На главную

Лиз Бурбо Слушай свое тело – снова и снова!

Все книги

Содержание

Предисловие

Часть 1. Иметь

Глава 1. Иметь веру и страх
Глава 2. Иметь ожидания
Глава 3. Иметь зависимости
Глава 4. Иметь красивое тело
Глава 5. Иметь деньги и материальные блага
Глава 6. Иметь детей

Часть 2. Делать

Глава 7. Сравнивать себя
Глава 8. Принимать позицию жертвы
Глава 9. Доставлять удовольствие
Глава 10. Переходить к действию
Глава 11. Делать зеркало
Глава 12. Расстаться
Глава 13. Жить в настоящем времени

Часть 3. Быть

Глава 14. Любить, быть любимым, отвергать, быть отвергнутым
Глава 15. Чувствовать и понимать
Глава 16. Прощать себя
Глава 17. Быть хозяином своей жизни
Глава 18. Быть свободным
Глава 19. Быть интеллигентом
Глава 20. Мужское и женское начала
Глава 21. Быть богом

Заключение

Глава 11. Делать зеркало

Смотреть на других людей, как будто смотришь в зеркало, — этой методике я обучаю с момента организации центра «Слушай Свое Тело» и все больше убеждаюсь в ее глубоком смысле. Этому же учил нас Иисус две тысячи лет назад: «Ты видишь соломинку в глазу брата твоего, но не видишь бревна в собственном глазу». Это означает: то, что мы видим в других людях, еще больше выражено в нас самих. Я считаю это утверждение одной из самых значительных истин.

Тебе, конечно же, приходилось слышать и два следующих утверждения: «мы судим о других по себе» и «мы становимся такими, как те, кого судим». Из этого вытекает, что можно осознать, кем ты являешься, если внимательно проследишь за собственными суждениями о других людях. Я должна признаться, что среди всего, чему я научилась и что открыла, метод зеркала оказался наиболее быстрым и экстраординарным средством осознания себя, осознания, кто я есть.

Прежде чем преобразовывать что бы то ни было в себе, ты должен вначале хорошо это осознать; ибо сперва необходимо установить, что это — твое. Твое представление о жизни изменится совершенно, когда ты усвоишь: все, что существует вокруг тебя, есть отражение того, что происходит внутри тебя, и все, что ты видишь у других людей, является отражением тебя самого.

Вообрази теперь себя перед настоящим зеркалом. Ты смотришь на себя: образ в нем — не что иное, как твое отражение. Если ты видишь там нечто такое, что тебя не обрадует — расплывшуюся талию или дурной цвет лица, — то попытка разбить зеркало или унести его с глаз долой ровно ничего не изменит. Я уверена, что ты и не станешь предпринимать подобных идиотских попыток, так как понимаешь, что представшая твоим глазам картина — не зеркало, а ты сам.

Лучше принять то, что ты видишь. Типичная реакция большинства людей — желание изменить человека, которого видишь; и эта реакция в точности подобна желанию изменить зеркало, в которое смотришь. Когда ты смотришь в зеркало, оно отражает все части твоего тела, в том числе и те, которые тебе не нравятся настолько, что глаза бы твои их не видели. Ты не приемлешь ту часть себя, которую тебе хотелось бы переделать или заменить более красивой.

Например, тебе не нравится твой разросшийся живот, ты не приемлешь его таким, он раздражает тебя все больше всякий раз, когда ты смотришь на себя в зеркало. Ты должен довести до собственного сознания, что чем меньше ты его принимаешь, тем безобразнее он тебе кажется! А ты как думал? Разве может осуществиться какое бы то ни было устойчивое преобразование без любви? Чем меньше ты принимаешь что-либо, тем сильнее это к тебе цепляется.

Обращал ли ты внимание на поведение ребенка, которого постоянно прогоняют от себя родители? Постепенно он становится все более и более беспокойным, возбужденным, надоедливым. Он требует все больше и больше внимания, потому что быть отвергнутым для него нестерпимо. Быть отвергнутым — это противоречит естественным законам любви.

