Лиз Бурбо Слушай свое тело – снова и снова! |
|
Содержание Часть 1. Иметь Глава 2. Иметь ожидания Глава 3. Иметь зависимости Глава 4. Иметь красивое тело Глава 5. Иметь деньги и материальные блага Глава 6. Иметь детей Часть 2. Делать Глава 8. Принимать позицию жертвы Глава 9. Доставлять удовольствие Глава 10. Переходить к действию Глава 11. Делать зеркало Глава 12. Расстаться Глава 13. Жить в настоящем времени Часть 3. Быть Глава 15. Чувствовать и понимать Глава 16. Прощать себя Глава 17. Быть хозяином своей жизни Глава 18. Быть свободным Глава 19. Быть интеллигентом Глава 20. Мужское и женское начала Глава 21. Быть богом |
Глава 19. Быть интеллигентом Я думаю, что глава об
интеллигентности очень нужна, потому что многие люди не подозревают о
существовании различия между интеллигентностью и «интеллектуэнтностыо». Это
последнее слово сконструировал Дэниел Кемп, автор книг о «тефлоновых» детях.
Я полагаю, что это слово превосходно выражает то, что я собираюсь сказать. Человек «интеллектуэнтный»
— это тот, кто неизменно полагается на свой интеллект. Поскольку интеллект не
представляет собой ничего, кроме памяти, то все, что этот человек
зарегистрировал в своей памяти, и составляет его истину. Когда он что-то
делает или говорит, то им полностью управляет его интеллект, то есть то, чему
его научило его прошлое. Это не значит, что нам
следует игнорировать наш интеллект. Наоборот, он нам очень полезен — как
инструмент, средство обучения и справочник. С другой стороны, с наступлением
эпохи Водолея человеческие существа должны больше полагаться на свою
интеллигентность таким образом, чтобы постепенно свести на нет власть,
которую они предоставили своему интеллекту. Что я понимаю под
интеллигентностью? Человек интеллигентный —
это тот, кто обладает способностью понимать «с ходу», действовать спонтанно,
синтезировать, знать, что делать и что говорить в нужный момент. Он живет в
настоящем мгновении, потому что ему нет нужды готовиться заранее и
беспрерывно рыться в памяти ради того, чтобы хоть как-то действовать. Если ему нужно кому-то
что-то сообщить, он знает, что его интеллект накопил достаточно сведений и
прошлых опытов и надежно послужит ему, когда придет время обратиться к
адресату. Он мало обдумывает предстоящие действия или дискуссии: он полностью
полагается на своего внутреннего БОГА, на свою интуицию. Он не отказывается
от запасов, накопленных его интеллектом, но, с другой стороны, не позволяет
этим запасам, то есть памяти, диктовать ему поступки или высказывания. Случалось ли тебе вознамериться
что-то сказать или сделать и тут же вспомнить, что именно такие слова или
действия уже когда-то создавали тебе проблемы? А тихий внутренний голосок
подбивал тебя попробовать еще раз? Если ты не решился пробовать из-за того,
что боялся столкнуться с теми же неприятностями, которые возникали когда-то,
значит, ты действовал как человек интеллектуэнтный. Твой тихий голосок
исходил от твоей интеллигентной части, которая пыталась сообщить тебе, что
две ситуации, которые на первый взгляд казались идентичными, в
действительности таковыми не могут быть, потому что обстоятельства,
окружение, другие лица и ты сам уже не те, какими были тогда, в прошлом
опыте. Все живое пребывает в
постоянном развитии и непрерывном преображении, хотя это не всегда осознанно
и не всегда очевидно. Интеллигентность очень
заметна у нынешней молодежи, у людей эпохи Водолея. Остановись и понаблюдай
за этими детьми: ты действительно увидишь, что означает быть интеллигентным.
Современная молодежь очень спонтанна и предпочитает учиться самостоятельно.
