• Купить противоударные телефоны в Украине.


Перейти на главную

Вернуться к содержанию

Вернуться к перечню книг

Ревская Н.Е. Психология менеджмента (конспект лекций)

Раздел I
СОДЕРЖАНИЕ И СТРУКТУРА УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Глава 1 РАЗВИТИЕ НАУКИ УПРАВЛЕНИЯ
1.1. Предыстория науки управления
1.2. Основные школы науки управления
1.3. Общие подходы в теории управления
1.4. Современное состояние теории управления

Глава 2
СУЩНОСТЬ УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ОСНОВНЫЕ ПОДХОДЫ К
ЕЕ ИССЛЕДОВАНИЮ
2.1. Сущность управленческой деятельности
2.2. Основные подходы к изучению управленческой деятельности
2.3. Определение системы основных управленческих функций

Глава 3
ЭЛЕМЕНТЫ ТЕОРИИ ОРГАНИЗАЦИИ
3.1. Сущность организации
3.2. Иерархические структуры
3.3. Адхократические (органические) структуры
3.4. Основные понятия теории организации Организацией

Глава 4
ФУНКЦИЯ ЦЕЛЕПОЛАГАНИЯ
4.1. Сущность функции целеполагания
4.2. Типология целей организации
4.3. Требования к реализации функции целеполагания

Глава 5
ФУНКЦИЯ ПРОГНОЗИРОВАНИЯ
5.1. Определение функции прогнозирования
5.2. Основные виды и типы прогнозирования в управленческой деятельности

Глава 6
ФУНКЦИЯ ПЛАНИРОВАНИЯ
6.1. Роль и место планирования в организационном функционировании
6.2. Структура процесса планирования
6.3. Типология планирования и его принципы

Глава 7
ФУНКЦИЯ ОРГАНИЗАЦИИ
7.1. Понятие организационной функции
7.2. Процессы делегирования полномочий

Глава 8
ФУНКЦИЯ ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЯ
8.1. Специфика функции принятия решения в деятельности руководителя
8.2. Организационные факторы управленческих решений
8.3. Нормативная структура процесса принятия управленческого решения
8.4. Типология управленческих решений и нормативные требования к ним

Глава 9
ФУНКЦИЯ МОТИВИРОВАНИЯ
9.1. Определение функции мотивирования
9.2. Концепции мотивации исполнительской деятельности
9.3. Основные подходы к реализации функции мотивирования

Глава 10
КОММУНИКАТИВНАЯ ФУНКЦИЯ
10.1. Определение коммуникативной функции
10.2. Типы коммуникационных коммуникаций
10.3. Нормативная структура коммуникативного процесса и его «барьеры»

Глава 11
ФУНКЦИЯ КОНТРОЛЯ И КОРРЕКЦИИ
11.1. Общая характеристика контрольно-коррекционной функции
11.2. Принципы реализации контрольно-коррекционной функции

Глава 12
КАДРОВЫЕ ФУНКЦИИ РУКОВОДИТЕЛЯ
12.1. Определение системы кадровых функций
12.2. Основные направления кадровой работы руководителя
12.3. Функции при работе персоналом

Глава 13
ПРОИЗВОДСТВЕННО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ ФУНКЦИИ
13.1. Определение системы производственно-технологических функций
13.2. Характеристика основных производственно-технологических функций

Глава 14
ПРОИЗВОДНЫЕ (КОМПЛЕКСНЫЕ) ФУНКЦИИ УПРАВЛЕНИЯ
14.1. Понятие производных функций управления
14.2. Характеристика производных функций управления

Раздел II
ПСИХОЛОГИЯ СУБЪЕКТА УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Глава 15
ПЕРЦЕПТИВНЫЕ ПРОЦЕССЫ В УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
15.1. Понятие перцептивных процессов
15.2. Специфика перцептивных процессов в управленческой деятельности

Глава 16
МНЕМИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ В УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
16.1. Понятие мнемических процессов и их состав
16.2. Специфика оперативной памяти в деятельности руководителя
16.3. Специфика долговременной памяти в деятельности руководителя
16.4. Личный профессиональный опыт как регулятор управленческой деятельности

