Джагдиш Сергей Дмитриевич,
Влияния и связи, 2000 |
|
ОГЛАВЛЕНИЕ Глава I. Скрытые эволюционные пси-возможности Сознание определяет социальную роль Поток осознанности существования Энергия максимального значения Глава II. Точечная и вибрационная осознанности, как
инструменты влияния Вибрационная осознанность Пространству вопреки Вибрирующая энергия Энергетическая целостность Глава III. Приёмно-передающие системы человека Приемно-передающая система человека Скрытое от наших глаз Сенсорно-субсенсорный человек Субсенсорно-подсознательная проекция Взаимодействие энергетических оболочек Глава IV. Субсенсорные
взаимодействия в обыденной жизни Родители и дети Излучения человека, как фактор коммуникации Навязанные ощущения Чужая воля Сохранение энергии в ситуациях обыденного общения Глава V. Влияние и психологические проблемы Снаружи то, что глубоко внутри Аккумуляция и пси-способности Энергия позвоночника и психокоррекция Доминирование центра и характер человека Проблемы людей с большим потенциалом Почему адепты религий становятся нищими Глава VI. Возможности пси-влияния через
энергетические центры Ассоциативная таблица Помощь на вибрационном уровне Пять составляющих аккумуляции Дилемма о жизни Личный банк веры Эпосы о центрах «Почём опиум для народа?» Аккумуляция энергии помещения Глава VII. Основные каналы влияния современного
человека Приемно-передающие системы современного человека Область третьего центра Область третьего центра в коммуникациях Три составляющих индукции О природе мысленного воздействия Семиступенчатый метод реализации цели Область шестого центра Опасность экспериментов с энергетическими центрами Глава VIII. Влияния на третьем и четвёртом уровне
осознанности Три уровня предшествующих сигналов Степень ответственности и язык жизни Интуиция — основной метод целостной осознанности Четвертый уровень осознанности Трансляция Третья сигнальная система |
«Почём опиум для народа?» Что такое медитация?
Какую роль играет медитация в процессе энергетической трансформации человека?
Не ответить на эти два вопроса — означало бы проигнорировать одну из самых
сложных проблем психологии эзотерического. Слово «медитация» сейчас
пропагандируется везде и всюду, большинство современных психотерапий включают
такую практику, как медитация. Я не говорю уже о повальном использовании
медитации всевозможными сектами и основными мировыми религиями. Впрочем, они
не всегда называют это медитацией. Что же такое медитация? —
определенного термина по этому поводу не существует вообще. Само слово
«медитация» произошло от английского — «размышление». Хотя медитация ничего
общего с размышлением не имеет, а скорее, наоборот, связана с не мышлением. На Востоке такого
термина, как медитация, не существует. А так же, нет и какого- либо одного
термина, адекватно отражающего европейское слово «медитация». Общепринятым,
в среде занимающихся этим вопросом, принято подразумевать под медитацией
некую форму визуализаций и отчасти сосредоточения, направленную на самые
различные цели, как на терапевтические, так и на религиозные. Это могут быть процессы,
развивающие когерентность полушарий, техники, нацеленные на взаимообмен
сознательного и бессознательного, на достижение спокойствия и гармонии. В
религиозно-мистическом смысле это могут быть техники концентрации и молитвы
на какого-то идола (святого), или на идеал вообще, на определенное чувство,
на чакру в теле, на свечение и т.д. Так могу ли я говорить
объективно, используя термин «медитация?» Конечно же, нет! Рассказывая о
медитации, я рискую уйти в оторванные от практической реальности абстракции.
А ведь психотехнологии современных религий и
течений — это не абстрактные, а вполне конкретные приемы. В принципе, любой процесс
медитации включается в термин, который в йоге называется самьяма.
Но, опять-таки, каждая из техник отражает только одну позицию самьямы или даже меньше того. Так что, такой способ
объяснения также не подходит. Что касается терминологии
шестидесятых и взгляда на термин «медитация» последователей New-age, то они воспринимают медитацию вообще, как
переживание определенного ощущения и развитие такового. Единственно правильным
решением для нас было бы вообще отказаться от термина медитация. Поскольку в
данной теме мы анализируем медитацию, происходящую в религиозно-мистических
структурах, то дадим независимое общее определение. Медитация — это процессы
сосредоточения, которые приводят к духовной трансформации. Эти процессы происходят
по-разному. Возьмем, к примеру, православие. Когда вы заходите в храм, вы
слышите монотонно повторяющееся пение, видите множество зажженных свечей,
можете быть увлечены религиозным действом — всё это вызывает в человеке
медитативное состояние. Когда человек ощущает себя маленьким, грешным
существом, стоящим где-то у ног Бога. Психотерапевты очень
резко критиковали эти процессы, называя подобные ритуалистические действия
опиумом для народа. Практически большинство психотерапевтов, особенно
советских, говорят о православном христианстве, как о процессе, в котором
человек подвергается гипнозу. Стоит вспомнить одного
только профессора Рожнова, титана советской гипнотерапии, автора знаменитого
руководства по психотерапии, по которому училось целое поколение врачей-психотерапевтов.
