На главную

Уильям Г. Бейтс. Улучшение зрения без очков

Оглавление

Введение
1. Краткая биография У.Г.Бэйтса
2. Основные теоретические положения метода Бэйтса
3. Базовые принципы лечения для всех
3.1. Об отношении к очкам
3.2. Общее расслабление
3.3. Пассивное расслабление
3.3.1. Пальминг
3.3.2. Воспоминание
3.3.3. Мысленное представление
3.4. Динамическое расслабление
3.4.1. Центральная фиксация
3.4.2. Перемещение и раскачивание
3.4.3. Большие повороты (длинные покачивания)
3.4.4. Малые повороты (короткие покачивания)
3.4.5. Моргание и проблески
3.4.6. Соляризация
3.5. Диета
3.6. Дыхание
3.7. Другие рекомендации
4. Дополнительные замечания и специальные упражнения
4.1. Для близоруких (миопиков)
4.2. Для дальнозорких (гиперметропиков)
4.3. Для страдающих старческим зрением (пресбиопией)
4.4. Для астигматиков
4.5. Для страдающих косоглазием
5. Тренировка зрения в ходе дня
6. Рекомендации  родителям  и учителям по восстановлению зрения детей
7. Эффективность метода Бэйтса
Словарь терминов
Библиография
4.1. ДЛЯ БЛИЗОРУКИХ (МИОПИКОВ)

     Миопия, или близорукость является одной из форм аномалий
рефракции.  При  близорукости  человек обычно довольно хорошо
видит объекты, расположенные в сантиметрах двадцати-сорока от
себя и ближе, и весьма расплывчато объекты,  расположенные  в
метрах трех и дальше от глаз. Глазное яблоко при близорукости
имеет удлиненную форму, что не позволяет глазу точно сфокуси-
роваться на удаленных объектах. Чтобы компенсировать этот не-
достаток, врачами прописываются очки с вогнутыми линзами.
     Причиной появления миопии, по  Бэйтсу,  является  усилие
увидеть  удаленные  объекты.  Усвоить  твердо этот факт - вот
первое, что надо сделать близорукому человеку. Усилие увидеть
прикладывают обычно люди, привыкшие длительное  время  делать
работу на близком расстоянии. Если в последующем у них возни-
кает потребность в зрении вдаль, они не могут сразу правильно
сфокусироваться  на  удаленных  объектах.  Тогда они начинают
пристально смотреть на них, пытаясь их разглядеть.  При  этом
нервные  импульсы  от  мозга в первую очередь напрягают косые
мышцы глаза, что в последующем приводит к деформации глазного
яблока и ухудшению зрения. Другим же удается избежать  этого,
поскольку  они  при  переводе  взгляда  с ближнего объекта на
дальний тут же расслабляются (или продолжают сохранять  расс-
лабление).  Если  же  удаленный объект не виден четко, то они
перемещают свой взгляд на другие, как правило,  расположенные
ближе объекты.
     Отметим, что лечение миопии, как и лечение других  видов
нарушения зрения требует внимательного отношения ко всему ор-
ганизму  в  целом,  его урепления через диету, дыхание и т.д.
Специфические рекомендации на этот счет приведены в соответс-
твующих  разделах книги. Иногда связь между состоянием зрения
и деятельностью других органов человека носит скрытый  харак-
тер.  Мысль о такой связи и в голову не может прийти ортодок-
сальным врачам. Между тем, многовековой опыт индийской народ-
ной системы лечения Аюрведы раскрывает некоторые такие  "сек-
ретные"  связи. Так, Аюрведа утверждает, что люди, страдающие
хронической простудой и запорами оказываются более предраспо-
ложеннами к миопии [52,  р.126].  Для  лечения  рекомендуются
слабительные,  приготовленные  из специальных трав (при запо-
рах), капли в нос (при  простуде),  растворы  для  промывания
глаз,  также  приготовленные  из трав, соляризация, пальминг,
чтение при свете свечи, большие повороты, игры с  использова-
нием  мяча,  холодные  примочки  на  глаза и т.д. Соляризация
обычно делается с предварительным закапыванием в глаза особых
противовоспалительных средств, приготовленных с использовани-
ем меда и некоторых трав.
     Аюрведа также дает некоторые указания по диете для  бли-
зоруких. Рекомендуется избегать кислого, острых блюд, марина-
дов  (рассолов, пикулей), творога, картофеля и других продук-
тов, которые могут привести к образованию газов в животе, за-
поров и закупорке носа. Лучшим лекарством в этом случае  счи-
тается коровье молоко с коровьим топленым маслом.
     Среди  других рекомендаций, обращающих на себя внимание,
- не бодрствовать в ночное время [52, р.128].

