На главную

Уильям Г. Бейтс. Улучшение зрения без очков

Оглавление

Введение
1. Краткая биография У.Г.Бэйтса
2. Основные теоретические положения метода Бэйтса
3. Базовые принципы лечения для всех
3.1. Об отношении к очкам
3.2. Общее расслабление
3.3. Пассивное расслабление
3.3.1. Пальминг
3.3.2. Воспоминание
3.3.3. Мысленное представление
3.4. Динамическое расслабление
3.4.1. Центральная фиксация
3.4.2. Перемещение и раскачивание
3.4.3. Большие повороты (длинные покачивания)
3.4.4. Малые повороты (короткие покачивания)
3.4.5. Моргание и проблески
3.4.6. Соляризация
3.5. Диета
3.6. Дыхание
3.7. Другие рекомендации
4. Дополнительные замечания и специальные упражнения
4.1. Для близоруких (миопиков)
4.2. Для дальнозорких (гиперметропиков)
4.3. Для страдающих старческим зрением (пресбиопией)
4.4. Для астигматиков
4.5. Для страдающих косоглазием
5. Тренировка зрения в ходе дня
6. Рекомендации  родителям  и учителям по восстановлению зрения детей
7. Эффективность метода Бэйтса
Словарь терминов
Библиография
3.3.3. МЫСЛЕННОЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ

     Воспоминание  весьма тесно связано с мысленным представ-
лением. Использование этих двух упражнений в улучшении зрения
едва  ли может быть разделено. "Мысленное представление,- пи-
шет  Бэйтс,- тесно связано с воспоминанием, хотя и отличается
от него. Представление  зависит  от  воспоминания,  поскольку
представить какую-либо вещь можно лишь тогда, когда ее удает-
ся  вспомнить.  Вы не сможете представить закат, если никогда
его не видели. Если вы попытаетесь представить голубое  солн-
це,  то  вы  станете,  как покажет ретиноскоп (Прим.авт.: см.
словарик в конце книги), миопиком. Ни  мысленное  представле-
ние,  ни  воспоминание не могут быть совершенны, если психика
полностью не расслаблена. Следовательно, когда идеальны пред-
ставление и воспоминание, зрение тоже идеально (конечно, если
глаз не имеет какого-нибудь физического дефекта)" [16, р.93].
     Таким  образом, можно прийти к выводу, что культивирова-
ние этих двух аспектов психической  деятельности  человека  -
воспоминания  и  мысленного  представления  - способствует не
только улучшению интерпретации полученного на сетчатке  изоб-
ражения,  но  и улучшению самих изображений. ("Поскольку иде-
альное мысленное представление невозможно без идеального рас-
слабления, то совершенное представление не только корректиру-
ет неправильную интерпретацию изображения на сетчатке,  но  и
исправляет аномалию рефракции" [16, р.93])
     Представление же объектов в неистинном цвете, в цвете, в
котором мы не привыкли его видеть, всегда приводит к напряже-
нию  психики. Например, если вы попытаетесь представить крас-
ные волны на морском побережье или голубое солнце, о  котором
писал  Бэйтс, неизбежно появится напряжение. Возможно, оно не
будет столь велико, что вы его заметите. Однако, в таких  си-
туациях  приборы, предназначенные для регистрации кожно-галь-
ванической реакции, засвидетельствуют ее изменение, что гово-
рит о возросшей напряженности психической деятельности. Аппа-
раты, построенные на подобном принципе, кстати,  используются
в  качестве детекторов лжи, реагирующих на неверные утвержде-
ния обследуемого, поскольку и в этом случае возрастает психи-
ческое напряжение. Появившееся в результате такого  представ-
ления  объектов в неверной цветовой окраске напряжение доста-
точно, чтобы уменьшить или свести  на  нет  эффект,  даваемый
пальмингом.
     Попытайтесь проделать простое  упражнение  на  мысленное
представление, разработанное Р.С.Агарвалом [8, р.46].

