Computer repair


Перейти на главную

Вернуться к содержанию

Вернуться к перечню книг

Ревская Н.Е. Психология менеджмента (конспект лекций)

Раздел I
СОДЕРЖАНИЕ И СТРУКТУРА УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Глава 1 РАЗВИТИЕ НАУКИ УПРАВЛЕНИЯ
1.1. Предыстория науки управления
1.2. Основные школы науки управления
1.3. Общие подходы в теории управления
1.4. Современное состояние теории управления

Глава 2
СУЩНОСТЬ УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ОСНОВНЫЕ ПОДХОДЫ К
ЕЕ ИССЛЕДОВАНИЮ
2.1. Сущность управленческой деятельности
2.2. Основные подходы к изучению управленческой деятельности
2.3. Определение системы основных управленческих функций

Глава 3
ЭЛЕМЕНТЫ ТЕОРИИ ОРГАНИЗАЦИИ
3.1. Сущность организации
3.2. Иерархические структуры
3.3. Адхократические (органические) структуры
3.4. Основные понятия теории организации Организацией

Глава 4
ФУНКЦИЯ ЦЕЛЕПОЛАГАНИЯ
4.1. Сущность функции целеполагания
4.2. Типология целей организации
4.3. Требования к реализации функции целеполагания

Глава 5
ФУНКЦИЯ ПРОГНОЗИРОВАНИЯ
5.1. Определение функции прогнозирования
5.2. Основные виды и типы прогнозирования в управленческой деятельности

Глава 6
ФУНКЦИЯ ПЛАНИРОВАНИЯ
6.1. Роль и место планирования в организационном функционировании
6.2. Структура процесса планирования
6.3. Типология планирования и его принципы

Глава 7
ФУНКЦИЯ ОРГАНИЗАЦИИ
7.1. Понятие организационной функции
7.2. Процессы делегирования полномочий

Глава 8
ФУНКЦИЯ ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЯ
8.1. Специфика функции принятия решения в деятельности руководителя
8.2. Организационные факторы управленческих решений
8.3. Нормативная структура процесса принятия управленческого решения
8.4. Типология управленческих решений и нормативные требования к ним

Глава 9
ФУНКЦИЯ МОТИВИРОВАНИЯ
9.1. Определение функции мотивирования
9.2. Концепции мотивации исполнительской деятельности
9.3. Основные подходы к реализации функции мотивирования

Глава 10
КОММУНИКАТИВНАЯ ФУНКЦИЯ
10.1. Определение коммуникативной функции
10.2. Типы коммуникационных коммуникаций
10.3. Нормативная структура коммуникативного процесса и его «барьеры»

Глава 11
ФУНКЦИЯ КОНТРОЛЯ И КОРРЕКЦИИ
11.1. Общая характеристика контрольно-коррекционной функции
11.2. Принципы реализации контрольно-коррекционной функции

Глава 12
КАДРОВЫЕ ФУНКЦИИ РУКОВОДИТЕЛЯ
12.1. Определение системы кадровых функций
12.2. Основные направления кадровой работы руководителя
12.3. Функции при работе персоналом

Глава 13
ПРОИЗВОДСТВЕННО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ ФУНКЦИИ
13.1. Определение системы производственно-технологических функций
13.2. Характеристика основных производственно-технологических функций

Глава 14
ПРОИЗВОДНЫЕ (КОМПЛЕКСНЫЕ) ФУНКЦИИ УПРАВЛЕНИЯ
14.1. Понятие производных функций управления
14.2. Характеристика производных функций управления

Раздел II
ПСИХОЛОГИЯ СУБЪЕКТА УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Глава 15
ПЕРЦЕПТИВНЫЕ ПРОЦЕССЫ В УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
15.1. Понятие перцептивных процессов
15.2. Специфика перцептивных процессов в управленческой деятельности

Глава 16
МНЕМИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ В УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
16.1. Понятие мнемических процессов и их состав
16.2. Специфика оперативной памяти в деятельности руководителя
16.3. Специфика долговременной памяти в деятельности руководителя
16.4. Личный профессиональный опыт как регулятор управленческой деятельности