Она не боится экспериментов, не боится риска. С самого начала их
карьеры они могут быть чрезвычайно полезными любому предприятию, которое даст
свободу их изобретательности и творчеству. Они могут делать все или почти все
в сферах ручной работы, информатики, рисунка и многих других. Для них
достаточно нескольких минут, чтобы рассмотреть предложенную им задачу и вдруг
сказать: «По-моему, я это сделаю». И действительно, решение находится очень
быстро. Их таланты многогранны, потому что сами они интеллигентны и
интуитивны. Интеллигентные люди
знают, что для того, чтобы научиться танцевать, нужно танцевать. Почти все
они самоучки. Все, что необходимо, они черпают из книг, хотя знают, что
намного больше и быстрее добудут в процессе личного опыта. Я не раз наблюдала
молодых людей в возрасте от 20 до 30 лет, работавших в таком режиме, что
называется на подхвате, в рамках организации Слушай свое тело. Нередко эти
ребята заканчивали свою учебу с опозданием, с помощью курсов и книг. Зато
приобретенные знания входили в них органически, а не просто откладывались в
интеллекте. Еще один критерий
интеллигентности — гармония. Интеллигентный человек желает, чтобы все живущее
и окружающее его было гармоничным. Его привлекает красота, чистая природа,
гармония внутренняя и внешняя. Он не выбросит бумажку на дорогу, сидя за
рулем автомобиля, не сломает ветку или цветок от безделья, не нарушит
естественную красоту вещей. Он не желает ни малейшего
зла ни единому живому существу на планете Земля. Уже не первый год мы являемся
свидетелями нового движения в самых разных частях мира, побуждающего массы
людей с большим вниманием относиться к нашей планете, соблюдать принципы
экологии, — тогда мы сможем жить в здоровой экосистеме, где человек ощущает
себя гармоничной частицей великого целого, а не стремится в одиночку
удовлетворить собственное эго. В этом направлении ориентирует нас энергетика
эпохи Водолея. Человек интеллигентный,
стремящийся к гармонии, обладает повышенным сознанием своей ответственности.
Он признает логику и мудрость закона причины и следствия. Он знает, сколь
глупо критиковать других: что посеешь, то и пожнешь, только в большем
количестве; он знает, что так поступать — значит нарушать гармонию. Он ищет красоту в жизни и
принимает все меры к тому, чтобы окружить себя и любоваться только
прекрасным. Он знает, что красота и гармония стимулируют интеллигентность.
Человек, желающий жить в гармонии, не станет наносить вред другому существу
или портить что бы то ни было. Он уважает естественные ресурсы и использует
их интеллигентно; он уважает все, что живет на планете, и, одновременно с
этим, уважает свое тело и свое здоровье. Поскольку современные
дети очень открыты к интеллигентности, я советую тебе почаще употреблять это
слово в общении с ними. Вместо того чтобы читать им мораль, лучше спроси их,
считают ли они свое поведение интеллигентным, когда ведут себя тем или иным
образом. Пусть, например, твой
ребенок оставил в своей комнате полный хаос. Спроси его, считает ли он
интеллигентной жизнь в доме, где царит беспорядок и где поэтому ничего нельзя
найти. И насколько это было бы интеллигентно, если бы в его школе и в
магазинах, где он бывал, творилось бы то же самое, что и в его комнате. А
если бы так жили все взрослые во всем мире? Помоги ему понять, что он сам
первый осудил бы таких взрослых и считал бы их дураками и ничтожествами за
такое бестолковое и неинтеллигентное поведение. Ты можешь позволить себе
такие разговоры с современным ребенком только при условии, что в них не будет
морализаторского тона и что ты сам покажешь ему положительный пример.
