Перейти на главную

Вернуться к содержанию

Вернуться к перечню книг

Ревская Н.Е. Психология менеджмента (конспект лекций)

Раздел I
СОДЕРЖАНИЕ И СТРУКТУРА УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Глава 1 РАЗВИТИЕ НАУКИ УПРАВЛЕНИЯ
1.1. Предыстория науки управления
1.2. Основные школы науки управления
1.3. Общие подходы в теории управления
1.4. Современное состояние теории управления

Глава 2
СУЩНОСТЬ УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ОСНОВНЫЕ ПОДХОДЫ К
ЕЕ ИССЛЕДОВАНИЮ
2.1. Сущность управленческой деятельности
2.2. Основные подходы к изучению управленческой деятельности
2.3. Определение системы основных управленческих функций

Глава 3
ЭЛЕМЕНТЫ ТЕОРИИ ОРГАНИЗАЦИИ
3.1. Сущность организации
3.2. Иерархические структуры
3.3. Адхократические (органические) структуры
3.4. Основные понятия теории организации Организацией

Глава 4
ФУНКЦИЯ ЦЕЛЕПОЛАГАНИЯ
4.1. Сущность функции целеполагания
4.2. Типология целей организации
4.3. Требования к реализации функции целеполагания

Глава 5
ФУНКЦИЯ ПРОГНОЗИРОВАНИЯ
5.1. Определение функции прогнозирования
5.2. Основные виды и типы прогнозирования в управленческой деятельности

Глава 6
ФУНКЦИЯ ПЛАНИРОВАНИЯ
6.1. Роль и место планирования в организационном функционировании
6.2. Структура процесса планирования
6.3. Типология планирования и его принципы

Глава 7
ФУНКЦИЯ ОРГАНИЗАЦИИ
7.1. Понятие организационной функции
7.2. Процессы делегирования полномочий

Глава 8
ФУНКЦИЯ ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЯ
8.1. Специфика функции принятия решения в деятельности руководителя
8.2. Организационные факторы управленческих решений
8.3. Нормативная структура процесса принятия управленческого решения
8.4. Типология управленческих решений и нормативные требования к ним

Глава 9
ФУНКЦИЯ МОТИВИРОВАНИЯ
9.1. Определение функции мотивирования
9.2. Концепции мотивации исполнительской деятельности
9.3. Основные подходы к реализации функции мотивирования

Глава 10
КОММУНИКАТИВНАЯ ФУНКЦИЯ
10.1. Определение коммуникативной функции
10.2. Типы коммуникационных коммуникаций
10.3. Нормативная структура коммуникативного процесса и его «барьеры»

Глава 11
ФУНКЦИЯ КОНТРОЛЯ И КОРРЕКЦИИ
11.1. Общая характеристика контрольно-коррекционной функции
11.2. Принципы реализации контрольно-коррекционной функции

Глава 12
КАДРОВЫЕ ФУНКЦИИ РУКОВОДИТЕЛЯ
12.1. Определение системы кадровых функций
12.2. Основные направления кадровой работы руководителя
12.3. Функции при работе персоналом

Глава 13
ПРОИЗВОДСТВЕННО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ ФУНКЦИИ
13.1. Определение системы производственно-технологических функций
13.2. Характеристика основных производственно-технологических функций

Глава 14
ПРОИЗВОДНЫЕ (КОМПЛЕКСНЫЕ) ФУНКЦИИ УПРАВЛЕНИЯ
14.1. Понятие производных функций управления
14.2. Характеристика производных функций управления

Раздел II
ПСИХОЛОГИЯ СУБЪЕКТА УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Глава 15
ПЕРЦЕПТИВНЫЕ ПРОЦЕССЫ В УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
15.1. Понятие перцептивных процессов
15.2. Специфика перцептивных процессов в управленческой деятельности

Глава 16
МНЕМИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ В УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
16.1. Понятие мнемических процессов и их состав
16.2. Специфика оперативной памяти в деятельности руководителя
16.3. Специфика долговременной памяти в деятельности руководителя
16.4. Личный профессиональный опыт как регулятор управленческой деятельности