ЛЕЧЕНИЕ БЛИЗОРУКОСТИ


     Близорукому надо твердо усвоить следующие "правила пове-
дения" глаз [8, р.122]:
     1. Научитесь периодически моргать и держать глаза в рас-
слабленной манере. При этом глаза обычно бывают  полузакрыты,
но  не  путайте  это  с прищуриванием глаз. Прищуривание -это
всегда напряжение. Избегайте напряжения глаз.
     2. Практикуйте центральную фиксацию на Ом-карте и прове-
рочной таблице Сивцева на дистанциях от 30 сантиметров до по-
лутора метров.
     3. Читайте с некоторым напряжением мелкий шрифт при сла-
бом освещении (например, при свете свечи). Как известно, нап-
ряжение в ближней точке приводит к гиперметропии. Таким обра-
зом, при напряжении в ближней точке происходит либо снижение,
либо  исчезновение  миопии. Чтение мелкого шрифта при тусклом
освещении в течение достаточно долгого  времени  с  небольшим
напряжением  приносит определенное улучшение в зрении вдаль у
миопиков [8, р.131].
     Р.С.Агарвал приводит в своей книге историю одного  маль-
чика,  который  мог с 6 метров разглядеть лишь пятую строку в
проверочной таблице, которую человек с нормальным зрением ви-
дел с в 2,5 раз большего расстояния. Занятие пальмингом  при-
несло  ему незначительное облегчение, поскольку он так толком
и не смог научиться мысленному представлению. Тогда ему посо-
ветовали читать мелкий шрифт по 10-15 минут подряд при  туск-
лом освещении, а затем бросать быстрые непродолжительные взг-
ляды  на  белые центры букв на проверочной таблице в 6 метрах
от него. Наступило быстрое улучшение зрения. Он смог при этом
легко прочитать те же строки, что читал человек с  нормальным
зрением. Повторные тренировки привели к постоянному улучшению
зрения [10, р.81].
     Полезность  чтения  мелкого  шрифта  столь очевидна, что
Агарвал рекомендует заниматься этим при свете свечи  или  при
другом  тусклом  освещении  в  течение  даже нескольких часов
ежедневно [8, р.205]. Однако  чаще  встречается  рекомендация
делать это упражнение от нескольких минут до получаса в день,
в среднем же 10-15 минут [10, р.73,81]. Часто при этом указы-
вается  на  необходимость  читать "достаточное время", имея в
виду, скорее всего, время, достаточное, чтобы возникло усилие
увидеть в ближней точке, что ведет к производству гиперметро-
пии, нейтрализующей миопию.
     Отмечается  также,  что если при чтении на тусклом свету
мелкого шрифта используется центральная  фиксация,  улучшение
зрения длится дольше [10, р.75].
     Практически все вышеперечисленные советы нашли свое воп-
лощение   в   упражнении   для   близоруких,  рекомендованных
Р.С.Агарвалом в своей книге  "Йога  идеального  зрения"  [10,
р.145].

УПРАЖНЕНИЕ N 83


     Практикуйте центральную фиксацию с  помощью  проверочной
таблицы ручного формата, держа ее в руке или на расстоянии до
90  сантиметров  при  хорошем  освещении.  Потом прочитайте 3
страницы текста из какой-нибудь книги, держа ее  при  тусклом
освещении на таком расстоянии, чтобы читать было трудно, т.е.
надо  было читать с напряжением. Чередуйте центральную фикса-
цию на таблице и чтение при тусклом свете.
     Чтобы создать себе "тусклое освещение",  вы  можете  ук-
рыться покрывалом темного цвета таким образом, чтобы свет под
ним  позволял осуществлять чтение мелкого шрифта, расположен-
ного на расстоянии около 25 сантиметров с некоторым трудом.
.............................................................

     4. Каждый день почаще читайте проверочную таблицу с рас-
стояния от трех до шести метров при хорошем освещении, не за-
бывая о мягком моргании. Начинать лучше с метров трех, посте-
пенно увеличивая дистанцию. Сочетайте чтение таблицы с  паль-
мингом, делая его и как отдельное упражнение. При чтении таб-
лицы можно делать различные покачивания (повороты), постепен-
но  сокращая их амплитуду и обращая внимание на движение таб-
лицы в сторону, противоположную вашему повороту [10, р.63].
     5. Избегайте усилий при взгляде на удаленные объекты.
     6. Наблюдайте за движением объектов по сторонам  от  вас
во время прогулки или вождения машины.

.............................................................


