На главную

Сытин Г.Н. Исцеляющие психологические настрои, 1993
часть из «Мысли, творящие здоровую нервную систему»

Все книги


Содержание книги


От автора
1. Введение

2. Общая характеристика работы

2.1. Задачи исследования
2.2. Гипотеза исследования

3. Основное содержания работы:

3.1. Концептуальные положения исследования
3.2. Перевод убеждения педагога в самоубеждение личности
3.3. Методика стимулирования самоубеждения воспитанников
3.4. Опытно-экспериментальная работа
3.5. Оздоровление личности посредством самоубеждения

4. Реальное омоложение мужчины

4.1. Можно ли вернуть молодость?
4.2. Полезные советы
4.3. Усиление волевого внимания
4.4. Усиление воли
4.5. Развитие способностей
4.6. Развитие способностей к работе над собой
4.7. Омоложение души
4.8. Омоложение тела
4.9. Мужская сила
4.10. Активизация спермы
4.11. Здоровое спокойствие
4.12. Здоровый сон
4.13. Устойчивость в жизни
4.14. Устойчивость к подлостям
4.15. Преодоление алкоголизма
4.16. Против курения
4.17. Радость жизни

5. Реальное омоложение женщины

5.1. Усиление волевого внимания
5.2. Усиление воли
5.3. Развитие способностей
5.4. Развитие способностей к работе над собой
5.5. Омоложение души
5.6. Омоложение тела
5.7. Женская нежность
5.8. Здоровое спокойствие
5.9. Здоровый сон
5.10. Устойчивость в жизни
5.11. Устойчивость к подлостям
5.12. Против курения
5.13. Радость жизни
5.14. Божественное рождение здоровой нервной системы (для женщин)

6. Общие настрои

6.1. Настрой, продлевающий жизнь
6.2. Настрой на усвоение творящих мыслей
6.3. Успокоение, снятие напряжения и последствий стресса
6.4. На снятие напряжения
6.5. Улучшение деятельности мозга
6.6. Божественное оздоровление головного мозга
6.7. На оздоровление черепно-мозговых нервов
6.8. На стойкость нервной системы
6.9. Оздоровление нервной системы

3. ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

3.1. Концептуальные положения исследования

Наше исследование опирается на нейрофизиологическую теорию И. П. Павлова и его последователей - К. М. Быкова, П. К. Анохина, К. И. Платонова, А. А. Ухтомского, а также отечественных психологов Л. С. Выготского, А. Р. Лурия, А. Н. Леонтьева, Д. Н. Узнадзе, Ф. В. Бассина и др.
К. И. Платонов писал, что «... медицина располагает по существу четырьмя основными лечебными методами: медикаментозным, хирургическим, физиотерапевтическим и психотерапевтическим, причем психотерапия, и, в частности, суггестивная терапия, пронизывает все прочие лечебные методы» (К. И. Платонов. Слово как физиологический и лечебный фактор. - М.: Учпедгиз, 1957, с. 6 (430 стр.). По аналогии мы можем сказать, о самой действенной части каждого педагогического метода на развивающуюся личность является слово педагога.
Долгое время в психиатрии (гипноз), в психологии (внушение), в педагогике (убеждение) слово рассматривалось функционально в отрыве от глубинных свойств человека - его потребностей и физиологической основы, что существенно искажало картину его влияния на психику, делало его односторонне-ограниченным фактором, а нередко и причиняло вред психическому развитию личности.
Трудами И.П. Павлова и К.М. Быкова экспериментально доказана возможность условнорефлекторных связей решительно со всеми внутренними органами и системами. «Вся внутренняя среда подчиняется влияниям коры мозга, импульсами со стороны, которой может быть изменено состояние любого внутреннего органа». (Б. И. Платонов. Слово как физиологический и лечебный фактор. - М:: Учпедгиз, 1957, с. 15.) Благодаря этому кора больших полушарий осуществляет постоянное взаимодействие между внешней и внутренней средой организма. Важнейшее значение при этом имеет не только смысловое содержание слова, но и та интонация, с которой оно произносится.
В ранних работах по исследованию самовнушения (Куэ.. Бодуэн) считалось, что самовнушение должно осуществляться без каких-либо волевых усилий. Куэ писал: «Чтобы добиться результата, совершенно необходимо отсутствие усилий. Ибо они предполагают участие воли, в то время как именно она должна остаться в стороне. Должно прибегать лишь к воображению» (Цит. по кн.: В. С. Лобзин, М. М. Решетников. Аутогенная тренировка. - Л.: Медицина, 1986, с. 17. (всего в книге 279 стр.)). Позднее эти представления были использованы Шульцем, а также многими авторами различных методик аутотренинга вплоть до наших дней.
Поворот в теории самовнушения произошел с развитием так называемой рациональной психотерапии (Дюбца, Слободяник) которая стала применять методы самовнушения и самоубеждения в их взаимосвязи. Сущность рациональной психотерапии состояла в интеллектуальной многоуровневой психокоррекционной работе врача при активной роли рассудочного воздействия. Данный механизм оказался действенным и в работе со здоровыми людьми.
В разработке своей концепции мы опирались также на теорию доминанты А.А. Ухтомского. Словесно-образная эмоциональноволевая активность воспитуемых во много раз превосходит своей действенностью концентрацию сознания и подсознания при релаксации.
Следуя историческому подходу к изучению психики человека, разработанному Л. С. Выготским, А.Н. Леонтьевым, а затем и А.Р. Лурия, их исследователи раскрыли функцию речи как существенное средство регуляции человеческого поведения, поднимающее «отдельные непроизвольные реакции до уровня сложных произвольных действии» и осуществляющее «контроль за протеканием высших сознательных форм человеческой деятелькости» (Цит. по: В.С. Лобзин, М.М. Решетников, с. 47-48).
Механизм вербального аутовоздействия становится более понятным в свете теории функциональных систем П.К. Анохина, согласно которой мозг действует интегративно, что обусловливает целостность поведенческого акта. В структуру деятельности включается цель или «формула-намерение», что является залогом успешности вербального воздействия. Советская нейропсихологическая наука установила, что бессознательное непременно связано с мотивационной средой и участвует в процессе принятия решений. Неосознаваемое и сознаваемое не противоречат друг другу, это лишь разные уровни психического отражения.
Наша концепция согласуется с явлением функциональной асимметрии головного мозга. Левое полушарие как семиотическая система осуществляет обработку знаковой информации, а правое реализует мышление на уровне чувственных образов (элементы естественного языка) таким образом они отражают интегративное единство рациональной и интуитивной активности человека. На этот механизм, как и на названные выше, опирается наша методика словесно-образного эмоционально-волевого управления состоянием и деятельностью человека.
Современная социальная ситуация, как известно, стимулирует развитие стрессовых состояний личности, включая детские возрасты. В связи с этим возникла необходимость разработки таких настроев, которые бы при правильном их применении обеспечили, во-первых, соответствующую психологическую защиту личности, а, во-вторых, - служили бы средством коррекции сознания и поведения воспитуемых. С этой целью мы обратились к теоретическим работам З. Фрейда, Г. Селье, а также трудам отечественных исследователей Ф. В. Бассина, В. Е. Рожнова, М. А. Рожновой, А. П. Слободяника. Мы учли различные формы психической самозащиты личности (проекция вины во вне, забывание, неадекватное преувеличение роли и значения психотравмирующего фактора и др.) и разработали настрои, повышающие способность личности к «защитной трансформации психологических установок».
Наша задача состояла не только в оказании личности «скорой педагогической помощи», а в значительной степени в формирования устойчивых позитивных установок и навыков, которые облегчали бы дальнейшее развитие культуры личности, успех в очередных шагах в самовоспитании.
Анализируя внушение и внушаемость, К. И. Платонов отмечает, что «внушаемость основана на легком переходе в тормозное состояние корковых клеток. Основной механизм внушаемости связан с разорванностью нормальной, т. е. объединенной, работы всей коры. Поэтому внушаемое не подвергается обычным влияниям со стороны остальных частей коры. Таким образом, нужно считать, что основным физиологическим условием внушаемости является снижение тонуса коры больших полушарий и легко возникающая при этом функциональная расчлененность корковой деятельности» (там же, с. 30). Есть основания предполагать, что низкий тонус коры, сопровождающийся отрицательной индукцией и изолированностью от всех «посторонних» влияний при внушении не способствует раскрытию всех (по крайней мере многих необходимых) внутренних резервов личности, что естественно снижает эффективность словесного внушающего воздействия.
Сознательное и бессознательное вариативно переплетаются и постоянно взаимодействуют. Задача педагогики заключается в том, чтобы найти оптимальный режим их взаимодействия. Мы исходим из того, что активность личности в процессе действия разработанных нами настроев, создает необходимый оптимум указанного взаимодействия.
Сказанное относится а к самоубеждению, на что главным образом ориентированы наши настрои. Воздействия внешней и внутренней среды при определенной «зарядке из подкорки» (И. П. Павлов) могут оживлять пережитые в прошлом эмоциональные состояния, вследствие чего, в свою очередь, могут возникать, а затем и закрепляться новые вторичные корковые временные связи. При определенных условиях возникает доминирование второсигнальных следовых процессов под воздействием внешней среды, что делает возможным акт самоубеждения. Здесь проявляется действие того же диалектического принцииа взаимодействия объективного и субъективного, сознательного и бессознательного, корковых и подкорковых механизмов.
Методические рекомендации по организации самовнушения традиционно ориентируют личность только на саморелаксацию, что создает благоприятную ситуацию для активизации подкорки, т. е. для самогипноза. Наша задача - следовать диалектическому принципу взаимодействия сознательного и бессознательного при доминировании первого. Только при этом личность остается активно действующей и вместе с тем оптимально воспитуемой. «Следует отметить, - пишет К. И. Платонов, - что в определенных случаях именно активное, деятельное состояние коры мозга способствует наиболее успешному сопротивлению организма развитию болезни». (Слово как физиол. и леч. фактор.., с. 218.)
 Сказанное еще в большей мере относится к практике активизации самоубеждения школьников в педагогическом процессе.