов поменьше шли путем нетерпимости. ќни уничтожали друзей. ћы в свое врем€ называли это коммунистической принципиальностью.
ѕо сравнению с новыми борцами за чистоту идеи старые инквизиторы кажутс€ образцами доброты. «а п€ть веков инквизици€ сожгла на кострах всего лишь тридцать с лишним тыс€ч человек. Ёта величина просто тер€етс€ в сравнении с числом смертей нашего века.
е) „еловек массы напоминает избалованного ребенка
Ќе только избалованного ребенка, но и Ђсорногої подростка, или даже несовершеннолетнего хулигана, лет четырнадцати. » тот и другой люб€т общество подобных себе ("дураки обожают собиратьс€ в стаи", Ц пел известный бард), и тот и другой решают проблемы не умом, а насилием и физической силой, и тот и другой скорее грубо сексуален, чем романтичен, употребл€ет алкоголь, легко ругаетс€ матом. » тот и другой цен€т лишь громкое, €ркое, большое и сильное Ц практически лишены эстетического вкуса. » тот и другой не хот€т мен€тьс€, потому что считают свою персону идеалом. “о есть, человек массы есть человек остановившийс€ в моральном развитии, остановившийс€ на уровне ребенка или подростка Ц морально недоразвитый или морально дегенерировавший. Ёто человек‑примитив.