Подобным же образом, чем сильнее ты отвергаешь какую-то часть себя — будь то на физическом уровне или на уровне психической организации, — тем настойчивее эта часть требует твоего внимания, приобретая все большие размеры и значительность. Она ищет признания, она хочет иметь место. Будучи принятой и одобренной, она больше не будет стремиться занять все место.

Эта методика превосходно помогает осознать, что в тебе принято и что не принято. В то же время я предлагаю тебе сделать зеркало, чтобы открыть в себе те стороны, которые вынуждают тебя к определенным формам поведения. Поскольку мы приходим на Землю для того, чтобы пережить опыты и полностью осознать, кто мы есть, то само собой разумеется, что мы достигнем нашей земной цели тогда, когда способны будем принять каждый из различных способов нашего самовыражения. Чтобы добиться этого, ты должен прежде всего смотреть на себя, констатировать, кто ты есть, наблюдать собственные манеры поведения и дать себе право быть таким, какой ты есть.

Если ты за кем-нибудь наблюдаешь и тебе не нравится его поведение, эта твоя реакция подтверждает: тебе не нравится собственное поведение, когда ты сам так поступаешь. Таким образом, ты не приемлешь себя.

Вселенная никогда не перестает посылать тебе твои отражения, используя для этого преимущественно близких тебе людей.

Лучшие наши зеркала — дети. Если у тебя есть дети, я тебе очень рекомендую использовать их в качестве зеркал, притом с самого раннего возраста. Действительно, до семи лет ребенок значительную часть своего времени проводит имитируя родителей, особенно родителя одного с ним пола. Например, отец представляет для мальчика первую модель мужчины на планете Земля. Такой же моделью является и мать для девочки. Повышенная частота конфликтов между ребенком и родителем одного с ним пола объясняется тем, что они обычно бывают зеркалом друг для друга.

Изо дня в день ребенок отражает те формы поведения, которые родитель в себе еще не принял. Когда ты чувствуешь, что тебе трудно принять определенную форму поведения, это происходит потому, что однажды ты узнал, что такое поведение неприемлемо, что оно «плохо». Решил так в силу воспитания, полученного тобою от родителей, и на основании примеров, которым ты был свидетелем.

В тот момент, когда ты отдаешь себе отчет в том, что твое поведение неправильно, некрасиво или постыдно, ты, конечно, не принимаешь его. Хуже того, когда ты сочтешь такое поведение совершенно неприемлемым, то можешь дойти до того, что запретишь его себе, лишь бы убедить себя, что ты не такой плохой! Если ты способен так контролировать себя и отказываться от определенных форм поведения, то можно не сомневаться: тебе будет намного труднее признать, что ты ведешь себя так же, как и те, кого ты судишь.

Вот тебе пример. Когда мои трое детей были моложе, они сотворяли в доме страшный беспорядок. Я не понимала их поведения, поскольку постоянно подавала им хороший пример: я не уставала все убирать и раскладывать по местам. Я обсуждала это с ними, я брала с них обещания, я угрожала, я пускала в ход все мыслимые способы, лишь бы заставить их поддерживать порядок. Я так и не добилась желанных результатов.

Когда я поняла, что мои дети — мое зеркало, то поняла и то, что они отражают ту сторону меня, которую я не принимала. Придя когда-то к решению, что разбрасывать вещи плохо, я стала жестко контролировать себя, стараясь всегда и все содержать в порядке. Я пыталась таким способом убедить себя, что я аккуратна. А тут еще отец моих детей: он тоже бросал все, где придется. Таким образом, передо мной постоянно были четыре человека, показывавшие мне, до какой степени я себя контролирую в быту.

Осознав все это, я отнюдь не стала любительницей беспорядка; однако теперь я могу время от времени позволить себе бросить все как попало и не переживать по этому поводу. Хотя преимущество я все-таки отдаю порядку, моя «беспорядочная» сторона теперь тоже принята, я даю себе право на беспорядок, не чувствуя при этом вины.

