На главную

Рубинштейн С. Я. Психология умственно отсталого школьника:

Содержание

Введение

Предмет психологии умственно отсталого ребенка. Место этой дисциплины в ряду других смежных дисциплин.

Психология умственно осталого ребенка — это одна из отрас-лей психологии, которая изучает специальный объект — ученика вспомогательной школы. Поэтому ее иногда называют специаль-ной психологией. Студенты-дефектологи изучают разные курсы специальной психологии, соответствующие их специальности. Так, например, сурдопедагоги изучают психологию глухого ребен-ка. Курс специальной психологии для олигофренопедагогов — пси-хология умственно отсталого ребенка. Этот курс основывается на данных общей психологии, но существенно от нее отличается. Об-щая психология изучает психические процессы и свойства личнос-ти взрослого нормального человека, а предмет изучения специаль-ной психологии для олигофренопедагогов — своеобразие психиче-ского развития умственно отсталого ребенка.

Какова бы ни была причина умственной отсталости ребенка, как бы тяжела ни была болезнь его нервной системы (даже если болезнь прогрессирует), наряду с распадом происходит и разви-тие. При разных поражениях нервной системы развитие происхо-дит по-разному. Именно своеобразие психического развития ум-ственно отсталых детей, а также особенности развития разных групп этих детей являются предметом психологии умственно от-сталого ребенка.

Первая часть данного курса содержит разделы, которых нет в курсе общей психологии. Таковы, например, следующие разделы:

а) определение понятия “умственная отсталость”; б) развитие пси-хики умственно осталого ребенка; в) психологическая характерис-тика состава учащихся вспомогательных школ; г) патология выс-шей нервной деятельности умственно отсталых детей; д) методы экспериментально-психологического исследования детей.

Вторая и третья части курса строятся аналогично курсу общей психологии. Но в то время как общая психология изучает психи-ческие процессы (ощущения, восприятия, память, мышление) взрослого нормального человека, в данном курсе (вторая часть) изучаются особенности ощущений, восприятий, памяти, мышления и других психических процессов умственно отсталого ребенка. Точно так же в третьей части излагаются особенности эмоцио-нально-волевой сферы, характера, личности умственно отсталого ребенка.

Психология умственно отсталого ребенка граничит с рядом смежных дисциплин и частично использует их данные. Прежде всего она тесно связана с детской психологией, изучающей осо-бенности психического развития детей на разных возрастных эта-пах: младенчество, преддошкольный и дошкольный возраст, млад-ший школьный, подростковый и юношеский возраст. Чтобы лучше изучить особенности психического развития умственно отсталого ребенка, необходимо сравнить его с нормальным сверстником. По-этому психология умственно отсталого ребенка использует данные детской возрастной психологии. На настоящем этапе развития специальной психологии накоплены главным образом сведения об умственно отсталом школьнике. В дальнейшем же, разумеется, предстоит подробно изучить и другие возрастные этапы.

Важнейшее значение для понимания особенностей психическо-го развития умственно отсталых детей имеет правильное понима-ние проблемы происхождения и развития психики, изучаемой об-щей и детской психологией.

Вторая смежная с психологией умственно отсталого ребенка дисциплина — это детская психиатрия, изучающая различные за-болевания психики ребенка, их причины, проявления, последствия и методы лечения. Из детской психиатрии можно почерпнуть мно-го полезных сведений об особенностях психики детей, перенесших те или иные заболевания нервной системы. Однако предметы изу-чения обеих этих наук существенно отличаются. Психология ум-ственно отсталого ребенка изучает особенности и закономерности психического развития ребенка, перенесшего болезнь или ее при-ступы, а детская психиатрия изучает причины, закономерности протекания и методы лечения самой болезни. Проще говоря, врач-психиатр интересуется тем, почему ребенок заболел, каково его состояние, как его вылечить, а педагог и психолог думают о том, как этого перенесшего болезнь ребенка воспитать, обучить, под-готовить к участию в трудовой жизни. Но чтобы воспитывать и обучать, педагог и психолог должны знать, каковы последствия той или иной болезни, т. е. знать детскую психиатрию.

Очень важно дефектологам-олигофренопедагогам учитывать основную тенденцию современной советской психиатрии детского возраста к максимальной дифференциации психически неполноцен-ных детей по этиологическим признакам, т. е. по причинам, а так-же по формам течения заболеваний.