     При работе с проверочной таблицей вам надо обратить осо-
бое внимание на то, чтобы вы не пользовались  ею,  как  пишет
М.Д.Корбетт, с  целью  убедиться, "сколько же строк вы на ней
сможете увидеть" [47, р.38]. Если вы будете пытаться это  де-
лать,  вы  неизбежно начнете напрягать зрение. Поэтому, реко-
мендует М.Д.Корбетт, вам надо добиться чувства безразличия  к
тому,  что вы хотите увидеть. Тогда к вам придет ощущение ос-
вобожденного зрения.
     Однако, некоторым людям, у которых  проверочная  таблица
ассоциацируется с проверкой зрения, так и не смогут на первых
порах  избавиться  от  этого чувства. Прогресс их замедлится,
что, конечно, нежелательно. Поэтому вместо проверочной табли-
цы желательно воспользоваться чем-нибудь другим  аналогичным,
но  повеселей. Вы можете последовать совету М.Д.Корбетт и из-
готовить самодельную таблицу для  тренировки  [47,  р.39-51].
Описание процесса изготовления таблицы здесь приведено с уче-
том  принципа,  заложенного  Корбетт в упражнения с ней. Этот
принцип - принцип знакомства с объектом зрения  -  потребовал
адаптации  порядка  изготовления  таблицы к русскому алфавиту
(поскольку не все занимающиеся владеют английским языком),  а
также всех последующих упражнений с ней, которые будут приве-
дены нами ниже.
     Достаньте лист ватмана длиной около 1 метра и  несколько
старых журналов, которые можно пустить на разрезание. В верх-
ней части листа бумаги приклейте какое-нибудь слово  размером
с заглавие журнала "Огонек", "Здоровье" и т.п. Под ним,  отс-
тупив  на сантиметра 2,5, приклейте следующее слово или фразу
с буквами поменьше, размером, например, с  заглавие  журналов
"Вьетнам", "Наука и религия" и другие. Под ним приклейте сло-
во  или  фразу c еще более маленькими буквами, продолжая этот
процесс и уменьшая высоту букв до тех пор, пока в высота букв
в словах или фразах в самом низу листа не не  составит  около
сантиметра. Всего сделайте строк 20-25. В каждой строке, пос-
кольку они равны по ширине, а размер шрифта уменьшается свер-
ху  вниз,  будет разное количество слов. Верхняя строка будет
состоять всего из одного-двух слов, самая нижняя  -  это  уже
целые  предложения.  При подборе журналов для таблицы учтите,
что слова из них, которые вы будете  приклеивать  к  ватману,
должны иметь черный цвет.
     Таким  образом, вы сотворили объект более интересный для
рассматривания, нежели простая проверочная таблица.
      После этого на карточке ручного формата напечатайте со-
держание всех наклеенных на лист строк в том же порядке. Под-
ставьте свои глаза солнцу во время выполнения больших поворо-
тов, а затем сделайте пальминг.  Повесьте  свое  произведение
искусства на хорошем освещении и сядьте в 2 метрах или меньше
от  него. Теперь вы готовы к работе. На этой таблице вам надо
делать следующее упражнение.

УПРАЖНЕНИЕ N 84


      Поднесите карточку ручного формата так близко к глазам,
как это только можно, чтобы вы могли еще ее видеть. Прочитай-
те верхнюю строку на ней с этого расстояния, потом прочитайте
ее на расстоянии вытянутой  руки,  чередуя  такое  чтение  на
близком  и  более  далеком  расстоянии 2-3 раза. Затем быстро
посмотрите на верхнее слово на дальнем листе бумаги. Оно дол-
жно стать четче. Закройте глаза и сделайте малые повороты го-
ловой, глубоко дыша. Затем посмотрите несколько раз на вторую
строку карточки ручного формата на близком расстоянии,  потом
на расстоянии вытянутой руки и, наконец, посмотрите на вторую
строку  вдали.  Теперь  закройте  глаза  и  "напишите  носом"
(см.раздел 3.7) то, что вы видели, но буквы при  этом  предс-
тавляйте в более четком виде, чем вы их видели на самом деле.
Вновь  взгляните на ту же строку вдали. Она должна быть видна
лучше.
      Продолжайте процесс чтения вниз до  тех  пор  пока  это
возможно без каких-либо дискомфортных ощущений: сначала чита-
ем карточку ручного формата вблизи, потом ее же на расстоянии
вытянутой  руки и, наконец, бросаем взгляд на лист с наклеен-
ными фразами вдали. Не забывайте о необходимости глубоко  ды-
шать  и всегда отдыхать (чтобы поддерживать глаза во время их
работы в расслабленном состоянии) при переходе от одной стро-
ки к другой, делая повороты головой, а затем и "письмо носом"
между строками. Этого достаточно для вашего первого  занятия.
На  следующем  занятии с этой же дистанции вы сможете продви-
нуться немного дальше вниз по строкам шрифта. Наступит  день,
когда с этой же дистанции вы увидите их все. Тогда вы сможете
отодвинуть  свой  стул на полметра назад. Не двигайтесь назад
слишком быстро (раньше времени), иначе вас  подстережет  уси-
лие, которое помешает работе. Это упражнение  на  безусильное
видение,  возможно,  является  вашим  первым опытом подобного
смотрения, поскольку даже в очках глаза прикладывают  усилие,
чтобы  увидеть.  Лучших результатов с этой же дистанции можно
достичь, если вы представите, что ваши глаза - это кисти  ху-
дожника  и  вы  проводите ими линию белой краски под словами.
Это позволяет сосредотачивать внимание на чистом (пустом) фо-
не, что не влечет за собой никакого усилия.
     Причиной,  по которой используется карточка ручного фор-
мата, смотря сначала на строку на ней на таком близком  расс-
тоянии, какое это только возможно, а затем на  ту  же  строку
вдали, является то, что в этом случае все это  осуществляется
без  психического напряжения, что позволяет и в процессе зре-
ния избежать напряжения. Глаз будет, таким  образом,  запоми-
нать  чувство расслабленного видения, и в вас начнет формиро-
ваться привычка правильного зрения.  Всякую  тренировку  глаз
будет  добиваться проблесков хорошего зрения. В следующий раз
оно дастся вам легче. С каждым разом длительность  проблесков
будет возрастать, пока они, слившись вместе, не превратятся в
один сплошной проблеск - нормальное зрение.
      Бывает, что зрение одного глаза сильнее зрения другого.
Прежде чем вы добьетеь нормального  зрения,  оба  глаза  надо
уравнять в своих возможностях. Поэтому проводите с более сла-
бым  глазом  такие  же уроки, но садитесь при этом достаточно
близко  к  таблице, чтобы у него появился шанс увидеть. Прик-
ройте более сильный глаз повязкой, пластырем или еще  чем-ни-
будь, но так, чтобы оба глаза имели возможность вместе откры-
ваться  и закрываться. Не делайте каких-либо усилий и не нап-
рягайтесь при разглядывании строки. Это только помешает  вам.
В  исполнении упражнений должна быть легкость. Если вы будете
делать глубокий вдох, а затем выдох всякий раз, когда смотри-
те вдаль, вас приятно удивит зрение,  возвращающееся  к  вам.
Помните  всегда - миопический глаз может хорошо видеть. Когда
вы научитесь расслаблять две косые мышцы, которые  удерживает
глаз  удлиненным  постоянно,  он будет становиться площе и вы
будете так же хорошо видеть вдаль, как и на близком  расстоя-
нии. Помните: ваши глаза практически ничем не хуже глаз чело-
века с нормальным зрением, если не считать способа их исполь-
зования.

