На главную

Уильям Г. Бейтс. Улучшение зрения без очков

Оглавление

Введение
1. Краткая биография У.Г.Бэйтса
2. Основные теоретические положения метода Бэйтса
3. Базовые принципы лечения для всех
3.1. Об отношении к очкам
3.2. Общее расслабление
3.3. Пассивное расслабление
3.3.1. Пальминг
3.3.2. Воспоминание
3.3.3. Мысленное представление
3.4. Динамическое расслабление
3.4.1. Центральная фиксация
3.4.2. Перемещение и раскачивание
3.4.3. Большие повороты (длинные покачивания)
3.4.4. Малые повороты (короткие покачивания)
3.4.5. Моргание и проблески
3.4.6. Соляризация
3.5. Диета
3.6. Дыхание
3.7. Другие рекомендации
4. Дополнительные замечания и специальные упражнения
4.1. Для близоруких (миопиков)
4.2. Для дальнозорких (гиперметропиков)
4.3. Для страдающих старческим зрением (пресбиопией)
4.4. Для астигматиков
4.5. Для страдающих косоглазием
5. Тренировка зрения в ходе дня
6. Рекомендации  родителям  и учителям по восстановлению зрения детей
7. Эффективность метода Бэйтса
Словарь терминов
Библиография
3.4.5. МОРГАНИЕ И ПРОБЛЕСКИ

     Моргание - рефлектороное движение век человека. При  ми-
гательных  движениях  век  слеза равномерно распределяется по
поверхности роговой оболочки глаза и  помогает  сохранить  ее
влажность на необходимом уровне. Однако моргание может осущес-
твляться  не  только  рефлектороно как защитный рефлекс, но и
сознательно. В системе  Бэйтса  такое  сознательное  моргание
выступает уже в качестве упражнения на улучшение зрения.
     Для чего нужно  моргание?  Поскольку,  согласно  системе
Бэйтса,  причиной  ухудшения  зрения считается усилие увидеть
какой-либо объект, то полезным является закрывание  глаз  еще
до  того,  как  это  усилие появится. Таким образом, моргание
предотвращает попытки глаза,  смотря  пристально,  разглядеть
плоховидимый объект. В том, что это действительно так, вы мо-
жете  убедиться на собственном опыте. А пока проделайте прос-
той эксперимент. Попытайтесь прочитать  проверочную  таблицу,
повешенную  на расстоянии трех метров от вас на хорошем осве-
щении, без моргания. Заметьте результат. Теперь проделайте то
же самое, но уже мягко моргая на каждой букве. Результат  бу-
дет заметно выше.
     Самой природой была предусмотрена расслабляющая  функция
моргания.  Постарайтесь смотреть некоторое время без моргания
на какой-либо объект. Глаза через некоторое время начнут нап-
рягаться,  а объект покроеттся дымкой, начнет расплываться и,
наконец, просто исчезнет. Если же вы будете мягко моргать, то
сможете смотреть на этот объект неопределенно долго.
     Для ослабшего зрения привычного  количества  морганий  в
единицу времени недостаточно. Нередко человек с плохим зрени-
ем  моргает  гораздо  реже, чем человек с нормальным зрением.
Поэтому системой Бэйтса рекомендуется моргать как можно  чаще
в ходе дня, пока такие моргания не станут привычными. Рекоме-
нудется  делать моргания типа "крылья бабочки", что означает,
исходя из названия, мягкие, очень легкие, подобные  движениям
крыльев бабочки, закрывания век во время моргания.
     Не  путайте  моргание  с подмигиванием, поскольку в этом
случае  веки  смыкаются жестко, с усилием, гораздо резче, чем
при простом моргании. Повторяем - моргания должны быть мягки-
ми и легкими как крылья бабочки.
     Частота сознательно выполняемых морганий должна  состав-
лять 5-10 раз в минуту.
     Для развития навыка моргания и улучшения зрения разрабо-
тано много упражнений. По вполне естественным  причинам,  де-
лать их целесообразно дома или в каком-либо другом месте, где
ваши  занятия  не привлекут излишне назойливого внимания. Вот
некоторые из этих упражнений.

.............................................................


УПРАЖНЕНИЕ N 33



     Снимите очки и взгляните на проверочную таблицу, которая
должна висеть на стене на расстоянии 1,5-3 метра от вас.  Чи-
тайте  в  течение  приблизительно 5 минут четыре самые мелкие
строчки, которые вы можете одолеть легко и безо  всяких  уси-
лий, моргая при этом после каждой буквы.

.............................................................

     Моргание может выполняться и во время упражнений на рас-
качивание  и  перемещение.

УПРАЖНЕНИЕ N 34


     Cтаньте прямо, закройте один глаз чашкообразно сложенной
ладонью (как в пальминге) и, покачивая тело слегка из стороны
в сторону, читайте приблизительно в течение 5 минут провероч-
ную  таблицу.  Неприкрытый  ладонью  глаз при этом непрерывно
должен моргать. Особое внимание надо обратить на то, чтобы  и
прикрытый  ладонью глаз имел возможность моргать одновременно
с другим глазом. Именно для этой цели закрывающая глаз ладонь
и складывается чашкообразно. После завершения работы с  одним
глазом закройте ладонью другой глаз и повторите все снова.

.............................................................

    Ваша  цель  в упражнениях на моргание - это превратить их
со временем в бессознательную привычку. Вот еще некоторые уп-
ражнения, разработанные Р.С.Агарвалом и  предназначенные  для
развития привычки моргания [8, рр.49, 134-135], [10, р.140].