Глава 17
МЫСЛИТЕЛЬНЫЕ ПРОЦЕССЫ В УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
17.1. Общепсихологическое понятие мышления
17.2. Специфика мышления в деятельности руководителя
17.3. Основные свойства практического мышления в деятельности руководителя

Глава 18
ИНТЕЛЛЕКТ РУКОВОДИТЕЛЯ
18.1. Понятие интеллекта в психологии
18.2. Интеллект и эффективность управленческой деятельности
18.3. Специфика интеллектуальных качеств руководителя

Глава 19
РЕГУЛЯТИВНЫЕ ПРОЦЕССЫ В УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
19.1. Общая характеристика регулятивных процессов
19.2. Специфика основных регулятивных процессов в управленческой деятельности

Глава 20
ПРОЦЕССЫ ПРИНЯТИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ
20.1. Общая характеристика процессов принятия управленческих решений
20.2. Характеристика процессуальной организации принятия управленческих решений
20.3. Структурная организация процессов принятия управленческих решений
20.4. Феноменология процессов принятия управленческих решений
20.5. Индивидуальные различия управленческих решений

Глава 21
КОММУНИКАТИВНЫЕ ПРОЦЕССЫ В УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
21.1. Коммуникативное поведение руководителя
21.2 Коммуникативные явления и процессы в управленческой деятельности
21.3. Рефлексивные процессы в управленческой деятельности

Глава 22
ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВОЛЕВАЯ РЕГУЛЯЦИЯ СОСТОЯНИЙ В УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
22.1. Понятие эмоционально-волевой регуляции состояний
22.2. Стресс и управление им в деятельности руководителя
22.3. Специфика регуляции состояний в управленческой деятельности

Глава 23
МОТИВАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РУКОВОДИТЕЛЯ
23.1. Содержательные теории мотивации
23.2. Процессуальные теории мотивации
23.3. Понятие внутренней мотивации

Глава 24
ВЛАСТЬ КАК РЕГУЛЯТОР УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. РУКОВОДСТВО И ЛИДЕРСТВО
24.2. Типология власти
24.3. Теории лидерства и стили руководства

Глава 25
СПОСОБНОСТИ К УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
25.1. Понятие способностей в психологии
25.2. Определение состава управленческих способностей
25.3. Менеджерские характеристики
25.4. Общеорганизационные способности
25.5. Общие и специальные способности в управленческой деятельности
Глава 19

РЕГУЛЯТИВНЫЕ ПРОЦЕССЫ В УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

19.1. Общая характеристика регулятивных процессов

Когнитивные психические процессы непосредственно даны человеку в его самонаблюдении, их роль в обеспечении любой деятельности самоочевидна. Для целостной организации дея­тельности недостаточно одних когнитивных процессов, так как любой такой процесс — это определенная абстракция, а в такой сложной деятельности, как управленческая, они осуществля­ются комплексно. Поэтому должны быть специальные процес­сы, регулирующие работу когнитивной системы.

Все когнитивные процессы связаны друг с другом, но они взаимодействуют и с другими психическими процессами: эмо­циональными, мотивационными, волевыми. По своей исход­ной ориентации они направлены на познание, ориентировку в среде, переработку информации.

Однако эти процессы являются лишь одним из классов про­цессов, обеспечивающих управленческую деятельность. Дру­гой класс — это совокупность психических процессов, обозна­ченная понятием «регулятивные процессы деятельности». В психологии в связи с этим сложились представления о еще од­ной подсистеме психических процессов — регулятивной. Регу­лятивные процессы направлены непосредственно на построение и регуляцию деятельности. Любая деятельность невозможна без процессов целеобразования, планирования, прогнозирования, принятия решения, самоконтроля, коррекции. Они все являются комплексными и синтетическими по своему строению, вклю­чая в свой состав основные когнитивные процессы, эмоцио­нальные, волевые, мотивационные. Регулятивные процессы — это те синтетические образования, в которых достигается цело­стность работы основных психических процессов, поэтому их обозначают понятием «интегральные процессы» психической регуляции деятельности. Наряду с когнитивными процессами
они образуют второй основной класс психических процес­сов — регулятивных, или интегральных.

