На главную

Анатолий Некрасов. ЖИВЫЕ МЫСЛИ

Все книги


ОГЛАВЛЕНИЕ


От автора
Предисловие

Часть 1. Человек

1.1. Река жизни
1.2. Почему?
1.3. Что такое духовность?
1.4. Человечность
1.5. Семь методов исцеления
1.6. Страдания
1.7. Внутреннее звучание
1.8. Лучшая молитва — состояние любви
1.9. Тела человека
1.10. Формы проявления любви
1.11. Мировоззрение определяет судьбу
1.12. Свобода и ответственность
1.13. Смысл жизни

Часть 2. Взаимоотношения

2.1. Люди разучились различать духов
2.2. Взаимодействие на тонких планах
2.3. Языки мира
2.4. Сон
2.5. Гадания
2.6. Жизнь после смерти близкого
2.7. Шкала любви
2.8. Приоритеты любви
2.9. Главные задачи мужчины и женщины
2.10. Отцовство
2.11. Семья — начало мудрости
2.12. Материнская любовь
2.13. Любовный треугольник
2.14. Любовь к родителям
2.15. Род
2.16. Семья — мафия
2.17. Национальная идея
2.18. Три ответа

Часть 3. Учимся любить

3.1. Любовь — это радость
3.2. Вера в любовь
3.3. Остров Бали
3.4. Мелочи
3.5. Чай
3.6. Женщина — кто ты?
3.7. Посиделки
3.8. Униженный мужчина
3.9. Любовь и зарплата
3.10. Любовь к родине
3.11. Перекрёсток
3.12. Счастье
3.13. Напутствие
3.14. Приложения
3.15. Энергетический самомассаж
3.16. Всемирный день красоты

