На главную

Сытин Г.Н. Исцеляющие психологические настрои, 1993
часть из «Мысли, творящие здоровую нервную систему»

Все книги


Содержание книги


От автора
1. Введение

2. Общая характеристика работы

2.1. Задачи исследования
2.2. Гипотеза исследования

3. Основное содержания работы:

3.1. Концептуальные положения исследования
3.2. Перевод убеждения педагога в самоубеждение личности
3.3. Методика стимулирования самоубеждения воспитанников
3.4. Опытно-экспериментальная работа
3.5. Оздоровление личности посредством самоубеждения

4. Реальное омоложение мужчины

4.1. Можно ли вернуть молодость?
4.2. Полезные советы
4.3. Усиление волевого внимания
4.4. Усиление воли
4.5. Развитие способностей
4.6. Развитие способностей к работе над собой
4.7. Омоложение души
4.8. Омоложение тела
4.9. Мужская сила
4.10. Активизация спермы
4.11. Здоровое спокойствие
4.12. Здоровый сон
4.13. Устойчивость в жизни
4.14. Устойчивость к подлостям
4.15. Преодоление алкоголизма
4.16. Против курения
4.17. Радость жизни

5. Реальное омоложение женщины

5.1. Усиление волевого внимания
5.2. Усиление воли
5.3. Развитие способностей
5.4. Развитие способностей к работе над собой
5.5. Омоложение души
5.6. Омоложение тела
5.7. Женская нежность
5.8. Здоровое спокойствие
5.9. Здоровый сон
5.10. Устойчивость в жизни
5.11. Устойчивость к подлостям
5.12. Против курения
5.13. Радость жизни
5.14. Божественное рождение здоровой нервной системы (для женщин)

6. Общие настрои

6.1. Настрой, продлевающий жизнь
6.2. Настрой на усвоение творящих мыслей
6.3. Успокоение, снятие напряжения и последствий стресса
6.4. На снятие напряжения
6.5. Улучшение деятельности мозга
6.6. Божественное оздоровление головного мозга
6.7. На оздоровление черепно-мозговых нервов
6.8. На стойкость нервной системы
6.9. Оздоровление нервной системы