Глава 17
МЫСЛИТЕЛЬНЫЕ ПРОЦЕССЫ В УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
17.1. Общепсихологическое понятие мышления
17.2. Специфика мышления в деятельности руководителя
17.3. Основные свойства практического мышления в деятельности руководителя

Глава 18
ИНТЕЛЛЕКТ РУКОВОДИТЕЛЯ
18.1. Понятие интеллекта в психологии
18.2. Интеллект и эффективность управленческой деятельности
18.3. Специфика интеллектуальных качеств руководителя

Глава 19
РЕГУЛЯТИВНЫЕ ПРОЦЕССЫ В УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
19.1. Общая характеристика регулятивных процессов
19.2. Специфика основных регулятивных процессов в управленческой деятельности

Глава 20
ПРОЦЕССЫ ПРИНЯТИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ
20.1. Общая характеристика процессов принятия управленческих решений
20.2. Характеристика процессуальной организации принятия управленческих решений
20.3. Структурная организация процессов принятия управленческих решений
20.4. Феноменология процессов принятия управленческих решений
20.5. Индивидуальные различия управленческих решений

Глава 21
КОММУНИКАТИВНЫЕ ПРОЦЕССЫ В УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
21.1. Коммуникативное поведение руководителя
21.2 Коммуникативные явления и процессы в управленческой деятельности
21.3. Рефлексивные процессы в управленческой деятельности

Глава 22
ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВОЛЕВАЯ РЕГУЛЯЦИЯ СОСТОЯНИЙ В УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
22.1. Понятие эмоционально-волевой регуляции состояний
22.2. Стресс и управление им в деятельности руководителя
22.3. Специфика регуляции состояний в управленческой деятельности

Глава 23
МОТИВАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РУКОВОДИТЕЛЯ
23.1. Содержательные теории мотивации
23.2. Процессуальные теории мотивации
23.3. Понятие внутренней мотивации

Глава 24
ВЛАСТЬ КАК РЕГУЛЯТОР УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. РУКОВОДСТВО И ЛИДЕРСТВО
24.2. Типология власти
24.3. Теории лидерства и стили руководства

Глава 25
СПОСОБНОСТИ К УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
25.1. Понятие способностей в психологии
25.2. Определение состава управленческих способностей
25.3. Менеджерские характеристики
25.4. Общеорганизационные способности
25.5. Общие и специальные способности в управленческой деятельности
18.3. Специфика интеллектуальных качеств руководителя

Все положительные общечеловеческие качества, и в том числе интеллектуальные, полезны для деятельности руководи­теля. Какие же из них наиболее специфичны управленческой деятельности? Ответ на этот вопрос определяется современны­ми представлениями о структуре когнитивных процессов и строении интеллекта.

Понятие «интеллект» определяется как интеграция всех ча­стных и общих познавательных способностей человека. Част­ные, познавательные способности связаны с конкретными пси­хическими процессами — восприятием, памятью, мышлением и др., а общие способности характеризуют целостное функцио­нирование этих процессов. Интеллектуальные способности в своем комплексном проявлении неразрывно связаны с другими общими способностями: креативностью, обучаемостью, само­регуляцией, активностью.

Интеллектуальная деятельность руководителя развертыва­ется в условиях, специфичных по предмету деятельности (со­вокупность «социальных объектов») и по степени жестко­сти — режиму ответственности, требований и др. Это опреде­ляет исходную прагматичность позиции руководителя; на пер­вый план выдвигаются практические компоненты интеллекта.

Интеллект руководителя под влиянием объекта и условий деятельности имеет практически-социальный характер, поэто­му его частные и общие свойства приобретают определенное своеобразие.

Специфические особенности отдельных психических про­цессов одновременно являются специфическими характери­стиками интеллекта руководителя в плане его частных позна­вательных способностей. Поэтому они выступают как катего­рии интеллектуальных качеств руководителя. Каждый процесс имеет специфические для управленческой деятельности черты и психологические особенности.

