Перейти на главную

Вернуться к содержанию

Вернуться к перечню книг

Ревская Н.Е. Психология менеджмента (конспект лекций)

Раздел I
СОДЕРЖАНИЕ И СТРУКТУРА УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Глава 1 РАЗВИТИЕ НАУКИ УПРАВЛЕНИЯ
1.1. Предыстория науки управления
1.2. Основные школы науки управления
1.3. Общие подходы в теории управления
1.4. Современное состояние теории управления

Глава 2
СУЩНОСТЬ УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ОСНОВНЫЕ ПОДХОДЫ К
ЕЕ ИССЛЕДОВАНИЮ
2.1. Сущность управленческой деятельности
2.2. Основные подходы к изучению управленческой деятельности
2.3. Определение системы основных управленческих функций

Глава 3
ЭЛЕМЕНТЫ ТЕОРИИ ОРГАНИЗАЦИИ
3.1. Сущность организации
3.2. Иерархические структуры
3.3. Адхократические (органические) структуры
3.4. Основные понятия теории организации Организацией

Глава 4
ФУНКЦИЯ ЦЕЛЕПОЛАГАНИЯ
4.1. Сущность функции целеполагания
4.2. Типология целей организации
4.3. Требования к реализации функции целеполагания

Глава 5
ФУНКЦИЯ ПРОГНОЗИРОВАНИЯ
5.1. Определение функции прогнозирования
5.2. Основные виды и типы прогнозирования в управленческой деятельности

Глава 6
ФУНКЦИЯ ПЛАНИРОВАНИЯ
6.1. Роль и место планирования в организационном функционировании
6.2. Структура процесса планирования
6.3. Типология планирования и его принципы

Глава 7
ФУНКЦИЯ ОРГАНИЗАЦИИ
7.1. Понятие организационной функции
7.2. Процессы делегирования полномочий

Глава 8
ФУНКЦИЯ ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЯ
8.1. Специфика функции принятия решения в деятельности руководителя
8.2. Организационные факторы управленческих решений
8.3. Нормативная структура процесса принятия управленческого решения
8.4. Типология управленческих решений и нормативные требования к ним

Глава 9
ФУНКЦИЯ МОТИВИРОВАНИЯ
9.1. Определение функции мотивирования
9.2. Концепции мотивации исполнительской деятельности
9.3. Основные подходы к реализации функции мотивирования

Глава 10
КОММУНИКАТИВНАЯ ФУНКЦИЯ
10.1. Определение коммуникативной функции
10.2. Типы коммуникационных коммуникаций
10.3. Нормативная структура коммуникативного процесса и его «барьеры»

Глава 11
ФУНКЦИЯ КОНТРОЛЯ И КОРРЕКЦИИ
11.1. Общая характеристика контрольно-коррекционной функции
11.2. Принципы реализации контрольно-коррекционной функции

Глава 12
КАДРОВЫЕ ФУНКЦИИ РУКОВОДИТЕЛЯ
12.1. Определение системы кадровых функций
12.2. Основные направления кадровой работы руководителя
12.3. Функции при работе персоналом

Глава 13
ПРОИЗВОДСТВЕННО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ ФУНКЦИИ
13.1. Определение системы производственно-технологических функций
13.2. Характеристика основных производственно-технологических функций

Глава 14
ПРОИЗВОДНЫЕ (КОМПЛЕКСНЫЕ) ФУНКЦИИ УПРАВЛЕНИЯ
14.1. Понятие производных функций управления
14.2. Характеристика производных функций управления

Раздел II
ПСИХОЛОГИЯ СУБЪЕКТА УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Глава 15
ПЕРЦЕПТИВНЫЕ ПРОЦЕССЫ В УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
15.1. Понятие перцептивных процессов
15.2. Специфика перцептивных процессов в управленческой деятельности

Глава 16
МНЕМИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ В УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
16.1. Понятие мнемических процессов и их состав
16.2. Специфика оперативной памяти в деятельности руководителя
16.3. Специфика долговременной памяти в деятельности руководителя
16.4. Личный профессиональный опыт как регулятор управленческой деятельности