3.4. Опытно-экспериментальная работа

Исследовать самоубеждение школьников мы начали в 1954 году.
С 1954 г. по 1968 г. мы организовывали самовоспитание учащихся в школах в городах Фрунзе, Пржевальске, Хабаровске, Новозыбкове, Курске, Кривом Роге, в Горловке и в школах ПТУ Николаевской области.
Основным методом изучения самовоспитания школьников в наших исследованиях был воспитывающий педагогический эксперимент. Изучение самовоспитания было начато с индивидуальной разъяснительной работы с отдельными учениками 6-7 классов. Этих учащихся автор посещал на дому, беседовал с их родителями, с соседями по дому, со школьниками - их друзьями, с учителями, с председателями советов пионерских дружин и отрядов, с пионервожатыми; нужно было как можно глубже изучить этих учащихся и как можно больше людей вовлечь в работу с этими учащимися в целях оказания им помощи в самовоспитанию. Накапливая опыт, мы постепенно подходили к школьникам-десятиклассникам. Вначале как-то не возникала идея организации самовоспитания с учащимися начальных классов. Когда эксперимент был поставлен впервые в масштабе целой школы, в самовоспитание были вовлечены учащиеся начальных классов. Ко всеобщему удивлению работа в начальных классах пошла успешно и в первый же учебный год все сто процентов первоклассников дали положительные результаты в самовоспитании.
Большие трудности в этой работе порождала полная неосведомленность в этой проблеме самих учителей. Некоторые из них по этой причине умышленно затрудняли нашу работу, полагая, что это - пустое дело. Но первые же полученные положительные результаты в самовоспитании учащихся стали изменять отношение учителей к перспективам этой работы и учителя сами стали просить помочь им разобраться в этой проблеме. Так по требованию самой жизни был организован первый постоянно действующий семинар для учителей по самовоспитанию учащихся. С самого начала большой интерес к самовоспитанию проявили пионервожатые и секретари ученических школьных комсомольских организаций. Будучи
 доцентом Курского пединститута, автор подключил к этой работе студентов-практикантов, которые работали под его руководством по линии кафедры педагогики и психологии. Но у студентов тоже не было соответствующей подготовки. Тогда автором был организован
 студенческий педагогический кружок по самовоспитанию, через который студенты готовились к работе в школе по организации самовоспитания учащихся. Школа-интернат N 1 г. Курска стала научно-методическим центром проведения этой работы в школах города.
Работой автора в школах города Курска очень заинтересовались на Украине и он был приглашен на работу в Горловский пединститут иностранных языков в 1963 году.
Горловское ГорОНО возглавлял в то время очень сильный руководитель т. Фоменко М. Г. С его помощью при школе-интернате N 1 г. Горловки под руководством автора была создана психологическая проблемная научно-исследовательская лаборатория по самовоспитанию школьников. Организацию самовоспитания учащихся в школах города ГорОНО включил в план своей работы и оказывал постоянную помощь автору в этой работе. При поддержке ГорОНО автором был организован гор. методкабинет по самовоспитанию школьников и постоянно действующий семинар для учителей города по проблеме самовоспитания учащихся. Типографским способом ГорОНО отпечатал для всех 146 школ города, 1748 классов типовые классные уголки по самовоспитанию. С помощью Горкома партии к проведению этой работы была подключена Горловская городская организация общества «Знание» и все городские и школьные детские библиотеки, а также и Городская организация комсомола.
С 1963 по 1967 годы с помощью ГорОНО во все 146 школ города пять раз в учебном году: в начале и конце года и после каждой четверти нами рассылались методические рекомендации относительно возрастных особенностей самовоспитания, а также приемов самовоспитания и путей его организации в школах. Одновременно в школы рассылались различные анкеты и вопросники, с помощью которых мы получали полезный материал о состоянии, трудностях и успехах этого дела. При активной поддержке Горкома партии в 1967 году нами была проведена первая на Украине городская научно-практическая конференция учителей по самовоспитанию учащихся. Материалы этой конференции в сокращенном виде опубликованы в этой книге автора. (См. приложение).
С самого начала школа-интернат N 1 Горловки вместе с Педагогической проблемной научно-исследовательской лабораторией по самовоспитанию учащихся стали научно-методическим центром всей работы по организации самовоспитания учащихся в школах города. При школе-интернате N 1 работал для учащихся постоянно действующий лекторий по самовоспитанию. Второй такой же лекторий работал для родителей. В работе этого лектория принимали участие председатели родительских комитетов всех школ города.
