Перейти на главную

Вернуться к содержанию

Вернуться к перечню книг

Ревская Н.Е. Психология менеджмента (конспект лекций)

Раздел I
СОДЕРЖАНИЕ И СТРУКТУРА УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Глава 1 РАЗВИТИЕ НАУКИ УПРАВЛЕНИЯ
1.1. Предыстория науки управления
1.2. Основные школы науки управления
1.3. Общие подходы в теории управления
1.4. Современное состояние теории управления

Глава 2
СУЩНОСТЬ УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ОСНОВНЫЕ ПОДХОДЫ К
ЕЕ ИССЛЕДОВАНИЮ
2.1. Сущность управленческой деятельности
2.2. Основные подходы к изучению управленческой деятельности
2.3. Определение системы основных управленческих функций

Глава 3
ЭЛЕМЕНТЫ ТЕОРИИ ОРГАНИЗАЦИИ
3.1. Сущность организации
3.2. Иерархические структуры
3.3. Адхократические (органические) структуры
3.4. Основные понятия теории организации Организацией

Глава 4
ФУНКЦИЯ ЦЕЛЕПОЛАГАНИЯ
4.1. Сущность функции целеполагания
4.2. Типология целей организации
4.3. Требования к реализации функции целеполагания

Глава 5
ФУНКЦИЯ ПРОГНОЗИРОВАНИЯ
5.1. Определение функции прогнозирования
5.2. Основные виды и типы прогнозирования в управленческой деятельности

Глава 6
ФУНКЦИЯ ПЛАНИРОВАНИЯ
6.1. Роль и место планирования в организационном функционировании
6.2. Структура процесса планирования
6.3. Типология планирования и его принципы

Глава 7
ФУНКЦИЯ ОРГАНИЗАЦИИ
7.1. Понятие организационной функции
7.2. Процессы делегирования полномочий

Глава 8
ФУНКЦИЯ ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЯ
8.1. Специфика функции принятия решения в деятельности руководителя
8.2. Организационные факторы управленческих решений
8.3. Нормативная структура процесса принятия управленческого решения
8.4. Типология управленческих решений и нормативные требования к ним

Глава 9
ФУНКЦИЯ МОТИВИРОВАНИЯ
9.1. Определение функции мотивирования
9.2. Концепции мотивации исполнительской деятельности
9.3. Основные подходы к реализации функции мотивирования

Глава 10
КОММУНИКАТИВНАЯ ФУНКЦИЯ
10.1. Определение коммуникативной функции
10.2. Типы коммуникационных коммуникаций
10.3. Нормативная структура коммуникативного процесса и его «барьеры»

Глава 11
ФУНКЦИЯ КОНТРОЛЯ И КОРРЕКЦИИ
11.1. Общая характеристика контрольно-коррекционной функции
11.2. Принципы реализации контрольно-коррекционной функции

Глава 12
КАДРОВЫЕ ФУНКЦИИ РУКОВОДИТЕЛЯ
12.1. Определение системы кадровых функций
12.2. Основные направления кадровой работы руководителя
12.3. Функции при работе персоналом

Глава 13
ПРОИЗВОДСТВЕННО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ ФУНКЦИИ
13.1. Определение системы производственно-технологических функций
13.2. Характеристика основных производственно-технологических функций

Глава 14
ПРОИЗВОДНЫЕ (КОМПЛЕКСНЫЕ) ФУНКЦИИ УПРАВЛЕНИЯ
14.1. Понятие производных функций управления
14.2. Характеристика производных функций управления

Раздел II
ПСИХОЛОГИЯ СУБЪЕКТА УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Глава 15
ПЕРЦЕПТИВНЫЕ ПРОЦЕССЫ В УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
15.1. Понятие перцептивных процессов
15.2. Специфика перцептивных процессов в управленческой деятельности

Глава 16
МНЕМИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ В УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
16.1. Понятие мнемических процессов и их состав
16.2. Специфика оперативной памяти в деятельности руководителя
16.3. Специфика долговременной памяти в деятельности руководителя
16.4. Личный профессиональный опыт как регулятор управленческой деятельности

Глава 17
МЫСЛИТЕЛЬНЫЕ ПРОЦЕССЫ В УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
17.1. Общепсихологическое понятие мышления
17.2. Специфика мышления в деятельности руководителя
17.3. Основные свойства практического мышления в деятельности руководителя

Глава 18
ИНТЕЛЛЕКТ РУКОВОДИТЕЛЯ
18.1. Понятие интеллекта в психологии
18.2. Интеллект и эффективность управленческой деятельности
18.3. Специфика интеллектуальных качеств руководителя