Я так веду себя даже сейчас, когда пишу эту книгу! Я оставляю на утро материал, который необходимо записать в определенной последовательности, чтобы завтра можно было отдать его редактору. Раньше я никогда себе этого не позволяла. В конце дня я всегда находила время, чтобы привести в порядок все записи, на тот случай, если неожиданно кто-то придет.

Я никогда ничего не оставляла в беспорядке, так как хотела убедить семью, что беспорядок неприемлем. Слишком суровая к себе, я делала все, что было в моих силах, чтобы не слышать тихого внутреннего голоса: «Тебе должно быть стыдно оставлять за собой беспорядок, ведь ты первая осуждаешь за это других». Как мне теперь легко и приятно с собой, даже когда я веду себя не в соответствии с собственными правилами!

Я очень настоятельно советую тебе: используй технику зеркала как можно чаще в твоей личной жизни. Правда, ее с большим трудом переносит эго — уж слишком эффективно она ставит его на место.

Понаблюдай — но не суди — человека из твоего окружения, который критикует других. Если он критикует их за неуважительное поведение — проследи внимательно за его поведением. Ты, конечно, обнаружишь, что у него самого недостает уважения к другим. Он может прерывать говорящего, может давать советы кому-то, кто его об этом не просит, он может обойти людей, стоящих в очереди. Короче говоря, он по-своему ведет себя неуважительно — не обязательно так, как критикуемые им люди, но все же явно с недостаточным уважением.

И когда ты спросишь у этого человека: «Чувствуешь ли ты, что иногда недостаточно уважительно относишься к другим людям?», то он, почти несомненно, ответит: «Никогда! Мне так неприятно, когда я вижу неуважение, что я к этому очень внимателен. Я ко всем отношусь с уважением». Ты можешь ответить: «Только что я наблюдал, как с тобой разговаривал другой человек и ты несколько раз его прерывал. Не считаешь ли ты такое свое поведение неуважительным?» Он оценит свое поведение иначе. Он, вероятно, скажет: «Нет, я не вижу здесь неуважения. Я только хотел ему помочь. Я прерывал его, потому что боялся забыть, а это было важно для него».

Мы все так поступаем. Нам очень не хочется, чтобы наше поведение выглядело так же, как у тех, кого мы критикуем; поэтому, когда речь идет о нас самих, мы совсем по-другому рассматриваем и описываем точно такое же поведение.

Принадлежишь ли ты к многочисленному классу людей, которые терпеть не могут, когда им врут? Проследив за собой внимательнее, ты заметишь, что тебе нередко случается и самому — как бы это сказать — говорить не совсем правду. И если кто-то заметит: «Когда ты говорил то-то и то-то, ты действительно так думал?», ты, вероятно, ответишь: «Нет, я так не думал; но если бы я сказал то, что действительно думаю, то это было бы невежливо, это ранило бы моего друга. Я не врал; я щадил его чувства». Каждый из нас найдет тысячу и одно извинение и оправдание своему поведению, лишь бы не признать, что действует точно так же, как и те, кого он за это критикует.

Каждый раз, когда ты ловишь себя на том, что мысленно или вслух судишь или критикуешь кого-то — хорош он или плох, правильно поступает или неправильно, уважает других или не уважает, — применяй этот экстраординарный способ. Остановись и спроси себя: «А бывает ли так, что я тоже веду себя подобным образом?» Если ты личность открытая и готовая взять себя в руки и изучить как следует, то очень быстро распознаешь себя.

Для того чтобы принять себя таким и дать себе право на определенное поведение, ты должен вначале проанализировать мотивацию этого поведения. Вернемся к примеру с враньем. Обрати внимание: когда ты врешь, привираешь или искажаешь правду, ты обычно действуешь так из хороших побуждений. Ты боишься разонравиться, боишься показаться несостоятельным, боишься, что тебя будут ругать, и т. п. За ложью всегда прячется страх. Когда ты осознаешь свою мотивацию, то в дальнейшем тебе будет гораздо легче убедиться: другие врут, привирают или искажают правду потому, что в них тоже сидит страх. Именно таким способом ты сумеешь развить в себе сочувствие — к себе самому и к другим.

