• Выбор тарифа продвижения, базовые тарифы на продвижение сайта.

• По вашему желанию прокат автомобиля в киеве на лучших условиях.

где необычно и недорого отметить день рождения


Перейти на главную

Вернуться к содержанию

Вернуться к перечню книг

Ревская Н.Е. Психология менеджмента (конспект лекций)

Раздел I
СОДЕРЖАНИЕ И СТРУКТУРА УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Глава 1 РАЗВИТИЕ НАУКИ УПРАВЛЕНИЯ
1.1. Предыстория науки управления
1.2. Основные школы науки управления
1.3. Общие подходы в теории управления
1.4. Современное состояние теории управления

Глава 2
СУЩНОСТЬ УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ОСНОВНЫЕ ПОДХОДЫ К
ЕЕ ИССЛЕДОВАНИЮ
2.1. Сущность управленческой деятельности
2.2. Основные подходы к изучению управленческой деятельности
2.3. Определение системы основных управленческих функций

Глава 3
ЭЛЕМЕНТЫ ТЕОРИИ ОРГАНИЗАЦИИ
3.1. Сущность организации
3.2. Иерархические структуры
3.3. Адхократические (органические) структуры
3.4. Основные понятия теории организации Организацией

Глава 4
ФУНКЦИЯ ЦЕЛЕПОЛАГАНИЯ
4.1. Сущность функции целеполагания
4.2. Типология целей организации
4.3. Требования к реализации функции целеполагания

Глава 5
ФУНКЦИЯ ПРОГНОЗИРОВАНИЯ
5.1. Определение функции прогнозирования
5.2. Основные виды и типы прогнозирования в управленческой деятельности

Глава 6
ФУНКЦИЯ ПЛАНИРОВАНИЯ
6.1. Роль и место планирования в организационном функционировании
6.2. Структура процесса планирования
6.3. Типология планирования и его принципы

Глава 7
ФУНКЦИЯ ОРГАНИЗАЦИИ
7.1. Понятие организационной функции
7.2. Процессы делегирования полномочий

Глава 8
ФУНКЦИЯ ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЯ
8.1. Специфика функции принятия решения в деятельности руководителя
8.2. Организационные факторы управленческих решений
8.3. Нормативная структура процесса принятия управленческого решения
8.4. Типология управленческих решений и нормативные требования к ним

Глава 9
ФУНКЦИЯ МОТИВИРОВАНИЯ
9.1. Определение функции мотивирования
9.2. Концепции мотивации исполнительской деятельности
9.3. Основные подходы к реализации функции мотивирования

Глава 10
КОММУНИКАТИВНАЯ ФУНКЦИЯ
10.1. Определение коммуникативной функции
10.2. Типы коммуникационных коммуникаций
10.3. Нормативная структура коммуникативного процесса и его «барьеры»

Глава 11
ФУНКЦИЯ КОНТРОЛЯ И КОРРЕКЦИИ
11.1. Общая характеристика контрольно-коррекционной функции
11.2. Принципы реализации контрольно-коррекционной функции

Глава 12
КАДРОВЫЕ ФУНКЦИИ РУКОВОДИТЕЛЯ
12.1. Определение системы кадровых функций
12.2. Основные направления кадровой работы руководителя
12.3. Функции при работе персоналом

Глава 13
ПРОИЗВОДСТВЕННО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ ФУНКЦИИ
13.1. Определение системы производственно-технологических функций
13.2. Характеристика основных производственно-технологических функций

Глава 14
ПРОИЗВОДНЫЕ (КОМПЛЕКСНЫЕ) ФУНКЦИИ УПРАВЛЕНИЯ
14.1. Понятие производных функций управления
14.2. Характеристика производных функций управления

Раздел II
ПСИХОЛОГИЯ СУБЪЕКТА УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Глава 15
ПЕРЦЕПТИВНЫЕ ПРОЦЕССЫ В УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
15.1. Понятие перцептивных процессов
15.2. Специфика перцептивных процессов в управленческой деятельности

Глава 16
МНЕМИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ В УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
16.1. Понятие мнемических процессов и их состав
16.2. Специфика оперативной памяти в деятельности руководителя
16.3. Специфика долговременной памяти в деятельности руководителя
16.4. Личный профессиональный опыт как регулятор управленческой деятельности

