Ревская Н.Е. Психология менеджмента (конспект лекций) |
|
Раздел I СОДЕРЖАНИЕ И СТРУКТУРА УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Глава 1 РАЗВИТИЕ НАУКИ УПРАВЛЕНИЯ 1.1. Предыстория науки управления 1.2. Основные школы науки управления 1.3. Общие подходы в теории управления 1.4. Современное состояние теории управления Глава 2 СУЩНОСТЬ УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ОСНОВНЫЕ ПОДХОДЫ К ЕЕ ИССЛЕДОВАНИЮ 2.1. Сущность управленческой деятельности 2.2. Основные подходы к изучению управленческой деятельности 2.3. Определение системы основных управленческих функций Глава 3 ЭЛЕМЕНТЫ ТЕОРИИ ОРГАНИЗАЦИИ 3.1. Сущность организации 3.2. Иерархические структуры 3.3. Адхократические (органические) структуры 3.4. Основные понятия теории организации Организацией Глава 4 ФУНКЦИЯ ЦЕЛЕПОЛАГАНИЯ 4.1. Сущность функции целеполагания 4.2. Типология целей организации 4.3. Требования к реализации функции целеполагания Глава 5 ФУНКЦИЯ ПРОГНОЗИРОВАНИЯ 5.1. Определение функции прогнозирования 5.2. Основные виды и типы прогнозирования в управленческой деятельности Глава 6 ФУНКЦИЯ ПЛАНИРОВАНИЯ 6.1. Роль и место планирования в организационном функционировании 6.2. Структура процесса планирования 6.3. Типология планирования и его принципы Глава 7 ФУНКЦИЯ ОРГАНИЗАЦИИ 7.1. Понятие организационной функции 7.2. Процессы делегирования полномочий Глава 8 ФУНКЦИЯ ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЯ 8.1. Специфика функции принятия решения в деятельности руководителя 8.2. Организационные факторы управленческих решений 8.3. Нормативная структура процесса принятия управленческого решения 8.4. Типология управленческих решений и нормативные требования к ним Глава 9 ФУНКЦИЯ МОТИВИРОВАНИЯ 9.1. Определение функции мотивирования 9.2. Концепции мотивации исполнительской деятельности 9.3. Основные подходы к реализации функции мотивирования Глава 10 КОММУНИКАТИВНАЯ ФУНКЦИЯ 10.1. Определение коммуникативной функции 10.2. Типы коммуникационных коммуникаций 10.3. Нормативная структура коммуникативного процесса и его «барьеры» Глава 11 ФУНКЦИЯ КОНТРОЛЯ И КОРРЕКЦИИ 11.1. Общая характеристика контрольно-коррекционной функции 11.2. Принципы реализации контрольно-коррекционной функции Глава 12 КАДРОВЫЕ ФУНКЦИИ РУКОВОДИТЕЛЯ 12.1. Определение системы кадровых функций 12.2. Основные направления кадровой работы руководителя 12.3. Функции при работе персоналом Глава 13 ПРОИЗВОДСТВЕННО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ ФУНКЦИИ 13.1. Определение системы производственно-технологических функций 13.2. Характеристика основных производственно-технологических функций Глава 14 ПРОИЗВОДНЫЕ (КОМПЛЕКСНЫЕ) ФУНКЦИИ УПРАВЛЕНИЯ 14.1. Понятие производных функций управления 14.2. Характеристика производных функций управления Раздел II ПСИХОЛОГИЯ СУБЪЕКТА УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Глава 15 ПЕРЦЕПТИВНЫЕ ПРОЦЕССЫ В УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 15.1. Понятие перцептивных процессов 15.2. Специфика перцептивных процессов в управленческой деятельности Глава 16 МНЕМИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ В УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 16.1. Понятие мнемических процессов и их состав 16.2. Специфика оперативной памяти в деятельности руководителя 16.3. Специфика долговременной памяти в деятельности руководителя 16.4. Личный профессиональный опыт как регулятор управленческой деятельности Глава 17 МЫСЛИТЕЛЬНЫЕ ПРОЦЕССЫ В УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 17.1. Общепсихологическое понятие мышления 17.2. Специфика мышления в деятельности руководителя 17.3. Основные свойства практического мышления в деятельности руководителя Глава 18 ИНТЕЛЛЕКТ РУКОВОДИТЕЛЯ 18.1. Понятие интеллекта в психологии 18.2. Интеллект и эффективность управленческой деятельности 18.3. Специфика интеллектуальных качеств руководителя Глава 19 РЕГУЛЯТИВНЫЕ ПРОЦЕССЫ В УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 19.1. Общая характеристика регулятивных процессов 19.2. Специфика основных регулятивных процессов в управленческой деятельности Глава 20 ПРОЦЕССЫ ПРИНЯТИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ 20.1. Общая характеристика процессов принятия управленческих решений 20.2. Характеристика процессуальной организации принятия управленческих решений 20.3. Структурная организация процессов принятия управленческих решений 20.4. Феноменология процессов принятия управленческих решений 20.5. Индивидуальные различия управленческих решений Глава 21 КОММУНИКАТИВНЫЕ ПРОЦЕССЫ В УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 21.1. Коммуникативное поведение руководителя 21.2 Коммуникативные явления и процессы в управленческой деятельности 21.3. Рефлексивные процессы в управленческой деятельности Глава 22 ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВОЛЕВАЯ РЕГУЛЯЦИЯ СОСТОЯНИЙ В УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 22.1. Понятие эмоционально-волевой регуляции состояний 22.2. Стресс и управление им в деятельности руководителя 22.3. Специфика регуляции состояний в управленческой деятельности Глава 23 МОТИВАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РУКОВОДИТЕЛЯ 23.1. Содержательные теории мотивации 23.2. Процессуальные теории мотивации 23.3. Понятие внутренней мотивации Глава 24 ВЛАСТЬ КАК РЕГУЛЯТОР УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. РУКОВОДСТВО И ЛИДЕРСТВО 24.2. Типология власти 24.3. Теории лидерства и стили руководства Глава 25 СПОСОБНОСТИ К УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 25.1. Понятие способностей в психологии 25.2. Определение состава управленческих способностей 25.3. Менеджерские характеристики 25.4. Общеорганизационные способности 25.5. Общие и специальные способности в управленческой деятельности |
13.2.
