Уильям Г. Бейтс. Улучшение зрения без очков |
|
Введение 1. Краткая биография У.Г.Бэйтса 2. Основные теоретические положения метода Бэйтса 3. Базовые принципы лечения для всех 3.1. Об отношении к очкам 3.2. Общее расслабление 3.3. Пассивное расслабление 3.3.1. Пальминг 3.3.2. Воспоминание 3.3.3. Мысленное представление 3.4. Динамическое расслабление 3.4.1. Центральная фиксация 3.4.2. Перемещение и раскачивание 3.4.3. Большие повороты (длинные покачивания) 3.4.4. Малые повороты (короткие покачивания) 3.4.5. Моргание и проблески 3.4.6. Соляризация 3.5. Диета 3.6. Дыхание 3.7. Другие рекомендации 4. Дополнительные замечания и специальные упражнения 4.1. Для близоруких (миопиков) 4.2. Для дальнозорких (гиперметропиков) 4.3. Для страдающих старческим зрением (пресбиопией) 4.4. Для астигматиков 4.5. Для страдающих косоглазием 5. Тренировка зрения в ходе дня 6. Рекомендации родителям и учителям по восстановлению зрения детей 7. Эффективность метода Бэйтса Словарь терминов Библиография |
3.6.
ДЫХАНИЕ Кислород, как известно, играет важную роль во многих жизненных процессах, происходящих в организме. Поэтому дыха- тельным упражнениям уделяется большое внимание практически во всех системах оздоровления человека. Не стал исключением и метод Бэйтса. Некоторыми его последователями дыхательные уп- ражнения были введены в качестве вспомогательных в свои сис- темы тренировки зрения. Обращается внимание на данные экспериментальной психоло- гии, которые выявили довольно четкую зависимость между состо- янием внимания человека и задержкой дыхания. "Когда мы смот- рим на что-либо внимательно, за нами замечается тенденция ли- бо задерживать дыхание на много секунд подряд, либо, если мы все же дышим, делать это, чередуя с менее глубокими, чем обычно, дыханиями. Причиной этого является то, что, когда мы хотим сконцентрировать свое внимание, мы обнаруживается, что шум, создаваемый дыханием и ощущение движения мышц служат по- мехой в этом. Избавиться от этих препятствий мы пытаемся либо уменьшая глубину дыхания, либо вообще приостанавливая дыхание на относительно длительный период времени" [62, р.95]. В ре- зультате этого снабжение глаз кислородом ухудшается. К сказанному ранее О.Хаксли добавляет, что восполнить нехватку кислорода в количественном отношении можно путем пассивного или динамического расслабления (см.разделы 3.3. и 3.4.). Восполнение же качественного дефицита (плохой оксиге- низации крови) осуществляется путем обучения сознательному дыханию даже в периоды концентрации внимания на каком-либо объекте [62, р.96-100]. Хаксли сравнивает людей с плохим зре- нием, не заботящихся о своем дыхании с ловцами жемчуга, пото- му что ведут себя практически так же - набирают воздуха в легкие и словно погружаются в море. Ни единого дыхания в те- чение длительного времени! Помните, что вы не в море, где од- на соленая вода, а в воздушном океане. Так дышите же в нем! Для формирования полезной привычки дышать во время расс- матривания объектов Хаксли рекомендует наполнять легкие таким образом, как будто вы делаете упражнение на глубокое дыхание, но легко, без усилий и напряжения. Продолжая так дышать, пос- тарайтесь обратить одновременно внимание на объект, который вы хотите увидеть. По мере практики, вы обнаружите, что на объектах в таких случаях, когда внимание уделяется и дыханию, и зрению, концентрироваться удается не хуже, если не лучше, чем обычно. ............................................................. П.Брэгг рекомендует делать такое упражнение на дыхание, способствующее как количественному, так и качественному улуч- шению снабжения глаз кислородом [44, р.13]. УПРАЖНЕНИЕ N 54 Откройте окно, а еще лучше выйдите на улицу, и сделайте глубокий вдох, такой глубокий, как если бы это был ваш пос- ледний вздох на этой земле. Представьте во время вдоха кисло- родный ток, идущий к вашим пяткам. Выдохните воздух. После нескольких таких подготовительных вдохов, можно приступить к непосредственной оксигенизации глаз. Сделав глубокий вдох и задержав его, не давая ни одной молекуле воздуха вырваться через рот или нос, наклонитесь