Глава 17
МЫСЛИТЕЛЬНЫЕ ПРОЦЕССЫ В УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
17.1. Общепсихологическое понятие мышления
17.2. Специфика мышления в деятельности руководителя
17.3. Основные свойства практического мышления в деятельности руководителя

Глава 18
ИНТЕЛЛЕКТ РУКОВОДИТЕЛЯ
18.1. Понятие интеллекта в психологии
18.2. Интеллект и эффективность управленческой деятельности
18.3. Специфика интеллектуальных качеств руководителя

Глава 19
РЕГУЛЯТИВНЫЕ ПРОЦЕССЫ В УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
19.1. Общая характеристика регулятивных процессов
19.2. Специфика основных регулятивных процессов в управленческой деятельности

Глава 20
ПРОЦЕССЫ ПРИНЯТИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ
20.1. Общая характеристика процессов принятия управленческих решений
20.2. Характеристика процессуальной организации принятия управленческих решений
20.3. Структурная организация процессов принятия управленческих решений
20.4. Феноменология процессов принятия управленческих решений
20.5. Индивидуальные различия управленческих решений

Глава 21
КОММУНИКАТИВНЫЕ ПРОЦЕССЫ В УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
21.1. Коммуникативное поведение руководителя
21.2 Коммуникативные явления и процессы в управленческой деятельности
21.3. Рефлексивные процессы в управленческой деятельности

Глава 22
ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВОЛЕВАЯ РЕГУЛЯЦИЯ СОСТОЯНИЙ В УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
22.1. Понятие эмоционально-волевой регуляции состояний
22.2. Стресс и управление им в деятельности руководителя
22.3. Специфика регуляции состояний в управленческой деятельности

Глава 23
МОТИВАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РУКОВОДИТЕЛЯ
23.1. Содержательные теории мотивации
23.2. Процессуальные теории мотивации
23.3. Понятие внутренней мотивации

Глава 24
ВЛАСТЬ КАК РЕГУЛЯТОР УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. РУКОВОДСТВО И ЛИДЕРСТВО
24.2. Типология власти
24.3. Теории лидерства и стили руководства

Глава 25
СПОСОБНОСТИ К УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
25.1. Понятие способностей в психологии
25.2. Определение состава управленческих способностей
25.3. Менеджерские характеристики
25.4. Общеорганизационные способности
25.5. Общие и специальные способности в управленческой деятельности
5.2. Основные виды и типы прогнозирования в управленческой деятельности

В теории управленческого прогнозирования важную роль играет понятие плановых предположений. Это результат про­гнозирования, но одновременно и основа, на которой разраба­тывается система планов организации. Таким образом, плано­вые предположения играют роль связующего звена между функциями прогнозирования и планирования.

Плановые предположения различаются по своей ориента­ции: это предположения будущих вероятных параметров внеш­ней среды и возможных в будущем результатов собственного функционирования. Частично совпадает с этим различием, но в
целом отлично от него разделение плановых предположений на прогнозы состояния внешней и внутренней среды организа­ции в целом.

Внешние плановые предположения делятся на три группы:

1)       предположения относительно общего окружения (прогнозируемые экономические, технологические, политические,
социальные и этнические условия);

2)   предположения относительно состояния рынка продукции (спрос, услуги, конкуренция);

3)       предположения относительно состояния рынка факторов
производства.

Внутренние плановые предположения касаются объема ка­питаловложений, привлеченных инвестиций, изменения ис­пользуемых технологий и средств труда, оргструктуры управ­ления и др.

Внешние и внутренние плановые предположения бывают количественными и качественными. Пример количественных предположений — ожидаемый объем продаж (в процентах от текущего уровня), качественных — ожидаемый успех какого-либо вида продукции. Существуют также комбинированные пла­новые предположения (количественно-качественные).

Различаются плановые предположения по степени подкон­трольности организации:

—  неконтролируемые, но хорошо прогнозируемые предположения — динамика роста численности населения, налоговая
политика и пр.;

—  контролируемые предположения — выход на новые рынки, интенсификация научных исследований;

— частично контролируемые — уровень текучести кадров.
Плановые предположения подразделяются по параметру

степени определенности на детерминистские (относительно га­рантированные) и стохастические (вероятностные).