.............................................................

     Сделайте  себе еще одну таблицу для тренировки зрения. В
этой таблице активно используется принцип знакомства человеку
объекта зрения, что позволяет  избежать  напряжения  при  его
разглядывании.


УПРАЖНЕНИЕ N 85
(на таблице с буквами Р В О)

     Достаньте лист белого ватмана длиной  в  0,5-0,6  метра.
Нарисуйте на нем строки букв в описанном ниже порядке (сверху
вниз).  Если  у вас нет для этого кисти, сделайте себе тампон
из кусочка хлопчатобумажной ткани на конце  ручки  и  окуните
его в черные чернила (желательно, тушь). Потренируйтесь в ри-
совании  букв этим тампоном, прежде чем окончательно зафикси-
руете их на листе ватмана.
      Нарисуйте верхнюю строчку Р В О высотой в 7,5 сантимет-
ра,  следующую  строку  А  О  С  - высотой в 5 санитимаетров,
третью строку С З Т - высотой  в  4,5  сантиметра,  следующую
строку С В Р - высотой в 3,5 сантиметра, Л Р О - в 2,5 санти-
метра, А А Е - в 2 сантиметра, Б Т З - немного меньше  преды-
дущей,  Л И Р - в 1,3 сантиметра, Е Т Е - немного меньше пре-
дыдущей, Н М Н - высотой в 0,6 сантиметра, И Н И - еще  мень-
шей высоты и, наконец, Е Е Е - высотой около 0,3 сантиметра.
      Не стоит заботиться слишком об аккуратности и совершен-
стве своего рисунка. Здесь важно построить основу для  выпол-
нения  формирующих ваше зрение упражнений, в которых исключа-
лось бы всякое напряжение.
      Пусть тушь хорошенько подсохнет, а затем повесьте  лист
с  буквами на стену на хорошем освещении. Стоя близко к напи-
санным  буквам,  прочитайте  слова,  образованные  ими сверху
вниз: "РАССЛАБЛЕНИЕ ВОЗВРАТИТ МНЕ ОСТРОЕ ЗРЕНИЕ".
      Теперь  вы знаете, какие там буквы, и можете, таким об-
разом, вспомнить их, не подвергая глаза проверке. Подготовьте
их к упражнению, сделав соляризацию (подставив глаза под сол-
нце или другой источник света), пальминг и  повороты.  Сядьте
затем  напротив таблицы на таком расстоянии, с которого верх-
няя строка видна четко.
      Вновь закройте глаза и, уже зная, какие там слова, мыс-
ленно вычислите, какие буквы должны быть  на  второй  строке.
"Напишите"  их  носом и, выдыхая воздух, забранный вами после
глубокого вдоха, откройте глаза и проскользните  взглядом  (и
вниманием)  под ними. Вероятно они выявятся четче проблеском.
Если они не станут четче, то закройте снова  глаза  и  указа-
тельным  пальцем  напишите  эти буквы на своей ладони. Затем,
выдыхая, вновь посмотрите на буквы.
      Если и это окажется безрезультатным, то поднесите  свой
стул  немного ближе, чтобы цели можно было добиться легким, а
не напряженным зрением. Возможно наградой вам будет несколько
прекрасных проблесков улучшенного зрения.
      Не забывайте при переходе от одной строки к другой зак-
рывать глаза и делать повороты головой из стороны в  сторону.
Продолжайте эти небольшие повороты головой и во время смотре-
ния на таблицу.
      Идите  вниз по таблице, состоящей из пяти слов, вспоми-
ная каждую строку, прежде чем бросить на нее взгляд. Если  вы
будете делать это расслабленно, не пытаясь напрячь зрение, то
вы  , возможно, одолеете половину строк на этом листе. Не ос-
танавливайтесь на достигнутом слишком долго. Проходите по 4-5
строк за каждый урок и превышайте свое дотижение в  следующий
раз.
     Это упражнение, помимо обучения зрения безусильному  ви-
дению,  очень  помогает как упражнение на самовнушение. Фраза
"РАССЛАБЛЕНИЕ ВОЗВРАТИТ МНЕ ОСТРОЕ ЗРЕНИЕ", повторенная много
раз  за время выполнения упражнения, служит примером примене-
ния методов аутотренинга в улучшении зрения.

