Люди врут больше по телефону
Технологии коммуникации не равны между собой по способности нести правду. Первое исследование, сравнившее уровень честности в разных коммуникационных средах, показало, что люди по телефону врут в два раза чаще, чем по e-mail. Это может быть связано с тем, что слово написанное - в отличие от произнесенного - может обернуться против того, кто это сделал.
Джефф Хэнкок из университета Корнуолла (США) попросил 30 студентов в течение недели вести дневник своего общения. Они должны были отмечать число телефонных переговоров и отправлений электронной почты, указывая, сколько раз им пришлось сказать неправду. Затем исследователь рассчитал количество вранья для каждой среды общения. Оказалось, что испытуемые врали в 14% e-mail'ов, 21% сообщений ICQ, в 27% разговоров лицом к лицу и 37% телефонных разговоров.
Эти результаты удивили психологов. Многие ожидали, что больше всего должны обманывать по e-mail - ведь поскольку врать неприятно, обманщики должны лучше чувствовать себя на расстоянии. Другие предполагали, что больше врать должны в общении с глазу на глаз, потому что люди наиболее привычны к этой форме коммуникации. Но Хэнкок показал, что для людей более важно, фиксируется ли разговор, и происходит ли он в реальном времени. Люди опасаются обманывать, когда знают, что разговор может позже быть использован против них, Вот почему по почте говорят неправду меньше, чем по телефону. Кроме того, люди более склонны врать в режиме реального времени - по ICQ или телефону - чем когда у них есть время подумать над ответом. Он показал, что часто обман - это спонтанный ответ на неожиданный вопрос, например "Тебе нравится мое платье?".