Учащиеся вспомогательных школ вовсе не представляют собой

однородной массы обучаемых олигофренов. Современная психиат-рия различает множество разных форм олигофрении. Кроме того, во вспомогательных школах обучаются (и должны обучаться) многие дети не олигофрены, т. е. такие, у которых умственная отсталость возникла в результате различных видов заболеваний головного мозга, перенесенных в дошкольном возрасте. Глубокое знание этих различных групп умственно отсталых детей помогает найти дифференцированные пути коррекции и компенсации пато-логии их психического развития. Индивидуальный подход при обу-чении и воспитании психически неполноценных детей, понимание их особенностей и поиски соответствующих методов воспитания и обучения просто немыслимы без знания психиатрии детского воз-раста. В последние два-три десятилетия содружество детской пси-хиатрии и дефектологии по ряду причин несколько ослабело. Оно должно быть восстановлено молодыми кадрами.

Наиболее тесная связь и взаимозависимость имеется между психологией умственно отсталого ребенка и олигофренопедагоги-кой. Как известно, олигофренопедагогика изучает содержание и методы воспитания и обучения умственно отсталых детей. Но чтобы знать, чему обучать, и найти наилучшие методы и приемы воспитания и обучения, олигофренопедагогу необходимо знать осо-бенности психики учеников вспомогательной школы, т е. знать психологию умственно отсталых детей.

Необходимость индивидуального подхода к умственно отсталым детям при их обучении и воспитании очень велика. Так, напри-мер, при плохом усвоении материала одному ученику можно пред-ложить дополнительные занятия, а другому можно посоветовать больше отдыхать. Анализируя ошибки учащихся, допускаемые ими в письменных работах, нужно уметь отделить ошибки, обусловлен-ные недостаточным усвоением правил орфографии, от ошибок, обусловленных последствиями болезни (бывают и такие, как это видно из данных психологии). При определении размера домаш-них заданий и при повторении учебного материала необходимо знать особенности памяти умственно отсталых учащихся. Чтобы подготовиться к занятиям, возможно доходчивее объяснить новый учебный материал, подобрать наиболее подходящие наглядные пособия к уроку, следует учесть особенности восприятия умствен-но отсталых детей.

Многие непонятные на первый взгляд странности в поведении учеников (замкнутость, обидчивость, вспышки возбуждения, дур-ные привычки и т. д.) учитель может понять и устранить, зная особенности эмоционально-волевой сферы умственно отсгалых детей.

Практическое значение психологии умственно отсталого ребен-ка для учителей вспомогательных школ очень велико. Почти в каждом разделе своей работы олигофренопедагог использует по-лученные при изучении этого курса знания. Но связь психологии умственно отсталого ребенка с олигофренопедагогикой вовсе не носит одностроннего характера. Обобщая большой фактический

материал опыта учителей, характеризующий трудности обучения и воспитания учащихся вспомогательной школы, можно сделать выводы об особенностях психики этих учащихся. Так, например, выявляя специфические трудности усвоения речи, арифметики, профессиональных умений, можно с большой достоверностью ус-тановить различные особенности психического развития этих уча-щихся, уяснить, что именно лимитирует их дальнейшее развитие.

* * *

Воспитание и обучение умственно отсталых детей во вспомо-гательных школах — гуманное, благородное дело. Без специаль-ного воспитания и обучения эти дети могли бы стать беспомощ-ными, бесполезными инвалидами, а иногда и нравственными уро-дами. Школа дает детям необходимые знания и умения, способ-ствует преодолению либо компенсации нарушенных психических функций, стимулирует дальнейшее психическое развитие, помогает стать полноценными членами семьи и общества. Чтобы справить-ся с такими трудными задачами, учитель вспомогательной школы должен уметь понять внутренний мир ребенка, его стремления и реальные возможности. В этом ему может помочь знание психо-логии умственно отсталого ребенка.

Воспитание и обучение детей, психическое развитие которых затруднено из-за поражения головного мозга, требует особенно большого педагогического мастерства, особых, искусных методов. Поэтому изучение способов воспитания и коррекции недостатков этих детей оказывается иногда полезным для теоретического и методического углубления общей педагогики и психологии.