Следующий этап заключается в том, чтобы дать себе право так поступать, а не твердить себе: «Впредь я должен быть внимательнее и не врать». Осознавая, что ты тоже иногда лжешь, ты легче будешь обнаруживать страх за своей ложью. Но такое осознание не должно иметь своей целью твою внутреннюю перемену. Когда человек хочет измениться, ему это не удается.

Намерение измениться, возникающее из-за того, что ты осуждаешь свое поведение, не даст никакого результата.

Скорее, такое намерение будет держать тебя в плену твоего поведения. Единственное известное мне средство, способное привести к реальному преображению и не требующее жесткого контроля над собой, заключается в том, чтобы дать себе право быть таким, каков ты есть в данный момент, проявляя в то же время больше сочувствия к самому себе. Последнее означает, что ты понимаешь: когда ты ведешь себя неподобающим образом, это еще не значит, что ты вообще плохой человек. Только с приятия себя может начаться твое постепенное преображение.

Итак, в следующий раз, когда ты поймаешь себя на вранье, привирании или искажении правды, сразу же направляй внимание на страх, скрывающийся за этой ложью, и скажи себе: «Я констатирую, что во мне еще есть страх». Дай себе право на страх. Возможно, именно в этот момент ты сможешь взять себя в руки и сказать другому человеку: «То, что я тебе сегодня сказал, не совсем правда. Я побоялся сказать тебе правду». Если же ты не готов к такому признанию — не страшно; ты сделаешь это позже, когда будешь в хорошей форме.

Практиковать зеркало чрезвычайно полезно; результаты всегда оказываются экстраординарными. При этом явно и в лучшую сторону изменяются отношения между родителями и детьми, между супругами, друзьями, коллегами. Я обучила этой технике тысячи людей, и отклики неизменно были положительными.

Этот метод помогает также лучше понять известное утверждение о том, что противоположности притягиваются. Те, кто практикует зеркало, замечают, что двое людей, образующих пару, не противоположны друг другу. У них одна и та же основа, только она различным образом выражена. Они кажутся противоположными друг другу а между тем оба «держат контроль» и, по существу, играют не свою роль.

За примером не нужно далеко ходить. Все мы знаем супружеские пары, в которых, например, жена тратит много денег, а муж оказывается более экономным. Он пытается убедить жену тратить меньше и с большей пользой. Они ведут себя как будто противоположным образом, но на самом деле за их поступками прячется одна и та же материальная необеспеченность.

Чтобы скрыть необеспеченность, жена не позволяет себе такого поведения, которое эту необеспеченность могло бы выдать. Отрицая факты, она ведет себя так, как если бы необеспеченности не существовало. Она делает дорогие покупки для себя лично и для семьи, нередко приобретая вещи совершенно бесполезные. Что касается мужа, то необеспеченность сделала его человеком даже слишком рассудительным, слишком осторожным. Он контролирует себя настолько, что отказывается даже от мелких удовольствий.

Как видишь, оба одинаково страдают от необеспеченности, но выражают ее по-разному. Жена нужна для того, чтобы показать мужу, что он не позволяет себе малейших радостей. Она приняла линию поведения, которую ему следовало бы практиковать чаще. Он же ведет себя так, чтобы ей было с чем сравнивать ее поведение. Муж нужен в ее жизни для того, чтобы показать ей, что какая-то часть ее хочет экономить, но не дает себе на это права, поскольку в ее представлении экономия является синонимом необеспеченности.

Интерес каждого из них состоит в том, чтобы дать себе право быть как другой. Практикуя зеркало, они в конце концов находят золотую середину, то есть каждый то экономит, то тратит.