Главная особенность восприятия в том, что его ведущий тип в управленческой деятельности — социальная перцепция, процессы межличностного восприятия. Они насыщены оценочны­ми, самооценочными, рефлексивными, объяснительно-интер­претационными, экспрессивными операциями, а поэтому вы­ходят далеко за рамки восприятия как такового. На основе совершенствования навыков межличностного восприятия раз­вивается специфическое личностное качество руководителя, его интеллектуальная способность — психологическая прони­цательность. Она чрезвычайно важна для управленческой деятельности.

В процессах памяти особое место в обеспечении успешного управления принадлежит ее двум основным типам — опера­тивной и долговременной памяти. От процессов оперативной памяти специфика управленческой деятельности требует их особого качества — свойства мобилизационной готовности. Используя ресурсы долговременной памяти, управленческая деятельность формирует профессиональный опыт руководите­ля. Мера его полноты, адекватности, богатства — также специ­фический регулятор интеллектуальной деятельности и являет­ся важнейшим качеством руководителя. Аналогичная законо­мерность существует и для процессов мышления. Под влиянием специфики управленческой деятельности его общие особенно­сти предстают в форме практического мышления.

В своей основе любая из особенностей процесса практиче­ского мышления имеет какую-либо интеллектуальную способ­ность: прогностичность, рефлексивность, систематичность, оригинальность и др.

Наряду с частными познавательными способностями интел­лект руководителя имеет обобщенные свойства и проявления, определяющие собой уровень его специальных, частных спо­собностей.

Доминирующее место в структуре практически-социально­го интеллекта занимает вербальный интеллект. Он имеет обоб­щенные свойства и присущие ему в целом проявления. Харак­тер направленности невербальной составляющей интеллекта на оперирование абстрактным, формальным материалом обусловливает ее подчиненное место по отношению к вербально­му интеллекту.

В деятельности руководителя по аналогичным причинам от­носительно большая нагрузка ложится на конвергентное мыш­ление (Дж. Гилфорд), так как этот тип наиболее соответствует практическим задачам как таковым в отличие от теоретиче­ских, требующих дивергентных способностей.

По отношению к управленческой деятельности фактор «свя­занного» интеллекта представляется более важным, чем «сво­бодного», так как он непосредственно соотносится с профес­сиональным опытом руководителя, являясь основой его фор­мирования.

Большое значение в организации управленческой деятель­ности имеет интеллектуальное свойство метакогнитивнои ос­ведомленности, состоящее в адекватном самовосприятии и ис­пользовании сильных сторон своего интеллекта, а также в уме­нии скрывать его слабые стороны. Это — основной механизм высокопродуктивной интеллектуальной деятельности. Он, од­нако, специфичен по отношению к деятельности руководителя.

1. Более выраженным он становится в связи со сложностью
и жесткостью условий управленческой деятельности, проявляющих сильные и слабые стороны интеллекта руководителя.

2.      Учет своих «плюсов» и «минусов» является главной причиной формирования стиля деятельности, наиболее соответствующего личностным особенностям.

3.      Главная «забота» руководителя — его имидж, репутация,
авторитет. Метакогнитивная осведомленность поэтому становится регулятором внешнего поведения руководителя: выбираются способы воздействия на подчиненных, базирующиеся на «сильных сторонах» и подчеркивающие их.

Открытая познавательная позиция — другое обобщенное интеллектуальное качество, которое также специфично для деятельности руководителя. На нем основываются важные осо­бенности его поведения и такие качества, как «восприимчи­вость к новому», «готовность изменить взгляды» и др. Это качество — необходимое условие для проявления креативности и самообучаемости в деятельности руководителя.

Специфичны также проявления интеллектуального стиля в управленческой деятельности. Основные стили — исполни­тельский, законодательный, оценочный — не вполне отвечают комплексному характеру деятельности руководителя. Комби­нированный интеллектуальный стиль является для нее опти­мальным.

Достаточно отчетливо среди основных типов интеллекту­альной одаренности выделяются два — «компетентные» и «мудрые», наиболее отвечающие своеобразию управленческой деятельности.