УПРАЖНЕНИЕ N 86
("МЕТКИЙ СТРЕЛОК")

      Расположите таблицу с буквами Р В О на таком же хорошем
освещении, что и таблица со словами из журналов.  Прежде  чем
вы  приступите  к упражнению, прочитайте следующие три верти-
кальные строки: "РАССЛАБЛЕНИЕ ВОЗВРАТИТ МНЕ ОСТРОЕ ЗРЕНИЕ." В
качестве подготовки к упражнению сделайте соляризацию,  паль-
минг и повороты. Вы готовы к тренировке.
      Держа один конец линейки длиной  в  1  метр  за  кромку
близко к своему носу, направьте другой конец на верхнюю стро-
ку букв Р В О. Моргните быстро, глядя на ближней конец линей-
ки.  Это  положение  "Приготовиться!"  Скользните  взглядом к
дальнему концу линейки, моргая все время при  этом.  Это  уже
положение  "Целься!"  Затем  рывком преодолейте расстояние до
буквы "Р". Это уже "Огонь!" Закройте глаза и,  не  забывая  о
дыхании,  сделайте  повороты. После этого вновь повторите все
этапы "Приготовиться!", "Целься!", "Огонь!", но уже для буквы
"В". Снова отдохните и повторите все с буквой "О".
      Это упражнение направлено на развитие аккомодации, под-
вижности и централизации. Проупражняйтесь  таким  образом  на
нескольких строках. Лучших результатов вы добьетесь, если при
переходе  от одной строки к другой вы будете делать пальминг,
особенно по мере приближения к  строкам  из  маленьких  букв.
После  того,  как  вы достигнете пределов своих возможностей,
сделайте основательную соляризацию и пальминг.

..............................................................

      Во время выполнения всех упражнений на  зрение  старай-
тесь  превращать их в процесс ПОИСКА объектов, а не в процесс
их РАЗГЛЯДЫВАНИЯ. Это позволит избежать пристального  смотре-
ния  и  активно  задействует  центры  наиболее острого зрения
глаз.
     М.Д.Корбетт приводит в своей книге пример, прекрасно ил-
люстрирующий сказанное. Одна секретарша, чтобы развить в себе
эту  привычку, придумала для себя упражнение, которое она де-
лала на своей работе. Она прикрепила маленькую  звездочку  из
серебристой  фольги на темную дверную коробку напротив своего
стола. В часто выдававшиеся свободные  минуты  она  скользила
своим взглядом вверх-вниз по дверной коробке в поисках  звез-
дочки. На первых порах она ничего не видела, но она знала, на
каком  расстоянии  от верха двери следует ее искать, и потому
ежедневно занималась своеобразным обследованием двери. Однаж-
ды неожиданно звездочка проблеснула, и, несмотря на ее  малые
размеры, женщина ясно ее увидела. Куда бы не перемещала убор-
щица эту звездочку, секретарша неизменно водружала ее на мес-
то  и часто на ней тренировалась, пока, наконец, не стала ви-
деть ее постоянно, а не проблесками.
     Отметим, что М.Уиндолф также  рекомендовал  использовать
яркие, блестящие объекты для практикования перемещений и рас-
качиваний,  поскольку  тренироваться на них легче. В качестве
таких объектов хорошо было бы применить бутылочки от детского
питания, фольгу от конфет и т.п. [81].
     Используйте  такой  процесс поиска и в работе с таблицей
из букв Р В О. Вы знаете, какие там должны быть  буквы.  Если
вы их забыли, подойдите поближе к таблице и освежите свою па-
мять.  Помните,  что цель этого упражнения не проверка вашего
зрения.
.............................................................

     Вот еще одно упражнение, рекомендуемое  М.Д.Корбетт  для
близоруких.

УПРАЖНЕНИЕ N 87
(упражнение на таблице "дебко")

      По верхнему краю таблицы "дебко" (см.рис.12)  проведены
две  черные линии, у каждого конца которых поставлено по чер-
ной точке. Путем медленных легких поворотов головы направляй-
те свой нос от одной точки, скользя взглядом под этими линия-
ми, до другой точки взад-вперед до тех пор, пока эти линии не
покажутся скользящими в сторону, противоположную от направле-
ния перемещения вашего взгляда. Повторите это  упражнение  на
нижней части таблицы. Теперь закройте глаза и делайте поворо-
ты  головой,  вспоминая черные линии. Когда вы вновь откроете
глаза, скользите взглядом по белому пространству между  двумя
линиями  -  сначала  в верхней части таблицы, затем в нижней.
Это упражнение может помочь вам сделать более четким расплыв-
шийся шрифт как на близком расстоянии, так и в отдалении.


