Уильям Г. Бейтс. Улучшение зрения без очков |
|
Введение 1. Краткая биография У.Г.Бэйтса 2. Основные теоретические положения метода Бэйтса 3. Базовые принципы лечения для всех 3.1. Об отношении к очкам 3.2. Общее расслабление 3.3. Пассивное расслабление 3.3.1. Пальминг 3.3.2. Воспоминание 3.3.3. Мысленное представление 3.4. Динамическое расслабление 3.4.1. Центральная фиксация 3.4.2. Перемещение и раскачивание 3.4.3. Большие повороты (длинные покачивания) 3.4.4. Малые повороты (короткие покачивания) 3.4.5. Моргание и проблески 3.4.6. Соляризация 3.5. Диета 3.6. Дыхание 3.7. Другие рекомендации 4. Дополнительные замечания и специальные упражнения 4.1. Для близоруких (миопиков) 4.2. Для дальнозорких (гиперметропиков) 4.3. Для страдающих старческим зрением (пресбиопией) 4.4. Для астигматиков 4.5. Для страдающих косоглазием 5. Тренировка зрения в ходе дня 6. Рекомендации родителям и учителям по восстановлению зрения детей 7. Эффективность метода Бэйтса Словарь терминов Библиография |
3.4.2.
ПЕРЕМЕЩЕНИЕ И РАСКАЧИВАНИЕ Первейший закон зрения - это движение. Глаз видит только тогда, когда он находится в непрерывном движении. Для того, чтобы зарегистрировать изображение объекта на сетчатке, глазу достаточно всего 1/150 секунды. Поэтому нормальный глаз осу- ществляет колоссальное количество перемещений в единицу вре- мени, обеспечивая иллюзию непрерывного видения достаточно большого объекта. Перемещения глаза при этом могут быть произвольными и непроизвольными. Произвольные движения глаз - это движения, осуществляемые при перемещении взгляда с одной точки на дру- гую. Непроизвольные движения глаз непрерывны, осуществляются автоматически, имеют очень маленькую амплитуду и незаметны при внешнем осмотре глаз. Если произвольные перемещения осуществляются легко и часто, то непроизвольные движения носят нормальный характер. Но если появляется напряжение (из-за пристального смотрения и по другим причинам), нарушающее произвольные движения, непро- извольные перемещения глаз становятся аномальными, что еще больше увеличивает существующее напряжение [73, р.34]. Чтобы нормализовать как произвольные, так и непроизволь- ные перемещения глаз, в системе Бэйтса предлагаются специаль- ные упражнения. Основанием для их использования послужил вы- явленный Бэйтсом факт положительного воздействия на зрение сознательного подражания глазом с плохим зрением свойству нормального глаза непрерывно перемещаться. Как мы уже отмечали выше, нормальный глаз имеет нормаль- ное зрение лишь в случае, когда он находится в расслабленном состоянии. Такое состояние возможно только тогда, когда чело- век не прилагает усилий увидеть объект. Нормальный глаз, ког- да он не может разглядеть какого-либо объекта, тут же переме- щается на другой. При этом человек с нормальным зрением всег- да может наблюдать интересную иллюзию, заключающуюся в том, что все рассматриваемые объекты кажутся движущимися. Если, например, рассматривается какая-нибудь буква в отдалении, то она кажется совершающей легкие движения в различных направле- ниях. При ходьбе тротуар кажется движущимся в противоположном направлении, а дома по обе стороны улицы, особенно, если они находятся близко, кажутся уходящими назад. При чтении страни- ца кажется уходящей в сторону, противоположную движению ваше- го взгляда. Если мы посмотрим на правый бок какой-либо буквы, она окажется слева от направления нашего взгляда и, таким об- разом, появится иллюзия, что она сдвинулась влево. При взгля- де на левый бок буквы она окажется справа от направления на- шего взгляда, и появится иллюзия качка буквы вправо. Анало- гично, при взгляде на верх буквы или на ее низ она нам пока- жется качнувшейся, соотвественно, вниз или вверх. Если же мы будем непрерывно перемещать свой взгляд, например, с левого бока буквы на правый и обратно, то при нормальном зрении дол- жна появиться иллюзия раскачивания буквы (маятникообразное качание). Как и любую вещь, перемещение взгляда можно делать пра- вильно и неправильно. НЕПРАВИЛЬНЫМ ПЕРЕМЕЩЕНИЕМ взгляда будет такое движение глаз, которое осуществляется в направлении ином, нежели дви- жение головы. И наоборот, нельзя перемещать голову в направ- лении отличном от направления движения глаз, если вы хотите сохранить при этом идеальное зрение. Движение головы должно осуществляться в том же направлении, что и движение глаз, т.