На главную

Уильям Г. Бейтс. Улучшение зрения без очков

Оглавление

Введение
1. Краткая биография У.Г.Бэйтса
2. Основные теоретические положения метода Бэйтса
3. Базовые принципы лечения для всех
3.1. Об отношении к очкам
3.2. Общее расслабление
3.3. Пассивное расслабление
3.3.1. Пальминг
3.3.2. Воспоминание
3.3.3. Мысленное представление
3.4. Динамическое расслабление
3.4.1. Центральная фиксация
3.4.2. Перемещение и раскачивание
3.4.3. Большие повороты (длинные покачивания)
3.4.4. Малые повороты (короткие покачивания)
3.4.5. Моргание и проблески
3.4.6. Соляризация
3.5. Диета
3.6. Дыхание
3.7. Другие рекомендации
4. Дополнительные замечания и специальные упражнения
4.1. Для близоруких (миопиков)
4.2. Для дальнозорких (гиперметропиков)
4.3. Для страдающих старческим зрением (пресбиопией)
4.4. Для астигматиков
4.5. Для страдающих косоглазием
5. Тренировка зрения в ходе дня
6. Рекомендации  родителям  и учителям по восстановлению зрения детей
7. Эффективность метода Бэйтса
Словарь терминов
Библиография
3.4.2. ПЕРЕМЕЩЕНИЕ И РАСКАЧИВАНИЕ

     Первейший закон зрения - это движение. Глаз видит только
тогда, когда он находится в непрерывном движении.  Для  того,
чтобы зарегистрировать изображение объекта на сетчатке, глазу
достаточно  всего 1/150 секунды. Поэтому нормальный глаз осу-
ществляет колоссальное количество перемещений в единицу  вре-
мени,  обеспечивая  иллюзию  непрерывного  видения достаточно
большого объекта.
     Перемещения глаза при этом могут  быть  произвольными  и
непроизвольными. Произвольные движения глаз -  это  движения,
осуществляемые при перемещении взгляда с одной точки на  дру-
гую.  Непроизвольные движения глаз непрерывны, осуществляются
автоматически, имеют очень маленькую  амплитуду  и  незаметны
при внешнем осмотре глаз.
     Если  произвольные  перемещения  осуществляются  легко и
часто, то непроизвольные движения носят нормальный  характер.
Но если появляется напряжение (из-за пристального смотрения и
по другим причинам), нарушающее произвольные движения, непро-
извольные  перемещения  глаз  становятся аномальными, что еще
больше увеличивает существующее напряжение [73, р.34].
     Чтобы нормализовать как произвольные, так и непроизволь-
ные перемещения глаз, в системе Бэйтса предлагаются специаль-
ные упражнения. Основанием для их использования послужил  вы-
явленный  Бэйтсом  факт  положительного воздействия на зрение
сознательного  подражания  глазом  с  плохим зрением свойству
нормального глаза непрерывно перемещаться.
     Как мы уже отмечали выше, нормальный глаз имеет нормаль-
ное зрение лишь в случае, когда он находится в  расслабленном
состоянии. Такое состояние возможно только тогда, когда чело-
век не прилагает усилий увидеть объект. Нормальный глаз, ког-
да он не может разглядеть какого-либо объекта, тут же переме-
щается на другой. При этом человек с нормальным зрением всег-
да  может  наблюдать интересную иллюзию, заключающуюся в том,
что все рассматриваемые объекты  кажутся  движущимися.  Если,
например,  рассматривается какая-нибудь буква в отдалении, то
она кажется совершающей легкие движения в различных направле-
ниях. При ходьбе тротуар кажется движущимся в противоположном
направлении,  а дома по обе стороны улицы, особенно, если они
находятся близко, кажутся уходящими назад. При чтении страни-
ца кажется уходящей в сторону, противоположную движению ваше-
го взгляда. Если мы посмотрим на правый бок какой-либо буквы,
она окажется слева от направления нашего взгляда и, таким об-
разом, появится иллюзия, что она сдвинулась влево. При взгля-
де на левый бок буквы она окажется справа от направления  на-
шего  взгляда,  и появится иллюзия качка буквы вправо. Анало-
гично, при взгляде на верх буквы или на ее низ она нам  пока-
жется  качнувшейся, соотвественно, вниз или вверх. Если же мы
будем непрерывно перемещать свой взгляд, например,  с  левого
бока буквы на правый и обратно, то при нормальном зрении дол-
жна  появиться  иллюзия  раскачивания буквы (маятникообразное
качание).
     Как  и любую вещь, перемещение взгляда можно делать пра-
вильно и неправильно.
     НЕПРАВИЛЬНЫМ ПЕРЕМЕЩЕНИЕМ взгляда будет  такое  движение
глаз,  которое осуществляется в направлении ином, нежели дви-
жение головы. И наоборот, нельзя перемещать голову в  направ-
лении  отличном  от направления движения глаз, если вы хотите
сохранить при этом идеальное зрение. Движение  головы  должно
осуществляться  в  том  же  направлении, что и движение глаз,
т.е. их движения должны быть согласованными. Неправильным бу-
дет, если вы будете поворачивать свои глаза, а голову  будете
держать неподвижной. Другим случаем неправильного перемещения
взгляда является ситуация, когда глаза остаются неподвижными,
а  голова движется. Чтобы приучить себя к правильным скоорди-
нированным движениям глаз и головы проделайте следующие прос-
тейшие упражнения [8, р.135].