УПРАЖНЕНИЕ N 88


     Это упражнение полезно как для  близоруких,  так  и  для
дальнозорких.
     Повесьте  таблицу  Р  В О на хорошем освещении. Отметьте
про себя, что три строки, начинающиеся на эти буквы, при чте-
нии сверху вниз означают: "Расслабление Возвратит мне  Острое
зрение."  Подготовьтесь к выполнению упражнения, проделав со-
ляризацию, пальминг и т.д. Цель этого упражнения  не  усилить
зрение,  а  централизовать  его. Нам необходимо стимулировать
центр зрения , макулу, через, образно выражаясь,  "зашкурива-
ние"  или  "притирание"  нервов сетчатки безусильным зрением.
Сделать это можно, переводя взгляд с белого фона по одну сто-
рону какой-нибудь буквы, на такой же фон по другую ее  сторо-
ну,  скользя  взглядом  по букве взад-вперед до тех пор, пока
зрение не "притрется" через приведение нервов сетчатки в сос-
тояние, если так можно сказать, оцепенения, онемения, бездея-
тельности.
      Теперь, зная какие там буквы, вы  можете  смотреть  без
усилия.  Сядьте  так  близко к таблице, чтобы вы могли видеть
верхнюю строку букв Р В О, но не очень  четко.  Теперь  мягко
закройте  глаза  и вспомните букву "Р". Направьте свой нос на
белую поверхность слева от буквы, затем вправо от нее  и  так
взад-вперед  в  быстром  темпе. Сделав вдох, откройте глаза и
проделайте то же самое. Поскольку смотрение на чистый фон  не
требует никаких усилий, близорукому  глазу  возможно  удастся
увидеть  букву  "Р"  более  четко. В случае дальнозоркости ее
изображение также улучшится. Сделайте то же самое  для  буквы
"В", сначала закрыв глаза, а потом открыв их. Обратите внима-
ние на то, что когда вы смотрите на белое поле по одну сторо-
ну буквы "В", сама буква находится по другую сторону от линии
вашего  взгляда.  Когда  вы быстро переносите свое внимание с
одного края буквы на другой, буква кажется уходящей с  вашего
пути  в противоположную сторону, так, что вы вновь видите бе-
лый фон. Это называется раскачиванием или челночным движением
и оказывает большую помощь  в  развитии  зрения.  Добивайтесь
этой иллюзии движения в своем представлении, когда вы переме-
щаетесь  от белого поля у одного края буквы до поля у другого
края. Вскоре буква, которую  вы  раскачиваете,  действительно
покажется вибрирующей или "пульсирующей".
      После того, как вы "прочелночите", или  "провибрируете"
буквы "Р", "В", "О", закройте свои глаза и "напишите" эти три
заглавные буквы носом. Затем, сделав хорошенький вдох, прочи-
тайте сверху вниз слово "расслабление".  Оно  возможно  будет
более четким. Если это действительно так, то быстро прочитай-
те слова "возвратит мне" и "острое зрение". Если они не будут
ясно  видны,  то проимитируйте, что вы читаете их, зная какие
там слова и позволяя мозгу (психике) подкрепить глаза.
      Аналогичным же образом прочитайте каждую строку поперек
таблицы - А О С, затем С З Т и т.д. - сверху вниз пока удает-
ся это сделать с комфортом. После каждой строки останавливай-
тесь и делайте пальминг. Во время пальминга вспомните столько
слов на каждую букву этой строки сколько  сможете.  Например,
для  строки  Р  В  О  это  будут  слова  "розы", "велосипед",
"олень", для строки А О С - "апельсин", "остров",  "сережка".
Эти короткие периоды отдыха старайтесь сделать поинтереснее.
      Когда  вы  закончите  это  упражнение, дойдя до предела
своих возможностей или просто так захотев, возьмите пару  ре-
зиновых  мячей  и попробуйте ими пожонглировать. Если жонглер
из вас никудышный, то можете использовать и один мяч, попере-
менно то ударяя им о пол и ловя, то высоко подбрасывая и  ло-
вя. В обоих случаях следите своим носом за движением мяча.
     Как  видно  из  техники исполнения упражнений, здесь ис-
пользуются практически все приемы правильного зрения:  воспо-
минание,  мысленное  представление,  соляризация, центральная
фиксация и т.д.

.............................................................

     Р.С.Агарвал особенно рекомендует  близоруким  упражнение
на  воспоминание  какой-нибудь  буквы [8, р.204]. Его техника
довольно проста.

УПРАЖНЕНИЕ N 89


     Дайте возможность пациенту смотреть на какую-нибудь бук-
ву на проверочной таблице в течение 5  секунд,  часто  моргая
при этом. Пусть буква запоминается. Затем глаза закрываются и
пациент приступает к воспоминанию буквы. Попеременно рассмат-
ривая букву и закрывая глаза, чтобы вспомнить ее в более чет-
ком  виде, чем она была увидена открытыми глазами, пациенту в
большинстве случаев удается улучшить зрение для  этой  буквы.
Чем  более  четко  вспоминается или представляется буква, тем
лучше становится зрение. Максимальное зрение обретается, ког-
да буква вспоминается или представляется так же хорошо с отк-
рытыми глазами, как и с закрытами.

.............................................................