Поскольку интеллект входит в целостную структуру общих способностей личности, испытывая на себе их воздействие и приобретая специфику проявления в деятельности, то очень важна его связь с такой общей способностью, как обучаемость.

В интеллектуальной деятельности руководителя многооб­разны и специфичны проявления такой общей способности, как креативность. Это нашло отражение в понятии «творче­ское отношение к делу» в «обыденной психологии управле­ния». Различают в психологическом плане ряд основных на­правлений влияния этой способности на управленческую дея­тельность.

1. На креативности основано такое важное качество руководителя, как «умение видеть проблемы», что является важнейшим фактором эффективного управления.

2.      Роль креативности еще более выражена в реализации
функции формулировки новых задач перед подчиненными.

3.      Креативность проявляется и в решении уже существующих проблем. Руководитель должен уметь предложить нетрадиционное решение проблемы, это укрепляет его профессиональный и социальный авторитет.

4.      Особое значение креативность имеет для реализации инновационной  функции, являющейся  одной  из  основных  в управленческой деятельности.

 5. Креативность необходима для реализации экспертно-консультативной функции.

Аналогичную роль в организации управленческой деятель­ности играет способность к саморегуляции. Эта общая способ­ность выступает основой для определенного симптомоком-плекса более частных познавательных и личностных свойств, влияющих на реализацию главных функций управления.

1. Произвольная саморегуляция выражается в основных операциях и свойствах практического мышления (планирование,
прогнозирование, контроль, оценка).

2.      Саморегуляция обеспечивает критичность мышления —
важное качество интеллектуальной деятельности руководителя.

3.      Способность к саморегуляции дает возможность наилучшим образом распоряжаться своими интеллектуальными и
иными ресурсами.

4.      На основе саморегуляции можно управлять собственным
состоянием и контролировать его, что очень важно в работе
руководителя. Это свойство также является одним из факторов
стрессустойчивости к негативным внешним воздействиям.

Рефлексивность как общая способность личности также проявляется в деятельности руководителя специфическим об­разом. Она придает его интеллектуальным функциям своеобра­зие.

Эта способность — психологическая основа для механизмов рефлексивного управления. «Управляющий» ожидает, что «управляемый» поведет себя в ситуации так же, как и он сам, т. е. правильно.

В психологии есть понятие «рефлексивная пауза», в резуль­тате которой в поведение включаются новые интеллектуаль­ные операции. Важное доказательство интеллектуальной зре­лости — умение держать паузу.

Управленческая деятельность предъявляет и противополож­ные требования к интеллектуальным способностям руководи­теля — необходимость скорости переработки информации, ее актуализация, скорость реакции на события и на принятие ре­шений.

Со «скоростным фактором» связана еще одна общая способ­ность — общая активность. Ее психологическая основа — оп­ределенный уровень общей активированности нервной систе­мы, зависящий от особенностей нейрофизиологических струк­тур мозга и всего организма в целом. От интеллектуальной активности зависит уровень развития таких важных управлен­ческих качеств, как общительность, предприимчивость, доми­нантность, стремление к достижениям и др. В психологии управления понятием «общественная энергичность» обозна­чают симптомокомплекс качеств руководителя, производный от общего свойства активности.

Важное свойство для руководителя —устойчивость (толе­рантность) к неопределенности. Она имеет сложную психоло­гическую структуру и включает в себя три основных компонента:

1.      Способность когнитивной компенсации неопределенности (восполнения недостающей информации).

2.      Восприятие неопределенных ситуаций как рядовых, хотя
и трудных, а не как психотравмирующих.

3.      Комплекс собственно личностных качеств: экстравертированность, эмоциональная стабильность, интернальность и др.

Свойства устойчивости и склонности к неопределенности не­зависимы друг от друга. В зависимости от сочетания меры выра­женности этих свойств существует типология личностей руко­водителей. Самая большая профессиональная эффективность принадлежит лицам, сочетающим в себе высокую устойчивость к неопределенности с еще одной интересной, но реже встречаю­щейся способностью — склонностью к неопределенности.