Страдания

Не хочешь быть мудрым — страдай.
Пословица
Почему человек страдает? Должен ли он стра­дать? Можно ли избежать страданий? Если можно, то что необходимо для этого делать? Давайте сдела­ем шаг к истине и поищем ответы на эти вопросы. Это важно сделать именно сейчас, при переходе в новую эпоху.
Чтобы ответить на первый вопрос: почему человек страдает, — необходимо уточнить: а всегда ли человек страдал? Существуют разные мнения, но многие источ­ники говорят о том, что в начале человеческой истории не было страданий. Помните библейские сказания об Адаме и Еве, живших в Раю? Даниил Андреев в книге «Роза Мира» писал: «Были времена, когда человек не страдал, когда его не наказывали, а светлые силы уст­раняли ошибки за людей и учили их».
Что же произошло? Почему изменилось положение человека? Библия говорит, что человек нарушил запрет и совершил некое противоправное действие. Чей за­прет? Кто взялся ограничивать свободу человека, дан­ную ему изначально? Религия говорит: Создатель, Тво­рец, Бог, то есть, родитель. Родители также ставят детям те или иные запреты: не делай этого, не бери то... Но все знают, что ребёнку лучше не запрещать, а так обу­строить его жизнь, чтобы она была безопасна для него и для окружающих. Это одна из задач родителей: убрать с глаз ребёнка ножи, спички, лекарства, а позже научить его правильно ими пользоваться.
Почему же всеблагий и всевидящий Бог оставил в Эдемском саду древо добра и зла, вкусив плоды которо­го человек мог обрести страдания и даже умереть? «И заповедал Господь Бог человеку, говоря: от всякого дерева в саду ты будешь есть; а от дерева познания до­бра и зла, не ешь от него; ибо в день, в который ты вку­сишь от него, смертию умрёшь».
Зная такие последствия, Бог всё-таки оставил рядом с человеком это дерево. Значит, оно было необходимо! Поэтому и появился змей и сказал: «Нет, не умрёте; но знает Бог, что в день, в который вы вкусите их, откроют­ся глаза ваши, и вы будете, как боги, знающие добро и зло». И далее, когда Адам и Ева съели запретный плод, Бог подтвердил слова змея: «И сказал Господь Бог: вот, Адам стал как один из Нас, зная добро и зло...»
Получается, что всё это было предназначено челове­ку сделать, и Бог знал это. Почему же Творец так раз­гневался, одел людей в «кожаные одежды» и выгнал из Рая? И зачем Бог поставил печать греха на поступке че­ловека? «Адаму же сказал: проклята земля за тебя...» А жене сказал, что в болезни будет рожать, и муж будет господствовать над ней. И много ещё других проклятий было сказано.
Ответ на такой сильный гнев Бога можно найти ещё в одной фразе Библии: «...И теперь как бы не простёр он (Адам) руки своей, и не взял также от дерева жизни, и не вкусил, и не стал жить вечно» (Выделено мной — Н.А.) Вот чего испугались боги: что человек узнает сек­рет вечной жизни и станет, как они. «И изгнал Адама, и поставил на востоке у сада Эдемского херувима и пла­менный меч обращающийся, чтобы охранять путь к де­реву жизни». (Все эти выдержки приведены из Библии, книга Бытие, глава 3.)
Из всего этого видна, может быть, самая главная причина возникновения страданий. Человек безропот­но принял наказание и последующие страдания, как результат своего греха! И позволил в дальнейшем убеждать себя в этом на протяжении всех поколе­ний! Мало того, что человек принял эти страдания, он постоянно ищет оправдания им, создавая теории, религии, философии. Многие идут ещё дальше, объ­являя страдания благом и ведут по этому пути сотни миллионов людей! Например, Н.Бердяев писал: «Стра­дания и мука жизни — есть великая религиозная школа, которую проходит человечество».
Практически все религии придерживаются утвержде­ния, что страдания человека — это не что иное, как нака­зание за грех, плата за совершение зла, и принятие страданий есть искупление греха. Таким образом, были уравнены страдания с греховностью, что позволяло че­ловека эксплуатировать, превращать в раба, уничто­жать, убеждая, что он этого заслужил.
Иногда человека называют «сосудом зла»! Ни одна религия не способна избавить человека от страданий, поэтому она их объявляет обязатель­ными и неизбежными элементами бытия. А для уте­шения в страданиях отыскивается нечто позитивное.
Давайте исходить из того, что человек изначаль­но свободен! Обладание свободой позволяет чело­веку делать любой шаг, он имеет на это право. Шаги человека могут быть и ошибочными. Наличие свободы, человека делает человеком, а не биороботом, запро­граммированным на безошибочные действия.
Свобода предусматривает право совершать ошибки. Этот вывод исключительно важен! Человек имеет право на ошибку! Благодаря этому, человек может быть твор­цом! И никто не имеет право на ошибках человека ста­вить клеймо «грех»! Право на ошибку — необхо­димое условие творчества, а сама ошибка — элемент творчества!