е. их движения должны быть согласованными. Неправильным бу- дет, если вы будете поворачивать свои глаза, а голову будете держать неподвижной. Другим случаем неправильного перемещения взгляда является ситуация, когда глаза остаются неподвижными, а голова движется. Чтобы приучить себя к правильным скоорди- нированным движениям глаз и головы проделайте следующие прос- тейшие упражнения [8, р.135]. УПРАЖНЕНИЕ N 16 Посмотрите вправо, потом влево, двигая каждый раз голо- вой. Попытайтесь сделать теперь неправильный способ перемеще- ния глаз (без поворота головы) и вы почувствуете, что в гла- зах появилось напряжение. УПРАЖНЕНИЕ N 17 Раскачивайте тело, голову и глаза подобно маятнику. Гла- за при этом должны быть закрыты. Отметьте, что глазные яблоки двигаются вместе с движением головы. УПРАЖНЕНИЕ N 18 Попытайтесь подражать походке слона с раскачиванием. Сделайте шаг правой ногой и качните тело, голову и глаза вправо, и наоборот. УПРАЖНЕНИЕ N 19 Возьмите книгу и, держа ее на расстоянии, откуда шрифт виден лучше всего, читайте ее, перемещая одновременно глаза и голову из стороны в сторону. ............................................................. В результате правильно осуществляемых перемещений глаз появляется иллюзия движения объектов (их раскачивания, коле- бания). Если перемещения делать правильно, свидетельством че- го является такое кажущееся движение, то они окажут большую помощь в восстановлении зрения. Такие перемещения предотвра- щают попытки глаз пристально смотреть на объекты и, таким об- разом, снимая напряжение глаз, способствуют улучшению зрения. Многим людям довольно трудно объяснить, как это могут двигаться неподвижные объекты. Они твердо вбили себе в голову то, что это просто невозможно. Делая упражнения на перемеще- ние и раскачивание, они "цепляются" за эти объекты глазами, которые тут же начинают напрягаться. Естественно, что в этом случае объекты остаются неподвижными. Как побочный результат такой неправильной техники исполнения упражнений могут поя- виться неприятные ощущения в глазах, головокружение, иногда чувство легкой тошноты. Таким людям и особенно людям с плохим зрением обязатель- но надо добиться представления, что неподвижные объекты дви- жутся. Успешным в обучении этой категории пациентов представ- лению движения неподвижных объектов показал метод, предлагае- мый Р.С.Агарвалом [8, р.114]. Поступите следующим образом. УПРАЖНЕНИЕ N 20 Повесьте проверочную таблицу на расстоянии около 4,5 метров от пациента. Пусть он посмотрит на какую-либо точку одним метром правее таблицы. Тогда она окажется слева от рас- сматриваемой точки и будет сдвигаться дальше влево, если вы будете перемещать свой взгляд правее. Затем пусть пациент посмотрит левее от проверочной таблицы. Таблица сдвинется вправо по отношению к рассматриваемой точке. Чем шире будет перемещение взгляда от одной точки к дру- гой, тем больше будет качок (колебание) таблицы. Путем повто- ра пациент должен осознать, что всякий раз, когда рассматри- ваемая точка смещается вправо от проверочной таблицы, таблица и все другие объекты должны сместиться влево, и наоборот. Когда это будет твердо усвоено, производить иллюзию раскачи- вания станет все легче и легче. Пациент, как бы твердо он ни уверовал в то, что неподвижные объекты не могут двигаться, вынужден будет признать, что когда его взгляд смещается в од- ну сторону, таблица сдвигается в противоположную. Существова- ние этого движения столь бесспорно, что вскоре пациент просто не сможет не представлять неподвижные объекты движущимися всякий раз, когда глаза перемещаются справа налево, слева направо или в любых других направлениях. Добиться этого обыч- но удается за довольно короткое время. .............................................................. Это свойсто нормального зрения - видеть объекты движущи- мися при перемещении глаза, как правило, теряется при его ухудшении. Для восстановления нормальной работы глаз Бэйтсом были разработаны специальные упражнения на перемещение и раскачи- вание [16, р.108-112]. Они приводятся ниже. При исполнении этих упражнений вам надо будет одновременно овладеть мастерс- твом центральной фиксации. Поэтому до того, как вы приступите к ним, было бы хорошо ознакомиться с содержанием раздела 3.4.1. УПРАЖНЕНИЕ N 21 а) посмотрите на какую-нибудь букву на проверочной таб- лице; б) переместитесь на другую букву на той же строке в достаточном отдалении от первой, так, чтобы она была видна хуже; в) вновь посмотрите на первую букву и увидьте вторую хуже; г) попеременно смотрите на эти буквы в течение несколь- ких секунд, видя хуже ту букву, на которую не