вперед, согнувшись в талии, и опустите голову к полу. Можете слегка согнуть колени, чтобы облегчить себе задачу - опустить голову ниже, чем находится сейчас ваше сердце. Тогда обога- щенная кислородом кровь прильет к голове и глазам. Это помо- жет процессу удаления токсических ядов, накопившихся в тканях глаз. Кислород очистит все укромные уголки и уголочки ваших глаз от токсинов и отходов жизнедеятельности. Оставайтесь в этом положении до счета "пять". Всего в течение дня надо делать, по крайней мере, 10 та- ких очистительных дыханий. Набирайте это количество постепен- но, а не сразу, во избежание неприятных ощущений. ПРИМЕЧАНИЕ: Во время выполнения этого упражнения от при- лива крови к голове на первых порах может появиться чувство головокружения. Тогда делайте упражнение в таком варианте, чтобы его исполнение удавалось вам легко. По мере тренировки неприятные ощущения, связанные с головокружением, у вас будут проходить. Через неделю таких занятий вы сможете задерживать дыхание, как минимум, на 10 секунд. ............................................................. Еще одно упражнение П.Брэгг предлагает в качестве осве- жающего, снимающего утомление и напряжение глаз во время дли- тельной зрительной работы на близком расстоянии: чтении, ри- совании, письме и т.п. [44, р.22-23]. УПРАЖНЕНИЕ N 55 Станьте прямо, сделайте затяжной глубокий вдох и задер- жите дыхание. Теперь, согнув колени, наклоните голову вперед к полу так низко, как вы только можете. В таком положении сожмите глаза как можно крепче. Затем широко раскройте их. Задержав дыхание на 10-15 секунд, делайте такие открывания и закрывания глаз, прикладывая при этом некоторое усилие (заж- муривая глаза, а не моргая). Для выполнения этого упражнения время от времени преры- вайте свою работу и выходите на улицу (можно вместо этого хо- рошо проветрить свою комнату). Брэгг пишет, что это упражнение позволяло ей неопреде- ленно долго читать и печатать на машинке без какого-либо утомления глаз. ............................................................. Во многих своих упражнениях М.Д.Корбетт рекомендует в момент бросания взгляда на рассматриваемый объект делать (после предварительного вдоха) выдох [47]. Это позволяло ви- деть его ощутимо четче. О.Хаксли, отмечая преимущество природных средств улучше- ния кровообращения в области глаз (а через это и снабжение их кислородом) перед механическими, объяснял этот факт так: "Это временное улучшение зрения вызвано легкой непродолжительной гиперемией (Прим.авт. - местное увеличение количества крови при усиленном притоке ее к какому-либо органу или участку ткани или затрудненном ее оттоке) в области головы. Это в свою очередь вызывается легким сжатием вен в области шеи, вызванном актом выдоха. При этом отмечается присутствие боль- шего, чем обычно, количества крови вокруг глаз. Это приводит к тому, что этот орган восприятия делает свою работу более эффективно, а мозг получает информацию более высокого качест- ва, чтобы восприять его и дать человеку возможность видеть" [62, р.99-100]. Поэтому развивайте в себе привычку при взгляде на плохо видимый объект делать это, бросая короткий взгляд с од новре- менным выдохом. В другой своей работе, посвященной как методу Бэйтса, так и йогическим методам улучшения зрения, М.Д.Корбетт сооб- щает, что из шести видов дыхания, разработанных Йогой для вы- полнения во время физических упражнений, и четырех видов те- рапевтического дыхания (в той же Йоге) система Бэйтса делает акцент на дыхании с глубоким выдохом, который ведет к расс- лаблению плеч, грудной клетки и шейных позвонков. При этом при удалении воздуха из легких верхняя часть тела как бы сплющивается, давя своей тяжестью на живот и таз, а воздух выходит через губы с тяжелым свистом. Сделать это можно лишь в случае, когда предшествующий выдоху вдох был достаточно глубоким [49, р.58]. Не напрягайтесь и не прикладывайте боль- ших усилий при выполнении дыхания. Глубокое дыхание не озна- чает напряженное дыхание. Как и всему организму в целом, любые дыхательные упраж- нения будут полезны вашему зрению. |