Супружеские отношения благотворны, когда каждый служит другому в его развитии, а не обвиняет, пытаясь изменить. Слишком часто встречаются пары, где один старается экономить, критикует другого и пытается его изменить; а другой тратит сверх меры и твердит свое: «Живи настоящим, перестань думать о старости — мы оба можем завтра умереть». Оба изобретают всевозможные доказательства, чтобы убедить партнера в своей правоте.

Чтобы сделать себе зеркало, ты можешь воспользоваться — как образцом — тем, как другие ведут себя с тобой. Например, случалось ли тебе чего-то захотеть, а когда ты пробовал обсудить это с партнером, он начинал отговаривать тебя от твоего замысла и сеять в твою душу сомнения? А не бывало ли и так, что тебе не хотелось делиться своими целями и желаниями из страха услышать обескураживающий комментарий?

Если тебя пробуют отговорить от замысла несколько человек, значит, пора понять, что они просто отражают то, что происходит в тебе. Они таким способом показывают тебе (неосознанно), что некая часть тебя сомневается, боится и пробует заставить тебя отступить. Если ты пытаешься игнорировать часть себя, то эта часть будет разрастаться, хотя ты этого не сознаешь. Вот почему так важно осознать все обитающие в тебе части: необходимо посмотреть им в лицо и указать их место, чтобы они перестали тобой руководить.

То, как ты смотришь на других, говорит о том, что происходит в тебе самом. Если ты замечаешь с годами, что природа и люди становятся все красивее, если тебя все чаще останавливает красота или безобразие в окружающем тебя мире, — это признак того, что точно так же ты смотришь и на себя. Нет ничего хорошего или плохого в том, что ты замечаешь в себе или в других; речь идет лишь о констатации фактов.

Все, что ты испытываешь, имеет целью помочь тебе осознать — и не судить — самого себя.

Ты можешь еще больше узнать о себе, если используешь как зеркало то, что тебя восхищает в других. Когда ты, например, восхищаешься определенной чертой характера какого-то человека, то это происходит потому, что в действительности ты не веришь, что сам обладаешь этой способностью: ты не веришь, что можешь быть таким, как твой кумир. Вместе с тем, если ты восхищаешься чьей-то добротой, организованностью или умением слушать, это признак того, что ты уже обладаешь этими качествами.

Если ты опираешься на учение Иисуса о том, что в другом человеке мы замечаем такие особенности, которые еще в большей степени присущи нам самим, то разве не приятно сознавать, что все, чем ты восхищаешься в других, еще в большей степени присуще тебе? Таким образом, если ты восхищаешься чьей-то добротой, значит, сам ты еще добрее! Вероятно, читая эти строки, ты думаешь: «Как это может быть? Если я действительно добрый человек и люблю доброту, то почему это не проявляется в моей повседневной жизни?»

Принять собственную доброту тебе мешает страх. Точно так же как он мешает тебе принять свои ошибки и промахи. Правда, странно, что человек не верит в свои хорошие качества? Почему ты решил не быть тем, кем тебе хочется быть?

В таком случае, если ты восхищаешься чьей-то добротой, задай себе вопрос: «Что могло бы случиться со мной неприятное, если бы. я позволил себе быть добрым?» Если ответа нет, иди дальше и спрашивай: «Кого я знал в прошлом, кто казался мне очень добрым? Случалось ли с ним что-то неприятное из-за его доброты?» или: «Что неприятного может произойти с очень добрыми людьми?» Эти вопросы помогут тебе вытащить на свет обитающий в тебе страх. Вероятно, ты считаешь, что очень добрых людей используют. Если у тебя есть это ментальное верование, значит, ты и сам боишься, что тебя используют, стоит лишь показать свою доброту.

Мои знакомые, которых приводят в восхищение люди организованные, рассказывали мне о своем открытии: они не допускали в себе способности к организованности, потому что боялись потерять свою спонтанность и стать жертвами жестких ежедневных расписаний. Весьма интересно наблюдать различные обитающие в нас страхи.

