Самоубийство - лучший антидепрессант
Употребление подростками антидепрессантов последнего поколения ведет к увеличению числа самоубийств среди пациентов этой возрастной группы. К такому выводу пришли в ходе расследования федеральные эксперты в США. Американские и британские врачи уже получили рекомендацию не выписывать подобные препараты несовершеннолетним пациентам. Это угрожает бизнесу крупнейших западных фармацевтических компаний.
Все началось с того, что эксперты Управления по санитарному надзору за качеством пищевых продуктов и медикаментов США сделали открытие. Оказывается, несовершеннолетним пациентам выписываются миллионы рецептов на прием антидепрессантов. До сих пор подросткам разрешалось принимать только один "Прозак" (компании Eli Lilly). Но формально правила не запрещали врачам выписывать детям и другие подобные препараты.
Теперь выясняется, что существует определенная связь между приемом антидепрессантов и ростом риска суицидального поведения у принимающих препарат подростков. Действительно, сами разработчики подобных лекарств не скрывают того, что прием данных препаратов имеет побочные явления, указывая в показаниях к применению необходимость постоянного контроля за больным "из-за риска самоубийства".
Опасения экспертов усилились после того, как они получили материалы исследования последствий приема малолетними пациентами препарата "Паксил" (компании GlaxoSmithKline). После этого федеральные органы США потребовали от четырех фармацевтических компаний - крупнейших производителей антидепрессантов Eli Lilly, Wyeth (препарат "Эффексор"), GlaxoSmithKline и Pfizer ("Золофт") опубликовать любые, даже закрытые, результаты исследования последствий приема этих препаратов детьми и подростками.
Годовой оборот американского рынка лекарств, лечащих "душевные" расстройства, оценивается в $49 млрд., из них антидепрессанты занимают долю около $17 млрд. Хотя предупреждение разослано лишь четырем компаниям, эксперты лондонского Центра исследования мировых рынков считают, что расследование и последующие за ним новые ограничения однозначно ударят и по бизнесу других, более мелких участников американского рынка антидепрессантов - Forest Laboratories (препарат "Селекса"), Bristol-Myers Squibb ("Серзон"), Akzo Nobel ("Ремерон") и Solvay ("Лювокс").
В США антидепрессанты - постоянный спутник домашних аптечек и дамских сумочек. В России культура применения лекарственных препаратов для борьбы со стрессами и депрессиями развита слабо. Россияне больше привыкли бороться с депрессией хорошо известными "народными" средствами. Самые продвинутые все же идут к психологу, однако те не имеют права выписывать подобные лекарства. Психиатры же предпочитают предписывать более действенные транквилизаторы. Как рассказали "Известиям" в Центре маркетинговых исследований "Фармэксперт", динамичному развитию рынка антидепрессантов в России препятствует именно рецептурный характер их применения. Подавляющая часть продаж антидепрессантов приходится на госпитальные закупки. Продажи их на рынке растут слабо, несмотря на маркетинговые усилия иностранных компаний, на долю которых приходится до 85% рынка объемом $15.5 млн.