На главную

Уильям Г. Бейтс. Улучшение зрения без очков

Оглавление

Введение
1. Краткая биография У.Г.Бэйтса
2. Основные теоретические положения метода Бэйтса
3. Базовые принципы лечения для всех
3.1. Об отношении к очкам
3.2. Общее расслабление
3.3. Пассивное расслабление
3.3.1. Пальминг
3.3.2. Воспоминание
3.3.3. Мысленное представление
3.4. Динамическое расслабление
3.4.1. Центральная фиксация
3.4.2. Перемещение и раскачивание
3.4.3. Большие повороты (длинные покачивания)
3.4.4. Малые повороты (короткие покачивания)
3.4.5. Моргание и проблески
3.4.6. Соляризация
3.5. Диета
3.6. Дыхание
3.7. Другие рекомендации
4. Дополнительные замечания и специальные упражнения
4.1. Для близоруких (миопиков)
4.2. Для дальнозорких (гиперметропиков)
4.3. Для страдающих старческим зрением (пресбиопией)
4.4. Для астигматиков
4.5. Для страдающих косоглазием
5. Тренировка зрения в ходе дня
6. Рекомендации  родителям  и учителям по восстановлению зрения детей
7. Эффективность метода Бэйтса
Словарь терминов
Библиография
3.6. ДЫХАНИЕ


     Кислород, как известно, играет  важную  роль  во  многих
жизненных  процессах, происходящих в организме. Поэтому дыха-
тельным упражнениям уделяется большое внимание практически во
всех системах оздоровления человека. Не  стал  исключением  и
метод  Бэйтса. Некоторыми его последователями дыхательные уп-
ражнения были введены в качестве вспомогательных в свои  сис-
темы тренировки зрения.
     Обращается внимание на данные экспериментальной психоло-
гии, которые выявили довольно четкую зависимость между состо-
янием внимания человека и задержкой дыхания. "Когда мы  смот-
рим на что-либо внимательно, за нами замечается тенденция ли-
бо  задерживать дыхание на много секунд подряд, либо, если мы
все же дышим, делать это,  чередуя  с  менее  глубокими,  чем
обычно,  дыханиями. Причиной этого является то, что, когда мы
хотим сконцентрировать свое внимание, мы обнаруживается,  что
шум, создаваемый дыханием и ощущение движения мышц служат по-
мехой в этом. Избавиться от этих препятствий мы пытаемся либо
уменьшая глубину дыхания, либо вообще приостанавливая дыхание
на  относительно длительный период времени" [62, р.95]. В ре-
зультате этого снабжение глаз кислородом ухудшается.
     К сказанному ранее О.Хаксли  добавляет,  что  восполнить
нехватку  кислорода  в  количественном  отношении можно путем
пассивного или динамического расслабления (см.разделы 3.3.  и
3.4.).  Восполнение же качественного дефицита (плохой оксиге-
низации крови) осуществляется  путем  обучения  сознательному
дыханию  даже  в  периоды концентрации внимания на каком-либо
объекте [62, р.96-100]. Хаксли сравнивает людей с плохим зре-
нием, не заботящихся о своем дыхании с ловцами жемчуга, пото-
му что ведут себя практически так же  -  набирают  воздуха  в
легкие  и словно погружаются в море. Ни единого дыхания в те-
чение длительного времени! Помните, что вы не в море, где од-
на соленая вода, а в воздушном океане. Так дышите же в нем!
     Для формирования полезной привычки дышать во время расс-
матривания объектов Хаксли рекомендует наполнять легкие таким
образом, как будто вы делаете упражнение на глубокое дыхание,
но легко, без усилий и напряжения. Продолжая так дышать, пос-
тарайтесь  обратить  одновременно внимание на объект, который
вы хотите увидеть. По мере практики, вы  обнаружите,  что  на
объектах в таких случаях, когда внимание уделяется и дыханию,
и  зрению,  концентрироваться удается не хуже, если не лучше,
чем обычно.
.............................................................

     П.Брэгг  рекомендует делать такое упражнение на дыхание,
способствующее как количественному, так и качественному улуч-
шению снабжения глаз кислородом [44, р.13].