В практике управления различают первичные и вторичные плановые предположения. Первичные предположения (про­гнозы) носят общий характер, но затем они используются как
материал для следующего шага прогнозирования. Поэтому они являются и результатами прогнозирования, и его предпосылка­ми. Начальные прогнозы в ходе этого процесса конкретизиру­ются. Далее следует разработка еще более детальных («третич­ных») плановых предположений. Переход от общих предполо­жений к более конкретным, их последовательная смена во времени является основой содержания процесса прогнозирова­ния. Этот процесс несет одновременно черты иерархической организации, так как плановые предположения различных эта­пов выступают и разными уровнями конкретизации осуществ­ляемых прогнозов.

Существуют и другие классификации и типы прогнозов. Это — плановые предположения как результат индивидуаль­ных усилий руководителя и совместной деятельности отдель­ной группы в составе организации (советники, эксперты по прогнозированию).

Различают также долгосрочные, среднесрочные и кратко­срочные плановые предположения, используя критерий вре­менной перспективы прогнозирования.

Функция прогнозирования в целом комплексна и многоас­пектна, она включена во все этапы и задачи управления. В тео­рии управления существует еще одна классификация типов процессов управления, наиболее общая, основанная на содер­жательном критерии. Это пять типов прогнозирования:

экономическое прогнозирование — предсказание общего со­стояния экономики или конкретной организации;

технологическое прогнозирование — предсказание разра­ботки новых технологий; когда это может произойти и какими могут быть экономические последствия;

прогнозирование сбыта — связано с проблемами реализа­ции продукции организации, это основополагающий тип про­гнозирования для деятельности любой организации;

прогнозирование развития конкуренции — предположения о возможных изменениях стратегии и тактики конкурентов;
социальное прогнозирование — предсказание изменений со­стояния общества в целом и в социальных установках людей.

Прогнозирование является специализированной областью, достигшей высокого уровня развития. В ней разработаны осо­бые методы, включающие в себя три основные группы: «не­формальные», количественные и качественные методы прогно­зирования. Методы двух последних групп наиболее развиты. Ко­личественные методы прогнозирования - это методы «анализа временных рядов» (АВР) и каузального (причинно-следственного) моделирования (КМ). Метод АВР основан на том, что выявля­ются тенденции прошлого и далее они продлеваются на буду­щее. КМ — прогнозирование посредством анализа статистиче­ских зависимостей между прогнозируемым фактором и други­ми переменными. Качественных методов больше, но они менее точны. Это — методы «жюри», «совокупного мнения сбытови­ков», «ожидания потребителя» и др.

В последнее время в связи с развитием компьютерной тех­ники возросла роль полисценарного (многовариативного) про­гнозирования. Несколько альтернативных систем плановых предположений создаются параллельно. Отдельное предполо­жения внутри каждой из них согласуются по содержанию и хронологии развертывания; это — сценарии (scripts), основан­ные на категории контролируемых плановых предположений. В результате сопоставления определяется наиболее приемле­мый сценарий. Существуют три основных вида сценариев:

оптимистический — экономические и социальные перспек­тивы будут благоприятны;

реалистический — экономические и социальные перспекти­вы останутся на прежнем месте;

пессимистический — экономические и социальные пер­спективы будут неблагоприятны.

Поливариантный (скриптовый) подход помогает частично разрешить основную задачу прогнозирования — оптимального сочетания жесткости прогнозов с их необходимой гибкостью, изменяемостью под влиянием факторов внешней среды.
Функция прогнозирования требует от руководителя моби­лизации всех его интеллектуальных и психологических воз­можностей.

Так же как и у функции целеполагания, у функции прогнози­рования имеется прямой аналог в структуре психики человека. Это — психический процесс прогнозирования, характеризую­щийся специальными психологическими понятиями: опере­жающее отражение, вероятностное прогнозирование, предуга­дывание событий (антиципация). Поэтому он является психо­логической основой для реализации функции прогнозирования в деятельности руководителя.