Глава 19
РЕГУЛЯТИВНЫЕ ПРОЦЕССЫ В УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
19.1. Общая характеристика регулятивных процессов
19.2. Специфика основных регулятивных процессов в управленческой деятельности

Глава 20
ПРОЦЕССЫ ПРИНЯТИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ
20.1. Общая характеристика процессов принятия управленческих решений
20.2. Характеристика процессуальной организации принятия управленческих решений
20.3. Структурная организация процессов принятия управленческих решений
20.4. Феноменология процессов принятия управленческих решений
20.5. Индивидуальные различия управленческих решений

Глава 21
КОММУНИКАТИВНЫЕ ПРОЦЕССЫ В УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
21.1. Коммуникативное поведение руководителя
21.2 Коммуникативные явления и процессы в управленческой деятельности
21.3. Рефлексивные процессы в управленческой деятельности

Глава 22
ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВОЛЕВАЯ РЕГУЛЯЦИЯ СОСТОЯНИЙ В УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
22.1. Понятие эмоционально-волевой регуляции состояний
22.2. Стресс и управление им в деятельности руководителя
22.3. Специфика регуляции состояний в управленческой деятельности

Глава 23
МОТИВАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РУКОВОДИТЕЛЯ
23.1. Содержательные теории мотивации
23.2. Процессуальные теории мотивации
23.3. Понятие внутренней мотивации

Глава 24
ВЛАСТЬ КАК РЕГУЛЯТОР УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. РУКОВОДСТВО И ЛИДЕРСТВО
24.2. Типология власти
24.3. Теории лидерства и стили руководства

Глава 25
СПОСОБНОСТИ К УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
25.1. Понятие способностей в психологии
25.2. Определение состава управленческих способностей
25.3. Менеджерские характеристики
25.4. Общеорганизационные способности
25.5. Общие и специальные способности в управленческой деятельности
17.2. Специфика мышления в деятельности руководителя

Для понимания своеобразия этого процесса в управленче­ской деятельности надо учитывать следующие характерные особенности современного состояния проблемы мышления в деятельности руководителя.

1. Уникальность роли мыслительных процессов в обеспече­нии эффективной управленческой деятельности.

Хороший руководитель — это умный руководитель, а зна­чит, нет никакой особой специфики связи мышления с успеш­ностью руководства. Связь эта прямая и определяющая. Такое же упрощенное понимание констатировалось для другого про­цесса — памяти. Все закономерности психологии мышления можно и нужно непосредственно перенести на характеристику
мышления руководителя. Сама же проблема мышления — без­гранична.

2.     Мышление руководителя рассматривается обычно в качестве одного из видов — как практическое мышление. Этот вид наиболее характерен для управленческой деятельности, которая опирается на весь потенциал и на все особенности когнитивных процессов, но предполагает в каждом из них наличие
специфических для нее видов.

3.     Большинство данных о мышлении в психологии, вместе с
тем, получено при изучении теоретического вида мышления.
Их справедливость для практического мышления и то, какие
особенности присущи этому виду, изучаются в специальном
направлении, которое обозначают как «психология практического мышления». Стимулом к ее развитию стали общетеоретические работы С. Л. Рубинштейна и классическая работа
Б. М. Теплова «Ум полководца».

Практическое мышление в целом, а руководителя в особен­ности, связано с деятельностью иначе, чем теоретическое, так как весь процесс мышления осуществляется для решения опре­деленных практических задач и реализуется параллельно с вы­полнением других функций руководителя. Вот почему задачи для практического мышления ставит сама практическая дея­тельность, а не теория. Особенность практического мышле­ния — умение правильно ставить и формулировать задачи и проблемы.

Теоретический ум ищет в проблеме ее истинное, единствен­ное решение, а в практическом мышлении дело обстоит иначе: руководитель часто стремится не к максимально эффективному решению, а к приемлемому, удовлетворительному («satisfacing», по Г. Саймону).

Выступая по отношению к подчиненным в специфической роли «оценщика» правильности их решений, руководитель должен иметь готовые критерии решения проблем, подлежа­щих оценке. Специфична для практического мышления руко­водителя и форма ответственности за решение задач и проблем — не только за результат, но и за сам процесс этого реше­ния.