УПРАЖНЕНИЕ N 35


     Станьте перед зеркалом. Посмотрите на правый глаз и мор-
гните. Посмотрите на левй глаз и снова моргните.

УПРАЖНЕНИЕ N 36


     Возьмите  в руки мячик и, перебрасывая его из руки в ру-
ку, мягко моргайте при каждом касании  его  руками.  Сделайте
100 бросков.

УПРАЖНЕНИЕ N 37


     Медленно прогуливаясь, делайте моргание на  каждый  шаг,
обращая  внимание на то, что земля у ног кажется движущейся в
обратную по отношению к направлению вашего движения  сторону.
Это упражнение разовьет в вас привычку частого моргания.

УПРАЖНЕНИЕ N 38


     Возьмите в руки текст с мелким шрифтом. Перемещайте свой
взгляд по белым промежуткам между строками и моргайте в конце
каждой  белой  линии.  Упражнение надо делать как при хорошем
освещении, так и при свете свечи. Это улучшит ваше  зрение  и
будет  служить  мощным  профилактическим средством против его
ухудшения. Вы заметите, что  шрифт  становится  четче,  когда
взгляд перемещается по белым полоскам между строками.

УПРАЖНЕНИЕ N 39


     Возьмите в руки мячик и подбрасывайте его вверх на 30-50
сантиметров, следя за ним взглядом. Не поднимайте верхнее ве-
ко,  а  перемещайте  вместо  этого  голову вслед за движением
глаз.

УПРАЖНЕНИЕ N 40


     Считайте  с нерегулярными интервалами и моргайте на каж-
дый счет.

УПРАЖНЕНИЕ N 41


     Расположите 2 свечи на расстоянии около  30  сантиметров
друг  от друга и, скоординировав дыхание с поворотами головы,
моргайте на каждом из них.

УПРАЖНЕНИЕ N 42


     Если вы печатаете на машинке, почаще моргайте, например,
на каждом знаке препинания.

УПРАЖНЕНИЕ N 43


     Моргайте на каждый свой вдох и выдох.

.............................................................

     Часто задают вопрос, не будет ли моргание каким-то обра-
зом препятствовать работе, в частности, путем сокращения вре-
мени активной зрительной работы. Нет, не будет. "Моргание,  -
пишет Г.Пеппард, - не является провалом в непрерывном зрении.
Непрерывное зрение является иллюзией, которую производит нор-
мальный глаз...Когда на сетчатке формируется изображение, там
появляется  и другое, так называемое последовательное изобра-
жение. Говоря другими словами, изображение остается  на  сет-
чатке  несколько  дольше,  чем  сохраняется изображение перед
глазом. Это подобно тому, как если бы ваше отражение в зерка-
ле осталось там еще на некоторое время после того, как вы  от
него  отошли"  [73, р.29]. Глаз, в принципе, может оставаться
закрытым столько же времени, сколько он будет открыт, и,  тем
не  менее,  вы  будете видеть столь же много, сколь в случае,
когда ваши глаза оставались бы все время открытыми.

.............................................................

     Помните:  упражнения  на моргание полезны при всех видах
нарушения зрения. Сделайте их частью своей программы занятий!

.............................................................

     Довольно похожи по целям на моргание и упражнения на так
называемые проблески. Чтобы понять, в  чем  заключается  суть
этих упражнений, сделайте одно из них.

УПРАЖНЕНИЕ  N 44
(УПРАЖНЕНИЕ НА ПРОБЛЕСКИ)

     Упражнение  заключается в следующем. Пациент должен бро-
сить быстрый взгляд (на доли секунды)  на  объект,  а  затем,
закрыв мягко глаза, прикрыть их ладонями и попытаться во вре-
мя пальминга представить этот объект, либо часть этого объек-
та  четче, чем он его видел. Предполагается, что длительность
взгляда слишком мала, чтобы глаза успели напрячься, а возник-
шее усилие увидеть успело ухудшить зрение.  Мысленное  предс-
тавление  объекта,  как  мы  уже отмечали, также способствует
улучшению зрения. Вслед за этим пациент снимает руки с глаз и
повторяет процедуру снова. Таким способом иногда удается  до-
вольно  быстро  улучшить  зрение. Вы обнаружите, что способны
сохранять глаза открытыми дольше, чем доли секунды, без поте-
ри при этом улучшенного зрения.
     На каком расстоянии от глаз держать проверочную  таблицу
или текст, скажем, из книги зависит от вида нарушения зрения.
Оно  должно быть таким, чтобы строка, на которую вы смотрите,
слегка расплывалась и ее можно было бы увидеть,  если  бы  вы
приложили  "еще немножечко усилий". Но вот делать этих усилий
как раз-таки и не надо. После упражнений на моргание и  проб-
лески  вы должны увидеть эту строку четко без каких-либо уси-
лий. Помните: ваше кредо - безусильное видение.

.............................................................

     Говоря  об  условиях исполнения упражнений на проблески,
отметим и мнение Ч.Л.Томсона, который считает,  что  их  надо
делать на самых разных дистанциях и при освещенности,  колеб-
лющейся  по силе от яркого солнца до затененности комнат [80,
р.37]. Что ж, в этом есть доля истины, поскольку  безусильное
видение  нам нужно в любых условиях. Вид нарушения зрения при
этом особой роли не должен играть.