Достаточно просто помочь ему осознать, что если его выбор — жить в логове,
вроде его комнаты, где очень мало гармонии, то последствия такого выбора
будет ощущать только он сам. Ты можешь требовать, чтобы в других комнатах он
уважал желание других обитателей дома жить в гармонии и порядке. Если его
выбор — беспорядочный стиль жизни, то это его дело, но только на своей
территории. Поскольку интеллигентное
существо стремится к красоте, то само собой понятно, что беспорядок для него
то же самое, что и уродство, неэстетичность. Замечал ли ты, что в наше время,
куда бы ты ни пошел — в ресторан, магазин, за город, — люди ищут красоту
прежде всего? Даже в городских трущобах предпринимаются значительные усилия,
чтобы сделать улицы более красивыми. Красивое окружение доставляет человеку
удовольствие и дает ему новые силы. И поскольку красота является самой главной
потребностью эмоционального тела, она способствует нашему хорошему
самочувствию и развивает нашу способность чувствовать. Полезность — еще одно
свойство, ценимое человеком интеллигентным. Его образ жизни, его
мировоззрение, его покупки, все, что его окружает, должно быть
целесообразным, полезным для него. Человек, накапливающий
без пользы, живет не в интеллигентности, а в страхе. Запасаться ненужными
вещами заставляет человека страх лишений. Чтобы выяснить, есть ли у тебя этот
страх, я тебе рекомендую произвести ревизию в твоих шкафах, буфете, гараже,
подвале, — словом, по всем углам. Проверь полезность всего, что ты там
найдешь, лишнее продай или отдай кому-нибудь, кто найдет этим вещам
применение. Такие твои действия будут означать, что ты перестал жить в
прошлом. Люди, с которыми ты
встречаешься, тоже должны быть полезными для тебя. Вообрази себе человека,
который считает, что его супруга (супруг) ни для чего не пригодна; могут ли
такие люди быть счастливы вместе? Советую тебе составить список всего того, в
чем тебе полезна твоя супруга (супруг). Я догадываюсь, что мой
совет вызовет у многих возмущение: они считают, что ожидать полезности от
своих супругов, детей, друзей может только эгоистичный потребитель. Ожидать
полезности и быть потребителем — очень разные, даже противоположные вещи.
Когда мы находим полезность в человеке, это побуждает нас еще больше ценить
его и искать способ выразить ему благодарность. Потребитель же пользуется
человеком, но не ценит его, а старается контролировать, чтобы еще больше
использовать. Для того чтобы определить
полезность людей, которые тебя окружают, ты должен идентифицировать то, что
они тебе дают в плане физическом, эмоциональном, интеллектуальном и духовном.
Я уверена, что, если ты не пожалеешь некоторого времени на это упражнение,
тебя ждут весьма интересные открытия. Определяя полезные для
нее качества ребенка, мать не должна допускать замечаний вроде следующего: «Я
не знаю, чем я Бога прогневила, что он наказал меня таким ребенком. Ты
совершенно бесполезен, ты меня раздражаешь больше, чем кто-либо другой».
Избегая подобных высказываний, ты убережешь ребенка от тяжелых переживаний
отвергнутого существа. Многие родители словесно таких комментариев не
выражают, но эта идея светится в их взгляде, когда они теряют контроль над
собой из-за неприемлемого для них поведения ребенка. Отведи достаточное время
на глубокий анализ своего окружения; ты откроешь, вероятно, много полезных
свойств в близких тебе людях. Самая замечательная их полезность заключается,
вне сомнения, в том, что они позволяют тебе играть с ними в зеркало и тем
самым лучше понимать себя через них. Эта техника чрезвычайно полезна для
твоего духовного развития и осознания. А обращаешь ли ты
внимание на огромное количество новейших изобретений, очень полезных нам в
нашем физическом мире? Меня всегда восхищает творческий гений человека. Эти
изобретения иногда на удивление просты, но они экономят нам массу времени и
усилий. Можно, таким образом, констатировать, что человеческая
интеллигентность продолжает развиваться! Когда тебе хочется что-то
приобрести, то очень важно спросить себя, почему ты этого хочешь и какая
будет польза для тебя от этой вещи. Если твое желание навеяно страхом, то его
осуществление повлечет за собой цепь проблем и отравит тебе существование. Не
таким путем тебе следует идти к внутренней гармонии. Стремиться добыть денег,
чтобы бросить работу, или искать себе супругу из боязни остаться одиноким на
всю жизнь — все это ложные мотивации. Если ты ищешь денег,
спроси себя, насколько они будут тебе полезны: помогут ли они тебе развить и
реализовать творческие способности, вырасти, расцвести? Здесь следует
применить тот же подход, что и при поиске спутника жизни. Ты должен спросить
себя, чем этот спутник будет для тебя полезен на уровне твоего бытия. Искать определенной
ситуации с целью избежать другой — признак того, что за твоими желаниями
прячется страх. Замечал ли ты в твоем
физическом мире, что, если какой-то вещью перестают пользоваться, она
начинает портиться? Если, например, ты бросишь автомобиль в поле и никто не
будет ни пользоваться, ни заниматься им, то он очень быстро выйдет из строя.