Позиция субъекта для теоретического мышления является познавательной, а для практического мышления — исходно преобразующей. Отличен от теоретического и сам характер ра­боты практического мышления с информацией о проблеме. В первом случае выделяются общие, главные черты, во втором — детали, частности, которые нередко подсказывают путь реше­ния всей проблемы. Упущение детали на практике может иметь необратимые последствия. В психологии практического мыш­ления в связи с этим введено понятие «принцип потенциальной существенности» каждого элемента проблемы. Он предпола­гает наличие «изощренной наблюдательности» — специфиче­ской особенности, позволяющей замечать детали, которые мо­гут стать потенциально существенными.

Следующая специфическая особенность практического мышления руководителя связана с содержанием и условиями управленческой деятельности. По содержанию управление тре­бует мысленного оперирования с информацией о людях, «соци­альных объектах», характеризующихся большой степенью сложности и скрытостью от непосредственного восприятия, а поэтому трудностью «расшифровки» и однозначностью интер­претации.

Неопределенность мыслительных задач руководителя мо­жет возникать в силу некоторых психологических причин: де­фицит или избыточность информации, высокая степень ее сложности.

Любая управленческая задача как предмет мышления руко­водителя имеет свойство комплексности информации, так как организация — это социотехническая система (люди и произ­водство).

Важнейшим профессиональным требованием к руководите­лю является сочетание высокого уровня системного мышления с достаточным развитием его аналитических сторон.
Управленческие ситуации характеризуются свойством из­менчивости — динамичности. Вариативность ситуаций требу­ет активной продуктивной мыслительной работы, а скорость их изменения придает управленческой деятельности другую специфическую особенность — режим «цейтнота» (хрониче­ского дефицита времени). Это требует от практического мыш­ления высокой скорости, оперативности включения в ситуа­цию, быстрой переключаемости от действий к осмыслению. Управленческое решение оценивается двумя главными крите­риями: адекватностью (качеством) и своевременностью. Ско­рость мышления зависит от особенностей организации памяти и профессионального опыта. Динамичность мышления зависит также от скорости актуализации информации из памяти и го­товности системы знаний к использованию.

Решения руководителя должны быть конкретными — тогда они более понятны другим. Умение составлять простые пла­ны — следствие интеллектуальной мощи.

Эта мыслительная особенность руководителя, являющаяся одновременно важным профессиональным требованием к не­му, базируется на психологическом механизме «конкретизи­рующего синтеза». Это не просто переход от общего к частно­му, а выведение частного, конкретного из множества исходных посылок — общих и конкретных, но подвергнутых предвари­тельному обобщению (синтезу).

Способность к выработке простых и конкретных планов ос­нована на психологически разных механизмах: способность ге­нерации большего количества максимально разнообразных и оригинальных планов, быстрота и легкость составления пла­нов, наличие нескольких планов одновременно и внесение в них изменений под влиянием изменений обстановки, жест­кость, воля в проведении своего плана. Эти свойства составля­ют своеобразное качество руководителя, определяющее его как «делателя планов» (faeseur de plan).

Важнейшее условие эффективности руководства — пропор­циональное сочетание ума и воли, что отражено в знаменитой
«формуле квадрата». Его основание — воля, высота — ум, пло­щадь — успех деятельности. Полный баланс встречается ред­ко.

Воля в деятельности руководителя формирует его специфи­ческие свойства: инициативность, решительность, умение брать ответственность на себя, «осторожная смелость». Все это обозначается особым обобщающим свойством — «стремя­щимся разумом».

Важная черта практического мышления руководителя — стрессустойчивость. Обычно отрицательные эмоции подав­ляют мыслительные процессы, но существуют большие инди­видуальные различия. Обнаружено свойство личности, заклю­чающееся в том, что неблагоприятные условия могут стимули­ровать мыслительную деятельность.

Фактор высокой напряженности управленческой деятельно­сти — ее полипроблемный характер, наиболее специфическая черта. Происходит интерференция мыслительных задач — их отрицательное влияние друг на друга. При этом сам процесс практического мышления руководителя приобретает многофо-кусность — развертывание одновременно по нескольким на­правлениям. Это очень быстрое и частое переключение с одних задач на другие.

Существует еще одно специфическое качество практическо­го мышления руководителя — свойство прогностичности мыш­ления, способность учитывать и актуальную информацию, и ин­формацию предвидения. Это продукт опережающего отраже­ния будущего состояния управляемой системы.

Главная трудность решения прогностических задач в управ­лении состоит в том, что они требуют учета поведения других людей, часто противоречивого. Поэтому прогностичность мышления руководителя неотделима от такого важного мысли­тельного качества, как рефлексивность (способность встать на позицию другого и предвидеть на основе этого его поведение). Особенно важна роль рефлексивных механизмов в конфликт­ных ситуациях и в ситуациях конкуренции.