Уильям Г. Бейтс. Улучшение зрения без очков |
|
Введение 1. Краткая биография У.Г.Бэйтса 2. Основные теоретические положения метода Бэйтса 3. Базовые принципы лечения для всех 3.1. Об отношении к очкам 3.2. Общее расслабление 3.3. Пассивное расслабление 3.3.1. Пальминг 3.3.2. Воспоминание 3.3.3. Мысленное представление 3.4. Динамическое расслабление 3.4.1. Центральная фиксация 3.4.2. Перемещение и раскачивание 3.4.3. Большие повороты (длинные покачивания) 3.4.4. Малые повороты (короткие покачивания) 3.4.5. Моргание и проблески 3.4.6. Соляризация 3.5. Диета 3.6. Дыхание 3.7. Другие рекомендации 4. Дополнительные замечания и специальные упражнения 4.1. Для близоруких (миопиков) 4.2. Для дальнозорких (гиперметропиков) 4.3. Для страдающих старческим зрением (пресбиопией) 4.4. Для астигматиков 4.5. Для страдающих косоглазием 5. Тренировка зрения в ходе дня 6. Рекомендации родителям и учителям по восстановлению зрения детей 7. Эффективность метода Бэйтса Словарь терминов Библиография |
3.4.3.
БОЛЬШИЕ ПОВОРОТЫ (ДЛИННЫЕ ПОКАЧИВАНИЯ) В системе Бэйтса широко используются упражнения, наце- ленные на достижение расслабления всего тела, включая глаза. Вторая их задача - это служить в качестве подготовительного этапа к упражнениям из серии малых поворотов (коротких пока- чиваний). Все повороты, как большие, так и малые, призваны разбить привычку пристального смотрения. Начнем описание этой группы упражнений с БОЛЬШИХ ПОВОРОТОВ. Это упражнение пришло в систему Бэйтса из глубины веков. Издавна его рекомендовали на Востоке, в частности, в Китае, в качестве эффективного упражнения на расслабление. Техника его исполнения довольно проста, по крайней мере, на первый взгляд (см.рис.6). Станьте прямо, лучше всего лицом к окну (было бы хорошо, если бы на окне стояла решетка с вер- тикальными прутьями или же имелись какие-либо другие верти- кальные элементы, например, брусья рамы). Расставьте ноги так, чтобы между ступнями было приблизительно (Эти данные приведены для человека среднего роста. Чем выше рост человека, тем больше должно быть это расстояние, и нао- борот). Выпрямите хорошо спину (позвоночник), не горьбтесь. Руки висят свободно и совершенно расслабленно (как плети) по бокам тела. Теперь поверните плавно и мягко тело вокруг своей вертикальной оси к левой стене, так чтобы линия плеч оказа- лась параллельна ей. Для облегчения поворота вы можете отор- вать пятку правой ноги от пола, поворачивая ее на носке вле- во. Теперь поверните тело к правой стене, отрывая одновремен- но пятку левой ноги от пола. Линия плеч теперь должна стать параллельно правой стене. Таким образом, ваше тело должно совершить поворот от ле- вой стены к правой по дуге 180 градусов. Делайте такие пово- роты подряд, непрерывно, мягко и плавно. Чтобы упражнение принесло эффект, вам необходимо строго придерживаться следующих ключевых моментов. 1. Голова, плечи и глаза должны составлять как бы единое целое и должны при повороте двигаться вместе. "Забирайте все- го себя с собой", как говорил Бэйтс. Таким образом, глаза должны все время смотреть прямо. Ваш взгляд, как и нос тоже, должен быть все время перпендикулярен линии плеч. Однако, чтобы добиться этого, не делайте никаких усилий, не сковывай- те себя, не закрепощайте шею, как это обычно бывает с впервые приступающими к упражнению. Все придет со временем. 2. При правильном исполнении, когда глаза остаются в первоначальном своем положении относительно головы, а голова - относительно плеч (представьте, что ваше тело - это пово- ротная башня, на которой закреплена пара прожекторов (глаза), лучами которых вы шарите по комнате), объекты перед вами дол- жны быть размыты. Чем ближе они к вам будут, тем выше будет степень размытости. Такой эффект наверно знаком тем, кто ког- да-нибудь ездил на экспрессе. Взгляд ваш во время поворотов должен быть все время направлен прямо, его линия должна со- вершеть вращение в горизонтальной плоскости. 3. Во время поворотов вы должны игнорировать любое дви- жение объектов, иначе глаза немедленно "прилипнут" к ним. При этом должна появиться иллюзия, что близлежащие объекты "ухо- дят" назад от линии вашего взгляда. В то же время, объекты, расположенные вдалеке, должны казаться движущимися в том же направлении, что и ваш поворот. Такая иллюзия является свиде- тельством достижения расслабления глаз. Так, если перед вами было окно с решеткой с вертикальными прутьями или вертикаль- ными брусьями рамы, они должны казаться уходящими в сторону, противоположную повороту. Одновременно, объекты, расположен- ные вдали - здания, деревья и т.