Здесь я предлагаю тебе пойти по тому же пути, что и в случае раздражающего тебя поведения. Если ты не веришь, что у тебя есть данное качество, проверь это с людьми, которые тебя хорошо знают: спроси их, видят ли они это качество в тебе. Ты будешь удивлен, когда они скажут тебе, что восхищаются этим качеством в тебе — тем самым качеством, которое ты отказываешься в себе видеть. Ты хочешь быть таким, но ты боишься быть таким. И поэтому даже называешь это качество другим именем. Например, добрый человек, который считал себя просто терпеливым, с удивлением слушал друзей, которые рассказывали, что всегда считали его добрым.

Если страх велик, то может быть и так, что ты заставляешь себя быть противоположностью тому, чем ты восхищаешься; это может стать причиной внутренних напряжений, поскольку такая позиция требует жесткого контроля. Как видишь, использование окружающих в качестве зеркал в огромной степени помогает осознать разнообразные страхи и верования, которые обитают в тебе и блокируют твои желания. В конечном счете страдаешь от этого ты, ибо именно твой желания не могут проявиться.

Вселенная беспрерывно помогает нам всеми средствами, чтобы мы жили в гармонии, изобилии, любви, счастье, мире и здравии. Если мы не понимаем ее послания, Вселенная находит другой способ их передачи. Например, если ты чувствуешь недомогание или обнаруживаешь болезнь в своем физическом теле, это означает, что Вселенная нашла средство помочь тебе осознать, что какое-то интеллектуальное верование — и уже давно — блокирует твои желания. Ты можешь рассматривать болезнь как подарок!

Метод зеркала будет работать эффективно, если твои наблюдения, касающиеся того, что тебя раздражает или восхищает, проводились не на физическом уровне, а на уровне отношения.

Если тебя раздражает человек, который ест с открытым ртом, курит или громко разговаривает, не ограничивайся лишь физическим аспектом. Чтобы установить собственное отношение к такому поведению, задай себе вопрос: «Когда я слышу человека, который разговаривает слишком громко, что меня раздражает в его поведении?» Если ответ будет, например, такой: «Меня раздражает тот факт, что он принимает себя за другого», значит, тебе надлежит проанализировать именно этот аспект твоего собственного поведения. Проверь, при каких обстоятельствах тебе случается принимать себя за другого.

Если это поведение для тебя настолько неприемлемо, что ты даже не можешь дать себе на него право, то, вероятно, тебе трудно принять себя таким, как есть. Твоя первая реакция может быть следующей: «Я никогда не бываю претенциозным». В таком случае я предлагаю тебе обратиться к людям, которые хорошо знают тебя или составляют твое повседневное окружение: спроси их, находят ли они тебя претенциозным. Объясни им, что ты предпринял внутренний пересмотр и задаешь себе вопросы о себе. Позволь им говорить тебе правду и внимательно слушай их ответы. Возможно, они тебе не понравятся; скорее всего, ты будешь удивлен, когда они начнут приводить примеры, из которых станут делать выводы, что твое поведение действительно бывает претенциозным. Их ответы вызовут твое изумление, потому что в рамках твоих представлений ты вовсе не тот человек, который принимает себя за другого.

Важно, однако же, знать и почаще напоминать себе, что по законам любви ты не имеешь права поворачивать зеркало на другого человека.

Каждый человек должен использовать технику зеркала так, как он хочет, и тогда, когда хочет, но только для себя и ни в коем случае не для других людей.

Когда тебя кто-то критикует, ты не имеешь права поворачивать к нему зеркало и говорить: «Я знаю, что когда кто-то критикует, то это означает, что он сам подвержен такому же недостатку. Не кажется ли тебе, что у тебя самого есть то, за что ты меня критикуешь?» Несмотря на то, что так оно, возможно, и есть, возражать подобным образом означает испортить все отношения и потерять друзей. Ни одно человеческое существо не имеет права брать на себя ответственность и заставлять развиваться другого человека. Развитие — персональная привилегия каждого.