Другое дело, что большинство людей не осознают ответственности за свои мысли, чувства и поступки и на­прягают Мир. Многие живут по пословице: «Мы люди тёмные: не знаем, в чём грех, в чём спасение». Чем соз­нание уже и чем меньше у человека любви в поступках, мыслях и чувствах, тем больше он создаёт напряжений, которые, в свою очередь, могут к нему вернуться про­блемами и страданиями.
Например, человек строит дом, испытывая к соседям равнодушие или конфликтуя с ни­ми. Это, как правило, аукнется сложными отношениями с ними, мелкими и крупными неприятностями. Есть народ­ная мудрость: «ласковый телёнок двух маток сосёт». Она говорит о том, что добрый человек создаёт вокруг себя пространство любви, в котором его поступки не создают напряжений и становятся созидательными, при­тягивая к нему всё положительное из Мира.
Таким образом, возникшие напряжения, и тем более страдания, после того или иного шага человека — это сигнал о том, что в этом шаге, в действиях недоста­точно любви. Следовательно, ошибку необходимо как можно скорее исправить. То есть, страдания необ­ходимо рассматривать как сигнал к дейст­вию, к поиску ошибок, к их исправлению, к переходу в новое состояние любви!
Да, страдания как сигнал к действию, к любви можно назвать благом, но, как средство очищения, «отработки кармы» — это уже явно не благо, по крайней мере, это не лучшее средство! Безоговорочное принятие страданий приводит к тому, что человек не учится на ошибках, не извлекает из них пользу и, поэтому, всё бо­лее погружается в страдания. В конце концов, он прихо­дит к такому состоянию, когда без посторонней помощи ему выбраться довольно сложно, и он начинает про­сить.
Клеймо изначальной греховности давит и помогает ещё быстрее погружаться в страдания. И вот человек уже просит помощи у врача, у государства, у каких-то потусторонних сил, у Бога. Страдания могут нравственно возвышать и личность, и нацию, но только до опреде­лённого предела. Это может быть только какой-то этап, причём очень индивидуальный и короткий. Далее стра­дания разрушают и личность, и нацию.
Принимая помощь извне, человек, в принципе, не мо­жет избавиться от страданий. Он может их облегчить, отодвинуть в будущее, поделиться с ближним, но изба­виться от страданий дано только через приобретение свободы (в первую очередь, внутренней); тонкое ощу­щение Мира (сигналов об ошибках); раскрытие любви (во всей её полноте); активные творческие действия по выходу из ситуации. Причём, любовь здесь — основа, фундамент жизни без страданий.
Ричард Бах в повести «Единственная» пишет: «Каждому из нас при рождении дают глыбу мрамора и резец скульп­тора. Мы можем таскать эту глыбу за собой (как крест свой), так к ней и не прикоснувшись, мы можем раздро­бить её в мелкую крошку, но в наших силах создать из неё великое творение красоты».
Человек приходит на Землю для преобразования себя и Мира, для приобре­тения опыта души. Это можно претворять в жизнь, как через страдания, через самопожертвование, так и через радость, через счастье! Кто какой путь выбирает. На мой взгляд, человеку нужно отвергнуть жизнь со страдания­ми и взять за основу тождество: жизнь — это счастье!
Страдания чаще всего озлобляют сильного человека и душевно опустошают слабого. «Боль или другое стра­дание, если они продолжаются долго, вызывают подав­ленность и понижают способность к деятельности» (Ч. Дарвин). Правда, бывают случаи, когда люди запрограм­мированы какой-либо идеей, и тогда они могут принимать страдания радостно, идут сознательно на смерть. Таких примеров известно много в истории.
Религиозное мировоззрение также может отвергнуть «греховную плоть» и сознательно отправить человека на страдания. Недаром большая часть святых — великому­ченики. Религии говорят, что страдания возвышают ду­шу, помогают «разорвать путы бренного мира и достичь Бога».
Во всех культурах страдания играют важную роль в воспитании (через наказания). Во всех государствах на воспитание человека тратится значительно меньше средств, чем на содержание аппарата наказания (суды, тюрьмы, силовые структуры...).
Государству и религии просто необходим страдающий человек, иначе о ком они будут заботиться? Но за эту заботу они через труд, на­логи, десятины и пожертвования создают роскошь и бла­га всей религиозной и государственной иерархии. Сча­стливому человеку все эти надстройки в большей степе­ни не нужны.
Страдания могут нести различные функции. Они мо­гут быть пассивными или активными, вызывать чувство подавленности или желание преодолеть страдания. Пе­реживание вины может вести к извлечению уроков, к са­мосовершенствованию или к самоистязанию, увеличи­вающему духовный кризис и круг страданий. Исходя из этого, весь объём страданий можно поделить на не­сколько составляющих.
Во-первых, тяжёлые формы страданий души и тела, связанные с болезнями, со смертью. Эта форма страда­ний несёт в большей степени вред человеку, порождая в нём сильный всплеск негативных чувств и мыслей. Это о таких страданиях говорил Д. Андреев, что они являются пищей демонических сил. Согласитесь, преждевремен­ная смерть близких, аварии и катастрофы, природные катаклизмы и войны, тяжёлые формы болезней, унося­щие жизни людей, не способствуют росту духовности, радости и счастья. Таким страданиям нет оправданий. Их не должно быть на Земле! Учитесь говорить «Нет!» таким страданиям!