Очень большую работу в школах города по самовоспитанию учащихся круглогодично проводили под руководством автора студенты пединститута, особенно члены студенческого педагогического кружка но самовоспитанию. В кружке постоянно занимались 120-130 студентов. Со студентами автором было проведено свыше тысячи сочинений на тему: «Каким учителем я хочу быть и как я должен для этого заниматься самовоспитанием». Силами студентов в школе-интернате N 1 был организован сначала драмкружок, а затем и школьный драмтеатр. Основным принципом работы автор всегда считал максимально активное практическое участие в работе со школьниками всех методистов, включая студентов. Сам автор постоянно выполнял обязанности ночного дежурного воспитателя в спальном корпусе школы-интерната N 1. Благодаря этому мы со студентами знали учащихся иногда не хуже учителей-предметннков и классных руководителей. На этой основе мы могли оказывать школам города действенную помощь в организации самовоспитания учащихся. Надо сказать, что студенты вели эту работу с большим увлечением. Две лучшие выпускницы школы-интерката N 1, окончившие школу с серебряными медалями, затем окончили Горловский пединститут и вернулись в свою родную школу воспитателями-организаторами самовоспитания учащихся. Подобных случаев в городе было довольно много: в 1967 году их было уже 47, а в последующие годы их число продолжало увеличиваться.
Каждый из приемов самовоспитания обсуждался на семинаре для учителей по самовоспитанию, на заседаниях школьных ученических комитетов по самовоспитанию, на самоотчетах учащихся но работе над собой. Об эффективности каждого приема самовоспитания в разном возрасте мы запрашивали все 145 школ города, а результаты получаемой информации обсуждали на Совете ГорОНО. В результате этой исследовательской работы мы полностью отказались от самоприказа как приема самовоспитания: во всех 1748 классах он не дал ни одного случая положительного результата в течение трех лет.
Самоубеждение как прием самовоспитания был одобрен с самого начала работы всеми 146 школами города. Некоторые учителя-предметники и классные руководители сами давали ученикам собственноручно написанные особые памятки, которые представляли собой маленькие настрои на учебную работу, на дисциплинированное поведение и др. По самоубеждению был проведен специальный семинар с учителями и старшеклассниками. Этот прием успешно применялся во всех классах: с первого по десятый. Но содержание самоубеждения от первого класса к десятому существенно изменялось.
 Целенаправленное подражание у первоклассников имело очень широкий аспект: маме, учителю, отличнику и т. д. С увеличением возраста подражание резко суживалось по содержанию: из всех 146 школ мы получили в 1964 году почти одинаковые сведения - в первых классах подражанием пользуются почти все ученики, а в 6-10 классах лишь единицы. Тогда мы во все школы разослали методическое письмо с разъяснениями о том, как постоянно пользуются этим приемом самые выдающиеся спортсмены нашего времени: они стараются овладеть самыми лучшими элементами разных чемпионов в отдельных упражнениях. В этом же письме мы рассказали и о роли этого приема в школьной художественной самодеятельности и в большом искусстве. Результат получился весьма положительный: в 1965 этот прием стал использоваться более широко, а в школьных спортивных секциях и в драмкружках им стали пользоваться все без исключения учащиеся всех классов, включая десятые.
Самопохвала и самонаграждение как прием самовоспитания внедрялся очень трудно и очень медленно. Оказалось, что это очень не простой прием. В течение первого года работы в школах он практически почти не использовался учащимися. Им стали пользоваться только те учащиеся, с которыми автор работал сам. Но польза от него весьма заметная. Чтобы этот прием использовать, как оказалось, необходимо ставить специальную задачу: выполнять работу так, чтобы заслужить собственное одобрение, чтобы самому быть довольным своей работой. Затем много пришлось работать над отысканием реальных форм самонаграждения: отдых, игры, посещение кинотеатра, драмтеатра, посещение друга, сладости и т. д.