УПРАЖНЕНИЕ N 16


     Посмотрите вправо, потом влево, двигая каждый раз  голо-
вой. Попытайтесь сделать теперь неправильный способ перемеще-
ния  глаз (без поворота головы) и вы почувствуете, что в гла-
зах появилось напряжение.

УПРАЖНЕНИЕ N 17


     Раскачивайте тело, голову и глаза подобно маятнику. Гла-
за при этом должны быть закрыты. Отметьте, что глазные яблоки
двигаются вместе с движением головы.



УПРАЖНЕНИЕ N 18


     Попытайтесь подражать  походке  слона  с  раскачиванием.
Сделайте  шаг  правой  ногой  и  качните тело, голову и глаза
вправо, и наоборот.

УПРАЖНЕНИЕ N 19


     Возьмите книгу и, держа ее на расстоянии,  откуда  шрифт
виден лучше всего, читайте ее, перемещая одновременно глаза и
голову из стороны в сторону.

.............................................................

     В результате правильно осуществляемых  перемещений  глаз
появляется  иллюзия движения объектов (их раскачивания, коле-
бания). Если перемещения делать правильно, свидетельством че-
го является такое кажущееся движение, то они  окажут  большую
помощь в восстановлении зрения. Такие перемещения  предотвра-
щают попытки глаз пристально смотреть на объекты и, таким об-
разом, снимая напряжение глаз, способствуют улучшению зрения.
     Многим  людям  довольно  трудно объяснить, как это могут
двигаться неподвижные объекты. Они твердо вбили себе в голову
то, что это просто невозможно. Делая упражнения на  перемеще-
ние  и  раскачивание, они "цепляются" за эти объекты глазами,
которые тут же начинают напрягаться. Естественно, что в  этом
случае  объекты остаются неподвижными. Как побочный результат
такой неправильной техники исполнения упражнений  могут  поя-
виться  неприятные  ощущения в глазах, головокружение, иногда
чувство легкой тошноты.
     Таким людям и особенно людям с плохим зрением обязатель-
но надо добиться представления, что неподвижные объекты  дви-
жутся. Успешным в обучении этой категории пациентов представ-
лению движения неподвижных объектов показал метод, предлагае-
мый Р.С.Агарвалом [8, р.114]. Поступите следующим образом.