Не поднимайся несколько недель с кровати, и ты увидишь, насколько
атрофируются твои мышцы. Интеллигентный человек
склонен искать естественное, а не держаться за нормальное. Случалось ли тебе
сказать современному юноше (девушке), что так вести себя, одеваться или
разговаривать — ненормально? Я убеждена, что он дал тебе отпор — ответил, что
он и не думает быть «нормальным». Для сегодняшнего ребенка быть нормальным означает
вести себя как окружающие его взрослые и, следовательно, продолжать
поддерживать прошлое. А быть естественным для него означает жить в гармонии с
природой, жить в настоящем времени, быть самим собой. Нынешние взрослые люди,
когда им было не более семи лет, очень хотели быть естественными, но их
наказывали за это родители и воспитатели, приговаривая, что «так нехорошо».
По этой причине все они создали себе маски, чтобы скрыть свое естество. А
теперь им необходимы весьма серьезные усилия, чтобы вернуть себе естественное
состояние. Вместо того чтобы
принуждать современную молодежь вести себя по нашему образцу, было бы намного
интеллигентнее с нашей стороны помочь этому новому поколению сохранять и
культивировать естественные черты. Тем более что эти дети оказались куда
более упрямыми и настойчивыми, чем предыдущие поколения. Нужно признать, что
ими трудно манипулировать, трудно что-либо изменить в них или контролировать. С другой стороны,
нынешним детям необходимо приспособиться к миру взрослых, не искажая при этом
своей самобытности. Книжечка «Отношения родитель—ребенок» из коллекции
«Слушай свое тело» содержит информацию, которую я считаю необходимой для
успешного решения проблемы отцов и детей. Человек естественный
живет гармонично и интеллигентно. Быть естественным — значит развиваться в
соответствии с порядком, существующим в природе: принимать пишу, когда твое
тело ощущает голод, спать, когда хочется спать, отдыхать, когда устал. Быть
естественным — значит говорить что-то кому-то тогда, когда испытываешь в этом
потребность, а не предоставлять страху блокировать твои действия. Если ребенок говорит и
ведет себя естественно, то окружающие его взрослые обычно считают такое
поведение невежливым или неуважительным, потому что оценивают его по себе —
по тому, чему сами научились в прошлом. Это их интеллект сообщает им, что то
или иное слово или поведение некорректно. Прежде чем делать вывод о
том, что ребенок тебя не уважает, обязательно проверь это вместе с ним. Ты
можешь спросить его: «Я чувствую, что в твоих словах нет уважения. Ты так
выразился намеренно? Если бы кто-то другой вел себя подобным образом по
отношению к тебе, счел бы и ты это неуважением?» Обычно ребенок бунтует и
становится дерзким с родителями, когда они пытаются его контролировать. В это
время он входит в ту стадию, когда ему приходится решать, оставаться ли самим
собой или изменить свое поведение ради того, чтобы другим было приятно. Человек естественный
постоянно ищет нового опыта; он готов к переменам в своей жизни и совершенно
их не боится. Разница между желаниями
быть естественным и быть совершенным заключается в том, что человек,
стремящийся к совершенству, на самом деле ищет постоянства. И если ему
кажется, что он достиг совершенства, то фактически он считает, что вот такое
поведение или вот такое отношение и есть образец совершенства. У него очень
устойчивое мнение о совершенстве. Вместо того чтобы пытаться все делать
совершенным образом, человеку следовало бы стремиться к безупречности, имея в
виду, что такое стремление не ставит целью фиксацию своих представлений и
поведения. Вот пример,
иллюстрирующий разницу между поиском совершенства и поиском безупречности в
нашем физическом мире. Человек, стремящийся ко всему совершенному,
отказывается менять расстановку мебели, картин, безделушек и т. п. Все должно
оставаться в том порядке, который он определил как совершенный. Наоборот,
человек естественный, стремящийся к безупречности, всегда готов поменять свой
порядок, если увидит в этом больше пользы для себя. Для такого человека не
проблема поменять одежду, прическу, вести себя так, как захочется, — это его
дело. В своем развитии он никогда не ищет постоянства. Несколько меняя угол
зрения, мы можем узнать человека интеллигентного по его простоте. Я теперь