Учащиеся, с которыми работал автор, стали отмечать, что постановка задачи на то, чтобы заслужить свою собственную награду, повышает ответственность и мобилизует на высокую эффективность работы. Уменьшается отвлекаемость, повышается сосредоточенность на учебных и спортивных занятиях, активизируется мышление и повышается степень волевого напряжения. Мы этими сведениями тотчас воспользовались и сообщали их всем школам. Через полгода в ответ на наш запрос из 81 школы сообщили, что этим приемом стали пользоваться иногда с увлечением учащиеся, которых считают волевыми, а слабовольные - не ставят перед собой задачи выполнить работу так хорошо, чтобы заслужить награду. Остальные школы попросили нас дать им время на то, чтобы получше с этим вопросом разобраться. Мы во все школы направили методическое письмо с разъяснением того, что использование этого приема является хорошей школой для самовоспитания воли и разъяснили, что речь идет о собственной награде, а не наградах, которые учащиеся получают от пионерской или комсомольской организаций, или от школы. Собственной награды может заслужить такое выполнение работы, при котором ученик больше старался, чем раньше, хотя практического результата пока еще почти и не получилось. Но само стремление сделать что-то хорошо, лучше чем раньше - уже заслуживает поощрения. После этих разъяснений в конце третьей четверти пришел ответ и из других школ: в нем сообщалось, что по использованию этого приема провели 43 самоотчета.
Это была инициатива на местах, мы сами такой рекомендации не давали. Учителя отмечали, что самоотчеты прошли интересно, вызвали активность учащихся и что учителя после этого стали сами ставить перед учениками задачу: сделай так, чтобы ты сам мог себя за эту работу похвалить. Мы об этой практике сообщили всем школам и она всем понравилась. Характерно, что от прием более широко использовался учащимися 5-7 классов. У учащихся начальных классов, по мнению многих учителей еще не хватает уровня развития и общей культуры для этого приема, а учащиеся 9-10 классов, пользуясь этим приемом, стараются об этом не говорить. Мы постоянно испытывали большие трудности в получении объективных сведений об учащихся 9-10 классов.
Самоосуждение и самонаказание. В работе со взрослыми людьми мы давно заметили, что слабовольные люди часто себя ругают вне всякой связи с самовоспитанием, но лучше от этого они не становятся: поругав себя, они потом опять делают то же этот опыт, мы с самого начала поставили перед учителями задачу добиваться того, чтобы учащиеся, поругав себя за что-либо, обязательно делали для себя определенные выводы и старались в следующий раз вести себя и работать лучше, чтобы ругать себя не приходилось. Иначе говоря, мы поставили задачу на то, чтобы как можно реже у учеников были бы причины пользоваться этим приемом. В конце первого же учебного года почти из всех школ (131 из 146) нам сообщили, что чаще всего осуждают себя ученики 6-7 классов за грубость со школьниками и взрослыми. Из-за этого они портят отношения с людьми. Мы заинтересовались этим и провели специальные наблюдения за такими учащимися. Посоветовали это же сделать и учителям. В результате выяснилось следующее: грубость больше свойственна подростковому возрасту. Особенно же часто проявляют ее подростки холерического темперамента. В связи с этим мы рекомендовали учителям поставить перед такими учащимися задачу заняться самовоспитанием вежливости. В результате 80 % учащихся 6-7 классов во всех 146 школах взяли обязательства по самовоспитанию изжить грубость и стать вежливыми.
Самопринуждение мы считаем обязательным приемом самовоспитания, которым должны владеть все школьники и все взрослые люди. При выявлении причин неуспеваемости мы нередко наталкивались на то, что школьники не могут заставить себя заниматься теми учебными дисциплинами, которые им не нравятся, не могут заставить себя прекратить чтение интересной книги, чтобы выполнить школьные домашние задания. Поэтому в первый же год работы с горловскими школами мы в начале учебного года рекомендовали учителям использовать самопринуждение в борьбе с неуспеваемостью и настойчиво добиваться, чтобы неуспевающие школьники упорно овладевали этим приемом самовоспитания. Положительные результаты овладения этим приемом в конце первой же четверти нам сообщили 47 школ. В конце второй четверти, как сообщили уже 114 школ, удалось ликвидировать неуспеваемость 311 учащихся 1-х и 10-х классов по 359 учебным дисциплинам. В этих сообщениях школы отмечали большую роль в борьбе с неуспеваемостью овладение самопринуждением как приемом самовоспитания. Многие учащиеся отмечали, что овладение самопринуждением усиливает их волю. В конце учебного года в школе-интернате N 1 неуспевающих школьников практически уже не было (за, исключением вновь прибывших в конце учебного года 4-х человек).
Самоободрение, как показал наш опыт, наиболее полезно слабовольным, неуверенным в себе школьникам. Мы рекомендовали этот прием для настойчивого использования после разных неудач: на контрольных работах, на экзаменах, на спортивных соревнованиях и т. д., чтобы не потерять уверенности в своих силах, в своих возможностях, в своем обязательном будущем успехе. Учителя в этих случаях сами всегда старались ободрить учащиеся. Мы же советовали им в дополнение к собственному ободрению учить самих учащихся подбадривать себя в трудную минуту.