УПРАЖНЕНИЕ N 20



     Повесьте  проверочную  таблицу  на  расстоянии около 4,5
метров от пациента. Пусть он посмотрит  на  какую-либо  точку
одним метром правее таблицы. Тогда она окажется слева от рас-
сматриваемой  точки  и будет сдвигаться дальше влево, если вы
будете перемещать свой взгляд  правее.  Затем  пусть  пациент
посмотрит  левее  от  проверочной  таблицы. Таблица сдвинется
вправо по отношению к рассматриваемой точке.
     Чем шире будет перемещение взгляда от одной точки к дру-
гой, тем больше будет качок (колебание) таблицы. Путем повто-
ра пациент должен осознать, что всякий раз, когда  рассматри-
ваемая точка смещается вправо от проверочной таблицы, таблица
и  все  другие  объекты  должны сместиться влево, и наоборот.
Когда это будет твердо усвоено, производить иллюзию  раскачи-
вания  станет все легче и легче. Пациент, как бы твердо он ни
уверовал в то, что неподвижные объекты  не  могут  двигаться,
вынужден будет признать, что когда его взгляд смещается в од-
ну сторону, таблица сдвигается в противоположную. Существова-
ние этого движения столь бесспорно, что вскоре пациент просто
не  сможет  не  представлять  неподвижные объекты движущимися
всякий раз, когда глаза  перемещаются  справа  налево,  слева
направо или в любых других направлениях. Добиться этого обыч-
но удается за довольно короткое время.

..............................................................

     Это свойсто нормального зрения - видеть объекты движущи-
мися при перемещении глаза, как  правило,  теряется  при  его
ухудшении.
     Для  восстановления  нормальной работы глаз Бэйтсом были
разработаны специальные упражнения на перемещение и  раскачи-
вание  [16,  р.108-112].  Они приводятся ниже. При исполнении
этих упражнений вам надо будет одновременно овладеть мастерс-
твом центральной фиксации. Поэтому до того, как вы приступите
к ним, было бы  хорошо  ознакомиться  с  содержанием  раздела
3.4.1.

УПРАЖНЕНИЕ N 21


      а) посмотрите на какую-нибудь букву на проверочной таб-
лице;
      б) переместитесь на другую букву на  той  же  строке  в
достаточном  отдалении  от  первой, так, чтобы она была видна
хуже;
      в) вновь посмотрите на первую букву  и  увидьте  вторую
хуже;


      г) попеременно смотрите на эти буквы в течение несколь-
ких  секунд, видя хуже ту букву, на которую не направлен взг-
ляд.
      Когда удается сделать  это  упражнение,  видение  обеих
букв улучшается. Они при этом кажутся двигающимися из стороны
в сторону (качаются) в направлении, противопопложном движению
глаза.

УПРАЖНЕНИЕ N 22


      а) посмотрите на какую-нибудь большую букву;
      б) посмотрите на букву поменьше на  достаточно  большом
расстоянии от нее. Большая буква тогда будет видна хуже;
      в) вновь взгляните на большую букву и увидьте ее лучше;
      г) повторите  6 раз.
   Когда удается это упражнение, обе буквы улучшаются, а про-
верочная таблица кажется движущейся вверх-вниз.

УПРАЖНЕНИЕ N 23


       Перемещение методами, описанными выше,  дает  человеку
возможность  видеть  одну  букву  на строке лучше, чем другие
буквы и обычно позволяет различать ее проблесками. Для  того,
чтобы видеть эту букву непрерывно, необходимо научиться пере-
мещаться от ее верха до низа и от низа буквы до ее верха, ви-
дя  хуже  часть, не рассматриваемую прямо, и создавая иллюзию
качания:
      а)  посмотрите  вверх  над  буквой на точку, достаточно
удаленную от ее верхней части, чтобы видеть низ буквы или всю
букву хуже;
      б) посмотрите вниз от буквы на точку, достаточно  отда-
ленную  от  ее  нижней части, чтобы видеть верх буквы или всю
букву хуже;
      в) повторите 6 раз.
      Если это успешно удается, буква будет казаться раскачи-
вающейся  вверх-вниз, а зрение улучшится. Это перемещение по-
том можно сократить, пока не удастся перемещаться между  вер-
хом  и низом буквы, сохраняя раскачивание. Буква теперь будет
видна постоянно. Если этот метод не  принесет  успеха,  дайте
глазам  отдохнуть,  сделайте  пальминг и повторите упражнение
снова.
      Можно также практиковать перемещение с одного бока бук-
вы на точку по ту сторону другого бока  или  от  одного  угла
буквы на точку за другим углом.

