Ps5 Ps4 ігри та новини лучшие условно бесплатные игры на Ps4 и Ps5 igamer.club.


На главную

Лиз Бурбо Слушай свое тело – снова и снова!

Все книги

Содержание

Предисловие

Часть 1. Иметь

Глава 1. Иметь веру и страх
Глава 2. Иметь ожидания
Глава 3. Иметь зависимости
Глава 4. Иметь красивое тело
Глава 5. Иметь деньги и материальные блага
Глава 6. Иметь детей

Часть 2. Делать

Глава 7. Сравнивать себя
Глава 8. Принимать позицию жертвы
Глава 9. Доставлять удовольствие
Глава 10. Переходить к действию
Глава 11. Делать зеркало
Глава 12. Расстаться
Глава 13. Жить в настоящем времени

Часть 3. Быть

Глава 14. Любить, быть любимым, отвергать, быть отвергнутым
Глава 15. Чувствовать и понимать
Глава 16. Прощать себя
Глава 17. Быть хозяином своей жизни
Глава 18. Быть свободным
Глава 19. Быть интеллигентом
Глава 20. Мужское и женское начала
Глава 21. Быть богом

Заключение

Глава 17. Быть хозяином своей жизни

Многие люди уверены, что они и есть хозяева своей жизни, но в действительности они лишь контролируют себя. Контролировать себя и быть самому себе господином — два совершенно различных состояния. Контролировать — что-то, кого-то, себя — значит надзирать, подавлять, проверять, быть начеку.

Для тех, чья работа состоит в том, чтобы проверять качество продукции, контролировать работу, выполненную отдельными работниками, следить за состоянием и функционированием техники и т. п., контроль является нормальной функцией, это их обязанность, ради которой они наняты.

Но для человеческого существа как такового, для его счастья и комфорта важно быть хозяином самому себе, а не контролировать себя.

Человек, которого можно назвать господином и который действительно является господином самому себе, не нуждается ни в ком, кто бы направлял его действия. Он хорошо владеет собой. Ему присуще естественное спокойствие, он умеет сохранять хладнокровие и концентрировать энергию, тратя ее на эффективные действия, а не на эмоциональные реакции, будь то в одиночестве или в присутствии других людей.

Контроль идет от эго, которое постоянно желает командовать; самообладание же проявляется только тогда, когда человек уравновешен в сердце своем.

Хозяин своей жизни не нуждается в иллюзиях власти; он знает, что у него достаточно власти для управления собственной жизнью.

Таким образом, гораздо важнее стремиться к самообладанию, к господству в собственной жизни, чем пытаться контролировать жизнь других и тешить себя иллюзией власти над ними. Чем больше сил и возможностей открывает в себе человеческое существо, тем больший оно испытывает соблазн показать их другим людям, а это приводит к неминуемому росту и раздуванию эго. Лучше бы мы развивали силу в материальном мире, ставя себе целью постижение собственной мощи в мире духовном.

К сожалению, преобладает противоположная тенденция. Поток контроля, в который в настоящее время погружен весь мир, представляется нам вполне нормальным явлением, потому что мы стоим лицом к лицу с этой реальностью с самого раннего возраста. Наши родители, воспитатели, религия, школьная система, государственный аппарат, медицинский мир — словом, все, что нас окружает, построено и работает на основе контроля кого-то кем-то. Крохотное меньшинство контролирует огромную массу людей. Мы еще очень далеки от того состояния, когда каждый сам себе хозяин: если бы оно было достигнуто, то сразу отпала бы как бесполезная вся система, построенная на принципе контроля.

С самого раннего детства над нами тяготело родительское стремление установить контроль над нашей учебой, одеждой, над нашими друзьями, встречами, над нашим питанием и сном — надо всем, что родители оценивают по системе «хорошо» и «плохо». Мы выросли в атмосфере контроля и теперь, будучи взрослыми, продолжаем считать, что так и должно быть. И выработали себе две соответствующие линии поведения: либо позволять себя контролировать и, в отместку, стремиться контролировать других; либо сделать все возможное, чтобы не отдавать себя под контроль других и самим контролировать себя.

А контролируют нас многообразные наши верования (их можно также называть «частями» или «субличностями», обитающими в нас). Таким образом, мы должны учиться как можно глубже познавать себя, осознать те части в себе, которые навязывают свой контроль и фактически не дают нам быть самими собой.