     Теперь обратимся к одному  из  аспектов  рассматриваемой
проблемы,  который  нашел свое отражение лишь в работе одного
из пропагандистов метода Бэйтса - М.Уиндолфа. В своей  работе
[81,  р.85-95]]  он  много места уделяет, как он ее называет,
технике фокусировки, т.е. ТЕХНИКЕ АККОМОДАЦИИ.  С  некоторыми
аспектами  этой  техники мы познакомились в разделе 3.7. Уин-
долф  рассматривает  этот вопрос под несколько иным углом. Им
были разработаны специальные приемы, направленные на приведе-
ние в действие волевым  усилием  определенных  групп  глазных
мышц для целей правильной фокусировки глаз на рассматриваемом
объекте.  Ниже  мы  приведем  основные положения рекомендаций
М.Уиндолфа на этот счет.
     Здесь еще раз надо  вспомнить,  что  подход  сторонников
Бэйтса  к  процессу  аккомодации  иной, нежели в традиционной
школе (см.главу 2). По их утверждению, фокусировка  глаза  на
близлежащие  объекты происходит путем сжатия косых мышц глаза
при одновременном расслаблении  прямых.  При  фокусировке  на
удаленных объектах должны расслабляться косые мышцы, а прямые
должны немножко сжаться.
     Из  предыдущих разделов (раздел 3.1., раздел 3.7. и дру-
гие) вы поняли, что при плохом зрении (особенно при  длитель-
ном ношении очков) либо прямые, либо косые мышцы глаз ослабе-
вают. Поэтому, приходит к выводу Уиндолф, расслабления  чрез-
мерно сжатых прямых (при дальнозоркости и пресбиопии) или ко-
сых  (при  близорукости) мышц для улучшения зрения может ока-
заться недостаточным. В первом случае, несмотря на расслабле-
ние прямых мышц, ослабевшие косые мышцы могут оказаться не  в
состоянии достаточно сильно сжаться, чтобы сфокусировать гла-
за  на  близлежащих  объектах.  Во втором случае недостаточно
сильными могут оказаться прямые мышцы. Таким образом, Уиндолф
логически подводит читателя к необходимости тренировки  соот-
ветствующих групп мышц к сжатию (натяжению). В данном случае,
в  случае  близорукости,  вам надо научиться сжимать во время
зрения вдаль прямые мышцы глаза. Как это сделать  и,  вообще,
возможно ли это?
     Несмотря  на  то,  что  М.Д.Корбетт  считала мышцы глаза
столь же неуправляемыми, как и мышцы сердца, данные  зарубеж-
ных  исследователей  последних  лет позволяют утверждать, что
практически любой человек  может  научиться  управлять  своим
сердцем,  давлением  крови и даже характером импульсов мозга.
Поэтому предложения Уиндолфа по волевому  управлению  мышцами
глаз не лишены оснований.
     Уиндолф пишет, что при  близорукости  при  зрении  вдаль
"идея фокусировки и тренировки заключается в натяжении прямых
мышц  и  расслаблении  до  некоторой степени косых мышц" [81,
р.87]. Расслабление косых мышц достигается всеми теми метода-
ми, что мы описывали ранее. В этом большую помощь может  ока-
зать также аутогенная тренировка (самовнушение).  Воспользуй-
тесь  соответствующей  литературой  - она вам поможет.
     Эту  же  способность, которую вы разовьете с помощью са-
мовнушения - способность мыслями контролировать тело - вы мо-
жете приложить к управлению прямыми мышцами глаза для их  на-
тяжения. То есть, в данном случае речь идет о технике, проти-
воположной  расслаблению - технике натяжения (сжатия) опреде-
ленных групп мышц. Вместо того, чтобы приказать прямым мышцам
расслабиться, мы должны приказать им сжаться. Это  даст  воз-
можность  близорукому видеть удаленные объекты, поскольку его
глаз слишком удлинен в передне-задней оси, а натяжение прямых
мышц позволяет  сократить  длину  глазного  яблока.  Конечно,
трудность  этого упражнения заключается в том, что все проис-
ходящие при этом процессы носят скрытый характер. Результатов
этого упражнения не видно, в отличие от  результатов,  напри-
мер,  накачки бицепсов. Кроме того, последнее осуществить го-
раздо легче, поскольку управление этим  процессом  (процессом
выполнения упражнения на бицепсы) со стороны психики довольно
просто, даже примитивно. В то же время, над управлением глаз-
ными мышцами вам придется потрудиться, так как здесь вам при-
дется добиваться стабильного волевого управления ими (НЕ  ЗА-
БЫВАЙТЕ - НИКАКОГО ЧРЕЗМЕРНОГО НАПРЯЖЕНИЯ И УСИЛИЙ ПРИ ВЫПОЛ-
НЕНИИ УПРАЖНЕНИЙ!). По этой причине ждать быстрых результатов
здесь не приходится. К тому же, надо помнить про то, что  эти
мышцы  довольно  сильно  ослабли за время ношения вами очков.
Поэтому воспримите  как  вполне  естественное,  что  прогресс
здесь не будет чрезвычайно быстрым, так же как человек, толь-
ко вставший с постели после продолжительной болезни не сможет
сразу  поднять  тяжелую штангу (если вообще сдвинет ее с мес-