Самое эффективное средство, которое можно использовать, чтобы помочь окружающим делать свое зеркало и глядеть на себя через тебя, — подать им личный пример. Ты можешь сказать, и не раз, своим детям, супругу, друзьям: «Я хочу тебе сказать откровенно, что на днях, я судил тебя, когда ты поступал таким-то образом. Благодаря такому твоему поведению я увидел в самом себе нечто такое, чего раньше не замечал. Я понял, что осуждаю в тебе такие действия, которые запрещаю себе. Это мне очень помогло».

Твои собеседники будут настолько тронуты твоим смирением и твоей способностью так откровенно с ними говорить, что у них не появится ощущения, будто их судят или критикуют. Они просто констатируют пример человека, который предпринял внутреннюю перестройку, и это лишь усилит их желание последовать твоему примеру; эффект был бы обратным, если бы ты заставлял их это делать.

Чем больше ты будешь привыкать к понятию зеркала, тем легче тебе будет им пользоваться, вплоть до автоматизма. Речь не идет о том, чтобы превратить эту технику в навязчивую идею; скорее, нужно принять решение пользоваться всем своим окружением, чтобы лучше понимать себя и принимать жизнь такой, какая она есть. Ты, несомненно, будешь изумляться всякий раз — даже после нескольких лет такой практики, — входя в контакт с новыми аспектами собственного характера, о существовании которых до сих пор не подозревал.


Я сама пользуюсь этим методом уже более двадцати лет и до сих пор открываю в себе такие стороны, которых раньше не замечала. Наш внутренний БОГ постоянно готовит нас к тому, чтобы при любых обстоятельствах мы могли продолжать наш путь в наиболее благоприятном для нас темпе и режиме. Ничто не заставляет нас делать все сразу.

Главная цель этого метода—помочь тебе принять себя таким, какой ты есть, и больше не критиковать себя.

К сожалению, я должна констатировать, что многие люди, осознав различные стороны своего характера, говорят себе: «Боже мой, я и не подозревал, что мне предстоит такой долгий путь. Оказывается, мне присущи и ложь, и гордыня, и нетерпеливость — словом, все то, что я критиковал в других людях! Когда же я с этим справлюсь?»

Если ты так реагируешь, то лучше тебе этот метод не применять. Такая реакция показывает, что ты судишь себя и по-прежнему не принимаешь свое поведение. Я предлагаю тебе пользоваться методом зеркала только в том случае, если ты можешь сказать: «Я только что открыл, что некоторая часть меня часто живет в нетерпении, но когда я бываю нетерпелив, то причины, мотивирующие такое поведение, хороши. Обычно так бывает тогда, когда мне хочется, чтобы прогресс ускорился. Такое средство для меня, возможно, не лучшее, но я, по меньшей мере, открываю в себе такую сторону, которую смогу обернуть на пользу».

Уже один тот факт, что ты даешь себе право быть таким, как есть, видишь хорошую сторону своей нетерпеливости и принимаешь ее, поможет тебе принять других людей, которые ведут себя подобным образом. С этого начнется преображение. Не злись на себя за то, что не замечал этого раньше. В любом случае, попытка все исправить одним махом нелогична и уводит за пределы возможного.

Приобретая мастерство в технике зеркала, ты сможешь использовать ее во всех других сферах твоей жизни. Вглядываясь в собственную манеру одеваться, ходить, водить автомобиль, обставлять жилище, задавай себе вопрос: «Что нового узнаю я о себе?» — и ты откроешь в себе новые, еще не известные тебе стороны.

Например, когда ты ведешь автомобиль слишком быстро и полицейский штрафует тебя за превышение скорости, ты, возможно, поймешь, что именно сейчас тебе хотелось, чтобы твоя жизнь шла быстрее и чтобы тебе угрожали какие-то опасности. И тут же ты получаешь предупреждение: умерь свой пыл, для тебя будет лучше, если ты станешь вести свою жизнь более осмотрительно. Благодаря технике зеркала ты, вместо того чтобы злиться на полицейского, который тебя оштрафовал, будешь ему внутренне признателен, когда поймешь пришедшее через него послание, сколь бы ни было оно неприятным в первый момент.