направлен взг- ляд. Когда удается сделать это упражнение, видение обеих букв улучшается. Они при этом кажутся двигающимися из стороны в сторону (качаются) в направлении, противопопложном движению глаза. УПРАЖНЕНИЕ N 22 а) посмотрите на какую-нибудь большую букву; б) посмотрите на букву поменьше на достаточно большом расстоянии от нее. Большая буква тогда будет видна хуже; в) вновь взгляните на большую букву и увидьте ее лучше; г) повторите 6 раз. Когда удается это упражнение, обе буквы улучшаются, а про- верочная таблица кажется движущейся вверх-вниз. УПРАЖНЕНИЕ N 23 Перемещение методами, описанными выше, дает человеку возможность видеть одну букву на строке лучше, чем другие буквы и обычно позволяет различать ее проблесками. Для того, чтобы видеть эту букву непрерывно, необходимо научиться пере- мещаться от ее верха до низа и от низа буквы до ее верха, ви- дя хуже часть, не рассматриваемую прямо, и создавая иллюзию качания: а) посмотрите вверх над буквой на точку, достаточно удаленную от ее верхней части, чтобы видеть низ буквы или всю букву хуже; б) посмотрите вниз от буквы на точку, достаточно отда- ленную от ее нижней части, чтобы видеть верх буквы или всю букву хуже; в) повторите 6 раз. Если это успешно удается, буква будет казаться раскачи- вающейся вверх-вниз, а зрение улучшится. Это перемещение по- том можно сократить, пока не удастся перемещаться между вер- хом и низом буквы, сохраняя раскачивание. Буква теперь будет видна постоянно. Если этот метод не принесет успеха, дайте глазам отдохнуть, сделайте пальминг и повторите упражнение снова. Можно также практиковать перемещение с одного бока бук- вы на точку по ту сторону другого бока или от одного угла буквы на точку за другим углом. УПРАЖНЕНИЕ N 24 а) посмотрите на какую-нибудь букву с расстояния, с ко- торого она видна лучше всего. При миопии это расстояние сос- тавит сантиметров тридцать и менее того от лица. Перемещай- тесь от верха до низа буквы до тех пор, пока не сможете попе- ременно видеть каждый из них хуже, буква не покажется чернее, чем прежде, и не появится иллюзия качания; б) теперь закройте глаза и мысленно перемещайтесь от верха буквы к ее низу; в) посмотрите, открыв глаза, на чистую пустую стену (ПРИМ.АВТ.: смотрение на чистую (однородную) пустую стену или поверхность, где нет каких-либо деталей, способных привлечь внимание, а, значит, и вызвать пристальное смотрение, реко- мендуется Бэйтсом как одно из лучших средств для достижения расслабления глаз. Оно может выполняться и в качестве самос- тоятельного упражнения.) и повторите пункт б). Сравните спо- собность мысленно перемещаться и осуществлять раскачивание со способностью делать то же самое зрительно в ближней точке; г) теперь посмотрите на эту букву в отдалении и переме- щайтесь от ее верха к ее низу. Если это удается, то видение буквы улучшится и появится иллюзия качания. УПРАЖНЕНИЕ N 25 Некоторые люди (особенно дети) могут видеть лучше тог- да, когда кто-нибудь указывает на буквы. В других случаях это наоборот, отвлекает. Если метод указывания окажется полезным, то рекомендуется действовать следующим образом: а) пусть кто-нибудь поместит кончик своего пальца на 7-10 сантиметров ниже буквы. Затем человеку, восстанавливаю- щему свое зрение, необходимо посмотреть на эту букву и пере- меститься на кончик пальца, увидев букву хуже; б) сократите расстояние между пальцем и буквой сначала до 5-7 сантиметров, затем до 2- сантиметра, поступая каждый раз так, как это указано в пункте а). Если это удастся, то пациент сможет переводить взгляд от верха к низу буквы и обратно, видя попеременно каждую из них хуже и создавая иллюзию качания. Тогда станет возможным ви- деть букву непрерывно. УПРАЖНЕНИЕ N 26 Нередко при плохом зрении бывает так, что в момент, когда человек смотрит на какую-нибудь букву, некоторые из крупных букв на строках выше данной или большие буквы "Ш" и "Б" на самом верху таблицы Сивцева кажутся чернее, чем расс- матриваемая буква. Это делает невозможным идеальное видение более мелких букв. Чтобы избавиться от подобной эксцентричес- кой фиксации, посмотрите на букву, которая видна лучше, и пе- реместитесь к букве поменьше. Если это вам удастся, маленькая буква через несколько мгновений покажется чернее, чем более крупная. Если же после нескольких попыток этого не удастся добиться, дайте глазам отдохнуть, закрыв их и сделав паль- минг, а затем вновь постарайтесь добиться своего. Можно также перемещаться от большой буквы к точке на некотором расстоянии