Ревская Н.Е. Психология менеджмента (конспект лекций) |
|
Раздел I СОДЕРЖАНИЕ И СТРУКТУРА УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Глава 1 РАЗВИТИЕ НАУКИ УПРАВЛЕНИЯ 1.1. Предыстория науки управления 1.2. Основные школы науки управления 1.3. Общие подходы в теории управления 1.4. Современное состояние теории управления Глава 2 СУЩНОСТЬ УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ОСНОВНЫЕ ПОДХОДЫ К ЕЕ ИССЛЕДОВАНИЮ 2.1. Сущность управленческой деятельности 2.2. Основные подходы к изучению управленческой деятельности 2.3. Определение системы основных управленческих функций Глава 3 ЭЛЕМЕНТЫ ТЕОРИИ ОРГАНИЗАЦИИ 3.1. Сущность организации 3.2. Иерархические структуры 3.3. Адхократические (органические) структуры 3.4. Основные понятия теории организации Организацией Глава 4 ФУНКЦИЯ ЦЕЛЕПОЛАГАНИЯ 4.1. Сущность функции целеполагания 4.2. Типология целей организации 4.3. Требования к реализации функции целеполагания Глава 5 ФУНКЦИЯ ПРОГНОЗИРОВАНИЯ 5.1. Определение функции прогнозирования 5.2. Основные виды и типы прогнозирования в управленческой деятельности Глава 6 ФУНКЦИЯ ПЛАНИРОВАНИЯ 6.1. Роль и место планирования в организационном функционировании 6.2. Структура процесса планирования 6.3. Типология планирования и его принципы Глава 7 ФУНКЦИЯ ОРГАНИЗАЦИИ 7.1. Понятие организационной функции 7.2. Процессы делегирования полномочий Глава 8 ФУНКЦИЯ ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЯ 8.1. Специфика функции принятия решения в деятельности руководителя 8.2. Организационные факторы управленческих решений 8.3. Нормативная структура процесса принятия управленческого решения 8.4. Типология управленческих решений и нормативные требования к ним Глава 9 ФУНКЦИЯ МОТИВИРОВАНИЯ 9.1. Определение функции мотивирования 9.2. Концепции мотивации исполнительской деятельности 9.3. Основные подходы к реализации функции мотивирования Глава 10 КОММУНИКАТИВНАЯ ФУНКЦИЯ 10.1. Определение коммуникативной функции 10.2. Типы коммуникационных коммуникаций 10.3. Нормативная структура коммуникативного процесса и его «барьеры» Глава 11 ФУНКЦИЯ КОНТРОЛЯ И КОРРЕКЦИИ 11.1. Общая характеристика контрольно-коррекционной функции 11.2. Принципы реализации контрольно-коррекционной функции Глава 12 КАДРОВЫЕ ФУНКЦИИ РУКОВОДИТЕЛЯ 12.1. Определение системы кадровых функций 12.2. Основные направления кадровой работы руководителя 12.3. Функции при работе персоналом Глава 13 ПРОИЗВОДСТВЕННО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ ФУНКЦИИ 13.1. Определение системы производственно-технологических функций 13.2. Характеристика основных производственно-технологических функций Глава 14 ПРОИЗВОДНЫЕ (КОМПЛЕКСНЫЕ) ФУНКЦИИ УПРАВЛЕНИЯ 14.1. Понятие производных функций управления 14.2. Характеристика производных функций управления Раздел II ПСИХОЛОГИЯ СУБЪЕКТА УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Глава 15 ПЕРЦЕПТИВНЫЕ ПРОЦЕССЫ В УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 15.1. Понятие перцептивных процессов 15.2. Специфика перцептивных процессов в управленческой деятельности Глава 16 МНЕМИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ В УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 16.1. Понятие мнемических процессов и их состав 16.2. Специфика оперативной памяти в деятельности руководителя 16.3. Специфика долговременной памяти в деятельности руководителя 16.4. Личный профессиональный опыт как регулятор управленческой деятельности Глава 17 МЫСЛИТЕЛЬНЫЕ ПРОЦЕССЫ В УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 17.1. Общепсихологическое понятие мышления 17.2. Специфика мышления в деятельности руководителя 17.3. Основные свойства практического мышления в деятельности руководителя Глава 18 ИНТЕЛЛЕКТ РУКОВОДИТЕЛЯ 18.1. Понятие интеллекта в психологии 18.2. Интеллект и эффективность управленческой деятельности 18.3. Специфика интеллектуальных качеств руководителя Глава 19 РЕГУЛЯТИВНЫЕ ПРОЦЕССЫ В УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 19.1. Общая характеристика регулятивных процессов 19.2. Специфика основных регулятивных процессов в управленческой деятельности Глава 20 ПРОЦЕССЫ ПРИНЯТИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ 20.1. Общая характеристика процессов принятия управленческих решений 20.2. Характеристика процессуальной организации принятия управленческих решений 20.3. Структурная организация процессов принятия управленческих решений 20.4. Феноменология процессов принятия управленческих решений 20.5. Индивидуальные различия управленческих решений Глава 21 КОММУНИКАТИВНЫЕ ПРОЦЕССЫ В УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 21.1. Коммуникативное поведение руководителя 21.2 Коммуникативные явления и процессы в управленческой деятельности 21.3. Рефлексивные процессы в управленческой деятельности Глава 22 ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВОЛЕВАЯ РЕГУЛЯЦИЯ СОСТОЯНИЙ В УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 22.1. Понятие эмоционально-волевой регуляции состояний 22.2. Стресс и управление им в деятельности руководителя 22.3. Специфика регуляции состояний в управленческой деятельности Глава 23 МОТИВАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РУКОВОДИТЕЛЯ 23.1. Содержательные теории мотивации 23.2. Процессуальные теории мотивации 23.3. Понятие внутренней мотивации Глава 24 ВЛАСТЬ КАК РЕГУЛЯТОР УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. РУКОВОДСТВО И ЛИДЕРСТВО 24.2. Типология власти 24.3. Теории лидерства и стили руководства Глава 25 СПОСОБНОСТИ К УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 25.1. Понятие способностей в психологии 25.2. Определение состава управленческих способностей 25.3. Менеджерские характеристики 25.4. Общеорганизационные способности 25.5. Общие и специальные способности в управленческой деятельности |
16.3.