Им написано множество книг, разоблачающих, так называемые, религиозные чудеса
и суеверия. Как вы знаете, гипноз —
это разлитое торможение в коре головного мозга, с бодрствующими очагами,
поддерживающими раппорт. И действительно, очень много общего между гипнозом и
религиозным ритуалом, между самовнушением и молитвой. Те же самые монотонно
повторяющиеся раздражители. Те же самые мышечные явления, подобные
каталепсии. Но ведь и сам гипноз —
тема до сих пор глубоко неизученная. Изученная в
достаточной степени, но насколько глубоко? Сейчас всё большее количество
психотерапевтов склоняются к термину «транс», выражающему измененное
состояние сознания. Благодаря замечательному,
гениальному психотерапевту Милтону Эриксону,
методики наведения транса стали доступны многим. Метод Эриксона
настолько тонок, что требует, помимо устойчивых отработанных паттернов, еще и
внутреннего таланта к этому методу. Хотя, года два назад,
разговаривая со студентами МЭУ, я спросил их: «ну, как, работает технология Эриксона?» «Да, — ответили две студентки, — сегодня мы
таксиста на спички развели». Перевожу: «Проехались бесплатно, заякорив его
состояние через обычные спички. Но, как говорят в народе, «хрен редьки не
слаще». Некоторые психологические
школы так увлекаются трансами и придают им такую сверхзначимую
терапевтическую ценность, что умудряются давать очень смешные специализации.
Например, у меня есть такая специализация как «трансактолог».
По моему мнению, это настоящая и откровенная профанация такого рода знаний. Кто такой
врач-психотерапевт, я понимаю, кто такой клинический психолог — тоже понятно,
но трансактолог? Очевидно, подразумевается человек,
очень преуспевший в науке о наведении и использовании трансов. Мне это
кажется смешным. Но психологи всё больше
увлекаются психорелигиями, создавая свои религии
внутри психологии и психотерапии. Они могут называться как угодно: НЛП,
психоанализ и т.д. Одно в них схоже — это необъяснимая увлеченность такого
рода практиками самими психологами. Что, собственно, ставит под сомнение их
квалификацию. Гипноз, различные формы
транса, или суггестии, имеют место быть в религии, и являются ее
инструментом, в этом нет никакого сомнения. Я очень уважаю
мнение профессора Рожнова, но мне кажется, этот процесс использования
религией трансовых состояний нужно исследовать
глубже. Зачем мистикам и религиям
использовать такого рода трюки? Если внимательно проанализировать, то можно
найти в этом смысл. А смысл таков — о Божественном
невозможно сказать! Верно и то, что Божественное нельзя пережить человеку
неподготовленному. Как известно из
Евангелия, Савл сразу ослеп, как увидел явление
Бога. «Савл встал с земли, и с открытыми глазами
никого не видел». (Деян.9:8) Но ведь, как-то же
можно дать почувствовать хотя бы подобие, или жалкую копию Божественного
обыкновенному человеку. Именно для этого мистики
и религиозные лидеры используют трансовые
технологии. Они даже не знают, что это так называется. Подобные приемы
введения человека в транс формировались столетиями, а иногда и более того. В действительности, если
рассматривать таковые приемы даже самых различных верований, то они абсолютно похожи друг на друга, если убрать идеологию и
оставить сам процесс и механику воздействия. И не все таковые методы так уж
плохи. Хотя бы один раз испытав подобное, человек загорается духовным поиском.
Став наркоманом от религии. Что, собственно, и является целью самой религии.
Может быть, с помощью этого, он обратит внимание на свою душу, станет чуть
более осознанным. Конечно, сама глубина транса варьируется и увеличивается,
по мере освоения метода. Возьмем для анализа
православное христианство. Первый уровень я бы назвал внешним. Это
переживание необычных состояний в храме, посещение служб. Когда этот уровень
закрепляется, то идет более глубокая проработка, молитвенное правило для
мирян. На втором уровне человек
входит во вкус и, возможно, после, уходит в монастырь. В монастыре, заметьте,
меньше отвлекающих моментов, и цель более направленная.
Там начинается путь умной молитвы. Умная молитва начинается с читательной, когда человек только повторяет ее постоянно,
сутками. Заметьте, уже постоянно!
Какова же должна быть степень зависимости? Далее следует самодвижущаяся, то
есть умная молитва, которая, как бы, сама с легкостью произносится в сердце.