Глава 17
МЫСЛИТЕЛЬНЫЕ ПРОЦЕССЫ В УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
17.1. Общепсихологическое понятие мышления
17.2. Специфика мышления в деятельности руководителя
17.3. Основные свойства практического мышления в деятельности руководителя

Глава 18
ИНТЕЛЛЕКТ РУКОВОДИТЕЛЯ
18.1. Понятие интеллекта в психологии
18.2. Интеллект и эффективность управленческой деятельности
18.3. Специфика интеллектуальных качеств руководителя

Глава 19
РЕГУЛЯТИВНЫЕ ПРОЦЕССЫ В УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
19.1. Общая характеристика регулятивных процессов
19.2. Специфика основных регулятивных процессов в управленческой деятельности

Глава 20
ПРОЦЕССЫ ПРИНЯТИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ
20.1. Общая характеристика процессов принятия управленческих решений
20.2. Характеристика процессуальной организации принятия управленческих решений
20.3. Структурная организация процессов принятия управленческих решений
20.4. Феноменология процессов принятия управленческих решений
20.5. Индивидуальные различия управленческих решений

Глава 21
КОММУНИКАТИВНЫЕ ПРОЦЕССЫ В УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
21.1. Коммуникативное поведение руководителя
21.2 Коммуникативные явления и процессы в управленческой деятельности
21.3. Рефлексивные процессы в управленческой деятельности

Глава 22
ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВОЛЕВАЯ РЕГУЛЯЦИЯ СОСТОЯНИЙ В УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
22.1. Понятие эмоционально-волевой регуляции состояний
22.2. Стресс и управление им в деятельности руководителя
22.3. Специфика регуляции состояний в управленческой деятельности

Глава 23
МОТИВАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РУКОВОДИТЕЛЯ
23.1. Содержательные теории мотивации
23.2. Процессуальные теории мотивации
23.3. Понятие внутренней мотивации

Глава 24
ВЛАСТЬ КАК РЕГУЛЯТОР УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. РУКОВОДСТВО И ЛИДЕРСТВО
24.2. Типология власти
24.3. Теории лидерства и стили руководства

Глава 25
СПОСОБНОСТИ К УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
25.1. Понятие способностей в психологии
25.2. Определение состава управленческих способностей
25.3. Менеджерские характеристики
25.4. Общеорганизационные способности
25.5. Общие и специальные способности в управленческой деятельности
20.2. Характеристика процессуальной организации принятия управленческих решений

Большинство управленческих решений являются комбини­рованными, включающими в себя компоненты индивидуаль­ного и коллегиального выбора. Их пропорция при этом варьи­руется. Процессуальная организация управленческих решений именно поэтому является комбинированной, производной от основных этапов индивидуального и группового выбора. Об­щая процессуальная характеристика управленческих решений в связи с этим включает в себя два основных плана: последова­тельное описание основных этапов индивидуального выбора и группового (коллегиального). Второй аспект наиболее типичен для большинства реальных форм решений и более важен прак­тически.

Процессуальная организация индивидуального выбора в обобщающем виде состоит из следующих этапов.

Фиксация и осознание проблемы. Этот этап процесса очень сложен и включает в себя несколько подэтапов: X) распо­знавание ситуации, требующей реализации выбора; 2) фикса­ция « зоны неопределенности » ситуации (выделение парамет­ров, порождающих возникшую проблему); 3) постановка цели выбора и согласование ее с общими целями и задачами дея­тельности; 4) соотнесение сформулированной цели поведения в ситуации выбора с особенностями ситуации — в результате ситуация признается проблемной, требующей разрешения и предстает субъективно как задача выбора.