п.,- покажутся движущимися в том же направлении, что и вы. 4. Во время поворотов не следует закрывать глаза, иначе вы не увидите, как "мир проплывает мимо вас". 5. То, о чем вы думаете во время исполнения упражнения, очень важно. Мысли должны быть примерно таковы: "Окно уходит вправо, окно уходит влево, окно уходит вправо, окно уходит влево..." Если же глаза будут "липнуть" к объектам, то до- биться необходимой степени расслабления вам не удастся. Неко- торые люди, пытаясь избежать такого "прилипания" глаз к объ- ектам, побыстрее поворачивают свои глаза в сторону поворота тела. Это тоже ошибочный подход к исполнению упражнения, пос- кольку при этом начинают работать мышцы глаз, что недопусти- мо. Глаза должны быть совершенно расслаблены, пусть они "бол- таются" в глазницах. Все мысли необходимо сосредоточить не на глазах как материальных объектах, а на иллюзии прохождения мимо вас объектов во время поворотов. Повторим еще раз: толь- ко достижение такой иллюзии является свидетельством того, что вы расслабились. Признаком неправильного исполненяи упражнения, вызванно- го "прилиапнием" глаз к объектам, может явиться головокруже- ние или легкая тошнота. 6. Делайте повороты плавно, медленно и непрерывно. Не превращайте это упражнение в физическое. Помните, что основ- ная его цель - расслабление тела (а не его напряжение), при- ведение мыслей и глаз в движение, устранение привычки прис- тального рассматривания объектов. Большие повороты сами по себе не являются упражнением на развитие зрения. Они лишь способствуют возникновению (вернее, восстановлению) своеоб- разных очень мелких непроизвольных движений глаз, которые вибрируют с частотой около 70 раз в секунду. Поскольку почув- ствовать сами эти перемещения человеку не под силу, гарантией того, что они осуществляются, является кажущееся движение окон во время выполнения поворотов. 7. Средний темп поворотов тела должен составлять 16 пол- ных поворотов в минуту [73, р.62]. 8. Во время поворотов обязательно дышите в удобном вам ритме. Если вы будете напевать какую-нибудь мелодию во время исполнения упражнения, это будет гарантией того, что вы дыши- те. 9. Следите за тем, чтобы тело вращалось вокруг своей вертикальной оси, которая должна все время сохранять свою перпендикулярность полу. Нередко можно наблюдать, как во вре- мя исполнения упражнения тело занимающегося колеблется из стороны в сторону, наклоняется в конце поворота и т.д. Все это требует приложения некоторых мышечных усилий, чтобы удер- жать тело в равновесии, т.е. вызывает напряжение, которого надо, по возможности, избегать. 10. Бэйтс говорит, что на стенах с чистой поверхностью (поверхность, которая окрашена однородно, т.е. не имеет на себе каких-либо деталей, способных вызвать интерес и, как следствие, попытку их разглядеть) глаз отдыхает, поскольку на таких поверхностях ему нечего рассматривать. Это обстоятель- ство можно использовать в качестве дополнительной рекоменда- ции при выполнении больших поворотов. Если вы делаете большие повороты в комнате, то было бы целесообразно, чтобы обои в ней были без каких-либо крупных рисунков, чтобы на стенах по бокам от вас не было картин и т.д., т.е., чтобы при поворотах ничто не могло приковать ваше внимание (читайте "ваш взг- ляд"). 11. Некоторым людям легче удается удерживать глаза от "прилипания", если они на первых порах, став лицом к окну, будут чередовать 4 поворота с закрытыми глазами с 4 поворота- ми с открытыми глазами. Можно даже закрывать глаза на все время исполнения упражнения. Лицо при этом должно быть обра- щено к какому-нибудь объекту, откуда на вас будет падать свет, например, к окну (днем) или лампе (вечером). Думая во время поворотов о том, что появляющееся при этом световое пятно уходит от вас то вправо, то влево, иногда очень быстро удается добиться расслабления во всем теле. Потом постепенно можно перейти к исполнению упражнения и с открытыми глазами. ............................................................. Большие повороты оказывают весьма благотворное воздейст- вие на весь организм занимающегося. Они не только снимают утомление глаз, но и развивают гибкость позвоночника, улучша- ют работу симпатической нервной системы, а через нее - работу практически всех внутренних органов человека (сердца, легких, пищеварительного тракта и т.