УПРАЖНЕНИЕ N 8


     Закройте глаза и прикройте их ладонями. Представьте лист
белой  бумаги  и  попытайтесь  мысленно написать на нем тушью
свое имя. Если это удастся, то напишите по буквам свою  фами-
лию и отчество, четко представляя себе каждую букву в отдель-
ности. В конце записи поставьте точку. Теперь забудьте о бук-
вах  и вспоминайте только точку. Она должна казаться вам дви-
гающейся из стороны в сторону короткими, медленными и легкими
покачиваниями.
     Если представление точки удается  с  трудом,  то  следует
прибегнуть  к  другим методам расслабления, поскольку, как мы
говорили  ранее,  останавливаться на методах, которые не дают
быстрых результатов ошибочно.

..............................................................

     То,  что  мы видим, является интерпретацией нашим мозгом
изображений, полученных на сетчатке. Мы  можем  улучшить  эту
интерпретацию с помощью мысленного представления. Каким обра-
зом?  Чтобы это стало понятным мы приведем одно из упражнений
Р.С.Агарвала [8, р.178-179].

УПРАЖНЕНИЕ  N 9


     Возьмите проверочную таблицу и повесьте ее на таком рас-
стоянии от себя, чтобы вы  видели  ее  удовлетворительно  (не
слишком хорошо, но и не слишком плохо). Посмотрите  на  белый
центр  большой буквы "О" (Такая буква имеется в таблице Снел-
лена,  но  отсутствует  в используемой у нас в стране таблице
Сивцева. Вместо рекомендуемой Агарвалом буквы "О"  вы  можете
воспользоваться  одним  из  кружочков  в правой части таблицы
Сивцева. Кружочек в десятой  строке  соответствует  приблизи-
тельно размеру большой буквы "О" в таблице Снеллена). Сравни-
те белизну центра буквы "О" с белизной остальной части прове-
рочной  таблицы.  Возможно вам это удастся легко. Если же это
не удалось, то используйте ширму, т.е. карточку  с  маленьким
отверстием в нем. Прикройте этой карточкой черную часть буквы
"О" и обратите внимание на белый центр буквы, который остался
видимым  благодаря  отверстию в карточке. Уберите ширму и за-
метьте, что белый центр буквы кажется белее, чем поля  прове-
рочной  таблицы,  когда  черная часть буквы обнажается. Когда
же она прикрывается ширмой, центр буквы "О"  кажется  имеющим
такую же белизну, как и остальная часть проверочной  таблицы.
Следовательно, можно показать, что белый центр буквы "О" выг-
лядит  белее,  чем он есть в действительности. Это и есть то,
что Бэйтс называл  мысленным  представлением  (воображением).
Когда мы видим то, чего нет в реальности, мы на самом деле не
видим, а лишь представляем себе это.
     Сознательно представляя центр буквы "О"  белее,  чем  он
есть в действительности, мы способствуем увеличению контраста
между черным и белым и, таким образом, улучшаем видение буквы.
     Чем белее вы сможете представить себе центр  буквы  "О",
тем  лучше станет ваше зрение для нее, а когда улучшается ви-
дение буквы "О", улучшается видение и всех остальных букв  на
проверочной таблице.
     Обычно белые части букв на проверочной таблице с рассто-
янии  4,5-6  метров  кажутся для нормального глаза белее, чем
края проверочной таблицы. Для глаза же с плохим  зрением  все
выглядит наоборот.

.............................................................

