Российские школы заняли 29-е место в мировом рейтинге образовательных систем
Российские школьники знают математику не так уж хорошо, намного хуже финских и корейских - таков итог трехлетнего исследовательского проекта под названием "Международная программа оценки учащихся" (проект Организации экономического сотрудничества и развития (OECD). Организация опубликовала результаты серии тестов, показывающих уровень математических знаний 15-летних школьников из 41 страны мира. Всего проведенное исследование охватило 250 тысяч школьников.
Исследование проводится в трех направлениях: грамотность чтения, математическая грамотность и естественно-научная грамотность. Но каждые три года предпочтение отдается только одному из направлений. Ему уделяется две трети времени тестирования. В прошлый раз, в 2000 году, основным направлением исследования была грамотность чтения. В 2003 году (итоги именно этого исследования подведены на днях) упор был сделан на математику.
Общий вывод, к которому пришли проводившие опрос специалисты, заключается в том, что наилучшие показатели в учебе демонстрируют те школы, в которых налажены хорошие отношения между учениками и учителями, царит атмосфера высоких ожиданий и отдачи от учебы. В таких школах учащиеся, как правило, заинтересованы в учебе и готовы прикладывать значительные усилия для того, чтобы добиться хороших результатов.
В этом своеобразном рейтинге Россия заняла 29 место, уступив, в частности, Латвии (26-е место) и США (27-е место). Наилучшие результаты продемонстрировали подростки из Финляндии, Кореи, Канады, Гонконга и Нидерландов, наихудшие - школьники Бразилии и Туниса.
Для сравнения, Япония - на 8-м месте, Франция - на 16-м, Германия - на 22-м, Польша - на 24-м, сообщает Washington ProFile.
Удалось выяснить, что одной из причин провала стало сильное расслоение отечественной школьной системы. Если 20% российских школ (в первую очередь спецшколы, гимназии и лицеи) показали уровень знаний значительно выше среднего международного, то остальные учебные заведения оказались полностью не готовы к испытанию. Особенно "испортили" статистику сельские школы и ПТУ, пишет газета "Новые Извести".
Эксперты видят и другие причины: в первую очередь неспособность школьников решать реальные проблемы. "Мы давно уже не занимаем первых мест, - считает директор столичного Центра образования "Царицыно" N548 Ефим Рачевский. - Нас обогнали китайцы, американцы, корейцы. Все потому, что мы пользуемся собственными выдуманными мерилами и стандартами. Наше содержание - это архаичная "полнота" знаний и наукообразие. Зачем школьников пичкать программой 1-2 курсов мехмата или физфака? Гораздо разумнее развить их способности к восприятию, письменную, устную речь, математическую культуру и формировать информационную грамотность. Школа должна давать фундаментальные знания, чтобы ребенок смог применять их на практике. Это тестирование позволяет оценить не то, знает ли ребенок, что дважды два четыре, а то, как он этим знанием воспользуется. В нашей стране этому не учат. Отсюда и такие показатели".
"В Финляндии очень силен элемент гражданского соуправления, - говорит Ефим Рачевский. - Родители продуктивно вмешиваются в образовательный процесс. Они считают это своим правом, так как осознают себя налогоплательщиками. Естественно, они будут выступать против того, что их детям 4 часа в неделю преподают, например, "Тюменеведение" и азы непонятной экономики. И добьются своего. А в России чуть ли не половина выпускников средних общеобразовательных школ, успешно сдавших химию, физику и математику в вузы, не могут быть зачислены на первый курс потому, что получили "двойки" по русскому языку. Из-за этого некоторые вузы теперь ставят по русскому языку "зачет-незачет", иначе они останутся без абитуриентов. Получается, что дети в школе учат безумное количество правил русского языка, а эффект равен нулю. Так кого школа должна готовить: лингвистов или все-таки функционально грамотных детей?"
Впрочем, значительная часть российского образовательного сообщества отнеслась к результатам исследования довольно скептически. "В эти удручающие факты я не верю. От этих тестов и программ дурно пахнет, - считает член-корреспондент Российской академии образования, директор Центра образования N109, заслуженный учитель России Евгений Ямбург. - То, что за границей плохо учат математике, мне вполне ясно. Я хорошо представляю себе уровень, допустим, американских детей. И знаю уровень наших детей. Так что все эти исследования - один сплошной большой знак вопроса".
Кстати, четыре года назад Германия заняла на этих тестах 21-е место. Тогда немцы посчитали это "национальным позором". Правда, ученые, так же как и в России, говорили о необъективности подсчета, о неправильных критериях исследований. Тем не менее профсоюз работников образования и науки провел целую серию массовых акций, потребовав изменить отношение властей к школам, провести анализ сложившейся ситуации и внести соответствующие коррективы в учебные программы и управление образованием. Немцы отправляли целые делегации учителей в Финляндию, чтобы "перенимать передовой опыт". В результате в последнем исследовании Германия значительно улучшила свои позиции, выучив урок PISA. Россия же продолжает числиться "двоечницей".
Россияне недовольны качеством образования
По данным опроса общественного мнения, проведенного в августе этого года Аналитическим центром Юрия Левады, только 37% россиян верят, что могут получить хорошее образование в России, 60% думают, что это невозможно (или скорее невозможно).
При этом доля тех, кто считает, что качественное обучение важно для будущей карьеры человека, в последние годы даже растет. В 1996 году так полагали 53% россиян, для 20% это не имело никакого значения или было несущественно. А в этом году 62% хотели бы, чтобы их дети учились хорошо, не важно это было только для 12% населения.
По данным Фонда "Общественное мнение", 46% россиян полагают, что качество образования сейчас, по сравнению с советскими временами, стало хуже, осталось таким же - 15%, стало лучше - 19%. Остальные затруднились ответить. Но при этом 45% этих же самых людей уверены, что там, где они живут, хороших школ все-таки осталось больше, чем плохих. Противоположной точки зрения придерживаются только 20% россиян.