Характеристика основных производственно-технологических функций Основа производственно-технологической функции руково-дителя-оперативное управление. Это — последовательность и управленческих циклов, связанных с организацией производства. Масштаб этих циклов зависит от уровня руководства. При понижении уровня руководства производственно-технологическая функция из общеорганизационной превращается в непосредственно производственную. Оперативное управление имеет ряд аспектов, что говорит о его сложности. Это — подфункции общей функции оперативного управления: нормирование, координация, регулирование, диспетчеризация, материально-техническое и сырьевое обеспечение, а также более специализированные функции разнарядки работ, контроля сроков их выполнения и пр. Достаточно часто функция материально-технического и сырьевого обеспечения подавляет все иные оперативные функции. Гипертрофия этой функции является симптомом неблагополучия экономической ситуации и положения организации. Она вызывает негативные социальные и психологические последствия, возможен произвол руководителя в распределении ограниченных ресурсов. В теории управления характеристика системы производственных функций в настоящее время является самостоятельным направлением — это производственный менеджмент (синтез стратегического и оперативного управления производством, организационного функционирования). К данной группе относятся еще две функции, вскрывающие дополнительные особенности деятельности руководителя, в том числе и психологические. Это — инновационная и маркетинговая функции. Инновационная функция. Ее суть заключается в следующем выражении: «Обновляться или умирать». Понятие «инновация» и содержание соответствующей функции комплексны, состоят из множества аспектов. Помимо внедрения новых, передовых технологий, это и реорганизация структуры производства, выход на новые рынки сырья и продукции; смена идеологии управления, политики организаций, их имиджа. Эта задача, стратегическая по значимости, основной своей тяжестью ложится на руководителя. Спектр данной проблематики включает в себя и ряд аспектов, связанных с психологическим содержанием управленческой деятельности (особое направление теории управления — инновационный менеджмент). Это — общая структура инновационного процесса как аспект содержания деятельности руководителя; психологические барьеры новшествам; проблема личностных черт инноваторов — руководителей; факторы, способствующие инновациям. Инновационный процесс состоит из трех этапов: 1. Выявление потребности организации в нововведении и определение его типа. Основывается он на аналитической работе по мониторингу текущего состояния системы и прогнозу перспектив изменения ее внешней среды. 2. Убеждение членов организации в необходимости нововведения. Эта работа необходима, так как именно со стороны членов организации возникают основные барьеры инновациям. Результаты нововведений будут тем эффективнее, чем больше у них будет сторонников. 3. Поиск и выбор конкретного нововведения соответствующего типа; формирование позитивных установок у исполнителей в отношении него; принятие руководством решения о его «запуске»; внедрение; использование получаемого инновационного эффекта. Люди могут сопротивляться организационным нововведениям по экономическим, личностным и социально-психологическим причинам. Суть инновационных барьеров — это негативная реакция человека на нововведения как на посягательство на его психологический комфорт и самостоятельность. Основной психологический механизм этого —реактивное сопротивление личности на внешние воздействия, особенно — на принудительные. Особенности личности руководителей и стандарты их инновационного поведения — следующий важный психологический аспект данной проблемы. Личностные особенности руководителей-инноваторов: предприимчивость и честолюбие; убежденность в том, что успех на рынке рождает конкуренция; стремление к повышению качества продукции; предоставление свободы творческой инициативе сотрудников и поддержка энтузиастов, внедряющих нововведения в жизнь; предвидение рыночных колебаний и готовность в связи с этим к переменам внутри организации. Основа такой поведенческой установки —мотивация новатора: желание быть первым, чувствовать себя победителем. Формирование этой установки обозначается понятием обеспечения инновационных процессов. Маркетинговая функция (от англ. market — рынок) — это предвидение, управление и удовлетворение спроса на товары, услуги, организации, людей, территории и идеи посредством обмена. Широта спектра задач маркетинга требует создания для их решения специализированных подразделений в структуре организаций. Управление маркетингом осуществляется по следующим основным направлениям. 1. Маркетинг пронизывает и частично определяет все иные управленческие функции, начиная с целеполагания. Остальные функции направлены на обеспечение эффективности деятельности организации и качества ее продукции. Именно качество — решающий маркетинговый фактор. Успешному маркетингу содействует функция инновации. 2. При осуществлении данной функции основная задача руководителя состоит в создании специализированных подразделений и координации их деятельности. 3. Успех маркетинга определяется общим имиджем организации, создание и популяризация которого также являются предметом усилий руководителя. 4. «Клиентурное поведение» — специфическая маркетинговая установка персонала, ориентированная на запросы клиента. В связи с психологической проблематикой маркетинга в настоящее время интенсивно развивается психология рекламы (специальная отрасль психологии). |