     Очень важно в процессе мысленного представления  продол-
жать  сохранять  четкий мысленный образ и после того, как это
представление даст человеку возможность увидеть новые  детали
или  объекты, о существовании которых человек даже не догады-
вался просто из-за своего плохого зрения. Вспомните,  что  мы
говорили в предшествующем разделе о воспоминании точки. Бэйтс
пишет,  что "когда человек хочет верить в то, что буквы можно
представлять, и готов их представлять без усилия увидеть  или
сравнить  то,  что  он  видит с тем, что он представляет (что
всегда ведет обратно  к  напряжению),  с  помощью  мысленного
представления  иногда  можно добиться прекрасных результатов.
Некоторым людям после того, как они представят, что видят од-
ну букву совершенно черной и четкой,  удается  прочитать  все
буквы  на нижней строчке проверочной таблицы. Большинство лю-
дей, однако, так отвлекается тем, что  они  видят,  когда  их
зрение  улучшается представлением, что теряют эту букву. Одно
дело - суметь мысленно представить четкое видение  какой-либо
буквы,  другое - суметь увидеть эту и другие буквы без потери
контроля над этим представлением" [16,  р.94].  Для  развития
этой  способности  Бэйтс  рекомендует  следующее  упражнение,
предназначенное для миопиков. После  соответствующей  перера-
ботки  это  упражнение  с успехом может быть использовано для
лечения и других видов  аномалий  рефракции.  Для  выполнения
этого упражнения вам надо будет предварительно ознакомиться с
тем,  что  представляет  собой  центральная  фиксация (раздел
3.4.1.).