могу сказать, что причиной большого успеха той концепции, которую с первых
дней своего существования пропагандирует центр «Слушай Свое Тело», является
ее великая простота. Она легко воспринимается интеллектом и очень просто
внедряется в повседневную жизнь. Раньше меня несколько
обескураживали замечания многих людей о нашей «простоте» — простоте моего
учения и меня самой. Я никак не могла решить для себя, комплименты это или
нечто противоположное; ведь слово «простой» имеет и уничижительный оттенок,
намекающий на примитивность и глуповатость. Но когда я на практике убедилась,
что простота является признаком интеллигентности, то отбросила сомнения и
теперь сознательно стремлюсь к простоте и культивирую ее как в работе центра,
так и в личной жизни. Ты, конечно, не раз
замечал, как любит человек интеллектуальный усложнять вещи, когда пытается их
объяснять. Его знания так велики, что если уж он обращается к кому-либо, то
обязательно должен выставить их напоказ, да как можно полнее. Его объяснения
длинны и сложны, и очень трудно понять, к чему они. Чем более интеллигентен
человек, тем труднее ему следить за мыслью такого мудреца. Вместо того чтобы
вежливо слушать, когда ты уже перестал что-либо понимать, останови его и
скажи, что потерял нить разговора; попроси его вернуться к фактической
стороне дела и пояснить, что он хочет сказать. Я уже не раз поступала таким
образом и убедилась, что оказываю услугу не только себе, но и собеседнику. Иногда случается и так,
что человек и сам замолкает, не дожидаясь, когда его прервут: он понял, что
потерял живую нить своего высказывания. Такая реакция свидетельствует о том,
что он постепенно начинает осознавать, что делает, когда произносит свою
речь. Эта речь не была спонтанной, и именно отсутствие спонтанности указывает
на то, что человек анализирует то, что говорит, прямо во время говорения. Человека, который в
процессе своей речи полагается исключительно на интеллект, можно узнать по частому
употреблению таких слов, как «мне кажется» или «я думаю». Его типичные
высказывания: «Мне кажется, я побоялся бы к ней обратиться»; «Я думаю, что
мне неловко заговорить с ней сейчас». Когда ты слышишь подобные
высказывания, знай, что этот человек именно в этот момент анализирует свой
страх. Он не присутствует полностью в настоящем моменте, а еще меньше того —
в своих чувствах. Тот, кто привык все анализировать, не сознает этого. И если
ты спросишь его, действительно ли он боится, то тем самым поможешь ему
определить, что же он чувствует. Вот почему мы,
организаторы центра «Слушай Свое Тело», проводя наши семинары, помогаем таким
людям осознать, насколько интенсивно и постоянно они анализируют. После того
как произошло осознание, начинается настоящее изучение чувств. В своих проповедях Иисус
призывал нас стать снова детьми, чтобы войти в царство небесное. Фактически,
Он хотел нам сказать, что необходимо обрести простоту ребенка, чтобы стать
счастливым. Мы, взрослые, можем очень многому научиться у детей, с их
простотой. Они служат превосходными образцами, помогающими нам достичь
гармонии. Иные думают, что простой
означает неимущий, мало что в жизни собой представляющий человек. Так
понимать простоту — значит в¬деть только ее внешнюю сторону; настоящая же
простота есть нечто совершенно противоположное. О скромно живущем человеке
можно нередко услышать, что он прост внутри. Но это не обязательно так: может
оказаться, что этот человек создал очень сложную внутреннюю жизнь, постоянно
стремясь к простоте в мире внешнем. Можно обладать массой
материальных благ и при этом жить в простоте, то есть не усложняя себе жизнь
своими материальными богатствами. С другой стороны, можно иметь очень
скромные достатки, но чрезвычайно усложнить себе жизнь одним только страхом
потерять то, что уже имеешь. В общем, выходит, что важнее простота
внутренняя; достигнув ее, можно позаботиться и о внешней. Конечно, чем сильнее
связан человек своими верованиями, страхами и зависимостями, тем дальше от
простоты его жизнь. Следовательно, для того чтобы жить в простоте и
интеллигентности, необходимо осознавать, что происходит в тебе самом,
научиться наблюдать себя и чувствовать себя. Только тогда ты сможешь взять
свою жизнь в собственные руки и освободиться от всего, что ее усложняет и ограничивает. Чем проще живет человек,