ниже маленькой буквы, постепенно приближаясь к ней по мере улучшения зрения. УПРАЖНЕНИЕ N 27 Полезным часто оказывается перемещение от проверочной таблицы на расстоянии 1- 3- денной в ближней точке, помогает выявить ее на расстоянии. ............................................................. При выполнении этих упражнений не пытайтесь настойчиво делать те из них, которые не удаются в данный момент. "Разные люди,- пишет Бэйтс,- найдут разные методы перемещения более или менее приемлемыми для себя. Если какой-либо метод после одной-двух попыток не приносит успеха, его следет отбросить и надо попытаться применить что-нибудь еще. Было бы ошибочным продолжать применение метода, не дающего быстрых результатов. Причиной неудачи в таких случаях является напряжение, а в том, чтобы продолжать напрягаться, нет ничего хорошего" [16, р.112]. ............................................................. Последователи Бэйтса также предложили ряд упражнений на перемещение и раскачивание. С некоторыми из них вы познакоми- тесь ниже. А пока оторвитесь на минутку от книге и попытай- тесь проделать одно упражнение, которое можно выполнять прак- тически всюду, в любой ситуации и в любое время. Оно очень поможет вам в превращении упражнений на перемещение и раска- чивание в подсознательную привычку. УПРАЖНЕНИЕ N 28 Перемещайтесь сознательно с одной части любых рассматри- ваемых объектов на другие и представляйте, что эти объекты кажутся движущимися в направлении, противоположном движению глаз. Меняйте размер, цвет и другие параметры объектов. ............................................................. Очень сильно перемещение помогает при мысленном предс- тавлении и концентрации на представляемых объектах (см.разде- лы 3.3.1.; 3.3.2 и 3.3.3.). При правильной концентрации можно довольно быстро дос- тичь расслабления. Фактически правильная "концентрация и рас- слабление - это одно и то же" [8, р.196]. Как добиться расс- лабления с помощью упражнений на перемещение? Для этого надо сконцентрироваться на каком-нибудь маленьком объекте, напри- мер, букве мелкого шрифта. А как сконцентрироваться? Если вы обратитесь к перечисленным выше разделам, где суть правильной концентрации описана более подробно, то вы поймете, что она представляет собой постоянное перемещение своего внимания (взгляда) с одной части объекта концентрации на другую часть того же объекта. Для того, чтобы проиллюстрировать сказанное, мы приведем здесь упражнение, рекомендуемое профессором Р.С.Агарвалом [8, р.197-198]. УПРАЖНЕНИЕ N 29 Чтобы вспоминать какой-либо мелкий объект непрерывно, например, букву "О" мелкого шрифта, проделайте осознанно и без приложения усилия следующее. Представьте в уме маленькую черную точку на правой сто- роне буквы "О", так, чтобы она была чернее, чем весь остаток буквы. Затем представьте такую же точку на левой стороне бук- вы. Переносите свое внимание с правой точки на левую. Следите при этом, чтобы всякий раз при перемещении внимания с точки на точку буква "О" казалась движущейся в противоположном нап- равлении: когда внимание переносится на левую точку, буква должна казаться двинувшейся вправо, и наоборот. Это движение, когда перемещение делается правильно, очень коротко, меньше чем ширина буквы. Позже вы научитесь представлять букву "О" без сознательного перемещения и "раскачивания" этой буквы. Однако, всякий раз, когда вы будете обращать внимание на суть упражнения, эту иллюзию можно будет отметить. Теперь проделайте ту же вещь с буквой на проверочной таблице. Если перемещение нормально, то вы заметите, что бук- ву можно рассматривать неопределенно долго и что она кажется совершающей легкое колебание. ............................................................. Бэйтс пишет, что чем длиннее перемещение, тем легче уло- вить иллюзию движения объектов. Однако, когда человек может добиться иллюзии движения с помощью более коротких перемеще- ний, это полезнее для его зрения, нежели использование боль- ших перемещений. В соответствии с этим, все перемещения под- разделяются на большие и малые. К числу больших перемещений относятся большие повороты. Они помогают снять различные неприятные ощущения в глазах, устранить головные боли и в трудных случаях служат подготови- тельной фазой в обучении малым перемещениям. Малые перемещения более многочисленны и весьма разнооб- разны по своей внешней форме. Они очень полезны для улучшения зрения. С обоими видами перемещений вы ознакомитесь в следующих двух разделах. |