д.). Результатом этого является прекрасное его самочуствие. Сколько раз надо делать повороты? М.Д.Корбетт считает, что их общее количество в одном подходе должно быть сто: 60 поворотов необходимо сделать, чтобы достичь нужной вам степе- ни расслабления, в пределах от 60-го до 100-го поворота вы наслаждаетесь достигнутым уровнем расслабления, призванным помочь улучшить ваше зрение [47, р.25]. Когда нужно делать большие повороты? Их выполняют в ка- честве подготовительного этапа к другим упражнениям, когда необходимо предварительно хорошенько расслабиться. Вы можете их делать практически перед любым упражнением на расслабление - пальмингом, перед упражнениями на центральную фиксацию и т.д. Большие повороты желательно также делать по 100 раз каж- дое утро и еще столько же раз вечером перед сном (см.главу 5). Это значительно улучшит качество вашего сна. ............................................................. Теперь ознакомимся с техникой длинных покачиваний. Они исполняются за счет маятникообразных движений тела. Это уп- ражнение встречается в работах очень многих авторов. Приведем здесь порядок исполнения длинных покачиваний, рекомендуемый П.Брэгг [44, р.26-27]. Она назвала свое упражнение "Покачива- нием медведя". Прочитав технику исполнения покачивания, вы поймете, с чем связано такое название. УПРАЖНЕНИЕ N 30 (ПОКАЧИВАНИЕ МЕДВЕДЯ) Наверно всем вам приходилось видеть в зоопарке снующих туда-сюда в своих клетках животных. Некоторые из них, напри- мер, медведь, не сходя со своего места, просто покачивается из стороны в сторону. Это не проявление раздраженности или желания вырваться из своего заточения. Это всего лишь способ достижения расслабления. Постарайтесь проделать это упражне- ние и вы убедитесь в этом. Для большей реалистичности в ис- полнении упражнения вы можете даже представить себя в роли такого медведя. Расставьте ноги, как вам удобно, и начните покачиваться из стороны в сторону, перенося вес тела то на одну ногу, то на другую, как маятник, перевернутый "вверх ногами". Пусть покачивается все ваше тело как единое целое, включая голову, глаза и руки. Движения должны быть мягкими и ритмичными. По- лезно делать упражнение под мелодию какого-нибудь вальса, что поможет вам сохранить ритмичность исполнения упражнения. Все, что находится перед вами, должно проходить мимо вас в направ- лении, противоположном направлению покачивания (так же, как решетка должна проплывать мимо медведя, так и все объекты должны проплывать мимо вас - вспомните технику исполнения больших поворотов). Особенно заметно должно быть такое движе- ние, если объекты расположены близко к вам. Не пытайтесь за- держать движение и разглядеть какие-либо объекты, иначе они прекратят свои колебания , и у вас может появиться легкое го- ловокружение. Ваши глаза должны смотреть вдаль в пространство, в нап- равлении, куда смотрит кончик вашего носа. Взгляд, таким об- разом, должен колебаться вместе с движением тела. Это, на первый взгляд простое, упражнение окажет сущест- венное расслабляющее воздействие не только на ваши глаза, но и на психику, расслабит вашу спину, позвоночник, мышцы шеи. Оно даст глазам возможность начать свои естественные переме- щения, которые происходят с частотой около 70 раз в секунду и которые при напряженном состоянии глаз значительно затрудня- ются. Именно достижение таких естественных перемещений глаз является целью упражнения. Их возобновление является свиде- тельством глубокого расслабления, которого вам удалось до- биться. Р.С.Агарвал, описывая аналогичное упражнение, сообщает некоторые дополнительные сведения по технике его исполнения [10, р.27]. Так, он рекомендует расставлять ноги приблизи- тельно на разрешается отрывать пятки от пола (при движении тела влево - правая пятка, вправо - левая пятка). Число повторений - 50-100. Кроме того, в конце каждого качка рекомендуется мягко моргать. Это упражнение можно делать и закрывая каждый глаз попе- ременно на 5 минут. Глаз закрывается повязкой или рукой таким образом, чтобы избежать давления на глазное яблоко [73, р.63]. ............................................................. Большие повороты и длинные покачивания, как мы говорили, являются, помимо всего прочего, подготовительной стадией к исполнению малых поворотов (коротких покачиваний), с которыми вы познакомитесь в следующем разделе книги. |