Глава 17
МЫСЛИТЕЛЬНЫЕ ПРОЦЕССЫ В УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
17.1. Общепсихологическое понятие мышления
17.2. Специфика мышления в деятельности руководителя
17.3. Основные свойства практического мышления в деятельности руководителя

Глава 18
ИНТЕЛЛЕКТ РУКОВОДИТЕЛЯ
18.1. Понятие интеллекта в психологии
18.2. Интеллект и эффективность управленческой деятельности
18.3. Специфика интеллектуальных качеств руководителя

Глава 19
РЕГУЛЯТИВНЫЕ ПРОЦЕССЫ В УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
19.1. Общая характеристика регулятивных процессов
19.2. Специфика основных регулятивных процессов в управленческой деятельности

Глава 20
ПРОЦЕССЫ ПРИНЯТИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ
20.1. Общая характеристика процессов принятия управленческих решений
20.2. Характеристика процессуальной организации принятия управленческих решений
20.3. Структурная организация процессов принятия управленческих решений
20.4. Феноменология процессов принятия управленческих решений
20.5. Индивидуальные различия управленческих решений

Глава 21
КОММУНИКАТИВНЫЕ ПРОЦЕССЫ В УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
21.1. Коммуникативное поведение руководителя
21.2 Коммуникативные явления и процессы в управленческой деятельности
21.3. Рефлексивные процессы в управленческой деятельности

Глава 22
ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВОЛЕВАЯ РЕГУЛЯЦИЯ СОСТОЯНИЙ В УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
22.1. Понятие эмоционально-волевой регуляции состояний
22.2. Стресс и управление им в деятельности руководителя
22.3. Специфика регуляции состояний в управленческой деятельности

Глава 23
МОТИВАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РУКОВОДИТЕЛЯ
23.1. Содержательные теории мотивации
23.2. Процессуальные теории мотивации
23.3. Понятие внутренней мотивации

Глава 24
ВЛАСТЬ КАК РЕГУЛЯТОР УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. РУКОВОДСТВО И ЛИДЕРСТВО
24.2. Типология власти
24.3. Теории лидерства и стили руководства

Глава 25
СПОСОБНОСТИ К УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
25.1. Понятие способностей в психологии
25.2. Определение состава управленческих способностей
25.3. Менеджерские характеристики
25.4. Общеорганизационные способности
25.5. Общие и специальные способности в управленческой деятельности
22.2. Стресс и управление им в деятельности руководителя

Понятие «стресс» (от англ. stress — давление, напряжение) обозначает широкий круг состояний повышенной напряженности, возникающих в ответ на различные экстремальные воздей­ствия — стрессоры. Количество стрессоров в управленческой деятельности очень велико, они специфичны по своему содер­жанию.

Фактор информационной нагрузки. В управленческой дея­тельности объем информации и требования к ее переработке входят в противоречия с психическими возможностями чело­века. Поэтому когнитивная нагрузка, обусловленная таким объемом информации, выступает в качестве негативного фак­тора, приводящего к стрессу.

Фактор информационной неопределенности. Руководитель, несмотря на избыточность информации, вынужден искать не­достающую информацию или действовать в условиях неопре­деленности, риска. А это — сильный стрессогенный фактор.

Фактор ответственности — основной и решающий для деятельности руководителя, в которой он выражен максималь­но.

Фактор дефицита времени, факторы межличностных и внутриличностных (ролевых) конфликтов, фактор полифокус-ности управленческой деятельности, система внешнесредо-вых факторов (конкуренция, криминальная среда, нестабиль­ность макросоциальной и макроэкономической динамики) — все они являются стрессорами управленческой деятельности.

Стрессовые состояния влияют на деятельность в целом и на ее отдельные процессы неоднозначно. Существуют три основ­ные фазы развития стресса.

