Лебедько О.В. Путь Женщины и миф об Ариадне // Психология.Пермь. – 2010. - №19. с 61
Ариадна - в греческой мифологии дочь критского царя Миноса и Пасифаи, внучка солнца Гелиоса. Когда Тесей был со своими спутниками заключён в лабиринт на Крите, где обитал чудовищный Минотавр, Ариадна, влюбившись в Тесея, спасла его. Она дала ему клубок нити (“нить Ариадны"), разматывая который, он нашёл выход из лабиринта. Ариадна бежала тайно с Тесеем, обещавшим на ней жениться. Она была очарована Тесеем ещё во время игр в память её брата Андрогея, устроенных Миносом. Застигнутый бурей у острова Наксос, Тесей, не желая везти Ариадну в Афины, покинул её, когда она спала. Бог Дионис, влюблённый в Ариадну, похитил её и на острове Лемнос вступил с ней в брак. Когда боги справляли свадьбу Ариадны и Диониса, то Ариадна была увенчана венцом, подаренным горами и Афродитой. С помощью этого светящегося венца работы Гефеста спасся из тёмного лабиринта Тесей. Этот венец был вознесён Дионисом на небо в виде созвездия.
Миф об Ариадне был чрезвычайно популярен в античном искусстве, о чём свидетельствуют многочисленные вазы, рельефы римских саркофагов и помпейские фрески (сюжеты: «Ариадна, вручающая Тесею нить», «спящая Ариадна», «Тесей, покидающий Ариадну», «Дионис, обнаруживающий спящую Ариадну», «шествие Диониса и Ариадны). В эпоху Возрождения художников привлекали сюжеты: «боги вручают Ариадне звёздный венец» и «триумф Диониса и Ариадны». «Кроме того, Ариадну изображали во главе процессии менад, почитательниц Диониса, танцующих экстатический танец. Согласно Плутарху, танец походил на сумасшествие, с провозглашением пророчеств и применением тайных знаний. Танцующее тело включается в ритуал, соединяющий в себе индивидуальное и трансперсональное. Именно через эротический экстаз происходит осознание духовной глубины» [Ненси Куоллз-Корбетт «Святая проститутка», 2010 «Класс»].
В чем же смысл этого мифа? И что символизируют в нашем внутреннем мире его действующие лица? Ариадна, воплощающая собой юную женственность, влюбляется в Героя, фактически посвящает ему себя. Но Тесей как яркий представитель Героического мифа, видит в ней только средство для достижения собственных целей. Он по сути своей не способен искренне интересоваться кем-то кроме себя. Здесь я хочу процитировать Иммануила Канта: «Обращаться с человеком как с вещью, как с чем-то, что можно использовать лишь для достижения наших целей, означает совершать насилие над его человеческой сущностью». Именно это видится мне как одна из основных примет нашего времени – видение в Другом не цель, а средство. Дионис, пожалуй, единственный из Олимпийских богов, не отрицающий феминность, принимающий ее, не боящийся близости – «бог без кожи». Именно в браке с Дионисом Ариадна становится женщиной, раскрывает собственные глубины.
Связь с Героем – Тесеем в этом мифе помогает освободиться женщине от идентификации с ролью «папиной дочки», освободиться от уз отцовского мира. Но длительное застревание в Героическом мифе чревато потерей женщины связи со своей феминностью. А брак с Дионисом и является инициацией, позволяющей женщине осознать и прочувствовать свою глубинную внутреннюю силу. То есть, если вернуться к исследованию этого мифа в контексте внутреннего мира, то можно увидеть, что для единения «внутреннего мужчины» и «внутренней женщины» в союз, раскрывающий их потенциал и при этом не размывающий их индивидуальности, мужчине необходимо претерпеть трансформацию от Героя к Мистику, чьими целями являются не достижения, а постижение и слияние, а женщине последовательно прожить, максимально прочувствовать все этапы – инициации, описанные мифом об Ариадне.
Бакалавр психологии О.В. Лебедько
[email protected]