Следующим этапом молитвы идет умносердечная
молитва. Вот что сказано в
поучениях св. отцов по ее поводу: «предстой перед
богом только сердцем без какого-либо образа в уме». На последней стадии умная
молитва называется духодвижной. В некоторых
источниках ее называют созерцательной. Она отличается тем, что
происходит уже в духе. И человек в этой молитве не в состоянии противостоять
восхищению, которое он испытывает. Заметьте: не в состоянии противостоять
восхищению свыше! Такого рода практика,
когда ей занимаются целенаправленно, называется в православном христианстве
Исихазмом. Исихазм переводится как безмолвие. То есть, это безмолвное житие в
созерцании. То есть, наше понимание христианства в границах поклонов и
крестного знамения — ошибочно. Как и все другие религии,
православие имеет очень глубокие корни. Многие оккультисты,
выступая против православия, показывают свою крайнюю необразованность в
области методов и приемов православия. Это уникальная,
сложившаяся веками система, близкая к запросам русского народа, склонного к
директивно-утешительным поучениям. И видимо, это наиболее сильно
гармонизирует депрессивность русских людей. Как видите, транс,
используемый религиями — это не просто отвлеченный метод, а метод, направленный
на слияние со своим религиозным идеалом. И этот транс приносит-таки
определенные результаты. Сужаются информационные
каналы. Однонаправленность сознания создает
информационный вакуум, так как человек получает очень мало информации извне.
И это создает очень тонкую настройку, которая позволяет святым людям обладать
паранормальными способностями. Святые могут читать
мысли, предвидеть будущее и т.д. И православные святые не менее искусны в
этом, чем восточные гуру. Я вообще склонен видеть равенство всех религий. Всё
зависит от нашего понимания самого процесса. Я гостил достаточно долгое
время, проживая в трех различных православных монастырях. Это обогатило меня
духовно. И я воочию видел, как старцы-схимники (монахи, достигшие преклонных
годов) предвидели будущее и читали мысли собеседника. Но может ли активный
человек, который вовлечен в жизнь общества, пребывать в подобном трансе?
Конечно же, нет. Человек, вызывающий или
экспериментирующий с подобными состояниями, рискует потерять всё. Вы не сможете
быть в самадхи (состояние отсутствия субъекта
концентрации) и ходить на работу! Это взаимоисключающие процессы. Именно
поэтому последние десять лет я искал пути, способные донести знания до
обычного человека. Не для кого-то. Я искал для себя. Считая себя активно
вовлеченным в современную социальную среду, я пытался найти хоть что-то
совместимое с ней, что позволило бы добиться пусть скромных, но результатов. При всём моем бесконечном
уважении и к православию, и к другим мистическим толкам, я не мог применить
их методы к реальной жизни, требующей активной работы ума, активной работы
материальных, можно сказать низменных мотиваций, постоянного общения и
совершенствования своих профессиональных навыков. Сейчас мир развивается
так быстро, что, упустив даже три месяца в своей профессиональной
деятельности, человек становится значительно менее
квалифицирован. А зачем, позвольте спросить, нам мистические знания,
которые мы не можем применить или хотя бы приспособить к жизни? Можно, конечно, формально
следовать обрядам и прочему, но формализм не приводит к результату или
действительно правдивому поиску. Это создает внутреннюю ложь. Как бы ни были прекрасны
методы суфийских мусульман, как
бы не глубоки были методы православных христиан, и как бы ни безмолвна
была медитация ламаистов, но это безмолвие, и эту духовную красоту нужно
как-то удержать в жизни, а не в трансе! Вот в чем вся суть проблемы с медитированием. Вы можете медитировать,
чтобы почувствовать вкус Божественного, но это всего лишь результат метода. А
необходим результат, который вы получаете не от переживания транса, а
исключительно ваш. Если вы выпьете
транквилизатор — вы будете спокойны. Если вы медитируете — вы тоже будете
спокойны. Но что будет, когда у вас будут отняты и транквилизаторы, и медитация.