1. Фаза мобилизации. На первых этапах развития стресса общая эмоциональная напряженность еще не достигает мак­симума, поэтому она оказывает стеническое воздействие на психические процессы и на общую организацию деятельно­сти. Эту фазу обозначают понятием «продуктивный стресс, или «эвстресс» («эвристический стресс»). Ее рассматривают как адекватную — мобилизирующую — реакцию психики и организма на усложнение внешней ситуации.

 2.      Фаза расстройства. Существует некий предел сопротивления интенсивности стрессовых воздействий (в силу ограничений, объективно присущих психической и физиологической организации человека). Мобилизация имеющихся возможностей происходит до тех пор, пока этот предел не достигнут. Затем психика начинает «сдавать», эмоции трансформируются из положительного фактора в отрицательный.  В когнитивной сфере изменения происходят в первую очередь. Снижается объем и качество восприятия и оперативной памяти, происходит блокада прошлого опыта. Для мышления тоже характерны значительные изменения. Возрастает его стереотипность, снижается продуктивность, способность к адекватной переработке информации.

Характерными становятся для деятельности в целом попыт­ки ее организации по типу подыскания в прошлом опыте нор­мативного способа. В процессах ПУР возникает феномен гло­бальных реакций (тенденция к выбору неточных и слишком об­щих вариантов действия). Явления, которые возникают на этой фазе, характеризуют непродуктивный стресс — дистресс (дис­функциональный стресс).

3.      Для фазы деструкции характерна максимальная дистрессовость — полный распад организации деятельности и нарушения психических процессов, обеспечивающих ее. Может возникнуть феномен блокады восприятия, памяти, мышления. На этой фазе организация деятельности и поведение приобретают
одну из двух основных форм: деструкцию по типу гипервозбуждения (импульсивные реакции, хаотичное поведение) или деструкцию по типу гиперторможения (блокада деятельности и поведенческой активности, оцепенение). Данная фаза — это
полный срыв деятельности.

Все три фазы имеют общий характер. Наряду с этим доста­точно выражены индивидуальные различия реагирования на стрессовые воздействия. Выражаются они в динамике и сравни­тельной длительности указанных фаз. Понятие «стрессустойчивостъ личности» используется для обозначения «меры сопротивляемости» человека стрессовым воздействиям. Способность эта зависит от того, насколько сильно представлена у индивида фаза мобилизации.

Выделяют три основных типа личности, различающихся по тому, как долго человек может сохранять резистентность (ус­тойчивость) к временному давлению хронических стрессовых условий, характеризуют его индивидуальный порог стрес-сустойчивости. Одни руководители адаптируются к стрессу, другие даже при коротких стрессовых воздействиях дают сбои, а третьи только в условиях стресса могут эффективно работать. Обозначают их соответственно как «стресс вола», «стресс кро­лика», «стресс льва».

Индивидуальные различия резистентности к долговремен­ному стрессу, наиболее характерному для деятельности руко­водителя, зависят от параметра интерналъности — экстер-налъности личности.

Другое необходимое условие стрессустойчивости — общая мотивационная направленность личности, ее доминирующая ориентация (личностно-карьеровая — снижает стрессустойчи-вость, а социально-профессиональная — повышает). Сущест­вуют две формы поведения в условиях стресса: контроль стра­ха и контроль опасности. В первом случае изыскиваются спо­собы обезопасить себя лично, поэтому теряется контроль за ситуацией и прекращаются конструктивные попытки организа­ции деятельности. Во втором случае контроль за ситуацией со­храняется дольше, этот тип поведения значительно эффектив­нее, а для руководителя является единственно приемлемым.

Способы выхода из стрессовых ситуаций разделяют на ак­тивные и пассивные. Первый строится как интенсификация конструктивных действий по организации деятельности, отра­жая адекватное течение фазы мобилизации, или по типу «внеш­ней бурной реакции». Пассивный способ заключается в том, что человек мирится с ситуацией, подавляя напряжение и заго­няя стресс внутрь. Это — реакция торможения. Она иногда по­лезна, так как помогает избегать необдуманных импульсивных
действий, но при повторениях способствует аккумуляции на­пряженности.