Специфика долговременной памяти в деятельности руководителя Специфика долговременной памяти связана с практическими и стратегическими функциями управления, поэтому она меньше обусловлена режимными факторами управленческой деятельности. Но она больше определяется особенностями «материала» — информации для запоминания, хранения и воспроизведения. Долговременная память имеет следующие особенности в деятельности руководителя. Большой объем, разнообразие и разнокачественность (гетерогенность) материала. Разные способы запоминания разнородного по характеру материала и разные типы памяти иногда «накладываются» и мешают друг другу. Это явление в психологии называется феноменом интерференции. Такой материал для долговременной памяти, как «социальный объект», выдвигает перед мнемическими процессами новые требования. Память на лица необходима для руководителя. Это простейшее проявление другого мнемического свойства — памяти на субъективные характеристики подчиненных в целом: способностей, интересов, черт биографии и др. Для подчиненных это играет важную мотивационную роль, являясь стимулом для эффективной работы. В западном менеджменте широко используется личная память руководителя о подчиненном не только как средство стимулирования, но и как одна из мани-пулятивных техник. Структурирование запечатленного материала происходит при помощи ряда механизмов: осмысления и группировки материала, систематизации и категоризации, упорядочивания событий по значимости и установления связей между ними и др. В результате этого материал долговременной памяти обретает форму, обозначаемую понятием мнемической или семантической (смысловой) сети. В ней два основных вида связей — горизонтальные и вертикальные. Первые образованы прямыми смысловыми ассоциациями между элементами опыта. Вторые структурируют опыт по степени обобщенности. Комплексность долговременной памяти определяется комплексностью материала, подлежащего запоминанию. Отсюда вытекает следующая особенность — ситуационностъ долговременной памяти. Она обозначает оформленность фиксируемой информации в виде конкретных управленческих ситуаций. Существуют «единицы» долговременной памяти. Ими являются, как правило, ситуационно оформленные смысловые блоки; для их обозначения используют такие понятия, как «сценарии», «скрипты», «фреймы» (от англ. frame — каркас, структура). Продуктивные свойства долговременной памяти руководителя в качестве психологического явления фиксируются в ряде выражений типа «утро вечера мудренее» и др. Основа этого феномена — два главных психологических механизма. Явление реминисценции (улучшение показателей мнемиче-ских процессов по прошествии какого-то времени) и активный характер самого процесса сохранения, когда запечатленная информация подвергается переработке. Процессы взаимодействия руководителя с подчиненными делятся на два основных типа — инструментальные и экспрессивные. Инструментальные — средства осуществления деятельности, деловое взаимодействие руководителя с подчиненными. Экспрессивные — процессы, возникающие в связи с межличностными отношениями в совместной деятельности. Память на отношения может быть эмоционально-позитивной, нейтральной и негативной. Полифокусность долговременной памяти руководителя связана с многоаспектностью его функций. Заключается она в необходимости мнемического контроля за многими объектами, явлениями, сферами своей деятельности. Важный дополнительный признак, «в сопровождении» которого фиксируется информация в долговременной памяти,— параметр ее достоверности. Следовательно, надо запоминать источник информации и обстоятельства ее получения. «Информационный шлейф», составляющий одну из специфических характеристик долговременной памяти руководителя, ведет к возрастанию нагрузки на нее и повышает общие требования. Характеристика, противоположная свойству «хорошей долговременной памяти», обозначается как умение забывать. Являясь одним из четырех мнемических процессов, забывание оберегает человека от чрезмерной информационной нагрузки. Это — активный процесс селекции запечатленной информации по параметрам объективной важности и субъективной значимости. Наличие селективного забывания как обязательного мнемического свойства руководителя является одним из признаков управленческой компетентности. Механизм активного забывания выполняет также функцию стабилизатора личного профессионального опыта руководителя, отфильтровывая все ненужное. |