тем он чувствительнее и тем более готов к восприятию нового опыта. Тот же,
кто усложняет свою жизнь, остается прикованным к тому, что уже знает, что
давно изучил. В наши дни люди склонны
специализироваться не в одной, а в нескольких профессиях. Давая простор своим
творческим способностям и восприимчивости, они достигают более полной
реализации своих талантов. Некоторые думают, что упростят себе жизнь, если
подчинятся авторитарным указаниям религии, правительства или каких-то лиц;
выходит же наоборот: действуя таким образом, они подавляют свое творчество, а
жизнь их становится незавидной, ибо постоянно приспосабливаться к другим —
дело изнурительное. Им не удается быть самими собой и жить настоящим
временем, потому что они постоянно вынуждены подчиняться чьей-то власти. Если простота является
признаком интеллигентности, то можно заключить, что все усложненное к
интеллигентности не относится. Нужно следовать потоку энергии Водолея — эта
энергия становится все ощутимее с каждым годом. Другими словами, нужно
действовать интеллигентно, а не интеллектуэнтно, иначе окажешься гребущим
против потока. Вообрази себе одного человека, который плывет по течению реки,
а другого — против течения. Кто из них быстрее доберется до пункта назначения? Я не сообщаю тебе ничего
нового, когда говорю, что ты страдаешь, когда усложняешь себе жизнь.
Страдание — не интеллигентно. Почему же ты страдаешь? Потому что
сопротивляешься событиям, а сопротивляться означает плыть против течения. Ты
пытаешься контролировать события, вместо того чтобы отдаться их течению и
согласиться: что бы ни случилось, всему есть своя причина и свое решение. Ты, конечно, замечал, что
жизнь в нашем современном мире становится все сложнее. Все системы, которые
управляют нами, очень сложны. Приходится подгонять себя, чтобы успевать за
новинками. И нам никогда не удастся изменить эти сложные системы, если мы в
самих себе не произведем определенных преобразований. В конце концов, сами
люди, массы людей создают те государства, правительства и различные
институции, с которыми продолжается дальнейшая эволюция человечества. Мы не можем требовать от
других того, что не готовы делать сами. Если большинство из нас, то есть
масса, сделает одинаковый выбор, направленный на улучшение качества нашей
жизни, то нашим правительствам не останется другого выбора, как только
следовать этому направлению. Чем проще, интеллигентнее и гармоничнее будет
действовать масса, тем лучше и скорее поймут правительства, что такую линию
поведения предпочитает большинство людей. И высоким должностным лицам
останется только подчиниться всеобщему желанию. Меня утешает то, что
любой житель планеты Земля интеллигентнее любого другого. Дело лишь в том,
что одни люди находятся в большем контакте со своей интеллигентностью, чем
другие. Лица, руководящиеся собственным интеллектом, от своей
интеллигентности отрезаны полностью. Они блуждают в сплошной темноте,
неспособные увидеть что-либо дальше собственного носа. Им не дано черпать из
собственных колоссальных запасов творческого потенциала! С другой стороны, мы
должны стремиться к простоте, чтобы научиться чувствовать события, людей и
самих себя. Те, кто усложняет вещи, не способны чувствовать. Они склонны
реагировать перенесением своих эмоций на что-то другое, например на еду,
вместо того чтобы наблюдать и чувствовать собственные реакции на то, что
происходит внутри них. Это не только не упрощает их жизнь, но, наоборот,
усложняет ее. В заключение я скажу, что
человек интеллигентный живет в своем настоящем мгновении, живет спонтанно,
гармонично, полезно, естественно и просто. Если ты стремишься к
интеллигентности, я советую тебе попросить по меньшей мере трех человек,
которые хорошо знают тебя, чтобы они сказали, считают ли они тебя сложным, и
если да, то в каких сферах. При необходимости попроси их ответить как можно
подробнее, потому что обычно нам очень трудно видеть себя самим. Отведи время для
размышления над их замечаниями и выработай для себя план действий с целью
достичь большей простоты. Если составление такого плана покажется тебе
трудным делом, попроси у тех же людей совета, который помог бы тебе стать
проще. Эти занятия помогут тебе развить собственную интеллигентность. |