Во-вторых, существуют более лёгкие формы страда­ний, которые, чаще всего, возникают при совершении ошибок и неправильной реакции на сигналы Мира. Часто человек увеличивает страдания свои и близких, имея те или иные заблуждения, в том числе, религиозные. Эти страдания можно использовать для научения, для при­обретения опыта, но кто не сделает этого, тот может пе­рейти к тяжёлым формам страданий.
К сожалению, большинство людей широко использу­ют в своей жизни такую форму страданий. Пропустив знаки и сигналы об ошибочных шагах, напрягающих Мир, человек продолжает идти в этом же направлении и по­лучает проблемы. Нужна определённая духовная гра­мотность, чуткость восприятия Мира и желание уйти от страданий. Постепенно каждому человеку необходимо набирать опыт души не через страдания и решать свои задачи, не принося в жертву своё здоровье и счастье.
В-третьих, имеется ещё форма страданий, вызван­ных чужой болью, страданиями людей, природы. Это так называемое сострадание. Сострадание — это необходи­мое качество человека, опирающееся на его доброту и любовь к людям. Очень часто, видя чужие страдания, человек сам их испытывает. Он мучается, расстраивает­ся, переживает, рассказывает другим об этих страдани­ях. Но таким образом не поможешь, а если и будет по­мощь, то она незначительна. Происходит перерас­пределение страданий между страдающим и состра­дающим.
Истинное сострадание не только в ощущении боли другого, но, главное, в стремлении облегчить или убрать её! Создавать вокруг себя всё большее пространство любви — вот задача сострадающей души. И в этом про­странстве любви все страдания будут уменьшаться или исчезать вовсе.
В-четвёртых — страдания любви и муки творчества. Это высокие страдания, но и они иногда приводят к более серьёзным страданиям и даже к гибели людей. Если в люб­ви есть страдания, например, ревность, обида, агрессия, то, следовательно, любовь не раскрыта полностью, и в ней присутствуют «примеси». По мере роста любви, будут уходить страдания. Это относится и к творчеству.
Не нужно валить в кучу все виды страданий и, на ос­нове полученного ассорти, делать выводы о необходи­мости или ненужности страданий. Каждый вид страданий необходимо рассматривать отдельно, причём, для каждо­го человека границы между видами страданий свои. И тогда будет понятно, какие страдания являются пищей демонических сил, являются препятствием на пути к Ис­тине, а какие рождают «свет несказанный», становятся ступенью к её постижению.
Следует рассмотреть ещё одну сторону страданий, которая открывается, когда задаётся вопрос: кому это выгодно? Оказывается, есть структуры, отдельные сущ­ности и люди, для которых страдания других, а нередко и свои, становятся источником жизни. Если страданий много, то происходит не только привыкание к ним, они могут привести к садизму и мазохизму.
Таким образом, рождаются структуры, живущие за счёт энергии страда­ний, испытывающие наслаждение от страданий. Как го­ворится: чем хуже, тем лучше. Так поступают, например, некоторые политические деятели и партии, создавая на­пряжение в обществе, вызывая недовольство, негатив­ные эмоции, энергией которых они питаются и на этой основе развивают свою деятельность.
К сожалению, существует ещё много сил, заинтере­сованных в увеличении страданий. К ним относятся и религии. Согласитесь, в церкви чаще всего ищут утеше­ние, облегчение боли и страданий. Счастливый человек редко идёт в церковь. Отсюда и стремление убедить че­ловека в его изначальной греховности, в неизбежности страданий и даже в их полезности.
Рамакришна говорил: «Некоторые христиане и брахманисты видят всю рели­гию в понятии о грехе. Их идеалом благочестия является тот, кто молит: «О Господи, я грешник, смилуйся, отпусти грехи мои!» Они забывают, понятие о грехе отличает первый и низший этап духовности... люди не отдают себе отчёта в силе привычки. Если вы будете вечно говорить — я грешник, вы останетесь грешником навсегда».
Как же облегчить свои страдания? Как научиться жить без страданий? Рассмотрим несколько психологи­ческих приёмов, своеобразную бытовую психотехнику, позволяющую облегчить страдания. Так, преодолеть страх помогает анализ и объяснение ситуации, под­бадривание, а иногда и мысли о более серьёзных ситуа­циях («могло быть хуже»). Эти методы позволяют добить­ся нужного поведения в критических ситуациях, но не устраняют причин страданий.
Существует «бытовой» способ преодоления горя — плач, разряжающий жалость к себе. Это очень рас­пространённая форма защиты, но это — иллюзия любви к себе. Жалость к себе одновременно парализует волю и, в конечном итоге, обостряет одиночество. Наверное, единственный положительный момент жалости к себе — это то, что происходит разрядка и отрыв от ситуации. Любовь к себе исключительно важная часть духовности, но она не должна переходить в жалость, а должна фор­мировать базу для активной помощи себе.