Самоконтроль мы считаем обязательным приемом самовоспитания для всех школьников и взрослых. Самоконтроль способствует концентрации всех сил в нужном направлении и экономному расходованию сил; он уберегает от ошибок в поведении и в работе. Но самоконтролю школьников надо упорно учить. Это вовсе не простой прием самовоспитания, как может показаться на первый взгляд. Здесь очень много тонкостей. Прежде всего, контролировать одновременно можно число объектов, например, движений или элементов спортивного упражнения, которое не превышает объем внимания, а в трудных условиях человек может успешно контролировать что-либо одно. Иначе число ошибок может увеличиться. Далее. В каждом конкретном случае надо строго определить, что контролировать и поставить перед собой точную задачу: чего не сделать, от чего удержаться и что сделать наилучшим образом. Мы советовали и учителям никогда не выпускать себя из-под контроля, чтобы избежать ошибок в своей педагогической работе. Этому приему был посвящен один из семинаров учителей. По линии ученического лектория вы неоднократно рассматривали вопросы, связанные с самоконтролем.
Самоанализ, как прием самовоспитания, более сложный, нежели самоконтроль. Мы его рекомендовали к использованию, начиная с четвертого класса. В течение первого учебного года организации самовоспитания школы не дали нам по этому приему никаких сведений. Учащиеся, с которыми работал автор, сначала вместе с ним учились анализировать свою работу, свои результаты и свое состояние на контрольных работах, на соревнованиях и на уроках. Предпосылки управления состоянием в наших исследованиях были связаны с этим приемом. Сравнительно успешно этим приемом сначала овладевали десятиклассники. Этот прием помогал выявлению истинных причин успеха и неудач, помогал обнаруживать слабые стороны и в случаях успеха и тем самым оберегал он неудач. В начале второго года по поводу этого приема мы школам сообщили, что этот прием очень нужен самим учителям для предотвращения неудач в педагогической работе и выявления причин плохого состояния. В работе с учителями мы нередко сталкивались с фактами нервозности, бессонницы, нарушений в деятельности сердечно-сосудистой системы. Стараясь им помочь в предупреждении подобных неприятностей, мы советовали им самим упорно заниматься самовоспитанием и, в частности, использовать для этого самоанализ. На конференции учителей по самовоспитанию было отмечено и учителями и школьниками, что овладение самоанализом помогает им в жизни и в работе.
Проработка себя является еще более сложным приемом самовоспитания, чем самоанализ. Мы рекомендовали его к использованию, начиная с седьмого класса. Этим приемом с трудом овладевали и сами учителя. В школе-интернате N 1 автору удалось провести три самоотчета учащихся десятых классов специально по использованию этого приема. Прошли эти самоотчеты очень интересно: отчитывались учащиеся, которые собирались поступать в пединститут, а одна ученица решила поступать в пединститут и изучать английский язык, чтобы стать разведчицей. В результате этих отчетов, присутствовавшим на них школьникам и учителям стало ясно, что этот прием требует известного жизненного опыта, умения посмотреть на себя со стороны, осмыслить впечатление, которое остается о тебе у других людей.
Еще один прием самовоспитания заслуживает того, чтобы остановиться на методике его изучения: упражнения на преодоление противодействующих влияний и внушений. Этот прием был разработан автором в связи с тем, что город Горловка занимал на Украине первое место по преступности среди молодежи. В городе было достаточно различного характера преступных элементов, которые вовлекали учащихся 6-10 классов в свою преступную деятельность, терроризируя целые школы. Во время празднования Великого Октября в 1965 году целая шайка хулиганов напала даже на пединституг и избила не только студентов, но и нескольких преподавателей. По всем школам мы бросили клич (а во многих школах повесили такой плакат): «Не быть игрушкой в руках первого проходимца!» Ко всем старшеклассникам через Горком ВЛКСМ мы обратились с призывом: вывести своих товарищей из-под влияния хулиганов. Десятки раз мы приглашали работников органов милиции на собрания старшеклассников. Мы обратились через городскую секцию учителей физвоспитания, ко всем учителям физвоспитания города с просьбой помочь учащимся овладеть этим приемом самовоспитания. Всем учителям и тренерам города мы разослали тексты противодействующих самоубеждений. Так как в спортивных секциях занимаются сильные старшеклассники, мы просили учителей физвоспитания помочь нам вовлечь их в борьбу с влиянием хулиганов на учащихся. Надо сказать, что этот удар по хулиганам оказался гораздо более сильным, чем мы сами предполагали.
Преступность среди школьников стала быстро сокращаться. Органы милиции отметили, что преступность стала сокращаться и среди учащихся техникумов и училищ города. В период 1966-1967 учебного года не было зарегистрировано ни одного преступления, в котором бы принимали участие школьники. Это была большая реальная победа самовоспитания.