УПРАЖНЕНИЕ N 10


     Посмотрите на какую-нибудь букву с расстояния, с которо-
го она видна лучше всего. Затем закройте  глаза  и  вспомните
ее. Повторяйте так до тех пор, пока  воспоминание  не  станет
таким же хорошим, как и видение в ближней точке. Повесив про-
верочную таблицу на расстоянии 6 метров, посмотрите на чистую
пустую  поверхность  в  сантиметрах тридцати или более того в
стороне от нее и опять вспомните букву. Проделайте то же  са-
мое, сократив это расстояние сначала до 15, а затем и до 7-10
сантиметров. В последнем случае обратите внимание на  появле-
ние букв на проверочной таблице в периферическом поле зрения.
Если воспоминание по-прежнему совершенно, они покажутся туск-
ло  черными,  но  не серыми. При этом те буквы, что поближе к
точке фиксации покажутся чернее, чем те, что подальше от нее.
Постепенно сокращайте расстояние между точкой фиксации и бук-
вой до тех пор, пока вы не сможете смотреть прямо  на  нее  и
представлять,  что она видна так же хорошо, как вспоминается.
Этот же принцип можно использовать для достижения  воспомина-
ния  черной точки без утери видения при обретении улучшенного
зрения.
     Во время тренировки хорошо было бы время от времени зак-
рывать глаза, прикрывать их ладонями рук и вспоминать  совер-
шенно  черными эту букву или точку. Отдых и психический конт-
роль, достигаемые таким способом, помогут добиться соответст-
вующего контроля, когда человек смотрит на проверочну  табли-
цу.
     А теперь довольно длинная цитата, приводимая здесь  лишь
потому, что в ней отражены очень многие аспекты упражнений на
воспоминание  и  мысленное  представление. От того, насколько
прочно вы усвоите то, о чем говорится в ней,  будет  зависеть
ваша удача или неудача в достижении своей цели.
     "Люди,- пишет Бэйтс,- которым этот метод приносит успех,
не  осознают, представляя четкую букву, видение в то же время
нечеткой буквы и не отвлекаются, когда их  зрение  улучшается
таким  представлением.  Многие  люди  могут  совершенно четко
вспоминать, закрыв глаза или смотря на место,  где  наверняка
не  могут  увидеть букву, но как только они начинают смотреть
на нее, появляется напряжение, и они теряют контроль над сво-
им воспоминанием. А поскольку представление зависит от воспо-
минания, то они не могут представить видение  этой  буквы.  В
таких случаях я привык поступать одним из способов, описанных
в предыдущей главе. Я начинаю с вопроса: "Можете ли вы предс-
тавить  черную точку в нижней части этой буквы и в то же вре-
мя, четко представляя эту точку, способны ли вы  представить,
что вы видите эту букву?"
      Иногда им это удается, но обычно - нет. Тогда их просят
представить  какую-нибудь  часть  этой  буквы, обычно нижнюю.
Когда им удастся представить эту часть прямой, изогнутой  или
открытой  (в зависимости от ситуации), они смогут представить
боковые и верхние части, все еще сохраняя точку внизу. Но да-
же после того, как они сделают это, они, возможно, по-прежне-
му не смогут представить всю букву целиком без потери  точки.
Стимулировать  их  к этому можно, поднося проверочную таблицу
немного ближе к ним, а затем отодвигая ее. Связано это с тем,
что  при взгляде на поверхность, где есть какой-нибудь объект
для рассматривания, представление улучшается  пропорционально
приближению  точки,  где  зрение лучше вего, поскольку в этой
точке глаза более всего расслаблены. Когда же на  поверхности
нет ничего особенного для рассматривания, расстояние не имеет
значения, так как при этом не прикладывается никакого  усилия
увидеть.
      Чтобы  помочь людям мысленно представить, что они видят
букву, им снова и снова надо внушать: "Разумеется, вы не  ви-
дете  букву. Я и не прошу вас увидеть ее. Я лишь прошу, чтобы
вы  ПРЕДСТАВИЛИ, что видите ее совершенно черной и совершенно
отчетливой".
      Когда людям с помощью мысленного представления  удастся
увидеть какую-нибудь известную букву, они могут применить тот
же  метод  и  к  незнакомой букве. Это связано с тем, что как
только любую часть буквы, такую как зона  размером  с  точку,
удается представить совершенно черной, вся буква будет увиде-
на  черной,  хотя на первых порах зрительное восприятие этого
факта может быть не столь длительным, чтобы  человек  осознал
это" [16, р.95-96].
     Далеко не всегда человек способен заниматься представле-
нием  красивых  пейзажей, сцен из фильмов и тому подобных ве-
щей. Если вы слишком сильно устали или плохо себя чувствуете,
чтобы воскресить в памяти какое-нибудь приятное  воспоминание
или  же  представить  что-либо подобное, то последуйте совету
М.Д.Корбетт и мысленно займитесь любым  механическим  процес-
сом, например, рисованием картинок [47, р.27-30]. Если талан-
тов  художника  в  себе вы не обнаружили, то поступите проще.
Представьте, что у вас есть большой белый лист бумаги и  руч-
ка. Нарисуйте в верхнем углу листа квадратик  со  стороной  в
сантиметра 2-3. Теперь рядом с ним нарисуйте такой же квадра-
тик,  но  стоящий  на  одной из своих вершин. Затем нарисуйте
прямоугольник, длинная сторона которого горизонтальна.  Нари-
суйте  еще  один прямоугольник, но уже стоящий вертикально на
своем коротком ребре. А как  будет  выглядить  треугольник  в
различных положениях? Представили? Тогда нарисуйте в уме кру-
жочек. Теперь было бы интересном рассмотреть различные комби-
нации ваших рисунков. Впишите кружочек в  квадрат,  поставьте
его на на вершину треугольника, на верхний край прямоугольни-
ка или впишите его внутрь прямоугольника. Можете ли вы предс-
тавить, что ваш кружочек перекатывается внутри прямоугольника
от одного короткого ребра к другому и назад? Если вам это за-
нятие  не очень интересно, то придумайте сами что-нибудь ана-
логичное. Стоит только постараться и вы всегда найдете  инте-
ресное занятие для мысленного представления.
     Упражнения  на мысленное представление, выполняемые пра-
вильно могут существенно улучшить ваше зрение, Бэйтс приводит
в своей книги даже случаи достижения таким методом телескопи-
ческого и микроскопического уровней зрения. Аналогичные  опи-
сания можно встретить и в работах других авторов.