Формулировка субъективного представления о задаче принятия решения (СПЗПР). Зафиксировав и осознав проблемную ситуацию как задачу, требующую разрешения, субъ­ект выстраивает ее модель. Она содержит основные параметры ситуации, ее информационные особенности, заложенные в ней условия и ограничения, средства и возможности, допустимые для ее разрешения. Такая модель в упрощенном виде отражает важнейшие особенности ситуации выбора. Это — субъектив­ный образ объективной ситуации, очень сходный с оператив­ным образом и обладающий его основными свойствами. Он рассматривается в качестве концептуальной модели ситуации. Этот важный для всего решения этап занимает до 30% общего времени решения.

Формирование исходного множества альтернатив. На этом этапе формулируются различные варианты выхода из си­туации. Сначала они выступают в качестве гипотез, а затем пе­реходят в ряд альтернатив, подлежащих дальнейшему рассмот­рению.

Формулировка критериев элиминации исходного мно­жества альтернатив. То, что осуществление выбора происхо­дит не на основе исходного множества альтернатив, является важной психологической особенностью. Происходит предва­рительный «отсев» менее значимых, с точки зрения субъекта, альтернативных вариантов. Этот процесс называется элимина­цией альтернатив. Данный этап осуществляется часто в неосоз­наваемой форме.

Элиминация альтернатив исходного множества включа­ет в себя сопоставление предварительно сформулированных альтернатив со сформулированным критерием элиминации. Исходное множество альтернатив в результате этого заметно сокращается, что упрощает последующий анализ и окончатель­ный выбор.

Оценка полезности исходов альтернатив. На этом этапе альтернативы, отобранные по критерию элиминации, анализи­руются с точки зрения выгодности (полезности) тех исходов, к которым они могут привести. Обозначить его можно как этап максимизации альтернатив.

 Выбор максимизированной альтернативы. Этот этап яв­ляется ключевым для всего процесса. Здесь осуществляется собственно выбор альтернативы, одной из множества.

Реализация решения — совокупность действий исполни­телей, направленных на реализацию выбранной альтернативы.

Оценка результатов реализации решения — цикл реше­ния завершается, если оценка позитивна; если она негативна, то производится повторная попытка решения.

Коррекция решения. Вариант оценки, показывающий час­тичное достижение результата, является наиболее типичным. В этом случае более целесообразна коррекция — уточнение и до­работка решения, а не полный его пересмотр.

Все эти этапы вместе составляют полный цикл принятия ре­шения. Часто встречаются его редуцированные (сокращенные) формы, где исключены отдельные фазы.

Коллегиальные решения сохраняют большинство рассмот­ренных этапов, хотя они частично видоизменяются. Эти реше­ния обогащаются следующими новыми этапами и психологи­ческими особенностями.

1.       Необходимость определения системы исходных данных.
Критическим стимулом для развертывания процесса решения
является осознание группой неопределенности. Максимально
возможное сужение зоны неопределенности, установление
членами группы ее границ, характера и сути задачи по ее устранению — важные условия эффективности данного процесса.

2.       Определение состава группы, подключаемой к решению.
Это — очень важная функция руководителя, влияющая на эффективность итогового решения.

3.       Формирование информационной основы решения {«общего фонда информации»). Ее основной принцип — многоступенчатость, «спиралевидное» обогащение информационного фонда {принцип итеративности выработки решения).

4.   Выработка группой метарешения по поводу стратегии дальнейшей организации решения.

5.       Определение членами группы представлений об индивидуальных целях, предпочтениях и возможностях других членов группы.

6.      Интенсивное развертывание процессов групповой дифференциации. Определяются роли членов группы и ситуационный лидер, корректируется иерархическая структура группы. Часто таким лидером является не формальный руководитель, а другой член этой группы. Складываются три подгруппы: «поддерживающая лидера», «оппозиционная», «нейтральная». При отсутствии лидера дифференциация группы носит коалиционный характер паритетного типа.

7.      Выработка группой еще одного метарешения — выбор
критерия для основы согласования индивидуальных предпочтений. Это самая болезненная и противоречивая фаза всего процесса группового решения. Данный этап носит компромиссный характер.