та). Однако в любом случае помните: ПРОГРЕСС В УЛУЧШЕНИИ ЗРЕ-
НИЯ ПРИ ВЫПОЛНЕНИИ УПРАЖНЕНИЙ И НА ФОКУСИРОВКУ, И НА РАССЛАБ-
ЛЕНИЯ БУДЕТ НАМНОГО БЫСТРЕЕ, НЕЖЕЛИ ПРИ ИСПОЛНЕНИИ УПРАЖНЕНИЙ
ТОЛЬКО НА РАССЛАЛЕНИЕ. Когда вы позанимаетесь некоторое время
упражнениями на фокусировку, вы это сразу поймете.
     М.Уиндолф отмечает, что эти упражнения определенно явля-
ются упражнениями физического характера.  Поэтому  как  и  во
всех  случаях,  когда занимающийся впервые начинает нагружать
какие-либо мышцы, неизбежны некоторые  болезненные  ощущения.
Но  эти ощущения - вполне обычное явление в подобных случаях.
Они довольно быстро проходят.
     Итак, как делать упражнение на фокусировку?
     Прежде всего, хорошенько расслабьте глаза через пальминг
и т.д. Расслабьте также и другие мышцы тела. Теперь  возьмите
какой-нибудь  яркий,  блестящий  объект, например, новогоднюю
игрушку с деталями из фольги и, смотря на нее, начните делать
моргания. Можете даже закрывать на некотрое время глаза.  До-
бейтесь  проблеска  хорошего зрения обоими глазами, используя
при этом центральную фиксацию, т.е. видя маленькую зону  объ-
екта более четко, чем его остаток.
     Теперь, уменьшая эту зону в размерах, начните сознатель-
но втягивать свои глаза внутрь в глазницу, сжимая прямые мыш-
цы  глаза  (пытайтесь  это сделать без излишнего напряжения).
Прикажите этим мышцам тянуть назад. Мысленно представьте, где
находятся эти мышцы и управляйте ими. Делая это, одновременно
не забывайте применять все правильные привычки зрения - пере-
мещения, центральную фиксацию, моргания и т.д.
     Пытайтесь  путем  моргания  добиться  проблеска хорошего
зрения, прежде чем начнете это упражнение, хотя  такой  проб-
леск не является абсолютной необходимостью. Если вы не можете
добиться проблеска, то начинайте упражнение,  применив  пред-
варительно  центральную фиксацию, т.е. увидев одну часть объ-
екта лучше чем все остальное. Не обязательно при этом  видеть
объект  хорошо.  Главное, чтобы одна часть этого объекта была
видна лучше, чем остаток. Когда вы этого  добьетесь,  начните
стягтвать  прямые  мышцы глаз назад. В таких случаях само уп-
ражнение на фокусировку становится упражнением на  достижение
проблеска хорошего зрения.
     Первое  время  при  мысленном натяжении мышц глаза вы не
будете ощущать заметного эффекта. Не расстраивайтесь  и  про-
должайте  свои тренировки. Посмотрите на другой объект и пос-
тарайтесь ощущуать  все  время  постоянное  натяжение  прямых
мышц, втягивающих глаз в глазницу. Не стоит пытаться почувст-
вовать какие-либо изменений в видении объектов. Вашей главной
целью в данном упражнении является достижение ощущения ряботы
прямых мышц. А заметить это сразу не удастся. Уиндолф сравни-
вает  это  с  поднятием кирпича с пола. Если поднять его один
раз, это пройдет незаметно, но достаточно повторить эту  про-
цедуру  сотни  раз,  и  вы сразу ощутите, что мышцы работают.
Возможно появится даже некоторая болезненность. Если вам дей-
ствительно удалось расслабиться и, в то же  время,  если  вам
удалось  воздействовать на натяжение прямых мышц, эффект ста-
нет заметен буквально через 10-15 минут.
     При не очень высокой степени миопии, когда прямые  мышцы
частично работают, этот эффект менее выражен.
     "Чувство, производимое  этим  упражнением  на  натяжение
мышц,- пишет М.Уиндолф,- после пятнадцати минут реальной кон-
центрации  трудно  описать, не вызывая опасений у тех, кто не
верит в теорию зрения по Бэйтсу. Эти ощущения напоминают ощу-
щения человека, страдающего головной  болью,  и  представляет
собой  скорее  тупую,  обычно  быстро проходящую, боль позади
глаз. Как только вы отведете глаза от того, на что вы смотри-
те, это ощущение пропадает" [81, р.92]. Далее Уиндолф сообща-
ет, что это кратковременное, слегка болезненное ощущение  яв-
ляется определенным признаком того, что вы действительно воз-
действовали  на  прямые  мышцы.  Со временем этот болезненный
(если вы считаете его болезненным, как пишет Уиндолф)  эффект
исчезнет  и,  когда ваше зрение станет нормальным, вы едва ли
вспомните про него.
     Вам надо делать это упражнение ежедневно, вместе  с  уп-
ражнениями  на центральную фиксацию, воспоминанием, мысленным
представлением и т.д. Оно  поможет  вам  удерживать  проблеск
улучшенного зрения все дольше и дольше.


.............................................................

     В настоящем разделе мы привели некоторые специальные уп-
ражнения для близоруких. Их выполнение надо сочетать с  базо-
выми упражнениями из главы 3 и рекомендациями главы 5.