Да вы будете таким, какой вы есть, всё спокойствие улетучится. Поэтому, я считаю, что
изменение человека начинается именно с того момента, когда он принимает себя
таким, какой он есть. Мы можем изменить себя сами, не прибегая к опиуму для
народа. Это изменение начинается с вашего искреннего желания быть более
осознанным. В этом ключ моего метода — развитие осознанности. Когда человек осознан,
энергия, уходящая на механические привычки, перестает расходоваться. И
направляется вовнутрь, преображая человека. Это не мешает его жизни, скорее
наоборот, удовлетворяет тем двум требованиям безопасности и комфорта, которым
следуют сейчас большинство людей. Эти исследования привели
меня к раскрытию приемов, развивающих третью сигнальную систему. Психология эзотерического пытается объяснить ситуацию, как можно
правдивее. Пользуясь старыми подходами к медитации и однажды испытав самадхи, вы перейдете черту, которая не позволит вам
вернуться в общество. Лучше следуйте
формально-догматическим верованиям — это безопасно, и это утешает. Только, в
последнем случае, внутренняя правда и понимание
будут навсегда скрыты от вас. Продолжая развивать тему
о медитации, можно обобщить также и некоторые восточные подходы. Все они
сводятся к тому, что человек раскроется духовно, если освободится от давления
чувств и ума. Странный подход, не
правда ли? Освободиться от чувств и ума. Зачем тогда раскрываться духовно,
когда вам уже ничего не будет надо от жизни, и вы станете освобожденным? К
чему приводит подобное медитирование? К тому, что
вы станете как пень с глазами. В общем-то, во всех
случаях верного медитирования,
вы станете именно таким. Ведь правильный результат от медитации — это
освобождение от чувств и мыслей. Вот вы и освободитесь! Ступор — это цель
медитации в понимании многих, веками сложившихся школ Востока. Всё стремятся стать
чистыми. Для чего? Что вы будете делать, когда станете чистыми? Что вам будет
интересно? — Мир духа? Но тогда, есть только один способ реализовать свой
интерес — смерть. Может, лучше умереть тогда сразу? И не мучить себя
медитацией? По этой причине и в
сектах, и в результате религиозной практики, некоторые люди сходят с ума и
совершают самоубийство. Или уходят в монастыри, или попадают в дурдом. Слишком сильная диссоциация. Это очень печально.
Такое происходит потому, что люди невнимательны, когда изучают подобные
предметы. Одна из целей этой книги
— развить внимание и бдительность человека к подобным влияниям. Прежде чем
медитировать, подумайте, а стоит ли? Может, после месяца медитации этот мир
разочарует вас и будет вам не мил? Потому что переживания
медитации или молитвы очень сильны, сильны подобно наркотикам, они делают вас
практически светящимися и блаженными изнутри. Но вас подстерегает внешний мир
с его проблемами и заботами, с его негативными проявлениями. Вы будете раздираемы
противоречиями: или свет внутри, или агония снаружи. Зачем вам подобные
эксперименты? Некоторые люди понимают это, именно из-за этого процесса борьбы
агонии и блаженства религия непопулярна в современном обществе. Людям легче занять
устойчивую позицию и сказать: «я не хочу этого, я не верю», или — «я верю в
себя», или еще что попроще. Определившись, человек
обретает устойчивость, — и это правильно. Потому что современный человек
будет успешным только тогда, когда его взгляд на мир будет совершенно
определенным и конкретным. Определенность легче
достигается, когда цели человека сосредоточены вокруг осязаемых вещей. Но
чаще всего, в духовном поиске участвуют люди диссоциированные,
слегка шизофреничные, поэтому их поиск напоминает
поиск со всех сторон: они то медитируют и молятся,
то читают и осознают, и так бесконечно. Такие люди склонны
совершать еще одну ошибку — индульгировать в
медитативное состояние. Что это означает? Допустим, в результате определенных
усилий человек, всё же, добился какого-то проблеска сознания, но вот что
плохо, он начинает автоматически зависать на нем. Стремится испытывать его
всё больше и больше, как будто это конечная цель. Но это не так, его ум
просто увлекся новым состоянием. И всё время, пока ум увлекается — это
потерянное время для ищущего. Нет элемента
осознанности. Такая медитация хороша, чтобы укрепиться, так сказать,
закрепить свое понимание нового духовного переживания. Но с момента
понимания, человек больше не нуждается в подобном индульгировании.
Даже на пути
осознанности, когда энергия собирается и движется по позвоночнику вверх, человек
испытывает определенные переживания трансформации на каждой чакре. Он может просветлеть на первом центре и быть
довольным своим телом, своей подвижностью и уверенностью. Он может просветлеть на
втором центре, поглощаясь эмоциональной тишиной и гармонией. На третьем
центре, когда испытывает нескончаемый приток силы и веры. На четвертом, когда
он переживает мир любви и покоя. На пятом, когда он переживает непрерывное
вдохновение. И так далее. Но все эти состояния —
это не конец пути. Можно использовать медитацию, чтобы закрепить понимание
этих ощущений, но не более того. Необходимо избегать инертности этих
состояний. А где же конец пути? Конец пути — это знание обо всём этом. Медитация
— это один из наркотиков духовности. Инертность,
в которую входит человек, получая новое переживание, может остановить процесс
его самосовершенствования. Святые
и мистики, за счёт однонаправленности сознания в
медитации или молитве, блокировали информацию внешнего мира, тем самым,
добиваясь паранормальных способностей. Такой метод
совершенно перечеркивает социальную жизнь. Путь
осознанности — рекомендуемый путь. |