Как проходило под нашим руководством освоение приемов самовоспитания школьниками школы-интерната N 1 показано в таблицах 1-4.
Из приведенных таблиц отчетливо видно, что основными приемами самовоспитания школьников являются самоубеждение, самопринуждение, самоконтроль и упражнения в действительном преодолении трудностей и препятствий.
Выполнение упражнений на мышечное расслабление мы особенно настойчиво рекомендовали школьникам-представителям холерического темперамента, а также школьникам, которые занимаются стрелковым спортом. Им же мы рекомендовали упражнения на статическое напряжение.
Целенаправленное подражание свойственно больше всего учащимся начальных классов. В старших классах этим приемом пользуются занимающиеся в спортивных секциях и участвующие в художественной самодеятельности.
В целях преодоления последствий психотравм и возникшего на их почве заикания оказались очень полезными приемы «Работа над прошлым» и «Иллюзорная переработка патогенной ситуации».
Иллюзорное преодоление препятствий использовалось школьниками главным образом при подготовке к спортивным соревнованиям.
В целях укрепления самостоятельности, способности отстаивать свою позицию в жизни, противостоять влиянию хулиганов очень полезны специальные упражнения на преодоление противодействующих влияний и внушений.
Мы приводим здесь таблицы только по одной школе-интернату N 1 в связи с тем, что общая картина овладения приемами самовоспитания школьниками разного возраста была во всех школах примерно такая же. Поэтому мы привели данные только по некоторым школам, где они чем-либо интересны.
В начале работы мы попросили школы результаты анкетирования по анкете N 1 доставить в школу-интернат N 1. Школы выполнили эту просьбу и мы оказались в трудном положении: присланные школами материалы были огромны. Чтобы в них разобраться, автор был вынужден привлечь студентов и старшеклассников к этой работе, и мы общими силами работали почти целый месяц.
В конце первого учебного года работы мы решили еще раз получить от школ первичный материал анкетирования по анкете N 2. Этот материал оказался еще больше первого. После этого мы просили школы обрабатывать первичный материал, собирать сводные данные от учителей начальных классов, классных руководителей и руководителей спортивных секций, а нам посылать сводный материал по школе в целом.
Результаты анкетирования по анкете N 1 показали, что к началу нашей работы в школах города школьники практически поголовно ничего не знали о самовоспитании. Что же касается результатов анкетирования по анкете N 2, то мы получили следующие данные сравнительно со школой-интернатом N 1; где работу вела под руководством автора вся лаборатория по самовоспитанию школьников: в конце первого года вашей работы в школах города приемами самовоспитания овладело число школьников на 47,2 % меньше, чем в школе-интернате N 1, в конце второго учебного года - на 31,4 %, в конце третьего учебного года - на 11,7 %.
Эти цифры говорят о том, что в остальных 145 школах за три года сумели лишь приблизиться к результатам, которые в школе-интернате N 1 мы получили за один год организации самовоспитания. Это объясняется тем, что учителя не имели ни знаний в области самовоспитания, ни навыков руководства самовоспитанием школьников; это обстоятельство задерживало организацию самовоспитания школьников и снижало его эффективность. Вот почему мы прилагали максимум усилий для оказания учителям методической помощи.
Следует сказать, что самовоспитание учащихся начальных классов не отнимает у них детства и не делает их раньше времени взрослыми. Их самовоспитание, наоборот, обогащает детство, делает его радостней и интересней. Например, прием самопохвала и самонаграждение, как видно из таблиц 1-4, используется почти исключительно учащимися 1-3 классов. Награждают они себя преимущественно перерывами на самоподготовке для игр. А играют больше времени, чем сами себя наградили. Потом себя за это осуждают. В связи с этим, как это хорошо видно из таблиц, массовое использование у них получил прием самоосуждение и самонаказание. Самонаказание проявлялось у них чаще всего в отказе от игры в течение получаса или 45 минут.
К тому времени, когда мы начали работу по организации самовоспитания сразу во всех 146 школах города Горловки, основные методические пути осуществления психолого-педагогического руководства самовоспитанием школьников уже определились и стабилизировались. Ни одни из этих путей, предложенных нами, не вызвал больших возражений. Большую помощь учителям нам пришлось оказывать в организации общешкольных ученических комитетов по самовоспитанию и заполнению классных уголков по самовоспитанию.