Ты можешь применять эту технику в тех случаях, когда поранишься. Ты говоришь тогда: «Я поранил себя физически; то есть я собирался нанести себе вред психически? Почему мне захотелось пораниться? Чтобы наказать себя за что-то? В чем же я могу себя обвинить или уже обвиняю?» Задавая эти вопросы по горячим следам, ты будешь удивлен своими ответами.

Такая реакция, во всяком случае, лучше, чем колотить себя по лбу и ругаться: «Идиот! До каких же пор я буду себя калечить!» Что пользы в таком самоунижении? Если же ты найдешь связь между травмой и какой-то внутренней твоей проблемой, то увеличишь шансы на ее спокойное и гармоничное решение.

Я сама не раз переживала подобные инциденты и пришла к выводу, что выздоравливаю быстрее, когда нахожу связь между физической травмой и моими внутренними чувствами и заботами. Конечно же, принятие является частью процесса выздоровления. Если хорошо подумать, такая линия поведения несет в себе много преимуществ.

Научиться не судить и не осуждать — в этом тоже заключен смысл нашего пребывания здесь.

Большинство людей считают, что они достигнут высшего состояния на Земле, если научатся все делать, говорить и думать в соответствии с человеческими представлениями о совершенстве. Наоборот! Мы достигнем его, когда будем в состоянии дать себе право быть такими, какие мы есть, и прожить весь свой опыт, не пытаясь его судить.

Следовательно, не забывай: если некий опыт не принес тебе ожидаемых результатов, ты должен просто признать, что такого рода опыт для тебя не очень подходит. И тогда остается принять решение не переживать его больше, а посмотреть, ни в чем себя не осуждая, какие элементы этого опыта следует отбросить, а какие использовать, чтобы получить новые результаты.

Читая Евангелия, мы можем заметить, что Иисус неоднократно констатировал, что некоторые люди — лжецы, воры и т. п. Он видел их и признавал их такими, какими они были, не потому, что сам был лжецом или вором, а потому, что просто принимал любые способы существования. Он любил себя и любил других безусловной любовью. Чем больше ты будешь использовать такой подход, тем больше будет у тебя сочувствия к себе и к другим людям. Когда ты будешь наблюдать чье-то поведение и это не заставит тебя копаться в себе, значит, ты приемлешь эту часть себя.

Меня часто спрашивают: «Когда я научусь делать зеркало и принимать людей такими, как они есть, станет ли мне легко и приятно со всеми, поскольку я их больше не буду судить?» Если ты принимаешь людей и сочувствуешь им, то это вовсе не означает, что тебе обязательно нужно общаться с людьми, чье поведение противоречит твоим представлениям.

Если тебе не доставляет удовольствия общество человека, которому нравится злословить и который не способен быть счастливым в собственной жизни, ты можешь преспокойно избегать его, просто констатируя его страдания. Ты не судишь его, ты только констатируешь, что его настоящие страдания таковы, что он не может быть счастливым. Твой выбор, твое решение не бывать в его компании не обязательно должны вытекать из суждения и осуждения его с твоей стороны.

Рассмотрим для сравнения ситуацию с курильщиками. Если ты не любишь вдыхать табачный дым и не любишь, когда твоя одежда пропитана запахом табака, то можешь сделать свой выбор и не бывать в комнате, где собираются курильщики. Ты их не судишь и не осуждаешь, ты только констатируешь, что некоторые люди любят сигары, а ты не любишь.

В заключение этой главы я предлагаю тебе ежедневно в течение недели записывать некий пример поведения, который тебя раздражает, а также иной, который тебя восхищает. В конце недели выбери время и сделай зеркало, используя все описанные выше приемы.

Запиши также свои впечатления от этого эксперимента. Если тебе станет не очень приятно, пересмотри каждый этап, быть может, ты где-то ошибался.

Когда научишься переживать все эти этапы, полностью принимая их, ты почувствуешь в себе гармонию и новую энергию. У тебя появится такое чувство, как будто ты получил прекрасный подарок!