Замечал ли ты, что контроль является первопричиной твоих многочисленных эмоций в повседневной жизни? Как только ты пытаешься установить контроль над кем-либо или над собой и тебе это не удается, ты испытываешь гнев, фрустрацию, разочарование, ты обескуражен, ты готов расписаться в своем бессилии, потому что все идет не так, как тебе хочется. Образуется порочный круг: чем сильнее твой гнев, тем больше ты обвиняешь других и тем меньше тебе удается их контролировать, что в свою очередь усиливает фрустрацию. В довершение всех несчастий, ты испытываешь еще и чувство вины, так как у тебя не получился контроль и над самим собой.

Чем хуже ты владеешь собой, тем сильнее стремишься продемонстрировать свою власть над другими людьми и над происходящими событиями: тебе хочется самого себя убедить в том, что ты не потерял контроль над ситуацией. Чем больше ты предаешься гневу, чем больше эмоций переживаешь в тех или иных сферах своей жизни, тем прочнее отгораживаешь себя от творчества и новизны в этих сферах.

Для иллюстрации сказанного возьмем человека, который хочет научиться играть на пианино. В процессе обучения ошибки неминуемы; если при каждой ошибке он впадает в ярость, поскольку не сумел подчинить контролю свои пальцы, то такое обучение будет слишком трудным и длительным. Если же он даст себе право совершать ошибки, если проявит сочувствие и терпимость к самому себе, то освоит пианино быстрее и легче.

Подобные вещи происходят и в твоей повседневной жизни. Если тебе хочется стать хозяином в любой ситуации, ты должен убедиться в достаточных запасах терпения и терпимости по отношению к себе самому и прекратить попытки все контролировать в соответствии с твоими интеллектуальными верованиями. Попытки контролировать — важный признак того, что ты не уравновешен и до сих пор позволяешь управлять собой прошлому опыту.

Способен ли ты видеть, до какой степени не владеешь собой, когда  пытаешься кого-то контролировать? Ведь домогаться контроля над другим человеком равнозначно заявлению, что он не может сам управлять своей жизнью и что ты принимаешь решение делать это за него. Но ее ты считаешь, что другие не властны над своей жизнью, то это означает что именно так обстоит дело у тебя самого. Ты, таким образом, открыто сознаешься, что ты не хозяин своей жизни.

Любопытно заметить, что большинство людей, склонных к жесткому контролю, часто считают себя хозяевами ситуации или господами другими людьми, тогда как на самом деле они относятся к той категории лиц, которые потеряли статус хозяина собственной жизни и очутились в полной зависимости от других людей, но, пытаясь скрыть такое положение вещей, стремятся непомерно контролировать себя.

Лица, которых опьяняет власть и контроль, отличаются определенными физическими чертами. Все тело производит впечатление Мощный торс, крепкие мышцы — типичные признаки мужчин «в контроле»; у женщин такого типа впечатление мощи обычно производит нижняя часть тела — ноги, бедра, ягодицы.

Таким образом, знать себя нужно хорошо, потому что некоторые грани нашей личности, которые мы еще не знаем как следует, способны захватить власть и руководить нами, да так, что мы этого и сознавать не будем. Нам будет казаться, что мы владеем ситуацией, на самом же деле мы на нее будем лишь реагировать.

Человек, являющийся хозяином самому себе, не реагирует эмоционально. Он знает, что каждое существо на планете Земля имеет власть выбирать. Человек — единственное живое существо, способное эту власть захватить и удерживать. К сожалению, он пользуется ею не лучшим образом, поэтому результаты оказываются далекими от желанных.

Человек, владеющий собой, дает себе время задуматься, действительно ли его выбор соответствует его желанию.

С другой стороны, он способен наблюдать, констатировать и давать себе право не иметь пока достаточной власти для полного владения ситуацией.

Тебе приходилось есть пищу только потому, что она красиво выглядит и приятно пахнет? Ты прекрасно знаешь, что не голоден, но все же принимаешь решение съесть ее. Если человек владеет собой, то у него вырабатывается рефлекс — он задумывается на несколько секунд и спрашивает себя, действительно ли все его существо хочет есть или же это решение приняла лишь некоторая его часть. Ты должен знать, что когда принимаешь пищу, не будучи голодным, ее хочет не твой организм, а только твои органы чувств, а это уже признак их власти над тобой в настоящий момент. Ты не хозяин своим чувствам.