Для исследования руководства самовоспитанием школьников мы использовали главным образом воспитывающий педагогический эксперимент.
Полученные нами результаты руководства самовоспитанием школьников в отношении успеваемости и культуры в школе-интернате N 1 отражены в таблицах 5-7. В других 145 школах к концу третьего учебного года работы, за исключением двух школ, были получены результаты, которые были близки к школе-интернату N 1, но по уменьшению числа учащихся с заниженным уровнем культуры и увеличению числа хорошистов и отличников были значительно ниже. Это объясняется тем, что в некоторых школах не воспользовались нашими советами проводить работу отдельно со школьниками с заниженным уровнем культуры (у которых отсутствуют гигиенические и другие навыки) со сниженным баллом за поведение, с отстающими, с успевающими преимущественно на «3.
Из таблиц 8-11 отчетливо видно как направленность работы педколлектива школы отражается на содержании и характере самовоспитания учащихся. В таблице 8 хорошо видно, какую большую помощь педколлективу школы в организации самовоспитания учащихся оказывает ученический комитет по самовоспитанию. Он помог вовлечь всех школьников в самовоспитание и заинтересовать теми приемами, которые способствуют повышению эффективности учебной работы. Таблица 9 показывает, насколько благотворно сказывается на самовоспитании школьников изучение их индивидуальных особенностей педагогами: здесь гораздо шире используются приемы, с помощью которых преодолеваются недостатки холерического темперамента и воспитывается выдержка и самообладание; активно используются приемы, способствующие развитию воли.
Таблица 10 отражает эффективность классных уголков по самовоспитанию, которые помогают учителям вовлечь в самовоспитание всех учащихся класса, повышают ответственность учащихся за учебную работу.
В таблице 11 хорошо видна роль в самовоспитании военнопатриотического и физического воспитания: оно повысило требовательность к себе учащихся, что привело к резкому снижению использования самонохвалы и самонаграждения и в больших пределах расширило использование приемов, способствующих развитию воли и тех качеств, которые нужны спортсменам.
Характерно влияние активного эстетического воспитаниям школьников на характер их самовоспитания, что видно из таблицы 12: широко используются учащимися приемы, формирующие и развивающие способность перевоплощения в другую личность и умения использовать качества, приобретенные в области искусства, в учебной и иной деятельности (приемы «вхождение в образ» и «способ переноса»). Заметен веселый жизнерадостный настрой всех школьников, очень широкое использование ими таких приемов как «самопохвала и самонаграждение» и «самоободрение». Это весьма положительно сказалось также на использовании приемов, способствующих повышению эффективности учебных занятий.
Таблица 13 отражает основные итоги организации самовоспитания школьников во всех 146 школах города Горловки по итогам трехлетней огромной работы. В городе всего 59367 школьников. В 15 с лишним раз уменьшилось число школьников с заниженным уровнем культуры, у которых отсутствуют элементарные гигиенические навыки. Со сниженным баллом за поведение число школьников снизилось с 743 до 221. Почти в три раза снизилось число неуспевающих школьников: с 3102 до 1147. В полтора раза повысилось число школьников, успевающих на 4 и 5: с 13243 до 18367. Почти вдвое возросло число круглых отличников: с 2407 до 4118. Самым отрадным для нас было то, что появились настоящие отличники самовоспитания, причем в довольно большом числе: 11534 человека. Это была для всех организаторов работы действительно огромная вдохновляющая победа, которая вдохновила учителей многих городов Украины и России на организацию самовоспитания школьников. Интерес к этому делу появился по всей Украине. На Горловскую городскую конференцию учителей по самовоспитанию съехались учителя и научные работники из многих городов Украины и России.
Большую роль в распространении этого опыта организации самовоспитания школьников на Украине сыграла книга автора «Психология самовоспитания», вышедшая в свет в 1973 г на украинском языке большим тиражом. Ее выход в свет был отмечен педагогическим журналом Украины и многими средствами массовой информации с очень лестными отзывами. Автору писали учителя со всей Украины, просили помощи у совета в этой благородной работе.
Проведенная в огромных масштабах работа в школах дала автору возможность перейти затем к более глубокому изучению влияния усвоения различных настроев на многие физиологические процессы, на здоровье в целом, на процессы старения и позволила создать большую систему настроев на восстановление здоровья и омоложение, разработать программу психологической поддержки населения всей России. Центральная студия документальных фильмов создала видеофильм «Метод Сытина» на русском и английском языках.