УПРАЖНЕНИЕ N 24


      а) посмотрите на какую-нибудь букву с расстояния, с ко-
торого  она видна лучше всего. При миопии это расстояние сос-
тавит сантиметров тридцать и менее того от  лица.  Перемещай-
тесь от верха до низа буквы до тех пор, пока не сможете попе-
ременно видеть каждый из них хуже, буква не покажется чернее,
чем прежде, и не появится иллюзия качания;


      б)  теперь  закройте  глаза и мысленно перемещайтесь от
верха буквы к ее низу;
      в)  посмотрите,  открыв  глаза,  на чистую пустую стену
(ПРИМ.АВТ.: смотрение на чистую (однородную) пустую стену или
поверхность, где нет каких-либо деталей,  способных  привлечь
внимание, а, значит, и вызвать пристальное  смотрение,  реко-
мендуется  Бэйтсом  как одно из лучших средств для достижения
расслабления глаз. Оно может выполняться и в качестве  самос-
тоятельного  упражнения.) и повторите пункт б). Сравните спо-
собность мысленно перемещаться и осуществлять раскачивание со
способностью делать то же самое зрительно в ближней точке;
      г) теперь посмотрите на эту букву в отдалении и переме-
щайтесь от ее верха к ее низу. Если это удается,  то  видение
буквы улучшится и появится иллюзия качания.

УПРАЖНЕНИЕ N 25


      Некоторые  люди (особенно дети) могут видеть лучше тог-
да, когда кто-нибудь указывает на буквы. В других случаях это
наоборот, отвлекает. Если метод указывания окажется полезным,
то рекомендуется действовать следующим образом:
      а) пусть кто-нибудь поместит кончик  своего  пальца  на
7-10  сантиметров ниже буквы. Затем человеку, восстанавливаю-
щему свое зрение, необходимо посмотреть на эту букву и  пере-
меститься на кончик пальца, увидев букву хуже;
      б)  сократите расстояние между пальцем и буквой сначала
до  5-7  сантиметров, затем до 2-5 сантиметров и, наконец, до
сантиметра, поступая каждый раз так, как это указано в пункте
а). Если это удастся, то пациент сможет переводить взгляд  от
верха  к низу буквы и обратно, видя попеременно каждую из них
хуже и создавая иллюзию качания. Тогда станет  возможным  ви-
деть букву непрерывно.

УПРАЖНЕНИЕ N 26


      Нередко при плохом зрении бывает  так,  что  в  момент,
когда  человек  смотрит  на  какую-нибудь букву, некоторые из
крупных  букв  на строках выше данной или большие буквы "Ш" и
"Б" на самом верху таблицы Сивцева кажутся чернее, чем  расс-
матриваемая  буква.  Это делает невозможным идеальное видение
более мелких букв. Чтобы избавиться от подобной эксцентричес-
кой фиксации, посмотрите на букву, которая видна лучше, и пе-
реместитесь к букве поменьше. Если это вам удастся, маленькая
буква через несколько мгновений покажется чернее,  чем  более
крупная.  Если  же  после нескольких попыток этого не удастся
добиться, дайте глазам отдохнуть, закрыв их  и  сделав  паль-
минг, а затем вновь постарайтесь добиться своего. Можно также
перемещаться от большой буквы к точке на некотором расстоянии
ниже  маленькой  буквы,  постепенно приближаясь к ней по мере
улучшения зрения.


УПРАЖНЕНИЕ N 27


      Полезным часто оказывается перемещение  от  проверочной
таблицы  на  расстоянии  1-1,5 метров к таблице на расстоянии
3-6 метров, так как бессознательное воспоминание буквы,  уви-
денной в ближней точке, помогает выявить ее на расстоянии.
.............................................................

     При  выполнении  этих упражнений не пытайтесь настойчиво
делать те из них, которые не удаются в данный момент. "Разные
люди,- пишет Бэйтс,- найдут разные методы  перемещения  более
или  менее  приемлемыми для себя. Если какой-либо метод после
одной-двух попыток не приносит успеха, его следет отбросить и
надо попытаться применить что-нибудь еще. Было  бы  ошибочным
продолжать применение метода, не дающего быстрых результатов.
Причиной  неудачи  в  таких  случаях является напряжение, а в
том, чтобы продолжать напрягаться, нет ничего хорошего"  [16,
р.112].