Процессы целеобразования, антиципации, принятия реше­ния, планирования, программирования, самоконтроля, коррек­ции формируются под влиянием специфически деятельност-ных задач и направлены на организацию деятельности. Одно­временно они являются продуктом синтеза всех когнитивных процессов, а также эмоциональных, волевых и мотивацион-ных, считающихся процессами «первого порядка» сложности. Поэтому регулятивные процессы рассматривают в качестве процессов «второго порядка». Они более комплексны, так как больше, чем все другие процессы, связаны с основными лично­стными качествами. Индивидуальная мера развития каждого из интегральных процессов сама по себе выступает как лично­стное качество. Эти процессы мало изучены, лишь недавно они стали рассматриваться как особый класс психических процес­сов, обладающий специфическими психологическими особен­ностями. Он наиболее характерен для управленческой деятель­ности, которая требует выполнения инвариантной совокупно­сти главных управленческих функций. Описаны они были уже в «административной» (классической) школе и сохраняются во всех, в том числе и в современных, подходах. Их реализация — суть управления как такового. Основные управленческие функ­ции — это интегральные процессы ее организации. Руководи­тель же должен организовать и реализовать эти процессы.

Наиболее общая особенность интегральных процессов за­ключается в том, что по механизмам своей реализации они яв­ляются собственно психологическими образованиями, им при­сущи все основные свойства, характеризующие другие классы психических процессов (идеальность, предметность, субъек­тивность, целенаправленность).

Другой общей особенностью интегральных процессов явля­ется существование для каждого из них специфического опера­ционного состава средств, через которые они осуществляются. Важнейший признак любого психического процесса — наличие собственного и специфического для него операционного состава. Например, операциями процесса мышления являются анализ, синтез, сравнение, абстрагирование и др. Операции про­цесса принятия решения' — распознавание исходной неопреде­ленности, формулировка задачи выбора, генерация и селекция альтернатив и др.

Особенностями интегральных процессов являются синте­тичность их состава и регулятивная направленность. Синте­тичность любого интегрального процесса заключается в его комплексности, поскольку образуется он посредством синтеза других классов психических процессов — когнитивных, эмо­циональных, волевых, мотивационных. Регулятивная направ­ленность состоит в ориентированности интегральных процес­сов на организацию деятельности и решение связанных с ней задач (выработка цели, составление плана и др.).

Интегральные процессы — связующее звено между когни­тивными процессами и исполнительскими действиями, что то­же является их особенностью. Они развертываются не только на основе когнитивных процессов, но и после них, а поэтому обозначаются как метакогнитивные.

Каждый интегральный процесс приурочен к определенному этапу организации деятельности. Совокупность этих процес­сов составляет целостный цикл организации деятельности — от формирования цели до коррекции результатов.

Большими различиями в сложности характеризуются зада­чи, связанные с организацией деятельности, поэтому различия меры сложности интегральных процессов тоже очень велики. В простых задачах они реализуются в редуцированной (сокра­щенной) форме, неосознанно, автоматически. В этом случае они носят характер психологических операций. При усложне­нии задач эти процессы приобретают самостоятельную цель и подлежат осознанию, приобретая форму действия; в предель­но сложных случаях они превращаются во вполне самостоя­тельную деятельность. Наиболее типична такая трансформа­ция для управленческих задач и функций.
Интегральные процессы обладают свойством полиморфно-сти, выступая в трех основных формах, известных в психоло­гии: операции, действия, деятельности.

Существует еще одна особенность, резко отличающая инте­гральные процессы от когнитивных. Когнитивные процессы образуют своего рода иерархию, на «вершине» которой нахо­дится процесс мышления, подчиняющий все другие процессы и включающий их в себя. Поэтому в психологии по отношению к когнитивным процессам используется понятие именно их ие­рархии. Система интегральных процессов представляет собой совершенно иную картину. Любой интегральный процесс мо­жет становиться ведущим, это зависит от изменения ситуаций, задач, этапа организации деятельности. Эти процессы основа­ны на базе иного, известного в науке и более общего принци­па — гетерархического. Он предполагает наличие нескольких «управляющих центров» одновременно и возможность их ди­намичного перераспределения в зависимости от ситуации. От того, насколько полно в деятельности будут представлены и со­гласованы все эти процессы, зависит ее эффективность. Пари­тетность по значимости интегральных процессов отражает спе­цифику управленческой деятельности и постоянно отмечается в теории управления.