Осознать это и дать себе право на такое поведение — лучший способ постепенно восстановить свою власть на этом уровне. Ты сможешь отказаться от еды, если твое тело в ней фактически не нуждается. Это не будет трудно, тебе не понадобятся ни контроль, ни принуждение. Если же попытаешься контролировать себя, не пережив этапа, в котором ты идешь себе право не быть хозяином своей жизни, то нет никакого сомнения, что в итоге ты контроль потеряешь и съешь вдвое больше. Почему? Потому что ты забыл самый важный этап — этап любви и безусловного приятия.

Чем лучше человек владеет собой, своей жизнью, чем ближе он к своему внутреннему БОГУ, тем больше он осознает, что перед ним больше не стоит проблема выбора: он знает, что для него хорошо. Мы имеем власть выбирать только среди того, что относится к материальному миру. Мы можем выбирать среди множества представляющихся возможностей в физическом, эмоциональном или интеллектуальном мире: спать или бодрствовать, говорить или молчать, осудить или одобрить и т. п.

На духовном уровне человеческое существо не властно выбирать. Но, в сущности, ему и не нужно выбирать, потому что оно уже совершенно. Сознаешь ли ты, что уже обладаешь всей властью, которая необходима для созидания твоей жизни? Но для того, чтобы достичь состояния, в котором не нужно выбирать, ты должен пройти через этап выбора на уровне твоей материальной жизни, не переставая прислушиваться к своему внутреннему БОГУ. На этом этапе ты вновь откроешь свое духовное пространство и научишься более взвешенно применять свое право выбора, отдавая предпочтение воле внутреннего БОГА, а не верованиям и частям своей личности, которые стремятся установить контроль над тобой.

Для того чтобы стать хозяином своей жизни, необходимо также взять на себя полную ответственность за нее. В тот самый момент, когда ты сочтешь другого человека ответственным за что бы то ни было в твоей жизни, ты уже передаешь ему свою власть: ведь ты фактически соглашаешься с тем, что этот человек имеет власть над тобой, то есть контролирует твою жизнь.

Если бы перед твоим приходом на Землю тебе было сообщено, что некий наставник будет полностью контролировать тебя в течение всей твоей жизни, как бы тебе это понравилось? Попробуй представить. Этот наставник решал бы, имеешь ли ты право на счастье, здоровье, процветание и т. д. Тебе ничего другого не оставалось бы, как только ждать, что он решит на твой счет. Вероятнее всего, тебе захотелось бы поскорее покинуть такую планету — как, впрочем, и большинству из нас!

Мы не согласны, чтобы нас контролировали подобным образом. Мы очень хорошо знаем, что были бы несчастны в таком ошейнике. И тем не менее подавляющее большинство людей отказывается брать на себя ответственность за созидание собственной жизни! Хотя это несет нам неминуемые страдания, мы все же безответственность предпочитаем самостоятельности, то есть нам легче позволить кому-то руководить нами, поскольку в таком случае мы оставляем себе возможность винить его, когда дела будут плохи. Мы позволяем даже родителям руководить нашими поступками, как будто мы вечные дети; а впоследствии мы точно так же отдаем себя во власть супруге, супругу или еще кому-нибудь.

Всякий твой гнев и всякая эмоция происходят от твоих верований в то, что кто-то другой несет ответственность за твои неудачи и несчастья. Если ты принимаешь тот факт, что ты сам решил вернуться на планету Земля и сам несешь за это полную ответственность, если ты согласен также с тем, что сам выбрал родителей, общество и окружающую среду, необходимые для твоего дальнейшего развития, то винить в чем-либо других ты больше не можешь. С момента твоего прибытия на эту планету все происходит в соответствии с твоей манерой действовать или реагировать в любых обстоятельствах, которые возникают в твоей жизни. Только ты сам решаешь, как реагировать на людей, принимающих участие в твоей жизни с момента рождения, только ты решаешь, как действовать в связи с их реакциями.

Возьмем для примера четырехлетнего мальчишку, у которого уже формируется отрицательное отношение к слишком властному отцу. Он судит отца жестоко, критикует его, не принимает его — и контролирует себя, чтобы не показать своей нелюбви к нему. Приняв решение злиться вместо того, чтобы научиться любить, давая отцу право на его жесткий характер, сын постепенно создает себе жизнь, сотканную из эмоций, контроля, несогласий и, возможно, болезней.

Благополучие и счастье для этого сына недостижимы до тех пор, пока он не предпримет и не закончит процесс приятия и прощения своего отца. В четырехлетнем возрасте этот человек выбрал неправильную дорогу, ведущую к тяжелым последствиям, предпочтя ее не менее трудной — дать своему отцу право вести себя не так, как хотелось бы ему, сыну. Если бы сын дал отцу это право, то впоследствии ему и себя легче было бы принять как мужчину; его отношения с семьей, начальством и окружающими сложились бы совсем по-иному.