.............................................................

     Последователи Бэйтса также предложили ряд упражнений  на
перемещение и раскачивание. С некоторыми из них вы познакоми-
тесь  ниже.  А пока оторвитесь на минутку от книге и попытай-
тесь проделать одно упражнение, которое можно выполнять прак-
тически всюду, в любой ситуации и в любое  время.  Оно  очень
поможет  вам в превращении упражнений на перемещение и раска-
чивание в подсознательную привычку.


УПРАЖНЕНИЕ N 28


     Перемещайтесь сознательно с одной части любых рассматри-
ваемых  объектов  на  другие и представляйте, что эти объекты
кажутся движущимися в направлении,  противоположном  движению
глаз. Меняйте размер, цвет и другие параметры объектов.

.............................................................

     Очень  сильно  перемещение помогает при мысленном предс-
тавлении и концентрации на представляемых объектах (см.разде-
лы 3.3.1.; 3.3.2 и 3.3.3.).
     При правильной концентрации можно довольно  быстро  дос-
тичь расслабления. Фактически правильная "концентрация и рас-
слабление  - это одно и то же" [8, р.196]. Как добиться расс-
лабления с помощью упражнений на перемещение? Для этого  надо
сконцентрироваться  на каком-нибудь маленьком объекте, напри-
мер, букве мелкого шрифта. А как сконцентрироваться? Если  вы
обратитесь к перечисленным выше разделам, где суть правильной
концентрации описана более подробно, то вы поймете,  что  она
представляет  собой  постоянное  перемещение  своего внимания
(взгляда) с одной части объекта концентрации на другую  часть
того же объекта. Для того, чтобы проиллюстрировать сказанное,
мы   приведем  здесь  упражнение,  рекомендуемое  профессором
Р.С.Агарвалом [8, р.197-198].


УПРАЖНЕНИЕ N 29


     Чтобы вспоминать какой-либо  мелкий  объект  непрерывно,
например,  букву  "О"  мелкого шрифта, проделайте осознанно и
без приложения усилия следующее.
     Представьте в уме маленькую черную точку на правой  сто-
роне  буквы "О", так, чтобы она была чернее, чем весь остаток
буквы. Затем представьте такую же точку на левой стороне бук-
вы. Переносите свое внимание с правой точки на левую. Следите
при этом, чтобы всякий раз при перемещении внимания  с  точки
на точку буква "О" казалась движущейся в противоположном нап-
равлении:  когда  внимание  переносится на левую точку, буква
должна казаться двинувшейся вправо, и наоборот. Это движение,
когда перемещение делается правильно, очень  коротко,  меньше
чем  ширина  буквы. Позже вы научитесь представлять букву "О"
без сознательного перемещения и  "раскачивания"  этой  буквы.
Однако, всякий раз, когда вы будете обращать внимание на суть
упражнения, эту иллюзию можно будет отметить.
     Теперь проделайте ту же вещь  с  буквой  на  проверочной
таблице. Если перемещение нормально, то вы заметите, что бук-
ву  можно рассматривать неопределенно долго и что она кажется
совершающей легкое колебание.

.............................................................

     Бэйтс пишет, что чем длиннее перемещение, тем легче уло-
вить  иллюзию  движения объектов. Однако, когда человек может
добиться иллюзии движения с помощью более коротких  перемеще-
ний,  это полезнее для его зрения, нежели использование боль-
ших перемещений. В соответствии с этим, все перемещения  под-
разделяются на большие и малые.
     К  числу больших перемещений относятся большие повороты.
Они помогают снять различные неприятные  ощущения  в  глазах,
устранить головные боли и в трудных случаях служат подготови-
тельной  фазой в обучении малым перемещениям.
     Малые  перемещения более многочисленны и весьма разнооб-
разны по своей внешней форме. Они очень полезны для улучшения
зрения.
     С  обоими видами перемещений вы ознакомитесь в следующих
двух разделах.