Самый простой способ преодоления страданий — это уход от них, отвлечение. Чаще всего, это работа, выпивка, развлечения, а также следование афоризму «время лечит» — терпеливое ожидание, когда страдания притупятся. Здесь также присутствует положительный элемент, но та­кие приёмы, опять же, не устраняют причину страданий.
Существует распространённый способ преодоления страданий — самооправдание. Негативный момент само­оправдания — самообман, то есть, нехватка внутренней честности называть вещи своими именами. Таким обра­зом, человек необъективно оценивает происходящее, сужает поле зрения, не находит истинную причину си­туации, что вызывает неправильные поступки и закла­дывает базу для будущих страданий.
Все рассмотренные варианты не избавляют от стра­даний, а только смягчают их остроту. Для того чтобы постепенно уйти от страданий в своей жизни, необходи­ма активная позиция по отношению к ним. Первое, что необходимо сделать, особенно в тяжёлых ситуациях, — это выйти из состояния депрессивного паралича.
Необ­ходимо понять, что бесполезно тратить силы на негатив­ные переживания. Нужно подняться над ситуацией, взглянуть на неё, как бы, сверху. Оценивая ситуацию, не­обходимо понять: реальна она или надумана. Например, пугающая ситуация может и не наступить. Зачем же «умирать» заранее? Нужно также помнить, что страх при­тягивает опасность, и что в любой ситуации существует возможность облегчить её.
Второе — помните, что в человеке всегда есть си­лы для преодоления любой проблемы, для решения любой задачи!
Третье. Для избавления от страданий очень важно умение поставить точку. Незавершённая ситуация вле­чёт продолжение страданий. Например, при пережива­нии чувства вины или сожалений об упущенных возмож­ностях, в голове всё время крутятся мысли: «Как надо было себя вести?», «А может быть, так...?»
Чтобы прекра­тить это самобичевание, необходимо вспомнить, что вы имеете право на ошибку! Но при этом, необходимо быстрее осмыслить происшедшее, найти причину и сделать выводы. Помните: человек творец своей судьбы!
Рассмотрим последовательность действий при воз­никновении каких-то проблем и страданий. Необходимо осознать, что Вами допущены ошибки, которые и при­вели к такому состоянию. Сначала попытайтесь найти ошибки в отношениях с самыми близкими (с мужем, с женой). Проанализируйте, как складывались отношения за месяц до события, за полгода, за год. Возможно, на­растали какие-то сложности, были срывы, допущены серьёзные проступки... (Этот путь приведения в порядок своих тылов необходим всегда, при любой проблеме: будь она в здоровье или в финансах...).
Найденные причины, а их может быть несколько, не­обходимо исправить. Каким образом? Иногда достаточно просто осознать допущенные ошибки, и проблема будет уходить. Иногда, требуется попросить прощения за соде­янное, пойти на сближение, проявить в какой-то форме любовь. То есть, использовать все возможности для улучшения отношений Пары. Такие шаги обязательно окупятся сторицей!
Если в отношениях Пары Вы не нашли заметных причин, то следует рассмотреть второй круг — отношения с детьми. Здесь также надо проанализировать события и устранить найденные ошибки. Далее необходимо поис­кать ошибки в отношениях с родителями и родственни­ками. Проблемы могут быть давние, например, в по­следнее время возникали воспоминания о каких-то со­бытиях, связанных с родителями (даже если участников тех событий уже нет на этом свете).
Необходимо макси­мально честно разобраться, осознать свои ошибки. Следующий круг — друзья, коллеги по работе. Во взаи­моотношениях с ними могут быть какие-то причины Ва­ших проблем. Вспомните неординарные события, неожи­данные встречи, предшествующие вашим проблемам, — там также могут находиться причины.
В некоторых случаях, требуется проверить ещё и влияние циклов с периодичностью 1, 3, 5, 7. На некоторых действует ещё цикл с периодичностью 2. Что это зна­чит? Например, человек попал в аварию. Необходимо вспомнить, что происходило месяц назад, два, три, пять, семь? Затем: год назад, два, три, пять, семь? Возможно, Там Вы найдёте какие-то ошибки.
Проанализировав, таким образом, круг за кругом, свои взаимоотношения, Вы наверняка обнаружите ошибки, ко­торые стали причиной Ваших проблем и страданий. Чем искреннее, честнее Вы осознаете причины проблем в себе, тем быстрее почувствуете облегчение. Оно может наступить сразу, в момент осознания или через какое-то время. Чем дольше были страдания, тем дольше, как правило, они уходят.
Конечно, для некоторых, выпить таблетку, сделать укол, лечь под скальпель проще, чем провести такую работу сознания и души. Но предложен­ный метод не только бесплатный и самый эффективный — он гарантирует устранение причин. То есть, страдание уже не повторится в таком виде и не станет тяжелее.