Подобные решения, принимаемые нами в детском возрасте, несознательны, но от этого их последствия в дальнейшей жизни ничуть не легче. Поэтому так важно осознать свои решения и как можно раньше понять, что некоторые из них пагубны, что они блокируют определенные перемены, которые могли бы обогатить нашу жизнь. Но, к счастью, исправить это положение никогда не бывает поздно.

С другой стороны, для того чтобы преображение осуществилось, ты должен сначала принять тот факт, что ты — единственное лицо, полностью ответственное за все, из чего складывается твоя жизнь.

Тебе нет необходимости понимать; я советую тебе даже и не пытаться понять. Ты должен только усвоить, что все, что с тобой происходит, всякое событие в твоей жизни, каким бы важным или неважным оно ни было, обусловлено причиной, которую в определенный момент пустил в ход ты сам. В соответствии с твоей манерой реагировать на затрагивающие тебя события, ты запускаешь в действие следующую причину, которая произведет следующее событие, и так далее. Каждая причина влечет за собой следствие, каждое следствие становится причиной нового следствия, и только ты сам имеешь постоянную власть в любой момент выбирать и определять перемену направления.

Позволить кому-то или чему-то менять направление и контролировать твою жизнь — значит создавать внутренний гнев, ибо в глубине души ты знаешь, что действуешь вопреки естественным законам любви к себе. С другой стороны, этот гнев чаще всего остается подавленным, вытесненным из твоего сознания. Не принадлежишь ли ты к многочисленной категории людей, которые не позволяют себе впадать в гнев, так как слишком боятся потерять контроль, если дадут себе право выражать то, что клокочет внутри?

Когда ты осознаешь собственный гнев, это хороший признак: ты констатируешь, что больше не являешься хозяином своей жизни, что позволяешь кому-то или чему-то ею управлять Отдать себе в этом отчет совершенно необходимо — ради твоего внутреннего благополучия: начиная с этого момента у тебя появится настоящее желание построить свою жизнь по-другому.

А как здорово было бы реализовать силу, заключенную в гневе! Переживать гнев — это значит пытаться восстановить контакт со своей внутренней силой. В тот момент, когда ты входишь в контакт со своей внутренней силой, увеличивается твое господство над самим собой, ибо ты еще лучше осознаешь собственное могущество.

С другой стороны, пытаясь подавить свой гнев, ты отдаляешься от состояния самообладания. Если в ту минуту, когда следует выразить свой гнев, ты сочтешь такое поведение некорректным и не дашь себе права на него, то очень велика вероятность, что ты потеряешь контроль. Если ты отдаешь себе отчет в том, что твои эмоции возникают в результате твоего же попустительства (ты позволил себе раздражаться по поводу недостойных действий другого человека) и что твое желание контролировать себя и другого только усиливает твои эмоциональные переживания, даже если твои эмоции направлены против тебя самого, — тогда выскажи своему оппоненту откровенно и точно все, что ты переживаешь, и он не станет реагировать на твой гнев. Принимая таким образом на себя ответственность за собственные действия, ты сможешь выразить свой гнев, не теряя контроля и не оскорбляя оппонента.

Я называю это «разразиться священным гневом» — гневом в конечном счете благотворным. Я неоднократно наблюдала людей, которые взяли на себя ответственность и дали себе право пережить сильный гнев; такой гнев сопровождается отчетливыми физическими симптомами — сильной лихорадкой, сыпью на коже, локальными воспалениями.

Если с тобой подобное случалось или случится в будущем, знай, что это благоприятный знак: тело избавляется от всего того, что ты подавлял и прятал, когда гнев еще не находил себе выхода. Как правило, такой очистительный гнев влечет за собой недомогание с ощущением жара, как при лихорадке, когда температура тела поднимается, а затем выступает обильный пот. Все эти физиологические реакции являются знаками освобождения, разрешения конфликта.

В то же время внутреннее ощущение холода указывает, что в настоящее мгновение ты не даешь себе права пережить этот гнев и что внутри тебя еще существует определенная блокада. (Представление о тепле как признаке разрешения конфликта и холоде как признаке неразрешенного конфликта изложено в книге д-ра Райка Хеймера «Взгляд на новую медицину».)