8.      Выбор конкретного альтернативного варианта. Этот этап является определяющим для всего процесса в целом. Осуществляется он несколькими основными способами:

—  в форме мажоритарной стратегии (на основе правила «простого большинства»);

—  на основе выработки компромиссного решения;

—  на основе принятия варианта, предлагаемого (или навязываемого) руководителем;

—  группа может переформулировать исходную задачу, если невозможно принять согласованное решение, и уйти от необходимости принятия решения (запросить решение у вышестоящего руководства или пассивно ждать «саморазрешения»
проблемы).

Очень важен этап, связанный с организацией исполнения выработанного и принятого решения. Он должен быть выде­лен в качестве самостоятельного, так как наиболее характерная особенность управленческой деятельности — разделение функ­ций руководства и исполнения. Реализация решения переносит­ся на исполнителей, что требует специальных и сложных процедур с контрольными мероприятиями. Поэтому контроль час­то рассматривается как самостоятельный этап общего процесса решения. Ему сопутствуют и другие действия: санкционирую­щие, дисциплинарные, поощрительные и др.

Заключительная стадия процесса коллегиальных решений — реализация коррекции и компенсация неудачных или неправиль­ных решений.

Важное условие реализации процессов коллегиальных управленческих решений — положение о целесообразности динамической смены лидера на разных этапах процесса приня­тия решения.

Полный цикл основных этапов коллегиальных управленче­ских решений сходен с нормативным оптимумом выработки решений. Но специфика реально-психологической организа­ции состоит в том, что конкретные решения не всегда включа­ют в себя полный набор этапов. Отклонения процессов ПУР от рассмотренного оптимума — важная психологическая законо­мерность, это — феномен расхождения нормативного и деск­риптивного содержания процессов принятия решения. Такое расхождение имеет две основные группы причин:

1)       оно может быть следствием субъективных ошибок (неспособность к четкой формулировке критериев выбора или некритическая оценка последствий альтернатив);

2)   оно может быть средством оптимизации процесса решений; в стереотипных ситуациях, типичных для деятельности, возможны симультанные (одномоментные) решения, осуществляемые без развернутой процессуальной динамики и реализуемые по типу репродукции (подключается система прошлого опыта).

Репродуктивные решения экономичны, эффективны, прове­рены опытом, менее рискованны. Такой тип решений обознача­ется понятием «выбор без перебора».

При усложнении ситуаций и возникновении новых имеет место сукцессивизация решений (выделение в них самостоя­тельных этапов). Мера разделения процесса на этапы и количество этих этапов должны быть достаточными для достижения цели, а не максимальными. Цель является основным фактором, определяющим направленность процесса решения и все его со­держание — даже то, какие в него будут включены этапы. Мера развернутости процесса должна быть минимально достаточной в каждом случае.

В теории управленческих решений существуют два принци­па организации процессов решения.

1.      Принцип целевой детерминации: цель является главным
фактором и регулятором организации этого процесса.

2.        Принцип минимально  достаточной  дифференциации
процесса на этапы (минимально достаточные для осуществления выбора).

Очень важным различием нормативного психологического содержания процессуальной организации управленческих ре­шений является наличие в нем постоянных возвратов на преды­дущие этапы решения, их переосмысление и изменение с уче­том новой информации. Тем самым предыдущие этапы коррек­тируются последующими, повышается мера согласованности и целостности всего процесса. Закономерность, заключающаяся в многократном «проигрывании» и совершенствовании преды­дущих этапов, обозначается как принцип итеративности про­цессуальной организации.

Процессуальная характеристика управленческих решений имеет два уровня — «поверхностный» и «глубинный». Первый основан на закономерностях содержания основных этапов и их последовательности. В развернутом виде эти этапы сходны с нормативным оптимумом процессов принятия решения. Вто­рой уровень обусловлен принципами целевой детерминации, итеративности, минимально достаточной дифференциации. Они определяют реальное содержание процесса управленче­ских решений и выполняют важную адаптивную функцию — согласование содержания процесса решения с содержанием и типом ситуации выбора, оптимизируя тем самым его содержа­ние.