УПРАЖНЕНИЕ N 54


     Откройте окно, а еще лучше выйдите на улицу, и  сделайте
глубокий  вдох,  такой глубокий, как если бы это был ваш пос-
ледний вздох на этой земле. Представьте во время вдоха кисло-
родный ток, идущий к вашим пяткам.  Выдохните  воздух.  После
нескольких  таких подготовительных вдохов, можно приступить к
непосредственной оксигенизации глаз.
     Сделав глубокий вдох и задержав его, не давая  ни  одной
молекуле  воздуха  вырваться  через  рот или нос, наклонитесь
вперед, согнувшись в талии, и опустите голову к полу.  Можете
слегка согнуть колени, чтобы облегчить себе задачу - опустить
голову  ниже,  чем находится сейчас ваше сердце. Тогда обога-
щенная кислородом кровь прильет к голове и глазам. Это  помо-
жет процессу удаления токсических ядов, накопившихся в тканях
глаз.  Кислород  очистит все укромные уголки и уголочки ваших
глаз от токсинов и отходов жизнедеятельности.  Оставайтесь  в
этом положении до счета "пять".
     Всего в течение дня надо делать, по крайней мере, 10 та-
ких очистительных дыханий. Набирайте это количество постепен-
но, а не сразу, во избежание неприятных ощущений.
     ПРИМЕЧАНИЕ: Во время выполнения этого упражнения от при-
лива  крови  к голове на первых порах может появиться чувство
головокружения. Тогда делайте упражнение  в  таком  варианте,
чтобы  его исполнение удавалось вам легко. По мере тренировки
неприятные ощущения, связанные с головокружением, у вас будут
проходить. Через неделю таких занятий вы сможете  задерживать
дыхание, как минимум, на 10 секунд.

.............................................................

     Еще одно упражнение П.Брэгг предлагает в качестве  осве-
жающего, снимающего утомление и напряжение глаз во время дли-
тельной  зрительной работы на близком расстоянии: чтении, ри-
совании, письме и т.п. [44, р.22-23].

УПРАЖНЕНИЕ N 55


     Станьте  прямо, сделайте затяжной глубокий вдох и задер-
жите дыхание. Теперь, согнув колени, наклоните голову  вперед
к  полу  так  низко,  как вы только можете. В таком положении
сожмите глаза как можно крепче. Затем  широко  раскройте  их.
Задержав  дыхание на 10-15 секунд, делайте такие открывания и
закрывания глаз, прикладывая при этом некоторое усилие  (заж-
муривая глаза, а не моргая).
     Для выполнения этого упражнения время от времени  преры-
вайте свою работу и выходите на улицу (можно вместо этого хо-
рошо проветрить свою комнату).
     Брэгг пишет, что это упражнение позволяло  ей  неопреде-
ленно  долго  читать  и  печатать  на машинке без какого-либо
утомления глаз.

.............................................................

     Во  многих  своих  упражнениях М.Д.Корбетт рекомендует в
момент бросания  взгляда  на  рассматриваемый  объект  делать
(после  предварительного вдоха) выдох [47]. Это позволяло ви-
деть его ощутимо четче.
     О.Хаксли, отмечая преимущество природных средств улучше-
ния кровообращения в области глаз (а через это и снабжение их
кислородом) перед механическими, объяснял этот факт так: "Это
временное улучшение зрения вызвано  легкой  непродолжительной
гиперемией  (Прим.авт.  - местное увеличение количества крови
при усиленном притоке ее к  какому-либо  органу  или  участку
ткани  или  затрудненном  ее  оттоке) в области головы. Это в
свою очередь вызывается легким сжатием  вен  в  области  шеи,
вызванном актом выдоха. При этом отмечается присутствие боль-
шего,  чем обычно, количества крови вокруг глаз. Это приводит
к тому, что этот орган восприятия делает  свою  работу  более
эффективно, а мозг получает информацию более высокого качест-
ва,  чтобы  восприять его и дать человеку возможность видеть"
[62, р.99-100].
     Поэтому развивайте в себе привычку при взгляде на  плохо
видимый объект делать это, бросая короткий взгляд с од новре-
менным выдохом.
     В  другой  своей  работе, посвященной как методу Бэйтса,
так и йогическим методам улучшения зрения, М.Д.Корбетт  сооб-
щает, что из шести видов дыхания, разработанных Йогой для вы-
полнения во время физических упражнений, и четырех видов  те-
рапевтического  дыхания (в той же Йоге) система Бэйтса делает
акцент на дыхании с глубоким выдохом, который ведет  к  расс-
лаблению  плеч,  грудной  клетки и шейных позвонков. При этом
при удалении воздуха из легких  верхняя  часть  тела  как  бы
сплющивается,  давя  своей  тяжестью на живот и таз, а воздух
выходит через губы с тяжелым свистом. Сделать это можно  лишь
в  случае,  когда  предшествующий  выдоху вдох был достаточно
глубоким [49, р.58]. Не напрягайтесь и не прикладывайте боль-
ших усилий при выполнении дыхания. Глубокое дыхание не  озна-
чает напряженное дыхание.
     Как и всему организму в целом, любые дыхательные  упраж-
нения будут полезны вашему зрению.