Если ты переживаешь подавленный внутренний гнев и не находишь способа избавиться от него, обратись к кому-нибудь, кому ты доверяешь и кто даст тебе право высказать этот гнев не сдерживаясь. Поступив таким образом, ты будешь приятно удивлен тем, насколько у тебя усилился контакт со своей великой внутренней силой.

Воспринимая идею о том, что ты являешься полным хозяином собственной жизни, ты примешь и факт, что то же самое справедливо для любого человека, включая малышей и стариков. Эта мысль всегда будет помогать тебе лучше воспринимать выбор других людей. Даже если их выбор оказывается неудачным для них самих, если он становится источником проблем, несчастий, болезней или других страданий, ты примешь как факт, что этот выбор в итоге благотворно скажется на их духовном развитии.

Более того, каждое человеческое существо имеет власть выбирать, хочет оно жить или умереть. Оно знает внутренне, когда приходит его час покинуть эту планету. Никто не обладает властью решать земную судьбу других людей, ибо никому ничто не принадлежит. Если ты обнаружишь в себе желание контролировать или направлять чью-то жизнь, напомни себе сразу же, что все твои дела и жесты суть отражения того, что происходит внутри тебя. Чем сильнее тебе хочется управлять жизнью других людей, тем меньше ты управляешь собственной. Для того чтобы осознать степень своей власти в собственной жизни, просто констатируй, как ты воспринимаешь поступки других людей.

Человека можно назвать «хозяином», или «мастером», если он постоянно стремится к совершенству в материальном мире и если все, что бы он ни предпринял, он делает, находясь в настоящем мгновении. Кроме того, он знает свои пределы. Когда он ошибается или его не удовлетворяет ход событий, он умеет не драматизировать ситуацию, а посмеяться над ней.

Мы можем видеть множество мастеров на Олимпийских Играх или других спортивных состязаниях высокого уровня; тут и мастера-акробаты, и мастера-пловцы, и мастера-лыжники — все они постоянно нацелены на совершенство. Они способны корректировать свои движения в течение долей секунды. Совершив оплошность, они могут сконцентрироваться, не паниковать и продолжать борьбу до последнего мгновения; короче говоря, они остаются хозяевами самих себя и хозяевами ситуации.

Мастер—это не безукоризненный в физическом плане человек, а, скорее, человек, полностью осознающий свою ответственность, независимо от того, что с ним может случиться.

Если ты хочешь стать самому себе хозяином и прекратить попытки контролировать себя и других, я советую хвалить себя почаще и делать то же самое по отношению к другим людям; в конце концов, ты должен понять, что каждый постоянно стремится делать лучшее, на что он способен. Сама по себе нацеленность на совершенство и постоянное стремление подняться чуть-чуть выше оказывают на тебя благотворное воздействие.

Ежедневно задавай себе вопрос: «Все ли я сегодня сделал наилучшим образом?» Просматривая мысленно прошедший день, наблюдай различные события, из которых он состоял, и каждый раз спрашивай себя, сам ли ты диктовал себе свои действия или же позволил управлять собой своим чувствам — мыслям или окружающим тебя людям.

Если ты придешь к выводу, что фактически не был хозяином своей жизни, тебе надлежит только осознать и констатировать, что в данных обстоятельствах тебе трудно оставаться им. Дай себе право находиться на той стадии, где теперь находишься, и постепенно ты восстановишь господство над собой.

В заключение этой главы я предлагаю тебе отслеживать и записывать каждую вспышку гнева в течение ближайшей недели. Дай себе время, отключись от повседневных хлопот и выясни, что спровоцировало твой гнев. Не жалей времени, особенно на то, чтобы понять, что твой гнев направлен преимущественно на тебя самого. Мы имеем обыкновение обвинять других, веруя, что они являются причиной нашего гнева, тогда как эта причина лежит в нас самих; гнев есть признак того, что мы уступили свою власть кому-то другому.

Не забывай о хорошей стороне своего гнева: вглядись в него — ты восстанавливаешь контакт со своим внутренним могуществом и со своей способностью быть хозяином собственной жизни. Замечай и записывай обстоятельства, в которых тебе бывает трудно оставаться хозяином своей жизни, а также верования, которые управляют твоей жизнью в такие моменты.

Если ты обрушил свой гнев на другого человека, то очень важно потом попросить у него прощения, не забыв и о том, что во время вспышки ты не признавал за собой гнева. Скажи ему, наконец, что твой гнев был направлен против тебя самого, но что ты этого тогда не сознавал. Искреннее извинение — почетное извинение.